Право
Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2015, № 4, с. 141-145
141
УДК 343.98
К ВОПРОСУ ОБ ОБЩЕЙ ПРОФИЛАКТИКЕ ПРЕСТУПЛЕНИЙ
НА РЫНКЕ ЖИЛЬЯ
© 2015 г. Д.И. Крылков
Нижегородская академия Министерства внутренних дел Российской Федерации, Н. Новгород
Пкступмла в рвдакцмю 03.08.2015
Рассматриваются проблемы проведения оперативными подразделениями полиции общих мероприятий профилактической направленности на рынке жилья в целях недопущения совершения там различных видов преступлений.
Ключввпв слква: рынок жилья; оперативно-профилактические меры; причины и условия совершения преступлений; политические, идеологические, экономические, правовые факторы совершения преступлений.
Введение в РФ института частной собственности на жилье реально позволило гражданам стать полноправными владельцами своих квартир, домов, коттеджей и др. Хотя приватизация и создание рынка жилья, с одной стороны, несколько снизили остроту жилищной проблемы, но с другой - открыли широчайший простор для криминальной деятельности, так как в данной сфере, как собственно и в других направлениях реформ, либерализация государственного вмешательства в экономику оказалась чрезмерной.
Наличие значительных пробелов и противоречий в нормативном регулировании жилищно-правовых отношений, отсутствие четких критериев разграничения гражданско-правовых правонарушений и преступлений обусловили совершение изощренных мошеннических действий по криминальному захвату жилья и присвоению денежных средств населения. Этому в немалой степени также способствует юридическая безграмотность населения.
Несмотря на широчайший резонанс крушения имевших место «строительных пирамид» в течение последнего десятилетия, мошенничество в жилищном секторе не имеет тенденции к снижению. В стране по-прежнему насчитываются сотни тысяч обманутых граждан, значительная часть которых являются т. н. дольщиками.
Жилье является предметом интереса не только мошенников-одиночек, но и групп различной степени организованности, а также организованной преступности в целом, отмывающей здесь свои теневые капиталы. Именно эта сфера является наиболее пораженной коррупцией.
Особую опасность представляет то, что помимо изощренного, совершаемого десятками способов мошенничества на рынке жилья присутствует целый комплекс преступлений: вымо-
гательства, должностные злоупотребления, взятки, преступления, связанные с насилием, вплоть до убийства, и другие, которые имеют самый высокий уровень латентности.
Совершенно справедливо в свое время отмечал В.Н. Антонов, что «основными причинами преступности на рынке недвижимости являются: высокая стоимость жилья, а также отказ государства от решения социальных проблем населения. В первом случае приватизация жилья проходила (да и сейчас проходит) в условиях обнищания квартиросъемщиков и замедления темпов жилищного строительства. Имеющееся жилье не по карману нуждающимся. Под видом рыночных отношений идет процесс перераспределения строящихся жилых домов и квартир в пользу состоятельных граждан. Кроме этого, все больше фиксируется криминальных проявлений против квартиросъемщиков вторичного фонда» [1]. Все эти факторы присутствуют и в настоящее время.
Многократный рост рынка жилья и возможность быстрого преступного обогащения с неизбежностью привели и к ухищренным способам, и к распространению данных преступных посягательств, сформировавшихся в итоге в целое направление преступной деятельности.
В настоящее время можно утверждать, что рынок жилья представляет собой сложно организованную сферу, являющуюся одной из наиболее привлекательных для реализации интересов организованной преступности, где она обретает и реализует новые качества. В отличие от традиционной преступности организованная проникает, встраивается и начинает играть существенную роль в системе социальных, правовых, финансовых и экономических отношений жилищного бизнеса [2].
Как показывает сложившаяся обстановка последних лет, несмотря на рост количества выявленных и раскрытых преступлений на рынке жилья, разрядить криминальную обстановку в этой сфере не удается. Поэтому принятие превентивных мер в борьбе с наиболее опасными видами преступлений становится все более актуальным. В условиях, когда существуют причины и условия совершения преступлений в этой сфере жизнедеятельности человека, бороться только с очевидными последствиями действий преступников является занятием бесперспективным.
Поэтому перед правоохранительными органами стоит насущная проблема обновления концептуальных основ предупредительной работы, так как существующее положение в этой сфере не отвечает современным требованиям.
Ситуация усугубляется тем, что и правовое поле на протяжении многих лет, и правоприменительная практика не нацелены на приоритетное применение предупредительных мер [3]. Наиболее эффективным считалось и до сих пор считается пресечение преступления на стадии его совершения с задержанием его участников с поличным.
Исторический опыт показывает, что преобладание репрессивной системы мер борьбы с преступностью над превентивной всегда вызывало увеличение степени криминализации общества, стимулировало преступников к проявлению большей дерзости и изощренности [4]. В итоге такой подход является малопродуктивным для достижения необходимых результатов в борьбе с преступностью. Особое значение это имеет в сфере движения жилого фонда.
Например, если коснуться только проблемы мошеннического изъятия денежных средств у населения, накопленных для приобретения жилья, а также незаконного отчуждения жилья у лиц, им правомерно владеющих, можно увидеть, что именно предупреждение преступлений способно сдержать огромный вал совершаемых там преступлений. А бороться с последствиями и осуществлять раскрытие уже совершенных на указанных объектах преступлений представляется весьма сложным.
При этом организация профилактических мероприятий на территории и объектах обслуживания с доведением до наиболее виктимной части населения (потенциальных жертв преступников) через средства массовой информации и общественные объединения полученных результатов могло бы существенно повлиять на криминальную ситуацию на рынке жилья.
Необходимо учитывать, что в современных условиях предупреждение преступлений при-
знано также одной из приоритетных задач деятельности органов внутренних дел по борьбе с преступностью, что вытекает из ФЗ «О полиции» (п. 2, ст. 2).
Следует подчеркнуть, что крайне недостаточное внимание уделяется использованию возможностей оперативно-розыскной профилактики современными подразделениями экономической безопасности и противодействия коррупции (ЭбиПК), которые практически отказались от использования возможностей этого способа борьбы с преступностью. Основные усилия оперативного состава сосредоточены на проведении мероприятий по задержанию лиц, совершающих преступления, с поличным. Это связано, в первую очередь, с действующей отчетностью, когда результаты профилактики незримы, а действия, приведшие к возбуждению уголовного дела, оцениваются как положительные результаты.
Такое положение не может не вызывать опасений, так как крайне эффективное в масштабах государства направление оперативно-розыскной деятельности и накопленный за десятилетия научный потенциал остаются невостребованными. В связи с чем представляется целесообразным перейти к изложению основных положений организации и тактики общепрофилактической деятельности подразделений ЭБиПК на рынке жилья с учетом специфики его функционирования.
Основываясь на устоявшейся точке зрения, согласно которой предупредительная деятельность включает в себя профилактику (общую и индивидуальную), а также предотвращение подготавливаемых преступлений, представляется необходимым уделить внимание общей профилактике, связанной с выявлением и устранением причин и условий, совершаемых на объектах сферы движения жилья.
Основу для разработки направлений совершенствования общей профилактики составляют особенности проявления причин и условий, детерминирующих функционирование преступности в исследуемой сфере.
Причины и условия, детерминирующие совершение преступлений на рынке жилья, можно классифицировать по различным основаниям. Дело в том, что криминологии известны свыше 400 факторов, влияющих на уровень преступности [5]. Поэтому, не вдаваясь в полемику по поводу выбора классификатора, остановимся на следующем делении факторов, влияющих на преступления в исследуемой сфере, по содержанию на семь основных групп: политические, экономические, производственно-технологические, идеологические, социальные, организационно-
К вкпрксу кб кбщвй пркфмлактмкв првступлвсмй са рыскв жмлья
143
управлен-ческие, правовые.
Рассматривая причины и условия политического характера, необходимо отметить, прежде всего просчеты в экономической и правовой политике, отступления от требований объективных законов, издержки в демократизации управления собственностью.
Несмотря на то что в современных условиях принят ряд программных политических мер со стороны государства, направленных на решение жилищной проблемы в стране1, однако, на наш взгляд, это еще более усугубило ситуацию на рынке жилья.
Подобные случаи нередки. Недочеты в проработке практической реализации законодательных положений приводят к пробелам в правовом поле, регулирующем общественные отношения, возникающие в сфере жилищных правоотношений.
Важно также учитывать и то, что любое вторжение в данную сферу правоохранительных органов становится уже не просто рядовым случаем правоохранительной практики. Криминальная среда внимательно следит за действиями оперативных подразделений в данном направлении. Уголовное дело либо просто проверка могут быть использованы для «сбивания» котировок акций конкретных строительных компаний, компрометации в глазах мировой общественности государственных органов, не способных обеспечить своих граждан жильем, и т.п. Поэтому преступность в этой сфере носит не только организованный, но и политический характер.
К следующей группе криминогенных факторов относятся экономические. Их проявление, применительно к объектам сферы движения жилья, следует искать прежде всего в негативных моментах проводимой реорганизации всего жилищного комплекса страны.
Нечеткое урегулирование земельных правоотношений позволяет бесконтрольно решать вопросы, связанные с выделением земельных участков под строительство жилья. Нестабильность цен на строительные материалы позволяет строительным компаниям манипулировать себестоимостью, используя ее в качестве основы для конечной стоимости жилья. Эти и другие экономические факторы создают новые возможности для реализации различных схем преступной деятельности в указанной сфере. Преступники, пользуясь столь широкими возможностями, связанными с неопределенностью экономического положения исследуемой сферы жилья, получают возможность для постоянного изобретения новых способов получения незаконной наживы. Кроме того, необходимо учитывать, что доходность от операций с жильем
не может идти в сравнение ни с одной другой отраслью экономики страны. Это создает необходимые условия для того, чтобы при осуществлении преступных операций, обеспечиваемых необходимыми контрразведывательными мерами, получать огромные доходы.
В тесной связи с указанными факторами, находится группа производственно-технологических причин и условий. Именно их использование преступниками, в сочетании с экономическими факторами, приводит к тому, что исследуемая сфера является одной из самых привлекательных для организованной преступной деятельности. Кроме того, отсутствие четких критериев оценки себестоимости жилья, возможности списания строительных материалов на естественную убыль, искусственное завышение стоимости готовых жилых домов влечет за собой безудержный рост стоимости вторичного жилья.
Следующая группа факторов - идеологические детерминанты. Это наиболее сложный, по нашему мнению, комплекс закономерностей, влияющих на функционирование преступной среды в сфере движения жилья. Подтверждением этому служат многочисленные факты незаконного строительства, ситуации, развернувшиеся вокруг обмана тысяч людей, вложивших свои сбережения в строительство жилых домов. Многие объекты строительного бизнеса в субъектах РФ осуществляют свою деятельность без надлежащего лицензирования, в бизнес втянуты тысячи людей трудоспособного населения страны.
Получаемые средства от продажи жилых домов вкладываются в новые стройки, часть направляется на финансирование преступной деятельности. Казалось бы, необходимость профилактики данного вида строительной деятельности очевидна. Однако на практике приостановление деятельности таких объектов приведет к тому, что тысячи семей останутся без работы, а еще тысячи без жилья. И именно здесь проявляется тот потенциал, который имеется в данном направлении оперативно-розыскной деятельности. Только путем воздействия на общественное сознание представителей строительного бизнеса, а также на различных должностных лиц, имеющих отношение к оформлению сделок с жильем, возможно убедить их в том, что основные усилия должны быть направлены на обеспечение своих сограждан доступным жильем, а не на совершение преступлений в сфере жилищного бизнеса, приносящего скорую прибыль.
Необходимость воздействия на идеологические детерминанты, по нашему мнению, имеет первостепенное значение, так как современное
состояние экономической, правовой и нравственной культуры, проявляющейся в отношении совершения преступлений на объектах жилищного бизнеса, является крайне негативным, поскольку практически любое совершенное там преступление в сфере экономической деятельности оценивается как вполне допустимое и оправданное в связи с общим кризисным состоянием в стране.
Причем безнаказанность большинства преступников все более укрепляет веру этих лиц в возможность и целесообразность ведущейся ими противоправной деятельности.
К числу организационно-управленческих факторов относятся различные просчеты. Это в том числе и недостатки в государственном регулировании данного сектора жилищного бизнеса, выразившиеся в слабом влиянии органов государственного управления. Сюда относятся многочисленные упущения в организации работы данных подразделений, слабый уровень контроля за наиболее уязвимыми участками строительных объектов, невмешательство государства в ценовую политику и пр.
Наиболее значимый в данной сфере комплекс факторов — правовой. К нему относятся: нестабильность правовых норм, неопределенность многих положений нормативных документов, неправомерное лоббирование, приоритет правоприменения перед упреждающими мерами законодательного характера [6] и др.
Отслеживание взаимозависимостей между данными факторами, особенностей их негативного влияния на объективную действительность возможны только при наличии эффективно работающих в оперативных подразделениях ЭБиПК аппаратов аналитической разведки. Обобщая значительные по объему информационные массивы, указанные структурные звенья подразделений ЭБиПК, можно выявлять факторные комплексы, разделять их на причины и условия, которые под силу устранить на их уровне. Кроме этого, имеется ряд причин и условий, устранение которых возможно лишь на государственном уровне (корректировка нормативно-правового акта либо решения, содержащего криминогенные детерминанты, и т. п.).
Анализ общепрофилактической деятельности сотрудников ЭБиПК показал наиболее частое использование трех групп мероприятий. К ним относятся следующие направления предупредительной деятельности: разработка и направление информации в администрации объектов, осуществляющих свою деятельность на строительстве жилья; проведение бесед, лекций и других подобных мероприятий перед
лицами, работающими на обслуживающих объектах; проверки и рейды, осуществляемые силами как подразделений ЭБиПК, так и других служб ОВД. На долю мероприятий по устранение выявленных условий, способствующих совершению преступлений, приходится большой процент. К числу таковых относятся: комплексная оперативная отработка объектов экономики, комплексные спецоперации.
Внимание оперативного состава подразделений ЭБиПК должно быть сосредоточено на проведении комплексных оперативно-розыскных мероприятий, превентивное значение которых основывается на привлечении к уголовной ответственности широкого круга лиц, участвующих в преступной деятельности. Вместе с тем практически не используется опыт, накопленный за десятилетия отечественной профилактикой. Однако не следует считать, что переориентация подразделений ОБЭП на использование в своей практике таких направлений предупредительной деятельности, как направление информации в администрации фирм, публичные выступления перед работниками компаний и прочее, должна осуществляться в ущерб силовым методам. Напротив, речь идет, прежде всего, о комплексном их применении, взаимном дополнении одной группы мер другими. Применительно к исследуемой сфере жилищного бизнеса сложно сказать, какие именно меры могут дать искомый результат. Это зависит от огромного числа факторов, взаимно связанных между собой, поэтому выбор конкретного мероприятия, направленного на устранение социального явления, детерминирующего криминальную активность, должен определяться исходя из результатов аналитической разведки по всему комплексу проблем.
Примечание
Национальный проект «Жилище», в который входят различные подпроекты, например «Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда», «Обеспечение жильем молодых семей» и др.
Список литературы
1. Антонов В.Н. Преступные посягательства на рынке жилья (криминологические и уголовно-правовые аспекты): Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Владивосток, 1998. 25 с.
2. Овчинский С.С. Оперативно-розыскная информация / Под ред. А.С. Овчинского и В.С. Овчин-ского. М.: Инфра-М, 2000. С. 278.
3. Инструкция о деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений. Утверждена Приказом МВД России № 19 от 17 января
К eKnpKcy кб кбщвй npкфмлактмкв npBcmyneBCMÜ са purnB жмлья
145
2006 г. «О деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений».
4. Мин-дагулов А.Х. Концепция Закона о профилактике преступлений // Вестник МВД Российской Федерации. 1996. № 6. С. 56-60 и др.
5. Криминология: Учебное пособие / Под ред. В.Е. Эминова. М., 1997. С. 14-16.
6. Черников В.В. Современная государственная система охраны собственности в России. М., 1995. С. 45.
7. Федеральный закон от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 33 Ст. 3349.
8. Закон «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» от 4 июля 1991 г. № 1541-1.
References
1. Antonov V.N. Prestupnye posyagatel'stva na rynke zhil'ya (kriminologicheskie i ugolovno-pravovye aspekty): Avtoref. dis... kand. yurid. nauk. Vladivostok, 1998. 25 s.
2. Ovchinskij S.S. Operativno-rozysknaya informaciya / Pod red. A.S. Ovchinskogo i V.S. Ovchinskogo. M.: Infra-M, 2000. S. 278.
3. Instrukciya o deyatel'nosti organov vnutrennih del po preduprezhdeniyu prestuplenij. Utverzhdena Prikazom MVD Rossii № 19 ot 17 yanvarya 2006 g. «O deyatel'nosti organov vnutrennih del po preduprezhdeniyu prestuplenij».
4. Mindagulov A.H. Koncepciya Zakona o profilaktike prestuplenij // Vestnik MVD Rossijskoj Federacii. 1996. № 6. S. 56-60 i dr.
5. Kriminologiya: Uchebnoe posobie / Pod red. V.E. Ehminova. M., 1997. S. 14-16.
6. Chernikov V.V. Sovremennaya gosudarstvennaya sistema ohrany sobstvennosti v Rossii. M., 1995. S. 45.
9. Федеральный закон «О полиции» от 07.02.2011 г. № 3-ФЗ (действующая редакция от 22.12.2014).
ON THE GENERAL CRIME PREVENTION IN THE RESIDENTIAL PROPERTY MARKET
D.I. Krylkov
This article considers some problems related to general preventive measures taken by police operating units in the residential property market. These measures are aimed at prevention of different types of crimes in this area.
Keywords: residential property market, operational preventative measures, causes and conditions of commission of crimes, political, ideological, economic and legal factors of commission of crimes.
КонсультантПлюс.
10. Указание МВД РФ № 1/2641 от 13 февраля 1998 г. «Об активизации оперативно-розыскных мер по предупреждению экономических преступлений».
11. Дидоренко Э.А., Бараненко Б.И. Методологические проблемы оперативно-розыскного предупреждения преступлений // В кн.: Методологические проблемы теории и практики ОРД в современных условиях. Специальный выпуск. № 2. Ч. 1. Луганск, 2004. С. 3-19.
12. Каныгин В.И. Проблемы комплексного анализа и предупреждения преступности в регионе (по материалам Приволжского федерального округа): Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Н. Новгород, 2002. 25 с.
7. Federal^ zakon ot 12 avgusta 1995 g. № 144-FZ «Ob operativno-rozysknoj deyatel'nosti» // Sobranie za-konodatel'stva Rossijskoj Federacii. 1995. № 33 St. 3349.
8. Zakon «O privatizacii zhilishchnogo fonda v Rossijskoj Federacii» ot 4 iyulya 1991 g. № 1541-1.
9. Federal'nyj zakon «O policii» ot 07.02.2011 g. № 3-FZ (dejstvuyushchaya redakciya ot 22.12.2014). Kon-sul'tantPlyus.
10. Ukazanie MVD RF № 1/2641 ot 13 fevralya 1998 g. «Ob aktivizacii operativno-rozysknyh mer po preduprezhdeniyu ehkonomicheskih prestuplenij».
11. Didorenko Eh.A., Baranenko B.I. Metodologiches-kie problemy operativno-rozysknogo preduprezhdeniya prestuplenij // V kn.: Metodologicheskie problemy teorii i praktiki ORD v sovremennyh usloviyah. Special'nyj vypusk. № 2. Ch. 1. Lugansk, 2004. S. 3-19.
12. Kanygin V.I. Problemy kompleksnogo analiza i preduprezhdeniya prestupnosti v regione (po materialam Privolzhskogo federal'nogo okruga): Avtoref. dis. ... kand. yurid. nauk. N. Novgorod, 2002. 25 s.