_Земельное право; природоресурсное право; экологическое право; аграрное право
К ВОПРОСУ ОБ ОБЕСПЕЧЕНИИ БЕЗОПАСНОСТИ ОБЪЕКТОВ НЕДРОПОЛЬЗОВАНИЯ СПИРИДОНОВ Денис Вадимович,
кандидат юридичеких наук, старший преподаватель кафедры экологического и природоресурсного права Московского государственного юридического университета им. О.Е.Кутафина (МГЮУ). E-mail: [email protected]
Краткая аннотация: В данной статье многогранно рассмотрена проблема обеспечения безопасности объектов недропользования. В частности, автор описывает высокую значимость вопроса безопасности, отмечает органы, несущие ответственность за сферу обеспечения их безопасности и подробно рассказывает о роли каждого из них. Отмечено, что наибольший вред экологии причиняют крупные отечественные недропользователи. Подробно описан ряд основных ошибок, возникающих при пользовании недрами, а также пути их решения и их правовое регулирование. В частности, рассмотрен пример деятельности по извлечению недр при работе на шахтах. На основании вышеизложенного автором статьи выделен ряд мер по повышению безопасности объектов недропользования.
Abstract: This article discusses the security of subsoil facilities in a multifaceted way. In particular, the author describes the high importance of the security issue, notes the authorities responsible for their security and details the role of each of them. It is noted that the greatest damage to the environment is caused by large domestic subsoil users. A number of basic errors arising from the use of the subsoil are described in detail, as well as the ways of their solution and their legal regulation. In particular, the example of mining activities in the mine is considered. On the basis of the above article, the author outlines a number of measures to improve the safety of subsoil facilities.
Ключевые слова: недропользователь, безопасность объектов недропользования, работа шахт, экология, законодательство о
недрах.
Keywords: subsoil user, safety of subsoil facilities, mine operation, ecology, legislation on the subsoil.
Сфера недропользования стремительно развивается, что влечет в свою очередь повышенную ответственность субъектов недропользования перед экологией. Осуществление недропользователями деятельности, связанной с повышенным риском для окружающей среды и опасностью для населения, накладывает на них и на государство особую ответственность[22].
Д.С. Боклан отмечает, что опасность того или иного вида деятельности определяется степенью риска возникновения ущерба и размером этого ущерба[18], при этом риск является характерным признаком недропользования, так как связан с большей степенью вероятности возникновения вредных последствий в результате соответствующей деятельности. Объясняется это особым характером недропользования как деятельности, которая может нанести вред окружающей среде и тем самым нарушить экологическую безопасность страны. По мнению Н.Г. Жаворонковой, «обеспечение экологической безопасности преследует особые цели и задачи, обусловленные, во-первых, повышенной степенью опасности антропогенной деятельности для окружающей природной среды, жизни и здоровья граждан, а во-вторых, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера»[23].
Несмотря на то, что недпропользование является жизненно необходимой и актуальной в условиях чрезмерно активного потребления ресурсов деятельностью для людей, оно несет в себе существенные риски жизни и здоровью работников, причинения вреда местному населению и обществу в целом посредством загрязнения и уничтожения природных ресурсов. Следовательно, воедино сплетаются как риски от предпринимательской деятельности, так и риски причинения ущерба населению, государству как собственнику недр, причем как в настоящее время, так и в перспективе для будущих поколений.
Опасные производственные объекты (ОПО) подвергаются самому строгому контролю со стороны государственных органов: ведь именно такие предприятия представляют наибольшую потенциальную угрозу здоровью людей и состоянию окружающей среды.
К опасным производственным объектам, связанным с пользованием недрами можно отнести объекты, на которых ведутся
горные работы, работы по обогащению полезных ископаемых, работы в подземных условиях. Примерами ОПО выступают шахты, рудники, карьеры, прииски, промыслы, объекты старательской добычи и подземной газификации, разведочные горные выработки и скважины, скважины по добыче нефти, газа, подземных вод, хвосто-шламохранилища и другие накопители отходов добычи и переработки минерального сырья. От соответствия конструкций недропользования свойствам массива горных пород, выполнения всех юридических и технологических норм зависит безопасность объектов недропользования, уровень риска возникновения катастроф при их строительстве и эксплуатации и, как следствие, массовое причинение вреда населению и территориям.
Так как проблема экологической безопасности общемировая, то и решать ее государства стремятся комплексно. Так, например, Россией ратифицировано Соглашение о сотрудничестве государств СНГ в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, подписанное 16 октября 2015 г.[16]
Соглашение направлено на установление форм сотрудничества в области предупреждения чрезвычайных ситуаций в государствах СНГ, определение порядка предоставления взаимной помощи в ликвидации таких ситуаций, а также на оказание содействия формированиям, следующим через территории государств СНГ для ликвидации чрезвычайных ситуаций. Данное соглашение имеет отличные перспективы в плане будущей защиты окружающей среды.
Что касается Российской Федерации, то главными задачами государственного контроля и надзора в сфере природопользования и охраны окружающей среды являются выявление, пресечение и профилактика правонарушений, связанных с незаконным и нерациональным использованием природных ресурсов, с негативным воздействием на окружающую среду при осуществлении всех видов природопользования, в том числе экологически опасных.
Большинство функций по управлению в сфере использования недр возлагаются на Федеральное агентство по недропользованию (Роснедра). Роснедра не имеют функций по осуществлению государственного надзора в сфере недропользования, ими обладают Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному
надзору (Ростехнадзор) и Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор). Государственное управление в сфере недропользования также осуществляют Президент РФ, Правительство РФ, органы исполнительной власти субъектов РФ[21].
Ростехнадзор является федеральным органом государственной власти, осуществляющим государственный надзор за безопасным ведением работ, связанных с пользованием недрами, а также соблюдением требований пожарной безопасности на подземных объектах и при ведении взрывных работ. В большинстве своем именно этот орган формирует правовую базу в сфере обеспечения безопасности объектов недропользования. Так, например, наиболее значимыми являются: Приказ Ростехнадзора от 12 марта 2013 г. № 101 «Об утверждении Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Правила безопасности в нефтяной и газовой промышленности"»[5], Приказ Ростехнадзора от 14 октября 2014 г. № 462 «Об утверждении Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Инструкция по борьбе с пылью в угольных шахтах"»[6], Приказ Ростехнадзора от 19 ноября 2013 г. № 550 «Об утверждении Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Правила безопасности в угольных шахтах"»[7], Приказ Ростехнадзора от 31 октября 2016 г. № 451 «Об утверждении Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Инструкция по составлению планов ликвидации аварий на угольных шахтах"»[8], Приказ Ростехнадзора от 1 декабря 2011 г. № 678 «Об утверждении Положения об аэрогазовом контроле в угольных шах-тах"»[9]. А также Постановление Федерального горного и промышленного надзора (Госгортехнадзора РФ) от 6 июня 2003 г. № 71 «Об утверждении Правил охраны недр»[10], Постановление Минтруда РФ от 19 декабря 1996 г. № 20 «Об утверждении Межотраслевых норм времени на геофизические исследования в скважинах, пробуренных на нефть и газ»[11], Приказ Ростехнадзора от 28 ноября 2016 г. № 501 «Об утверждении Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Правила промышленной безопасности при разработке нефтяных месторождений шахтным способом"»[12] и др.
Так как наибольший вред экологии причиняют крупные недропользователи, то в данной статье речь пойдет именно о них. Среди основных грубых ошибок, которые возникают в связи с пользованием недрами можно выделить основные: необеспечение полноты геологического изучения, рационального комплексного использования и охраны недр; поверхностная и недостоверная оценка запасов полезных ископаемых или свойств участка недр, которая возникает из-за игнорирования правил по предварительному изучению участков недр; непроведение государственной экологической экспертизы; пользование недрами без специального разрешения; необеспечение наиболее полного извлечения из недр запасов основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых; неточный учет запасов полезных ископаемых; загрязнение недр, выбросы вредных и загрязняющих веществ; нарушение порядка ликвидации и консервации горнодобывающих предприятий.
Рассмотрим правовое регулирование данных экологических угроз детальнее.
Важную проблему составляют выбросы в атмосферу, особенно это касается нефтедобывающей отрасли. В процессе сжигания топлива различных видов энергетическими комплексами в атмосферу выделяются большие количества сернистого ангидрида, оксидов углерода и азота, сажи. Также в выбросах (в меньших количествах) присутствует ряд других веществ, в частности, углеводороды. Также это происходит в результате добычи минерального сырья и его переработки, при выбросе газов и пыли из подземных горных выработок, горении пород в отвалах.
С 1 января 2019 г. в силу вступил новый крупный пакет поправок в ФЗ «Об охране окружающей среды»[2] который призван установить новые правила экологического нормирования деятельности предприятий и организаций, усовершенствованы регулирующие вопросы выбросов в атмосферу. Так, в частности, устанавливается, что на объектах I категории, определенных в соответствии с законодательством РФ в области охраны окружающей среды, стационарные источники загрязняющих веществ, образующихся при эксплуатации технических устройств, оборудования или их совокупности (установок), виды которых устанавливаются Правительством РФ, должны быть оснащены автоматическими средствами измерения и учета показателей выбросов вредных (загрязняющих) веществ, а также техническими средствами фиксации и передачи информации о показателях выбросов вредных (загрязняющих) веществ в государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду[15].
К I категории относятся предприятия, занимающиеся непосредственно добычей сырой нефти, различных руд, производством кокса, нефтепродуктов, т.е., собственно, большая часть недропользователей. Для объектов I категории юридические лица и ИП обязаны получить комплексное экологическое разрешение (КЭР). В соответствии со ст. 31.1 Федерального закона «Об охране окружающей среды» КЭР заменит собой ныне предусмотренные отдельные разрешения на выбросы, сбросы загрязняющих веществ и на размещение отходов[28].
КЭР - это новый документ, его цель - улучшить контроль за наиболее крупными природопользователями. В целом, КЭР представляет собой комбинацию из проекта допустимых выбросов (ПДВ), норматива допустимых сбросов (НДС), выполнения расчета нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (ПНООЛР), программы экологического контроля (ПЭК), разработки технологических нормативов и программы экологической эффективности[25].
При этом ст. 1 ФЗ «Об окружающей среде» определяет, что наилучшая доступная технология (НДТ) - технология производства продукции (товаров), выполнения работ, оказания услуг, определяемая на основе современных достижений науки и техники и наилучшего сочетания критериев достижения целей охраны окружающей среды при условии наличия технической возможности ее применения.
Несмотря на благие намерения реформирования законодательства, комплексная технологическая база НДТ в настоящее время не сформирована. Согласно п. 3 ст. 23 ФЗ «Об охране окружающей среды» технологические показатели НДТ устанавливаются нормативными документами в области охраны окружающей среды не позднее шести месяцев после опубликования информационно-технических справочников по НДТ. Такие справочники были утверждены приказами Росстандарта: 10 - в 2015 г., 12 - в 2016 г. и 28 - в 2017 г.
В целом заявка на получение КЭР должна содержать как расчеты технологических нормативов, так и расчеты нормативов допустимых выбросов (НДВ), нормативов допустимых сбросов (НДС) радиоактивных, высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами, при наличии таких веществ в выбросах, сбросах загрязняющих веществ, а также обоснование нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (НООЛР). При этом ст. 8.47 КоАП РФ предусматривает ответственность за отсутствие данного разрешение в размере штрафа от 50 000 до 100 000 рублей и дополнительно прибавляется применение коэффициента 100 к расчетам платы за негативное воздействие на окружающую среду.
Применение повышенного коэффициента направлено на стимулирование предприятия к проведению мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду и внедрению наилучших доступных технологий.
Так как данный коэффициент является новеллой российского законодательства, то в письме от 29 августа 2017 г. № АС-06-02-36/19116[14] Росприроднадзор дал разъяснения по вопросу применения коэффициентов к ставкам платы за негативное воздействие на окружающую среду применяемых с 1 января 2020 г. Ведомство поясняет, что коэффициент 100 устанавливается за объем или массу выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ, превышающих установленные для объектов I категории, а также превышающих указанные в декларации о воздействии на окружающую среду для объектов II категории такие объем или массу.
Так же у предприятий, которые уже получили данное разрешение, оно может быть отозвано, в случае если в течение шести месяцев с начала действия КЭР появится (либо не будет устранено существующее) превышение установленных обязательств по выбросам и сбросам.
Впервые в отечественной практике на законодательном уровне поставлен вопрос о необходимости оборудовать источники выбросов экологически опасных предприятий автоматическими системами контроля с передачей результатов измерений в надзорные органы. Согласно новым поправкам юридические лица, которые осуществляют деятельность на объектах I категории, обязаны оснастить стационарные источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух средствами автоматического контроля. Внедрение системы непрерывного контроля выбросов (СНКВ) обязательно на всех объектах НВОС I категории.
ФГУП «ВНИИМ им. Д. И. Менделеева» разработан проект национального стандарта РФ «Система автоматических средств измерений и учета объема и (или) массы выбросов загрязняющих веществ и концентрации загрязняющих веществ в промышленных выбросах». Этот стандарт распространяется на системы автоматических средств измерений и учета выбросов, которые применяются для экологического мониторинга выбросов. Он предназначен для хозяйствующих субъектов и других организаций, которые осуществляют непрерывный контроль вредных промышленных выбросов стационарными источниками с помощью автоматической информационно-измерительной системы[26].
Наиболее важным является то, что система мониторинга выбросов является системой двойного значения. С одной стороны предприятие-недропользователь может самостоятельно получить объективную информацию по своим выбросам в соотношении к значениям, установленным нормативным требованиями, а также объемам реальных платежей за загрязнение окружающей среды, осуществляемых предприятием. Специалисты отмечают, что данная информация может и должна служить основанием для обращения предприятия в соответствующие надзорные органы для пересмотра упомянутых показателей, если последние находятся в противоречии с результатами замеров системы[24].
Во-вторых, это позволит операторам установок следить и принимать в случае необходимости превентивные меры, снижающие уровень выбросов до допустимых значений.
В феврале 2018 г. «Газпром нефть», Федеральная служба по надзору в сфере природопользования, Министерство связи и массовых коммуникаций РФ в рамках российского инвестиционного форума в Сочи подписали соглашение о взаимодействии. Цель соглашения - реализация пилотного проекта по внедрению в нефтеперерабатывающей промышленности автоматизированных систем мониторинга воздуха с применением технологий Интернета[29].
Впервые в России данные системы мониторинга воздуха с нефтеперерабатывающих заводов в Москве и Омске в автоматическом режиме начали передаваться в Росприроднадзор. Результаты пилотных испытаний лягут в основу правительственных нормативов к оснащению автоматизированными системами мониторинга воздуха (АСМВ) всех предприятий нефтеперерабатывающей отрасли.
Таким образом, предприятиям-недропользователям, которые имеют объекты I категории, необходимо приступать к поэтапному внедрению СНКВ уже сейчас, в первую очередь это касается предприятий по добыче сырой нефти и природного газа, кокса.
Большую проблему в практике безопасности объектов недропользования представляют собой и отходы недропользования, что связано с тем, что отходы недропользования составляют подавляющую по массе часть отходов, образованных и образующихся в настоящее время на территории России. В результате функционирования горнопромышленного комплекса на сегодняшний день накоплено порядка 80-100 млрд. т отходов недропользования. Ежегодно этот
объём увеличивается на 1,5-2 млрд. т. В среднем при переделе в хвостах обогащения доля неизвлечённых компонентов (потери) от их количества в исходной руде составляет: молибдена, меди, никеля -до 25%, кобальта - до 35%, свинца, цинка - до 45%, вольфрама - до 50%, олова - до 60%, редких и редкоземельных металлов - до 100%, нерудных полезных ископаемых, залегаемых совместно с основными полезными ископаемыми месторождений, - до 100%. Значительное количество отходов образуется при геологическом изучении недр, прежде всего при геолого-разведочных работах[27].
Основным федеральным законом, регулирующим отношения в области обращения с отходами, в том числе отходами при пользовании недрами выступает ФЗ «Об отходах производства и потреб-ления»[3]. К отходам недропользования Минприроды РФ относит: вскрышные и вмещающие породы; шламы; хвосты обогащения полезных ископаемых; др. отходы от геологического изучения, разведки, добычи и первичной переработки минерального сырья.
Распоряжением от 7 марта 2019 г. №365-р[4] уточняются права недропользователей в отношении отходов недропользования. Пользователям недр на период действия лицензии будет предоставлено право добывать полезные ископаемые и полезные компоненты из отходов недропользования, образовавшихся в результате выполнения работ, связанных с пользованием недрами на предоставленном участке, а также использовать эти отходы для собственных производственных и технологических нужд.
Необходимость вовлечения в промышленную разработку отходов добычи полезных ископаемых и связанных с ней перерабатывающих производств, представляющих собой отходы недропользования, объясняется не только ценными потребительскими свойствами содержащихся в них полезных компонентов, но и высокой степенью их экологической опасности для окружающей среды: накопление больших объемов указанных видов отходов приводит к изъятию из хозяйственного оборота больших земельных площадей, ухудшению экологической обстановки на соответствующей территории, дополнительным затратам собственников отходов на их безопасное хранение.
Законопроектом в целях стимулирования юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, ведущих хозяйственную или другую деятельность, направленную на вовлечение отходов недропользования в освоение с целью добычи или извлечения полезных ископаемых и полезных компонентов предлагается установить с 1 января 2020 г. при исчислении платы за негативное воздействие на окружающую среду коэффициент 0 при размещении отходов недропользования, из которых осуществляется добыча полезных ископаемых и полезных компонентов, в течение срока фактического проведения работ.
Хозяйствующий субъект при намерении осуществлять деятельность по размещению отходов прежде всего обязан включить данный объект в государственный реестр объектов размещения отходов и впоследствии получить лицензию в части размещения отходов. При этом пользователей недр в свою очередь обяжут
предоставлять данные об этих полезных компонентах в органы государственной статистики, а также обеспечивать сохранность компонентов, которые содержатся в отходах, что позволит государственным органам отслеживать процесс.
Нельзя не рассмотреть и вторую составляющую безопасности объектов недропользования, так называемую внутреннюю безопасность, безопасность своих сотрудников. Говоря об экологической безопасности объектов недропользования для работающих там людей, стоит отметить, что чаще всего аварии происходят на шахтах. Так, 11 февраля 2013 г. произошел взрыв метана на шахте «Воркутин-ская», в результате которого 18 горняков погибли и 3 получили травмы разной степени тяжести. В феврале 2016 г. произошло две аварии на шахте «Северная», которые унесли жизни 36 человек. В августе 2017 г. произошло затопление шахты «Мир», 8 человек пропало без вести.
Совершенствование нормативно-правовой базы по обеспечению требований к порядку производства работ в угольных шахтах является одним из направлений повышения безопасности труда шахтёров. Не случайно в действующих федеральных нормах и «Правилах безопасности в угольных шахтах» (далее-Правила)[17] сформулировано требование по наличию на каждой угольной шахте действующей многофункциональной системы безопасности (МФСБ). Состав системы, то есть комплектность МФСБ для каждой шахты, определяется в процессе её построения, на этапе предпроектной проработки с учётом оценки конкретных видов опасностей, свойственных данной шахте.
Общепринятая российская практика такова, что на каждом опасном производственном объекте существуют свои инструкции, регламентирующие порядок действий при возникновении чрезвычайных ситуация и ликвидации аварий. Данный документ носит название «План ликвидации аварий», он разрабатывается на случай предполагаемых аварий в соответствии с Инструкцией по составлению планов ликвидации аварий[8] на каждые 6 месяцев главным инженером шахты и командиром обслуживающего шахту горноспасательного взвода, согласовывается с командиром военизированного горноспасательного отряда и утверждается соответствующим техническим руководителем ГП (ПО, самостоятельной шахты и др.) за 15 дней до ввода в действие.
Требования российского законодательства закрепляют, что Шахты должны быть оборудованы системами позиционирования и поиска работников, позволяющими контролировать их местонахождение и осуществлять поиск в действующих горных выработках, через завалы горных пород, в том числе при отсутствии электроэнергии[13].
Ресурсов для реализации данных требований имеется достаточно, многие российские компании разработали информационные продукты, призванные определять местонахождения людей в шахте, вести контроль доступа. Например, можно выделить российские продукт «РадиуСкан», RealTrac «Шахта» - Многофункциональные системы безопасности (МФСБ) для решения задач по обеспечению требований по промышленной безопасности на объектах подземной горной добычи полезных ископаемых и многие другие.
Объективная информация о местоположении персонала,
полученная на момент аварии, позволяет повысить оперативность горно-спасательных работ при эвакуации и спасении персонала во время аварии и обеспечить выполнение требований правил безопасности. Но функцией «Сканирующего аэрогазового контроля» не обладает ни одна из представленных на рынке систем безопасности, за исключением системы ГОРНАСС (SBGPS). Каждое устройство оповещения включает в себя сигнализатор метана (внесенный в реестр средств измерений Росстандарта)[20]. Данное требование не закреплено на законодательном уровне, хотя самые частые аварии происходят именно от взрыва метана. В качестве меры повышения безопасности специалисты предлагают заблаговременно проводить дегазацию, но проблема заключается в значительных капиталовложениях сроком 5-7 лет. Эта технология позволяет снизить газоносность на 50-60 процентов, а, следовательно, упадет и риск смертей при работе в шахте.
Особенностью внедрения данного инструмента является то, что при обнаружении превышения допустимого уровня концентрации газа происходит повсеместное оповещение об этом, прежде всего, сигнал поступает шахтерам, загорается индикатор у диспетчера, и автоматически отправляются электронные сообщения всем заинтересованным лицам (руководству шахты, контролирующим органам), что не допускает ситуации сокрытия аварии и повышает уровень ответственности всех лиц, участвующих в процессе недропользования.
С целью повышения безопасности данных объектов недропользования, существует необходимость рассмотрения обязательной процедуры заблаговременной дегазации на государствен-
ном уровне, и, в случае принятия положительного решения, внести дополнения в нормативно-правовую базу. Так же для повышения безопасности шахт имеет смысл использовать и зарубежный опыт: в 2006 году в США по итогам расследования ряда аварий Управление по безопасности и охране труда при добыче полезных ископаемых (MSHA) ввело в действие так называемый Miner Act, в соответствии с которым все шахты должны иметь систему определения местоположения персонала и систему контроля газов, что способствовало радикальному снижению аварийных ситуаций[19].
В целом данные нововведения демонстрируют переход к новой модели экологического регулирования, при которой учетной единицей является не организация в целом, а конкретный объект, который ей принадлежит. То есть если организации принадлежит несколько объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, то данная разрешительная документация должна быть получена на каждый из них. Следовательно, экологическое законодательство пытается воздействовать и контролировать количество выбросов, что в будущем может положительно сказаться на состоянии экологии. Представляется, что решение обозначенных проблем лежит в плоскости разработки и принятия соответствующего нормативного акта, в котором были бы заложены фундаментальные основы правового регулирования безопасности объектов недропользования, провозглашены его принципы, разработаны действующие правовые меры предупреждения и противодействия угрозам, уточнена юридическая терминология.
Библиография:
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // "Собрание законодательства РФ", N 31, ст. 4398, 04.08.2014.
2. Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" // "Собрание законодательства РФ", N 2, ст. 133, 14.01.2002.
3. Федеральный закон от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» // СЗ РФ, № 26, ст. 3009, 1998.
4. Распоряжение Правительства РФ от 07.03.2019 N 365-р «О проекте федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О недрах" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях стимулирования использования отходов недропользования"» [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации. - 11.03.2019. - Режим доступа: http://www.pravo.gov.ru.
5. Приказ Ростехнадзора от 12.03.2013 N 101 "Об утверждении Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Правила безопасности в нефтяной и газовой промышленности" // "Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти", N 24, 17.06.2013.
6. Приказ Ростехнадзора от 14.10.2014 N 462 "Об утверждении Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Инструкция по борьбе с пылью в угольных шахтах" // "Российская газета" (специальный выпуск), N 24/1, 06.02.2015.
7. Приказ Ростехнадзора от 19.11.2013 N 550 "Об утверждении Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Правила безопасности в угольных шахтах" // "Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти", N 7, 17.02.2014.
8. Приказ Ростехнадзора от 31.10.2016 N 451 (ред. от 08.08.2017) "Об утверждении Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Инструкция по составлению планов ликвидации аварий на угольных шахтах" [Электронный ресурс] // Офиц. интернет-портал правовой информации. 30.11.2016. - Режим доступа: http://www.pravo.gov.ru.
9. Приказ Ростехнадзора от 01.12.2011 N 678 (ред. от 08.08.2017) "Об утверждении Положения об аэрогазовом контроле в угольных шахтах" // "Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти", N 14, 02.04.2012.
10. Постановление Госгортехнадзора РФ от 06.06.2003 N 71 (ред. от 30.06.2009) "Об утверждении "Правил охраны недр" // "Российская газета", N 118, 19.06.2003.
11. Постановление Минтруда РФ от 19.12.1996 N 20 "Об утверждении Межотраслевых норм времени на геофизические исследования в скважинах, пробуренных на нефть и газ" // "Бюллетень Минтруда РФ", N 1, 1997.
12. Приказ Ростехнадзора от 28.11.2016 N 501 "Об утверждении Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Правила промышленной безопасности при разработке нефтяных месторождений шахтным способом" [Электрон. ресурс] // Офиц. интернет-портал правовой информации. 22.12.2016. - Режим доступа: http://www.pravo.gov.ru.
13. Приказ Ростехнадзора от 11.12.2013 N 599 (ред. от 21.11.2018) "Об утверждении Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Правила безопасности при ведении горных работ и переработке твердых полезных ископаемых" // "Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти", N 38, 22.09.2014.
14. Письмо Росприроднадзора от 29.08.2017 N АС-06-02-36/19116 "О применении коэффициентов" // Документ опубликован не был.
15. Проект Федерального закона № 425725-7 «О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды» и в Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды"» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» в части создания систем автоматического контроля выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ» [Электронный ресурс] // Текст документа приведен в соответствии с публикацией на сайте http://sozd.parlament.gov.ru/ по состоянию на 26.03.2018.
16. Соглашение о сотрудничестве государств-участников Содружества Независимых Государств в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций // СЗ РФ, 2018. N6, Ст. 799.
17. Правила безопасности в угольных шахтах/ Федер. нормы и правила в обл. пром. безопасности/ Серия 05. Выпуск 40. — М.: ЗАО «Научно-технический центр исследований проблем пром. безопасности», 2014. — 200 с.
18. Боклан Д.С. Трансграничный ущерб окружающей природной среде от опасных видов деятельности (международно-правовые основы предотвращения и ответственности): дис. ... канд. юр. наук. М., 2004. С. 8.
19. Ваганов В.С. Развитие многофункциональных систем безопасности для угольных шахт. Новые требования ГОСТ [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://dprom.online/chindustry/razvitie-mnogofunktsionalnyh-sistem-bezopasnosti-dlya-ugolnyh-shaht-novye-trebovaniya-gost/ (Дата обращения 16.07.2019).
20. Ваганов В.С. Многофункциональные системы безопасности, применяемые при производстве горных работ [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://mining-media.ru/ru/article/prombez/6930-mnogofunktsionalnye-siste (Дата обращения 05.08.2019).
21. Демичев А.А., Грачева О.С. Экологическое право: учебник. М.: Прометей, 2017. 348 с.
22. Дудиков М.В. Применение гражданско-правовых средств регулирования недропользования в РФ. [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.mnr.gov.ru/regulatory/detail.php?ID=130606 (дата обращения: 01.04.2014).
23. Жаворонкова Н.Г. Эколого-правовые проблемы обеспечения безопасности при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера: дис. ... д. юр. н. М., 2007. С. 83-84.
24. Кто испортил воздух? В России принят закон о системах автоматического контроля выбросов в атмосферу // «Нефть и газ Сибири» №3 (32), 2018.
25. Ламихова М. Утвержден порядок выдачи КЭР — можно начинать работу // Справочник эколога. 2019. № 4. С. 6-16.
26. Максимов В.В. Система непрерывного контроля выбросов. // Экология производства, 2018.
27. О внесении в Госдуму законопроекта об использовании отходов недропользования [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://government.ru/activities/selection/301/35971/ (Дата обращения 10.07.2019).
28. Петрова Т.В. Правовое регулирование нормирования воздействия на окружающую среду: новые подходы и старые проблемы // Экологическое право. 2018. № 5. С. 24 - 29.
29. Официальная страница «Газпром-нефть» // https://www.gazprom-neft.ru/press-center/news/1414498/ (Дата обращения 01.06.2019).