Научная статья на тему 'О сравнительном анализе орнаментальности в этнокультуре тюркских народов'

О сравнительном анализе орнаментальности в этнокультуре тюркских народов Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
639
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЮРКИ / СРАВНЕНИЕ / АНАЛИЗ / ОРНАМЕНТ / КУЛЬТУРА / TURKIC PEOPLES / COMPARISON / ANALYSIS / ORNAMENT / CULTURE

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Мамедова Ф.Ф.

Рассматривается актуальность и важность сравнительного анализа орнаментальности в этнокультуре тюркских народов. В контексте универсальных понятий отдельных произведений искусства рассматриваются особенности, используемой нами сравнительной методологии. Сравнительный анализ орнаментальности в культуре тюркских народов дает возможность выявления новых черт в истории искусств Азербайджана.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the comparative analysis of ornamentality in the ethnic culture of the Turkic peoples

The urgency and importance of comparative ornamentality in the ethnoculture of Turkic peoples are discussed in the given article. Peculiarities of comparative methodology in the context of universal notions of separate works of art are researched. Comparative study of ornamentality in the culture of Turkic peoples makes it possible to reveal new aspects of history of Azerbaijan arts.

Текст научной работы на тему «О сравнительном анализе орнаментальности в этнокультуре тюркских народов»

the formation of ethnic groups: Butinov, NA, Reshetov A. M. Early farmers. Ethnographic essays. M.: Nauka, 1980. - 180 p.

11. Kolkata J. B. Astrakhan Tatars - " Nogai": to the problem of the origin of the ethnonym, ethnogenesis and traditional culture / / Materials of All-Russian scientific-practical conference "Ethnocultural space of the South of Russia" (XVIII-XIX centuries). URL: http://www.slavakubani.ru/content/detail.php?ID=24814 (reference date: 10.10.2015).

12. Pyatnitskiy Vl. The elms (based on the trip 1927) // Geography, 1930. - Vol. 32. Vol. III-IV. - Pp. 155-169. Aras-lanov L. Sh. To the question of karagash language / / Soviet Turkology, 1977, № 4. - Pp. 73-81. Araslanov L. Sh. Language of Yurt Tatars (materials of the expedition in 1972) // Materials of Tatar dialectics. Scientific notes of the Pedagogical Institute, 1976, Vol. 166. - Pp. 3-71.

13. Parker E. Tatars. The history of a great nation. - M.: Tsentrpoligraf, 2009. P.6.

14. Rakhimov S. Gabdrakhman Homary: Scientific and biographical collection. - Kazan: Ruhiyat, 2002. - 384 p.

УДК 008:39

Ф.Ф.Мамедова

О СРАВНИТЕЛЬНОМ АНАЛИЗЕ ОРНАМЕНТАЛЬНОСТИ В ЭТНОКУЛЬТУРЕ ТЮРКСКИХ НАРОДОВ

Рассматривается актуальность и важность сравнительного анализа орнаментальности в этнокультуре тюркских народов. В контексте универсальных понятий отдельных произведений искусства рассматриваются особенности, используемой нами сравнительной методологии. Сравнительный анализ орнаментальности в культуре тюркских народов дает возможность выявления новых черт в истории искусств Азербайджана.

Ключевые слова; тюрки, сравнение, анализ, орнамент, культура.

Farida F.Mamedova ON THE COMPARATIVE ANALYSIS OF ORNAMENTALITY IN THE ETHNIC CULTURE OF THE TURKIC PEOPLES.

The urgency and importance of comparative ornamentality in the ethnoculture of Turkic peoples are discussed in the given article. Peculiarities of comparative methodology in the context of universal notions of separate works of art are researched. Comparative study of ornamentality in the culture of Turkic peoples makes it possible to reveal new aspects of history of Azerbaijan arts.

Keywords: Turkic peoples, comparison, analysis, ornament, culture.

Глобализация стала серьезным испытанием для мировой культуры. Она сделала вызов преобразовательным возможностям и креативным способностям этой «мягкой силы», обеспечивающей человеческое и социальное развитие во всем мире.

Диалектика мирового развития обусловила феномен возрождения национальных культур. В условиях продолжающегося политического противостояния и военных конфликтов, чрезвычайно возросла роль культурогенеза национальных культур, обеспечивающего самобытность, идентичность и прогресс путем синтеза национального наследия с культурными инновациями, нацеленными на прогрессивное развитие. Такой же ренессанс, затрагивающий образование, науку, искусство и другие сферы духовной культуры, переживает и азербайджанская национальная культура.

В современной азербайджанской гуманитарной науке наиболее актуальными проблемами являются проблемы изучения национальной специфики азербайджанского художественного наследия. В этом смысле на первый план в азербайджанском искусствознании выдвигаются аспекты сравнительного анализа азербайджанского искусства, ибо только сравнение позволяет исследовать как общие цивилизационные, так и уникальные черты и свойства азербайджанского искусства.

Актуальность сравнительных исследований в области орнаментальности опирается на тот факт, что, типологические модели в орнаменте тюркоязычных народов фигурируют на разных уровнях этнокультуры. Сравнительный анализ данных моделей позволяет выявить общее и различное в орнаментальном искусстве в этнокультуре тюркского мира.

Важность постановки данного вопроса связана с тем, что в современной гуманитарной науке наращивает свой потенциал не только исследования культурных приоритетов азербайджанского художественного сознания, относящихся к тюркскому этническому слою. Вызывает несомненный интерес и другая сторона исследования - изучение формирования собственно тюркской общности в контексте этнокультуры тюркоязычных народов.

Активизация научных исследований в области азербайджанского искусствознания обусловила расширение как географических рамок изучения азербайджанской художественной культуры, так и углубление исторических пластов функционирования азербайджанского искусства.

Подчеркнем, что в современном искусствознании проблемы изучения азербайджанского орнамента приобретают многоаспектный характер. Данное обстоятельство продиктовано определенными факторами. Например:

- орнамент как термин имеет сегодня несколько толкований;

- орнамент или орнаментальность как визуальное украшение;

- орнаментальный принцип развития как специфическое формообразующее явление [2].

Безусловно, что тема, посвященная межрегиональным связям искусств, опирается на сравнительную методологию. Здесь важным представляется тот факт, что принцип орнаментальности отражает универсалии отдельных видов искусств и служит скрепляющим фундаментом в межрегиональных связях искусств. Учитывая единое функциональное содержание морфологической системы искусств в этнокультуре, особое внимание следует уделить содержательности структурных типологий в орнаментальности.

Методология сравнительного анализа отличается универсализмом, многомерностью, оперированием конкретным материалом. Методологическая опора на детерминанты этнокультуры является необходимой и целесообразной основой сравнительного анализа. Ибо именно в контексте этнокультуры складывались элементы макросистемы тюркского художественного сознания [5].

Сравнительный анализ орнаментальности в этнокультуре тюркских народов осуществляется по следующим методологическим параметрам:

1. Характеристика артефактов как предметов, имеющих прикладное значение в этнокультуре. Рассмотрение быта, уклада, материальной культуры.

2. Исследование эстетического воздействия артефактов. Характеристика содержательности орнаментального текста.

3.Особенности структуры как единство универсальных методов развития орнаментальности.

Детерминанты сравнительного анализа этнокультур тюркского мира связаны с тем, что с одной стороны, раскрываются специфические особенности азербайджанского орнаментального искусства, с другой стороны - универсалии азербайджанского орнаментального искусства как слагаемого тюркской культуры.

Художественный опыт, накопленный в процессе этнокультурного формирования тюркских народов, привел к рождению творческой системы, отражающей духовные ценности данной системы. На наш взгляд, наиболее оптимальным является сравнительно-сопоставительный анализ художественных особенностей азербайджанского орнамента с типологическими особенностями орнамента в эт-нокультуре тюркского мира.

Безусловно, тюркский регион широк. Культура народов, проживающих в тюркском пространстве, отличается друг от друга по многим параметрам. Вместе с тем существуют определенные общие сквозные детерминанты тюркского художественного сознания, где обобщены генетические, контактные и, наконец, типологические связи. Так, достаточно сказать, что этнопсихология как составная часть этнокультуры отличалась в тюркском пространстве типологичностью моделей сознания [7].

Сравнительное изучение орнаментальности в культуре тюркских народов позволяет раскрыть новые аспекты истории. Так, исследование черт общности высвечивает генетические основания тюркского художественного мира, с одной стороны, а с другой, аргументирует азербайджанское изобразительное искусство как одно из слагаемых тюркской художественной системы.

Таким образом, сравнительный анализ искусства тюркских народов сигнализирует о сходстве родственных культур. Поскольку же речь идет об этнокультуре, следует говорить о родстве, генетически обусловленном.

Целесообразность опоры на этнокультурные данные обусловлена тем, что современные тюркские культуры ярко индивидуальны. Глубинные же пласты культуры ярко демонстрируют общность и генетическую взаимообусловленность.

Сравнительный анализ культур тюркского мира имеет важное значение, ибо раскрывает параметры родства этнокультуры тюркоязычных народов. При этом опора на генетический уровень приобретает статус типологий, я бы сказала, высшего порядка. Данные сравнения этнокультуры тюркского мира и, в том числе, художественных особенностей орнаментальности открывают определенные перспективы в исследовании художественной культуры тюркского мира. Параллелизмы в изобразительном искусстве, сопоставление отдельных фактических данных в результате приводят к важным обобщениям универсального свойства.

Структурные и содержательные аналогии орнаментальности в материальной культуре тюркских народов свидетельствуют о процессах взаимовлияния, взаимосвязей, основанием которых служат этнокультурные, генетические пласты. Наиболее же существенным является универсализм орнаментальности в культуре тюркских народов, являющегося своего рода визуальным «праязыком». Таким образом, базовый изобразительный язык в культуре тюркских народов, выражаемый через типологии орнаментального ряда становится фундаментом, на основе которого строится дальнейшее

развитие изобразительности.

Безусловно, наша задача облегчается тем, что в азербайджанском искусствознании, этнографии, истории, археологии накоплен большой фактический материал, позволяющий исследовать такую тему как художественные особенности азербайджанского орнамента в контексте этнокультуры тюркского мира.

Исследование показывает, что орнаментальное искусство азербайджанского народа, являющееся неотъемлемой частью замечательной художественной культуры тюркского мира, может рассматриваться как один из индикаторов богатства мировой культуры в целом. Достаточно отметить, что в ноябре 2010 года «Традиционное искусство тканья азербайджанских ковров в Азербайджане» внесено в репрезентативный список ЮНЕСКО по нематериальному культурному наследию человечества.

Вместе с тем анализ показывает важность осуществления дальнейших сравнительных исследований, позволяющих не только выявить и по-достоинству оценить новые пласты культурного наследия тюркских народов, но и открыть «окна новых возможностей» для дальнейшей конвергенции эт-нокультур, как необходимого элемента гармонизации национальных культур.

Эта задача также представляется весьма актуальной и в рамках интересов совершенствования гуманистической культуры человечества, основанной на незыблемых принципах созидания, мира и сотрудничества.

Литература

1. Керимов К. Султан Мухаммед и его школа. Москва, «Искусство», 1970, 101 с.

2. Искусство восточных ковров. Материалы международного симпозиума по искусству восточных ковров. Баку, Элм, 1988, 439 с.

3. Керимов К. Султан Мухаммед и его школа. Москва, Искусство, 1970, 101 с.

4. Искусство восточных ковров. Материалы международного симпозиума по искусству восточных ковров. Баку, Элм, 1988, 439 с.

5. Тенгри и тамга: наследники тюркского мира. Баку, МПСТИ, 2010, 174 с.

6. Анри де Моран. История декоративно-прикладного искусства с древнейших времен до наших дней. М., Искусство, 1982, 580 с.

7. Иванов С.В. Орнамент народов Сибири как исторический источник (по материалам XIX - начала ХХ вв.). М.-Л., ТИЭ, 1963, 500 с.

8. Керимов Л. Азербайджанский ковер. Т. II, Баку, Гянджлик, 1983, 239 с.

References

1. Kerimov K. Sultan Muhammad and his school. Moscow, "Iskusstvo", 1970, 101 p.

2. The art of Oriental carpets. Proceedings of the international Symposium on the art of Oriental carpets. Baku, "elm", 1988, 439 p.

3. Kerimov K. Sultan Muhammad and his school. Moscow, Iskusstvo, 1970, 101 p.

4. The art of Oriental carpets. Proceedings of the international Symposium on the art of Oriental carpets. Baku, "elm", 1988, 439 p.

5. Tengri and Tamga: the heirs of the Turkic world. Baku, NSTI, 2010, 174 pages

6. Henri de Moran. History of decorative art from ancient times to the present day. M., Iskusstvo, 1982, 580 p.

7. Ivanov S. V. the Ornaments of the peoples of Siberia as a historical source (according to the materials of XIX - early XX centuries). M.-L., CHI, 1963, 500 p.

8. L. Kerimov Azerbaijan carpet. Vol. II, Baku, Ganjlik, 1983, 239 p

УДК 786.2

Х.А.Хайрутдинова

ФОРТЕПИАННЫЕ ЦИКЛЫ ЭРНЕСТА БЛОХА И ПРИНЦИПЫ ВИЗУАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ

Творчество швейцарско-американского композитора Эрнеста Блоха от-крыло несколько новых направлений в музыкальной эстетике, композиторском письме и музыкальной педагогике. В российском музыко-знании это мало изученная фигура, но за рубежом он высоко ценится и внимательно изучается. В статье впервые рассматриваются фортепианные циклы Блоха «Морские поэмы», «Четыре цирковые пьесы», «Детское», «Пять эскизов в сепии» с точки зрения воплощения принципов визуальной культуры. Визуальная культура в настоящее время являеется актуальным объектом исследования, так как по мнению многих ученых стала доминирующим видом культуры и художест-венного творчества в эпоху постиндустриального общества и глобализма.

Ключевые слова: творчество Эрнеста Блоха, музыкальная эстетика первой половины ХХ века, музыкальная культура США 1920-30-х гг., Кливленд, музыкальная педагогика, музыка для детей и юношества, фортепианные циклы, программная музыка, визуальная культура.

Halida A.Khayrutdinova (aka Halida Dinova) PIANO CYCLES BY ERNEST BLOCH AND THE PRINCIPLES OF VISUAL CULTURE

The works of Ernest Bloch, a Swiss-American composer, opened several new courses in musical aesthetics, com-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.