Научная статья на тему 'НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ И ОХРАНЫ НЕДР В ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКОМ КОМПЛЕКСЕ'

НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ И ОХРАНЫ НЕДР В ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКОМ КОМПЛЕКСЕ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
48
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС / FUEL AND ENERGY COMPLEX / НЕФТЕГАЗОВЫЙ КОМПЛЕКС / OIL AND GAS COMPLEX / УГОЛЬНАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / COAL INDUSTRY / МЕСТНЫЕ ВИДЫ ТОПЛИВА / НЕДРОПОЛЬЗОВАНИЕ / SUBSOIL USE / НЕДРА / SUBSOIL / ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / LEGAL REGULATION / RADIOACTIVE INDUSTRY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Спиридонов Денис Вадимович

В статье рассмотрела деятельность топливно-энергетического комплекса РФ и его значение в различных сферах недропользования. Помимо этого автором затронут вопрос правового регулирования использования и охраны недр в топливно-энергетическом комплексе. Рассмотрены примеры правового регулирования в сфере пользования недрами, сделан акцент на нормах гражданского законодательства, применяемых в рамках правоотношений, связанных с недропользованием. Подробно описано значение в частности нефтегазового комплекса, угольной промышленности и их влияние на жизнь современного населения России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Some peculiarities of legal regulation of the use and protection of mineral resources in the fuel and energy complex

The article examined the activities of the fuel and energy complex of the Russian Federation and its significance in various spheres of subsoil use. In addition, the author touches upon the issue of legal regulation of the use and protection of subsoil in the fuel and energy sector. Examples of legal regulation in the sphere of subsoil use are considered, emphasis is placed on the norms of civil legislation applied in the context of legal relations related to subsoil use. The significance of the oil and gas complex, coal industry and their impact on the life of the modern population of Russia is described in detail.

Текст научной работы на тему «НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ И ОХРАНЫ НЕДР В ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКОМ КОМПЛЕКСЕ»

НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ И ОХРАНЫ НЕДР В ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКОМ КОМПЛЕКСЕ

СПИРИДОНОВ Денис Вадимович,

кандидат юридических наук,

преподаватель кафедры экологического и природоресурсного права

Московского государственного юридического университета им. О.Е. Кутафина (МГЮА).

E-mail: [email protected]

Краткая аннотация: в статье рассмотрела деятельность топливно-энергетического комплекса РФ и его значение в различных сферах недропользования. Помимо этого автором затронут вопрос правового регулирования использования и охраны недр в топливно-энергетическом комплексе. Рассмотрены примеры правового регулирования в сфере пользования недрами, сделан акцент на нормах гражданского законодательства, применяемых в рамках правоотношений, связанных с недропользованием. Подробно описано значение в частности нефтегазового комплекса, угольной промышленности и их влияние на жизнь современного населения России.

Abstract: The article examined the activities of the fuel and energy complex of the Russian Federation and its significance in various spheres of subsoil use. In addition, the author touches upon the issue of legal regulation of the use and protection of subsoil in the fuel and energy sector. Examples of legal regulation in the sphere of subsoil use are considered, emphasis is placed on the norms of civil legislation applied in the context of legal relations related to subsoil use. The significance of the oil and gas complex, coal industry and their impact on the life of the modern population of Russia is described in detail.

Ключевые слова: топливно-энергетический комплекс, нефтегазовый комплекс, угольная промышленность, местные виды топлива, недропользование, недра, правовое регулирование.

Keywords: fuel and energy complex, oil and gas complex, coal industry, radioactive industry, subsoil use, subsoil, legal regulation.

Деятельность в сфере топливно-энергетического комплекса характеризуется особой социальной значимостью. Итоговые показатели добычи природных ископаемых, используемых

в топливно-энергетическом комплексе, опубликованные на официальном сайте Министерства энергетики России за 2016 год, представлены в таблице 1.

Таблица 1 - Сведения о добыче (производстве) топливно-энергетических ресурсов

в России (итоги 2016 г.)1

Виды ресурсов Показатели

Сырая нефть (добыча с учётом газового конденсата) 594 297,84 тыс. тонн

Нефтепродукты 851,66 тыс. тонн

Природный газ 115 300,00 тыс. тонн

Уголь 63 764,60 тыс. тонн

Электроэнергия 197 100,00 млн. Квт*час

Тепловая энергия 147 700,00 тыс. Гкал

1 Основные показатели. Режим доступа: https://minenergo.gov.ru/node/1209 (дата обращения: 19.10.2017).

Правовое регулирование деятельности в сфере охраны недр в топливно-энергетическом комплексе осуществляется нормами различных отраслей публичного и частного права, которые тесно связаны между собой и пребывают во взаимодействии. В числе основных источников регулирования использования и охраны недр в сфере топливно-энергетического комплекса следует назвать Гоаждан-ский кодекс Российской Федерации (ГК РФ) . Применительно к использованию недр в топливно-энергетическом комплексе, особый интерес представляют гл. 4 «Юридические лица», гл. 30 «Купля-продажа» (особенно §6 «Энергоснабжение»), гл. 54 «Коммерческая концессия» и др. Отношения по использованию недр обладают сложной гражданско-правовой природой. Отношения в сфере недропользования обусловлены спецификой недр, которые способны обеспечить интересы субъектов предпринимательской деятельности и всего государства.

К тому же, недропользование сопровождается обязательствами, вытекающими из гражданско-правовых договоров, и наступлением ответственности за их неисполнение или несвоевременное исполнение. Закон РФ «О недрах» в недостаточной степени учитывает положения действующего гражданского законодательства, в частности не определены пределы правового регулирования отношений недропользования. Например, согласно ч.6 ст.9 и ст.11 Закона РФ «О недрах», права и обязанности пользователя недр возникают с момента государственной регистрации лицензии на пользование участками недр. Обладая надлежащими возможностями, имея в пользовании участок недр, недропользователь вправе вступить в договорные отношения с организациями, оказывающими услуги по обслуживанию, обустройству и поддержанию участка недр. При этом ответственность за нарушение условий договора и действующего законодательства о недрах в некоторой степени возлагается на самого недропользователя, которому следует прибегать к гражданско-правовым нормам об

1 Гражданский кодекс Российской Федерации (Часть первая) от 30.11.1994 г. № 51-ФЗ, в редакции от 8 апреля 2017 г. // Собрание законодательства РФ. - 1994. - № 32. - Ст. 3301.

2 Закон РФ от 21.02.1992 г. № 2395-1 «О недрах» // Собрание законодательства РФ. - 1995. - № 10. - Ст. 823.

ответственности.

В целом, отношения недропользования имеют публичный характер, хотя в качестве одной из основополагающих задач ст.15 Закона РФ «О недрах» декларирует развитие рыночных отношений. Тем не менее, нормы гражданского законодательства России построены таким образом, что позволяет без ущерба применять их в рамках различных правоотношений, в том числе и тех, которые связаны с недропользованием.

Для разъяснения сущности недр как самостоятельной категории следует обратиться к преамбуле Закона РФ «О недрах»: недра являются частью земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии - ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающейся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения. Следует отметить, что ч. 5 ст.9 Закона РФ «О недрах» определяет, что для осуществления отдельных видов деятельности, связанных с недропользованием, требуется наличие лицензии. Пользователи недр обязаны иметь специальное разрешение (лицензию) на осуществление соответствующих видов деятельности или заключать договоры с организациями, имеющими право на осуществление видов деятельности в сфере недропользования. Установление данной нормы не случайно.

Действительно, не всегда пользователям недр целесообразно иметь у себя на балансе различное дорогостоящее имущество и оборудование для исследования и использования недр и их ресурсов. Обычно такое оборудование используется лишь в определенных случаях, кроме того, оно требует особого ухода, вложения дополнительных средств, а также привлечения штата сотрудников для обеспечения его функционирования. Например, для обустройства месторождения требуется прохождение горных выработок, что требует использования различных пиротехнических мероприятий; также недропользователь может периодически прибегать к проведению геофизических, маркшейдерских, проектных и иных работ. Согласно ч.6 ст.9 и ст.11 Закона РФ «О недрах», права и обязанности пользователя недр возникают с момента государственной регистрации лицен-

зии на пользование участками недр.

Полноценное определение лицензии в сфере недропользования дано в ст. 11 Закона РФ «О недрах». В частности, лицензией является документ, который удостоверяет право её владельца на пользование определенным участком недр в установленных границах, согласно указанной цели и в рамках определенного срока. В статье 7 Закона РФ «О недрах» установлено, что в соответствии с лицензией на пользование недрами для добычи полезных ископаемых, строительства и эксплуатации подземных сооружений участок недр предоставляется пользователю в виде горного отвода.

Горным отводом является участок недр, который ограничен плоскостями, проходящими отвесно через границы, обозначенные специальными знаками. Горные отводы предоставляются пользователям недр в рамках действующей лицензии на добычу полезных ископаемых, строительство и эксплуатацию сооружений различного назначения, в том числе и в рамках деятельности, охватываемой топливно-энергетической сферой. О недостоверности данных границ горного отвода можно говорить и тогда, когда представленная геологическая информация ошибочна. Впоследствии, такие ошибки могут повлиять на изменение границ всего горного отвода, как следствие, изменяться условия пользования недрами, что недопустимо, так как п.3 ч.1 ст.12 Закона РФ «О недрах» указывает на обязательное наличие в лицензии пространственных границ участка недр, предоставляемого в пользование. В частности, данный вывод подтверждается материалами судебной практики1.

Часть 1 ст. 23.2 Закона РФ «О недрах» определяет, что разработка месторождений полезных ископаемых и пользование недрами в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, осуществляются в соответствии с утвержденными техническими проектами. Технические проекты такой документации, разрабатываемые теплоснабжающими и добывающими организациями, подлежат согласованию с федеральным органом исполнительной власти.

1 Постановление президиума Свердловского областного суда от 08.02.2012 г. по делу № 44-Г-6/2012 // СПС «Консультант Плюс».

Материалы судебной практики свидетельствуют о некоторых сложностях, которые возникают при согласовании, разработке и соблюдению технической документации. Так, было рассмотрено дело по заявлению теплоснабжающей организации о признании незаконным постановления Росприроднадзора о привлечении ее к

2

административной ответственности .

Росприроднадзор усмотрел в действиях организации существенные нарушения законодательства о недрах и использования лицензии. В процессе рассмотрения дела суд пришел к заключению, что основные положения о разработке технической и проектной документации должны содержаться не только в нормах действующего законодательства о недрах, но и в соответствующих документах. Суд отметил, что снабжающая организация не освобождается от обязанности обратиться в компетентный орган с требованием о необходимости разработки такой документации. В действиях теплоснабжающей организации суд не обнаружил нарушений по той причине, что законодательно не установлен срок подготовки проекта лицами, которые уже начали пользование недрами. Рассмотрев материалы дела, суд признал постановление незаконным и отменил его. Таким образом, суды весьма пристально изучают материалы, предоставляемые недропользователями, не опираясь только на сведения, предоставляемые уполномоченными органами в сфе-

3

ре недропользования .

Соответственно, отношения по использованию недр обладают сложной правовой природой, а также обусловлены спецификой недр, которые способны обеспечить интересы субъектов предпринимательской деятельности и всего государства.

Нефтегазовый комплекс.

Федеральный закон от 31 марта 1999 г. № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации»4 определяет правовые, организа-

2 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.10.2011 г. № 15АП-8976/2011 по делу № А32-34310/2010 // Документ опубликован не был. СПС «Консультант +».

3 Решение Арбитражного суда г. Москвы от 19.07.2012 г. по делу № А40-13655/12-99-68 // СПС «Консультант Плюс»; Апелляционное определение Ульяновского областного суда от 06.06.2017 г. по делу № 33-2181/2017 // СПС «Консультант Плюс».

4 Федеральный закон от 31.03.1999 г. № 69-ФЗ «О газоснабжении

ционные и экономические основы отношений в области газоснабжения, а также направлен на обеспечение удовлетворения потребностей государства в стратегических энергетических ресурсах. Главы 4 и 5 названного закона посвящены важным вопросам функционирования Единой системы газоснабжения и правовых основ развития единого рынка газа на территории России. Единая система газоснабжения - это промышленный объект, который представлен системой газопроводов, хранилищ и станций, для которых недра имеют особое значение. В настоящее время именно Единая система газоснабжения представляет собой уникальный технологический комплекс, включающий в себя объекты добычи, переработки, транспортировки, хранения и распределения газа в европейской части России и Западной Сибири. Единая система газоснабжения обеспечивает непрерывный цикл поставки газа от скважины до конечного потребителя, следовательно, рациональное и правомерное пользование недрами является неотъемлемой частью нормального существования и функционирования всей системы газоснабжения в России.

Следует отметить, что в ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» присутствуют прямые указания на особенности пользования недрами в сфере газоснабжения. Однако в ст. 3 ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» определены границы законодательного и нормативного регулирования газоснабжения в России. В ст. 10 ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» определены основания и порядок отнесения месторождения газа к объектам федерального значения. В ст. 12 ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» значится, что в целях обеспечения надежного газоснабжения в России Правительством РФ определяется перечень участков недр федерального значения, которые предоставляются в пользование без проведения аукционов для разведки и добычи газа. Речь идёт о Распоряжении Правительства России от 15 июня 2009 года «Об утверждении перечня участков недр федерального значения, которые пре-

в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. -1999. - № 14. - Ст. 1667.

доставляются в пользование без проведения аукционов»1. Для организаций, которым предоставлено право пользования участками недр, имеющими федеральное значение, действует правило о получении лицензии в порядке, определенном Законом РФ «О недрах». В части недропользования о возникновении договорных отношений можно говорить только при наличии у пользователя недрами лицензии, а если быть точнее, то после осуществления процедуры государственной регистрации лицензии на пользование участками недр (ч.5 ст.9 Закона РФ «О недрах»). Лицензия (специальное разрешение) на право пользования недрами для организаций в сфере газоснабжения является особым правовым актом, способствующим возникновению прав и обязанностей, который в соответствии со ст.11 Закона РФ «О недрах» удостоверяет право пользования недрами.

В целях полноценной реализации положений ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации», Правительством Российской Федерации принимаются различные подзаконные акты, направленные на улучшение и развитие топливно-энергетического комплекса. Например, в 2002 году Правительством были утверждены Правила пользования газом и предоставления услуг по газоснабжению . Названные Правила направлены на обеспечение соблюдения требований по обеспечению рационального и эффективного использования газа в качестве топлива или сырья.

Несмотря на высокую значимость развития топливно-энергетического комплекса в российской экономике, некоторые вопросы использования ценных ресурсов (нефти и газа, тепловой и электрической энергии) в данном комплексе остаются нерешенными. Важно признать, что ресурсов для интересов энергетики достаточно много, но нефть и газ среди них одни из самых принципиальных. В частности, речь идёт о надлежащем правовом регулировании

1 Распоряжение Правительства РФ от 15.06.2009 г. № 787-р «Об утверждении перечня участков недр федерального значения, которые предоставляются в пользование без проведения аукционов» // Собрание законодательства РФ. 2009. № 25. Ст. 3100.

2 Постановление Правительства Российской Федерации от 17.05.2002 г. № 317 «Об утверждении Правил пользования газом и предоставления услуг по газоснабжению в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 2002. - № 20. - Ст. 1870.

процесса добычи и использования нефти и газа. Так, в 1995 году был подготовлен первый законопроект о нефти и газе1, который после нескольких попыток так и не был принят. Последствия такой ситуации не заставили себя долго ждать. Настоятельная потребность в полноценном регулировании вопросов добычи и изучения нефти, разработки и освоения месторождений продолжает оставаться актуальной и значимой.

Нефтяная отрасль предполагает не только поиски и разведку сырья, но и его разработку, эксплуатацию, дальнейшую транспортировку нефти и её поставку потребителям. Е.А. Гаврилина отмечает, что в рамках российской нефтяной отрасли сформировалось три сегмента: геологоразведка и добыча, переработка и сбыт, транспортировка нефти2. В соответствии сегментному делению, нефтяные компании можно разделить не несколько групп. Также следует отметить, что основная масса организаций и компаний в топливно-энергетическом комплексе являются юридическими лицами с различной организационно-правовой формой.

В сегменте топливно-энергетического комплекса термин «добыча и геологоразведка» предполагает, что ключевую деятельность осуществляют производители нефти, или нефтедобывающие организации. В п. 1.2 Приказа Минтопэнерго России «О совершенствовании организации учета добычи и распределения нефтяного сырья»3 приводится определение производителя нефти - юридического лица, обладающего следующими важными признаками: государственная регистрация в качестве юридического лица на территории России, а также в реестре организаций Минтопэнерго России; осуществление добычи углеводородного сырья на основании полученной лицензии на право пользования недрами, или лицензионного соглашения; использование собственных или

1 Павлов И.И. Правовой режим использования недр для геологического изучения и добычи нефти и газа в Российской Федерации: автореф. дисс. ... канд. юрид. наук. - М., 2008. - С. 10.

2 Гаврилина Е.А. Система договорных связей на рынке нефти и нефтепродуктов: дисс. ... канд. юрид. наук. - М., 2014. - С. 38.

3 Приказ Минтопэнерго России от 12.11.1998 г. № 329 «О совершенствовании организации учета добычи и распределения неф-

тяного сырья» // СПС «Консультант Плюс».

арендованных основных фондов.

Важно отметить, что законодательство не содержит соответствующего определения независимых нефтяных компаний. Тем не менее, в Постановлении Правительства России «Об обеспечении доступа независимых организаций к газотранспортной системе ОАО «Газ-пром»4 присутствует пояснение термину «независимая организация» (п.1). Независимыми организациями являются организации, которые не входят в систему ПАО «Газпром», и могут быть представлены независимыми производителями, поставщиками, потребителями газа. ПАО «Газпром» располагает богатыми запасами природного газа - более 36 трлн. куб. метров. Доля компании в мировых запасах составляет 17%. Следует отметить, что в России запасы природного газа составляют 48,7 трлн. куб. м.

Среди субъектов на рынке нефти и газа следует упомянуть и предприятия нефтепро-дуктообеспечения, которые занимаются изучением потребностей в нефтепродуктах на определенной территории. Собственно, подобное изучение позволяет определить основные виды деятельности таких предприятий: реализация нефти и газа, поставка нефтепродуктов для государственных нужд, содержание и эксплуатация нефтебаз, оказание услуг по хранению.

Особое положение в нефтегазовой отрасли занимает АК «Транснефть» - монополист в сфере услуг по транспортировке нефти, газа и нефтепродуктов через магистральные трубопроводы. Учредителем данной компании является Правительство России, и 100% акций компании находятся в федеральной собственности. В органах управления АК «Транснефть» стратегические направления развития компании определяют представители государства, осуществляя при этом производственно-хозяйственную и финансовую деятельность. Согласно п. 2.4 устава АК «Транснефть» является стратегическим акционерным обществом, которое осуществляет управление системой магистральных нефтепроводов и их охрану.

Основная деятельность АК «Транс-

4 Постановление Правительства России от 14.07.1997 г. № 858 «Об обеспечении доступа независимых организаций к газотранспортной системе ОАО «Газпром» // Собрание законодательства РФ. - 1997. - № 29. - Ст. 3525.

нефть» - получение прибыли - соотносится с задачами Компании. Основными задачами компании являются: организация и осуществление транспортировки нефти и ее продуктов; управление единой системой магистральных нефтепроводов, включая транспортировку нефти и нефтепродуктов в пределах и за пределами России; обеспечение доступа к услугам по транспортировке нефти; развитие системы магистральных нефтепроводов; соблюдение требований промышленной и экологической безопасности; защита объектов топливно-энергетического комплекса, которые принадлежат компании.

Угольная промышленность

Топливно-энергетический комплекс -это совокупность отраслей добычи и переработки нефти, природного газа, угля, урана и производства энергии на тепловых, атомных и гидроэлектростанциях. В состав топливно-энергетического комплекса входят также трубопроводы и линии электропередач, поставляющие топливо, тепло, электроэнергию потребителям. Уголь относится к числу стратегических полезных ископаемых. В настоящее время среди исследователей продолжаются оживленные дискуссии по поводу поиска надлежащего определения полезных ископаемых. О.В. Пиме-нова отмечает, что «полезные ископаемые -это минеральные образования недр, обладающие определенными физическими свойствами и химическим составом, который позволяет применять их в сфере производства» .

Россия является одним из мировых лидеров по производству угля. Уголь широко используется в выработке электроэнергии, велика его доля и в работе тепловых электростанций. Следует отметить, что в ст. 1 Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 190-ФЗ «О теплоснабжении» определен предмет регулирования настоящего закона, однако, законодатель напрямую не упоминает о важности применения норм Закона РФ «О недрах» в контексте регулирования теплоснабжения. Названный ФЗ

1 Пименова О.В. Нефть как объект гражданских правоотношений // Право и инвестиции. - 2011. - № 3-4 (48). - С. 9.

2 Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 190-ФЗ «О теплоснабжении» // Собрание законодательства РФ. - 2010. - № 31. -Ст. 4159.

«О теплоснабжении» устанавливает правовые основы экономических отношений, которые связаны с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, созданием и функционированием систем теплоснабжения. Несколько иначе предмет регулирования определен и в ст. 1 Федерального закона от 26 марта 2003 г. № 35-ФЗ «Об электроэнергетике»3. Так, в ФЗ «Об электроэнергетике» упоминаний о пользовании и охране недр нет. Тем не менее, законодательство об электроэнергетики складывается не только из Федерального закона «Об электроэнергетике», но и из других правовых документов, в том числе и из Закона РФ «О недрах».

Следует отметить, что электроэнергетический комплекс России с использованием угольной промышленности составляет, пожалуй, основу современной жизни. В последние годы динамика энергопотребления существенно возросла, на что обращают внимание государственные органы. Правительством России было утверждено Распоряжение от 21 июня 2014 г. № 1099-р «Об утверждении Программы развития угольной промышленности России на период до 2030 года»4. В рамках названного распоряжения предполагается стимулировать недропользователей, получивших лицензию на участок недр с низкой степенью геологической изученности. Меры по стимулированию должны включать предоставление льгот при проведении работ по геологическому изучению и разведке (перенос сроков уплаты разового платежа за пользование недрами, снижение размера разового платежа и др.).

Местные виды топлива.

Уже в ближайшее время с учетом увеличения энергопотребления во всем мире нарастание энергетических проблем в самой России неизбежно, и вся их тяжесть будет особо ощутима на региональном уровне, прежде всего в индустриально развитых регионах, где высок уровень потребления энергии. Многие регионы России в последние годы оказались чрезвычай-

3 Федеральный закон от 26 марта 2003 г. № 35-ФЭ «Об электроэнергетике» // Собрание законодательства РФ. 2003. № 13. Ст. 1177.

4 Распоряжение Правительства РФ от 21 июня 2014 г. № 1099-р «Об утверждении Программы развития угольной промышленности России на период до 2030 года» // СПС «Консультант Плюс».

но зависимы от постоянно дорожающего природного газа и нефтепродуктов, которые относятся к числу наиболее потребляемых ресурсов. При этом следует учитывать, что многие регионы территориально удалены от районов добычи нефти и газа, следовательно, для бесперебойного и более выгодного обеспечения теплом и энергией в ближайшем будущем следует разработать особые региональные концепции на уровне отдельных регионов, которые бы акцентировали внимание на использовании местных видов топлива.

К числу наиболее распространенных видов местного топлива относятся торф, сланцы, отходы сельского хозяйства, древесина, которые на практике могут помочь сократить постоянно дорожающие энергоносители. Важно отметить, что целью энергетической политики России является максимально эффективное использование природных энергетических ресурсов и потенциала энергетического сектора для устойчивого роста экономики, повышения качества жизни населения страны и содействия укреплению ее внешнеэкономических позиций. Так, Правительством РФ была утверждена Энергетическая стратегия на период до 2030 года\ которая разработана совместно с Минэнерго Российской Федерации. Энергетическая стратегия - масштабный документ, затрагивающий одновременно различные вопросы и проблемные аспекты энергетических ресурсов государства, определяющий дальнейшие пути развития топливно-энергетического комплекса. Важно отметить, что недропользование и управление государственным фондом недр относятся к числу основных составляющих гос у-дарственной энергетической политики. Особое внимание обращено и на местные виды топлива, учитывая перспективные направления их использования.

За годы реализации Энергетической стратегии России на период до 2020 года достигнут существенный прогресс в сфере повышения экологической безопасности энергетики. Были также ужесточены экологические требо-

1 Распоряжение Правительства Российской Федерации от 13.11.2009 г. № 1715-р «Об Энергетической стратегии России на период до 2030 года» // Собрание законодательства РФ. - 2009. - № 48. - Ст. 5836.

вания в области недропользования, разработан комплекс мер по эффективному использованию попутного нефтяного газа, разработана система государственной экологической экспертизы инвестиционных проектов в энергетике. Стратегической целью государственной энергетической политики в области недропользования и управления государственным фондом недр является обеспечение устойчивого, эффективного и экологически безопасного воспроизводства минерально-сырьевой базы для удовлетворения энергетических потребностей экономики страны и обеспечения экспорта энергоресурсов. Для достижения стратегической цели недропользования и управления государственным фондом недр необходимо решение следующих задач: повышение активности геологического освоения новых территорий и акваторий; стимулирование привлечения частных инвестиций в геологоразведочные работы и недропользование; стимулирование эффективного недропользования на основе полного и комплексного извлечения топливно-энергетических ресурсов из недр, увеличения коэффициента извлечения нефти; развитие рынка независимых сервисных и инжиниринговых услуг в сфере недропользования.

Торф является природным ресурсом, запасы которого могут при соответствующих условиях возобновляться. Ежегодный прирост торфа на болотах России составляет 250 млн. тонн. Благодаря низкой трудоемкости и энергоемкости добычи топливного торфа, простоте транспортных схем и коротким расстояниям вывозки торф сохраняет конкурентоспособность (в ряде регионов) с другими видами ввозимого твердого топлива. Кроме того, торф характеризуется низким содержанием серы и золы, что обеспечивает невысокий уровень вредных выбросов при его сжигании. Важным местным видом топлива, особенно в целях теплоснабжения, являются городские бытовые отходы. Необходимо создать условия для включения их в топливно-энергетический баланс и решения одновременно экологических проблем. Децентрализованные потребители могут использовать также древесные и сельскохозяйственные отходы.

Следовательно, многие регионы в силу различных причин вынуждены постепенно заду-

мываться о переходе от использования традиционных видов топлива к местным источникам энергии. Причины перехода обусловлены неудовлетворительным состоянием энергетических систем, высоким износом оборудования и инфраструктуры, колоссальными региональными запасами местного топлива. Представляется, что для преодоления отставания России в использовании возобновляемых источников энергии, сохранения запасов истощаемого органического топлива для будущих поколений, существенного улучшения энергоснабжения удаленных от электросетей населенных пунктов, а также улучшения экологической обстановки в экологически напряженных районах необходимо: разработать и принять федеральный закон «О возобновляемых источниках энергии» и ряд других нормативных-правовых актов в его развитие; осуществлять государственную поддержку создания межсезонных запасов торфяного и дровяного топлива.

Радиоактивные материалы.

Радиоактивными материалами, согласно Модельному закону о контроле за оборотом радиоактивных материалов, признаются радиоактивные вещества, ядерные материалы, которые содержат их радиоактивные источники, а также радиоактивные отходы, за которыми

государство осуществляет контроль в рамках

1

действующего законодательства .

В современном мире всё чаще обращается внимание на добычу радиоактивных материалов, среди которых особой популярностью пользуется именно уран. Во-первых, уран - это самое энергонасыщенное топливо из всех известных и используемых на сегодняшний день. Всего несколько килограмм этого вещества способны заменить тысячи кубометров газа и тонны нефти и угля, при этом количество выработанной электрической или тепловой энергии будет одинаковым. Во-вторых, добыча урана важна для получения другого энергетического элемента - плутония. Использование правильных методов добычи урана позволяет снизить в

1 Модельный закон о контроле за оборотом радиоактивных материалов, принят в г. Санкт-Петербурге 04.12.2004 г. Постановлением 24-5 на 24-ом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ // СПС «Консультант Плюс».

несколько раз затраты на строительство горнообогатительных предприятий и одновременно повышается производительность работ. В тоже время высока опасность технической ошибки, которая может привести к серьезным загрязнениям окружающей среды, повышению уровня радиации, что сделает дальнейшее использование природных ресурсов невозможным.

Основным природным ресурсом, используемым для получения урана, является руда. В соответствии со ст. 2.1 Закона РФ «О недрах» участки недр, содержащие месторождения и проявления урана, относятся к участкам недр федерального значения. Статья 2.1 Закона РФ «О недрах» содержала неконкретизированную бланкетную норму о том, что порядок отнесения участков недр к объектам федерального значения, условия пользования ими, а также порядок отнесения их к федеральной собственности устанавливаются федеральными законами. Единственным управомоченным распорядителем, который может предоставить в пользование урано-содержащие участки недр, является государство в лице Правительства РФ (п. 1 ст. 10.1 Закона РФ «О недрах»), которое принимает решение по итогам проведения торгов.

Эффективное использование отдельных мер и механизмов государственной энергетической политики в отношении радиоактивных материалов позволит улучшить качество и повысить эффективность недропользования в топливно-энергетической сфере, таких как: повышение государственного участия в освоении новых территорий и акваторий, включая континентальный шельф арктических морей, увеличение государственного финансирования геологоразведочных работ; совершенствование лицензионной политики, устранение избыточных административных барьеров при проведении геологоразведочных работ, обеспечит скорейший переход к стимулирующему налогообложению недропользователей на рентной основе; разработка специального налогового режима освоения запасов континентального шельфа Российской Федерации; обеспечение условий для достижения не менее чем 95-процентного уровня использования попутного нефтяного газа; повышение достоверности учета запасов топливно-энергетических ресурсов и внедрение

принципов сквозного управления месторожде- всех стадиях - от поисковых работ до завершениями топливно-энергетических ресурсов на ния разработки и ликвидации месторождения.

Библиография:

1. Основные показатели. Режим доступа: https://minenergo.gov.ru/node/1209 (дата обращения: 19.10.2017).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Гражданский кодекс Российской Федерации (Часть первая) от 30.11.1994 г. № 51 -ФЗ, в редакции от 8 апреля 2017 г. // Собрание законодательства РФ. - 1994. - № 32. - Ст. 3301.

3. Закон РФ от 21.02.1992 г. № 2395-1 «О недрах» // Собрание законодательства РФ. - 1995. - № 10. - Ст. 823.

4. Постановление президиума Свердловского областного суда от 08.02.2012 г. по делу № 44-Г-6/2012 // СПС «Консультант Плюс».

5. Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.10.2011 г. № 15АП-8976/2011 по делу № А32-34310/2010 // Документ опубликован не был. СПС «Консультант +».

6. Решение Арбитражного суда г. Москвы от 19.07.2012 г. по делу № А40-13655/12-99-68 // СПС «Консультант Плюс»; Апелляционное определение Ульяновского областного суда от 06.06.2017 г. по делу № 33-2181/2017 // СПС «Консультант Плюс».

7. Федеральный закон от 31.03.1999 г. № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 1999. - № 14. - Ст. 1667.

8. Распоряжение Правительства РФ от 15.06.2009 г. № 787-р «Об утверждении перечня участков недр федерального значения, которые предоставляются в пользование без проведения аукционов» // Собрание законодательства РФ. 2009. № 25. Ст. 3100.

9. Постановление Правительства Российской Федерации от 17.05.2002 г. № 317 «Об утверждении Правил пользования газом и предоставления услуг по газоснабжению в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 2002.

- № 20. - Ст. 1870.

10. Павлов И.И. Правовой режим использования недр для геологического изучения и добычи нефти и газа в Российской Федерации: автореф. дисс. ... канд. юрид. наук. - М., 2008. - С. 10.

11. Гаврилина Е.А. Система договорных связей на рынке нефти и нефтепродуктов: дисс. ... канд. юрид. наук. - М., 2014.

- С. 38.

12. Приказ Минтопэнерго России от 12.11.1998 г. № 329 «О совершенствовании организации учета добычи и распределения нефтяного сырья» // СПС «Консультант Плюс».

13. Постановление Правительства России от 14.07.1997 г. № 858 «Об обеспечении доступа независимых организаций к газотранспортной системе ОАО «Газпром» // Собрание законодательства РФ. - 1997. - № 29. - Ст. 3525.

14. Пименова О.В. Нефть как объект гражданских правоотношений // Право и инвестиции. - 2011. - № 3-4 (48). - С. 9.

15. Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 190-Фз «О теплоснабжении» // Собрание законодательства РФ. - 2010. -№ 31. - Ст. 4159.

16. Федеральный закон от 26 марта 2003 г. № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» // Собрание законодательства РФ. 2003. № 13. Ст. 1177.

17. Распоряжение Правительства РФ от 21 июня 2014 г. № 1099-р «Об утверждении Программы развития угольной промышленности России на период до 2030 года» // СПС «Консультант Плюс».

18. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 13.11.2009 г. № 1715-р «Об Энергетической стратегии России на период до 2030 года» // Собрание законодательства РФ. - 2009. - № 48. - Ст. 5836.

19. Модельный закон о контроле за оборотом радиоактивных материалов, принят в г. Санкт-Петербурге 04.12.2004 г. Постановлением 24-5 на 24-ом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ // СПС «Консультант Плюс».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.