ние рецидивов аддикций и способствующих восстановлению личностного и социального статуса школьника.
Подводя итог анализа состояния исследуемой проблемы, мы пришли к выводу об острой необходимости системы профилактики аддиктивного поведения школьников в сфере ком-Библиографический список
пьютерных технологий, что может оказать существенную помощь подрастающему поколению в формировании необходимых знаний, умений и навыков по обеспечению собственной информационной безопасности, являющейся составной частью современной информационной культуры.
1. Андреев, А. А. Проблемы педагогики в современных информационно-образователь-ных средах. - Режим доступа: http://www.ito.su/2002/I/1/I-1-251.html.
2. Змановская, Е.В. Девиантология: (Психология отклоняющегося поведения): учеб. пособие для студ. высш.учеб. заведений / Е.В. Змановская. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2006.
3. Леонова, Л.Г. Вопросы профилактики аддиктивного поведения в подростковом возрасте: учеб.-метод. пособие / Л.Г. Андреева, Н.Л. Бочкарева. - Новосибирск, 1998.
4. Короленко, Ц.П. Аддиктивное поведение. Общая характеристика и закономерности развития / Ц.П.Короленко. // Обозрение психиатрии и медицинской психологии. - 1991/1.
5. Короленко, Ц.П. Работоголизм - респектабельная форма аддиктивного поведения // Обозрение психиатрии и медицинской психологии. -1993/4.
6. Чеснокова, И.И. Проблема самосознания в психологии. - М., 1977.
7. http://www.ria.ua
8. Suler, J. Computer and Cyberspace Addiction http://www1.rider.edu/~suler/psycyber/ psycyber.html, 1996.
9. http://www.baby.com.ua
10. Гилинский, Я.И. Социальный контроль над девиантным поведением в современной России: теория, история, перспективы. - Режим доступа: http://www. narcom.ru/ideas/socio/1.html
11. Кирьякова, А.В. Теория ориентации личности в мире ценностей: моногр. - Оренбург, 1996.
12. Беликов, В.А. Философия образования личности: деятельност. аспект: моногр. - М.: ВЛАДОС, 2004.
13. Kimberly S. Young. What makes the Internet Addictive: potential explanations forpathological Internet use. (Paper presented at the 105th annual conference of the American Psychological Association, August, 1997, Chicago, IL).
Статья поступила в редакцию 21.10.09
УДК 378070
Л.П. Шестёркина, декан факультета ЮУрГУ, г. Челябинск, E-mail: 250852 (dmail.ru
К ВОПРОСУ ОБ ОБЕСПЕЧЕНИИ СОЦИАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ - БУДУЩИХ ЖУРНАЛИСТОВ
В статье раскрываются основные направления деятельности педагогического коллектива по организации социально-профессиональной направленности обучения студентов - будущих журналистов. В работе исследуются современные инновационные формы и методы журналистского образования.
Ключевые слова: социально-профессиональная направленность обучения, профессиональная компетентность, производственная практика, инновационные формы и методы журналистского образования.
Социально-профессиональная направленность обучения будущего журналиста - одно из основных направлений организации всей системы его профессионального образования в условиях высшей школы.
Согласно современным гуманитарным концепциям основной целью в образовании является поддержка личностного развития и роста обучаемого. А это, в свою очередь, требует измерения не только его отдельных знаний и умений, но и интегрированных личностных новообразований (рефлексивности, профессиональной и культурной идентичности, способности к возможному выбору и самоопределению и т.п.), которые наиболее эффективно развиваются в условиях социально-профессиональной направленности обучения.
В этой связи одним из наиболее эффективных подходов, позволяющих единым образом описывать и анализировать столь разнообразные факторы, а также формировать необходимые возможности оценки качества получаемого студентом образования, как элемента управления процессом, является компетентностный подход, который сегодня имеет ряд преимуществ перед традиционными квалиметрическими представлениями в теории педагогики.
Вопрос воспитания и обучения профессионала в любой сфере человеческой деятельности, в конечном счете, с точки зрения теории педагогики принято рассматривать как вопрос об обретении обучающимся определенного уровня компетентности. Только за последнее время в научный обиход на данную тему были введены труды и исследования В.А. Райцева, Н.В. Тельтевской, Н.Л. Московской и ряда других ученых [1; 2; 3; 4; 5]. Принимая высказанные и обоснованные в этих работах теоретические предпосылки и методические подходы к трактовке проблемы компетентности, мы при необходимости адаптируем их к специфике журналист-
ской деятельности как особого вида профессиональной деятельности.
Профессиональная компетентность современного журналиста - это качественная характеристика его социальнопрофессионально ориентированной личности, свидетельствующая о степени освоения им, как субъектом информационной деятельности, соответствующих специальных знаний и умений на основе индивидуальных творческих способностей. По существу, компетентность является универсальным понятием, вбирающим в себя научные знания, профессиональные, ремесленные навыки, самостоятельность, умение адекватно оценивать себя и результаты своего труда, сформированность культурно-нравственных ценностей.
Профессиональная компетентность журналиста включает в себя практическую компетентность (уровень знаний и технологий, который обеспечивает профессиональный рост журналиста, например, при освещении проблемных тем), социальную компетентность (способность брать на себя ответственность и принимать решения), психологическую компетентность (осознание культуры эмоциональной восприимчивости), информационную компетентность (владение новыми информационными технологиями), коммуникативную компетентность (высокий уровень культуры речи, знание иностранных языков), экологическую компетентность (экологическая ответственность за профессиональную деятельность), валео-логическую компетентность (знания и умения в области сохранения здоровья и здорового образа жизни).
Профессиональная компетентность основывается на владении специалистом всей совокупности культурных образцов, известных к настоящему времени в журналистике. По мере их освоения в процессе профессионального становления личности задачи журналистики следует рассматривать как часть
28б
производства культуры, а субъекта, реализующего эти задачи - как специалиста, обладающего профессиональной культурой.
По мнению В. А. Райцева, профессиональная компетентность - «это желаемый образ специалиста, который должен сформироваться в гуманистической образовательной системе вуза и с наибольшей эффективностью сможет реализовать свой профессиональный и личностный потенциал в конкретной деятельности» [1, с. 19].
В рамках существующего Государственного образовательного стандарта по спе-циальности или направлению «журналистика» обязательным элементом обучения будущих профессионалов в сфере медиа является производственная практика.
По сложившейся традиции она, как правило, осуществлялась на базе действующих в конкретном регионе средств массовой информации (СМИ) (в том числе и элект-ронных). В исключительных случаях студенты (или группы студентов) покидали ре-гион обучения и отправлялись в иные регионы для прохождения производственной практики. То есть они осваивали необходимые специальные навыки, умения, приемы, правила профессионального поведения в условиях деятельности конкретного СМИ непосредственно в рамках существовавшего производственного цикла. Подобный алгоритм управления процессом освоения студентом профессии имел свои преимущества, которые заключались в максимально возможном включении обучающегося во «взрослую» жизнь действующих профессионалов. Процесс расширения инструментального тезауруса интенсифицировался в несколько раз и носил наглядный характер. Дидактическая составляющая в таких ситуациях также испытывала процесс усиления.
Тем не менее, подобный алгоритм организации производственной практики будущих журналистов имел и имеет некоторые особенности, которые очевидно осложняли и осложняют процесс управления формированием социальнопрофессиональной направленности личности студента - будущего журналиста. Прежде всего, стоит отметить ослабление организационной связи между обучающей структурой (вузом, факультетом, профильной кафедрой) и самим студентом. По существующим правилам про-хождения производственной практики отчет об этом обучающиеся предоставляли и предоставляют после ее завершения. Непосредственно в период прохождения практики студенты в большинстве своем не обращаются за консультациями в вуз, что ослабляет методический контроль процесса приобщения к профессии и освоения инструментального тезауруса. Практический опыт вузов, обучающих будущих журналистов, показывает, что подобные обращения имеют место только в случае возникновения различного рода конфликтов с теми СМИ, в которые студент направлен для прохождения производственной практики
Нередки и случаи, когда полученный и усвоенный в вузе в процессе обучения теоретический опыт и первичные профессиональные навыки студента входят в противоречие с информационной и редакционной политикой, морально-психологическим
климатом в коллективе конкретного СМИ. Принятые в нем правила, кодексы в данном случае дезориентируют обучающегося, принуждая к совершению выбора: либо следовать принятым в данном медиа «правилам игры», либо вступать с ними в конфликт. Нередко и управленческие схемы функционирования СМИ в реальности носят не столь открытый и явный характер, фактически дезавуируя усвоенные студентом в рамках обучения в вузе представления о существующей отечественной медиасистеме, тенденциях ее развития и доминирования тех или иных направлений.
Кроме того, в современных условиях одной из базисных характеристик предполагаемой компетентности выпускника факультета журналистики соответствующего университета должно являться наличие у него опыта и навыков использования соответствующих технических средств и технологий,
которые необходимы при поиске, отборе, обработке, хранении и распространении информации всех возможных видов и типов.
Система образования, созданная на факультете журналистики Южно-Уральско-го университета (ЮрУГУ) позволяет реализовывать всю совокупность целей и задач подготовки журналистов для сферы СМИ. Она реализуется на базе университетской телерадиокомпании « ЮУрГУ-ТВ», которая функционирует и как самостоятельное СМИ, создающее и формирующее оригинальный медиаконтент, и как учебно-произ-водственное подразделение. Именно в рамках регионального аспекта высшего журналистского образования и стало возможным преодоление концептуального дуализма педагогического управления формированием социально-профессиональной направленности личности-студента - будущего журналиста, которое характерно по преимуществу для тех сфер, в которых осуществляется процесс подготовки специалистов узкого профиля и целеориентированной компетентности.
Важным обстоятельством для осуществления процесса обучения и воспитания будущего специалиста СМИ на базе действующей университетской телерадиокомпании является осуществленная интеграция ее организационно-производственных планов в общую схему учебного процесса, как с точки зрения временно-пространственных характеристик, так и с точки зрения методико-педагогических подходов.
В учебном процессе, который исследователи называют «традиционным» [6], обычно актуализированы (наблюдаемы) его полюса: начальный, когда происходит передача знания от преподавателя к студенту, и конечный - когда происходит возвращение знания обучающимся преподавателю для контроля его усвоения. Сам же непосредственный процесс превращения знания в профессиональные умения, навыки и компетенции, который и несет на себе основную (по трудозатратам) нагрузку, остается практически вне поля зрения остальных структур, персоналий. Его результаты в случае традиционных форм обучения редко получают широкую огласку, доводятся до компетент-ного мнения и оценки остальных членов педагогического коллектива и обучающегося контингента. Характеризуя содержание и роль данных задач исследователи приходят к выводу, что подобная ситуация вряд ли является допустимой и методически целесообразной. Процесс, организованный подобным образом, лишает потенциальную аудиторию обучающих и обучаемых субъектов, актуализации в усвоении знания. При этом возникают проблемы, связанные с всесторонней оценкой эффективности освоения различных уровней компетентности, всей номенклатуры требуемых «на выходе» из процесса обучения навыков и умений специалиста [7, 8, 9, 10, 11].
Очевидно, что с учетом данных обстоятельств возникают объективные предпосылки для апробации и внедрения иных методов обучения. Существующая в ЮУрГУ система журналистского образования позволяет внедрить в практику те способствующие обеспечению социально-профессиональной направленности обучения студента - будущего журналиста формы и методы обучения, которые принято определять как «инновационные». Наряду с традиционными формами и методами они перечислены в таблице 1.
Сравнение традиционных и инновационных форм и методов обучения будущих журналистов позволяет сделать вывод о том, что последние, хотя и базируются на традиционном фундаменте и в значительной степени характеризуются на-блюдательно-фиксирующей позицией обучающегося, все же содержат значительный элемент самостоятельного, творческого освоения предлагаемых сведений, знаний, реализации креативных возможностей. Этот элемент носит по преимуществу импровизационный характер, что соответствует одной из значимых особенностей в сфере медиа, которую мы можем определить как ситуативная энтропия.
Таблица 1
Традиционные и инновационные формы и методы обу-
чения, применяемых на факультете журналистики ЮУрГУ
Традиционные формы и методы обучения Инновационные формы и методы обучения
1 2
Лекции: читают преподаватель и при-гла-шенные эксперты Специальные педагогические проекты по совместному творчеству преподавателей и студентов
Спецкурсы по теории, истории и практике журналистики Спецкурсы: «Собственное творчество» -для демонстрации личного творческого подхода в создании журналистского произведения; «Музыка. Живопись. Театр» - для воспитания художественного вкуса и эстетического подхода к профессии; «Постановка голоса» - для развития у студентов голосоречевых данных воспитания техники словесного действия
Семинары: студенты работают согласно плану семинарского занятия Использование журналистских жанров (ток-шоу, беседа, обозрение) как формы семинарских занятий
Лабораторно-практические занятия Непрерывная практика студентов в телера-диокомпании ЮУрГУ-ТВ, начиная с первого курса; дни творчества, отчеты о творчес-кой деятельности и самостоятельной работе
Творческая студия: обучающие семи-нары в АСИ, подготовка кейсов, ролевые игры с погружением в конкретную ситуацию, тренинги, блицзадания Конвергентная редакция компании ЮУрГУ-ТВ: создание информационных ме-диа-текстов для телевидения, радиовещания, печатных и Интернет-СМИ
Мастер-классы ведущих журналистов Репортерская школа собкоров Всероссий-ской государственной телерадиокомпании (г. Москва) при факультете журналистики ЮУрГУ
Посещение мероприятий для прессы: пресс-конференций, круглых столов, парламентских слушаний, дискуссион-ных клубов, выставок, презентаций Обучение по обе стороны профессии по принципу: «беру интервью» - «даю интервью»
Эскурсионно-ознакоми-тельная прог-рамма: посещение организаций, учреждений, благотворительных фондов с детальным обсуждением соответствующей проблематики Проектные технологии как основа обучения в условиях реального университетского теле-, радио-, Интернет-производства и вещания
Персональное творчество с последующим разбором текстов, система этюдов и эссе Участие студентов в профессиональных творческих конкурсах регионального, общероссийского и международного масштабов
Тестирование Компьютерное тестирование
Зачеты Использование журналистских жанров (выступление в
эфире, интервью, комментарий и т.п.) как формы зачетных мероприятий
Экзамены Защита творческого досье (портфолио) по окончании учебного года на протяжении всего периода обучения
Исследовательская выпускная квалификационная работа Творческая (практическая) выпускная квалификационная работа
При использовании традиционных форм и методов обучения подготовки будущего специалиста его профессионализация, практическое освоение необходимых умений и навыков, развитие творческих способностей находится в весьма значительной зависимости от индивидуальных психофизических особенностей личности студента, его требовательности к себе, уровня амбиций, и в конечном счете, суммы мотиваций, ориентирующих на выбор конкретной профессии и предполагаемой специализации в ней. При подобных обстоятельствах обучения студент существует в течение нескольких лет в режиме пассивного следования учебным планам, программам, расписанию занятий, волеизъявлению и специализации конкретного (-ых) преподавателя (-ей). Проявление творческой инициативы в данном случае приветствуется, но ограничено существующими моделями классического обучения, где доминирующими оказываются познавательно-эмпирические факторы количественного характера. Выполняемые задания, возникающие игровые и импровизационные ситуации носят, главным образом, характер устной, вербальной коммуникации с минимальным использованием упражнений и тренингов, ориентированных на поведенческие профессиональные навыки, в том числе в области имиджа, пластики и ритмики, овладении техникой и технологией производства печатного или аудиовизуального информационного продукта.
Предлагаемые же автором инновационные методы обучения и обеспечения его социально-профессиональной направленности личности студента как будущего журналиста как раз и позволяют дополнить и развить существующую систему вузовского (университетского) образования гуманитарной направленности за счет расширения количественного и качественного факторов, связанных с существующими в конкретном вузе (а именно - ЮУрГУ) возможностями.
В первом случае мы имеем дело с увеличением возможной номенклатуры форм и методов интерактивного обучения студентов, ориентированных как на существующие в профессиональной практике формы и жанры журналистского творчества, так и на наиболее востребованные потребительской аудиторией форматы и виды выпускаемого информационного продукта.
Во втором случае качественное усиление интенсивности профессионального обучения связано со сменой парадигмы участия студента в образовательном процессе. Возможное пребывание в состоянии пассивного следования существующему учебному плану и алгоритму занятий трансформируется в более активную ситуацию, когда обучающийся обязан участвовать в реальном процессе производства соответствующего медиапродукта, предназначенного для публичного исполнения и демонстрации для аудитории вне рамок вуза (университета). Можно сказать, что в подобной ситуации запланировано проявление креативных возможностей и способностей студента в режиме вариативности. Кроме того, строго и четко определены необходимость и возможности овладения соответствующими технологическими и техническими навыками и знаниями, без которых невозможны и маловероятны производство и выпуск соответствующих программ для радио- и телеэфира, печатных и интернет-СМИ.
При инновационном подходе овладение требуемым профессиональным инструментарием со стороны студента происходит в алгоритме количественного накопления соответствующих навыков и умений, компетенций. Диалектика педаго-
гического управ-ления журналистским образованием прояв- Таким образом, достигается планируемый результат
ляется здесь в том, что сумма тренингов (при классической журналистского образования как части профессионального
схеме обучения) заменяется суммой получения произведен- образования - приобретенная индивидом в ходе обучения
ных студентом профессиональных технологических действий способность к выполнению функциональных обязанностей
и технических операций в режиме реального производства журналиста, уровень мастерства, и искусности в процессе
медиаконтента, для которого характерно безусловное выпол- сбора, переработки и распространения социально значимой
нение и соблюдения ряда квалификационных требований тех- информации.
нического и творческого характера.
Библиографический список
1. Райцев, А.В. Развитие профессиональной компетентности студентов в образовательной системе современного вуза: автореф. дисс. ... д-ра пед. паук. - М., 2005.
2. Тельтевская, Н.В. Теоретико-методологические основы формирования системы профессионально-педагогических знаний будущих учителей: дисс. ... доктора пед. наук. - Волгоград, 2003.
3. Московская, Н.Л. Формирование профессиональной компетентности лингвиста-преподавателя: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. - М., 2005.
4. Романов, П.Ю. Формирование исследовательских умений обучающихся в системе непрерывного педагогического образования: дисс. ... д-ра пед. наук. - Магнитогорск, 2003.
5. Хурло, Л.Э. Профессиональная подготовка учителя к развитию субъектности ученика: автореф. дисс . ... д-ра пед. наук. - Калининград, 2003.
6. Коржуев А.В. Научное исследование по педагогике: теория, методология, практика / А.В. Коржуев, В. А. Попков. - М., 2008.
7. Коржуев, А.В. Очерки прикладной методологии процесса вузовского обучения / А.В. Коржуев, В.А. Попков. - М., 2001.
8. Краевский, В.В. Педагогическая теория: Что это такое? Зачем она нужна? Как она делается?. - Волгоград, 1996.
9. Новиков, А.М. Методология образования. - М., 2002.
10. Новиков, А.М. Научно-экспериментальная работа в образовательном учреждении. - М., 1998.
11. Философско-психологические проблемы развития образования / под ред. В.В. Давыдова. - М., 1981.
Статья поступила в редакцию 21.10.09
УДК 378
С.А. Горбачева, инженер МГТУ, г. Магнитогорск, t-mail:[email protected] ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА FLOWCHART ПРИ ОПИСАНИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ
При планировании педагогических процессов возникает определенная трудность: описать их кратко, наглядно, ясно. Решение этой проблемы возможно посредством применения инструментов управления качеством, описываемых стандартами ИСО серии 9000:2000. В работе автор показал, как можно представить описание одного из длительных и многоступенчатых процессов в удобной и легко воспринимаемой всеми участниками процесса форме с помощью метода flowchart.
Ключевые слова: педагогический процесс, международные стандарты ИСО серии 9000:2000, метод flowchart, графическое описание процессов.
При систематическом планировании любого процесса (будь то канцелярская, управленческая, педагогическая или учебно-познавательная деятельность) запись серии событий и действий, этапов и решений, согласно требованиям международного стандарта (МС) ИСО серии 9000, должна делаться в форме, легко понимаемой и воспринимаемой всеми участниками процесса [1]. В связи с этим описание процесса должно быть максимально точным, предельно ясным и, по возможности, кратким. Реальное положение дел показывает, что на практике обычно используется метод записи фактов, который предполагает подробное объяснение этих фактов в письменном виде. Но этот метод может несколько утомить (описание таких процессов занимает несколько страниц печатного текста). При интерпретации сложных процессов может возникнуть некоторое непонимание логики следования действий, решений и этапов. Такое развитие событий может произойти в том случае, если требуется точно описать длительный процесс. Образовательный процесс отличается от технологического процесса производства продукции промышленных предприятий продолжительностью «технологического» процесса. Он составляет 5 - 6 лет. А сели рассматривать весь процесс обучения (от детского сада до докторантуры), то общая продолжительность его составит от 19-ти до 22-х лет. Как справедливо отмечает Т. М. Полховская, «ни одно предприятие ни одной отрасли экономики и промышленности не имеет такого длительного технологического процесса» [2]. Трудность также заключается в том, что в практике планирования образовательного процесса не разработана на сегодняшний момент единая система его представления. Чтобы выявить подробности образовательного процесса, человеку, постороннему для него, требуется особая тщательность изу-
чения материалов, чтобы вникнуть в хитросплетение смыслов представленного документа.
Анализ научной литературы в области управления качеством, изучение материалов научных конференций показали, что существует множество вполне доступных методов, позволяющих усовершенствовать как основной, так и вспомогательный рабочие процессы [3; 4; 5; 6; 7; 8 и др.]. Некоторые из них количественные, другие - качественные, и могут быть полезны при анализе сложных ситуаций. Поскольку для принятия решения в образовании необходимы знания поведенческой науки, операционного анализа, теории оптимизации и статистики, то применение инструментов управления качеством, описываемых стандартами ИСО серии 9000:2000, поможет в решении проблемы образного, краткого и логичного изложения (описания) длительных, многоаспектных и взаимосвязанных процессов, протекающих в образовательном учреждении. На наш взгляд, в сфере образования наиболее наглядным и продуктивным является метод описания процесса с помощью так называемых блок-схем, получивших название поточной диаграммы (flowchart) или карты технологического процесса (согласно русскому переводу МС ИСО 9000:2005)
[9].
Этот метод применяется в ситуациях, когда требуется проследить действительные или мысленные стадии процесса, через которые проходит образовательная услуга. Схема процесса, при использовании метода flowchart представляет собой графическое изображение последовательных стадий какого-либо процесса (см. рис. 1).