ЗАКОНОМЕРНОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ В ТЕКСТАХ ПРИЗНАКОВ ПОЧЕРКА ПРИ ПОДРАЖАНИИ ПОЧЕРКУ ДРУГОГО ЛИЦА
АЛЕКСЕЙ ФЕДОРОВИЧ КУПИН,
доцент кафедры юриспруденции, интеллектуальной собственности и судебной экспертизы ФГБОУ ВПО «Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана», кандидат юридических наук Научная специальность 12.00.12 - криминалистика; судебно-экспертная деятельность; оперативно-розыскная деятельность E-mail: [email protected]
Аннотация. На основании результатов проведенных экспериментальных исследований, а также анализа специальной литературы сформулированы закономерности проявления некоторых общих и частных признаков почерка, отображающиеся в рукописях, выполненных с подражанием почерку другого лица. Рассмотрены особенности выявления этих признаков с учетом степени сформированности ПД ФДК навыков исполнителей рукописей.
Ключевые слова: рукописный текст, признаки почерка, намеренное изменение почерка, подражание почерку другого
Annotation. In the present article on the basis of the results of experimental studies and analysis of the special literature, formulated regularities of manifestation of some General and particular characteristics of the handwriting that appears in the manuscript, made with imitation of handwriting of another person. Peculiarities of detection of these signs of taking into account the degree of development of PD FDC skills of performers manuscripts.
Keywords: handwriting, signs of handwriting, the deliberate change of handwriting, the imitation of handwriting of another person.
В настоящее время актуальной проблемой является разработка методических основ решения экспертных задач, связанных с исследованием рукописных текстов, выполненных с подражанием почерку другого лица. Разработкой данной проблемы занимались ученые-криминалисты и практики-по-черковеды[1. С. 209-213; 2. С. 153-156]. Особенности проявления, идентификационная значимость и частота встречаемости отдельных групп общих и частных признаков в рукописных текстах, выполненных с подражанием почерку другого лица, в этих работах изложены на основе изучения экспериментального материала - почерков лиц, обучавшихся по старым нормам прописи.
Сегодня, многие из этих признаков в почерках проявляются значительно реже, что связано с произошедшими изменениями норм прописи.
С целью повышения научной обоснованности и достоверности выводов судебно-почерковедческой экспертизы на современном этапе автором статьи было проведено экспериментальное исследование, направленное на изучение возможностей намеренного изменения общих и частных признаков почерка при подражании почерку другого лица исполнителями.
В эксперименте приняло участие 200 человек (96 мужчин и 104 женщины), все природные правши. В связи с тем, что подражателю, степень вы-
работанности почерка которого намного ниже, чем подражаемого лица, осуществить успешную подделку почерка рукописным способом невозможно [4]; основным критерием отбора лиц для участия в эксперименте стало наличие у исполнителя высокой степени выработанности письменно-двигательного функционально-динамического комплекса навыков (далее ПД ФДК навыков).
С учетом того, что вариационность признаков во многом зависит от местоположения письменных знаков в слове, от определенного буквосочетания и соединения рядом стоящих букв, а новые варианты признаков в движениях, образующих письменные знаки, проявляются в непосредственной связи с выполнением какой-либо другой буквы - предшествующей или последующей, для эксперимента был составлен специальный рукописный текст среднего объема (328 знаков), выполненный высоковыработанным почерком, содержащий одни и те же буквы, расположенные в начале, в середине и в конце слов. Этапы эксперимента были построены с учетом неодинаковой степени сформированности ПД ФДК навыков в результате кратковременной или относительно длительной предварительной тренировки и соотношения степени совершенства движений и вариацион-ности почерков подражателя и имитируемого лица.
На первом этапе участники эксперимента выполнили указанный рукописный текст шариковой
ручкой на листах белой нелинованной бумаги при естественном освещении и удобном положении рабочих поверхностей, сидя в привычной при письме позе, неизменным почерком. Затем им было предложено выполнить этот же текст после кратковременной и длительной предварительной тренировки с подражанием высоковыработанному почерку. Таким образом, каждый участник эксперимента подготавливал комплект текстов, в который входило по три образца (один рукописный текст, выполненный привычным почерком и два измененным - после кратковременной и длительной предварительной тренировки).
По результатам изучения полученного экспериментального массива рукописей выявлены следующие закономерности, раскрывающие особенности проявления отдельных групп признаков почерка при подражании почерку другого лица.
Первая закономерность. В сымитированных рукописных текстах, исполненных после кратковременной предварительной тренировки, при отсутствии близкого естественного сходства почерков подделывателя и подражаемого, произошло снижение степени вырабо-танности. Появились признаки необычности выполнения в виде нарушений темпа письма и координации движений. Эти признаки обусловлены отсутствием согласованности в движениях пальцев, кисти, предплечья и плеча исполнителя. Искажались и другие общие признаки: строение почерка в целом, преобладающая форма, размер, разгон, степень связанности, признаки, характеризующие пространственную ориентацию движений. В рукописных текстах одновременно проявились: большой и малый размер письменных знаков и их элементов, высокая связанность при исполнении отдельных слов, слитный способ соединения движений некоторых букв при общей низкой либо средней связанности с преобладанием присоединения над слитным выполнением.
Общие признаки почерка, отражающие пространственное размещение фрагментов рукописи, были сымитированы неудачно. Сложности воспроизведения этой группы признаков объясняются, в первую очередь, тем, что они тесно связаны с телерецепторами и мало зависят от зрительно-двигательного образа букв, на изменении которого сосредоточены основные усилия исполнителя[3. С. 65].
В рукописных текстах, выполненных с подражанием, размещение самостоятельных фрагментов, размер интервалов между словами и строками, размер полей и форма их линий, наличие и размер красных строк, направление и форма линии письма в строке, место размещения знаков препинания в интервалах между словами и относительно строки письма, перенос слов проявились в виде особенностей почерка имитатора. Линия письма изменялась, как правило, с прямолинейной на ломанную, первые буквы слов оказывались выше либо ниже
заключительных. Искажение этого признака объясняется рассогласованностью движений предплечья и ограниченностью степеней движений кисти, произошедшими при выполнении несвойственных для имитатора движений, используемых для воспроизведения признаков из почерка другого лица.
Преобладающая форма движений изменилась на смешанную, появились фрагменты, выполненные различными по типу движениями (угловатыми и округлыми). Размер почерка в ряде случаев подражания увеличился, а в некоторых уменьшился. Трансформация этого признака объясняется желанием подражателя, в первую очередь, в точности срисовать конфигурации букв, их отдельные особенности. Выполнение деталей букв без соблюдения пропорций неизбежно вызывает увеличение размеров самих букв, в то время как скованность кисти исполнителя приводит к замедлению приводящих движений в процессе письма, и, как следствие этого, к их уменьшению. В изменении размера и разгона наблюдалась следующая закономерность: при уменьшении протяженности движений по вертикали одновременно увеличивалась протяженность по горизонтали, а сознательное стремление исполнителя сделать буквы мельче приводило к появлению ряда непривычных движений в соединении букв и их элементов большого размера.
Наиболее успешно при подражании был воспроизведен наклон. Однако, если привычный наклон почерка подражателя и подражаемого лиц различался, то в сымитированных рукописных текстах, в отдельных словах, частях слов проявлялись различия в направлении продольных осей букв.
Таким образом, можно констатировать, что общие признаки почерка в рукописном тексте, выполненном с подражанием после кратковременной предварительной тренировки, при отсутствии естественного сходства почерков, проявляются либо в виде особенностей собственного почерка исполнителя, либо в виде признаков, несвойственных почерку подражаемого лица.
Вторая закономерность проявилась в том, что при увеличении времени тренировки исполнители, собственный почерк которых не обладает значительным естественным сходством с почерком подражае-мого лица, успешнее воспроизвели топографические признаки - форму полей, размер интервалов между словами, форму и направление линии письма. Увеличилась выработанность сымитированного почерка и, как следствие этого, повысилась степень сходства его общего строения по форме и направлению движений, связанности, уменьшились угловатость, деформированность букв и их элементов. Несмотря на повышение общего сходства размера и разгона почерка, имитаторам не удалось успешно воспроизвести соотношение надстрочных и подстрочных частей отдельных письменных знаков к строчным.
Третья закономерность заключалась в том, что в ситуации естественного сходства почерков подражателя и подражаемого, после длительной предварительной тренировки, с высокой степенью сходства воспроизведено большинство общих признаков, поскольку эти признаки являлись привычными для системы движений обоих лиц. Наиболее удачно имитировались такие общие признаки, как темп, связанность, преобладающая форма движений при соединении элементов, наклон, цикличность. Менее успешно выполнялись относительная протяженность движений по вертикали и по горизонтали, координация движений, так как эти признаки связаны с одновременным взаимодействием двигательного, зрительного и кинестетического анализаторов, согласованная работа которых требует длительных тренировок.
Изучение особенностей проявления частных признаков почерка, в рукописных текстах, выполненных с подражанием почерку другого лица, в зависимости от длительности тренировки и естественного сходства сравниваемых почерков, позволило определить следующие тенденции, свидетельствующие о потенциальных возможностях исполнителей к намеренному изменению почерка рассматриваемым способом.
Признаки группы конструктивного строения (сложности) письменных знаков, в первую очередь букв, имеющих строение отличное от норм прописи, были успешно воспроизведены после длительной тренировки, в том числе и при отсутствии естественного сходства почерков подражателя и подражаемого лица. Объясняется это тем, что указанные признаки легко опознаются и фиксируются зрительным анализатором, их выполнение тщательно контролируется. Менее успешно имитировались частные признаки почерка, входящие в группу «последовательность движений», особенно в буквах, строение которых включает в себя большое количество разнохарактерных движений, отличных от норм прописи - «ф», «к», «ж». Последовательность движений многоэлементных букв воспроизводилась либо произвольно, либо, значительно реже, привычным, неизменным почерком.
С незначительной степенью сходства воспроизведены формы движений, связанные с выполнением овальных, полуовальных и петлевых элементов букв «а», «д», «у», «з», «ы», «ь, «б», «в», «е», «я», «ч», «с», а также формы, характеризующие петлевые соединения элементов букв «п», «т», «ш», «м», «и», «ф». Чаще всего неудачными оказывались попытки сымитировать дуговые движения при выполнении начальных штрихов букв «к», «н», первого элемента букв «ь», «я» и заключительных штрихов букв «е», «а», «г». Безуспешные попытки выполнения удлиненного овала и полуовала, петлевой формы связаны с тем, что для их исполнения необходимо
совершить различные сочетания видов движений при участии нескольких звеньев пишущей руки: осуществляющие разгибание пальцев, отведение кисти, сгибание пальцев, приведение кисти и опять разгибание пальцев. Прямолинейная форма движений букв «р», «п»», «ю» изменялась на дуговую. Это объясняется тем, что при письме с подражанием почерку другого лица к сгибательным движениям кисти и пальцев подключаются дополнительные: разгибательные, приведение и отведение, обеспечиваемые мышцами других звеньев руки.
С высокой степенью сходства в процессе подделки выполнялось направление движения при выполнении надстрочного элемента буквы «б», подстрочных элементов букв «у», «д», «з», соединительных элементов букв «х», «ы», строчных элементов буквы «т». Менее удачно воспроизводилось направление знаков, близких по строению собственному почерку подражателя, букв, имеющих простое строение, а также элементов букв, выполняемых сгибательными движениями. Такие особенности почерка, как правило, выполнялись исполнителями не так, как в образце подражания, а своими, привычными движениями. Слабый контроль за точным воспроизведением направления движений элементов букв из имитируемого почерка обусловлен тем, что сознательно подражателем в процессе письма воспринимается только общее представление о букве, которое строится на основе так называемых «опорных элементов», т.е. элементов, имеющих наибольшее значение для отличия этой буквы от других в конкретном изображении. Чем устойчивее выражены эти «опорные» элементы, тем легче воспроизводится направление движений. Например, в букве «ы» отчетливо направление движений меняется трижды, поэтому исполнитель осознано фиксирует внимание на ее строении при подражании, а в букве «ч» - один раз, в связи, с чем имитатор не уделяет изменению этого признака должного значения.
Относительная протяженность движений по вертикали и по горизонтали при выполнении букв и их элементов воспроизводится редко, так как на выполнение указанной группы признаков почерка решающее влияние оказывает двигательный анализатор, сложнее поддающийся коррекции по сравнению со зрительным.
В ходе выполнения рукописных записей с подражанием, даже после длительной тренировки, не воспроизводились пропорции отдельных элементов букв, особенно надстрочных и подстрочных, начальных и заключительных штрихов относительно других элементов буквы либо других букв, в частности:
• соотношение размеров площадей, очерченных штрихами строчной и подстрочной частей букв «у», «д», «ц», «щ», «з»;
• относительная протяженность движений по вертикали при выполнении надстрочной части пер-
вого элемента буквы «р», первых элементов букв «т», «п», подстрочных элементов букв «р», «з», «д», «у», «ц», вертикальных элементов в буквах «ж», «ь»;
• относительная протяженность движений по горизонтали при выполнении заключительных штрихов в буквах «х», «я», «а», «с», «г», «и», «к», «ч», «е», овальных элементов в буквах «ь», «в», надстрочного элемента в букве «т», знака краткости в букве «й».
При соединении элементов букв в рукописных текстах, выполненных с подражанием, чаще всего наблюдалась замена слитного соединения на примыкание. Незначительное сходство в имитации этих признаков объясняется влиянием на процесс письма зрительного анализатора. Исполнитель стремится воспроизвести наиболее броские особенности букв и, тем самым, выполняет их медленно. Замедление, как известно, сопровождается отрывистым выполнением букв и элементов, которые необходимо выполнить слитно. Снижением темпа, в свою очередь, объясняется успешное воспроизведение интервального вида соединения элементов письменных знаков букв «о», «а», «л», «м».
В основном удачно имитировались признаки, характеризующие количество движений при выполнении букв и их элементов в знаках, выполненных с отступлениями от норм прописи - содержащих дополнительные элементы, либо не имеющих элементов, предусмотренных правилами скорописи. Вместе с тем, в ряде букв простого конструктивного строения - «о», «и», «с», «ю», «ь» - исполнители неудачно воспроизвели уменьшение количества движений, связанное с отсутствием заключительных штрихов. Трудности выполнения этих признаков объясняются тем, что зрительный анализатор, в силу простоты конструктивного строения букв, не в полной мере контролирует их имитацию, мелкие особенности ускользают от внимания и воспроизводятся автоматизированными движениями, свойственными обычному почерку подражателя.
Способы размещения точек пересечения движений, начала и окончания движений относительно других элементов и линии строки в большинстве случаев отображались в виде особенностей почерка имитатора. Связано это с тем, что выполнить с подражанием особенности размещения движений подделываемого почерка сложно, так как эти признаки являются неброскими, они не фиксируются и ускользают от внимания исполнителя. В частности, неудачно воспроизведены следующие признаки из этой группы:
• размещение точек начала и окончания движения при выполнении определенных элементов букв (чаще всего не первого элемента буквы, являющегося наиболее «броским») относительно линии строки или частей той же буквы;
• размещение штрихов и точек их присоединения к элементам букв относительно линии строки, строчных, надстрочных и подстрочных частей букв;
• размещение продольных осей определенных элементов букв относительно расположенных рядом букв и линии строки;
• размещение точек пересечения штрихов и элементов букв относительно этих же элементов, соединительных штрихов, частей букв, связанных между собой, а также линии строки;
• относительное соотношение линий вершин и линий оснований частей букв.
При подражании, чаще всего, успешно выполнялся такой частный признак, как размещение точки начала движения при выполнении строчных элементов букв «а», «о», «б», «в». Неудачно воспроизводилось размещение точек начала и окончания движений в буквах: «с», «е», «т», «ф», «р»; размещение точек пересечения штрихов в буквах: «з», «у», «д», «х», «ф», «ж».
Результаты эксперимента показали, что наиболее явно признаки почерка исполнителей из группы относительное размещение движений, проявились:
• во-первых, в отдельных частях письменных знаков, сходных по начертанию с почерком подражателя;
• во-вторых, в элементах знаков, которые не входят в конструктивное строение буквы, так как при их выполнении за движением руки нет надлежащего контроля (знак краткости над «й», подстрочные и надстрочные штрихи над буквами «т», «ш»).
Подводя итог результатов, полученных в ходе проведенного эксперимента, необходимо отметить, что выявленные закономерности, разумеется, не учитывают всех причин проявления различных групп особенностей почерка в рукописных текстах, выполненных с подражанием почерку другого лица. Однако, принятие во внимание обозначенных обстоятельств позволяет получать обоснованные и достоверные выводы при исключении из числа исполнителей лица, от имени которого выполнен рукописный текст, определении факта выполнения его с подражанием почерку другого лица, а также установлении конкретного исполнителя.
Литература
1. Берзин В.Ф., Ковальчук З.А., Меленевская З.С., Павленко С.Д., Топольский А.Д., Сегай М.Я., Ципенюк С.А., Штерн Б.А., Фе-доренко Т.М. Некоторые вопросы исследования рукописей, выполненных с подражанием почерку другого лица // Криминалистика и судебная экспертиза. 1969. Вып. 6.
2. Винберг Л.А., Шванкова М.В. Почерковедческая экспертиза: учебник для вузов МВД СССР / Л.А. Винберг, М.В. Шванкова / Под ред. Р.С. Белкина. Волгоград: ВСШ МВД СССР, 1977.
3. Евстигнеев Б.А., Бондаренко П.В. Криминалистическое исследование рукописей, выполненных печатным шрифтом / Б.А. Евстигнеев, П.В. Бондаренко. Саратов: СЮИ МВД России, 2010.
4. Манцветова А.И., Орлова В.Ф., Славуцкая И.А. Теоретические основы судебного почерковедения: труды ЦНИИСЭ / А.И. Манцветова, В.Ф. Орлова, И.А. Славуцкая / Под ред. А.Р. Шляхова. М.: ЦНИИСЭ, 1967. Вып. 1.