гического управ-ления журналистским образованием прояв- Таким образом, достигается планируемый результат
ляется здесь в том, что сумма тренингов (при классической журналистского образования как части профессионального
схеме обучения) заменяется суммой получения произведен- образования - приобретенная индивидом в ходе обучения
ных студентом профессиональных технологических действий способность к выполнению функциональных обязанностей
и технических операций в режиме реального производства журналиста, уровень мастерства, и искусности в процессе
медиаконтента, для которого характерно безусловное выпол- сбора, переработки и распространения социально значимой
нение и соблюдения ряда квалификационных требований тех- информации.
нического и творческого характера.
Библиографический список
1. Райцев, А.В. Развитие профессиональной компетентности студентов в образовательной системе современного вуза: автореф. дисс. ... д-ра пед. паук. - М., 2005.
2. Тельтевская, Н.В. Теоретико-методологические основы формирования системы профессионально-педагогических знаний будущих учителей: дисс. ... доктора пед. наук. - Волгоград, 2003.
3. Московская, Н.Л. Формирование профессиональной компетентности лингвиста-преподавателя: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. - М., 2005.
4. Романов, П.Ю. Формирование исследовательских умений обучающихся в системе непрерывного педагогического образования: дисс. ... д-ра пед. наук. - Магнитогорск, 2003.
5. Хурло, Л.Э. Профессиональная подготовка учителя к развитию субъектности ученика: автореф. дисс . ... д-ра пед. наук. - Калининград, 2003.
6. Коржуев А.В. Научное исследование по педагогике: теория, методология, практика / А.В. Коржуев, В. А. Попков. - М., 2008.
7. Коржуев, А.В. Очерки прикладной методологии процесса вузовского обучения / А.В. Коржуев, В.А. Попков. - М., 2001.
8. Краевский, В.В. Педагогическая теория: Что это такое? Зачем она нужна? Как она делается?. - Волгоград, 1996.
9. Новиков, А.М. Методология образования. - М., 2002.
10. Новиков, А.М. Научно-экспериментальная работа в образовательном учреждении. - М., 1998.
11. Философско-психологические проблемы развития образования / под ред. В.В. Давыдова. - М., 1981.
Статья поступила в редакцию 21.10.09
УДК 378
С.А. Горбачева, инженер МГТУ, г. Магнитогорск, t-mail:[email protected] ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА FLOWCHART ПРИ ОПИСАНИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ
При планировании педагогических процессов возникает онределенная трудность: онисать их кратко, наглядно, ясно. Решение этой проблемы возможно посредством применения инструментов управления качеством, описываемых стандартами ИСО серии 9000:2000. В работе автор показал, как можно представить описание одного из длительных и многоступенчатых процессов в удобной и легко воспринимаемой всеми участниками процесса форме с помощью метода flowchart.
Ключевые слова: педагогический процесс, международные стандарты ИСО серии 9000:2000, метод flowchart, графическое описание процессов.
При систематическом планировании любого процесса (будь то канцелярская, управленческая, педагогическая или учебно-познавательная деятельность) запись серии событий и действий, этапов и решений, согласно требованиям международного стандарта (МС) ИСО серии 9000, должна делаться в форме, легко понимаемой и воспринимаемой всеми участниками процесса [1]. В связи с этим описание процесса должно быть максимально точным, предельно ясным и, по возможности, кратким. Реальное положение дел показывает, что на практике обычно используется метод записи фактов, который предполагает подробное объяснение этих фактов в письменном виде. Но этот метод может несколько утомить (описание таких процессов занимает несколько страниц печатного текста). При интерпретации сложных процессов может возникнуть некоторое непонимание логики следования действий, решений и этапов. Такое развитие событий может произойти в том случае, если требуется точно описать длительный процесс. Образовательный процесс отличается от технологического процесса производства продукции промышленных предприятий продолжительностью «технологического» процесса. Он составляет 5 - 6 лет. А сели рассматривать весь процесс обучения (от детского сада до докторантуры), то общая продолжительность его составит от 19-ти до 22-х лет. Как справедливо отмечает Т. М. Полховская, «ни одно предприятие ни одной отрасли экономики и промышленности не имеет такого длительного технологического процесса» [2]. Трудность также заключается в том, что в практике планирования образовательного процесса не разработана на сегодняшний момент единая система его представления. Чтобы выявить подробности образовательного процесса, человеку, постороннему для него, требуется особая тщательность изу-
чения материалов, чтобы вникнуть в хитросплетение смыслов представленного документа.
Анализ научной литературы в области управления качеством, изучение материалов научных конференций показали, что существует множество вполне доступных методов, позволяющих усовершенствовать как основной, так и вспомогательный рабочие процессы [3; 4; 5; 6; 7; 8 и др.]. Некоторые из них количественные, другие - качественные, и могут быть полезны при анализе сложных ситуаций. Поскольку для принятия решения в образовании необходимы знания поведенческой науки, операционного анализа, теории оптимизации и статистики, то применение инструментов управления качеством, описываемых стандартами ИСО серии 9000:2000, поможет в решении проблемы образного, краткого и логичного изложения (описания) длительных, многоаспектных и взаимосвязанных процессов, протекающих в образовательном учреждении. На наш взгляд, в сфере образования наиболее наглядным и продуктивным является метод описания процесса с помощью так называемых блок-схем, получивших название поточной диаграммы (flowchart) или карты технологического процесса (согласно русскому переводу МС ИСО 9000:2005) [9].
Этот метод применяется в ситуациях, когда требуется проследить действительные или мысленные стадии процесса, через которые проходит образовательная услуга. Схема процесса, при использовании метода flowchart представляет собой графическое изображение последовательных стадий какого-либо процесса (см. рис. 1).
процесса
Рис. 1 - Общая схема описания процесса с помощью метода flowchart
Анализ психолого-педагогической литературы и собственный научно-исследова-тельский опыт показал, что порядок выполнения процесса целесообразнее представлять в таблично-графическом виде, поскольку» графические средства информации являются продолжением мыслительного процесса, ускоряют его и делают наглядным изучаемый документ» [10, с. 66].
Рассмотрим особенности применения исследуемого метода применительно вк процессу формирования контрольнооценочных умений у студентов вуза на лабораторно-практических занятиях. Данный процесс длительный и многоступенчатый процесс, описание его занимает достаточно большой объем машинописного текста. Он имеет строго регламентированные, научно-обоснованные, практически выверенные стадии и основан на применении целесообразных методов и подходов, необходимость которых возникает в зависимости от решаемых задач на каждом его этапе. Несмотря на все разнообразие применяемых методов, сложность и многоаспект-ность процесса формирования контрольно-оценочных умений у студентов вуза на лабораторно-практических занятиях его также можно визуализировать. В нашем исследовании визуализация проводилась с использованием поточной диаграммы, что соответствует требованиям МС ИСО 9000:2000.
Покажем на примере, как можно в удобной и легко воспринимаемой всеми участниками процесса формирования контрольно-оценочных умений у студентов вуза
на лабораторно-практических занятиях форме описать и проследить его основные стадии (см. рис. 3). Ход протекания процесса представлен с помощью разработанных и закрепленных в МС ИСО 9000:2000 символов, изображающих различные фазы выполнения процесса, выполняемых действий и решений.
Отправная точка (начало, старт) процесса обозначается кругом. Каждый рабочий шаг процесса изображается прямоугольником, включающим описание соответствующей операции, а место, где процесс заканчивается - овалом. Место, где процесс разветвляется (в соответствии с принимаемым решением) изображается в виде ромба. Параллелограмм содержит полезную, но не являющуюся рабочим шагом процесса информацию, Стрелки служат указанием направления протекания процесса. Более детальное описание процесса требует не только этих обозначений, но и целого ряда дополнительных стандартных символов, часть из которых приведена на рисунке 2.
0 Действие -указывает на важные шаги процесса
Инспекция -
____ указывает
контроль
___ качества или
количества
Рис. 2. Дополнительные стандартные стволы для построения поточных диаграмм
V
Документация -указывает на требуемую для выполнения процесса документацию
Транспортировка -указывает на направление движения людей, материалов, документов,
\ и т.д.
указывает на временное накопление, задержку' или остановку между последовательными
Хранение-указывает на контролируемое хранение
лабораторно-практических занятиях««ух (фрагмент)
Продолжение рис. 3.
Как видно из рисунка 2, символ «Действие» (аналогично началу процесса) также изображается кругом, но без какой-либо записи в нем. В то же время в комментариях к поточной диаграмме дается пояснение этого действия. Квадрат (в отли-
чие от прямоугольника) обозначает инспекцию на соответствующем рабочем шаге процесса.
Для законченного (полного) описания процесса все его рабочие шаги (прямоугольники) и решения (ромбы) должны быть соединены линией со стрелкой от отправной точки (круга) до окончания процесса (овальная фигура). Необходимо отрабатывать и другие виды связи, например, «обратную связь». Так в ходе проведенного педагогического эксперимента на базе университетов Магнитогорского государственного технического университета им. Г. И. Носова», Магнитогорского государственного университета, Уфимского государственного нефтяного технического университета, Уфимского государственного авиационного технического университета нами отмечено, что в процессе реализации методики формирования контрольно-оценочных умений у студентов на лабораторно-практических занятиях вуза вырабатывается и начинает функционировать обратная связь, как внутри самого процесса (в связи с чем создаются условия для достижения обучаемыми значительных результатов в области самоконтроля и самооценки), так и с «внешней средой» процесса, что обеспечивает значительное улучшение качества образования в целом.
Применение данной методики способствует формированию у студентов вуза до-статочно высокого уровня контрольно-оценочных умений. На наш взгляд, этому способствовало наглядное представление хода процесса. При использовании метода flowchart, рекомендованного МС ИСО 9000:2000, проявляются «узкие» места - те места, где на практике наиболее вероятно появление помех и сбоев. Анализ подобных недочетов выявляет наличие посторонних деталей, они в дальнейшем устраняются. При графическом представлении процесса определяются критические точки, которые могут впоследствии стать точками необходимого контроля. Применение данного метода значительно упрощает задачу восприятия (визуализации) процесса.
Таким образом, если выполняемый процесс визуализирован, то он полностью понятен и доступе для реализации, а, следовательно, участники процесса заинтересованы в правильности его выполнения, и, как следствие, в достижении цели функционирования всей системы.
Библиографический список
1. ГОСТ Р ИСО 9001:2008. Системы менеджмента качества. Требования. - М.: изд-во стандартов. 2008.
2. Полховская, Т.М. СМК - инструмент постоянного улучшения деятельности вуза // Стандарты и качество. - 2006. - № 6.
3. Минько, Э.В. Качество и конкурентоспособность / Э.В. Минько, М.Л.. Кричевский. - СПб.: Питер, 2004.
4. Никитин, В.А. Управление качеством на базе стандартов ИСО 9000:2000. / В.А. Никитин, В.В. Филончева. - 2-е изд., - СПб.: Питер, 2004.
5. Всеобщее Управление качеством: учеб. / О.П. Глудкин, Н.М. Горбунов, А.И. Гуров, Ю.В. Зорин; под ред. О.П. Глудкина. - М.: Горячая линия Телеком, 2001.
6. Менеджмент качества в системе образования: мат-лы Всероссийской науч.-практ. конф.. / отв. ред. А.А. Огарков [и др.]. - Волгоград: изд-во ФГОУ ВПО «ВАГС», 2008.
7. Применение новых технологий в образовании: материалы XIX Междунар. конф. - Троицк, 2008.
8. ГОСТ Р ИСО 9004:2001. Системы менеджмента качества. Рекомендации по улучшению деятельности. - М.: Изд-во стандартов, 2001.
9. ГОСТ Р ИСО 9000:2005. Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь. - М.: Изд-во стандартов, 2005.
10. Трубникова Л. И. Педагогические условия развития самоконтроля при обучении графической грамотности курсантов военного вуза: дисс. ... канд. пед. наук. - Челябинск, 1997.
УДК 378371
И.А. Гехт. старший преп. ЧелГУ, E-mail: irina heht @mail.ru
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ В ВУЗЕ
В статье анализируется проблема формирования ценностных ориентаций будущих специалистов по социальной работе в условиях вуза. Автором выявлены основополагающие ценности для специалистов по социальной работе, рассматривается процесс их формирования, описываются условия, обеспечивающие их эффективное формирование.
Ключевые слова: профессиональная подготовка будущих специалистов по со-циальной работе, ценностные ориентации будущих специалистов по социальной работе, формирование ценностных ориентаций будущих специалистов по со-циальной работе.
Развитие социальной сферы становится стратегически ных заведениях, поэтому поиск путей повышения их профес-
важным направлением жизнедеятельности российского обще- сионализма, концептуальное проектирование программы обу-
ства. Уровень профессионализма специалистов социальной чения становятся необходимыми функциями научных иссле-
работы во многом зависит от качества их подготовки в учеб- дований. Однако в практике такого обучения существует не-