Т. В. Портнова
д-р искусствоведения, профессор, НОУ ВПО «Института Русского театра»
ПАРАЛЛЕЛЬНЫЕ МЕТОДЫ В ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОМ ИСКУССТВЕ И ТАНЦЕ
Аннотация. В статье рассматриваются контактные связи декоративно-прикладного искусства и танца на уровне выразительных средств, стилистических особенностей, художественных компонентов спектакля (декораций, костюмов, бутафории), когда все составляющие образуют драматургически разработанные структуры, подчиняются общему развитию авторской цели. Анализируются так же аспекты декоративности в сценическом преломлении сюжета, подтвержденные конкретными примерами из балетного театра конца XIX и XX вв.
Ключевые слова: параллельные методы, принцип декоративности, стилизация, орнаментальные формы, танец, хореографический спектакль, пространственно-декоративные структуры.
T.V. Portnova, doctor of art criticism, Professor, Institute of Russian Theatre, Moscow
PARALLEL TECHNIQUES IN DECORATIVE AND APPLIED ART AND DANCE
Abstract. This article discusses contact for decorative art and dance at the level of expressiveness, stylistic features artistic performance components (scenery, costumes, accessories), when all the components of the form dramatically designed the structure, subject to the overall development of the author's purpose. Both aspects are analysed in relation to the plot of the decorative scenic, confirmed by specific examples of the Ballet Theatre of the late XIX and XX centuries.
Keywords: parallel methods, decorative, styling, ornamental forms, dance, choreographic performance, spatio-decorative structures.
Декоративно-прикладное искусство, обслуживающее бытовые нужды человека и одновременно удовлетворяющее его эстетические потребности, соприкасается с танцем и имеет различные формы взаимодействия. Красота изделий прикладного искусства достигается благодаря декоративности их формы. Это относится к выбору тем, символов, цвету, ритму, материалов. Принцип декоративности необычайно силён в балете. Хореография основана на том, что характерно-выразительные мотивы организуются по законам ритма и симметрии, орнаментального узора, декоративного целого. Здесь, как правило, нужна такая же как в декоративно-прикладном искусстве обобщённость формы, чёткость ритмики, выявления фактурных качеств материала (тканей, костюмов, бутафории), часто повышенная звучность колористической гаммы, основанная на контрасте цветосилы и тональности цветов. Эти качества, направленные на максимальное выявление образного содержания спектакля, имеют в своей основе декоративное начало.
Древним видом украшения является орнамент - форма, основанная на фантазии автора, т.е. узор в ритмическом повторе наносимый на изделие и являющийся его структурной основой. Если в произведении выражено определённое закономерное повторение какого-либо изображения или если отдельные составные части изображения находятся в определённом, аналогично повторяющемся соотношении друг к другу, то мы говорим о ритме в данном изображении и называем таковое ритмичным. Ритм лежит в основе всякого подлинного хореографического сочинения. Повторяемость восприятия одинаковых и подобных изображений в прикладном искусстве и движений и
поз в танце создаёт ритм данного произведения, чувство закономерности. Как художник-прикладник, так и режиссёр балета может использовать орнамент для ритмической и эмоциональной организации материала. Чувство орнаментальности является иногда основным началом в танце, тогда мы вправе говорить о декоративной орнаментальности его пластики. Вместе с обострённым чувством ритма и уравновешенности, узорочье орнаментальных мотивов - черты, свойственные народному искусству, которое стало источником творческого вдохновения для хореографов всех времён и, особенно, на рубеже Х1Х-ХХ вв. Во многих балетах М.М. Фокина декоративные элементы были неотъемлемой частью общего композиционного замысла. Так, движения, фигуры и позы артистов в «Жар-Птице» И.Ф. Стравинского (1910) рисовали тонкую вязь орнаментального узора. Орнамент непрерывный, в котором один и тот же элемент повторяется произвольное число раз, когда внимание зрителя, подчиняясь определённым ритмическим «пространственным узорам» и интервалам между ними, непроизвольно следует от одной фигуры к другой не останавливаясь, не концентрируясь на чём-либо одном, больше всего напоминает ритм какого-либо танца, в котором всё время повторяются те же фигуры, и в котором их повторение мыслимо до бесконечности. Кроме того, так же как и в периодическом орнаменте на основе периодичности строятся многие движения в хореографии. Будучи ритмичным, декоративным изображением на поверхности, орнамент может быть заключён в какую-либо геометрическую форму: квадрат, круг, ромб и др. Аналогичное композиционное мышление характерно для балетмейстера, сочиняющего балетный спектакль и отдельный танец. Если своё произведение художник-прикладник или хореограф мыслит как особое, самостоятельное целое, то он должен его не только подчинить определённому ритму, но и преодолеть его, замыкая его и завершая этим своё произведение. В этом случае он должен построить своё произведение таким образом, чтобы внимание зрителя, будучи сначала расчленено различными ритмическими моментами, снова было собрано, объединено каким-либо одним главным центром, собирающим вокруг себя и подчиняющим себе все отдельные ритмические моменты, как части одного целого. В ансамблевой стройной в своём общем решении балетной постановке движения танцующих могут слагаться в разнообразные геометрические фигуры, развиваться из одного, двух и более центров, создавая орнаментальные узоры на сценической площадке. Орнамент не заключённый ни в какую форму представляет собой самостоятельную величину. Аналогично хореографический номер, этюд, в котором заняты, как правило, один, два, три исполнителя представляют не жёсткий порядок, а свободное развитие танца, не скованное какими-либо кордебалетными построениями на планшете сцены.
Декоративность, декор, орнаментальность, узор - эти понятия в декоративно-прикладном искусстве тесно связаны с понятием стилизации, означающем переработку природных форм в декоративные. Стилизация как художественный приём широко применим в хореографическом театре, хотя и не имеет буквального подобия с его применением в прикладном искусстве. Стилизация как намеренная имитация художественного стиля была особенно характерна для балетов М.М. Фокина в оформлении Л.Н. Бакста. Мотивы искусной стилизации под Древний Египет («Египетские ночи» А.С. Аренского), под Древний Восток («Шахерезада» Н.А. Римского-Корсакова), под античность («Нарцисс» Н.Н. Черепнина, «Послеполудненный отдых Фавна»
К. Дебюсси) отразились в художественной ткани спектаклей, созданных этим содружеством. Критики много писали о стилизаторско-пластической организации этих работ, об изощрённости изобразительного решения, и вообще об удивительной декоративной их красоте. Л.Н. Бакст любил ушедшие эпохи, у него была какая-то повышенная чуткость на археологическую подлинность. Любопытно, что стилизация эта распространяется не только на чисто художественные элементы балетов (декорации, костюмы), стилизованы актёры, исполняющие роли, стилизация ощущается в самом характере сценического преломления сюжета. Художник и хореограф сближают два декоративных потока, обнажают их связь и взаимозависимость. Любовь к стилизации была естественным продолжением развития декоративности в танце. Но в обоих случаях должно сохраняться чувство меры, тогда данный приём усиливает выразительность общей формы, согласуется с ней, а следовательно, способствует наиболее полному воплощению образного замысла.
Некоторые явления и грани прикладного искусства могут выступать как элемент, усиливающий эстетическое воздействие предмета. Декоративно-прикладное искусство классифицируется в различных аспектах: в функциональном плане, по материалу, по технологии. Любая из этих классификаций находит применение в балетном театре. Функциональный аспект декоративно-прикладного искусства применим в балетном костюме, в предметах бутафории и реквизита. Материал и фактура важны для передачи их достоверности. Техника прикладного искусства используется в художественном оформлении спектаклей. Заметим, аспекты прикладного искусства утверждаются в балетном театре через визуальные характеристики его структурных форм. В ряде сцен хореографических спектаклей атрибуты, бутафория настолько заметны, что словно «пробивают» их художественную ткань. Не говоря уже о том, что вещи в интерьере сцены (осветительные приборы, посуда, декор, мебель) и другие предметы прикладного искусства, наполняя сценическое пространство содержанием, являясь частью материальной культуры той или иной эпохи, выявляя дух времени, всегда участвуют в создании его образной характеристики.
Не только неподвижные, но и динамичные детали могут выстраивать в спектакле драматургически разработанные структуры, где они подчинены общему сюжетному развитию авторской идеи. В этом процессе активизация детали играет важную роль. Активизировать деталь - значит привести её во взаимодействие с исполнителями и с сюжетом, а значит - усилить чувственный контакт зрителя с балетом. Так, в балете «Игры» К. Дебюсси (1913) в хореографии В.Ф. Нижинского значительную роль играли спортивные предметы, которыми управляли Т.П. Карсавина, Л. Шоллар и В.Ф. Нижинский (мяч и теннисные ракетки). В балете «Эсмеральда» Ц. Пуньи бубен сопутствует главной героине значительную часть спектакля. Многочисленные корзины с цветами украшают вальс в «Спящей красавице» П. И. Чайковского, усиливая сказочную феерию молодости, счастья, любви. Чем активнее деталь вторгается в жизнь балета, тем полнее она выполняет свои функции. Неудачная деталь снижает качество постановки, у хорошей детали может быть своя история и своя роль, такая же как у актёра. Деталь-бутафория и реквизит могут занимать огромное место на балетной сцене, выноситься за скобки определённых ситуаций, в которых участвуют персонажи, и преподноситься зрителю уже в форме художественных отступлений. Балетный образ
может вырастать из контрапункта деталей, которые могут выступать не столько в своей бытовой, но знаковой сущности (волшебный цветок в руках у Девушки в хореографической картине «Призрак розы» К. Вебера, ветка Мирты во втором акте балета «Жизель» А. Адана, сказочная карета в финале балета «Золушка» С.С. Прокофьева). Иногда переход в поэтическое измерение осуществляется благодаря пластическому изобразительному преображению предмета или человека (превращение ёлочных игрушек в живых в балете «Щелкунчик» П. И. Чайковского, кукол в балете «Петрушка» И.Ф. Стравинского). Они начинают танцевать на наших глазах, олицетворяя собой театральное действо. Даже такой простой фактор, как размещённость бутафории, реквизита на сцене уже диктует направление осмотра, создаёт ось движения, а следовательно, определяет планировку рисунка танца, организует визуальные пути зрителя.
Ещё одна область декоративно-прикладного искусства связана непосредственно с украшением самого артиста - костюм, т.е. художественно выполненная одежда, включающая в себя ювелирные изделия. Особенно велика роль прикладного искусства в народно-характерном танце, связанным с национальными особенностями «Силовое поле» костюма в балетном спектакле активнее, чем бутафории. Костюм - вторая оболочка актёра, нечто неотделимое от его существа. Это первое средство для обогащения движения и жеста танцовщика, это средство сделать всю фигуру исполнителя более красноречивой и звучащей сообразно творимому им балетному образу. Специфика классического танца накладывает свои ограничения и вместе с тем создаёт большой простор для развития полифонических средств костюма. Даже если артисты одеты в трико, костюм выполняет свою роль. Декоративно оформленный костюм, то служит скромным аккомпанементом, то выступает на первый план и занимает ведущую роль в спектакле. Художественный язык и лексика балетного костюма в каждом спектакле особенна, несмотря на то, что это всегда будет либо пачка, туника, хитон или трико. В пространственно-сценической среде костюмы либо подчиняются структуре и образным особенностям декораций, либо, главным образом, в зависимости от художественных качеств, могут концентрировать внимание на той или иной части ансамбля и тем самым создавать своё эмоциональное выражение пространства.
Очевидно то, что декорации в балете, наряду с костюмами выполняют свою важную роль и включаются в ту же систему подобий с декоративно-прикладным искусством. Хотя о театрально-декорационном искусстве мы говорили в контексте с живописью, вместе с тем оно во многом близко к декоративно-прикладному искусству. Обратим внимание на вторую часть названия - декорационное искусство. Определённый элемент декоративности всегда подразумевается, когда мы говорим об этом виде искусства. Метод художественного освоения мира балетным сценографом понимается как некая декоративность, как нечто привлечённое в хореографическое произведение извне, украшающее его. Так, русское искусство рубежа Х1Х-ХХ вв., развивающееся в русле общей тенденции к декоративности обращается в балетном оформлении непосредственно к декоративным образцам - лубочной картинке, народной вывеске, древнерусской вышивке и т.д. (Н.К. Рерих, А.Я. Головин, Н.С. Гончарова, М.Ф. Ларионов). Декорации могут пересекаться и активно взаимодействовать с костюмами. Так, Жар-Птица и Иван-Царевич в балете «Жар-Птица» И.Ф. Стравинского в хореографии М.М. Фокина из действующих лиц словно превращаются в элемент декора; их костюмы
богатые изобразительно декоративными элементами (листья, перья, ювелирные камни) - всё воспринимается как продолжение орнаментального фона. Союз костюма и декораций на сцене заключается на уровне стилистических задач, жанровых особенностей, цветовой партитуры произведения.
Кроме того, не только сюжетика, стиль балетного спектакля могут контактировать с костюмами и декорациями, но также могут перекликаться с архитектурой сцены, с орнаментальным обрамлением падуг и кулис и даже зрительным залом, рассматриваться как обязательная деталь партера и ложи, призванная радовать глаз, быть неотъемлемым элементом праздника искусства в целом. Не случайно в искусствоведении всё чаще вводится понятие монументально-декоративное искусство. Здесь хореография вступает в синтез с декоративно-прикладным искусством, и тогда мы говорим о такой важной стороне декоративности, какой является принцип художественного обобщения.
Костюмы, декорации, бутафория, но и сами артисты соизмеряются не только друг с другом, но и с общим пространством. Они включаются в единую пространственную систему, пронизанную прямыми и обратными связями. Они охватывают соотношения размеров, масс, фактуры, цвета. Увеличиваются пространственные соотношения между объёмами и ограждающими плоскостями. Увеличение числа элементов композиции неизбежно увеличивает число возможных взаимосвязей.
Ещё один ракурс взаимодействия декоративно-прикладного искусства и балета выражается в возможности непосредственного его включения в содержание хореографического спектакля. Наиболее рельефно выражена роль декоративно-прикладного искусства в балете Ю.Н. Григоровича «Каменный цветок» на музыку С.С. Прокофьева по уральским сказам П.П. Бажова. Уже сам избранный мотив и название балета указывает на эту близость. Этот интерес к прикладному искусству не ограничивается формами материальной культуры (бутафорией, антуражем, костюмами), всем тем, что действительно относится к этой области искусства. Он распространяется чуть ли не вообще на всё, на саму фабулу балета, как будто сам по себе сюжет приобретает особую ценность, независимо от художественного совершенства его воплощения. Герой балета Данила загорается мечтой узнать тайну прекрасного каменного цветка, который хранит в своём подземном царстве хозяйка Медной горы. Всё действие разворачивается вокруг него. Каменный цветок резко меняет жизнь героя, является источником забот, отчаяния, надежд и т.д. Ярко в спектакле выступает сам материал прикладных искусств - драгоценные камни. Это и изобретательно поставленная хореографическая картина камней-самоцветов, задуманная авторами как танцевальное выражение природы кристаллов, остроты и угловатости граней драгоценных камней. Это и финал спектакля, когда хозяйка Медной горы дарит Катерине ларец с драгоценными украшениями. Активизация декоративно-прикладного начала, втягиваемая в смысловую сферу балета, и представляется нам существенной чертой нового стиля - более важной, чем отмеченные выше аспекты связей. Отсюда и вещи, и костюмы, и декоративные массы танцующих, и отдельные персонажи испытывают аналогичную метаморфозу. Изощрённо-орнаментальным можно назвать рисунок партии хозяйки Медной горы. Она ослепительно-неожиданна в каждом своём превращении, как неожидан блеск невиданного драгоценного камня. Гибкость и быстрота движений сменяется неподвижными
позами, в которых её фигура кажется высеченной из зелёного малахита.
Подлинным произведением прикладного искусства могут быть названы костюмы, созданные художником С. Б. Вирсаладзе. «Декоративные» постановочные принципы спектакля втягивают костюмы, весь предметный мир - всё оформление, и артистов в сферу своего художественного действия, отчего происходит эффект двоякого рода. С одной стороны, балет задуман на основе первоисточника П. П. Бажова, хореографическими средствами, отражающими суть литературного произведения (неисчерпаемость богатств русской земли). С другой стороны образы оказываются воплощёнными как бы в «природном материале» актом мысли, воли балетмейстера, благодаря чему орнаментально-декоративные свойства выявляются ярче и отчётливее. Здесь важно не драматургическое первенство двух начал, не исход их столкновения, а их сораспо-ложенность в общем орнаменте балета, то как они высвечивают друг друга. Двойной этот эффект и является, на наш взгляд, самым существенным завоеванием «декоративного» стиля.
Сходную роль играет декоративно-прикладное искусство в «Павильоне Армиды» (по новелле «Офмала» Т. Готье) на музыку Н.Н. Черепнина в хореографии М.М. Фокина и оформлении А.Н. Бенуа, где используется мотив «оживлённого гобелена», с которого в полночь оживают фигуры. Не случайно, нам представляется, самые интересные эпизоды этого балета по рисунку и ритму напоминают декоративные приёмы ковровой вышивки, почти забываешь об их литературном происхождении. Надо сказать, что структура декоративно-прикладного начала в этих балетах, прежде всего, привлекает наше внимание, вовлекает в соучастие с показанным на сцене действием.
Существенно значение прикладных искусств в «Иване Грозном» С. Прокофьева в хореографии Ю. Григоровича в области исторического воссоздания костюмов и антуража Древней Руси. С археологической точностью они воспроизведены художником С. Вирсаладзе. Немалую роль прикладное искусство имеет в структуре балетов - «Золушке» С.С. Прокофьева в хореографии Р.В. Захарова с её приподнято пышным, барочным оформлением и в «Ромео и Джульетте» С.С. Прокофьева в хореографии Л.М. Лавровского и оформлении П.В. Вильямса с его тонким проникновением в стиль эпохи Возрождения. И, конечно же, бесспорно велика была роль прикладных искусств в костюмах Л.Н. Бакста к фокинским постановкам. Каждый его костюм - это подлинное произведение декоративно-прикладного искусства, основанное на совершенном мастерстве его создания. Оставаясь поныне одной из самых блестящих страниц в истории искусств, его эскизы являются самостоятельными произведениями по характеру воздействия на зрителя. Вместе с тем, в них, детально и тонко проработанных, мы чувствуем эмоциональное и смысловое богатство балетного образа.
Наконец последний момент, связывающий декоративно-прикладное искусство и танец - это народные истоки того и другого. Декоративно-прикладное искусство в лучших своих проявлениях выходит к глубинному происхождению национальной культуры, связано с народным творчеством и фольклором. Ведущее значение здесь имеют черты, которые получив оптимальное развитие в культуре данного народа, вносят существенный вклад в систему общечеловеческих эстетических ценностей. Народные художественные промыслы и народная хореография - ещё один пласт взаимодействия, на который стоит обратить внимание. Изделия художественных промыслов - роспись и
резьба по дереву, керамика, художественный металл и камень, лаковая миниатюра привлекают не только искусствоведов, но и вдохновляют хореографов. Они способны обогатить танец новыми творческими возможностями. Так, дымковская глиняная игрушка послужила основой создания танцевального ансамбля в костюмах «дымковской игрушки», а гжельский фарфор явился источником появления другого ансамбля танца «Гжель». Предметы народных промыслов - «золотую хохлому», «дымковскую игрушку», «гжельский фарфор», «жостовские подносы» теперь можно видеть не только в интерьерах комнат, утрачивая свою индивидуализированную обособленность посредством хореографической режиссуры, участвуя в танце, они могут восприниматься как знаки уникальной фольклорно-ремесленной культуры. Хореографические принципы и пластические интерпретации этих ансамблей строятся на главных признаках, типичных особенностей, созвучных стилю художественных промыслов. Декоративно-прикладное искусство в этом случае заложено в самом источнике, в самой теме, в самих ролях, а затем уже в стиле, выбранном хореографом и организовавшем на его основе танец. В свою очередь мотивы народного танца, русских плясок появляются на шкатулках, ювелирных изделиях, предметах лаковой миниатюры «Палеха», «Мстеры», «Федоскино» и «Холуя», воплощаются в образах керамики «Скопина» и «Гжели», привлекают мастеров дымковской и филимоновской игрушки.
Характерный для народного творчества принцип контрастных сопоставлений и прямых аналогий богато использовался создателями народной хореографии в ритмической и интонационной организации танцевального материала. Показательно в этом смысле введение в структуру танца предметов прикладного искусства - музыкальных инструментов, деревянных ложек, полотенец, шалей, платков и т.п. Сами, являясь произведениями декоративно-прикладного искусства, они хорошо вписываются в народные национальные структуры, придают танцу узорочье орнаментальных мотивов. Чем ярче они поступают, тем чётче воспринимается национальная струя танца. Дополняя хореографию, они словно пронизывают её тонким рисунком, усложняя и завершая метрический строй, усиливая выразительность образов.
В заключении правомерна постановка вопроса о «декоративном» стиле в танце. Понятие «декоративность» подразумевает близкое соприкосновение балетного театра с декоративно-прикладным искусством, щедрое использование его опыта. Было бы неверным утверждать, что декоративно-прикладное искусство обладает большими возможностями, чем графика, живопись, скульптура и архитектура. У декоративного искусства они иные. Не выражение жестковатой контурности, откровенно подчинённой линейно-графическому рисунку танца, не размытость очертаний посредством живописного пятна, не классическое повествование, ориентированное на филигранную отточенность скульптурных форм, и не геометричность танца с его установкой на архитектурную конструктивность, а та «новая зрелищность», основанная на узорчатой декоративности масс, которые оказываются наиболее активным формообразующим фактором в балете. К «декоративным массам» следует отнести всё сценическое пространство: компоненты фона, планшета сцены, группы исполнителей. Прихотливо скомпонованные стилизованные декоративные массы в таких случаях низводятся до роли особого орнаментально-пластического акцента. «Декоративный» стиль - это стиль теряющий определённость, мир сломанных осей - ориентиров, загадочного, деформиро-
ванного пространства. Русский балетный театр рубежа Х1Х-ХХ вв. плодотворно развивающийся как театр многокрасочный и декоративный, усвоивший традиции народного искусства, весьма существенно. Взгляд художников и хореографов того времени на декоративно-прикладное искусство отличается его романтическим восприятием. Эстетика народного творчества была для них частью собственного, поэтического мироощущения. Они стремились возродить те приёмы непосредственно пластического воздействия декоративных форм, которые почти исключались спецификой балетного театра предшествующих десятилетий. В этом отношении огромную роль сыграло открытие «мирискусниками» как бы заново огромного пласта русской народной художественной культуры, начиная с общих принципов народно-прикладного искусства и кончая творчеством конкретных мастеров, издавна владевших тайнами художественного обобщения. Поиски в области художественной формы в ХХ веке, возрастание философского начала, а отсюда тяготение к условно-декоративным, символическим приёмам, притчеобразности, свободному обращению с категорией пространства. Отсюда повышенное внимание к национальному фольклору, к памятникам прикладного искусства, отсюда их значительная, подчас структурообразующая роль в балетных произведениях.
Итак, декоративно-прикладное искусство имеет самые широкие, обобщающие связи с балетом, ведь оно учитывает и графику линий, и цветовую окрашенность, скульптурность и архитектонику форм. Эта комплексность позволяет говорить о соотношении разных пространствообразующих начал, являющихся в данном случае основным композиционным средством, использование которого приводит к органическому единству целого. Композиционное единство строится на противопоставлении или на соподчинении элементов. Так, сценографическое пространство обретает внутренний ритм и динамику развития. Границы взаимодействия искусств раздвигаются, возникает ощущение их органической связи с танцем. И в этой взаимосвязи образного воздействия искусств заключается основной принцип художественной целостности хореографического произведения.