УДК 351.74
Карпов Александр Геннадьевич
Karpov Alexandr Gennad'evich
кандидат юридических наук, начальник кафедры оперативно-разыскной деятельности органов внутренних дел
Нижегородская академия МВД России (603950, Нижний Новгород, Анкудиновское шоссе, 3) candidate of sciences (law), head of the department of operative-search activity of the law enforcement bodies Nizhny Novgorod academy of the Ministry of internal affairs of Russia (3 Ankudinovskoye shosse, Nizhny Novgorod, 603950)
E-mail: [email protected]
Нефедьев Алексей Станиславович Nefed'ev Aleksey Stanislavovich
преподаватель кафедры оперативно- разыскной деятельности органов внутренних дел Нижегородская академия МВД России (603950, Нижний Новгород, Анкудиновское шоссе, 3) lecturer of the department of operative-search activity of the law enforcement bodies
Nizhny Novgorod academy of the Ministry of internal affairs of Russia (3 Ankudinovskoye shosse, Nizhny Novgorod, 603950)
E-mail: [email protected]
Трухин Максим Анатольевич
Trukhin Maxim Anatol'evich
кандидат юридических наук, доцент кафедры оперативно-разыскной деятельности органов внутренних дел
Нижегородская академия МВД России (603950, Нижний Новгород, Анкудиновское шоссе, 3) candidate of sciences (law), associate professor of the department of operative-search activity of the law enforcement bodies
Nizhny Novgorod academy of the Ministry of internal affairs of Russia (3 Ankudinovskoye shosse, Nizhny Novgorod, 603950)
E-mail: [email protected]
К вопросу об оперативно-разыскной характеристике взяточничества и коммерческого подкупа в сфере образования
On the matter of operative-search characteristics of bribery and commercial subornation in the field of education
В статье дается авторское определение оператив- The author gives his own definition of operative-search
но-разыскной характеристики взяточничества и коммер- characteristics of bribery and commercial subornation in the
ческого подкупа в сфере образования. Оперативно-ра- field of education. The operative-search characteristics of
зыскную характеристику взяточничества и коммерческого bribery is defined as an assortment of required information
подкупа в сфере образования можно определить как со- promoting the choice of rational organizational and tactical
вокупность необходимых сведений, способствующих вы- measures aimed at effective detection and exposure of the
бору рациональных организационных и тактических мер, indicated crimes. направленных на эффективное раскрытие и выявление указанных преступлений.
Ключевые слова: оперативно-разыскная характери- Keywords: operative-search characteristics, detection
стика, выявление и раскрытие взяточничества и коммер- and exposure of bribery and commercial subornation in the
ческого подкупа в сфере образования, оперативно-так- field of education, operative-technical characteristics, pre-
тическая характеристика, предупреждение и раскрытие vention and disclosure of crime. преступлений.
Выявление и раскрытие взяточничества и ком- бенностей действий преступников на различных
мерческого подкупа в сфере образования невоз- стадиях преступной деятельности, приемов про-
можно без знания способов их совершения, осо- тиводействия оперативным подразделениям, ме-
тодов маскировки преступного поведения и т. д. В настоящее время в юридической литературе общепризнано, что одним из важных условий успешного раскрытия преступлений является их правильная характеристика [1, с. 128]. В юридических науках это принято называть характеристикой преступлений (уголовно-правовой, криминологической, криминалистической, оперативно-разыскной и др.). В теории оперативно-разыскной деятельности институт оперативно-разыскной характеристики вида преступлений активно исследуется с конца семидесятых годов прошлого столетия. Именно в этот период появились первые публикации, содержащие более или менее активные попытки исследовать сущность описания противоправных деяний с позиций теории оперативно-разыскной деятельности. Однако до сих пор в литературе нет единого взгляда на то, что наиболее правильно описывает сущность и передает специфику противоправных действий в рамках оперативно-разыскной деятельности.
В науке оперативно-разыскной деятельности для характеристики отдельных групп или видов преступлений в большинстве случаев используются словосочетания «оперативно-разыскная характеристика преступлений» и «оперативно-тактическая характеристика преступлений». С одной стороны, оперативно-разыскная характеристика преступлений и оперативно-тактическая характеристика идентичны, то есть являются лексическими дублетами [2, с. 113]. С другой стороны, существует точка зрения о приоритете оперативно-разыскной характеристики как наиболее полно отражающей интересы теории оперативно-разыскной деятельности [3]. В данной работе мы попытаемся разобраться в содержании этих двух терминов во избежание неопределенности.
М.С. Картавенко под «оперативно-тактической характеристикой понимает комплекс «уголовно-правовых, криминалистических, криминологических, нравственно-психологических и иных специальных признаков, необходимых для решения оперативно-тактических задач предотвращения и раскрытия преступления». К специальным признакам он относит знание лицом, представляющим оперативный интерес, о негласных силах, средствах и методах, используемых в оперативно-разыскной деятельности, а также прошлый опыт негласного сотрудничества с оперативными аппаратами объекта, в отношении которого проводятся оперативно-разыскные мероприятия.
A.Н. Кузьмин рассматривает оперативно-тактическую характеристику «как самостоятельную, включающую в себя данные (сведения) об обстоятельствах преступления, используя которые можно было бы решать оперативно-тактические задачи».
B.П. Перевозник в оперативно-тактическую характеристику преступлений включает «исключительно криминологические и криминалистические признаки преступлений».
А.Б. Утевский под оперативно-тактической характеристикой понимает «комплекс признаков,
своиственных преступным проявлениям и содержащих информацию о личности преступника, о способах подготовки, совершения и сокрытия противоправных деянии, своевременныи и полныи учет которых способствует целенаправленному и эффективному решению организационных и тактических задач борьбы с преступностью».
K.M. Тарсуков и В.П. Шиенок, вырабатывая понятие «оперативно-тактическая характеристика» в теории оперативно-разыскноИ деятельности органов внутренних дел, пришли к выводу, что характеристика преступления представляет собои описание противоправного деяния и связанных с ним процессов, таких как криминогенная или криминальная среда, предпреступное поведение и других с целью создания условии (основ) для разработки рекомендации, применение которых способствует более эффективной борьбе с преступностью [3, с. 60].
ВтороИ термин «оперативно-разыскная характеристика» отстаивает не менее известная группа ученых, наиболее ярким представителем котороИ, применительно к обоснованию понятия и сущности рассматриваемого термина, является Д.В. Гре-бельскии.
УказанныИ ученыИ, подчеркивая важность для теории оперативно-разыскноИ деятельности раскрытия сущности и функциИ характеристики преступлений придерживается другоИ точки зрения и в отличие от криминалистическоИ выделяет общую или оперативно-разыскную характеристику. Он отмечает, что «такая характеристика представляет собоИ совокупность ряда информационных признаков, упорядоченных и взаимосвязанных между со-боИ, почерпнутых из различных информационных источников (входящих, прежде всего, в криминалистическую, криминологическую, психологическую, социологическую, экономическую и др. характеристики преступлениИ). В зависимости от характера преступлениИ она носит динамичныИ характер и поэтому может дополняться или обходиться без некоторых элементов» [6, с. 72—73]. При этом он отмечает, что интегративныИ характер оперативно-разыскноИ характеристики преступлениИ предопределен спектром тактических задач, решаемых оперативными подразделениями органов внутренних дел при раскрытии преступлениИ, и наиболее результативным применением оперативно- разыскных сил, средств и методов в целях эффективноИ борьбы с наиболее опасными из них.
В целом аналогичноИ точки зрения придерживаются A.M. Абрамов, K.K. Горяинов, И.А. Климов, В.А. Лукашов, В.В. Сергеев, Г.К. Синилов и ряд других ученых [7, с. 9].
Полагаем, в теории оперативно-разыскноИ деятельности имеют право на существование оба термина. Как справедливо отметил О.П. Степанов, «рассматриваемые характеристики, имея общую методологическую основу, отличаются друг от друга лишь по объему содержания».
Каждая из названных характеристик включает в себя те или иные аспекты конкретных видов или
групп преступлении, позволяющих принять научно обоснованное решение, необходимое для эффективной и целенаправленной борьбы с различными противоправными проявлениями. При таком подходе, по мнению A.M. Абрамова, «оперативно-тактическая характеристика служит, в первую очередь, «теоретической и информационной ба-зои для разработки основных тактических приемов предупреждения и раскрытия преступлении», а оперативно-разыскная характеристика, наряду с элементами первои, содержит информацию, позволяющую принять решение, лежащее в том числе и в организационно-управленческой плоскости [8, с. 103]. Подобная позиция находит подтверждение в работах других авторов, которые считают, что оперативно-разыскная характеристика преступлении является более емким понятием, а ее элементы вполне приемлемы для описания всех уровней опе-ративно-разыскноИ деятельности.
В теории оперативно-разыскноИ деятельности существует и множество других определении опе-ративно-разыскноИ характеристики преступлении. Приведем некоторые из них. Оперативно-разыскная характеристика — это «описание признаков, присущих данному виду (группе) преступлении и имеющих значение для их предупреждения и раскрытия», «система сведении, характеризующих конкретныи вид преступления и имеющих значение для решения задач оперативно-разыскнои деятельности», «система наиболее существенных для конкретных видов преступлении информационных признаков (элементов) уголовно-правового, криминологического, психологического, виктимологического и любого иного характера, изучение которых обеспечивает решение стоящих перед оперативными аппаратами задач», «научно разработанная система наиболее существенных, обобщенных признаков отдельного вида (группы) общественно опасных деянии, способная служить основанием для выдвижения оперативно- разыскных версии о событии преступления и о личности преступника, имеющих значение в решении стоящих перед оперативными аппаратами задач по раскрытию преступлении и определяющая необходимость применения оперативно-разыскных воз-можностеи». Приведенныи перечень взглядов далеко не полно отражает имеющиися в науке спектр мнении.
К настоящему времени у большинства исследо-вателеи несколько сблизились взгляды на понимание оперативно- разыскнои характеристики преступлении.
П.И. Иванов, анализируя сущность и содержание оперативно-разыскнои характеристики экономических преступлении, условно выделяет в неи две взаимосвязанные части:
1) совокупность сведении о преступности, получаемых из официальных статистических данных, по результатам социологических исследовании;
2) информацию о преступности, получаемую из оперативных источников.
Вторая часть данной характеристики является, по его мнению, как бы «чисто» оперативно-разыскной, ибо сведения о ее информационных признаках не присущи первой части. В связи с изложенным под оперативно-разыскной характеристикой он понимает научно обоснованное описание преступлений, контингента лиц, причастных к их совершению, а также взаимосвязанных с преступными посягательствами явлений, осуществляемое посредством использования как официальных, так и конфиденциальных сведений с целью разработки и применения на практике рекомендаций по организации и тактике оперативно-разыскной деятельности органов внутренних дел по борьбе с экономическими преступлениями.
В.Н. Кнайкин определяет «оперативно-розыскную характеристику преступности как частное учение теории ОРД, исследующее комплексную характеристику преступлений с позиций типичности и повторяемости их поисковых признаков, обусловливающих необходимость применения оперативно-розыскных сил, средств и методов для их выявления, предупреждения и раскрытия». При этом содержание оперативно-разыскной характеристики преступности, по его мнению, составляют признаки, качества и свойства, учет которых позволяет более продуктивно применять силы, средства и методы оперативно-разыскной деятельности, то есть:
— уголовно-правовые признаки конкретного преступления;
— способ совершения преступления;
— личность правонарушителя;
— мотивацию криминального поведения;
— организованные формы совершения преступления;
— взаимосвязь места совершения преступления и места жительства.
Обобщая данные суждения, мы пришли к выводу, что в определениях понятия оперативно- разыскной характеристики общим является включение в ее структуру уголовно-правовых, криминологических, криминалистических, психологических и других аспектов. Вместе с тем, следует отметить и отличия, зависящие от особенностей вида или группы преступлений. В связи с этим уместно привести мнение В.Г. Неклюдова, полагающего, что «система сведений, составляющих содержание оперативно-розыскной характеристики преступлений, не может быть представлена универсальной и статистической структурой, пригодной для всех видов преступлений и абсолютной во временном отношении». В связи с этим A.A. Лапин предлагает «выделять главные и факультативные составляющие содержания оперативно-розыскной характеристики». С его мнением полностью согласуется и наша позиция. При определении элементов оперативно- разыскной характеристики взяточничества и коммерческого подкупа в сфере образования мы также будем выделять главные и факультативные признаки. Главные элементы оперативно-разыскной характеристики рассматриваемого вида преступлений —
уголовно-правовые, криминологические, криминалистические, виктимологические, психологические и иные аспекты. К факультативным целесообразно отнести:
— характеристика личности лица, передавшего и получившего вознаграждение;
— способ передачи вознаграждения;
— предмет преступного посягательства;
— место совершения преступления.
Таким образом, оперативно-разыскную характеристику взяточничества и коммерческого подкупа в сфере образования можно определить как совокупность необходимых сведений, способствующих выбору рациональных организационных и тактических мер, направленных на эффективное раскрытие и выявление указанных преступлений.
Примечания
1. Селиванов П.А. Советская криминалистика: Система понятий. М., 1982.
2. ЕлинскийВ.И. Оперативно-розыскная деятельность органов внутренних дел. Язык теории: монография. М., 1998.
3. Тарсуков K.M., Шиенок В.П. Анализ теоретического подхода к выработке понятия «оперативно-тактическая характеристика» в теории оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел // Актуальные вопросы получения оценки и использования информации в оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел: межвузовский сборник научных трудов. Киев, 1986.
4. Гребельский Д.В. О соотношении криминалистических и оперативно-розыскных характеристик преступлений // Криминалистическая характеристика преступлений. М., 1984.
5. Горяинов К.К. Общая характеристика преступлений. М., 1980.
6. Ганичкин В.М. О понятии оперативно-розыскной характеристики преступлений, связанных с подделкой документов // Полицейское право. 2006. № 1 (15).
Notes
1. SelivanovP.A. Soviet criminalistics: a system of notions. Moscow, 1982.
2. Yelinskiy V.I. Operative-search activity of the agencies of internal affairs. The language of theory: monograph. Moscow, 1998.
3. TarsukovK.M., Shiyenok V.P. Analysis of the theoretical approach to definition of the notion «operative-search characteristics» in the theory of operative-search activity of the of the internal affairs agencies // Topical problems of getting, evaluating and using information in operative-search activity of the internal affairs agencies: intercollegiate collection of scientific works. Kiyev, 1986.
4. Grebel'skiy D.V. On correlation of criminalistic and operative-search characteristics of crimes // Criminalistic characteristics of crimes. Moscow, 1984.
5. GoryainovK.K. General characteristics of crimes. Moscow, 1986.
6. Ganichkin V.M. On the notion of operative-search characteristics of crimes connected with fabrication of documents // Police law. 2006. № 1 (15).