Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ ОБ ОГРАНИЧЕНИИ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ ГРАЖДАН БОЛЬНЫХ ВИЧ/СПИДОМ В СТРАНАХ СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ'

К ВОПРОСУ ОБ ОГРАНИЧЕНИИ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ ГРАЖДАН БОЛЬНЫХ ВИЧ/СПИДОМ В СТРАНАХ СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
43
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПРАВА ЧЕЛОВЕКА / КОНСТИТУЦИОННЫЕ ПРАВА ГРАЖДАН / ОГРАНИЧЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ / СНГ / ВИЧ / СПИД / HUMAN RIGHTS / CONSTITUTIONAL RIGHTS OF CITIZENS / COMMONWEALTH OF INDEPENDENT STATES / HIV / AIDS / LIMITATION OF HUMAN RIGHTS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Купаев А.А.

Статья посвящена рассмотрению проблематики современного состояния нормативного закрепления и практики реализации конституционных прав граждан, инфицированных вирусом иммунодефицита человека (больных синдромом приобретенного иммунного дефицита). Рассматриваются модели и процедуры ограничения конституционных прав граждан, инфицированных вирусом иммунодефицита человека (больных синдромом приобретенного иммунного дефицита), в Содружестве Независимых Государств. В основу методологии настоящей статьи положены как общенаучные, так и специально-юридические методы исследования. Анализ системы конституционно-правовых норм, устанавливающих порядок и процедуры ограничения конституционных прав граждан больных ВИЧ/СПИДом в странах СНГ, осуществлен на основе системно-структурного, сравнительно-правового и формально-юридического методов. Выявлены пробелы законодательства, регламентирующего процедуры обеспечения и реализации конституционных прав граждан, инфицированных вирусом иммунодефицита человека (больных синдромом приобретенного иммунного дефицита), в государствах - членах СНГ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE QUESTION ABOUT LIMITATION OF CONSTITUTIONAL RIGHTS OF CITIZENS OF HIV/AIDS PATIENTS IN THE COMMONWEALTH OF INDEPENDENT STATES

The article is devoted to the consideration of the problems of the modern state of the normative consolidation and practice of the realization of the constitutional rights of citizens are HIV/AIDS patients. Models and procedures for the realization of the constitutional rights of citizens, who are HIV/AIDS patients in The Commonwealth of Independent States are considered. The methodology of the present work is based on the general scientific and special legal methods of the study. The analysis of the system of constitutional and legal norms establishing the order and procedures for the limitation of constitutional rights of citizens are HIV/AIDS patients was carried out on the basis of systemic structural, comparative legal and formal legal methods. Gaps are identified in the legislation regulating the procedures for ensuring and realization of the constitutional rights of citizens who are HIV/AIDS patients in The Commonwealth of Independent States are analysis.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ ОБ ОГРАНИЧЕНИИ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ ГРАЖДАН БОЛЬНЫХ ВИЧ/СПИДОМ В СТРАНАХ СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ»

Уголовный кодекс РФ было введено понятие «мошенничество в сфере страхования», которое подразумевает хищение чужого имущества путем обмана относительно наступления страхового события и получения страхового возмещения по договору страхования [2]. Наказание за данное преступление предусмотрено в виде штрафа в размере от 120 до 300 тысяч рублей, исправительными работами, а также лишением свободы (мера наказания определяется в зависимости от тяжести совершенного деяния и количеством лиц его совершивших).

Подводя итоги, отметим, что потребность в страховании во все времена обуславливается возникающими у общества убытками вследствие наступления определенных событий. Степень достижения основной цели будет определять эффективность страховой деятельности. С учетом постоянно изменяющихся правовых актов, регулирующих страховое дело, понятно, что в России правовое регулирование в области страхования несовершенно. В целях успешного развития страхового дела необходимо его регламентирование с учетом потребностей общества и государства в целом.

В России продолжает развиваться автострахование, стоит предположить, что в будущем именно оно станет ведущей отраслью рынка страховых услуг.

Список литературы:

1. Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств: федеральный закон от 25 апреля 2002 г. № 40-ФЗ // Парламентская газета. — 2002. — № 86.

2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-Ф3 (в ред. от 23 апреля 2018 г., с изм. от 25 апреля 2018 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. — 1996. — № 25, ст. 2954.

3. Российский союз автостраховщиков. — URL: http://www.autoins.ru/ru/index.wbp

4. ГИБДД опубликовал годовую статистику ДТП за 2017 год. — URL: http:// www.1gai.ru/autonews/520130-gibdd-opublikovala-godovuyu-statistiku-dtp-za-2017-god. html

А.А. Купаев, А.А. Kupaev,

аспирант кафедры конституционного Postgraduate of the Department

и международного права Северо- of Constitutional and International Law

Кавказского федерального of North Caucasus Federal University

университета

alexeikupaev@yandex.ru

К вопросу об ограничении конституционных прав граждан, больных ВИЧ/СПИДом, в странах Содружества Независимых Государств

Аннотация: статья посвящена исследованию проблематики современного состояния нормативного закрепления и практики реализации конституционных прав граждан, инфицированных вирусом иммунодефицита человека (больных синдромом приобретенного иммунного дефицита). Рассматриваются модели и процедуры ограничения конституционных прав граждан, инфицированных вирусом иммунодефицита человека (больных синдромом приобретенного иммунного дефицита), в Содружестве Независимых Государств.

В основу методологии настоящей статьи положены как общенаучные, так и специально-юридические методы исследования. Анализ системы конституционно-правовых норм, устанавливающих порядок и процедуры ограничения конституционных прав граждан, больных ВИ Ч/ СПИДом, в странах СНГ, осуществлен на основе системно-структурного, сравнительно-правового и формально-юридического методов.

Выявлены пробелы законодательства, регламентирующего процедуры обеспечения и реализации конституционных прав граждан, инфицированных вирусом иммунодефицита человека (больных синдромом приобретенного иммунного дефицита), в государствах — членах СНГ.

Ключевые слова: права человека, конституционные права граждан, ограничение конституционных прав, СНГ, ВИЧ, СПИД.

on the question about limitation of constitutional rights of citizens of HIV/AIDS patients in The commonwealth of Independent States

Abstract: the article is devoted to the consideration of the problems of the modern state of the normative consolidation and practice of the realization of the constitutional rights of citizens are H1V/A1DS patients. Models and procedures for the realization of the constitutional rights of citizens, who are H1V/A IDS patients in The Commonwealth of Independent States are considered.

The methodology of the present work is based on the general scientific and special legal methods of the study. The analysis of the system of constitutional and legal norms establishing the order and procedures I for the limitation of constitutional rights of citizens are H1V/A1DS patients was carried out on the basis of 55 systemic structural, comparative legal and formal legal methods.

^ Gaps are identified in the legislation regulating the procedures for ensuring and realization of the

^ constitutional rights of citizens who are H1V/A1DS patients in the Commonwealth of 1ndependent States oa are analysis.

§ Keywords: human rights, constitutional rights of citizens, the Commonwealth of 1ndependent States,

g H1V, A1DS, limitation of human rights.

§ Конституционно-правовые ограничения — это закрепленные

g в конституции государства границы, в пределах которых субъекты вправе § использовать свои права и свободы, и определяются с помощью обязанностей, § запретов, ответственности и приостановлений.

Особенностью конституционных ограничений является то, что они ® приближаются к общетеоретической конструкции и обладают надотраслевыми ® чертами, которые впоследствии конкретизируются в отдельных законах. [Ъ Кроме того, указанные ограничения являются показателем, определяющим степень свободы и защищенности личности, а также позволяют установить 88 границы между произволом и законностью.

— А.А. Подмарев выделяет три модели конституционного регулирования ограничения прав и свобод человека и гражданина. «Первая модель — в конституциях устанавливаются общие ограничения всех прав и свобод ® (цели, форма закрепления, соразмерность), основания, способы, процедуры ограничения отдельных конкретных прав и свобод (конституции Португалии 1976 г., Турции 1982 г. и др.); вторая модель — в конституциях имеется оговорка общего характера о возможности ограничения прав и свобод только законом или на основе закона и положения об ограничении отдельных прав и свобод (конституции Бахрейна 2002 г., Ирака 2005 г. и др.); третья модель — конституцией устанавливаются ограничения лишь отдельных прав и свобод,

при этом об общих условиях ограничений не упоминается (конституции Италии 1947 г., Индии 1950 г., Пакистана 1973 г. и др.)» [1, с. 143].

Ограничение прав и свобод обусловливается сильной общественной потребностью, а также достаточными причинами и строго в тех целях, которые установлены конституцией страны (например, обеспечение национальной безопасности, обороны и территориальной целостности страны; | предотвращение массовых беспорядков; обеспечение здоровья населения и §

СП

о

др.). При этом ограничение должно иметь общий характер и не приводить к *

полному прекращению соответствующего права, то есть не быть чрезмерным. *

Вирус иммунодефицита человека (далее — ВИЧ) — это вирус, который §

подавляет иммунную систему, при этом синдром приобретенного §

иммунодефицита (далее — СПИД) — это уже комплекс заболеваний, |

вызванных у ВИЧ-положительного человека на фоне сниженного иммунитета. |

Сегодня ВИЧ является одной из основных проблем глобального *

общественного здравоохранения. Вместе с тем в евразийском регионе §

наблюдается одна из наиболее быстро растущих эпидемий распространения д

ВИЧ-инфекции. Считаем, что необходимо более подробно остановиться " -Ц

на вопросах ограничения конституционных прав граждан, больных ВИЧ/ Ц §

СПИДом, в некоторых странах, входящих в Содружество Независимых £ |

Государств (например, Азербайджан, Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, 0 Я

Туркменистан, Узбекистан). § ■§

В конституциях упомянутых стран содержатся общие ^ 10

антидискриминационные положения, однако в системах права стран 8

постсоветского пространства отсутствуют отдельные законы, запрещающие § е

дискриминацию. Определенные запреты на дискриминационные действия в ^ *

отношении граждан или определенных групп, как правило, являются частью § §

законов, регламентирующих правовое положение данных групп. « §

Например, статьей 13 Закона Кыргызской Республики от 13 августа | £

2005 г. № 149 «О ВИЧ/СПИДе в Кыргызской Республике» устанавлива- * со

ется запрет на дискриминацию и стигматизацию лиц, живущих с ВИЧ/ § ¡с

СПИДом, и лиц, пострадавших от ВИЧ/СПИДа, а также ущемление прав, §

свобод и интересов указанной категории граждан на основании наличия § §

у них ВИЧ/СПИДа [2]. § *

Помимо законов о ВИЧ/СПИДе подобные антидискриминационные

положения содержатся в законах, касающихся трудоустройства и ддд

здравоохранения. Более того, законодательство о здравоохранении, кроме -

антидискриминационных положений, устанавливает обязательства для

медицинских работников оказывать медицинскую помощь всем без ^

исключения, независимо от наличия у субъекта ВИЧ-СПИДа. ^

В указанных выше странах наличие у гражданина ВИЧ-инфекции или §

заболеваний, которые развиваются в результате СПИДа, рассматривается в § качестве инвалидности в соответствии с законом, который также содержит антидискриминационные положения. Так, в силу пункта 5 статьи 5 Закона Республики Казахстан от 13 апреля 2005 г. № 39 «О социальной защите инвалидов в Республике Казахстан» государственная политика Казахстана

в области социальной защиты инвалидов осуществляется на принципе запрещения дискриминации по признаку инвалидности [3].

Несмотря на формальное запрещение дискриминации по признаку наличия у лица ВИЧ/СПИДа, в законодательстве ряда указанных стран, установлены определенные правовые ограничения в реализации лицом, страдающим ВИЧ, своих конституционных прав и свобод, а именно право на труд; право на образование; право на создание семьи.

Право на труд

Действующим трудовым законодательством рассматриваемых нами государств запрещается дискриминация в трудовых отношениях, при этом не являются дискриминацией определенные различия в сфере труда, которые обусловлены свойственными конкретному виду труда требованиями, либо определенная забота государства о лицах, которые нуждаются в повышенной социальной защите, а именно по признакам пола, физических недостатков, возраста и т.д. (ст. 5 ТК Республики Казахстан [4]; ст. 6 ТК Республики Таджикистан [5]; ст. 6 ТК Республики Узбекистан [6]; ст. 7 ТК Туркменистана [7]; ст. 9 ТК Кыргызской Республики [8]; ст. 16 ТК Азербайджанской .о Республики [9]).

$5 Между тем стоит отметить, что ТК Азербайджанской Республики единственный из всех перечисленных трудовых кодексов, который о; содержит положение прямо запрещающее отказывать в приеме на работу, оа в продвижении по карьерной лестнице либо увольнять человека с ВИЧ-па инфекцией, исключение составляют те виды профессий и должностей, [Ъ которые не допускают работу указанных лиц, например, работники пищевой з; промышленности; работники, чья работа связана с кровью (хирурги, д лаборанты, акушеры, гинекологи); работники, деятельность которых ¡5 связана с уходом за детьми; работники, деятельность которых связана с § предоставлением услуг массажа, а также косметологических услуг и др. § Подобные исключения, как правило, реализуются посредством о; установления обязательного тестирования на ВИЧ/СПИД лица, и претендующего на замещение должности, либо обязательное периодическое и тестирование на ВИЧ/СПИД указанного выше работника. [Ъ В Республике Таджикистан обязательному конфиденциальному медицинскому освидетельствованию на ВИЧ-инфекцию помимо лиц, 0 претендующих на замещение вакантных должностей в сфере здравоохранения (оперирующие хирурги, акушеры, гинекологи, стоматологи и др.), подлежат лица, претендующие на должность мастера по татуажу (специалиста по 2 нанесению рисунков на кожу).

® В Республике Казахстан обязательному медицинскому освидетельствованию по эпидемиологическим показаниям подлежат призывники, а также лица, поступающие на военную службу по контракту.

Право на образование

В законодательстве некоторых стран закреплена обязанность, в соответствии с которой абитуриенту при поступлении в высшие учебные заведения, учреждения профессионально-технического образования

СП

необходимо представить справку о состоянии здоровья, которая будет содержать отметку об отсутствии у лиц ВИЧ-инфекции.

Так, например, в Республике Казахстан обязательному освидетельствованию на наличие ВИЧ-инфекции подлежат абитуриенты военных учебных заведений.

Право на создание семьи |

Семейное законодательство исследуемых нами государств содержит § положения, касающиеся медицинского обследования лиц, вступающих в брак, о при этом данное обследование проводится как в добровольном порядке, то есть о* по взаимному согласию лиц, вступающих в брак (Туркменистан, Кыргызская § Республика, Республика Казахстан), так и в обязательном (принудительном) § порядке (Азербайджанская Республика, Республика Узбекистан, Республика | Таджикистан). Так, например, в силу ст. 13 Семейного кодекса Азербайджанской | Республики от 28 декабря 1999 г. лица, намеренные вступить в брак, проходят * медицинское обследование согласно перечню заболеваний, установленному § органом исполнительной власти. По результатам обследования выдается д справка о прохождении медицинского осмотра, которая в свою очередь при- " -Ц лагается к заявлению о бракосочетании [10]. Ц §

Кроме того, законодательство Республики Узбекистан предусматривает £ | обязательное освидетельствование на наличие ВИЧ-инфекции лиц, 0 0 вступающих в брак в возрасте до пятидесяти лет. § ■§

Вместе с тем регистрация брака с лицом, имеющим ВИЧ, возможна при ^ 10 подтвержденном уведомлении партнера о наличии у лица ВИЧ-инфекции. 8 При этом если мужчина или женщина скрыли факт наличия ВИЧ-инфекции, § е то данное обстоятельство является основанием для признания брака недействительным. § §

Более того, законодательство Республики Казахстан предусматривает « § перечень заболеваний, при наличии которых у лица утрачивается право | £ усыновить / удочерить ребенка, принять его под опеку, попечительство либо о а патронат. Лидирующее место среди таких заболеваний занимают ВИЧ и СПИД. Аналогичные перечни установлены также в Республике Таджикистан § и Кыргызской Республике. § §

На основании изложенного следует отметить, что, несмотря на д а формальное запрещение дискриминации и стигматизации в отношении граждан или определенных групп лиц, живущих с ВИЧ/СПИДом, на

практике наблюдается и довольно широко распространена их фактическая -

дискриминация и стигматизация. Как правило, стигматизация имеет форму отчуждения человека, живущего с ВИЧ/СПИДом, а также уклонения от ^ любых контактов с данным человеком. ^

Дискриминация по такому признаку, как наличие инфекционного § заболевания, в исследуемом нами случае ВИЧ/СПИДа, так же недопустима, 8 как дискриминация по признаку расы, пола, возраста, вероисповедания и т.д.

Подобная дискриминация поспособствует маргинализации граждан и определенных групп лиц, которые сталкиваются со стигматизацией и общественным осуждением.

Как правило, причинами дискриминации и стигматизации является банальный недостаток информации о сути такого заболевания, как ВИЧ/ СПИД; широко распространены предрассудки и мифы, например, о том, каким образом передается ВИЧ.

Стигматизация воздействует на самопознание человека, способствует заниженной самооценке и сильной депрессии. Все это оказывает воздействия на профилактические мероприятия, люди отказываются от прохождения тестирования на ВИЧ/СПИД, так как боятся, что в случае подтверждения их ВИЧ-статуса об этом станет известно широкому кругу людей; не обращаются за медицинской помощью.

Таким образом, защита и продвижение прав человека — необходимое условие для предотвращения распространения ВИЧ, смягчения социальных и экономических последствий этой болезни.

Кроме медицинских мер, направленных на борьбу с ВИЧ, необходимо принятие государством мер, направленных на соблюдение экономических, культурных, гражданских, социальных, политических прав в соответствии с международными нормами и принципами. Ведь там, где люди защищены от .о дискриминации и стигматизации; там, где они могут осуществлять свои права $5 и свободы (на образование, на труд, свободу ассоциаций, на информацию);

там, где доступно лечение, тяжелые последствия ВИЧ/СПИДа для отдельных о; граждан, их семей и общества в целом существенно сокращаются.

О Список литературы:

g 1. Подмарев, А.А. Вопросы ограничения прав и свобод человека и гражданина

С в современной конституции // Вестник СГЮА. — 2014. — № 4 (99). — С. 141-145. S 2. О ВИЧ/СПИДе в Кыргызской Республике : Закон Кыргызской Республики.

§ — URL: http://cbd.minjust.gov.kg/act/view/ru-ru/1747 (дата обращения: 29.04.2018). ¡5 3. О социальной защите инвалидов в Республике Казахстан : Закон Республики

Казахстан от 13 апреля 2005 г. № 39-Ш О (с изм. и доп. по состоянию на 3 декабря 2 2015 г.). — URL: https://online.zakon.kz/document/?doc_id=30008935 (дата обращения: 29.04.2018).

§ 4. Трудовой кодекс Республики Казахстан от 23 ноября 2015 г. № 414-V (с изм. и

О доп. по состоянию на 16 апреля 2018 г.). — URL: https://online.zakon.kz/document/?doc_ g id=38910832 (дата обращения: 29.04.2018).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

С 5. Трудовой кодекс Республики Таджикистан от 23 июля 2016 г. № 1329. — URL:

https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=31960488 (дата обращения: 29.04.2018). 2 6. Трудовой кодекс Республики Узбекистан от 21 сентября 1995 г. — URL: https:// — nrm.uz/products?folder=181018_trudovoy_kodeks_respubliki_uzbekistan&products=1_vse_

zakonodatelstvo_uzbekistana (дата обращения: 29.04.2018). 5J 7. Трудовой кодекс Туркменистана от 18 апреля 2009 г. № 30-IV. — URL: http:// о base.spinform.ru/show_doc.fwx?rgn=27704 (дата обращения: 29.04.2018);

8. Трудовой кодекс Кыргызской Республики от 4 августа 2004 г. № 106 (с изм. и ^ доп. от 28 июля 2017 г.). — URL: https://online.zakon.kz/document/?doc_id=30296269

(дата обращения: 29.04.2018).

9. Трудовой кодекс Азербайджанской Республики : утв. Законом Азербайджанской Республики от 1 февраля 1999 года № 618-IQ). — URL:http://www.caa.gov.az/ index.php?option=com_k2&view=item&id=123:labour-code-of-the-republic-of-azerbaijan&Itemid=173&lang=ru (дата обращения: 29.04.2018).

10. Семейный кодекс Азербайджанской Республики : утв. Законом Азербайджанской Республики от 28 декабря 1999 г. № 781-^ (с изм. и доп. от 17 октября 2014 г.). — URL: https://online.zakon.kz/document/?doc_id=3042038 (дата обращения: 29.04.2018).

О.А. Проводина, O.A. Provodina,

ассистент кафедры административного Assistant of the Department

и финансового права Юридического of administrative and financial law

института Северо-Кавказского of the law Institute of the North Caucasus федерального университета Federal University

19_ lelya_ 91 @mail. ru

О проблемных правовых аспектах и перспективах установления особых экономических зон в Республике Абхазия

Аннотация: в статье анализируются перспективы создания и функционирования особых экономических зон в Республике Абхазия на примере мировой практики других стран. Определен круг проблем, возникнувших при реализации механизма установления территорий с особым экономическим статусом в Республике Абхазия, предложены соответствующие решения по их устранению.

Ключевые слова: Республика Абхазия, особые экономические зоны.

On problematic aspects and prospects of establishing special economic zones in the Republic of Abkhazia

Abstract: the article analyzes the prospects of creation and functioning of SEZs in the Republic of Abkhazia on the example of the world practice of other countries. The author defines the range of problems that arose during the implementation of the mechanism of establishment of territories with special economic status in the Republic of Abkhazia, as well as proposed appropriate solutions to address them. Keywords: the Republic of Abkhazia, a special economic zone.

Военный конфликт между Абхазией и Грузией, произошедший в начале 90-х гг. прошлого века, привел Абхазию к колоссальным потерям. Страна до сих пор не оправилась от последствий тех событий. Экономическая блокада и отсутствие международного признания независимости республики в значительной мере повлияли на ее общее социально-экономическое 93 положение. —

Безусловно, в последние годы видна положительная динамика в восстановлении экономики и инфраструктуры Абхазии, однако военный конфликт и его последствия отбросили республику на много лет назад.

В настоящее время экономическое развитие Абхазии зависит от многих факторов. К основным необходимо отнести совершенствование законодательной и нормативной базы, а также разработку новых подходов к скорейшему восстановлению общей экономической ситуации в государстве, что напрямую зависит от развития отдельных его регионов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.