Научная статья на тему 'Проблемы исследования общих признаков почерка и пути их решения'

Проблемы исследования общих признаков почерка и пути их решения Текст научной статьи по специальности «Фундаментальная медицина»

CC BY
238
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЧЕРК / ОБЩИЕ ПРИЗНАКИ ПОЧЕРКА / СТЕПЕНЬ ВЫРАБОТАННОСТИ ПОЧЕРКА / ТЕМП И КООРДИНАЦИЯ ДВИЖЕНИЙ / КОНСТРУКТИВНАЯ СЛОЖНОСТЬ ПОЧЕРКА / ПРЕОБЛАДАЮЩИЕ ФОРМА И НАПРАВЛЕНИЕ ДВИЖЕНИЙ / НАКЛОН / РАЗМЕР / РАЗГОН ПОЧЕРКА / СТЕПЕНЬ СВЯЗНОСТИ ДВИЖЕНИЙ / HANDWRITING / GENERAL FEATURES OF HANDWRITING / DEGREE OF HANDWRITING DEVELOPMENT / MOVEMENT RATE AND COORDINATION / STRUCTURAL COMPLEXITY OF HANDWRITING / PREDOMINATING FORM AND DIRECTION OF MOVEMENTS / SLOPE / SIZE / DEGREE OF COHESION OF MOVEMENTS

Аннотация научной статьи по фундаментальной медицине, автор научной работы — Шаова Татьяна Григорьевна, Прокуров Евгений Витальевич

В статье описаны проблемы, возникающие как в учебном процессе по дисциплине: «Почерковедение и почерковедческая экспертиза», так и в процессе производства практических судебно-почерковедческих экспертиз при исследовании общих признаков почерка, отражающих степень и характер сформированности письменно-двигательного навыка, а также структуру движений по их траектории. Показаны пути решения всех обозначенных проблем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы исследования общих признаков почерка и пути их решения»

Т. Г. Шаова, Е. В. Прокуров

ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ОБЩИХ ПРИЗНАКОВ ПОЧЕРКА И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ

В статье описаны проблемы, возникающие как в учебном процессе по дисциплине: «Почерковедение и почерковедческая экспертиза», так и в процессе производства практических судебно-почерковедческих экспертиз при исследовании общих признаков почерка, отражающих степень и характер сформированности письменно-двигательного навыка, а также структуру движений по их траектории. Показаны пути решения всех обозначенных проблем.

Ключевые слова: почерк; общие признаки почерка, степень выработанности почерка, темп и координация движений, конструктивная сложность почерка, преобладающие форма и направление движений, наклон, размер, разгон почерка, степень связности движений.

T. G. Shaova, E. V. Prokurov

PROBLEMS OF EXAMINATION OF GENERAL FEATURES OF HANDWRITING AND WAYS OF THEIR SOLVING

The article concentrates on the problems typical for training in graphology and handwriting examination as well as the conduct of practical forensic handwriting examinations when examining handwriting general features showing the degree and character of writing motor skill progression and the structure of movements along their trajectory. The authors offer the ways of solving all the mentioned problems.

Keywords: handwriting, general features of handwriting, degree of handwriting development, movement rate and coordination, structural complexity of handwriting, predominating form and direction of movements, slope, size, degree of cohesion of movements.

На основе целенаправленных научных наблюдений авторов, проводимых как в процессе преподавания дисциплины: «Почерковедение и

почерковедческая экспертиза», так и при производстве практических судебно-

почерковедческих экспертиз, были выявлены проблемы, возникающие при исследовании общих признаков почерка, и определены пути их решения. В частности, перспективы

усовершенствования системы общих признаков почерка нами видятся в следующем.

В классификации общих признаков почерка (ОПП) во многих источниках [1, с. 42—75; 3, с. 7—59; 4, с. 19—35; 8, с. 39—48; 9, с. 43—70; 10, с. 15—46] предусмотрена следующая последовательность изучения групп признаков:

1) общие признаки почерка, характеризующие пространственную ориентацию движений и фрагментов рукописи;

2) общие признаки почерка, отражающие степень и характер сформированности письменнодвигательного навыка;

3) общие признаки почерка, характеризующие структуру движений по их траектории.

1. Предлагается полностью и навсегда отказаться от такой последовательности изучения общих признаков почерка по следующим причинам:

1) первая группа, как менее значимая из всех ОПП, должна стоять на последнем третьем месте. Вторая группа признаков, отражающая степень и характер сформированности письменно-двигательного навыка, как наиболее ценная и в идентификационном, и в диагностическом

процессе исследования почерка, в классификации ОПП должна быть первой;

2) такой порядок исследования общих признаков почерка традиционно применяется на практике, в процессе производства судебно-почерковед-ческих экспертиз в экспертнокриминалистических подразделениях ОВД и экспертных учреждениях Минюста России;

3) предлагаемая последовательность групп общих признаков почерка целесообразна в учебном процессе, так как в этом случае изучение первого признака — степени выработанности почерка — базируется на анализе почти всех остальных признаков, являющихся в той или иной мере показателями темпа или координации движений, на основе которых и определяется степень выработанности почерка.

В новейших источниках специальной литературы [6, с. 207—258; 12, а 184—240] соблюдается последовательность изучения ОПП, поддерживаемая авторами.

2. Назрела необходимость определения критериев «промежуточных» признаков, таких, как: выше или ниже средних — степень выработанности, темп и координация движений. Экспертная практика показывает, что «трехчленная» градация указанных признаков (высокий, средний, низкий) бывает недостаточной для их определения. Однако в литературе «промежуточные» виды степени выработанности, темпа и координации движений не описаны [1, с. 58—63; 2, с. 14—16; 3, с. 25—28; 4, с. 26—

29; 5, с. 6—14: 7, с. 19—21; 8, с. 43—44; 9, с. 56—60;

10, с. 28—34; 11, с. 58—68; 12, с. 185—196]. Поэтому предлагаются следующие их формулировки.

Для темпа выше среднего характерны: средняя или высокая степень связности; средний размер почерка; простая или упрощенная сложность движений; утоньшение начальных и заключительных штрихов письменных знаков; как правило, дифференцированный нажим; высокая или средняя координация движений.

Для ниже среднего темпа письма свойственны такие признаки, как: малая, но чаще —

интервальная степень связности движений; большой размер почерка; простое, приближенное

к нормам прописи, строение большинства письменных знаков; тупые начала движений, тупые и заостренные окончания штрихов; исправления, обводки знаков; сниженная координация движений.

Также как и темп, координация движений может быть выше или ниже средней. Показателями выше средней координации движений при письме являются: достаточная точность движений при выполнении прямолинейных и криволинейных элементов; одинаковость кривизны дугообразных и овальных элементов; выдержанность наклона; некоторая неустойчивость размера, разгона и расстановки письменных знаков; слабодугообразная или прямолинейная линия письма; устойчивое, но, как правило, негоризонтальное направление движений; выдержанность интервалов между строками.

В почерках с координацией движений ниже средней наблюдаются: полное отсутствие или незначительное количество изломов и извилистостей при выполнении элементов букв; разная кривизна дугообразных и овальных элементов; неустойчивость размера, разгона, расстановки и наклона письменных знаков; непрямолинейная (извилистая, ступенчатая, дугообразная) форма линии письма; как правило, параллельность строк; небольшое колебание размера интервалов между строками.

Почерки выше средней степени выработанности характеризуются: быстрым или выше среднего темпом письма; высокой или выше средней координацией движения. При этом обычно в таких почерках сочетается быстрый темп и выше средней координация движений или, наоборот, выше среднего темп и высокая координация движений.

В почерках ниже средней степени выработанности выявляются: выше среднего, средний, ниже среднего или медленный темп движений; ниже средней и низкая координация движений. Сочетания разновидностей темпа и координации движений здесь более разнообразные. Почерки ниже средней степени выработанности могут определяться на основе:

— выше среднего темпа и ниже средней координации движений;

— среднего темпа и ниже средней координации движений;

— ниже среднего темпа и ниже средней координации движений;

— выше среднего темпа и низкой координации движений;

— медленного темпа и ниже средней

координации движений.

3. На данном этапе развития судебного почерковедения возможна разработка целой системы строения почерка по степени сложности. Авторам она видится, например, в таком виде (табл. 1).

Таблица 1

СИСТЕМА ВИДОВ СТРОЕНИЯ ПОЧЕРКА ПО СТЕПЕНИ СЛОЖНОСТИ

I группа Простые почерки II группа Упрощенные почерки III группа Усложненные почерки

1) «чисто» простые 1) упрощенные за счет конструкции знака 1) усложненные за счет конструкции знака

2)простые, с элементами упрощения 2) упрощенные за счет выполнения букв по типу печатных знаков 2) усложненные за счет повторения движений в овальных и прямолинейных элементах

3) простые, с элементами усложнения 3) упрощенные за счет интервального соединения письменных знаков 3) усложненные за счет украшательства письменных знаков

4)простые, с элементами упрощения и усложнения 4) упрощенные за счет формы движений: 4) усложненные за счет формы движений

5) простые, с элементами усложнения и упрощения а) угловатой и прямолинейноугловатой 5) усложненные, с элементами упрощения

б) дугообразной и прямолинейнодугообразной

в) угловато-петлевой

г) дугообразно-петлевой

5) упрощенные комбинированно, за счет:

а) конструкции знака и формы движений

б) конструкции знака и протяженности движений

в) конструкции знака и количества движений

г) формы и количества движений

д) протяженности и количества движений

е) конструкции знака, формы и протяженности движений

ж) конструкции знака, формы и количества движений

з) конструкции знака, количества и протяженности движений

и)формы, протяженности и количества движений

к) конструкции знака, формы, протяженности и количества движений

6) упрощенные, с элементами усложнения

4. Преобладающая форма движений может быть также представлена в виде целой системы ее видов (табл. 2).

Таблица 2

СИСТЕМА ВИДОВ ПРЕОБЛАДАЮЩЕЙ ФОРМЫ ДВИЖЕНИЙ

I группа Угловатая II группа Дугообразная III группа Смешанная IV группа Необычная

1) угловатая: а) угловатая, приближенная к дуге; б) строгоугловатая; в) заостренноугловатая 1) дугообразная 1) дугообразно-угловатая 1) прямолинейно-горизонтальнопетлевая

2) угловатая с элементами дугообразности 2) дугообразная с элементами угловатости 2) прямолинейно-дугообразно-угловатая 2) дугообразноизвилистая

3) прямолинейноугловатая: а) прямолинейноугловатая, приближенная к дуге; б) прямолинейнострогоугловатая; в) прямолинейнозаостренноугловатая 3)прямолинейнодугообразная: а) в рукописях, выполненных по нормам прописей; б) в рукописях, выполненных «печатными» буквами 3) дугообразно-угловатопетлевая 3) извилисто-сквадраченная

4) прямолинейноугловатая с элементами дугообразности 4)прямолинейнодугообразная с элементами угловатости 4) многообразная (в высоко- и средневыработан-ных почерках) 4) дугообразно-ажурная

5) угловато-петлевая 5) дугообразно-петлевая 5) многообразная (в почерках со сниженной координацией движений)

6) угловато-петлевая с элементами дугообразности 6) дугообразно-петлевая с элементами угловатости

7) дугообразно-сквадраченная

В угловатой и прямолинейно-угловатой формах движений необходимо дифференцировать нижние углы письменных знаков натри разновидности:

— углы, приближенные к дуге (дугообразные углы);

— строгие (или жесткие) углы;

— углы, переходящие в прямолинейно-возвратную форму движений (заостренные углы).

5. Преобладающее направление движений, с нашей точки зрения, может быть

левоокружным, смешанным (левоокружным и правоокружным) и левоокружным с наличием правоокружных элементов.

Правоокружное (по часовой стрелке) направление движений при выполнении рукописи, как несуществующее в природе, необходимо убрать из классификации общих признаков почерка.

Смешанное (левоокружное и правоокружное) направление движений в почерке от

левоокружного направления движений с элементами правоокружности отличается, в первую очередь, количеством элементов письменных знаков, выпол-ненных правоокружными движениями, т. е. движениями, направленными по часовой стрелке. В рукописях со смешанным направлением движений таких элементов встречается большое количест- во — в 6—10 знаках и более; в рукописях, в которых устанавливается левоокружное направление движений с элементами правоокружности — незначительное их наличие, как правило, в 3—5-ти буквах.

В первом случае, при наличии большого количества правоокружных движений, рукопись выглядит не совсем обычной. Во втором случае такое восприятие отсутствует. В рукописях, выполненных левоокружным почерком с элементами правоокружных движений, на «фоне» левоокружных «мелькают» элементы,

выполненные движениями, направленными по часовой стрелке.

6. Необходимо изменить систему наклонов почерков.

Во-первых, подразделить все виды наклонов на устойчивые и неустойчивые. Во-вторых, устойчивый наклон почерка дифференцировать традиционно на правый, левый и вертикальный. В-третьих, правый наклон почерка детализировать на малый (приблизительно до 30° от условной вертикальной оси), средний (от 30 до 45°) и большой (45° и более). При левом устойчивом наклоне почерка дифференцировать угол наклона письменных знаков не стоит.

Следует заметить, что вертикальный наклон почерка (логически более правильно — вертикальный почерк без наклона) может быть только устойчивым. В противном случае выявляется неустойчивый наклон почерка с преобладанием вертикального. Так как строгую вертикаль при выполнении письменных знаков выдержать достаточно сложно, поэтому необходимо сделать допуск на отклонение от нее в ту или иную сторону до 5 градусов.

Варианты неустойчивого наклона почерка в практике проведения судебно-почерковедческих экспертиз встречаются самые разнообразные:

— неустойчивый правый наклон почерка;

— неустойчивый левый;

— неустойчивый с преобладанием правого;

— неустойчивый с преобладанием левого;

— неустойчивый с преобладанием

вертикального;

— от вертикального до правого наклона;

— от левого до вертикального;

— одновременно левый, вертикальный и правый;

— фрагментарность наклона почерка.

Неустойчивый наклон почерка с

преобладанием правого отличается от

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

неустойчивого правого наклона почерка тем, что в первом случае в рукописи, наряду с преобладающим правым наклоном букв,

встречаются и другие его виды, например, левый и (или) вертикальный. Во втором случае в

рукописи все письменные знаки выполняются с правым наклоном, только величина угла накло-на

— разная. Аналогично различаются неустойчивый наклон почерка с преобладанием левого и неустойчивый левый наклон почерка.

Иногда наклон почерка в тексте (от левого края к правому) может «плавно переходить» от одного к другому, например, от левого до вертикального или от вертикального до правого. При наличии в рукописи одновременно всех трех видов наклонов почерка может наблюдаться так называемый «веерообразный» наклон почерка, начинающийся с левого, переходящего в вертикальный, а затем — в правый наклон движений при выполнении букв и их элементов.

Встречается, и не так уж редко, фрагментарность наклона почерка, т. е. резкое различие по наклону отдельных частей рукописи: заголовков, целых абзацев, нескольких строк. Причем различие может наблюдаться как по виду, так и по углу наклона.

7. Необходимо экспериментально разработать новые критерии определения размерных характеристик протяженности движений по вертикали и горизонтали (размера, разгона почерка, расстановки письменных знаков).

Обобщив опыт ученых-почерковедов, экспертов-практиков, а также личный опыт

преподавания и проведения судебнопочерковедческих экспертиз, авторы работы пришли к мнению, что средними по размеру надо считать почерки, высота строчных букв которых равна от 2-х до 4-х мм, не включая крайние величины (т. е. почерки размером 2 мм и 4 мм в «разряд» средних не входят). Отсюда малыми по размеру будут почерки, равные 2 мм и менее, а большими, равные 4 мм и более. В

большинстве источников специальной литературы почерки размером 2 мм и 4 мм сходят в «разряд» средних [1, с 70; 3, с. 46; 4, с. 33; 5, с. 22; 8, с. 46; 9, с. 66].

Что касается разгона почерка, то, в первую очередь надо указать, что само понятие «разгон почерка» в литературе трактуется двояко. Одни авторы (В. В. Серегин) под ним понимают только «ширину двухэлементных букв» [8, а 46—47; 9, с. 67], другие (их большинство — Л. А. Винберг М. В. Шванкова, М. П. Кошманов, П. М. Кошманов,

A. И. Манцветова, Л. А. Сысоева, И. И. Рубцова,

B. Ф. Орлова), помимо указанного, еще и «расстояние между буквами» [1, с. 71—73; 3, с. 46;

4, с. 33—34; 5, с. 23—24; 6, с. 231; 10, с. 42—43;

11, с. 83; 12, с. 46—47].

Как известно, ранее в судебном почерковедении так и выделялось два признака — разгон и расстановка. Под разгоном понималась только ширина букв, под расстановкой — расстояние между знаками. Так как и при проведении практических экспертиз в абсолютном большинстве исследуемых почерков ширина букв равна расстоянию между ними (т. е. критерии их определения совпадают), в настоящее время эти два признака в основном изучаются как

один, под названием — «разгон почерка».

Средним разгоном почерка (в широком его смысле) надо считать расстояние между основными элементами двухэлементных букв (ширину буквы) и расстояние между буквами (расстановку письменных знаков), равные от половины до целой высоты букв исследуемого почерка (не включая последние величины). Тогда сжатым по разгону будет почерк, указанные расстояния которого (по отдельности) равны половине высоты письменного знака и менее, а размашистым — равны высоте букв и более.

В действующей классификации общих признаков почерка указанные крайние величины среднего разгона почерка [2, а 12—13; 8, с. 46— 47] или только последняя из них [4, с. 33—34; 5, с. 23—24] включаются в понятие величины его определения.

О расстановке как о признаке почерка следует отдельно говорить только тогда, когда расстояние между письменными знаками значительно отличается по величине от ширины букв. В этом случае данный признак определяется не отношением расстояния между буквами к их высоте, а отношением расстояния между буквами к их ширине. Исходя из этого, средняя расстановка письменных знаков как самостоятельный признак не исследуется; узкая

— должна равняться половине и менее ширины букв, широкая — более ширины буквы.

8. Имеются нерешенные проблемы при определении такого признака, как степень связности почерка.

Во всех источниках специальной литературы по судебному почерковедению связность почерка определяется как показатель степени непрерывности движения при связывании букв в словах. В пособиях М. П. Кошманова и П. М. Кошманова добавляется еще: «и при связывании элементов в буквах» [5, а 25]. Тем не менее в литературе все виды связности почерка определяются по количеству слитно выполняемых (без отрыва пишущего прибора от листа бумаги) букв в словах [1, с. 73—75; 2, с. 14—16; 3, с. 46— 47; 4, с. 34—35; 5, с. 25—26; 7, с. 19—21; 8, с. 47;

9, с. 67—68; 10, с. 45—46; 11, с. 86—89; 12, с.

215—218]. Однако критерии степени связности в них определяются по-разному. Чаще всего связность как общий признак почерка характеризуется так (авторы придерживается такого же мнения):

— сплошная — если все слова в рукописи выполнены слитными движениями;

— высокая — когда в большинстве слов

слитно выполнены 6 и более букв;

— средняя — если в большинстве слов

непрерывными движениями выполнены 4—5 букв;

— малая — когда непрерывными движениями выполнены 2—3 буквы в большинстве слов;

— интервальная (отрывистый почерк) — все буквы в словах выполнены интервально друг от друга [1, с. 73—74; 4, с. 34—35; 5, с. 25—26; 7, с. 19—21; 11, с. 86—89; 12, с. 215—218].

Следует указать на то, что ни в одном источнике специальной литературы не оговорено, как следует определять степень связности в слове, если разрываются (интервально или примыкающе выполняются) не письменные знаки, а их элементы. Мы полагаем, что в таком случае надо считать интервальность движений, но только после выполнения всей буквы. Например, в слове «рукопись» все буквы выполняются слитно, без отрыва пишущего прибора от листа бумаги. Интервально выполняется только третий элемент буквы «к». Поэтому в данном слове для определения общего признака «степень связности почерка» устанавливаются как слитно исполненными 3 и 5 букв. Точно также, например, в слове «карандаш», при интервальном выполнении элементов буквы «а», степень связности определяется как «слитно выполненные

2, 2, 3 и 1 буква».

Анализируемый признак является одним из основных показателей темпа движений, который, в свою очередь, является показателем наиболее интегрирующего признака — степени выработанности почерка.

Надеемся, что предложенное решение обозначенных проблем по усовершенствованию классификации общих признаков почерка будет способствовать объективизации судебнопочерковедческих экспертиз и исследований.

Список библиографических ссылок

1. Винберг Л. А., Шванкова М. В. Почерковедческая экспертиза: учебник для вузов МВД СССР. Волгоград: ВСШ МВД СССР, 1977.

2. Корнеева И. Л. Общие и частные признаки почерка. М.: ВНИИ МВД СССР, 1975.

3. Кошманов М. П., Шнайдер А. А., Кошманов П. М. Признаки почерка: учеб. пособие. Саратов: СВШ МВД РФ, 1997.

4. Кошманов П. М., Кошманов М. П. Признаки почерка в экспертно-криминалистическом исследовании: учеб. пособие. Волгоград: ВА МВД России, 2004.

5. Кошманов П. М., Кошманов М. П. Идентификационные признаки буквенного, цифрового и подписного почерка: учеб. пособие. Волгоград: ВА МВД России, 2006.

6. Манцветова А. И., Орлова В. Ф., Славуцкая И. А. Теоретические (естественно-научные) основы судебного почерковедения / отв. ред. А. Р. Шляхов. М.: Наука, 2006.

7. Общие и частные признаки почерка. Альбом (в помощь экспертам) / отв. ред. Т. И. Стрибуль. М., ВНИИСЭ, 1987.

8. Почерковедение и почерковедческая экспертиза: курс лекций / под ред. В. В. Серегина. Волгоград: ВА МВД РФ, 2002.

9. Почерковедение и почерковедческая экспертиза: учебник / под ред. В. В. Серегина. Волгоград: ВА МВД России, 2007.

10. Рубцова И. И., Соколов С. В., Сысоева Л. А. Криминалистическое исследование общих и частных признаков почерка: учеб. пособие. М.: ЭКЦ МВД России, 2005.

11. Судебно-почерковедческая экспертиза. М.: Юрид. лит., 1971.

12. Судебно-почерковедческая экспертиза: Общая часть: Теоретические и методические основы. 2-е изд., перераб. и доп. / под науч. ред. В. Ф. Орловой. М.: Наука, 2006.

© Т. Г. Шаова, Е. В. Прокуров, 2012

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.