Степанов Д.А.
ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ И ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ БИЗНЕС-СУБЪЕКТОВ
Аннотация. В статье рассматриваются основы успешной организации рыночной деятельности и принятия управленческих решений. Для достижения этой цели предлагается использовать услуги консалтинговых организаций. Указывается на развитие консалтинговой деятельности в новых экономических условиях - условиях информационной экономики. Рассматриваются определения консалтинговой деятельности, особенности консалтинговой деятельности, а также выявление дополнительных конкурентных преимуществ и увеличения потенциала консалтинговой деятельности.
Ключевые слова. Консалтинг, деловые услуги, бизнес-субъекты, информация, информационная экономика, конкурентные преимущества, управление знаниями.
Stepanov D.A.
INFLUENCE OF THE INFORMATION ECONOMY ON THE ECONOMIC BEHAVIOUR OF BUSINESS ENTITIES
Abstract. This article covers the basics of successful organization of market activity and managerial decision-making. To achieve this objective, it is suggested to use the services of consulting organizations. Indicates the development of consulting activity in the new economy - an information economy. Discusses the definition of consulting activities, especially consulting activities, as well as the identification of competitive advantages and increase the potential consulting activities.
Keywords. Consulting, business services, business subjects, information, information economics, competitive advantage, knowledge management.
Одной из предпосылок, определяющих процесс данного исследования, является отнесение консалтинга к рынку деловых услуг. Результат этой деятельности - создание специфического интеллектуального продукта, который приносит ценность для потребителя этой услуги. Другой вывод определяет необходимость организации тесного взаимодействия между различными бизнес-субъектами, что и является определяющим в процессе получения исключительной ценности. Следствием полученных положений является необходимость оценки экономического поведения хозяйствующих субъектов в период формирования новой экономики. Эта оценка необходима для того, чтобы понимать суть происходящих позитивных или негативных явлений, которые предопределяют конкурентоспособность консалтинговых фирм.
Формирование и развитие информационной экономики предопределило возможности получения новых или дополнительных конкурентных преимуществ консалтинговыми фирмами. Для подтверждения или опровержения данной гипотезы необходимо изначально определить сущность этой «новой экономики», а затем выявить те изменения, которые следует использовать консалтинговым фирмам для своего развития. Так, в научной литературе понятия «информационная экономика» и «информационное общество» стали использоваться достаточно давно. Однако заметное влияние на
ГРНТИ 06.39.31 © Степанов Д. А., 2017
Степанов Денис Александрович - аспирант Санкт-Петербургского государственного экономического университета.
Контактные данные для связи с автором: 191014, Санкт-Петербург, Радищева ул., 17-19 (Russia, St. Petersburg, Radischeva str., 17-19). Тел.: 8 (921) 999-82-22. E-mail: 9998222@mail.ru.
структуру производства, организацию бизнес-моделей и процессов начали оказывать сравнительно недавно. Одной из причин более активного развития следует считать широкое распространение Интернет и иных информационно-коммуникативных технологий, что позволило полнее использовать внешние ресурсы.
Понятие «информационная экономика» чаще всего, по мнению Корнейчука Б.В., применяется в двух направлениях. Это, во-первых, современная стадия развития экономики страны, когда преобладающую роль начинает играть информационный продукт. Во-вторых, это теория экономического развития общества на современном этапе [2]. В условиях существования, функционирования информационной экономики основное внимание уделяется применению такого ресурса, как информация, знания, и от того, как этот ресурс образуется, обрабатывается, хранится и используется, зависят темпы и уровень производства национального продукта [3].
Несмотря на то, что представленные определения не совсем корректны, их в целом можно принять за основу, т.к. они отражают основную, сущностную характеристику современного периода развития - основным производственным ресурсом постепенно становится информация (знания). Данный тезис вполне соответствует взглядам П. Дракера, который говорит о переходе на современном этапе развития мирового хозяйства от принципов и тенденций индустриальной экономики к новой экономической системе, системе, которая соответствует постиндустриальной (информационной) эпохе, основанной на использовании знаний и информации, как основных ресурсов предпринимательской деятельности; преодолении традиционных взглядов на основные экономические категории и законы, процессы, происходящие в экономике; глобализации основных экономических и социальных процессов [1].
Знания для консалтинговой фирмы экономически значимы лишь в том случае, если они способствуют достижению поставленных целей, что возможно только при ориентации знаний на действие в прямой или косвенной форме. Прямая форма ориентации означает, что носитель знания в состоянии преобразовать его в конкретные действия, которые ведут к достижению собственных или организационных целей. О косвенной форме ориентации говорят тогда, когда носитель знания имеет представления о том, что другие индивиды с помощью его знания могут предпринять необходимые для достижения цели действия. То есть, следует говорить о том, что знания, с одной стороны, следует рассматривать как внутренний источник конкурентных преимуществ консалтинговой фирмы, т. к. индивидуальные и коллективные знания фирмы позволяют ей использовать более инновационные модели и подходы в своей деятельности.
С другой стороны, конечным результатом консалтингового процесса являются приращенные знания клиентов, которые они могут использовать в целях уже своего развития. Отсюда следует, что способность консалтинговой фирмы создать более высокую ценность для своего клиента в сравнении с конкурентом следует рассматривать как внешний источник конкурентного преимущества. Однако этого еще недостаточно, поскольку клиент консалтинговой фирмы должен быть в состоянии использовать и реализовать на практике новые знания, т.е. речь идет о капитализации и трансфере знаний. В рамках ориентации на действие знания разделяют на два вида:
• knowing that («знать что») - это знание фактов и взаимосвязей, что, прежде всего, является объектом формального образования и новостей; это понятие может быть подразделено на knowing what («знать что») и knowing why («знать почему»);
• knowing how («знать как»), в свою очередь, это способность выполнять действия для достижения желаемого результата. Это понятие включает навыки, как в самом действии, так и в понимании того, когда и где этот навык должен быть применен.
Классификацию знаний на know that и know how следует воспринимать не как разделение, а как континуум, так как во многих случаях теоретическое знание редко совпадает с практическими навыками, кроме того, практические навыки редко развиваются в полном отрыве от определенных теоретических причинно-следственных взаимосвязей. Эти два вида знаний в контексте деятельности консалтинговой фирмы предполагают, что консалтинговая фирма должна уметь идентифицировать проблему, определить причины ее образования и предложить способы устранения. На первый взгляд здесь нет ничего необычного, однако на деле мы можем наблюдать совершенно разную констатацию проблемы и способы ее решения. Выбор оптимального варианта не с точки зрения современного со-
162
Степанов Д. А.
стояния дел, а с позиции будущих возможностей развития клиента, и есть основная задача консалтинговой компании.
Возникает необходимость в конвергенции знаний, а не в отдельных способах их реализации. Знания на современном этапе развития экономики является ценным продуктом, как и информация. Являясь товаром, они могут создаваться, продаваться, потребляться. В условиях функционирования предпринимательских структур необходимо принимать сложные управленческие решения, а для этого необходимо создавать и совершенствовать методы и принципы эффективного функционирования, развития и использования информации, знаний, и это должно учитывать следующие факторы: учет принципа необходимости адаптации фирмы к изменениям внешней среды, что связано в рыночной экономике с изменениями спроса и предложения; конкурентная борьба на рынке невозможна без эффективного использования знаний, информации; современное развитие сферы информационного обеспечения позволяет использовать возможности рыночного процесса всех сегментов без исключения, учитывая все конкурентные возможности субъектов рыночного функционирования.
Естественным образом, субъекты предпринимательской деятельности всегда использовали в своей деятельности необходимые знаний, информацию, помогающие им эффективно функционировать, но это происходило, по их мнению, если так можно выразиться, само по себе, и они не тратили материальные и нематериальные ресурсы на поддержание и развитие базы знаний как основы успешного ведения бизнеса. В современных условиях значительно возрастает не только интеллектуальное значение знаний, информации, они имеют важное экономическое значение для выживания предпринимательской структуры, так как знания являются основой формирования ключевой компетенции фирмы, что, в свою очередь, обеспечивает предприятию возможность формирования стратегического конкурентного преимущества, способствующего рыночному успеху компании.
Таким образом, современные предпринимательские структуры должны уметь и учиться управлять этим важным ресурсом, следовательно, вкладывать значительные средства в этот важный для них процесс. Кроме того, эффективность функционирования субъектов предпринимательской деятельности зависит от того, как организация умеет управлять информационной базой, а, значит, и знаниями. Это связано с тем, что конкурентные преимущества возникают в прямой зависимости от степени использования знаний, информации, позволяющих их создавать, удовлетворять сложные возникающие потребности.
При этом современный уровень развития информационных и коммуникативных технологий обеспечивает надежный, постоянный и качественный обмен идеями и информацией. Глобальность компьютерных сетей, в свою очередь, способствует не только мгновенному распространению новых данных и информации, но и обеспечивает доступность любого заинтересованного лица к интересующим его идеям, фактам и т.д. К тому же, имея развитую базу знаний, управленческие решения можно принимать более быстро и обоснованно, а их реализация поддерживается необходимыми навыками и опытом сотрудников.
Всё это означает, что информация о потребителях позволяет лучше понять сущность такой категории как качество, лучше определить насущные потребности и, соответственно, повышать конкурентоспособность как самой организации, так и продуктов, ею производимых. Для оценки последствий перехода к информационной экономике следует понять современный аспект данной проблемы. Анализ работ ряда специалистов, таких как В.Л. Иноземцев, Г.Б. Клейнер, Е. Майминас, Р.М. Нижегородцев и ряда других, позволяет сделать ряд выводов и обобщений.
В своих работах специалисты отмечают, что термины «информационная экономика», «новая экономика» или «экономика знания» в большинстве своем можно рассматривать как синонимы. Появление и развитие этих понятий относят к 60-м годам прошлого века и связывают с именами таких исследователей, как Ф. Махлуп, Т. Умесао, а позднее - с трудами М. Пора, Й. Масуды, Т. Стоуньера, Р. Катца, П. Дракера и М. Кастельса. В своих трудах они определили социально-экономическую суть и природу информационной экономики.
Послевоенный период характеризуется восстановлением экономик большинства стран и их бурным развитием. Важнейшей проблемой стал поиск источников экономического роста. Постепенно индустриальная экономика стала трансформироваться в постиндустриальную, для которой стало характерно повышение актуальности информации для развития материального производства и общественной жизни. Однако, информация всегда имела значительную роль в реализации социально-
экономических процессов. В постиндустриальном обществе информация стала рассматриваться как дополнительный ресурс и источник развития, т.е. изменилась форма и специфика производства и применения информации, а также последствия использования информации.
По мере развития общества информация становится стратегическим ресурсом и основным видом деятельности для многих компаний. Образование добавленной стоимости в информационной экономике происходит преимущественно за счет интеллектуальной деятельности, повышения организационно-технического уровня производства, широкого применения информационно-коммуникативных технологий.
ЛИТЕРАТУРА
1. Дракер П. Посткапиталистическое общество // Новая постиндустриальная волна на Западе: Антология. М.: Academia, 1990. С. 70-71.
2. Корнейчук Б.В. Информационная экономика. СПб.: Питер, 2006. 400 с.
3. Ryle G. The Concept of Mind. London, 1949.