Научная статья на тему 'Ключевые аспекты процесса освоения инновационной услуги'

Ключевые аспекты процесса освоения инновационной услуги Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
165
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННАЯ УСЛУГА / ОСВОЕНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ УСЛУГИ / ИННОВАЦИОННЫЕ КОММУНИКАЦИИ / INNOVATIVE SERVICE / THE DEVELOPMENT OF INNOVATIVE SERVICE / INNOVATIVE COMMUNICATIONS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Рожкова Екатерина Владимировна

В статье характеризуются основные направления деятельности в рамках освоения инновационной услуги в современной компании. Автор выделяет специфику подготовки материально-технической базы, особенности подготовки персонала. Подчеркивается важность выстраивания инновационных коммуникаций с субъектами инновационной инфраструктуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

KEY ASPECTS OF THE DEVELOPMENT OF INNOVATIVE SERVICES

The paper characterizes the main activities in the development of innovative services in a modern company. The author identifies specific training material and technical resources, particularly personnel training. The importance of building of innovative communications with subjects of innovation infrastructure is emphasized.

Текст научной работы на тему «Ключевые аспекты процесса освоения инновационной услуги»

УДК 005.591.6:338.4

КЛЮЧЕВЫЕ АСПЕКТЫ ПРОЦЕССА ОСВОЕНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ

УСЛУГИ

Рожкова Екатерина Владимировна, кандидат экономических наук,

доцент кафедры управления

Ульяновский государственный университет, г. Ульяновск, Россия erozhkova@mail. ru

В статье характеризуются основные направления деятельности в рамках освоения инновационной услуги в современной компании. Автор выделяет специфику подготовки материально-технической базы, особенности подготовки персонала. Подчеркивается важность выстраивания инновационных коммуникаций с субъектами инновационной инфраструктуры.

Ключевые слова: Инновационная услуга; освоение инновационной услуги; инновационные коммуникации.

KEY ASPECTS OF THE DEVELOPMENT OF INNOVATIVE

SERVICES

Rozhkova Ekaterina Vladimirovna, candidate of economic science, associate professor of management department

Ulyanovsk State Universit, Ulyanovsk, Russia erozhkova@mail. ru

The paper characterizes the main activities in the development of innovative services in a modern company. The author identifies specific training material and

technical resources, particularly personnel training. The importance of building of innovative communications with subjects of innovation infrastructure is emphasized.

Keywords: Innovative service; the development of innovative service; innovative communications.

Под инновационными услугами мы понимаем услуги, обладающие объективной новизной, то есть впервые оказываемые потребителю.

На наш взгляд, существуют следующие виды инновационных услуг:

- Услуги по разработке инновации или интеллектуальные инновационный услуги (весь комплекс НИОКР - научно-исследовательских и опытноконструкторских работ, маркетинг).

- Услуги, использующие инновацию или чистые инновационные услуги (услуга, оказываемая с применением инновации-продукта или инновации-технологии).

- Услуги, формирующие новые рынки или оригинальные инновационные услуги (услуга, не предполагающая использование инновации, но впервые предлагаемая на рынке).

Освоение данных видов услуг сервисным предприятием сопряжено с рядом особенностей.

На наш взгляд, процесс освоения инновационной услуги предполагает два основных направления: подготовку материально-технической базы,

необходимой для осуществления инновационной услуги, и подготовку персонала к ее оказанию. Скорее всего, сервисная компания для решения данных вопросов не ограничится собственными возможностями, а прибегнет к помощи экономических субъектов, специализирующихся на такого рода деятельности. По сути, на данном этапе необходимо осуществление различных инновационных коммуникаций.

Подготовка материально-технической базы. Характеризуя данный процесс, нельзя не отметить, что в зависимости от содержания инновации, ее потенциала

и места в сервисной системе требуемые изменения в материально-технической базе будут разными.

Так, изменения могут касаться:[1]

- наличия и видов технологического оборудования;

- уровня используемой оргтехники и расходных материалов;

- оформления интерьеров;

- внешнего вида сотрудников и.т.п.

Кроме того, степень новизны (а, значит, и существенные различия в стоимости) оборудования напрямую зависят от потенциала инновации:

- использование изобретения;

- использование полезной модели;

- использование промышленного образца;

- использование программ для ПК как объектов авторского права.

Однако в любом случае, в рамках освоения инновационной услуги

специфика подготовки материально-технической базы, несомненно, будет присутствовать. На наш взгляд, подобная специфика проявляется в следующем:

1) приобретение инновации, лежащей в основе инновационной услуги, предполагает покупку продукта или технологии, защищенной патентом или лицензией. Более того, если речь идет о технологической инновации, потребуется покупка лицензии, как юридического права использовать данную технологию. Данные особенности несомненно увеличат стоимость инновационной услуги;

2) приобретение инновации означает, что владелец патента (лицензии) может наложить определенные ограничения: в отношении территории, на которой допускается использование результата интеллектуальной деятельности, срока, на который заключается лицензионный договор, наличию отчетов об использовании инновации;[2]

3) приобретение инновации возможно у ограниченного числа продавцов (монопольный рынок [3,4]), к которым будет относиться лишь владельцы патента и лицензий;

4) приобретение инновации может потребовать одновременного приобретения комплекса услуг, связанных с установкой, подключением, наладкой и обслуживанием оборудования или программного обеспечения.

Не менее важен учет специфических особенностей в подготовке персонала в рамках освоения инновационной услуги. Специфика видится в следующем:

1) рынок продавцов образовательных услуг (повышение квалификации, дополнительная профессиональная подготовка), скорее всего, ограничен: вполне вероятно, что формирование умений и навыков работы с инновационной продукцией или технологией невозможно лишь в классических образовательных структурах и программах. Вполне вероятно, что подобные услуги может оказать лишь владелец технологии или продукта, либо представители инновационной инфраструктуры (бизнес-инкубаторы, технопарки и пр.);

2) качество услуг по подготовке персонала может не соответствовать требованиям организации. Как и любая другая, образовательная услуга характеризуется непостоянством качества (что было отмечено ранее). Особенно риск низкого качества возрастает при заказе на нестандартные услуги, к которым явно относится подготовка персонала к использованию инновации. Соответственно, результат обучения персонала не всегда гарантирует эффективное освоение инновационной услуги;

3) поскольку данный процесс затрагивает человеческий фактор, при

разработке инновационной услуги руководство может столкнуться с сопротивлением изменениям (данный аспект менеджмента достаточно давно исследуется в научной литературе [5,6,7]). При недостаточном профессионализме в управлении изменениями и отсутствии мотивации к внедрению инноваций вполне могут возникнуть характерные последствия сопротивления сотрудников: непредвиденные отсрочки внедрения

инновационной услуги, дополнительные расходы, нестабильность процессов, саботаж и пр. [8]

4) при освоении инновационных продуктов и технологий с высоким потенциалом работник часто становится носителем неотделимого знания, характерного для рынка высококвалифицированной рабочей силы [9]. Соответственно, ценность и стоимость данного работника повышается, что вынуждает компании формировать новые подходы к мотивированию и снижению текучести такого рода кадров. В частности, возникает проблема формирования механизма компенсационных выплат за специалиста в случае его ухода в другую компанию (по аналогии с вариантами решения общегосударственной проблемы «утечки мозгов» [10]).

С учетом выделенных особенностей процесса освоения инновационной услуги, резонным будет являться решение руководства сервисной компании о выстраивании инновационных коммуникаций с субъектами инновационной инфраструктуры, которые будут способствовать максимально качественному и оперативному освоению инновационной услуги. Охарактеризуем основных представителей инновационной инфраструктуры:

• Венчурные фонды (разновидность инвестиционных фондов, аккумулирующий на принципах трастового управления средства корпораций, частных лиц, государства, страховых компаний, пенсионных фондов и направляющий их в поддержку малых инновационных фирм). Как отмечалось выше, одним из вариантов финансирования процесса разработки инновационной услуги является сотрудничество с венчурным фондом. Как известно, финансирование клиентов фонд осуществляет через покупку крупного пакета акций. Однако после покупки акций фонд осуществляет как контроль над целевым расходованием средств, так и консультирование фирм по актуальным вопросам управления и функционирования. А.Каржаув и А.Фоломьёв, весьма тщательно исследовавшие систему венчурного инвестирования, отмечают, что венчурные капиталисты играют куда более важную роль, чем просто поставщика финансов. Они предлагают предпринимателю ценные деловые связи, богатый опыт менеджмента и маркетинга, перспективное мышление и пр. [11] В развитие данного

утверждения авторы неоднократно подчеркивают, что венчурные фонды способны формировать венчурные системы. Ее участники объединяются с научными центрами, университетами и пр. Кроме того, в рамках венчурных сетей высоко разнообразие форм сотрудничества между крупными и малыми предприятиями (субконтракт, лизинг, франчайзинг и пр.). [12] Соответственно, в вопросах освоения инновационной услуги венчурный фонд может оказать существенную поддержку сервисной организации, обеспечивая необходимые связи с субъектами, способными содействовать в подготовке материальнотехнической базы и в обучении персонала.

• Бизнес-инкубаторы (небольшие организации, главная цель которых -«выхаживание» малых предприятий, начинающих предпринимателей). Функции его определяются самим названием. Услуги бизнес-инкубаторов включают как услуги коллективного пользования (необходимое помещение, оборудование, доступ к множительной технике, факс, телефон, секретарские услуги), так и высококвалифицированные консультационные и информационные услуги по управлению малым бизнесом [8]. При этом плата за оказываемые услуги является вполне умеренной (иногда услуги предоставляются бесплатно) за счет участия в организации и финансировании государства, местных органов власти, вузов и т.д. Бизнес-инкубатор позволяет существенно снизить финансовые издержки и затраты времени на освоение инновационной услуги. Подчеркнем, правда, что классическая модель инкубатора бизнеса предполагает сотрудничество с начинающим предпринимателем [13,14] и для состоявшейся сервисной компании, либо для сервисного подразделения производственного предприятия поддержка бизнес-инкубатора вряд ли вероятна.

• Технопарк (научно-производственный комплекс, главная задача которого - формирование максимально благоприятной среды для развития малых наукоемких фирм-клиентов). Основное преимущество технопарка -расположение его в непосредственной близости от научного учреждения (чаще всего - университета), что резко увеличивает число контактов, объем и скорость

информационного обмена между участниками. Следует отметить, что технопарки по сравнению с бизнес-инкубаторами подразумевают создание более разнообразной инновационной среды, позволяющей представить более широкий спектр услуг[13]. Опыт работы современных технопарков (например, ОАО «Томский международный деловой центр «Технопарк» [15], Технопарк «Курчатовский» [16] и др.) доказывает, что в рамках подобных структур успешно развиваются такие виды деятельности, как: оказание

информационных, консультационных и других видов услуг, обеспечение связи с информационными центрами и банками данных, участие в освоении инновационной продукции и технологий, организация подготовки специалистов в области новых технологий, повышение профессионального уровня клиентов и пр. Соответственно, организации, осуществляющие разработку инновационных услуг, могут сотрудничать с технопарком не только в части подготовки материально-технической базы и кадрового состава, но и на стадии поиска новых решений, на этапе коммерциализации инновационной услуги и пр.

• Инновационно-технологические центры и центры трансфера технологий, центры коммерциализации научно-технических разработок. Подобные структуры возникают на базе научных организаций (университетов, институтов РАН и т.д. [17]). Содействие инновационному бизнесу (преимущественно -малому) осуществляется путем предоставления услуг по: решению вопросов интеллектуальной собственности, проблемам получения лицензий, доступу к информационным сетям, базам данных, технологическому консалтингу, обучению персонала, продвижению проектов на рынок и пр.[18]. Однако нередко сотрудничество научных и бизнес-организаций сопряжено со сложностями и конфликтами: первые не всегда должным образом оценивают коммерческие аспекты и проблемы партнеров, вторые же не всегда готовы адекватно оплачивать предоставляемую информацию и услуги [13, 19].

Исходя из представленной информации, можно сделать вывод о том, что в настоящее время существуют различные варианты инновационных

коммуникаций, возможных в рамках освоения инновационных услуг. Вместе с тем, сложно утверждать, что на сегодня организациями сферы услуг в должной мере освоены подобные коммуникации. Усиление инновационных взаимосвязей, на наш взгляд - тенденция ближайшего будущего в сфере интеллектуальных и инновационных услуг.

Литература

1. Челенков А. Маркетинг услуг. - М.: Центр маркетинговых

исследование и менеджмента, 2000. С. 53.

2. Гражданский кодекс РФ от 18.12.2006 N 230-Ф3 - Часть 4, статьи 1235,

1237 [Электронный ресурс].

URL:http://www.consultant.ru/popular/gkrf4/79_1.html#p133 (дата обращения 10.10.11).

3. Фролова Н. Инновационный процесс: потенциал рынка и государства (микроэкономический аспект). Часть 2. - М.: Экономический факультет МГУ, ТЕИС, 2007. С. 116-117.

4. Яковец Ю. Эпохальные инновации XXI века. - Междунар. Ин-т П.Сорокина - Н.Кондратьева. - М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2004. С.65-69, 119-127

5. Jackobs Robert F. Real Time Strategic Change. N.-Y., 1994.

6. Kotter J.P. Leading Change: Why Transformation Efforts Fail / J.P.Kotter, L.Schlesinger // Harvard Business Review. 1995.

7. Kotter J.P., Schlesinger L. Choosing Strategies for Change: Why Transformation Efforts Fail // Harvard Business Review. 1979. Vol. 57.

8. Инновационный менеджмент: Учеб. пособие / Под ред. В.Аньшина,

А.Дагаева. - М.: Дело, 2003. С.214, 263.

9. Экономика знаний: Коллективная монография / Отв. Ред. В.Колесов. -М.: ИНФРА-М, 2008. С.42.

10. Инновационный менеджмент в России: вопросы стратегического управления и научно-технологической безопасности / Руководители авт.колл.

В.Макаров, А.Варшавский. - М.: Наука, 2004. С. 196-198.

11. Каржаув А. Национальная система венчурного инвестирования / А.Каржаув, А. Фоломьёв. - М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2006. С.33.

12. Авилова А. Формы организации сотрудничества между крупными и малыми предприятиями (Зарубежный опыт в контексте российских проблем) // Предпринимательство в России,1998. - №3. С.66.

13. Сурин А.В.Инновационный менеджмент: Учебник / А.В. Сурин, О.П. Молчанова. - М.: Инфра-М, 2008. С. 107-109, 139-140.

14. Рожкова Е.В. Инновационный менеджмент: учеб. пособие. -

Ульяновск, УлГУ, 2007. С.39.

15. Томский международный деловой центр «Технопарк» [Электронный ресурс]. Ц^: www.t-park.ru (дата обращения 17.11.11).

16. Российские технопарки: технопарк Курчатовского института

[Электронный ресурс]. ЦЯЬ: www.tpki.ru (дата обращения 17.11.11).

17. Зинов В.Взаимодействие малого предприятия и НИИ в инновационных проектах / В. Зинов, С. Циганов // Инновации, 2005, №2-3.

18. Бузник В. Опыт организации и функционирования регионального Центра трансфера технологий // Инновации. - 2005. - №3.

19. Румянцев А. Менеджмент инновации. как научную разработку довести до инновации: учеб.пособие. - СПб.: Изд.дом «Бизнес-пресса», 2007. - С.137.

Рецензент:

Романова И.Б., д-р экон. наук, проф.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.