Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ ОБ УСОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СТЕПЕНИ ВЫРАБОТАННОСТИ ПОЧЕРКА'

К ВОПРОСУ ОБ УСОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СТЕПЕНИ ВЫРАБОТАННОСТИ ПОЧЕРКА Текст научной статьи по специальности «Прочие медицинские науки»

CC BY
118
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУДЕБНО-ПОЧЕРКОВЕДЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА / ПОЧЕРК / ПРИЗНАК ПОЧЕРКА / СТЕПЕНЬ ВЫРАБОТАННОСТИ ПОЧЕРКА / ТЕМП ДВИЖЕНИЙ / КООРДИНАЦИЯ ДВИЖЕНИЙ

Аннотация научной статьи по прочим медицинским наукам, автор научной работы — Прокуров Е. В.

В статье решена одна из современных проблем усовершенствования общих признаков почерка, а именно: впервые в судебном почерковедении определены «промежуточные» (выше или ниже средних) виды степени выработанности, темпа и координации движений. Описаны объективные и субъективные факторы, влияющие на установление параметров рассматриваемых в работе признаков почерка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ ОБ УСОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СТЕПЕНИ ВЫРАБОТАННОСТИ ПОЧЕРКА»

Е. В. Прокуров

К ВОПРОСУ ОБ УСОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ОПРЕДЕЛЕНИЯ

СТЕПЕНИ ВЫРАБОТАННОСТИ ПОЧЕРКА

В статье решена одна из современных проблем усовершенствования общих признаков почерка, а именно: впервые в судебном почерковедении определены «промежуточные» (выше или ниже средних) виды степени выработанности, темпа и координации движений. Описаны объективные и субъективные факторы, влияющие на установление параметров рассматриваемых в работе признаков почерка.

Ключевые слова: судебно-почерковедческая экспертиза, почерк, признак почерка, степень выработанности почерка, темп движений, координация движений.

E. V. Prokurov

IMPROVEMENT OF DETERMINING THE EXTENT OF HANDWRITING ELABORATION

In the article the author resolves one of the present-day problems of improving handwriting general features. It implies that for the first time in forensic graphology the so called intermediate types (higher or lower than average) of the extent of elaboration, movement rate and coordination have been determined, objective and subjective factors influencing upon setting the parameters of the mentioned handwriting features have been described.

Keywords: forensic handwriting examination, handwriting, handwriting feature, extent of handwriting elaboration, movement rate, movement coordination.

Классификация идентификационных признаков почерка, которую используют в настоящее время эксперты-почерковеды МВД и Минюста РФ, была окончательно разработана во Всесоюзном НИИ судебных экспертиз в 1971 г. [14]. В последующее время многие ученые-почерковеды описывали и иллюстрировали как общие, так и частные признаки почерка [1—12, 15]. И если в отношении определения частных признаков почерка проблем не так уж и много, то в отношении общих они наблюдаются при изучении всех, без исключения, признаков.

В данной статье мы коснемся перспектив усовершенствования такого интегративного общего признака почерка, как степень его выработанности, а также показателей данного признака — темпа и координации движений.

Экспертная практика показывает, что «трехчленная» градация указанных признаков (высокий, средний, низкий) бывает недостаточной для их определения. Однако ни в одном источнике анализируемой литературы «промежуточные» виды

степени выработанности, темпа и координации движений не описаны [1, с. 58—63; 3, с. 14—16; 4, с. 25—28; 6, с. 26—29; 7, с. 6—14; 9, с. 19—21; 10, с. 43—44; 11, с. 56—60; 12, с. 28—34; 14, с. 58— 68; 15, с. 185—196]. Поэтому автором статьи впервые в судебном почерковедении даются показатели их определения.

Признак — степень выработанности почерка — входит в первую группу общих признаков, отражающих степень и характер сформированно-сти письменно-двигательного навыка. Данный признак указывает на сформированность ПДН, уровень овладения техническими приемами письма, а также способность исполнителя пользоваться общепринятой системой скорописи [4, с. 25]. Это наиболее интегративный из всех общих признаков почерка, так как включает в себя через темп и координацию движений почти все остальные общие признаки почерка.

Под темпом движений понимается скорость выполнения как отдельных букв, слов, предложений, так и всей рукописи в целом. Темп движений

может быть быстрым, медленным, средним, а также «промежуточным» — выше или ниже среднего. Для его определения необходимо знать показатели темпа движений, которыми являются:

— степень связности движений (чем больше слитных видов соединения движений, тем быстрее темп письма);

— размер почерка (чем крупнее письменные знаки, тем больше времени затрачивается на их выполнение);

— степень сложности почерка (чем сложнее почерк, тем больше времени требуется на выполнение текста);

— вид начальных и окончательных движений (тупые начала и особенно окончания штрихов свидетельствуют о замедленном темпе письма);

— наличие необоснованных остановок пишущего прибора (чем их больше, тем медленнее темп);

— ретушь — дорисовки, исправления знаков (на их выполнение требуется время);

— характер нажима (недифференцированный нажим указывает на замедление темпа движений);

— координация движений (на низкокоордини-рованные движения затрачивается больше времени, чем на высококоординированные).

Усвоив данные показатели, легко определить темп движений, которым выполнялась исследуемая рукопись.

Так, быстрый темп характеризуется сплошной или высокой степенью связности движений, средним или малым размером почерка, преобладанием упрощенных конструкций знаков, утоньшением начальных и особенно заключительных штрихов букв, отсутствием необоснованных остановок пишущего прибора, дорисовок и исправлений письменных знаков, дифференцированным нажимом и высокой или выше средней степенью координации движений.

Медленный темп определяется по преобладанию интервальных видов соединения движений, большого размера почерка, простых и упрощенных вариантов букв; наличию тупых начал и окончаний движений, необоснованных остановок пишущего прибора, ретуши (дорисовок и исправлений) письменных знаков, сильного недифференцированно-

го нажима, а также признаков низкой и ниже средней степени координации движений.

Среднему темпу присущи «промежуточные» признаки быстрого и медленного темпа письма: средняя степень связности движений, средний размер почерка, простые по конструкции варианты букв, как тупые, так и «заостренные» начала и окончания движений, в основном отсутствие необоснованных остановок пишущего прибора, а также ретуши знаков, дифференцированный и недифференцированный нажим, средняя степень координации движений.

Как указано выше, иногда «трехчленная» градация темпа движений бывает недостаточной для его определения. Поэтому при исследовании различного рода рукописей могут быть применены дополнительные (промежуточные) виды темпа движений: выше среднего и ниже среднего.

Для темпа выше среднего характерны:

— средняя или высокая степень связности;

— средний размер почерка;

— простая или упрощенная сложность движений;

— утоньшение начальных и заключительных штрихов письменных знаков;

— как правило, дифференцированный нажим;

— высокая или средняя координация движений.

Ниже среднего темпу письма свойственны такие признаки, как:

— малая, но чаще — интервальная степень связности движений;

— большой размер почерка;

— простое, приближенное к нормам прописи, строение большинства письменных знаков;

— тупые начала движений, тупые и заостренные окончания штрихов;

— не редки исправления, обводки знаков;

— сниженная координация движений.

Координация движений при письме — «это степень согласованности, точности движений пишущего. Она включает в себя синхронность работы руки, зрительного анализатора (глаза), мыслительных процессов, направленных на правильное выполнение и соединение письменных знаков и их элементов» [4, с. 26].

Показателями координации движений являются:

— конфигурация прямолинейных и криволинейных элементов, «одинаковость кривизны»

криволинейных элементов (изломы и извилистость элементов, разная кривизна дугообразных элементов свидетельствуют о снижении координации движений );

— степень устойчивости размера, разгона, расстановки и наклона почерка (устойчивость указанных характеристик свойственна высококо-ординированному почерку);

— форма и направление линии письма (непрямолинейная форма линии письма и одновременно разное (поднимающееся, горизонтальное и опускающееся) ее направление указывает на низкоко-ординированные движения руки пишущего);

— устойчивость размера интервалов между строками (наличие одновременно больших и малых интервалов между строками в тексте, также «говорит» о недостаточной координированности движений при письме.

Координация движений в рукописи может быть высокой, низкой, средней, выше средней и ниже средней.

Высокая координация движений характеризуется точностью выполнения прямолинейных и криволинейных элементов, одинаковостью кривизны дугообразных и овальных элементов, выдержанностью размера, разгона, расстановки и наклона почерка, прямолинейной формой линии письма, горизонтальным ее направлением, а также устойчивостью размера интервалов между строками.

Низкой координации движений присущи изломы и извилистость при выполнении как прямолинейных, так и криволинейных штрихов, разная кривизна дугообразных и овальных элементов, неустойчивость размера, разгона, расстановки и наклона почерка, извилистая, дугообразная или ступенчатая форма линии письма, непараллельность строк и разный размер интервалов между строками. Деформация букв в низкокоординиро-ванном почерке иногда достигает такой степени, что рукопись становится трудночитаемой.

Средняя координация движений определяется по наличию незначительного количества изломов и извилистостей при выполнении элементов письменных знаков, недостаточной устойчивостью кривизны криволинейных элементов, а также размера, разгона, расстановки и наклона почерка, как

правило, извилистой форме линии письма и, в основном, горизонтальному ее направлению.

Показателями выше средней координации движений при письме являются:

— достаточная точность движений при выполнении прямолинейных и криволинейных элементов;

— одинаковость кривизны дугообразных и овальных элементов;

— выдержанность наклона;

— некоторая неустойчивость размера, разгона и расстановки письменных знаков;

— слабодугообразная или прямолинейная линия письма;

— устойчивое, но, как правило, негоризонтальное направление движений ;

— выдержанность интервалов между строками.

Для координации движений ниже средней характерны:

— полное отсутствие или незначительное количество изломов и извилистостей при выполнении элементов букв;

— разная кривизна дугообразных и овальных элементов;

— неустойчивость размера, разгона, расстановки и наклона письменных знаков;

— непрямолинейная (извилистая, ступенчатая, дугообразная) форма линии письма;

— как правило, параллельность строк;

— небольшое колебание размера интервалов между строками.

Установив темп и координацию движений, можно определить степень выработанности почерка предполагаемого исполнителя спорной рукописи.

По степени выработанности почерки делятся на три основные разновидности: высоковырабо-танные, маловыработанные и средневыработан-ные. Возможно определение и промежуточных показателей данного признака: почерки выше или ниже средней степени выработанности.

Высоковыработанные почерки встречаются у лиц со сформированным письменно-двигательным навыком. Такие почерки определяются по быстрому темпу и высокой координации движений.

Для маловыработанных почерков, характерных для школьников, находящихся на начальных

этапах обучения, а также лиц, имеющих небольшую практику письма, свойственны медленный темп и низкая координация движений. В школьных маловыработанных почерках координация движений может быть средней. В маловыработанных «практических» почерках средним может быть темп движений.

Средневыработанные почерки занимают промежуточное положение между высоко- и маловы-работанными. Они присущи лицам, письменно-двигательный навык которых окончательно не сформировался. Как правило, таким почеркам свойственны средний темп и средняя координация движений.

Для почерков выше средней степени вырабо-танности характерны:

— быстрый или выше среднего темп письма;

— высокая или выше средней координация движений.

При этом обычно в таких почерках сочетается быстрый темп и выше средней координация движений или, наоборот, выше среднего темп и высокая координация движений.

В почерках ниже средней степени вырабо-танности наблюдаются:

— выше среднего, средний, ниже среднего или медленный темп движений;

— ниже средней и низкая координация движений.

Сочетания разновидностей темпа и координации движений здесь более разнообразные. Почерки ниже средней степени выработанности могут определяться на основе:

— выше среднего темпа и ниже средней координации движений;

— среднего темпа и ниже средней координации движений;

— ниже среднего темпа и ниже средней координации движений;

— выше среднего темпа и низкой координации движений;

— медленного темпа и ниже средней координации движений.

Описанные выше признаки почерка - темп, координация и степень выработанности движений -очень сложны по своей природе и затруднительны в определении даже для экспертов-почерковедов с большим стажем, так как на установление их параметров влияет большое количество объективных и субъективных факторов.

К объективным факторам можно отнести: объем рукописи; количество, локализацию и характер проявления показателей указанных признаков (например, множество, небольшое количество или единичное присутствие в тексте необоснованных остановок пишущего прибора; во всем тексте или только в его заключительной части резкое или незначительное колебание размера или разгона почерка); конкретное сочетание показателей темпа и координации движений, а также сочетание самих признаков — темпа и координации, являющихся показателями степени выработанности почерка в целом.

Субъективными факторами в данном случае являются: уровень интеллекта, образование, профессия исследователя, стаж его работы, индивидуальное видение признака, способность получать почерковую информацию, анализировать и обобщать ее.

Список библиографических ссылок

1. Винберг Л. А., Шванкова М. В. Почерковедческая экспертиза: учебник для вузов МВД СССР. Волгоград, 1977.

2. Колонутова А. И., Кулагин П. Г. Описание частных признаков почерка. М., 1971.

3. Корнеева И. Л. Общие и частные признаки почерка. М., 1975.

4. Кошманов М. П., Шнайдер А. А., Кошманов П. М. Признаки почерка: учеб. пособие. Саратов, 1997.

5. Кошманов П. М., Кошманов М. П. Классификация идентификационных признаков в почерковедче-ской экспертизе: учеб. пособие. Волгоград, 2000.

6. Кошманов П. М., Кошманов М. П. Признаки почерка в экспертно-криминалистическом исследовании: учеб. пособие. Волгоград, 2004.

7. Кошманов П. М., Кошманов М. П. Идентификационные признаки буквенного, цифрового и подписного почерка: учеб. пособие. Волгоград, 2006.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Манцветова А. И., Орлова В. Ф., Славуцкая И. А. Теоретические (естественнонаучные) основы судебного почерковедения / отв. ред. А. Р. Шляхов. М., 2006.

9. Общие и частные признаки почерка: альбом (в помощь экспертам) / отв. ред. Т. И. Стрибуль. М., 1987.

10. Почерковедение и почерковедческая экспертиза: курс лекций / под ред. В. В. Серегина. Волгоград, 2002.

11. Почерковедение и почерковедческая экспертиза: учебник / под ред. В. В. Серегина. Волгоград, 2007.

12. Рубцова И. И., Соколов С. В., Сысоева Л. А. Криминалистическое исследование общих и частных признаков почерка: учеб. пособие. М., 2005.

13. Словарь основных терминов теории и практики судебно-почерковедческой экспертизы. М., 1981.

14. Судебно-почерковедческая экспертиза. М., 1971.

15. Судебно-почерковедческая экспертиза: общая часть: теорет. и метод. основы. 2-е изд., перераб. и доп. / под науч. ред. В. Ф. Орловой. М., 2006.

© Е. В. Прокуров, 2011

* * *

Н. А. Соловьева

ВЫУЧЕННАЯ БЕСПОМОЩНОСТЬ ЖЕНЩИН

В СТРУКТУРЕ КРИМИНАЛИСТИЧЕСКОЙ ХАРАКТЕРИСТИКИ

НАСИЛЬСТВЕННЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ

Термин «выученная беспомощность», хорошо известный в психологии, в настоящей работе рассмотрен в структуре криминалистической характеристики преступлений. Показано влияние выученной беспомощности на формирование психотравмирующей ситуации, под воздействием которой, чаще всего, женщины совершают насильственные преступления. Целесообразность включения данного элемента в структуру криминалистической характеристики указанных преступлений обусловлена ролью состояния выученной беспомощности, оказываемой на процесс трансформации позиции жертвы в позицию преступницы.

Ключевые слова: выученная беспомощность, психотравмирующая ситуация, личность преступника, женская преступность, мотивация преступного поведения, агрессия женщин, насилие в семье, следственная ситуация, виктимное поведение, позиция жертвы, социоагрессия, конфликт, эмоциональное напряжение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.