Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ ОБ ОПРЕДЕЛЕНИИ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО РЕЖИМА ЗАЩИТЫ ОБЪЕКТОВ ЖИВОТНОГО МИРА И ВОДНЫХ БИОЛОГИЧЕСКИХ РЕСУРСОВ'

К ВОПРОСУ ОБ ОПРЕДЕЛЕНИИ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО РЕЖИМА ЗАЩИТЫ ОБЪЕКТОВ ЖИВОТНОГО МИРА И ВОДНЫХ БИОЛОГИЧЕСКИХ РЕСУРСОВ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
84
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Закон и право
Область наук
Ключевые слова
АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО / АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫЕ РЕЖИМЫ / КОНТРОЛЬНО-НАДЗОРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ОРГАНЫ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ / ОБЪЕКТЫ ЖИВОТНОГО МИРА И ВОДНЫХ БИОЛОГИЧЕСКИХ РЕСУРСОВ / ADMINISTRATIVE LAW / ADMINISTRATIVE AND LEGAL REGIMES / CONTROL AND SUPERVISION ACTIVITIES / FEDERAL EXECUTIVE BODIES / OBJECTS OF WILDLIFE AND AQUATIC BIOLOGICAL RESOURCES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Корчагина Ирина Вячеславовна

В данной научной статье рассматриваются вопросы, связанные с защитой объектов животного мира и водных биологических ресурсов посредством установленных административноправовых режимов. Суть данной деятельности сводится к реализации трех типов режимов: 1) обеспечения стабильности государства, направленной на защиту объектов на приграничных территориях и акваториях, а также во внешнеэкономической деятельности и др.; 2) функционального, обусловленного обеспечением государственной функции природоохранной деятельности и исполнением разрешительного вида пользования объектами; 3) легализующего режима в отношении юридических и физических лиц, затрагивающего сферу лицензионно-разрешительной деятельности по получению ими права пользования объектами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE ISSUE OF DETERMINING THE ADMINISTRATIVE-LEGAL REGIME PROTECTION OF WILDLIFE AND AQUATIC BIOLOGICAL RESOURCES

This scientific article addresses issues related to the protection of wildlife and aquatic biological resources through established administrative and legal regimes. The essence of this activity is reduced to the implementation of three types of regimes: 1) ensuring the stability of the state, aimed at protecting facilities in the border territories and waters, as well as in foreign economic activity; 2) functional, due to the provision of the state function of environmental protection activities and the execution of the permissive type of use of objects; 3) the legalizing regime with respect to legal entities and individuals, affecting the scope of licensing and permitting activities to obtain the right to use objects.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ ОБ ОПРЕДЕЛЕНИИ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО РЕЖИМА ЗАЩИТЫ ОБЪЕКТОВ ЖИВОТНОГО МИРА И ВОДНЫХ БИОЛОГИЧЕСКИХ РЕСУРСОВ»

УДК 342 ББК 67

DOI 10.24411/2073-3313-2020-10456

К ВОПРОСУ ОБ ОПРЕДЕЛЕНИИ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО РЕЖИМА ЗАЩИТЫ ОБЪЕКТОВ ЖИВОТНОГО МИРА И ВОДНЫХ БИОЛОГИЧЕСКИХ РЕСУРСОВ

Ирина Вячеславовна КОРЧАГИНА, доцент кафедры корпоративного права Астраханского государственного университета, кандидат юридических наук, доцент Е-mail: kortchagina-irina@mail.ru

Научная специальность: 12.00.14 — административное право; административный процесс

Аннотация. В данной научной статье рассматриваются вопросы, связанные с защитой объектов животного мира и водных биологических ресурсов посредством установленных административно-правовых режимов. Суть данной деятельности сводится к реализации трех типов режимов:

1) обеспечения стабильности государства, направленной на защиту объектов на приграничных территориях и акваториях, а также во внешнеэкономической деятельности и др.;

2) функционального, обусловленного обеспечением государственной функции природоохранной деятельности и исполнением разрешительного вида пользования объектами;

3) легализующего режима в отношении юридических и физических лиц, затрагивающего сферу лицензионно-разрешительной деятельности по получению ими права пользования объектами.

Ключевые слова: административное право, административно-правовые режимы, контрольно-надзорная деятельность, федеральные органы исполнительной власти, объекты животного мира и водных биологических ресурсов.

Annotation. This scientific article addresses issues related to the protection of wildlife and aquatic biological resources through established administrative and legal regimes. The essence of this activity is reduced to the implementation of three types of regimes:

1) ensuring the stability of the state, aimed at protecting facilities in the border territories and waters, as well as in foreign economic activity;

2) functional, due to the provision of the state function of environmental protection activities and the execution of the permissive type of use of objects;

3) the legalizing regime with respect to legal entities and individuals, affecting the scope of licensing and permitting activities to obtain the right to use objects.

Keywords: administrative law, administrative and legal regimes, control and supervision activities, federal executive bodies, objects of wildlife and aquatic biological resources.

В Российской Федерации, как и во всем мире, остро стоит вопрос сохранения животного мира и водных биологических ресурсов, обусловленный полным исчезновением отдельных их видов, либо значительным уменьшением численности, связанной с прямым их истреблением либо изменениями условий среды обитания. Защита объектов животного мира и водных биологических ресурсов является важ-

ной государственной функцией, разделенной по ее видам: политической (на приграничных территориях и акваториях), экономической1 (как пищевого ресурса), социальной (удовлетворение духовных и материальных потребностей граждан), природоресурсной (сохранение биосферы), и др.

Важную роль в рассматриваемой сфере отношений играют установленные административ-

ЗАКОН И ПРАВО • 09-2020

но-правовые режимы, влияющие на защиту видов пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами в государстве.

В своих трудах А.Ф. Ноздрачев указывал, что «административно-правовые режимы являются особым и чрезвычайно важным элементом российского правопорядка. В административно-правовых актах законодательного и подзаконного характера на федеральном, региональном и муниципальном уровнях закреплен широкий комплекс административно-правовых средств, используемых для специального (режимного) регулирования, охраны, обеспечения безопасности и защиты общественных отношений, стимулирования их развития в нужном направлении, ограничения и пресечения негативных воздействий на личность, обеспечения ее прав и свобод в соответствующих условиях жизнедеятель-ности»2.

Некоторые ученые выделяют «общий режим деятельности государственной администрации и специальные административно-правовые режимы, вводимые дополнительно для установления зонирования режимных правил жизнедеятельности с закреплением особого статуса объекта (носителя режима), и приводят в пример уровни видов режимов: федеральные, региональные, местные, а также совмещенные режимы»3.

Н.И. Матузов и А.В. Малько характеризуют «правовой режим как особый порядок правового регулирования, выражающийся в определенном сочетании юридических средств и создающий желаемое социальное состояние и конкретную степень благоприятности или не благоприятности для удовлетворения интересов субъектов права»4.

В.М. Редкоус предлагает следующее определение административно-правового режима, устанавливаемого в области обеспечения национальной безопасности: это «нормативно закрепленный и организационно обеспеченный порядок регулирования поведения граждан и деятельности государственных и негосударственных организаций, их должностных лиц, направленный на четкую регламентацию общественных отношений в конкретной области обеспечения национальной безопасности, недопущение противоправной деятельности, могущей нанести ущерб национальной безопасности, а также предусматривающий возможность применения специальных режимных мер, иных специальных форм и методов деятельности уполномоченных органов, характер которых обусловлен необхо-

димостью адекватного противодействия реальным и потенциальным угрозам национальной безопасности Российской Федерации»5.

Формализовано государством устанавливается целевая ориентация на урегулирование отдельных областей отношений во временных и пространственных границах посредством различных юридических средств, а также конкретной степени создания специальных условий деятельности для заинтересованных субъектов6.

Как указывает Ю.А. Тихомиров, назначение административно правовых режимов — это «регулирование особых государственных состояний при помощи системы специальных средств:

а) правовых актов и норм, устанавливающих особый порядок деятельности в тех или иных сферах;

б) уполномоченных государственных органов, специально создаваемых и наделенных полномочиями формировать и поддерживать соответствующий режим;

в) детально, своего рода операциональных регламентаций действий субъектов права и их взаимоотношений между собой;

г) строгой системы контроля и ответственности за деятельность в рамках административно-правового режима;

д) более широким применением ограничительно-разрешительных и запретительных методов, сочетаемых в необходимых случаях со строго целевым стимулированием объектов права;

е) наличием специальных организационных, технических, материальных и финансовых средств (техники, ресурсов и т.п.)»7.

Для дальнейшего исследования интересна классификация административно-правовых режимов, представленная Ю.А. Тихомировым, выделяющего:

1) режимы определения государственных состояний;

2) функциональные режимы;

3) легализующие режимы.

Можно сделать вывод, что административно-правовой режим находит отражение в общих тематических законах и подзаконных актах либо в специализированных ведомственных правовых актах, направленных на урегулирование целевой либо функциональной государственной деятель-ности8.

Придерживаясь концепции, предложенной Ю.А. Тихомировым, дадим краткую характеристику правового регулирования каждого из типов режима применительно к рассматриваемой сфере общественных отношений.

ЗАКОН И ПРАВО • 09-2020

1. Режим обеспечения стабильности государства устанавливается, например, Федеральным законом «О безопасности» от 28 декабря 2010 г. № 390-Ф3, регулирующим «основные принципы и содержание деятельности по обеспечению безопасности государства, общественной безопасности, экологической безопасности, безопасности личности, иных видов безопасности9, предусмотренных законодательством Российской Федерации, полномочия и функции федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в области безопасности, а также статус Совета Безопасности Российской Федерации»10.

Данная сфера отношений регулируется и другими федеральными законами11, определяющими реализацию внешних государственных функций Российской Федерации. Указанный правовой режим защиты объектов животного мира и водных биоресуров распространяется на приграничные территории и акватории, а также, в частности, на организацию внешнеэкономической деятельности Российской Федерации и другие правоотношения, указанные в федеральных законах.

2. Функциональный административно-право -вой режим природоохранной и природопользова-тельской деятельности в Российской Федерации устанавливается Федеральным законом «О животном мире» от 24 апреля 1995 г. № 52-ФЗ12, а в области защиты водных биологических ресурсов — Федеральным законом «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» от 20 декабря 2004 г. № 166-ФЗ13.

В каждом из данных федеральных законов даются определения основных понятий содержания рассматриваемой сферы правоотношений, определяются порядок защиты и разрешительные режимы видов пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами14. Разъяснение порядка применения норм, указанных законов, осуществляется посредством ведомственного регулирования при-родоресурсных органов исполнительной власти.

3. Легализующий административно-правовой режим устанавливается Федеральным законом «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ, регулирующего «отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и

защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля»15, когда указанные лица приобретают статус пользователя объектами животного мира и водных биоресурсов, получая право на их добычу, переработку полученной продукции из них, разведение, продажу и т.д.

На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что реализация административно -правового режима защиты объектов животного мира и водных биологических ресурсов характеризуется соблюдением смешанных типов различных режимов:

1) режима обеспечения стабильности государства, направленного на защиту объектов животного мира на приграничных территориях и акваториях, во взаимодействии различных заинтересованных субъектов органов исполнительной власти, обеспечивающих защиту государства от внешних угроз либо соблюдение законности внешнеэкономической деятельности;

2) функционального, обусловленного обеспечением государственной функции природоохранной деятельности и направленного на соблюдение разрешительного вида пользования объектами животного мира и водными биоресурсами;

3) легализующего режима, обусловленного обеспечением контрольно-надзорной деятельности в отношении юридических и физических лиц, пользующихся объектами в рассматриваемой сфере отношений, и больше затрагивающей сферу лицензионной деятельности на получение права владения, пользования и распоряжения данными объектами.

Сложившаяся политическая и экономическая ситуация, представляемая в различных информационных источниках, а также практика правоприменительной административной деятельности в Российской Федерации указывают на то, что регламентация административно-правовых режимов в различных сферах жизнедеятельности государства отрегулирована еще не совсем полно.

В соответствующих законодательных и подзаконных правовых актах не всегда четко «прописаны» элементы того либо иного установленного административно-правового режима. В имеющихся нормативно-правовых актах также не всегда ясно и понятно определяются специальные и дополнительные административные полномочия должностных лиц государственных органов исполнительной власти, реализующих

ЗАКОН И ПРАВО • 09-2020

контрольно-надзорные полномочия в рассматриваемой сфере правовых отношений.

1 Редкоус В.М. Формы и методы государственного управления в области обеспечения экономической безопасности // 25 лет Гражданскому кодексу Российской Федерации: традиции и инновации частноправового развития: Матер. Междунар. науч.-практ. конф. (с элементом школы молодого ученого). 2019. С. 34—47.

2 Ноздрачев А. Ф. Современное содержание понятия «административно-правовой режим» // Журнал рос. права. 2017. № 2. С. 98—110.

3 Бахрах Д.Н. Административное право России. М.: Нор-ма-Инфра-М, 2000. С. 410—418.

4 Матузов Н.И., Малъко А.В. Правовые режимы: вопросы теории и практики // Правоведение. 1996. № 1.

5 Редкоус В.М. Понятие административно-правовых режимов, устанавливаемых в области обеспечения национальной безопасности // Право и государство: теория и практика. 2009. № 12 (60). С. 92—95.

6 Греков Н.Н., Николаев А.Г. Административный надзор полиции // Алтайский юрид. вестник. 2019. № 2 (26). С. 68—71.

7 Тихомиров Ю.А. Административное право и процесс: полный курс. М., 2003. С. 325—327.

8 Подроб. см.: Николаев А.Г. Особенности выявления отдельных видов административных правонарушений при осуществлении федерального государственного контроля // Актуальные вопросы совершенствования деятель-

ности служб и подразделений полиции в области охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности: Сб. ст. Всерос. науч.-практ. конф. (Москва, 9 декабря 2016 г.). М.: АУ МВД РФ, 2017. С. 164—171.

9 Редкоус В.М. Вопросы контрольной и надзорной деятельности в документах стратегического планирования в области обеспечения экономической безопасности // Национальная безопасность России: актуальные аспекты: Сб. ст. Всерос. науч.-практ. конф. 2019. С. 104—111.

10 Федеральный закон «О безопасности» от 28.12.2010 г. № 390-Ф3 // СЗ РФ. 2011. № 1. Ст. 2.

11 Федеральный закон «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» от 08.12.2003 г. № 164-ФЗ // СЗ РФ. 2003. № 50. Ст. 4850.

12 Федеральный закон «О животном мире» от 24.04.1995 г. № 52-ФЗ // СЗ РФ. 1995. № 17. Ст. 1462.

13 Федеральный закон «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» от 20.12.2004 г. № 166-ФЗ // СЗ РФ. 2004. № 52 (ч. 1). Ст. 5270.

14 О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов: Научно-практический комментарий к Федеральному закону от 20 декабря 2004 г. № 166-ФЗ (постатейный) / Беляева О.А., Боголюбов С.А., Галинов-ская Е.А., Горохов Д.Б. и др. М., 2020.

15 Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» от 26.12.2008 г. № 294-ФЗ // СЗ РФ. 2008. № 52 (ч. 1). Ст. 6249.

ЗАКОН И ПРАВО • 09-2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.