субъективных факторов: представлений участников о своих потребностях, интересах, самооценке, уровне притязания.
Таким образом, подготовка молодежи к семейной жизни представляет собой комплекс всесторонних взаимодействий с родителями, учителями, сверстниками, с другими людьми, со средствами культуры и массовой информации, в результате которых происходит осознание особенностей брач-но-семейных отношений, развитие соответствующих чувств, формирование представлений, взглядов, убеждений, качеств и привычек, связанных с готовностью к браку и семейной жизни.
Для удовлетворённости браком в молодой семье особое значение имеют следующие факторы: эффективная коммуникация; высокая степень взаимопонимания; доверительность отношений, взаимная, эмоциональная поддержка, рациональное поведение в конфликте.
Для целенаправленной подготовки молодежи к семейной жизни, совершенствования семейного воспитания необходимо знать уровень подготовки к супружеским отношениям : направленность личности на потребности и ценности партнера, характеристики осмысленности жизни, особенности отношения человека к семье и семейному образу жизни, уровень субъективного контроля личности. Следует выявить на практике основные типы мотивации благополучия в семейной жизни, к которым отнесем гармоничную, рациональную и нормативную мотивацию. Эту задачу можно решить в тесном содружестве науки и практики.
Литература
1. Дымнова Т.И. Психология семейного образа жизни. - М.: Педагогическое общество России, 2007. - 144 с.
2. Ильдарханова Ф.А. Семья в турбулентном обществе (региональный аспект) - Издательство Академии наук РТ. - 2015.
3. Карабанова О.А. Психология семейных отношений.- М.: Центрполиграф, 2006.-344 с.
4. Концепция государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года. Утверждена распоряжением: Правительства Российской Федерации от 25 августа 2014 №1618-р [Электронный ресурс]. URL: http://base.cosultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=167897 (дата обращения 20.03.2015 г.
5. Крюкова Т.Л., Сапоровская М.В., Куфтяк Е.В. Психология семьи: жизненные трудности и совладание с ними. - СПб.: Речь, 2007. - 86 с.
6. Материалы научно-практической конференции «Преподавание курса «Семьеведение» в Татарстане [Электронный ресурс]. URL: https://mon.tatar.ru/rus/file/pub/pub_234966.pdf (дата обращения 16.03.2015г.)
УДК 18
И.А.Бабич, Р.М.Валеев, Р.Р.Фахрутдинов
К ВОПРОСУ ОБ ОБЩИХ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ОСНОВАНИЯХ ОРНАМЕНТАЛЬНОСТИ В КУЛЬТУРЕ. ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ ПОДХОД
Статья посвящена развитию теории об общих художественных основания орнаментальности в культуре, которые проявляются как общие принципы художественного мышления. С точки зрения функционального подхода теория об общих художественных основания орнаментальности в культуре приобретает дополнительную аргументацию и доказательства, как в художественно-изобразительной, так и в музыкальной сферах.
Ключевые слова: орнамент; теория Е.В.Синцова; общие художественные основания; художественное мышление; музыкальное искусство; мелизматика; функциональный подход.
I.A.Babich, R.M.Valeev, R.R.Fakhrutdinov TO THE QUESTION OF THE GENERAL ART BASES OF ORNAMEN-TALNOSTI IN CULTURE. FUNCTIONAL APPROACH
The article is devoted to the development of the theory on General grounds art ornamental in culture, which manifests itself as General principles of creative thinking. The functional approach adds to this theory of argumentation and evidence-based practice.
Key words: ornament; theory of E. V. Sintsov; General artistic foundations; artistic thinking; music; melismatic; a functional approach.
Орнамент как компонент любой национальной культуры является без преувеличения самой древней формой выражения творческой активности человека. Первые примеры орнамента датируются верхним палеолитом. Уже древние люди стремились усложнить поверхность изготовляемого изделия при помощи орнамента. Орнаментировались предметы быта (изделия из глины, дерева), орнаментами украшались элементы одежды, посуды, интерьера, экстерьера. Относительно происхождения орнамента есть несколько предположений. Очевидно одно - первый опыт орнаментального восприятия человек получал из природы (естественный рельеф листа дерева, переплетение стеблей травы, пористый рисунок разрезанной вдоль кости животного).
В орнаменте запечатлено эстетическое осмысление деятельности человека в целом, творчески
преобразующей, упорядочивающей природу. Несомненно, что одним из источников орнаментирования предметов были технологические процессы. Многие геометрические мотивы на древнейших сосудах могли быть воспроизведением отпечатков плетёнки из прутьев на глине, различные переплетения нитей в текстиле также могли дать начало определенным орнаментальным формам.
Глубоким исследовательским трудом в этой области является монография Е.В.Синцова «Природа невыразимого в искусстве и культуре: к проблеме жесто-пластических оснований художественного мышления в визуальном орнаменте и музыке», где автор развивает мысль об особом значении орнамента в культуре как об общем основополагающем принципе художественного мышления, свойственном изначально всем видам искусства. «„.орнамент - одно из древнейших порождений человеческой творческой деятельности, прошедший сквозь времена, культуры, цивилизации, самим фактом своего нетленного бытия призванный быть напоминанием о колыбели, из которой вышло всё искусство». [7, с.8]
Историческая древность орнамента уходит корнями в такую первокультуру человечества, когда основной её характеристикой был синкретизм. Компоненты культуры существуют в слитном, нерасчленённом виде, одно и то же явление выполняет одновременно несколько функций. Но для исследовательский целей необходимо провести детализацию функций орнамента в культуре. Можно выделить следующие функции орнамента.
1. Магическо-охранительная функция (орнамент как оберег) - это первая система кода, выработанная людьми и имеющая для них магический смысл. Эта функция основана на семиотическом подходе, который подразумевает обозначение, смысл, заключённый в определённой художественной структуре. Можно привести примеры, когда в традиционных культурах орнаментальными вышивками всегда покрывались отверстия одежды, например, ворот, низ рукавов и подол рубахи, чтобы злой дух не мог проникнуть под одежду и причинить человеку вред. С той же целью орнаментами покрывались горлышки глиняных сосудов и входные группы жилых строений, а в некоторых культурах горских народов небольшие татуировки женщины наносили даже в районе губ.
2. Функция декорирования. Со временем символические значения орнаментов и их элементов может утрачиваться, упраздняя тем самым магический охранительный смысл орнамента. В результате чего, остаётся только декоративная функция. Начинает казаться, что орнамент нанесён на изделие только лишь с декоративной целью. Нам уже трудно представить любое изделие в национальном или этническом стиле без орнамента, который мы воспринимаем как национальный стиль изделия, предмета или артефакта.
3. Формообразующая функция - это свойство орнамента происходит из взаимодействия орнамента с самой поверхностью и фактурой изделия, на которую он нанесён. Ритмическая составляющая орнаментального рисунка организовывает плоскость, придавая ей определённую форму и задавая ей определённую структуру. Изделие как бы оживает, приходит в движение, становится пластичным. Из чего следует четвёртая функция орнамента.
4. Пластифицируюшая функция. Вот как это свойство орнамента определяет Е.В.Синцов: «Пластическое несёт в себе характеристики материала, его способности к формовоплощению в вещи: твёрдость, мягкость, упругость, текучесть, жёсткость, выпуклость, вогнутость и т.д. С этих позиций пластическое являет себя в такой своей грани, как пластичность. С другой стороны, пластическое включает в себя способ приложения человеческих усилий, воздействующих на материал: охва-тывание, поглаживание, касание, удары и др. С точки зрения такого подхода, пластическое может быть понято как жестопластика, поскольку соотносится с теми действиями, что связаны с формированием поверхности по мыслимому образцу и подобию». [7, с.49-50]
В работах современных музыковедов уже давно устоялся термин орнаментика применительно к музыкальной мелизматике. В дополнении к концепции Е.В. Синцова мы находим его в работах В.Р. Дулат-Алеева. В своём учебнике «Татарская музыкальная литература» автор очень поэтично и образно анализирует тематизм народной песни «Карлыгач кара» - «Ласточка»: «Самый первый мотив -это как бы «зерно», из которого вырастает затем вся мелодия. Подобно ростку, постепенно покрывающемуся новыми листьями и цветами, мелодия, развиваясь, становится всё более красивой, «цветущей», разнообразной. Первый мотив сразу же повторяется, но уже украшенный орнаментом. Будто первый бутон появляется на зелёном ростке. И вот уже распускается первый цветок - нам становится ясен облик мелодии и настроение этой музыки. Но напев продолжается, его настроение все глубже проникает в сердце. И вновь первый мотив, но в ином облике: по-новому он звучит опять-таки благодаря украшению фигурой орнамента». [5, с.9]
Из приведённой цитаты можно сделать сразу несколько выводов: во-первых, автор при ана-
лизе прямо использует термин «орнамент», во-вторых, он очень поэтично рисует перед нами картину проявляющегося растительного орнамента, так свойственного татарской народной культуре. Процессуальность переживания музыкального материала предстаёт как разворачивающийся визуальный орнамент. В-третьих, здесь есть прямое указание на формообразующую функцию орнамента. Так как первый мотив возвращается, изменённый орнаментом.
Подтверждение общей хдожественной природы визуального и музыкального орнаментов находим и в концепции М.П.Мищенко - музыковеда и органиста, доцента Петербургской консерватории.
В своей философской монографии «Опыты мелософии» автор находит орнаментальность в самой природе музыки. [6] Учёный тоже видит глубокое родство визуального орнамента и музыкального искусства, прежде всего как процессуального проживания: «Движение оказывается столь естественным обоснованием орнамента, что неподвижное изображение орнамента должно быть пережито как застывшее движение. <...> Понадобится пережить орнамент так, чтобы его общий и безбрежный характер преломился в ясно очерченных контурах». [6, с.90] Далее автор прямо указывает на то, что музыка имеет орнаментальную природу: «Преобладающий характер мелодии, ее первооснова, ее суть
- орнамент, не прямая. <..> Мелодия может быть только орнаментом. Орнаментальность есть родовая черта мелоса и основной строительный закон музыкальной композиции». [6, с.90-92]
Мищенко приводит несколько иную этимологию термина «орнамент», в его понимании это не просто украшение. «Латинское ornamentum означает «снаряжение» и «снасть», «вооружение», «оружие». Орнаментом, если угодно решается вопрос жизни и смерти! Старофранцузские мастера были уверены: орнамент - дыхание жизни!». [6, с.91] Такое серьёзное, фундаментальное отношение к орнаменту было свойственно и другим думающим музыкантам. Мищенко цитирует американскую пианистку, знаменитого интерпретатора И.С.Баха Розалин Тюрек, которая тоже утверждала, что: «Орнамент
- основа музыки. Изучайте украшения (ornaments). Они - основа (fundaments) музыки». [6, с.91]
«Вся музыка - орнамент, поскольку в музыке всё происходит в двуединстве разделения и связывания. <...> Arpeggiato аккорда, например, не просто частный случай орнамента, но общий принцип орнаментальной взаимосвязи «последовательно-как-бы-одновременно». Благодаря орнаменту сильное и слабое время относительны и переменны». [6, с.105-106]. Из приведённой цитаты видно, что музыка имеет свойство пластичности именно благодаря своей орнаментальной природе.
После такого убедительного и аргументированного рассуждения невозможно считать орна-ментальность музыки лишь декоративным её украшением. Процессуальность музыки, вариативная повторяемость её элементов, общность художественного мышления указывает на общие орнаментальные основания музыкального и орнаментального искусств.
Заключительным аргументом может стать функциональный анализ мелизматики как звукового орнамента, подобно функциям визуального орнамента и возможность проследить функциональное сходство этих явлений культуры.
1. Декоративная функция музыкальной мелизматики хорошо изучена, обоснована и не вызывает никаких сомнений. Мелизматику традиционно считают украшением основной мелодии.
2. Формообразующая функция. Анализ музыкальной структуры, основанный на подобии и изменении, применительно к татарской национальной музыке, во многом определяется мелизмати-кой. Для национальной музыки характерно формообразование, основанное на вариативном повторении мотивов с добавлением дополнительной мелизматики. (В.Р.Дулат-Алеев)
3. Пластифицирующая функция. В силу своей процессуальности и звуковой природы музыка очень пластичный вид искусства сам по себе, но мелизматическая орнаментальность делает пластичность более выразительной и более сложной. (Е.В.Синцов, М.П.Мищенко)
4. Магическо-охранительная функция музыки находит своё воплощение в истории сакрального искусства, где музыка традиционно создаёт атмосферу религиозного благоговения и таинственности. Можно лишь добавить то, что в состоянии магической таинственности сакрального пространства более выразительной будет музыка восточная, чем западная именно причине своей пластичности, орнаментальности и обилию мелизматики.
Таким образом, исходя из проведённого исследования, можно заключить, что общие художественные основания орнаментальности в культуре следуют, в том числе, и исходя из общих функциональных оснований. Все функции орнамента визуального совпадают с функциями музыки как звукового орнамента, что доказывает утверждение об общих основаниях художественного мышления.
Литература
1. Валеев Ф.Х. Орнамент казанских татар. - Казань: Татарское книжное издательство. 1969.
2. Валеев Ф.Х. Народное декоративное искусство Татарстана. - Казань: Татарское книжное издательство. 1984.
3. Валеев Ф.Х. Татарский народный орнамент. Казань, 2002. - 295 с.
4. Валеева-Сулейманова Г.Ф. Декоративное искусство Татарстана. -Казань: ФЭН. 1995. - 189с.
5. Дулат-Алеев В.Р. Татарская музыкальная литература. Часть I. - Казань: «Тан-Заря», 1996. - 84с.
6. Мищенко М.П. Опыты мелософии: О непройденных путях музыкальной науки. - СПб.: Издательство имени Н.И.Новикова; ИД «Галина скрипсит», 2014. - 320с.
7. Синцов Е.В. Природа невыразимого в искусстве и культуре: к проблеме жесто-пластических оснований художественного мышления в визуальной орнаментике и музыке. - Казань: Фэн, 2003. - 304с., ил.
УДК 94(73)
О.В.Бодров, Р.И.Ахметшин
МАЛКОЛЬМ ИКС КАК ВЫРАЗИТЕЛЬ НОВЫХ ТЕНДЕНЦИЙ В АФРОАМЕРИКАНСКОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ США 1950-1960-Х ГГ.
Статья посвящена жизни и деятельности одного из самых влиятельных и противоречивых фигур американской истории двадцатого века. Благодаря открытию новых архивных источников, публикации новых биографических работ жизнь и деятельность Малкольма Икса становится одной из центральных проблем в расовой истории США. Политическая и культурная деятельность Малкольма Икса являются большим вкладом в процесс социальной эволюции США, который только сейчас начал приобретать особый интерес.
Ключевые слова: Малкольм Икс, афроамериканская политическая культура США, Нация ислама, гражданские права чернокожих в США, социальные изменения в США, радикальные лидеры США.
Bodrov Oleg , Akhmetshin Ramil MALCOLM X AS THE EXPRESSIONIST OF NEW TENDENTIOUS IN AFROAMERICAN POLITICAL CULTURE OF THE USA IN 1950S-1960S
Annotation. This article is dedicated to biography of one of the most powerful and contradictory figures of American history in the 20th century. Due to the exploring of new archival sources, publications of new biographical books, Malcolm X's life and work become one of the central themes in racial history of USA. Political and cultural work of Malcolm X had got a great impact on the process of social evolution in USA, which became important for explorers only in our century.
Key words: Malcolm X, Afroamerican political culture of USA, Nation of Islam, Afroamerican's civil rights in USA, Social changes in USA, Radical leaders of USA
Малкольм toc (эль-Хадж Малик эш-Шабазз), урождённый Малкольм Литтл, входит в десятку наиболее влиятельных афроамериканцев в истории. Защитник прав чернокожего населения США, выразитель афроамериканской политической культуры США, резкий критик эксплуатации африканцев на территории американского континента. Он обладал незаурядным ораторским талантом, благодаря которому его речи и интервью пользовались широкой популярностью [1, р.1233.]. Многие из его речей были записаны и опубликованы [2, pp.15-16.]. Однако, в виду политики сегрегации в США, которая не давала возможность публиковаться чернокожим, Икс не оставил ни одной публикации, за исключением автобиографии.
Малкольм родился 19 мая 1925 г. в Омахе (штат Небраска) и стал четвёртым из семи детей в семье баптистского мирского оратора Эрла Литтла (родился в Джорджии) и Луизы Литтл (в девичестве Нортон, родилась в Гренаде).
Деятельность Эрла Литтла в Универсальной негритянской организации усовершенствования привлекла внимание Ку-клукс-клана, и в 1926 г. семья переехала в Милуоки (штат Висконсин), а затем в Лансинг (штат Мичиган)[3, p. 3.]. В Лансинге семья подверглась нападкам белой расистской организации «Чёрный легион». Эрл Литтл обвинил именно эту организацию в поджоге дома в 1929 г., а в 1931 г. он скончался, согласно официальной версии в результате автомобильной аварии [3, p. 4]. В конце 1938 г. Луиза Литтл испытала нервный срыв, после которого в течении 24 лет проходила курс лечения в психиатрической больнице в Каламазе. Детей распределили в приёмные семьи [4, pp. 3334] [5, pp. 35-36].
Малкольм Литтл с детства преуспевал в учёбе и являлся лидером класса. Один из учителей, заметив его стремления и таланты сказал: «Работа юристом - нереалистичная цель для ниггера»[4], после чего Малкольм решил прекратить обучение в школе[4, p.42]. С 14 лет до 21 года он опробовал много видов заработка и мест проживания. С 1943 г. Малкольм Литтл обосновался в нью-йоркском районе Гарлем, где был вовлечён в преступную деятельность: наркоторговля, игорный бизнес, рэкет, сутенёрство, воровство и пр.[4, p. 62-81].
В конце 1945 года Литтл осуществил с подельниками серию краж со взломом домов состоятельных семей белых граждан в Бостоне [3, p.106-109]. В начале 1946 г. его арестовали и приговори-