УДК 614:338.26:005.591.6
ВНЕДРЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ: ПРОБЛЕМЫ, РЕШЕНИЯ
Рожкова Екатерина Владимировна, кандидат экономических наук, доцент,
ФГБОУ ВПО «Ульяновский государственный университет», Российская Федерация
В статье приведены результаты исследования государственных и муниципальных учреждений здравоохранения г. Ульяновска, посвященного выявлению специфики и проблем разработки инновационных медицинских услуг. Выяснено, что в процессе проектирования инновационных медицинских услуг учреждения здравоохранения нуждаются в выстраивании инновационных коммуникаций. В рамках решения проблемы предлагается создание региональных центров компетенций в области инновационной медицины, важнейшей задачей которых будет являться содействие в решении актуальных проблем медицинских учреждений, связанных с разработкой инновационных услуг.
Ключевые слова: здравоохранение, инновационные медицинские услуги, инновационные коммуникации
Широко используемые в последние годы понятия «инновационная экономика», «экономика знаний» означают, что в этом типе экономик основным фактором роста является масштабное использование новых знаний, инноваций в практической хозяйственной деятельности. Особую актуальность данный вопрос представляет для субъектов медицинской деятельности в силу высокой социальной значимости сферы здравоохранения. Требуются серьезные изменения в управлении медицинскими учреждениями, имеющие целью разработку новых подходов, методов и форм работы организаций, корректировку системы взаимоотношений с изменившейся внешней средой.
Возрастающая конкуренция, свойственная складывающемуся в России рынку медицинских услуг, является значимым стимулом к формированию инновационно-ориентированного управления. Как отмечают исследователи, конкуренция за государственный заказ, за инвестиции юридических лиц и личные средства граждан ставит перед медицинскими учреждениями сложную для них задачу обеспечения и наращивания конкурентных преимуществ [3]. Соответственно, в сфере здравоохранения необходимой деятельностью становится разработка инновационных медицинских услуг как услуг, обладающих мировой рыночной новизной.
Для максимально качественного и оперативного освоения инновационной услуги
требуется организация коммуникаций медицинских учреждений с субъектами инновационной инфраструктуры (инновационных коммуникаций). К субъектам инновационной инфраструктуры относятся технопарковые структуры, технологические площадки, венчурные фонды и т. п. Именно такие структуры способны выступать продуцентами инноваций для организаций — производителей медицинских инновационных услуг [2]. В последние годы наблюдается рост числа подобных структур, специализирующихся на сотрудничестве с медицинскими учреждениями [1].
Для выявления проблематики инновационной деятельности современных медицинских учреждений в 2012 году было проведено анкетирование руководителей 30 государственных и муниципальных учреждений здравоохранения г. Ульяновска (12 больниц, 9 поликлиник, 5 диспансеров, 3 медицинских центра, 1 медико-санитарная часть), что составляет 59% от их общего числа в городе. Выборка была сформирована случайным образом.
Респондентам, сформировавшим выборку для проведения опроса в рамках исследования, предлагалось ответить на 30 вопросов анкеты, причем в рамках большинства вопросов существовала возможность особо отметить актуальность решения данной проблемы для организации либо подчеркнуть отсутствие актуальности.
Вопросы анкеты были обусловлены необходимостью выявления специфики и основных проблем, препятствующих разработке как услуг, новых для учреждения, так и инновационных медицинских услуг.
Определяя организационную специфику данного направления деятельности, только 3% респондентов утверждали, что в учреждении разработкой новых и инновационных услуг практически никто не занимается. В остальных организациях специфика определилась следующим образом: в 57% учреждений выявлением
90 80 70 60 50 40 30 20 10 0
3 3
□ Лично руководитель
■ Администрация Существует специальная должность
□ Никто
Рис. 1. Структура ответов на вопрос «Кто в организации занимается разработкой новых и инновационных услуг?»
□ Нет, но такие функции выполняет администрация ■ Нет
Рис. 2. Структура ответов на вопрос «Существует ли в организации отдел (центр)маркетинга?»
Рис. 3. Ответы на вопрос «Как в организации осуществляется поиск новых идей?»
направлений и видов новых услуг занимается лично руководитель учреждения, в 33% учреждений такие функции возложены на заведующих отделениями, административные отделы, заместителей главного врача (рис. 1).
Практически ни в одной анализируемой организации нет ни отдела маркетинга, ни специалиста-маркетолога (рис. 2). Лишь у 7% респондентов такого рода функции возложены на руководителя или специалистов учреждения. Однако необходимость изменения ситуации подчеркивают 60% руководителей.
Вполне вероятно, что необходимость создания специализированного на маркетинговых вопросах подразделения подкрепляется тем, что на руководящий состав учреждений в настоящее время возложен большой объем работ, связанных с поиском новых идей по развитию организации. Так, в 47% учреждений проводится мозговой штурм, 63% руководителей заняты отслеживанием появления новых услуг у конкурентов, 77% респондентов активно анализируют патентную и научно-техническую информацию (справочники, статьи, обзоры, материалы конференций и симпозиумов, отчеты научных организаций и пр.), 3% проводят социологические опросы (рис. 3). При этом 20% респондентов сочетают такие действия с приглашением сторонних экспертов и консультантов.
Поскольку подавляющее большинство руководителей (90%) считают организацию деятельности по поиску новых идей крайне актуальной, понятна потребность в специалистах, функционально концентрированных на работе подобного рода.
Ряд вопросов анкеты позволил выявить проблемы в процессе освоения инновационных услуг. Вполне предсказуемо, что большая часть респондентов (87%) скована ресурсными ограничениями, 43% сталкиваются с проблемами слабого рыночного спроса на новые услуги (что еще раз подтверждает актуальность усиления маркетинговой структурной компоненты), 20% отказываются от освое-
7
Таблица 1
Направления сотрудничества при разработке инновационных услуг (процент опрошенных, возможна множественность выбора)
Структура Да, Нет, Нет,
сотрудничаем, % но нужно, % и не нужно, %
1 Научные организации (РАН, РАМН и пр.) 10 20 3
2 Вузы 18 10 -
3 Бизнес-инкубаторы 3 10 3
4 Технопарки - 13 3
5 Технологические платформы - 10 3
6 Венчурные фонды - 7 3
7 Государственные органы управления здравоохранением 80 - -
8 Территориальные фонды ОМС 47 - -
9 Федеральные органы власти (в рамках ФЦП, нацпроектов и пр.) 47 - -
10 Благотворительные фонды - 3 -
ния новых услуг из-за их несоответствия стратегическим приоритетам организации (рис. 4).
Конкретизируя проблемы, возникающие при освоении инновационых услуг (допускалась множественность выбора ответов), респонденты ранжировали частоту возникающих проблем (рис. 5):
1. Нужна помощь в осуществлении собственных инновационных разработок (финансы, оборудование, консультации и пр.) — 76% ответов.
2. Сложно подготовить материально-техническую базу — 50% ответов.
3. Сложно обеспечить качественное обучение персонала — 37% ответов.
4. Сложно получить результаты доклинических и клинических исследований — 17% ответов.
5. Сложно найти информацию об инновациях, которые можно использовать, и об условиях приобретения инноваций — по 10% ответов.
Приведенные выше ответы доказывают актуальность проблемы формирования инновационных коммуникаций медицинских учреждений, однако эта потребность пока не до конца осознана: лишь 37% респондентов считают указанные проблемы требующими незамедлительного решения.
Кроме того, нельзя не обратить внимание на ограниченный перечень структур, с которыми учреждения сотрудничают для решения обозначенных проблем.
Соответствующий вопрос анкеты предполагал возможность не только указать факты наличия сотрудничества, но и обозначить отношение к целесообразности коммуникаций в перспективе. По итогам ответов (табл. 1, рис. 6) выяснилось, что с большим числом 100 90 80 70 60 50 40 30 20 10 0
Рыночные Ресурсные Стратегические
Рис. 4. Наличие ограничений при освоении инновационной услуги
80
70 -60 50 40 30 -20 10
■ , ■
Ж
Рис. 5. Проблемы, возникающие при освоении новой услуги
0
Таблица 2
Ранжирование значимости проблем, возникающих при освоении инновационной услуги (процент опрошенных)
Ранг проблемы Значимость проблемы Нехватка финансовых и материальных ресурсов Недостаток информации о новых видах оборудования, лекарственных средств, методов лечения Недостаток информации о рынке Недостаточная квалификация персонала Низкая мотивация сотрудников Инертность системы управления
6 100 3 3 3 3 7
5 0 23 37 30 31 20
4 0 3 0 7 10 7
3 0 7 0 7 3 7
2 0 7 0 3 3 0
1 0 0 7 0 3 3
7 0 0 57 53 50 47 56
90 80 70 60 50 40 30
10 0
□ Нет, и не нужно ■ Нет, но нужно
□ Сотрудничаем
о. *
о а
I ь пз
и ЛЗ [-
_ ФЮ о
S s
si g
cû m s R
О га ль. Цг
g * il ¡5
P © u3©
до 6 (1 — наиболее значимая, 2 — менее значимая и т. п.). При отсутствии проблемы респонденты ставили прочерк в той или иной графе.
Соответственно, степень важности той или иной проблемы стало возможным ранжировать в обратном порядке: наиболее важной проблеме присваивался коэффициент 6, менее важной — 5 и т. д. Результаты ранжирования представлены в таблице 2.
Для того чтобы выявить средневзвешенную значимость указанных проблем, была применена формула
„ 6 • % + 5 • % + 4 • % + 3 • % + 2 • % +1-% Зн --х 100,
Рис. 6. Направления сотрудничества при разработке инновационных услуг
представителей инновационной инфраструктуры пока не налажены коммуникационные контакты (хотя такая потребность есть, на это указали 73% респондентов).
Кроме того, ранжирование значимости проблем, возникающих в организации при освоении инновационных услуг, позволило убедиться в разнородности возникающих сложностей (за исключением проблемы нехватки материальных и финансовых ресурсов, которую практически во всех учреждениях считают наиболее значимой). Ранжирование значимости проблем предлагалось осуществить, проставляя в соответствующих графах цифры от 1
где Зн — средневзвешенная значимость соответствующей проблемы; % — процент респондентов, признавших соответствующую значимость проблемы (см. табл. 2).
Нетинф.об инновациях Инертность упр-я Недостаток инф. о рынке Низкая квалификация Низкая мотивация Нехватка фин. и мат. рес-сов
0 20 40 60 80 100 Рис. 7. Рейтинг проблем, возникающих при освоении инновационной услуги
Таблица 3
Рейтинг проблем, возникающих при освоении инновационной услуги
Проблема Средневзвешенная значимость Рейтинг
Нехватка финансовых и материальных ресурсов 100 1
Низкая мотивация сотрудников 38,5 2
Недостаточная квалификация персонала 37,2 3
Недостаток информации о рынке (величина спроса на услугу, конкуренты, платежеспособность клиентов и пр.) 35 4
Инертность системы управления 32,3 5
Недостаток информации о новых видах оборудования, лекарственных средств, методов лечения 31,2 6
В результате был вычислен средневзвешенный рейтинг проблем (табл. 3, рис. 7).
Данные таблицы и диаграммы свидетельствуют о том, что проблема выстраивания инновационных коммуникаций в той или иной степени существует во всех учреждениях, принявших участие в анкетировании. В первую очередь они нужны для активизации существующих и формирования новых источников финансирования и материально-технического обеспечения учреждений, осваивающих инновационные услуги. Но в трети исследуемых организаций существуют и другие проблемы, решение которых также зависит от активности инновационного коммуници-рования: подготовка персонала и повышение его заинтересованности в реализации новых услуг; обеспечение информацией об инновационных разработках, которые могут лечь в основу проектирования инновационных медицинских услуг.
Кроме того, в части организаций не решены проблемы формирования адекватного менеджмента и маркетинга: несмотря на то, что рейтинг этих проблем невысок, сложность в поиске информации о рынке и инертность системы управления отмечают более 30% респондентов.
Вместе с тем, создание маркетинговых подразделений в медицинских учреждениях либо
приобретение соответствующей информации у специализированных структур (например, консалтинговых агентств) требует регулярных затрат, что обусловливает рост себестоимости услуг и, соответственно, обостряет проблему доступности медицинской помощи. Учитывая актуальность проблемы и крайне высокую социальную значимость сферы здравоохранения, считаем приемлемым альтернативный вариант решения проблемы.
Он заключается в создании специализированных структур на региональном уровне, координирующих процесс создания инновационных медицинских услуг, — региональных центров компетенций в области инновационной медицины. Основные направления деятельности центров — работа с интеллектуальной собственностью, обеспечение инновационных коммуникаций, систематизация и распространение наилучших практик [4].
Подобный подход к решению проблем рекомендует, например, Е. Соболева [5, с. 19]. Создание региональных центров компетенций в области инновационной медицины обеспечит оптимизацию трансакционных издержек медицинских организаций и координацию процесса создания инновационных медицинских услуг, формирующих инновационную составляющую в развитии здравоохранения.
Литература
1. Емельяненко Е. Б. Как привлечь средства в развитие медицинских инноваций? // Финанс Таймс [Электронный ресурс]. URL: http://www.fmance-times.ru/text/?structre= 84&item=2568. (дата обращения 06.05.2013).
2. Рожкова Е. В. Инновационные коммуникации медицинских учреждений // III Международная научная конференция «Актуальные проблемы общественных наук в условиях глобализации». М., 2012.
3. Рожкова Е. В. Модель регионального центра знаний и коммуникаций в системе здравоохранения // Менеджмент в России и за рубежом. 2013. № 2. С. 86—91.
4. Сибурина Т.А. Современные технологии обеспечения конкурентного преимущества учреждения здравоохранения на рынке медицинских услуг // Информационно-аналитический вестник «Социальные аспекты
здоровья населения». 2011. № 15 [Электронный ресурс]. URL: http://vestnik.mednet.ru/content/view/209/30/ (дата обращения 06.05.2013). 5. Соболева Е. С. Организационные механизмы управления инновационным развитием здравоохранения субъекта Российской Федерации (на примере Калужской области): Автореф. дис. ... канд. мед. наук. М., 2009.
[INTRODUCTION OF INNOVATIVE MEDICAL SERVICES: PROBLEMS AND DECISIONS
Rozhkova E.V., Candidate of Economical Sciences, associate professor, Ulyanovskiy gosudarstvennyy universitet [Ulyanovsk state universityty], Ulyanovsk, Russian Federation,
email: [email protected]
The article gives research results ofthe public and municipal authorities ofhealth care of Ulyanovsk, devoted to detection of specifics and problems of development of innovative medical services. It is found out that in the course of design of innovative medical services of healthcare institution need forming of innovative communications. Within a solution creation ofthe regional centers of competences of area ofthe innovative medicine, which major task will be assistance in the solution of actual problems ofthe medical institutions connected with development of innovative services is offered.
Keywords: health care, innovative medical services, innovative communications
Reference:
1. Emelyanenko E. B. Kak piivlech sredstva v razvitie meditsinskikh innovatsiy? [How to raise funds in development of medical innovations?] // Finance Times Russia [Internet version]. Available at: www.fmance-times.iu/text/? stiuctre=84&item=2568 (accessed May 6, 2013).
2. Rozhkova E. V. Innovatsionnye kommunikatsii meditsinskikh uchrezhdeniy // III Mezhdunarodnaya nauchnaya konferentsiya «Aktualnye problemy obshchestvennykh nauk v usloviyakh globalizatsii» [Innovative communications of medical institutions // III International scientific conference «Actual Problems of Social Sciences in the conditions of Globalization»]. Moscow, 2012.
3. Rozhkova E. V. Model regionalnogo tsentra znaniy i kommunikatsiy v sisteme zdravookhraneniya // Menedzhment v Rossii i za rubezhom [The model of the regional center of knowledge and communications in health system // Management in Russia and abroad]. 2013, №. 2, pp. 86—91.
4. Siburina T.A. Sovremennye tekhnologii obespecheniya konkurentnogo preimushchestva uchrezhdeniya zdravookhraneniya na rynke meditsinskikh uslug / Informatsionno-analiticheskiy vestnik «Sotsialnye aspekty zdorovya naseleniya» [Modern technologies of ensuring competitive advantage ofhealthcare institution in the market of medical services / The Information and analytical bulletin «Social aspects of population's health»], 2011, №. 15 [Internet] Available at: http://vestnik.mednet.ru/content/view/209/30/
5. Soboleva E.S. Organizatsionnye mekhanizmy upravleniya innovatsionnym razvitiem zdravookhraneniya sub'ekta Rossiyskoy Federatsii (na primere Kaluzhskoy oblasti): avtoreferat dissertatsii ... kandidata meditsinskikh nauk [Organizational mechanisms of management of innovative development of health care of the subject of the Russian Federation (on the example ofthe Kaluga region): thesis abstract ... candidate ofmedical sciences]. Moscow, 2009, p. 19.