Научная статья на тему 'К вопросу об общих признаках печатного почерка'

К вопросу об общих признаках печатного почерка Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
435
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕЧАТНЫЙ ПОЧЕРК / ИДЕНТИФИКАЦИОННЫЕ ПРИЗНАКИ / ОБЩИЕ ПРИЗНАКИ ПОЧЕРКА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Новакова К. А.

В статье приведен сравнительный анализ существующих классификаций общих признаков печатного почерка, предложена усовершенствованная система общих признаков, уточнены критерии их определения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу об общих признаках печатного почерка»

К. А. Новакова

К ВОПРОСУ ОБ ОБЩИХ ПРИЗНАКАХ ПЕЧАТНОГО ПОЧЕРКА

В статье приведен сравнительный анализ существующих классификаций общих признаков печатного почерка, предложена усовершенствованная система общих признаков, уточнены критерии их определения.

Ключевые слова: печатный почерк, идентификационные признаки, общие признаки почерка.

K. A. Novakova

ABOUT GENERAL CHARACTERISTIC FEATURES OF HANDWRITING IN BLOCK LETTERS

In the article the author gives a comparative analysis of existing classifications of general characteristic features of handwriting in block letters. The advanced system of general characteristic features is offered, and the criteria of their determination are specified.

Keywords: handwriting in block letters, identification characteristic features, general characteristic features of handwriting.

В настоящее время при оформлении некоторых документов необходимым условием является заполнение их буквами печатной формы. Такие требования предъявляются банками, паспортно-визовой, миграционной службами при оформлении кредитных обязательств, заграничных паспортов, миграционных карт и других документов. Тем не менее методическое обеспечение экспертизы печатного почерка является недостаточным, последние фундаментальные исследования в этой области датированы 1985 г.

К вопросам, нуждающимся в дальнейшей разработке, на наш взгляд, относится система признаков печатного почерка. Как показывает анализ экспертной практики, при проведении таких исследований эксперты зачастую используют классификацию признаков обычной скорописи, которая в целом не отражает специфику данного вида почерковых объектов. Это связано с тем, что имеющиеся в специальной литературе классификации признаков печатного почерка не обладают четкой структурой, для ряда признаков отсутствуют точные критерии их определения.

Одна из первых классификаций признаков печатного почерка предложена С. А. Ципенюк [5,

с. 67—74]. В систему общих признаков ею были включены: признаки, характеризующие

общесистемные свойства почерка (степень и характер сформированности письменно-

двигательного навыка), отражающие структурногеометрические характеристики и относящиеся к размещению письменных знаков.

К признакам, характеризующим степень и характер сформированности письменно-

двигательного навыка, автором отнесены строение почерка, выработанность и нажим.

По строению почерк разделен на печатный, «с подражанием печатному типографскому шрифту» [3, с. 149], и стилизованный. В группе стилизованных почерков в зависимости от используемых норм выделены чертежный, библиотечный, курсивный, архитектурный и другие. Представляется, что термин «подражание печатному типографскому шрифту» некорректен, поскольку, во-первых, существует большое разнообразие типографских шрифтов; во-вторых, далеко не весь перечень печатных шрифтов используется именно в полиграфии.

В качестве дополнительного признака, характеризующего строение почерка, выделена его выдержанность. Критерием определения последней в почерках, выполненных с

подражанием буквам печатной формы, является наличие или отсутствие проявления элементов скорописи, в стилизованных — «соответствие требованиям стандартов» [3, с. 150]. При этом автор не уточняет, что именно подразумевается под «соответствием требованиям стандартов». Известно, что отклонения от норм прописей (в нашем случае от требований стандартов определенного шрифта) рассматриваются в

судебном почерковедении в качестве частных признаков почерка. Необходимо уточнить, какие именно отклонения от стандарта могут рассматриваться в качестве признаков нарушения выдержанности стилизованного почерка.

Печатный почерк, выполненный с

подражанием типографскому шрифту, автор справедливо делит на конструктивно простой, конструктивно сложный (в более точной

терминологии — усложненный) или упрощенный. В конструктивно простом почерке буквы по форме должны быть близки к буквам типографского шрифта. Конструктивно сложный почерк «характеризуется оригинальным исполнением

печатных букв, наличием лишних штрихов в буквах» [3, с. 152]. Упрощенный почерк

характеризуется упрощенным исполнением

печатных букв, утратой деталей. На наш взгляд, следует выделить промежуточные группы почерков по степени сложности, в свою очередь, признаки упрощенного и усложненного строения нуждаются в большей конкретизации.

Следующий признак рассматриваемой группы — степень выработанности, которую автор традиционно делит на высокую, низкую (малую) и среднюю. Критерием определения высокой степени выработанности почерка служит средний темп и высокая координация движений,

которая выражается в «отчетливой прямизне или округлости штрихов» [3, с. 153], устойчивости структурно-геометрических признаков,

выполнении письменных знаков «по схеме печатных, но в большинстве своем с отклонением от их стандартных форм» [3, с. 153], а при ускорении темпа движений — в увеличении

количества скорописных букв. С последними утверждениями вряд ли можно согласиться, так как проявление скорописи свидетельствует, как

правило, о недостаточной выработан-ности печатного почерка. Отклонение от стандартных форм вообще вряд ли может рассматриваться как признак, характеризующий степень

выработанности.

К признакам, разграничивающим средне- и мало-выработанные почерки, С. А. Ципенюк относит темп письма (соответственно, «замедленный и медленный») и строение букв («приближенное к высоковыработанным» у средневыработанных и «схожее с прописями, но отличающееся

большей упрощенностью» у маловыработанных) [3, с. 153—154]. Следует отметить, что термины «медленный» и «замедленный» отражают

разные условия выполнения рукописи, последний характеризует измененное письмо и непривычный для исполнителя темп. Упрощения же письменных знаков являются следствием приспособления к быстрому темпу письма на последнем этапе формирования письменно-двигательного навыка, поэтому они не могут присутствовать в маловыработанном почерке.

Не совсем оправдано отнесение такого динамического признака, как нажим, к

общесистемным признакам печатного почерка. При этом автором справедливо отмечено, что определяется он по тем же показателям, что и в скорописном почерке.

В группе общих признаков печатного почерка, отражающих структурно-геометрические

характеристики, С. А. Ципенюк выделяет

преобладающую форму движений, размер, наклон, разгон и связность.

В качестве характеристик преобладающей формы движений в печатном почерке автор использует прямолинейно-угловатую или прямолинейно-дуговую форму. Такое деление, на наш взгляд, существенно снижает дифференцирующую способность данного признака.

Одним из недостатков рассматриваемой классификации общих признаков является

смешение понятий размера, разгона и расстановки. Это ведет к нечетким критериям определения вышеназванных признаков. Для определения размера букв («при правильном соотношении высоты и ширины букв»)

автором предлагается измерять их высоту (средняя равна от 5 до 8 мм) [3, с. 154]. Если же ширина букв отклоняется от нормы, то ее рекомендуют изучать отдельно. При этом количественные значения данного признака в классификации не описаны. Не разграничены и такие понятия, как «разгон» и «расстановка».

Незначительные изменения в классификацию признаков печатного почерка были внесены А. П. Моисеевым [2]. Вместо преобладающей формы автор использует термин «общая конфигурация знаков» и выделяет по этому признаку округлое, угловатое и сквадраченное письмо. В отличие от предыдущей

классификации размер букв измеряется по их высоте без учета ширины. Для определения разгона А. П. Моисеев предлагает использовать два критерия: «отношение высоты буквы к ее ширине и отношение расстояния между буквами к высоте» [2, с. 9—10]. В скорописи эти показатели, по сути, являются ничем иным, как разгоном и расстановкой.

К критериям определения высокой степени выработанности письма буквами печатной формы, наряду с высокой координацией движений и средним темпом, А. П.

Моисеевым отнесена выдержанность (т. е. отсутствие скорописи). Им более точно

описаны признаки, разграничивающие малую и среднюю степени выработанности печатного почерка.

Анализ описанной в литературе системы признаков печатного почерка показал, что данная проблема нуждается в дальнейшей разработке.

Прежде всего, на наш взгляд, следует уточнить положение печатного почерка в системе задач судебно-почерковедческой экспертизы.

Традиционно письмо буквами печатной формы относят к умышленным изменениям почерка. Здесь в качестве основания для систематизации, по существу, выступает правовой аспект, т. е. подразумевается, что пишущий выполняет письмо буквами печатной формы в целях последующего отказа от факта исполнения данной рукописи. Между тем положение печатного почерка в классификации должно устанавливаться с учетом особенностей реализации акта письма буквами

печатной формы. Для любых умышленных изменений характерно внесение сознательной трансформации в имеющуюся программу выполнения рукописи (например, при скорописной маскировке, подражании почерку другого лица) либо создание непривычных условий ее выполнения (перемена привычной пишущей руки, изменение способа удержания пишущего прибора). Однако при письме буквами печатной формы не требуется ни того, ни другого. На наш взгляд, печатный почерк следует рассматривать в качестве самостоятельного варианта

неизмененного почерка человека,

сформированного (в той или иной мере) в рамках программной вариационности.

Соответственно, сам печатный почерк подвергается как естественным, так и умышленным изменениям, которыми могут быть подражание печатному почерку другого лица, подражание какому-либо конкретному

полиграфическому или специальному шрифту, «маскировка» печатного почерка, письмо непривычной пишущей рукой бук-вами печатной формы и т. п.

В целях совершенствования классификации признаков печатного почерка нами проведено экспериментальное исследование, для чего был собран массив рукописей, включающий в себя 120 образцов печатного и скорописного почерка, выполненных в привычных условиях акта письма, под диктовку.

Результаты эксперимента позволили внести коррективы в классификацию общих признаков почерка, выполненного буквами печатной формы, и уточнить критерии их определения.

К группе общих признаков, характеризующих степень и характер сформированности письменно-двигательного навыка, необходимо отнести:

1. Строение почерка, в рамках которого выделяется стилизованный и обобщенный печатный почерк.

В основе строения стилизованного печатного почерка лежат нормы определенного специального шрифта. Наиболее часто встречаемые шрифты: чертежный, библиотечный, инженерный и архитектурный.

В обобщенном печатном почерке пишущим используются зрительные образы букв, заимствованные из разных печатных шрифтов (в основном, полиграфических), или

индивидуальное представление об эталоне печатных букв.

2. Выдержанность шрифта. Для определения этого признака почерка необходимо применять дифференцированный подход.

Стилизованный почерк будет выдержанным, если в рукописи отсутствуют буквы иной (не предусмотренной используемыми нормами) конструкции, и смешанным (невыдержанным), если наряду со стандартными буквами присутствуют буквы иного строения.

Критерием выдержанности для обобщенного печатного почерка является наличие (смешанный) или отсутствие (выдержанный) скорописных вариантов букв.

3. Степень выработанности. По аналогии со скорописным почерком нами выделены три основные (высокая, средняя, низкая) и две промежуточные (выше средней и ниже средней) группы почерков.

Как показывает проведенное

экспериментальное исследование, темп выполнения печатного почерка ниже, чем скорописи, поэтому для отнесения его к высоковыработанному применимы следующие критерии: высокая координация движений и

средний либо выше среднего темп письма.

Для печатных почерков выше средней степени выработанности характерны несколько соотношений темпа и координации движений:

— координация движений высокая, темп — ниже среднего;

— координация движений выше средней, темп — выше среднего и средний;

— координация движений средняя, темп — выше среднего.

Средней степени выработанности

соответствуют средняя координация движений и средний либо ниже среднего темп письма.

Для печатных почерков ниже средней степени выработанности характерны:

— координация движений ниже средней, темп — средний или ниже;

— координация движений средняя, темп ниже среднего либо медленный.

Маловыработанным почеркам свойственны низкая координация движений и медленный темп письма.

Хотелось бы обратить внимание, что печатный почерк может быть определен как

высоковыработанный только в том случае, если в

нем отсутствуют проявления скорописи.

4. Степень сложности. На наш взгляд, определение данного признака возможно только для обобщенного печатного почерка. При

выполнении рукописи по нормам стилизованного шрифта степень сложности уже заранее

определена стандартом.

Результаты нашего исследования показали, что среди рукописей, выполненных с произвольным подражанием буквам печатной формы, преобладают простые по степени сложности почерки (47 %). Простые с элементами упрощений встретились в 37,5 % рукописей, с элементами усложнений — 3,5 %; простые с элементами усложнений и упрощений составили 12 % почерков. Как упрощенный, так и

усложненный почерки в чистом виде не встретились ни разу.

При этом в качестве упрощений в печатном почерке нами рассматривались: утрата частей и элементов букв, уменьшение протяженности движений при выполнении элементов не менее чем на 1/3, изменение направления движений, соединение элементов по кратчайшей дуге или прямой. Наличие упрощенных скорописных вариантов букв, по нашему мнению, не является способом упрощения печатного почерка, а лишь свидетельствует о его невыдержанности, и как следствие, недостаточной выработанности.

В группу общих признаков, отражающих структуру движений по их траектории, нами включены преобладающая форма движений, размер, разгон, расстановка, наклон и нажим.

Одним из наиболее сложных признаков данной группы является преобладающая форма движений. Следует отметить, что рассматриваемый признак определяется только для обобщенного печатного почерка. Нами предпринята попытка систематизации

показателей указанного признака и предложено его определение по следующему алгоритму.

В основу определения преобладающей формы положены форма прямолинейных и криволинейных элементов письменных знаков.

Прямолинейные элементы в печатном почерке могут видоизменяться до дуговых, редко — извилистых. Криволинейные элементы (дуги, овалы, полуовалы) могут соответствовать стандартам либо выполняться угловатыми или сквадраченными движениями.

Исходя из сочетания конкретной формы движений при выполнении прямолинейных и криволинейных элементов, преобладающая форма движений в печатных почерках может быть определена как:

— прямолинейно-дуговая (прямолинейные

элементы выполняются прямыми, а

криволинейные — дуговыми, овальными и полуовальными движениями);

— прямолинейно-угловатая (прямолинейные

элементы выполняются прямыми, а

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

криволинейные — угловатыми движениями);

— прямолинейно-сквадраченная (прямолинейные элементы выполняются прямыми, а криволинейные — сквадраченными движениями);

— дуговая (прямолинейные и криволинейные элементы выполняются дуговыми движениями);

— дугообразно-угловатая (прямолинейные

элементы выполняются дуговыми, а

криволинейные — угловатыми движениями);

— дугообразно-сквадраченная (прямолинейные

элементы выполняются дуговыми, а

криволинейные — сквадраченными движениями);

— смешанная с элементами угловатости (в прямолинейных элементах присутствует как дуги, так и прямые, а в криволинейных преобладают угловатые движения);

— смешанная с элементами сквадраченности (в прямолинейных элементах присутствует как дуги, так и прямые, а в криволинейных преобладают сквадраченные движения);

— смешанная (в прямолинейных и криволинейных элементах невозможно выделить преобладание какой-либо формы).

Следующий признак, отражающий структуру движений по их траектории — размер почерка (определяется по высоте строчных букв). Согласно результатам нашего эксперимента размер почерка в 75 % рукописей составил 3—5 мм, включая крайние величины, в 24 % — менее 3 мм, в 1 % — равен 6 мм. Размер свыше 6 мм в нашей выборке рукописей не встретился ни разу. Таким образом, мода признака составила 3—5 мм, что позволяет признать данные параметры в качестве среднего размера печатного почерка.

При определении разгона и расстановки за основу нами взяты соответственно соотношение ширины буквы к высоте (среднее 2:3) и расстояния между буквами к их высоте (среднее 1:3). Следует отметить, что в печатном почерке рекомендуется изучать оба этих признака раздельно.

Критериев, отличающих определение наклона в почерках, выполненных буквами печатной формы, нами не выявлено, поэтому изучение данного признака проводится по тем же нормам, что и в скорописи.

В печатном почерке стандартами предусмотрена интервальная связность. При выполнении отдельных букв слитными

движениями предлагается констатировать

конкретную связность в почерке определенного лица.

Некоторые сложности при определении

нажима связаны с малым количеством разгибательных движений в печатных почерках. Признаки дифференциации нажима могут присутствовать в горизонтальных и криволинейных элементах письменных знаков.

Признаки пространственной ориентации

непосредственно не связаны с реализацией акта письма буквами печатной формы, поэтому не имеют специфики в определении и рассматриваются так же, как в скорописном почерке.

Предложенная классификация признаков печатного почерка дает более четкое представление экспертам об изучаемых признаках и критериях их определения, позволяет

объективизировать процесс исследования данного вида рукописей, способствует

повышению эффективности решения

идентификационной задачи экспертизы печатного почерка.

Список библиографических ссылок

1. Евстигнеев Б. А. Теоретические и методические основы идентификации исполнителя рукописи, выполненной печатным шрифтом, при наличии скорописных образцов почерка: дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 1985.

2. Моисеев А. П. Исследование измененных почерков (письмо буквами печатной формы): библиотечка эксперта. М., 1975.

3. Судебно-почерковедческая экспертиза. М., 1971. Ч. II.

4. Судебно-почерковедческая экспертиза: Особенная часть: исследование рукописных текстов. М., 2007.

5. Ципенюк С. А. Об устойчивости признаков почерка в текстах, выполненных с подражанием печатному шрифту // Криминалистика и судебная экспертиза. Киев, 1957. С. 67—74.

6. Ципенюк С. А. Особенности криминалистического исследования текстов, выполненных специальными шрифтами или с подражанием печатным буквам // Вопросы судебной экспертизы. Л., 1960. С. 37—40.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.