Научная статья на тему 'Теоретические аспекты формирования ценностных ориентаций будущих специалистов по социальной работе в вузе'

Теоретические аспекты формирования ценностных ориентаций будущих специалистов по социальной работе в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
750
119
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО СО-ЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ / ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО СО-ЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ / PROFESSIONAL TRAINING OF THE FUTURE EXPERTS IN SOCIAL WORK / VALUABLE ORIENTATIONS OF THE FUTURE EXPERTS IN SOCIAL WORK / FORMATION OF THE VALUABLE ORIENTATIONS OF FUTURE EXPERTS IN SOCIAL WORK

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гехт И. А.

В статье анализируется проблема формирования ценностных ориентаций будущих специалистов по социальной работе в условиях вуза. Автором выявлены основополагающие ценности для специалистов по социальной работе, рассматривается процесс их формирования, описываются условия, обеспечивающие их эффективное формирование.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гехт И. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL ASPECTS OF FORMATION OF FUTURE SOCIAL WORK EXPERTS' VALUABLE ORIENTATIONS IN HIGH EDUCATIONAL ESTABLISHMENTS

In the article the problem of formation of future social work experts' valuable orientations in the conditions of high educational establishments is analyzed. The author reveals the basic values for experts in social work and considers the process of their formation and conditions which provide their effective formation.

Текст научной работы на тему «Теоретические аспекты формирования ценностных ориентаций будущих специалистов по социальной работе в вузе»

Продолжение рис. 3.

Как видно из рисунка 2, символ «Действие» (аналогично началу процесса) также изображается кругом, но без какой-либо записи в нем. В то же время в комментариях к поточной диаграмме дается пояснение этого действия. Квадрат (в отли-

чие от прямоугольника) обозначает инспекцию на соответствующем рабочем шаге процесса.

Для законченного (полного) описания процесса все его рабочие шаги (прямоугольники) и решения (ромбы) должны быть соединены линией со стрелкой от отправной точки (круга) до окончания процесса (овальная фигура). Необходимо отрабатывать и другие виды связи, например, «обратную связь». Так в ходе проведенного педагогического эксперимента на базе университетов Магнитогорского государственного технического университета им. Г. И. Носова», Магнитогорского государственного университета, Уфимского государственного нефтяного технического университета, Уфимского государственного авиационного технического университета нами отмечено, что в процессе реализации методики формирования контрольно-оценочных умений у студентов на лабораторно-практических занятиях вуза вырабатывается и начинает функционировать обратная связь, как внутри самого процесса (в связи с чем создаются условия для достижения обучаемыми значительных результатов в области самоконтроля и самооценки), так и с «внешней средой» процесса, что обеспечивает значительное улучшение качества образования в целом.

Применение данной методики способствует формированию у студентов вуза до-статочно высокого уровня контрольно-оценочных умений. На наш взгляд, этому способствовало наглядное представление хода процесса. При использовании метода flowchart, рекомендованного МС ИСО 9000:2000, проявляются «узкие» места - те места, где на практике наиболее вероятно появление помех и сбоев. Анализ подобных недочетов выявляет наличие посторонних деталей, они в дальнейшем устраняются. При графическом представлении процесса определяются критические точки, которые могут впоследствии стать точками необходимого контроля. Применение данного метода значительно упрощает задачу восприятия (визуализации) процесса.

Таким образом, если выполняемый процесс визуализирован, то он полностью понятен и доступе для реализации, а, следовательно, участники процесса заинтересованы в правильности его выполнения, и, как следствие, в достижении цели функционирования всей системы.

Библиографический список

1. ГОСТ Р ИСО 9001:2008. Системы менеджмента качества. Требования. - М.: изд-во стандартов. 2008.

2. Полховская, Т.М. СМК - инструмент постоянного улучшения деятельности вуза // Стандарты и качество. - 2006. - № 6.

3. Минько, Э.В. Качество и конкурентоспособность / Э.В. Минько, М.Л.. Кричевский. - СПб.: Питер, 2004.

4. Никитин, В.А. Управление качеством на базе стандартов ИСО 9000:2000. / В.А. Никитин, В.В. Филончева. - 2-е изд., - СПб.: Питер, 2004.

5. Всеобщее Управление качеством: учеб. / О.П. Глудкин, Н.М. Горбунов, А.И. Гуров, Ю.В. Зорин; под ред. О.П. Глудкина. - М.: Горячая линия Телеком, 2001.

6. Менеджмент качества в системе образования: мат-лы Всероссийской науч.-практ. конф.. / отв. ред. А.А. Огарков [и др.]. - Волгоград: изд-во ФГОУ ВПО «ВАГС», 2008.

7. Применение новых технологий в образовании: материалы XIX Междунар. конф. - Троицк, 2008.

8. ГОСТ Р ИСО 9004:2001. Системы менеджмента качества. Рекомендации по улучшению деятельности. - М.: Изд-во стандартов, 2001.

9. ГОСТ Р ИСО 9000:2005. Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь. - М.: Изд-во стандартов, 2005.

10. Трубникова Л. И. Педагогические условия развития самоконтроля при обучении графической грамотности курсантов военного вуза: дисс. ... канд. пед. наук. - Челябинск, 1997.

УДК 378371

И.А. Гехт. старший преп. ЧелГУ, E-mail: irina heht @mail.ru

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ В ВУЗЕ

В статье анализируется проблема формирования ценностных ориентаций будущих специалистов по социальной работе в условиях вуза. Автором выявлены основополагающие ценности для специалистов по социальной работе, рассматривается процесс их формирования, описываются условия, обеспечивающие их эффективное формирование.

Ключевые слова: профессиональная подготовка будущих специалистов по со-циальной работе, ценностные ориентации будущих специалистов по социальной работе, формирование ценностных ориентаций будущих специалистов по со-циальной работе.

Развитие социальной сферы становится стратегически ных заведениях, поэтому поиск путей повышения их профес-

важным направлением жизнедеятельности российского обще- сионализма, концептуальное проектирование программы обу-

ства. Уровень профессионализма специалистов социальной чения становятся необходимыми функциями научных иссле-

работы во многом зависит от качества их подготовки в учеб- дований. Однако в практике такого обучения существует не-

соответствие сложившегося уровня и качества подготовки специалистов социальной работы усложнившимся условиям социальной жизни.

Целью, то есть, планируемым конечным результатом подготовки будущего социального работника должна стать его готовность к профессиональной деятельности. Такая готовность включает теоретический, практико-методический и морально-психо-логический аспекты. Если содержанием теоретической подготовки являются знания, практической - умения и навыки их применения, то последний из названных аспектов характеризуется, прежде всего, личностным соответствием выпускника выбранной профессии. Он должен отвечать высоким этическим стандартам и быть адекватным гуманистической сущности, содержанию и характеру социальной работы как области профессиональной деятельности [1, с. 167]. При этом важным компонентом профессиональной деятельности социального работника является сформирован-ность ценностных ориентаций. В этом контексте особую актуальность приобретают проблемы профессиональной подготовки будущих специалистов социальной работы: особенности профессионального становления, формирования у студентов ценностных ориентаций, готовности к профессиональной деятельности в современных условиях.

Исследуя данную проблему мы столкнулись с необходимостью разрешения противоречий между:

- признанием приоритета общечеловеческих ценностей как одной из основных целей профессионального образования, объективной социальной потребностью в специалистах со сформированными ценностными ориентациями на выполнение и соблюдение определенных обязанностей, профессиональную ответственность за свою деятельность и недостаточным вниманием педагогической теории и практики к проблеме становления личности профессионала путем формирования его ценностных ориентаций;

- осознанием педагогами вуза необходимости формирования ценностных ориентаций студента и недостаточной разработанностью научно обоснованных педагогических стратегий активизации данного процесса в вузе;

- имеющимся потенциалом педагогического содействия в вузе, позволяющим повысить эффективность становления личности будущего профессионала со сформированными ценностными ориентациями и недостаточной разработанностью методического обеспечения по организации данного процесса.

Учитывая актуальность проблемы, идея нашего исследования заключается в поиске и выборе педагогических возможностей, обеспечивающих формирование ценностных ориентаций будущих социальных работников в вузе.

Социальная работа является особым видом деятельности, цель которой - «удовлетворение социально гарантированных и личностных интересов и потребностей различных групп населения, создание условий, содействующих восстановлению или улучшению способностей людей к социальному функционированию» [1, с. 16].

Анализ научной литературы показал, что профессиональное становление будущего специалиста социальной работы возможно лишь при сформированной системе ценностных ориентаций, процесс которой включает в себя следующие взаимопроникающие фазы: присвоение личностью ценностей [2]; преобразование личности на основе присвоенных ценностей [3]; самопроектирование и самопрогнозирование личности [4]. Операционально первая фаза включает в себя поиск, оценку, выбор ценностей; вторая - уточнение и изменение иерархии личных ценностей, формирование ценностной установки как готовности действовать в соответствии с новой иерархией; третья - проектирование Я-идеального, прогнозирование и выбор средств, направленных на достижение цели, определение направленности деятельности и поведения личности.

В этой связи потребовалось определить основополагающие понятия нашего исследования. К таким понятиям мы относим понятия «ценностные ориентации будущих специалистов по социальной работе» и «формирование ценностных ориентаций будущих специалистов по социальной работе».

Их конкретизация в контексте предметно-профессиональной специализации составляет научную новизну исследования. При их определении мы опирались на современные концепции профессионального потенциала личности, подходы к определению механизмов его формирования и развития, сложившиеся в последние годы в психологии и педагогике.

Ценностные ориентации будущих специалистов по социальной работе в вузе определяются нами как совокупность мотивов, потребностей, интересов, норм поведения, определяющих установки на гуманистические отношения, толерантность и профессиональную деятельность. Такое понимание предопределило подходы к организации формирования ценностных ориентаций будущих специалистов по социальной работе в вузе: системно-структурный, личностный, деятельностный. Выбор данных научных подходов был обусловлен тем, что они позволяют выявить сущностную характеристику ценностных ориентаций, выделить структуру, определить содержание и уровни функционирования; способствуют выявлению педагогических условий эффективного формирования у будущих специалистов по социальной работе ценностных ориентаций и разработке методики их реализации.

Формирование ценностных ориентаций будущих специалистов по социальной работе в вузе мы рассматриваем как неотъемлемую часть процесса профессионального становления студента, закономерное, целенаправленное изменение внутренней структуры ценностных ориентаций и внешних форм их проявления, в результате чего возникают новые качественные состояния, основой которых выступает диалектическое един-ство возможного и действительного, а также как саморегулирующийся процесс.

Система ценностных ориентаций характеризуется «многоуровневой иерархической организацией и образует основу мотивации поведения личности, а также выра-жает внутреннюю основу отношений личности с действительностью» [5, с. 173]. В структуре ценностных ориентаций личности нами выделены три интегративных компонента: 1) когнитивный, который характеризуется тем, что информация в нем находится на уровне убеждений (это убеждения в приоритетности каких-либо целей, типов и форм поведения, а также в приоритетности каких-либо объектов в некоторой иерархии); 2) эмоциональный, который характеризуется направленностью эмоций по отношению к той или иной ценностной ориентации и реализующийся в эмоциональной окраске и оценочном отношении к наблюдаемому (именно этот компонент определяет переживания и чувства человека, показывает значимость той или иной ценности; 3) поведенческий, который может быть как рациональным, так и иррациональным; главное в нём - направленность на реализацию ценностных ориентаций, достижение значимых целей, защиту той или иной субъективной ценности.

Каждый из обозначенных трёх компонентов, участвуя в формировании ценностных ориентаций, может иметь и самостоятельное значение, как по содержанию, так и по степени проявления.

В качестве формируемых ценностей, влияющих на профессиональное становление будущих специалистов по социальной работе, нами выделены следующие профессиональные и общечеловеческие ценности, образующие теоретическую значимость исследования: человек, как наивысшая ценность (каждый человек уникален и с рождения представляет значимость и ценность, следовательно, профессиональное взаимодействие (интеракции) с людьми должно способствовать утверждению их достоинства и индивидуальности); творчество как способность человека «действовать в неопределенных ситуациях», реальное преобразование предметной действительности, культуры и самого себя (нравственное творчество); профессиональное общение (люди имеют право на свободу до тех пор, пока они не посягают на права других, следовательно, профессиональное общение (трансакции) с людьми в процессе поиска и активизации их ресурсов должно усиливать их самостоятельность и способность к самоопределению); эмпатия как основа профессионального общения специалиста в области социальной работы, сопереживание - переживание субъектом тех же эмоциональных состояний, которые испы-

тывает другой человек, через отождествление с ним, и сочувствие - переживание собственных эмпатийных состояний по поводу чувств другого; нравственные нормы и ценности (долга, ответственности, гуманизма, семьи, коллективизма, достоинства и др.).

Важнейшим внешним фактором в процессе формирования ценностных ориентаций будущих социальных работников в вузе является создание в образовательном процессе условий, при которых происходит усвоение природных и общественных явлений, проявляется оценочная функция суждений с точки зрения определенной нравственной позиции необходимые для гармоничного профессионального становления и карьерного роста.

Вместе с тем, педагогические условия формирования ценностных ориентаций будущих социальных работников в вузе не были предметом педагогического анализа в теории и практике педагогики высшей школы - недостаточно исследована сущность понятия «ценностные ориентации социальных работников», не выявлены педагогические условия и средства их формирования. Здесь сказывается: узость понимания ценностных ориентаций, недооценка психологической готовности к формированию собственных взглядов, суждений, вследствие чего у молодежи нередко складывается созерцательная позиция, неумение найти способы преобразования окружающей жизни. Разработка же психолого-педагогических основ организации процесса формирования ценностных ориентаций будущих социальных работников в процессе учебной деятельности является актуальным и перспективным направлением как в теоретическом, так и в практическом отношениях.

При выявлении педагогических условий формирования ценностных ориентаций будущих специалистов по социальной работе в вузе мы исходили из социально обусловленных требований общества к уровню профессиональной подготовки специалистов по социальной работе. В результате были выдвинуты следующие педагогические условия:

а) развитие профессионального самосознания будущих специалистов по социальной работе;

б) включение будущих специалистов по социальной работе в социокультурную среду для самостоятельной профессиональной деятельности;

в) формирование профессиональной этики будущих специалистов по социальной работе.

Определенные нами условия опираются на возможности высшего образования как наиболее технологичной и подвижной части культуры, организующей наследование общечеловеческих ценностей, способствующих формированию личностных качеств, предопределяющих и формирование ценностных ориентаций [4].

Выделение такого условия, как развитие профессионального самосознания будущих социальных работников в вузе, определяется тем, что готовность к профессиональной деятельности социального работника рассматривается нами как профессионально значимое качество личности, поэтому процесс подготовки студента к профессиональной деятельности не может быть охарактеризован вне личностного фактора. Профессиональное самосознание - является тем внутренним механизмом, благодаря которому человек способен не только сознательно воспринимать воздействия окружающей среды, но и самостоятельно, осознавая свои возможности, определять меру и характер собственной активности [4].

Библиографический список

Мы выделяем три этапа развития профессионального самосознания будущих специалистов по социальной работе в вузе: 1) восприятие и осмысление существующих профессиональных ценностей; 2) выбор значимых для себя профессиональных ценностей и построение на этой основе профессионального эталона; 3) проектирование личностной системы ценностных ориентаций на основе профессиональных ценностей. Основной движущей силой развития профессионального самосознания студентов является внутриличностное противоречие между «Я-реальное профессиональное» и «Я-идеальное профессиональное». Механизмом, обеспечивающим поступательное движение, является рефлексия. Экспериментальная работа показала, что развитие профессионального самосознания студентов в рамках исследуемой нами проблемы обеспечивает становление у будущих специалистов по социальной работе профессиональной направленности, обогащает их профессиональных опыт и обеспечивает более высокий уровень сформированности ценностных ориентаций.

Вовлечение студентов в социокультурную деятельность (второе условие) - это дополнительная возможность обогащения личности будущего социального работника ценностями, усвоения основного образования, предметная ориентация, возможность реализации личностных профессиональных потребностей, коррекция последних и профессионально значимых качеств личности. Самостоятельная профессиональная деятельность дает возможность будущему специалисту по социальной работе приобретать новые знания и совершенствовать свои умения самостоятельно, особое значение при этом имеет личностная ориентированность и социально преобразовательная направленность его деятельности. Включение студентов в социально-культурную деятельность мы рассматриваем в двух направлениях: организация самостоятельной деятельности будущего социального работника в вузе как подготовительный этап к работе специализированных учреждениях и непосредственно практическая деятельность в них.

Третье условие подчинено формированию этики будущих специалистов по социальной работе и представляет собой единство целей, задач, форм и методов. Перевод ценности в самоценность предполагает наличие условий, которые способствуют формированию образа будущего специалиста. Занятия будут носить творческий, исследовательский и научнопоисковый характер. Будет учитываться мнение и желание студентов работать над той или иной проблемой (ситуация выбора); эмоциональная атмосфера занятий будет положительной.

Таким образом, данные педагогические условия представляют собой основу процесса формирования ценностных ориентаций будущих специалистов по социальной работе.

Конкретным результатом исследования рассмотренной проблемы явились обоснованные теоретические и методические рекомендации по формированию ценностных ориентаций будущих специалистов по социальной работе, которые дают возможность педагогам, преподающим социальную работу, наиболее эффективно разрабатывать способы и средства организации учебного процесса. Все выделенные педагогические условия были проверены в опытно-экспериментальной работе. Анализ полученных результатов показал, что данные условия в полной мере обеспечивают эффективность процесса формирования ценностных ориентаций будущих специалистов по социальной работе, задачи научного поиска решены, цель исследования достигнута.

1. Басов, Н.Ф. Основы социальной работы: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / Н.Ф. Басов, В.М. Басова, О.Н. Бессонова и

др. / под ред. Н.Ф. Басова. - 2-е изд., испр. - М.: Академия, 2005.

2. Богуславский, М.В. Ценностные ориентации // Педагогика. - 1996. - № 3.

3. Тихомандрицкая, О. А. Особенности социально-психологического изучения ценностей как элементов когнитивной и мотивационно-потреб-ностной сферы (Методические аспекты) / О. А. Тихомандрицкая, Е.М. Дубовская // Мир психологии. - 1999. - № 3. -

4. Зеер, Э.Ф. Психология профессионального развития. - М.: Академия, 2006.

5. Гаврилов, В.Е. Профессиональные ценности и профессиональная адаптация // Ежегодник РПО. - 1995. - Т. 1. - Вып. 2.

6. Бондаревская, Е.В. Ценностные основания личностного ориентированного образования // Педагогика. - 1999. - № 5.

7. Серый, А.В. Ценностные ориентации как фактор формирования и развития системы личностных смыслов индивида // Вопросы общей и дифференциальной психологии. - Кемерово: Кузбассвузиздат, 1999.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.