Научная статья на тему 'К вопросу об охране окружающей среды в странах Дальнего и ближнего зарубежья'

К вопросу об охране окружающей среды в странах Дальнего и ближнего зарубежья Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
186
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
история / законодательство / санитарная служба / здоровье населения / history / legislation / public health service / health of the population

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — К Н. Хусайнова

В статье показан опыт стран Содружества Независимых Государств по реформам санитарно-эпидемиологической службы в современных условиях экономики и потребительского рынка. В соответствии с Законом Республики Казахстан «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» в целях охраны здоровья населения необходима дальнейшая деятельность санитарно-эпидемиологической службы с осуществлением надзора и контроля за исполнением обязательных требований законодательства Республики Казахстан в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и в области потребительского рынка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — К Н. Хусайнова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE QUESTION OF ENVIRONMENTAL PROTECTION IN THE COUNTRIES OF THE FOREIGN AND NEIGHBORING COUNTRIES

Experiment of countries of the Commonwealth of Independent States on reforms of sanitary and epidemiologic service in modern conditions of economy and the consumer market is shown in article. According to the Law of the Republic of Kazakhstan "About sanitary and epidemiologic wellbeing of the population" for public health care further activity of sanitary and epidemiologic service with implementation of supervision and control of execution of obligatory requirements of the legislation of the Republic of Kazakhstan in the field of ensuring sanitary and epidemiologic wellbeing of the population, consumer protection and in the field of the consumer market is necessary.

Текст научной работы на тему «К вопросу об охране окружающей среды в странах Дальнего и ближнего зарубежья»

кагпти.кг • КазНМУ • N01-2016 •

К ВОПРОСУ ОБ ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ В СТРАНАХ ДАЛЬНЕГО И БЛИЖНЕГО ЗАРУБЕЖЬЯ

К.Н. ХУСАЙНОВА

Алматинское отделенческое управление по защите прав потребителей на транспорте

УДК 341.231

В статье показан опыт стран Содружества Независимых Государств по реформам санитарно-эпидемиологической службы в современных условиях экономики и потребительского рынка. В соответствии с Законом Республики Казахстан «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» в целях охраны здоровья населения необходима дальнейшая деятельность санитарно-эпидемиологической службы с осуществлением надзора и контроля за исполнением обязательных требований законодательства Республики Казахстан в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и в области потребительского рынка.

Ключевые слова: история, законодательство, санитарная служба, здоровье населения

В целях оптимизации путей совершенствования санитарно-эпидемиологического обеспечения и улучшения санитарно-эпидемиологического благополучия населения Республики Казахстан нами изучены и проанализированы литературные источники, характеризующие состояние санитарно-эпидемиологической службы в различных странах мира.

Целью наших исследований явилось изучение осуществления охраны окружающей среды в странах ближнего и дальнего зарубежья.

Результаты. Изучение данного вопроса показало, что во многих странах мира с развитой рыночной экономикой как таковая система санитарно-эпидемиологической службы (СЭС) не выделена, и ее функции берут на себя разнообразные экологические службы, эпидемиологические комиссии, центры здоровья, санитарная полиция и т.д. Многие вопросы санитарно-эпидемиологического характера находятся в поле зрения местных врачей общей практики, так называемых семейных врачей [1].

Вместе с тем, национальные экологические институты по охране здоровья могут быть организованы по-разному. В прошлом это были экологические управления при министерствах здравоохранения, затем независимые министерства экологии и охраны окружающей среды. Так, в США создано Агентство по охране окружающей среды в рамках Департамента здравоохранения и гуманитарных служб. Вместе с тем, в Федеральном правительстве существуют такие экологические ведомства, как Совет по проблемам качества окружающей среды, кроме того Служба общественного здравоохранения, Центры по борьбе с заболеваниями, Центры по контролю и профилактике болезней, Управление по продуктам питания и лекарственным средствам, Управление по гигиене труда и профессиональным заболеваниям и т.д. Так, Агентство по охране окружающей среды призвано, в качестве федерального ведомства, координировать деятельность, направленную на решение широкого ряда вопросов в данной области. Данное ведомство разрабатывает нормы и положения различных законопроектов, имеющих отношение к экологическим проблемам, например, к загрязнению атмосферы и водных ресурсов твердыми и токсичными отходами, шуму, водоснабжению, применению пестицидов и радиации. Так, принятый в США в 1970 г. Закон о национальной политике в области охраны окружающей среды превратил проблему охраны природы в вопрос национальной важности. Многие государственные ведомства также несут ответственность за определенные экологические аспекты здравоохранения [2, 3]. Осуществляемый мониторинг в области гигиены труда включает разнообразные мероприятия, направленные на повышение техники безопасности и защиты здоровья работника, а также правовую и моральную ответственность

администрации за обеспечение его интересов. В связи с чем в соответствии с общей политикой координируется работа ряда служб, обеспечивающих охрану здоровья отдельного работника и защиту окружающей среды от поражения неблагоприятными производственными факторами. Известно, что в США вплоть до 1972 года проблема профессиональных заболеваний, производственного травматизма и обусловленной им инвалидности и смертности находилась в ведении правительств штатов и местных советов или регулировалась рыночными отношениями.

Деятельность федерального правительства, направленная на повышение стандартов гигиены труда и техники безопасности, привели к созданию в 1972 году Управления по гигиене труда и профессиональным заболеваниям. Данное Управление разрабатывает стандарты, основываясь на принципах, одобренных профессиональными организациями, объединениями промышленников и органами здравоохранения. Эти стандарты предусматривают сокращение риска, сопряженного с продолжительным воздействием неблагоприятных факторов производства в течение всего периода трудовой жизни работника, при сохранении уровня производительности труда, необходимого для работодателя.

Кроме того, национальный институт гигиены труда и профессиональных заболеваний обеспечивает проведение исследований, связанных с гигиеной труда. Мониторинговые исследования осуществляются на федеральном уровне и на уровне отдельных штатов и местных советов при участии профессиональных организаций и объединений промышленников. При этом, правовая ответственность лежит на работодателе, но информированность работников в отношении программ обеспечения техники безопасности является необходимым условием успешного решения задач гигиены труда [4]. Вместе с тем, во Франции обеспечение управления рисками для здоровья населения осуществляется тремя общественными органами, руководимыми министерством здравоохранения - это Французское Агентство по Медицинской безопасности пищевых продуктов, Французское Агентство по Медицинской безопасности продуктов здоровья и Национальный институт мониторинга общественного здравоохранения. Политика иммунизации населения определяется Генеральным директоратом здравоохранения в министерстве здравоохранения после консультации с Французским советом по общественной гигиене. Главной особенностью системы обеспечения здоровья и санэпидблагополучия населения в Германии является явное разделение между службами общественного здравоохранения, первичной и вторичной амбулаторной

• Nq1 -201 6 • КазНМУ • kaznmu.kz

помощью и стационарным лечением. Несмотря на специфические задачи служб общественного здравоохранения и уровни, на которых они осуществляются, отличаются среди земель Германии, они включают традиционные действия, такие как надзор за инфекционными болезнями, отчетность о здоровье, наблюдение за некоторыми областями гигиены окружающей среды, просвещение в вопросах здоровья и его укрепления [5].

Что касается эпидемиологического надзора за инфекционными заболеваниями, то он осуществляют различными учреждениями общественного

здравоохранения, в Соединенных Штатах Америки - это департаменты здравоохранения. Кроме того, эпиднадзор проводится и другими учреждениями. Так, например, надзор за внутрибольничными инфекционными заболеваниями является важным видом деятельности многих больниц и госпиталей. В странах Европы и Азии, Соединенных Штатах Америки работа по профилактике нозокомиальных инфекций носит название инфекционного контроля. В госпиталях Соединенных Штатах Америки штат сотрудников, отвечающих за инфекционный контроль, укомплектовывается врачами-эпидемиологами и медицинскими сестрами, прошедшими базовую подготовку по инфекционному контролю на специальных курсах. Контроль над инфекционными заболеваниями осуществляется двумя организационными структурами -комиссией по профилактике внутрибольничных инфекций и госпитальным эпидемиологом, входящим в состав комиссии. Работа построена по принципу курации отделений. Т.е., например, одного сотрудник на 100-250 коек в зависимости от мощности стационара и активного сбора информации о наличии случаев внутрибольничных инфекций, разбора этих случаев, анализа эпидемиологической обстановки и разработки конкретных мероприятий для снижения заболеваемости нозокомиальными инфекциями и их профилактики. Необходимо отметить, что одним из приоритетных направлений развития здравоохранения в странах постсоветского пространства является усиление роли общественного здравоохранения, переориентация на первичную медико-санитарную помощь и внедрение программ укрепления здоровья и профилактики болезней

на региональном уровне. Например, в Кыргызстане, в рамках программы реформы здравоохранения «Манас» начато преобразование службы общественного здравоохранения, представленное в основном тремя структурами, выполняющими функции защиты и укрепления здоровья: учреждения санитарно-эпидемиологической службы, центры здоровья, центры семейной медицины.

В Кыргызстане санитарно-эпидемиологическое

благополучие обеспечивается пакетом мер, направленных на профилактику инфекционных заболеваний путем обеспечения населения питьевой водой хорошего качества и безопасными пищевыми продуктами, улучшением санитарного состояния окружающей среды и обеспечения радиационной безопасности.

В Российской Федерации произошли в последние годы радикальные социально-экономические и политические перемены, которые потребовали принципиально новых подходов в решении вопросов санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Так, Указом Президента РФ от 09.03.2004 N 314 была организована Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека - Роспотребнадзор. Роспотребнадзору была осуществлена передача функций по контролю и надзору в сфере санитарно-эпидемиологического надзора на потребительском рынке Министерства экономического развития и торговли РФ, в сфере защиты прав потребителей упраздненного Министерства РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства.

Таким образом, нами изучен опыт стран СНГ по реформам санитарно-эпидемиологической службы в современных условиях экономики и потребительского рынка. В соответствии с Законом РК «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» в целях охраны здоровья населения необходима дальнейшая деятельность санитарно-эпидемиологической службы с осуществлением надзора и контроля за исполнением обязательных требований законодательства Республики Казахстан в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и в области потребительского рынка.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1 Малюкова Л.Е., Серебрякова Е.В., Манулик А.В., Худакормов А.Н. Реформы здравоохранения в странах Восточной Европы и СНГ// Белорусский центр медицинских технологий, информатики, управления и экономики здравоохранения. - 1995. - С.18-21.

2 Dean A.D., Dean J.A., Burton A.H., DicKer R.C. Epi Info, Version 5: a wore processing, database, and program for epidemiology on microcomputers. Centers foi Disease Control. - Atlanta, Georgia, USA: 1991. - Р. 47-49.

3 Scutchfield F.D. (1998) Управляемая помощь и здравоохранение // J. Public Health Manag. Pract. - 1998. - 4 (1). - Р. 84-87.

4 Crown J. The practice of public health medicine: past, present, future. World Health Organization. - 1998. - Р. 33-38.

5 Мейманалиев Т. Кыргызская модель здравоохранения. - Бишкек: Учкун, 2003. - 688 с.

К.Н. ХУСАЙНОВА

Кемктегi тутынушылардыц цуцыцтарын цоргау департаментшц Алматы бвлiмшелiк басцармасы

KОРШАFАН ОРТАНЫ ^OPFAy ТУРАЛЫ МЭСЕЛЕГЕ АЛЫС ЖЭНЕ ЖАЦЫН ШЕТЕЛ ЕЛДЕР1НДЕ

tywh: Тэуелйз Мемлекеттер Достастыгы елдершщ тэжiрибесi реформасы бойынша экономика жэне санитарлык;-эпидемиологиялык; к;ызметтщ корсетшетш бапта к^рп жагдайда тугыну нарыгыныц. "Халык;тыц санитарлык;-эпидемиологиялык; салауаттылыгы туралы" Казахстан Республикасыныц Зацына сэйкес санитарлык-эпидемиологиялык; кызметтщ одан эрi кызметш к;адагалауды жузеге асыруды бастап халык;тыц денсаулыгын са;тау мак;сатында ;ажет жэне оныц ат;арылуына ба;ылауды к;амтамасыз ету саласындагы Казахстан Республикасыныц тутынушылардыц кукъщтарын к;оргау жэне халык;тыц санитарлык-эпидемиологиялык; салауаттылыгы саласындагы зацнамасыныц мiндеттi талаптарын, тугынушылык; нарык;тыц.

ТYЙiндi свздер: санитарлы; к;ызмет, халык;тыц денсаулыгына, зацдар, тарихы

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.