Научная статья на тему 'К вопросу организации консалтинговой деятельности в условиях информационной экономики'

К вопросу организации консалтинговой деятельности в условиях информационной экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
461
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНСАЛТИНГ / ДЕЛОВЫЕ УСЛУГИ / ИНФОРМАЦИЯ / ИНФОРМАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА / УПРАВЛЕНИЕ ЗНАНИЯМИ / CONSULTING / BUSINESS SERVICES / INFORMATION / INFORMATION ECONOMY / KNOWLEDGE MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кантор В.Е., Степанов Д.А.

В статье рассматриваются основы успешной организации рыночной деятельности и принятия управленческих решений. Для достижения этой цели предлагается использовать услуги консалтинговых организаций. Указывается на развитие консалтинговой деятельности в новых экономических условиях условиях информационной экономики. Рассматриваются определения консалтинговой деятельности, её особенности, а также выявление дополнительных конкурентных преимуществ и увеличение потенциала консалтинговой деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article covers the basics of successful organization of the market activity and managerial decision-making. To achieve this objective, it is suggested to use services of consulting companies. The author emphasizes that consulting activities develop in the new economy the information economy. Definitions of consulting activities, specific features of consulting activities, as well as the identification of competitive advantages and the increase of the consulting activities potential are considered.

Текст научной работы на тему «К вопросу организации консалтинговой деятельности в условиях информационной экономики»

УДК 338.24

Кантор В. Е., Степанов Д. А.

К вопросу организации консалтинговой деятельности в условиях информационной экономики

В статье рассматриваются основы успешной организации рыночной деятельности и принятия управленческих решений. Для достижения этой цели предлагается использовать услуги консалтинговых организаций. Указывается на развитие консалтинговой деятельности в новых экономических условиях -условиях информационной экономики. Рассматриваются определения консалтинговой деятельности, её особенности, а также выявление дополнительных конкурентных преимуществ и увеличение потенциала консалтинговой деятельности.

Ключевые слова: консалтинг, деловые услуги, информация, информационная экономика, управление знаниями.

ГРНТИ: Экономика/Экономические науки: 06.75 Экономические проблемы организации и управления хозяйством страны.

Kantor V. E., Stepanov D. A.

On the issue of organizing the consulting activity for formation

of the information economy

This article covers the basics of successful organization of the market activity and managerial decision-making. To achieve this objective, it is suggested to use services of consulting companies. The author emphasizes that consulting activities develop in the new economy - the information economy. Definitions of consulting activities, specific features of consulting activities, as well as the identification of competitive advantages and the increase of the consulting activities potential are considered.

Key words: consulting, business services, information, information economy, knowledge management.

JEL classifications: M19, M29

Одной из необходимых составляющих успешной организации рыночной деятельности является принятие эффективных управленческих решений. Немаловажное значение для эффективности решения имеет сбор и анализ информации о состоянии рыночной

© Кантор В. Е., Степанов Д. А., 2016 © Kantor V. E., Stepanov D. A., 2016

среды и ее тенденциях. Кроме того, особую роль играет оценка внутренних показателей деятельности компании и определение перспектив и направлений ее развития. В условиях информационной экономики и динамично развивающейся окружающей среды принятие решений становится достаточно сложной задачей, так как требует определенного профессионального опыта руководителей и учета многих факторов, которые могут оказывать влияние на деятельность компании.

Подобная задача может быть решена посредством использования услуг консалтиновых компаний, деятельность которых направлена на предоставление квалифицированных советов и рекомендаций по организации различных направлений бизнеса. При этом, с одной стороны, консалтинг сам по себе представляет определенную сферу рыночной деятельности, которая обладает своей спецификой и особенностями ее организации. С другой стороны, в основе осуществления консалтинга лежит процесс предоставления услуги, что также требует определенного подхода в области выбора соответствующих технологий и методологии.

Эволюция консалтинга уже достаточно подробно раскрыта как в научной и специальной литературе, так и достаточно большое количество аналитических обзоров представлено в Интернет. Много публикаций на тему управленческого и маркетингового консалтинга у таких отечественных специалистов, как И.А. Аренкова, М.Н. Руденко, И. Березина, М. Делягина, А.П. Посадского, О.К. Трофимова, Э.А. Уткина и многих других [1; 6; 8; 11]. Исследователи отмечают, что становление и развитие консалтинга связано с развитием машинного производства и усилением конкуренции. По мере усложнения большинства бизнес-процессов и технологий, развития экономики, усиления значения потребителя, коммуникаций консалтинг получал все большую востребованность и популярность. Отмечается, что первыми консультантами являлись признанные во всем мире специалисты в области научной организации труда, организации производства, управления Фредерик Тейлор, Гаррингтон Эмерсон и Артур Д. Литтл [14].

Консалтинг можно рассматривать, с одной стороны, как самостоятельный вид профессиональной предпринимательской деятельности. С другой стороны, консалтинг является элементом или составной частью деловой инфраструктуры по отношению к различным иным секторам экономики и функционирующим компаниям независимо от их размера, формы собственности и вида деятельности. Именно с этих позиций чаще всего рассматриваются теоретические, научные и практические аспекты консалтинга.

Постепенно формируются его новые направления и разновидности. Однако, несмотря на обширное количество имеющихся пуб-

ликаций, делать вывод о том, что исследования в этом направлении закончатся, является преждевременным. Отсутствует общепринятая интерпретация понятия «консалтинг», недостаточно проработаны вопросы взаимодействия консалтинговых организаций и потребителей их услуг, формы и методы консалтинга. Кроме того, постоянно происходят изменения: появляются новые бизнес-модели, меняются технологии и в первую очередь информационно-коммуникативные, осуществляются структурные изменения в самом бизнесе и в основных бизнес-процессах компаний. Все это развивает и качественно совершенствует саму консалтинговую деятельность.

В специальной литературе по вопросам консалтинга достаточно много внимания уделяется методам и подходам к реализации консалтингового проекта, рассматривается специфика различных видов консалтинга (финансы и аудит, менеджмент, 1Т и др.), раскрываются причины обращения к консультантам и пр. [2; 3]. Существенно меньше внимания авторы и специалисты обращают внимания на экономические и иные процессы, которые происходят в индустрии консалтинга. Для консалтинга, как и для прочих отраслей экономики, характерны конкуренция, слияния и поглощения, актуальными становятся проблемы удовлетворения клиентов и т. п.

В динамично меняющихся условиях возникает необходимость и переосмысления консалтинга, его роли в условиях формирующейся новой экономики, основанной на знаниях, информации и компетенциях.

Чаще всего консалтинг отождествляется с консультированием, т. е. оказанием профессиональной помощи в решении возникающих проблем, связанных с тем или иным аспектом деятельности. Если исследуемым видом деятельности является бизнес, то мы имеем отношение с бизнес-консультированием или консалтингом в сфере бизнеса.

Можно выделить два основных вида классификации консалтинговых услуг [6]. Более широкую популярность получила попредмет-ная (функциональная) классификация, базирующаяся на традиционном определении функций управления. Вторая, методологическая, классификация в основном ориентирована на профессиональную деятельность экспертов, консультантов и учитывает методы их работы.

Существуют три основных метода, которые реализуются в консалтинге: экспертное, процессное и обучающее.

На практике обе эти классификации применяются вместе, так как необходимо принимать во внимание оба существующих подхода, отдавая преимущество первому и дополняя его и другими деловыми услугами.

Например, Европейская федерация ассоциаций консультантов по экономике и управлению (РЕДКО) выделяет восемь основных групп консультационных услуг [13]: общее управление; деятельность администрации; финансовое управление; управление кадрами; маркетинг и сбыт; производство; информационная технология; специализированные услуги.

Следует отметить, что, несмотря на столь развернутый перечень основных видов консалтинговых услуг, постоянно появляются новые востребованные рынком услуги, меняется структура предоставляемых услуг, изменяется их приоритет. Подобное можно объяснить не только видоизменением проблем бизнеса, но и происходящими экономическими процессами.

Все это привело к тому, что, во-первых, увеличивается сам спектр деловых консалтинговых услуг; во-вторых, сектор консалтинговых услуг развивается опережающими по сравнению с другими сферами профессиональной деятельности общества темпами.

Одновременно следует сделать вывод, что рынок консалтинговых услуг в России уже в должной мере является структурированным. Структурирование рынка характеризуется не только количеством функционирующих деловых субъектов, но и потребителями их услуг, частотой обращения, уровнем последующих контактов, входными барьерами, емкостью рынка и рядом других показателей.

Для определения сущности, содержания и специфики консалтинга в условиях формирования информационной экономики необходимо проанализировать базовые понятия в предметной сфере. Изучение специальной литературы [1; 5] позволяет выявить эти понятия и дать их сущностную, содержательную и экономическую интерпретацию.

Преимущественно наиболее часто используются термины: консалтинг, консультирование и консультант. Изначально необходимо сделать определенную ремарку: нам представляется, что понятия «консультирование» и «консалтинг» следует рассматривать как синонимы, так как консультирование, являясь родовым по отношению к разным видам предоставления помощи (медицинское, психологическое, маркетинговое консультирование), имеет как общие, так и специфические, характеристики и особенности. Общим для всех видов консультирования является оказание помощи, содействие в решении проблемы заказчика. Специфическим является способ предоставления услуги или процесс, его продолжительность, временные характеристики, взаимосвязи, количество субъектов, участвующих в процессе принятия решения и, наконец, специфика сферы приложения и способ реализации результатов. Из этого следует, что консультирование является активным процессом, который связан не только с оказанием некой помощи, но и с участием в принятии ре-

шения.

Управленческий консалтинг, который относится к предмету исследования, как и многие другие бизнес-понятия, появился и стал активно использоваться в нашей стране в конце 80-х гг., т. е. сразу с проведением крупномасштабных экономических реформ и либерализацией большинства видов экономической деятельности.

В литературе имеется и иное понимание, например, Н.О. Токмакова считает, что консультирование - совместная работа консультанта и клиента при разработке и внедрении новшеств. Консалтинг она определяет как помощь руководителям фирм при разработке комплексных и системных решений проблем, связанных с организацией управления сложными системами в различных сферах деятельности [9]. Эти определения вызывают больше вопросов, чем понимания. Консультирование может быть не только в инновационной сфере или деятельности. Оно может осуществляться и в рамках повседневной оперативной деятельности организации. Не ясно, почему речь идет об организации управления сложными системами. Ведь консалтинг может осуществляться не по комплексным и сложным процессам, т. е. нам представляется, что «сложные системы» в данном случае надуманные и усложняют понимание материала. Из авторского определения следует, что консалтинг есть результат процесса консультирования. А это в принципе не так, потому что разрывать несколько процессов неправильно, поскольку они представляют собой единое целое.

В любом случае продуктом консалтинга является услуга. Принципиальным отличием материального продукта от услуги, которое влияет и определяет специфику продукта консалтинговой деятельности, является следующее обстоятельство: создание многих услуг совпадает с их потреблением во временном и пространственном отношении. За счет этого происходит интеграция циклов «производство - потребление». Это явление обусловливает отсутствие осязаемых результатов производства услуг и затрудняет процесс потребительского выбора. Это свойство услуг чрезвычайно важно для консалтинга, так как обусловливает особую значимость коммуникативного элемента.

Давая определение услуге, Ф. Котлер [4] отмечает, что в экономическом смысле под услугами понимается любая деятельность, на которую имеется спрос. В этой связи услуги, как и любой другой товар, в своем внешнем проявлении выступают в качестве результирующей реакции предприятий, ориентированных на рыночный подход и организацию своей деятельности, на сложившуюся или прогнозируемую ситуацию на рынке.

Известно, что понятие «услуги» включает несколько десятков видов деятельности, продукция которой может быть определена как

услуга. В число услуг входят (по классификатору ООН) 160 её видов, разделенных на 12 основных разделов: деловые; услуги связи; строительные и инжиниринговые; дистрибьюторские; общеобразовательные; услуги по защите окружающей среды; финансовые, включая страхование; услуги по охране здоровья и социальные услуги; туризм и путешествия; услуги в области организации досуга, культуры и спорта; транспортные и др. [8].

Таким образом, консалтинг - деловые услуги, а управленческий консалтинг - часть консалтинговых услуг (рисунок).

Давая определение управленческому консалтингу (консультированию), многие специалисты изначально ссылаются на определение РЕДКО: «Предоставление независимых советов и помощи по вопросам управления, включая определение и оценку проблем и/или возможностей, рекомендации соответствующих мер и помощь в их реализации» [13].

в системе деловых услуг

Ви V | V V

этой, одной из основополагающих, дефиниций основной упор делается на трех основных составляющих: оценка текущей ситуации, определение путей решения проблемы, помощь в её решении. Либо происходит модификация этих составляющих: оценка текущей ситуации, определение способов развития, помощь в реализации. Эти два варианта, по сути, являются сторонами одной монеты, име-

ется в виду, если у компании-заказчика консалтинга имеются проблемы, то необходимо их решить. Вторая ситуация связана с выявлением способов и путей дополнительного роста или развития. Принято считать, что эти два подхода и характеризуют консалтинг. Рассмотрим еще несколько определений консалтинга, которые характеризуют разные взгляды на сущностные характеристики.

Большинство исследователей базируются на представленном выше определении. Так, известный отечественный специалист в области экономики и менеджмента Э.А. Уткин [11] приводит определение, к котором сделан акцент на помощи и рекомендации либо в решении имеющихся проблем, либо в развитии предприятий. Отличием определения является то обстоятельство, что решения вырабатываются совместно, т. е. консалтинговая услуга является продуктом взаимодействия консультанта и менеджмента компании в рамках определенной управленческой ситуации. Э.А. Уткин относит консалтинг к интеллектуальному виду деятельности. Это обстоятельство имеет существенное значение в рамках определения продукта консалтинговой деятельности.

Многие практикующие специалисты в целом соглашаются с этой точкой зрения. Однако существуют некоторые разногласия. Так, в книге [10] приводятся два определения консалтинга, данные руководителями отечественных офисов глобальных консалтинговых фирм. Соглашаясь с тем фактом, что консалтинг - это профессиональная помощь, специалисты расходятся во взгляде в части ответственности консультантов за реализацию проектов. Вопрос ответственности консультантов за конечные результаты проекта является весьма существенным. Многие консультанты и фирмы осуществляют авторский надзор и сопровождение, обеспечивая тем самым должное внедрение мероприятий, разработанных в проекте. Кроме того, в процессе внедрения могут возникнуть непредвиденные проблемы, что потребует дополнительных усилий. Безусловно, что советы и рекомендации, которые не поддерживаются при внедрении, тоже имеют право на жизнь, но их ценность существенно ниже. Консалтинговые фирмы заинтересованы в реализации своих проектов, так как это влияет на их репутацию и имидж.

К. Макхем [5] считает, что определение консалтинга заключается в содействии деятельности клиента и осуществляется за счет передачи последнему имеющихся знаний, навыков и опыта, т. е., как принято говорить в современном бизнесе, компетенций в сфере функционирования клиента. Можно предположить, что консультант должен обладать компетенциями либо в данном бизнесе (розничная торговля бытовой электротехникой), либо в процессах деятельности или функциональных сферах, например, маркетинговые коммуникации или отгрузка готовой продукции.

Известный отечественный специалист в области консалтинга А.П. Посадский предлагает следующее определение: «Консалтинг -это предпринимательская деятельность, осуществляемая профессиональными консультантами и направленная на обслуживание потребностей экономики и управления в консультациях и других видах профессиональных услуг» [6]. Далее автор отмечает, что отличием консалтинга от научно-внедренческой деятельности является предоставление интеллектуальных услуг. Из этого следует несколько существенных моментов: во-первых, консалтинг - предпринимательская деятельность, что предполагает получение прибыли; кроме того, в рамках осуществления предпринимательской деятельности в сфере консалтинга должна сформироваться соответствующая деловая инфраструктура, к которой следует отнести нормативно-правовые акты, профессиональные союзы и объединения, этические и деловые кодексы и т. д.; во-вторых, предпринимательская деятельность базируется на инновационном подходе, т. е. консалтинговые проекты и рекомендации должны генерировать для своих клиентов новые знания, идеи, подходы, способы решения проблем. При этом степень новизны может быть различной в зависимости от характера решаемой проблемы и целей проекта; в-третьих, продуктом консалтинга является предоставление интеллектуальных услуг.

В целом можно согласиться с мнением, высказанным в монографии И.А. Аренкова и М.Н. Руденко, что понятие «консалтинг (консультирование)» является обобщающим, отражающим общее направление данного вида деятельности и дифференцируется в зависимости от области применения (управление, маркетинг и т. п.) [8]. Они связывают консалтинг с реализацией процессного подхода и считают определенным видом деятельности, реализация которого основана на осуществлении процесса консультирования, направленного на совершенствование фирмы-клиента. Из определения следует, что в результате консалтинга передаются не только знания и опыт консультанта или оказывается какая-либо помощь, но, что самое главное, улучшается деятельность клиента консалтинговой фирмы.

Достаточно подробно характеризует сущность и содержание консалтинга С. В. Пятенко [7]. Он выделяет следующие основные его составляющие: профессиональная помощь менеджерам; консультанты выступают как совещательная инстанция; консультирование является независимым; оно не является панацеей от всего.

Если обобщить имеющиеся в литературе определения, то получим следующие точки зрения на консалтинг:

•высококвалифицированная помощь и содействие менеджменту компании, направленная на повышение эффективности работы

организаций, предоставляемая независимыми специалистами или экспертами, специализирующимися в определенной области бизнеса или компетенций;

•интерактивный процесс взаимодействия между консультантом и управленческим персоналом компании, результатом которого является определение путей и способов организационных изменений;

•интеллектуальная услуга, консультирование, предпринимаемое для помощи предприятию в исследовании конкретных ситуаций, принятии и реализации управленческих решений по устранению возникающих проблем;

•услуга, позволяющая клиенту получить рецепт для определения и исследования тех проблем, которые могут помешать организации в достижении главной цели, поставленной перед ней, а также определении возможностей бизнеса;

•предпринимательская деятельность на рынке деловых услуг, включающая соответствующую инфраструктуру.

Приведенные обобщения позволяют сделать вывод, что консалтинг должен основываться на перманентном взаимодействии внешнего консультанта с менеджментом и профильными специалистами компании и предоставлении последним определенной помощи в рамках предмета консалтинга.

При определении консалтинга следует сделать упор на трансформацию совместных знаний, опыта, информации и компетенций в новое качество, позволяющее генерировать и реализовывать комплекс управленческих решений в рамках выявленных проблем или перспектив.

Обобщая литературные источники, следует признать, что в современном бизнесе консалтинг должен осуществляться на основе непрерывного взаимодействия между консультантом и менеджментом компании потребителя консалтинговой услуги и предоставления независимой помощи или совета, в результате реализации этой помощи происходят позитивные изменения в предмете консалтинга.

В этом контексте можно дать авторское определение консалтинговой услуги - это процесс, который позволяет осуществлять взаимодействие между всеми субъектами предпринимательской деятельности, когда часть из них обеспечивает других необходимой информацией для создания и использования конкурентных возможностей, а также при решении существующих проблем или в формировании дополнительной ценности.

Основной (главной) целью консалтинговой деятельности как раз и является обеспечение клиентской базы такой необходимой информацией, которая позволяет решить проблемы экономического, управленческого и социального характера и принимать соответ-

ствующие решения для устранения возможных проблем, а также для формирования тактических и стратегических действий бизнеса в динамично развивающейся рыночной среде.

Необходимость в потреблении консалтинговых услуг появляется в условиях функционирования рыночных отношений и развития креативных, инновационных идей. Консалтинговая услуга - продукт совместной деятельности многих субъектов предпринимательской деятельности, в том числе клиента и исполнителя, которые на основе взаимодействия объединяют имеющиеся возможности для решения проблемы. То есть, говоря деловым языком, в современном бизнесе уже недостаточно просто предоставлять советы и оказывать помощь, ведь клиенты консалтинговых компаний нацелены на получение конечных экономических, маркетинговых, управленческих и иных результатов, которые бы позволяли получать определенные конкурентные преимущества и другие выгоды. Все это должно быть учтено при организации консалтинговой деятельности в условиях информационной экономики.

Список литературы

1. Аренков И.А. Теория и методология принятия маркетинговых решений на принципах бенчмаркинга. - СПб.: СПбГУЭФ, 2000.

2. Зильберман М. Консалтинг: методы и технологии. - СПб.: Питер, 2007.

3. Калянов Г.Н. Консалтинг: от бизнес-стратегии к корпоративной информационно-управляющей системе: учебник. - М.: Горячая Линия-Телеком, 2011.

4. Котлер Ф. Маркетинг-менеджмент: анализ, планирование, внедрение, контроль. - СПб.: Питер, 1999. - С. 541.

5. Макхем К. Управленческий консалтинг / пер. с англ. - М.: Дело и сервис, 1999. - 288 с.

6. Посадский А. П. Основы консалтинга: учебное пособие. - М.: ГУ ВШЭ, 1999. - С. 49-50.

7. Пятенко С. В. Организация работы аудитора и консультанта: учеб.-практ. пособие. - М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2001. - 376 с.

8. Руденко М.Н., Аренков И.А. Предпринимательство: развитие деловой инфраструктуры и консалтинга. - Пермь: Пресстайм, 2007.

9. Токмакова Н.О. Основы управленческого консультирования: учебно-практическое пособие. - М., МГУЭСИ, 2006. - 240 с.

10. Управленческий консалтинг. Путеводитель по рынку профессиональных услуг. - М.: Коммерсант ХХ1, Альпина Паблишер, 2002. -264 с.

11. Уткин Э.А. Консалтинг. - М.: ЭКМОС, 1998. - 256 с.

12. ICMCI Unifying Body of Knowledge Topic Definitions, ICMCI International Congress, Rome, 1993.

Интернет-ресурсы

13. www.feaco.org

14. www.rbc.ru/reviews/consulting/chapter01.shtml

References

1. Arenkov I.A. Teoriya i metodologiya prinyatiya marketingovy'x reshenii na printsipax benchmarkinga. St. Petersburg: SPbGUEF Publ., 2000.

2. Zil'berman M. Konsalting: metody' i tekhnologii. St. Petersburg: Izdatel'skii dom Piter Publ., 2007.

3. Kalyanov G.N. Konsalting: ot biznes-strategii k korporativnoi informatsionno-upravlyayushchei sisteme. Uchebnik. Moscow: Goryachaya Liniya-Telekom Publ, 2011.

4. Kotler F. Marketing-menedzhment: analiz, planirovanie, vnedrenie, kontrol'. St. Petersburg: Izd-vo Piter Publ, 1999. - 541 p.

5. Makkhem K. Upravlencheskii konsalting. Moscow: Izdatel'stvo "Delo i servis" Publ., 1999. - 288 p.

6. Posadskii A.P. Osnovy konsaltinga. Uchebnoe posobie. Moscow: GU VShE Publ., 1999, pp. 49-50.

7. Pyatenko S.V. Organizatsiya raboty auditora i konsul'tanta. Uchebno-prakticheskoe posobie. Moscow: ID FBK-PRESS Publ., 2001, 376 p.

8. Rudenko M.N., Arenkov I.A. Predprinimatel'stvo: razvitie delovoi infrastruktury i konsaltinga. Perm': Izdatel'skii do «Presstaim» Publ., 2007.

9. Tokmakova N.O. Osnovy upravlencheskogo konsul'tirovaniya. Uchebno-prakticheskoe posobie. Moscow, MGUESI Publ., 2006, 240 p.

10. Upravlencheskii konsalting [Management consulting]. Putevoditel' po rynku professional'nykh uslug. Moscow, Kommersant ХХI, Al'pina Pablisher Publ., 2002, 264 p.

11. Utkin E.A. Konsalting. Moscow, EKMOS Publ., 1998, 256 p.

12. ICMCI Unifying Body of Knowledge Topic Definitions, ICMCI International Congress, Rome, 1993.

Internet resources

13. www.feaco.org

14. www.rbc.ru/reviews/consulting/chapter01.shtml

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.