Научная статья на тему 'Правовое положение российских граждан и граждан государств - членов СНГ в Российской Федерации'

Правовое положение российских граждан и граждан государств - членов СНГ в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
161
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
StudNet
Область наук
Ключевые слова
ГРАЖДАНИН / ПРАВА И СВОБОДЫ / ОГРАНИЧЕНИЯ / ПРАВА / ОБЯЗАННОСТИ / ПРАВООТНОШЕНИЯ / CITIZEN / RIGHTS AND FREEDOMS / RESTRICTIONS / RIGHTS / OBLIGATIONS / LEGAL RELATIONS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Гуль Анна Борисовна

В статье рассматривается правовой статус российских граждан и граждан государств-членов СНГ в Российской Федерации, которой тесно взаимосвязан с деятельностью государственных органов, направленной на обеспечение и исполнение установленных Конституцией Российской Федерации прав и свобод личности, а также на реализацию национальных интересов Российской Федерации. Изучение правовых отношений, складывающихся между государством и иностранными гражданами позволяет выявить специфику таких отношений с собственными гражданами государства, а также определить различия в отношениях с участием отдельных групп иностранцев, ввиду наличия специальных прав и обязанностей. Исследование, в данной статье, реализуются путем анализа нормативно-правовых актов, которые регулируют вопрос, связанные с правовым положением российских граждан и граждан стран-участниц СНГ в Российской Федерации.The article examines the legal status of Russian citizens and citizens of the CIS member states in the Russian Federation, which is closely interconnected with the activities of state bodies aimed at ensuring and fulfilling the rights and freedoms of the person established by the Constitution of the Russian Federation, as well as the realization of the national interests of the Russian Federation. The study of legal relations between the state and foreign citizens allows us to identify the specifics of such relations with their own citizens of the state, as well as to determine differences in relations with the participation of certain groups of foreigners, due to the existence of special rights and obligations. The study, in this article, is implemented by analyzing the legal acts that regulate the issue related to the legal status of Russian citizens and citizens of CIS countries in the Russian Federation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Правовое положение российских граждан и граждан государств - членов СНГ в Российской Федерации»

STUD NET

ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ РОССИЙСКИХ ГРАЖДАН И ГРАЖДАН ГОСУДАРСТВ - ЧЛЕНОВ СНГ В РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ

LEGAL STATUS OF RUSSIAN CITIZENS AND CITIZENS -MEMBERS OF THE CIS IN THE RUSSIAN FEDERATION

УДК 341

DOI: 10.24411/2658-4964-2020-10284

Гуль Анна Борисовна,

студент

Санкт-Петербургского института (филиала)

ФГБОУ ВО «Всероссийский государственный университет юстиции (РПА Минюста России)» Россия, г. Санкт-Петербург,

Gul Anna Borisovna, anna gul@outlook.com

Аннотация

В статье рассматривается правовой статус российских граждан и граждан государств-членов СНГ в Российской Федерации, которой тесно взаимосвязан с деятельностью государственных органов, направленной на обеспечение и исполнение установленных Конституцией Российской Федерации прав и свобод личности, а также на реализацию национальных интересов Российской Федерации. Изучение правовых отношений, складывающихся между государством и иностранными гражданами позволяет выявить специфику таких отношений с собственными гражданами государства, а также определить различия в отношениях с участием отдельных групп иностранцев, ввиду наличия специальных прав и обязанностей. Исследование, в данной статье, реализуются путем анализа нормативно-правовых актов, которые регулируют вопрос, связанные с правовым положением российских граждан и граждан стран-участниц СНГ в Российской Федерации.

Annotation

The article examines the legal status of Russian citizens and citizens of the CIS member states in the Russian Federation, which is closely interconnected with the activities of state bodies aimed at ensuring and fulfilling the rights and freedoms of the person established by the Constitution of the Russian Federation, as well as

1669

the realization of the national interests of the Russian Federation. The study of legal relations between the state and foreign citizens allows us to identify the specifics of such relations with their own citizens of the state, as well as to determine differences in relations with the participation of certain groups of foreigners, due to the existence of special rights and obligations. The study, in this article, is implemented by analyzing the legal acts that regulate the issue related to the legal status of Russian citizens and citizens of CIS countries in the Russian Federation.

Ключевые слова: гражданин, права и свободы, ограничения, права, обязанности, правоотношения.

Keywords: citizen, rights and freedoms, restrictions, rights, obligations, legal relations.

Согласно ст.7 Соглашения от 13.03.1992 при переселении пенсионера в пределах государств - участников Соглашения выплата пенсии по прежнему месту жительства прекращается, если пенсия того же вида предусмотрена законодательством государства по новому месту жительства пенсионера.

Размер пенсии пересматривается в соответствии с законодательством государства - участника Соглашения по новому месту жительства пенсионера с соблюдением условий, предусмотренных пунктом 3 статьи 6 данного Соглашения.

Следует отметить, что в соответствии с пунктом 4 статьи 23 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» пенсионер обязан безотлагательно извещать орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, о наступлении обстоятельств, влекущих за собой изменение размера трудовой пенсии или прекращение ее выплаты (в том числе и о выезде за пределы Российской Федерации на постоянное жительство).

С 29.03.2007 вступил в силу Договор между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о сотрудничестве в области социального обеспечения от 24.01.2006 (далее - Договор), согласно положениям статьи 23 которого предусмотрена возможность выбора одного из следующих способов реализации права на пенсионное обеспечение:

а) по пропорциональному принципу: назначение и выплата трудовой пенсии за периоды страхового (трудового) стажа, приобретенного до 13.03.1992 на территории бывшего СССР, по законодательству и за счет средств страны проживания; а за периоды страхового (трудового) стажа, приобретенные после 13.03.1992 на территориях Сторон, по законодательству

1670

и за счет средств Стороны, на территории которой этот стаж приобретен (пункт 1);

б) по принципу гражданства: назначение и выплата трудовой пенсии согласно законодательству Стороны, гражданином которой Вы являетесь, без применения положений Договора. Такой выбор является окончательным и пересмотру не подлежит (пункт 2 статьи).

Статьей 24 Договора предусмотрено, что при переезде пенсионера с территории одной Стороны на территорию другой Стороны для проживания выплата пенсии, назначенной за периоды страхового (трудового) стажа, приобретенного до 13.03.1992, по прежнему месту жительства прекращается с месяца назначения пенсии по новому месту жительства пенсионера.

В соответствии с п. 2 ст. 24 Договора, в случае, если согласно законодательству Стороны по новому месту жительства пенсионера не определяется право на пенсию, выплата пенсии продолжается Стороной по прежнему месту жительства до приобретения такого права (в том числе на пенсию другого вида).

При этом п. 3 ст. 24 Договора предусмотрено, что при переезде с территории одной Стороны на территорию другой Стороны для проживания пенсионера, имеющего страховой (трудовой) стаж продолжительностью не менее 25 лет (для мужчин), полностью выработанный на территории одной из Сторон (в том числе в период СССР), по его желанию и на основании заявления выплата пенсии продолжается Стороной, назначившей пенсию, без применения норм Договора. Такой выбор является окончательным и пересмотру не подлежит.

Особенностью конституционных ограничений является то, что они приближаются к общетеоретической конструкции и обладают надотраслевыми чертами, которые впоследствии конкретизируются в отдельных законах. Кроме того, указанные ограничения являются показателем, определяющим степень свободы и защищенности личности, а также позволяют установить границы между произволом и законностью.

Мы можем выделить три модели конституционного регулирования ограничения прав и свобод человека и гражданина. «Первая модель — в конституциях устанавливаются общие ограничения всех прав и свобод (цели, форма закрепления, соразмерность), основания, способы, процедуры ограничения отдельных конкретных прав и свобод (конституции Португалии 1976 г., Турции 1982 г. и др.); вторая модель — в конституциях имеется оговорка общего характера о возможности ограничения прав и свобод только законом или на основе закона и положения об ограничении отдельных

1671

прав и свобод (конституции Бахрейна 2002 г., Ирака 2005 г. и др.); третья модель — конституцией устанавливаются ограничения лишь отдельных прав и свобод, при этом об общих условиях ограничений не упоминается (конституции Италии 1947 г., Индии 1950 г., Пакистана 1973 г. и др.)>> [1, с. 143].

Ограничение прав и свобод обусловливается сильной общественной потребностью, а также достаточными причинами и строго в тех целях, которые установлены конституцией страны (например, обеспечение национальной безопасности, обороны и территориальной целостности страны; предотвращение массовых беспорядков; обеспечение здоровья населения и др.). При этом ограничение должно иметь общий характер и не приводить к полному прекращению соответствующего права, то есть не быть чрезмерным.

Рассмотрим опасные заболевания, которые могут повлечь за собой ряд ограничений.

Вирус иммунодефицита человека (далее — ВИЧ) — это вирус, который подавляет иммунную систему, при этом синдром приобретенного иммунодефицита (далее — СПИД) — это уже комплекс заболеваний, вызванных у ВИЧ-положительного человека на фоне сниженного иммунитета. Сегодня ВИЧ является одной из основных проблем глобального общественного здравоохранения. Вместе с тем в евразийском регионе наблюдается одна из наиболее быстро растущих эпидемий распространения ВИЧ-инфекции. Считаем, что необходимо более подробно остановиться на вопросах ограничения конституционных прав граждан, больных ВИЧ/СПИДом, в некоторых странах, входящих в Содружество Независимых Государств (например, Азербайджан, Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан,

Туркменистан, Узбекистан).

В Республике Таджикистан обязательному конфиденциальному медицинскому освидетельствованию на ВИЧ-инфекцию помимо лиц, претендующих на замещение вакантных должностей в сфере здравоохранения (оперирующие хирурги, акушеры, гинекологи, стоматологи и др.), подлежат лица, претендующие на должность мастера по татуажу (специалиста по нанесению рисунков на кожу).

В Республике Казахстан обязательному медицинскому освидетельствованию по эпидемиологическим показаниям подлежат призывники, а также лица, поступающие на военную службу по контракту.

Кроме медицинских мер, направленных на борьбу с ВИЧ, необходимо принятие государством мер, направленных на соблюдение экономических, культурных, гражданских, социальных, политических прав в соответствии с

1672

международными нормами и принципами. Ведь там, где люди защищены от дискриминации и стигматизации; там, где они могут осуществлять свои права и свободы (на образование, на труд, свободу ассоциаций, на информацию); там, где доступно лечение, тяжелые последствия ВИЧ/СПИДа для отдельных граждан, их семей и общества в целом существенно сокращаются.

Литература

1. О ВИЧ/СПИДе в Кыргызской Республике: Закон Кыргызской Республики. [Электронный ресурс]. URL: http://cbd.mmjust.gov.kg/act/view/m-ru/1747 (дата обращения: 29.04.2018).

2. О социальной защите инвалидов в Республике Казахстан: Закон Республики Казахстан от 13 апреля 2005 г. 1 39-III О (с изм. и доп. по состоянию на 3 декабря 2015 г.). [Электронный ресурс]. URL: https://online.zakon.kz/document/?doc_id=30008935 (дата обращения: 29.04.2018).

3. Трудовой кодекс Республики Казахстан от 23 ноября 2015 г. i 414-V (с изм. и доп. по состоянию на 16 апреля 2018 г.). [Электронный ресурс]. URL: https://online.zakon.kz/document/?doc_ id=38910832 (дата обращения: 29.04.2018).

4. Трудовой кодекс Республики Таджикистан от 23 июля 2016 г. 1329. [Электронный ресурс]. URL: https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=31960488 (дата обращения: 29.04.2018).

Literature

1. On HIV / AIDS in the Kyrgyz Republic: Law of the Kyrgyz Republic. [Electronic resource]. URL: http://cbd.minjust.gov.kg/act/view/ru-ru/1747 (accessed: 04/29/2018).

2. On social protection of persons with disabilities in the Republic of Kazakhstan: Law of the Republic of Kazakhstan dated April 13, 2005 i 39-III О (as amended and supplemented as of December 3, 2015). [Electronic resource]. URL: https://online.zakon.kz/document/?doc_id=30008935 (accessed: 04/29/2018).

3. The Labor Code of the Republic of Kazakhstan dated November 23, 2015 i 414-V (as amended and supplemented as of April 16, 2018). [Electronic resource]. URL: https://online.zakon.kz/document/?doc_ id = 38910832 (accessed: 04/29/2018).

4. The Labor Code of the Republic of Tajikistan dated July 23, 2016 1329. [Electronic resource]. URL: https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=31960488 (accessed: 04/29/2018).

1673

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.