Научная статья на тему 'ИССЛЕДОВАНИЕ РУКОПИСНЫХ ТЕКСТОВ, ВЫПОЛНЕННЫХ С ИМИТАЦИЕЙ ПОЧЕРКА ИНОГО ЛИЦА'

ИССЛЕДОВАНИЕ РУКОПИСНЫХ ТЕКСТОВ, ВЫПОЛНЕННЫХ С ИМИТАЦИЕЙ ПОЧЕРКА ИНОГО ЛИЦА Текст научной статьи по специальности «Прочие медицинские науки»

CC BY
593
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИМИТАЦИЯ ПОЧЕРКА / МЕТОДИКА СУДЕБНО-ПОЧЕРКОВЕДЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ / ОБРАЗЦЫ ПОЧЕРКА / ОБЩИЕ ПРИЗНАКИ ПОЧЕРКА / ЧАСТНЫЕ ПРИЗНАКИ ПОЧЕРКА / ГЛАДИОЛАЖ / ПИСЬМЕННО-ДВИГАТЕЛЬНЫЙ НАВЫК

Аннотация научной статьи по прочим медицинским наукам, автор научной работы — Карягина Оксана Владимировна, Прокопенко Надежда Александровна

В данной статье рассматриваются современные возможности установления факта подражания почерку другого лица, выявлены закономерности, раскрывающие особенности проявления отдельных групп общих признаков почерка при подражании почерку другого лица. Авторами описаны и проанализированы экспертные ошибки, которые могут возникнуть при определении данного способа подделки, и их причины. Выделяются признаки необычности выполнения, наиболее часто встречающиеся в таких рукописях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ИССЛЕДОВАНИЕ РУКОПИСНЫХ ТЕКСТОВ, ВЫПОЛНЕННЫХ С ИМИТАЦИЕЙ ПОЧЕРКА ИНОГО ЛИЦА»

О.В. КАРЯГИНА

Кандидат юридических наук, доцент Доцент кафедры уголовного права и процесса, ЧОУ ВО ТИУиЭ, г.Таганрог

Н.А. ПРОКОПЕНКО

Кандидат юридических наук, г. Ставрополь

ИССЛЕДОВАНИЕ РУКОПИСНЫХ ТЕКСТОВ, ВЫПОЛНЕННЫХ С ИМИТАЦИЕЙ ПОЧЕРКА ИНОГО ЛИЦА

В данной статье рассматриваются современ- описаны и проанализированы экспертные ошибки,

ные возможности установления факта подража- которые могут возникнуть при определении дан-

ния почерку другого лица, выявлены закономер- ного способа подделки, и их причины. Выделяются

ности, раскрывающие особенности проявления признаки необычности выполнения, наиболее

отдельных групп общих признаков почерка при часто встречающиеся в таких рукописях. подражании почерку другого лица. Авторами

Имитация почерка, методика судебно-почерковедческой экспертизы, образцы почерка, общие признаки почерка, частные признаки почерка, гладиолаж, письменно-двигательный навык.

Тематический рубрикатор e-Library: 10.85.31

Преступления в сфере экономической деятельности, порядка управления и некоторые другие часто совершаются с использованием подложных документов. С течением времени профессионализм преступников растёт, все чаще используются технически сложные способы подделки документов. Вещественными доказательствами все чаще становятся документы с рукописными реквизитами, выполненными с подражанием почерку другого лица. При этом основополагающие методики исследования данной группы объектов были разработаны еще в советский период, делая решение экспертных задач весьма ограниченным и не соответствующим потребностям современной следственной практики. По этой причине, как отмечает А.Ф. Купин, вполне закономерно возникают экспертные ошибки. В своем исследовании автор отмечает, что в 27% случаев выводы экспертиз, проведенных с целью проверки следственных версий о выполнении рукописей с имитацией почерка иного лица, противоречили другим собранным доказательствам по уголовному делу, а дополнительные и повторные экспертизы по этим объектам подтвердили выводы первичных исследований лишь в 56% случаев [1, с. 3].

Вопросами криминалистического исследования искаженных почерков в разное время занимались П.В. Бондаренко, Л.А. Винберг, Т.И. Исматова, А.Н. Лысенко, В.В. Серегин, Л.А. Сысоева, С.А. Тареев, М.В. Шванкова, С.С. Шестакова, Е.В. Яковлева и другие. Однако их работы не в полной мере раскрывают особенности методики исследования рукописных текстов данной категории. Указанные обстоятельства свидетельствуют о необходимости более детального изучения особенностей исследования рукописей, выполненных с имитацией почерка другого лица.

Имитация почерка - это воспроизведение почерка другого лица с максимальной точностью. В связи с этим следует отличать имитацию почерка от умышленного его искажения, при котором исполнитель изменяет свой почерк с целью сделать его неузнаваемым.

Чаще всего в экспертной практике встречаются подписи, выполненные с имитацией, рукописные же тексты представляются на исследование очень редко.

Связано это, в первую очередь, со сложностью имитирования большого объема текста.

Имитация почерка совершается двумя способами:

1) по памяти;

2) срисовыванием.

Безусловно, возможно исполнение коротких надписей с использованием различных технических средств (передавливание, перерисовывание на просвет, переводка через копировальную бумагу и т.д.), но в этом случае дальнейшие исследования текстов будут уже проводиться в рамках технической экспертизы документов.

Имитация почерка по памяти обычно используется в условиях отсутствия под рукой образцов имитируемого почерка. Особенностью данного способа подделки является то, что имитатор старательно воспроизводит наиболее заметные общие признаки почерка, такие как наклон, форма, конфигурация заглавных (реже строчных) букв, отдельные, наиболее выраженные элементы букв, их надстрочные и подстрочные элементы. Наиболее успешно поддаются копированию наклон, размер, сложность почерка, малая связность и степень выработанности (если она ниже, чем у имитатора) [2, с. 64].

Но несмотря на сходство общих признаков почерка, обязательно проявляются различия частных. Они возникают вследствие непривычности данного почерка для имитатора, признаки, не свойственные почерку имитатора, не привлекают его внимания.

Для успешного воспроизведения почерка другого лица необходимо сосредоточиться на каждой его особенности, что приводит к замедленности, нерешительности письма и, как следствие, к появлению в штрихах букв заломов, остановок и дрожания пишущего прибора.

Признаки замедленного письма появляются вследствие отсутствия у имитатора временных связей, характерных для имитируемого почерка. Более того, динамический стереотип, лежащий в основе его собственного почерка, мешает имитатору выполнять новые движения. Различие признаков проявляется в результате борьбы стереотипов: старого, который

лежит в основе почерка имитатора, и нового, соответствующего почерку имитируемого лица, которого у имитатора нет.

Естественно, что лицо, подделывающее почерк другого, имеет более выработанный почерк, нежели у подделываемого. И это естественно, поскольку изменить свой почерк путем снижения выработанности несложно, а вот обратное практически невозможно.

Общая система направления движений является наиболее устойчивым общим признаком почерка. Лицо, имитирующее почерк другого лица, вынуждено изменять свои привычные устойчивые движения, что влечет большие трудности и, соответственно, изменение частных признаков, в основном особенностей направления движения при начале и соединении букв [3, с. 202].

Также существенное значение при установлении имитации почерка имеют гладиолаж и нажим. Гла-диолаж - это уменьшение размера прописных букв или штрихов в конце слов. Этот признак достаточно устойчив, особенно при выполнении подписей, и естественно, что имитатор будет стараться его воспроизвести. Это приводит к замедленности движений и расхождению во многих частных признаках (в особенностях направления движений при соединении штрихов букв, в соотношениях штрихов и других признаках).

Нажим в почерке анализируется с точки зрения давления на пишущий прибор (степень нажима) и способа удержания пишущего прибора (расположение нажима). Зачастую нажим упускается из виду имитатором, а тем временем различия в степени нажима, особенно в его расположении в овалах, полуовалах и основных штрихах, может стать одним из существенных признаков подделки почерка.

Установление имитации почерка по памяти возможно и по частным признакам. Поскольку при имитации почерка воспроизводятся общие формы и размеры чужого почерка, отобразить по памяти в точности частные признаки почерка невозможно. К тому же часто в имитируемом тексте проявляются частные признаки почерка самого имитатора (особенности направления движений при выполнении и соединении штрихов в середине букв и букв между собой, мелкие признаки почерка).

Важными признаками почерка, которые не удается подделать даже опытному имитатору, являются особенности соотношения размеров, наклона, разгона и расположения (или относительного размещения). Эти признаки устойчивы и по ним возможно установить исполнителя подделки.

На подделку текста также могут указывать выявленные в процессе сравнительного исследования различия в способе исполнения начальных и конечных штрихов букв, дополнительных элементов и точек над и под буквами, разделительных знаков, а также наличие или отсутствие обычных разрывов, ретуши и заломов штрихов.

Поддельным подписям, кроме перечисленных признаков, присущи также различия в линиях основы письма и верхних окончаниях штрихов подписи, направлениях движений при выполнении росчерка. Имитировать по памяти эти признаки, в особенности

росчерк, выполненный сложными движениями, крайне сложно. Кроме того, имитатор часто привносит в подпись и собственные признаки, чем помогает своему установлению.

Во время подделки почерка по памяти письмо выполняется достаточно медленными движениями, сравнительно неспешно. В результате этого в тексте или подписи отображаются признаки почерка имитатора, что также способствует его установлению.

Кроме признаков почерка очень важно установить и признаки письма, так как имитатор при выполнении текста в большинстве случаев стремится воспроизвести только признаки почерка. Для полного представления об особенностях письменной речи определенного лица необходимо изучить большое количество разнообразных текстов им написанных. В большинстве случаев имитатор не в состоянии четко отобразить в своей памяти признаки письма другого лица, это оказывается сложнее, чем воспроизвести признаки только почерка. При исследовании поддельных текстов важно обращать внимание на особенности лексики, стиль изложения, наличие орфографических, синтаксических и пунктуационных ошибок.

Важное значение имеют топографические признаки почерка (особенности размещения текста, наличие и размер полей, абзацев, расположение строк, переносы слов, наличие и способ нумерации страниц, расположение заголовка, даты и т.п.). Различие признаков почерка в исследуемом тексте и в образцах почерка лица, от имени которого выполнен текст, могут свидетельствовать об имитации.

Имитация почерка срисовыванием проводится при непосредственном зрительном контакте с образцами почерка имитируемого лица. Чаще таким способом подделывают подписи и намного реже текст. Подделка почерка срисовыванием зачастую проводится в условиях, которые позволяют тщательно изучить образцы почерка имитируемого лица, после чего имитатор, перед тем как воспроизвести текст или подпись, предварительно тренируется и только потом выполняет текст (подпись) в нужном документе.

Возможность удачной имитации почерка срисовыванием напрямую зависит от степени выработан-ности имитируемого почерка, ведь подделывать такой почерк намного сложнее, чем почерк средней или малой степени выработанности. Однако при подделке подписей не исключена возможность имитации подписи, выполненной сложными, автоматизированными движениями. В ряде случаев имитатору удается в результате тренировок достичь такой схожести подписи, что даже само лицо, от имени которого она выполнена, не противоречит ее истинности, хотя и не может объяснить, как это могло произойти. Эта схожесть распространяется на общую форму письменных знаков, транскрипцию подписи, общие размеры, соотношение наклона, разгона и некоторые мелкие признаки.

Но как бы тщательно ни была исполнена подделка, при исследовании возможно выявление замедленности почерка. Это объясняется тем, что родной почерк, как результат выработанного устойчивого письменно-двигательного навыка, характеризуется скоростью, автоматизированностью, устойчивой

координацией движений. Во время же подделки лицу приходится сосредоточивать свое внимание на образцах текста, останавливаться и анализировать результаты своей работы. Вследствие этого в имитируемом почерке появляются неуверенные движения, снижается темп почерка, снижается степень координации движений, наблюдаются остановки пишущего прибора, дрожание в штрихах, дорисовки и заломы штрихов. Особенно ярко эти признаки проявляются в элементах, выполнение которых связано с несвойственными для имитатора движениями.

Отмечаются следующие признаки замедленности движений: необоснованные остановки пишущего прибора; заломы и дрожание в штрихах; тупые начала и окончания штрихов; исправления штрихов, дорисовки.

Необоснованные остановки пишущего прибора появляются, когда пишущий, срисовывая текст или букву, останавливается для того, чтобы посмотреть на оригинал, подумать, как писать дальше, перебороть мимолетное желание движений, которые могут дать неправильную форму или размер штрихов. Остановки могут быть явными и выраженными, а могут быть и замаскированными, когда после остановки штрих начинается с ранее написанного штриха, при этом появляется сдвоенность штриха.

Заломы и дрожание в штрихах - следствие замедленности движений. Особенно это заметно в несвойственных имитатору движениях. Однако же их следует отличать от замедленности и дрожания в результате заболевания или старости пишущего лица. Патологическое дрожание увеличивается к концу текста, в то время как дрожание при имитации больше проявляется в начале текста.

Тупые окончания штрихов появляются вследствие замедленности почерка, когда отсутствует плавный отрыв пишущего прибора от бумаги. Чтобы не нарушить общей формы штриха, в месте его начала и окончания делается остановка для дальнейшего выполнения следующего штриха.

Исправление штрихов (ретушь) выполняется при неудачном написании. Для придания большей подоб-ности штрихам делается их дописка, а иногда подчистка.

Следует отметить, что перечисленные признаки замедленности движений в поддельном тексте не всегда встречаются в совокупности. К тому же наличие замедленности движений не всегда свидетельствует об имитации почерка. Маловыработанный почерк также характеризуется замедленным темпом исполнения, низкой степенью координации движений, и потому в обычном, неизмененном почерке лица с низкой степенью выработанности могут быть заломы штрихов, остановки, тупые начала и окончания штрихов, исправления и т.д. Решение вопроса об имитации текста возможно лишь после сравнительного исследования образцов с поддельным текстом. Если в образцах почерка отсутствуют признаки замедленности движений, а в исследуемом тексте есть, то это, безусловно, указывает на его имитацию.

Бывает, что на подделку подписи указывает и точное совпадение двух подписей. Часто имитатор, срисовывая подпись другого лица, старается как можно точнее ее воспроизвести, делая, так сказать, ее

точную копию. А ведь подписи одного и того же лица всегда отличаются естественной вариацион-ностью, и выполнить абсолютно идентичные подписи невозможно. Вариационность признаков во многом зависит от местоположения письменных знаков в слове, от определенного буквосочетания и соединения рядом стоящих букв, а новые варианты признаков в движениях, образующих письменные знаки, проявляются в непосредственной связи с выполнением какой-либо другой буквы - предшествующей или последующей [4, с. 176].

При исследовании текстов, выполненных с подозрением на подделку, важно изучить вариации письменных знаков. В обычном почерке лицо использует различные вариации букв, при подделке же большого текста имитатор использует чаще всего лишь один наиболее заметный вариант письменного знака.

Возможностей для установления имитатора текста, выполненного способом срисовывания, гораздо меньше, чем при подделке по памяти. В таких случаях эксперт чаще всего делает вывод, что текст или подпись выполнены не тем лицом, от имени которого они обозначены, но установить исполнителя не представляется возможным.

Анализ почерка с признаками подделки имеет свои особенности. Как показывает практика, идентификация лица по измененному почерку представляет большие сложности. Основной особенностью исследования намеренно измененного рукописного текста является установление факта умышленного искажения исследуемой рукописи и последующая его идентификация с почерком исполнителя. По мнению Н.В.Чернушенко, проведение почерковедческих исследований такого рода является особенно сложным для начинающих экспертов-почерковедов, которые еще не приобрели достаточного практического опыта [5, с.149]. Отсутствие достаточной квалификации и опыта, поспешность могут привести к ошибкам. Исследование рекомендуется начинать с образцов почерка лица, от имени которого значится текст, поскольку это позволяет установить темп почерка, уровень координации движений, наличие или отсутствие замедленности движений и другие особенности почерка. Это позволяет сложить некоторые представления о почерке изучаемого лица.

Изучение документа с подозрением на поддельный почерк следует начинать с исследования штрихов с использованием оптических приборов. Целью этого исследования является установление характерных признаков подделки почерка (заломы, дрожание, немотивированные остановки пишущего прибора), а также наличие технической подделки почерка или подписи. С этой же целью рекомендуется исследовать документ в инфракрасной и ультрафиолетовой зонах спектра.

Отличить маскировку почерка от его подделки возможно. При маскировке почерка проявляются различия в формах письменных знаков, размерах и ряде общих признаков, но совпадают большинство частных признаков почерка. При подделке почерка все наоборот - совпадение в общих признаках почерка и различие в частных.

Если установлено, что текст выполнен с имитацией чужого почерка, то следующим этапом исследования становится установление исполнителя. Проводится сравнение исследуемого почерка с почерком предполагаемого имитатора. Установить лицо возможно, но это зависит от следующих обстоятельств:

1) от способа подделки почерка. Чем медленней выполнялся текст, тем больше проявляется признаков подделки, но меньше возможностей для установления лица. Таким образом, при имитации почерка по памяти возможностей для установления исполнителя больше, чем при имитации способом срисовывания;

2) от особенностей имитируемого почерка. Если лицо выполняет обычный текст или подпись мало-выработанным почерком, то подделать его несложно. В этом случае отображается мало признаков подделки и почти невозможно идентифицировать имитатора. Если же текст или подпись выполнены выработанным почерком, сложными движениями, то имитировать их будет намного сложнее, признаков имитации появится больше и возможность идентификации имитатора возрастет;

3) от объема имитируемого текста. Естественно, что подделать одно-два слова или подпись из двух-трех знаков легче, чем лист текста или подпись из 8-10 знаков;

4) от субъективных качеств имитатора. Если имитатор имеет маловыработанный почерк, то он не сможет передать почерк лица с высокой степенью выра-ботанности. К тому же некоторые лица могут изменять свой почерк или имеют больше возможностей к имитации чужого (художники, чертежники и т.п.). На основании проведенного исследования можно

сделать вывод о том, что в ряде случаев при исследовании поддельных текстов необходимо тщательно ознакомиться с обстоятельствами дела. При этом эксперту должны быть предоставлены сведения как о лице, почерк которого имитируют, так и о предпо-

лагаемом имитаторе. Знание этих обстоятельств позволит эксперту иметь более полное представление об этих лицах и особенностях формирования их письменно-двигательного навыка.

При исследовании поддельных текстов решающее значение имеет подбор исследуемых образцов. В качестве образцов должны быть представлены рукописи, выполненные в разное время, различного предназначения. Это позволит эксперту изучить вариа-ционность почерка.

Таким образом, строгое выполнение методики исследования, всесторонний и глубокий анализ материала, а также высокая ответственность эксперта позволяют правильно решать вопросы, связанные с исследованием имитации почерка.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Купин А.Ф. Криминалистическое исследование рукописей, выполненных с подражанием почерку другого лица: автореф. дис. ... канд. юрид. наук/ А.Ф. Купин. - М., 2012. - 22 с.

2. Евстигнеев Б.А., Бондаренко П.В. Криминалистическое исследование рукописей, выполненных печатным шрифтом / Б.А. Евстигнеев, П.В. Бондаренко. - Саратов: СЮИ МВД России, 2010. - 124 с.

3. Чернушенко Н.В. Актуальные вопросы исследования рукописных текстов, выполненных измененным почерком / Н.В. Чернушенко //Вестник Саратовской государственной академии права. -2010. - №4(74). - С. 202-204.

4. Купин А.Ф. Закономерности проявления в текстах признаков почерка при подражании почерку другого лица / А.Ф. Купин //Вестник Московского университета МВД России. - 2014. - № 9. - С. 176-179.

5. Чернушенко Н.В. Теоретические основы исследования рукописных текстов, выполненных измененным почерком / Н.В. Чернушенко //Актуальные проблемы борьбы с преступлениями и иными правонарушениями. - 2015. - № 13-1. - С. 148-149.

© Оксана Владимировна Карягина, 2019 © Надежда Александровна Прокопенко, 2019 © Частное образовательное учреждение высшего образования «Таганрогский институт управления

и экономики», 2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.