Научная статья на тему 'Государственное управление в сфере недропользования в Российской Федерации'

Государственное управление в сфере недропользования в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
4622
815
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Георесурсы
WOS
Scopus
GeoRef
Область наук
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ / STATE MANAGEMENT / ОТНОШЕНИЯ НЕДРОПОЛЬЗОВАНИЯ / ПРИНЦИПЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ НЕДРОПОЛЬЗОВАНИЯ / PRINCIPLES OF STATE MANAGEMENT IN THE FIELD OF SUBSOIL USE / ПРОЕКТИРОВАНИЕ РАЗРАБОТКИ НЕФТЯНЫХ МЕСТОРОЖДЕНИЙ / ENGINEERING OF OIL FIELDS DEVELOPMENT / SUBSOIL USE RELATIONS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Салиева Роза Наильевна

Рассмотрены элементы государственного управления применительно к сфере недропользования: субъекты управления, объекты управления, цель управления и желаемые результаты; изложены правовые основы государственного управления отношениями недропользования; определены направления законодательного обеспечения государственного управления в области использования и охраны недр.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

State Management in Subsoil Use in the Russian Federation

The elements of management in relation to the field of subsoil use are considered: management subjects, management objects, management objective and desired results; legal basis for state management of subsoil use relations is stated; directions of state management legislative support in the field of subsoil use and protection are determined.

Текст научной работы на тему «Государственное управление в сфере недропользования в Российской Федерации»

Р.Н. Салиева Государственное управление в сфере недропользования в Российской Федерации

УДК 346.5

Р.Н. Салиева

Институт проблем экологии и недропользования АН РТ, sargus6@yandex.ru

Государственное управление в сфере недропользования в

Российской Федерации

Рассмотрены элементы государственного управления применительно к сфере недропользования: субъекты управления, объекты управления, цель управления и желаемые результаты; изложены правовые основы государственного управления отношениями недропользования; определены направления законодательного обеспечения государственного управления в области использования и охраны недр.

Ключевые слова: государственное управление, отношения недропользования, принципы государственного управления в сфере недропользования, проектирование разработки нефтяных месторождений.

Механизм государственного управления в сфере недропользования в Российской Федерации (РФ) является специфичным в силу того, что в пользование предоставляются специфичные объекты - участки недр, являющиеся государственной собственностью. Участником этих отношений является государство - в лице полномочных органов; при предоставлении участков недр в пользование недропользователями должны соблюдаться требования рационального использования и охраны недр, экологической, промышленной безопасности. В особенности должны соблюдаться требования проектов обустройства и проектов разработки месторождений полезных ископаемых. В целом отношения недропользования с точки зрения организации управления представляют сложный многогранный объект, этим обусловлены требующие решения современные проблемы управления. Например, можно отметить такой аспект проблемы управления отношениями недропользования, как организация управления в сфере проектирования разработки нефтяных месторождений. Так, в соответствии со ст. 23.2 закона РФ «О недрах» разработка месторождений полезных ископаемых и пользование недрами в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, осуществляются в соответствии с утвержденными техническими проектами. Технические проекты и вносимые в них изменения до утверждения подлежат согласованию с комиссией, которая создается федеральным органом управления государственным фондом недр, и в состав которой включаются представители органов государственного горного надзора и органов исполнительной власти в области охраны окружающей среды. Порядок подготовки, согласования и утверждения технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, устанавливается правительством РФ. Действующее законодательство о недрах не обязывает комиссию проводить экспертизу подобных проектов, и при этом совершенно не учитывается, что оценка соответствия предлагаемого к согласованию проекта не может быть произведена без его детального анализа, то есть без экспертизы.

В действующем российском законодательстве о недрах пока, к сожалению, не регламентируются в полной мере современные хозяйственные (предпринимательские) отношения в нефтегазовом секторе экономики, в том числе в сфере проектирования разработки нефтяных месторождений и, в частности, в сфере инновационного проектирования. Основное содержание, виды инновационного проек-

тирования разработки нефтяных месторождений в Республике Татарстан рассматривались в работах (Муслимов, 2010; Волков, 2009; Волков, Михайлов, 2012). Как отмечается, в настоящее время существует проблема организации экспертизы проектов, осуществления контроля в сфере недропользования. В связи с этим представляется целесообразным закрепить непосредственно в законе «О недрах» основные термины и понятия, цели, принципы правового регулирования отношений в сфере проектирования разработки месторождений, построить эффективную систему органов управления. Отдельные предложения по совершенствованию законодательства были сформулированы ранее (Салиева, 2013). Однако, реальных изменений в законодательном обеспечении этой сферы управления отношениями недропользования не произошло. Одной из причин является, на наш взгляд, сложность организации эффективного управления в специфичной сфере недропользования.

Под управлением в целом понимается сознательное целенаправленное воздействие со стороны субъектов, руководящих органов на людей и экономические объекты, осуществляемое с целью направить их действия и получить желаемые результаты (Райзберг и др., 2006). Из данного общего определения управления следует, что составными частями процесса управления (элементами) являются субъекты управления, объекты управления (люди и экономические объекты), цель управления и желаемые результаты. Рассмотрим указанные элементы применительно к управлению в сфере недропользования.

Субъекты управления отношениями недропользования определены в Законе РФ «О недрах». В соответствии со статьей 36 названного закона государственное управление отношениями недропользования осуществляется Президентом РФ, Правительством РФ, органами исполнительной власти субъектов РФ, а также федеральным органом управления государственным фондом недр и органами государственного горного надзора.

Полномочия Президента РФ определены нормами, содержащимися в главе 4 Конституции РФ. Так, в соответствии со статьей 80 Конституции РФ Президент в установленном Конституцией РФ порядке принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти.

Порядок формирования и деятельности Правительства РФ, его полномочия закреплены в Конституции РФ и в Федеральном конституционном законе от 17 декабря 1997г.

^ научно-технический журнал

1(56) 2014 Георесурсы Ш4Я

R.N. Salieva State Management in Subsoil Use in the Russian Federation

N2-®K3 «О Правительстве Российской Федерации».

Государственное управление в сфере недропользования также осуществляется федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ. К федеральным органам исполнительной власти относятся Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации (Минприроды), а также Федеральное агентство по недропользованию (Роснедра), Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор), Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприрод-надзор). В субъектах РФ созданы министерства экологии и природных ресурсов либо соответствующие департаменты органов исполнительной власти в целях управления отношениями недропользования, входящими в сферу их полномочий согласно действующему законодательству.

Объектами управления в целом определяются люди и экономические объекты. В Законе РФ «О недрах» (ст.36 Закона) говорится о государственном управлении отношениями недропользования. Исходя из положений ст.36 Закона РФ «О недрах» в рассматриваемой сфере в качестве объектов управления можно выделить, на наш взгляд, отношения, указанные в преамбуле Закона РФ «О недрах». Как указано в законе, это отношения, возникающие в связи с геологическим изучением, использованием и охраной недр территории России, ее континентального шельфа, а также в связи с использованием отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, торфа, сап-ропелей и иных специфических минеральных ресурсов, включая подземные воды, рапу лиманов и озер. Фактически, отношения недропользования являются разнородными, в связи с этим можно выделить несколько аспектов управления отношениями недропользования:

• управление в связи с геологическим изучением недр территории Российской Федерации и ее континентального шельфа;

• управление в сфере использования недр, в том числе в сфере использования отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, торфа, сап-ропелей и иных специфических минеральных ресурсов, включая подземные воды, рапу лиманов и озер;

• управление в сфере охраны недр.

Перечисленные аспекты управления отношениями

недропользования свидетельствуют о неоднородном характере объекта управления (отношений в сфере недропользования). Очевидно, что при таком неоднородном объекте сложно определить единую цель управления и желаемые результаты, в связи с этим требуется комплексный и системный подход при решении вопросов организации эффективного управления.

Отношения недропользования как сфера государственного регулирования и управления рассматриваются в нескольких государственных стратегических и программных документах: в Энергетической стратегии России до 2030г.; Стратегии развития геологической отрасли до 2030г.; в Основах государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года; в Основах государственной политики в области использования минерального сырья и недропользования; в Долгосрочной государственной программе изучения недр и воспроизводства минерально-сырьевой базы России на

основе баланса потребления и воспроизводства минерального сырья. Анализ нормативных правовых актов свидетельствует о том, что фактически существуют еще несколько аспектов управления в сфере недропользования.

Во-первых, недропользование и управление государственным фондом недр отнесены к числу основных составляющих государственной энергетической политики РФ, соответственно исходя из целей и задач энергетической политики в Энергетической стратегии России до 2030г. названы цели и соответствующие управленческие мероприятия. Определено, что стратегической целью государственной энергетической политики в области недропользования и управления государственным фондом недр является обеспечение устойчивого, эффективного и экологически безопасного воспроизводства минерально-сырьевой базы для удовлетворения энергетических потребностей экономики страны и обеспечения экспорта энергоресурсов. В соответствии с этой целью разработана «дорожная карта», а в целях обеспечения комплексного геологического изучения недр и воспроизводства минеральносырьевой базы РФ на основе передовых геологических, геофизических и геохимических технологий Указом Президента РФ от 15.07.2011 N 957 создана Росгеология.

Во-вторых, геологическая отрасль выделена как самостоятельный объект управления в соответствии с положениями Стратегии развития геологической отрасли (Распоряжение Правительства РФ от 21.06.2010 N 1039-р). Геологическая отрасль является базовой составляющей экономики страны, представляющей собой совокупность управленческих структур, производственных и научных организаций всех форм собственности, обеспечивающих потребности государства и общества в сфере геологического изучения территории РФ, ее континентального шельфа и акваторий внутренних морей, дна Мирового океана, Арктики и Антарктики, воспроизводства минерально-сырьевой базы страны, мониторинга и охраны недр.

Стратегической целью развития геологической отрасли до 2030 года является формирование высокоэффективной, инновационно ориентированной системы геологического изучения недр и воспроизводства минеральносырьевой базы, обеспечивающей решение поставленных задач на современном этапе и в долгосрочном периоде.

При реализации государственной политики необходимо также учитывать появление новых видов (нетрадиционных видов) месторождений стратегического сырья (например, сланцевая нефть, сланцевый газ, метан угольных пластов и др.), разработка которых ранее не осуществлялась, а одобренные государственными органами (в разных министерствах и ведомствах) принципы и подходы к их разработке отсутствуют. Очевидно, что выполнению перечисленных мероприятий должно способствовать дальнейшее развитие российского законодательства.

Следует отметить, что на сегодняшний день теоретические и практические проблемы, связанные с правовым регулированием отношений в топливно-энергетическом комплексе недостаточно изучены, пока не сложилась система законодательного обеспечения в сфере использования первичных источников энергии, не сложилось терминологическое единство в понимании первичных энергетических ресурсов. До сих пор остаются недостаточно урегулированными специфические отношения в сфере

I ^^journal of science

1_Ueoresources 1(56) 2014

Р.Н. Салиева Государственное управление в сфере недропользования в Российской Федерации

проектирования, строительства, консервации и ликвидации сооружений, связанных с пользованием недрами и именуемых в специальной литературе «горным имуществом», а также отношения, связанные с поиском, разведкой и разработкой месторождений сланцевой нефти, сланцевого газа и др.

В-третьих, недропользование рассматривается как составная часть минерально-сырьевого комплекса страны и в связи с этим недропользование охватывается в целом государственной политикой в области использования минерального сырья (Распоряжение Правительства РФ от 21.04.2003 N 494-р).

Приказом Минприроды РФ от 16.07.2008 N 151 была утверждена Долгосрочная государственная программа изучения недр и воспроизводства минерально-сырьевой базы России на основе баланса потребления и воспроизводства минерального сырья, основная цель которой - обеспечение сбалансированного развития и использования минерально-сырьевой базы для удовлетворения потребностей (включая экспортные, экономики страны в минеральносырьевых ресурсах, а также геополитических интересов Российской Федерации на длительную перспективу).

Распоряжением Правительства РФ от 26.03.2013 N 436-р утверждена государственная программа Российской Федерации «Воспроизводство и использование природных ресурсов», в которой отражена еще одна особенность: осуществление деятельности в этой сфере как государственными организациями, так и другими субъектами.

Как следует из преамбулы Закона РФ «О недрах» к сфере недропользования относятся не только отношения в сфере геологического изучения и использования недр, но также и отношения, связанные с охраной недр территории РФ, ее континентального шельфа, а также в связи с использованием отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств. В связи с этим при осуществлении управления в сфере недропользования необходимо также принимать во внимание экологические требования, а это сфера государственной экологической политики. Так, в Основах государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года (утв. Президентом РФ 30.04.2012) определено, что стратегической целью государственной политики в области экологического развития является решение социально-экономических задач, обеспечивающих экологически ориентированный рост экономики, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов для удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, реализации права каждого человека на благоприятную окружающую среду, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности. Кроме того необходимы правила учета и использования отходов горнодобывющего и связанных с ним перерабатывающих производств, которые определяются как техногенные месторождения.

Таким образом, в государственных стратегических и программных документах выделяются такие важные аспекты управления отношениями недропользования, как:

- отнесение недропользования и управления государственным фондом недр к числу основных составляющих государственной энергетической политики РФ;

- выделение геологической отрасли как самостоятельного объекта управления в соответствии с положениями Стратегии развития геологической отрасли;

- рассмотрение недропользования как составной части минерально-сырьевого комплекса страны и в связи с этим отнесение вопросов недропользования в целом к сфере государственной политики в области использования минерального сырья;

- отнесение вопросов охраны недр к государственной экологической политике.

Полагаем, что можно обобщить стратегические цели энергетической политики, государственной политики в сфере недропользования и экологической политики государства и определить комплексно цели управления отношениями недропользования, это:

- обеспечение устойчивого, эффективного и экологически безопасного воспроизводства минерально-сырьевой базы для удовлетворения энергетических потребностей экономики страны и обеспечения экспорта энергоресурсов;

- формирование высокоэффективной, инновационно ориентированной системы геологического изучения недр и воспроизводства минерально-сырьевой базы, обеспечивающей решение поставленных задач на современном этапе и в долгосрочном периоде;

- обеспечение воспроизводства и эффективного освоения минерально-сырьевой базы Российской Федерации в целях обеспечения устойчивого экономического развития России, повышения благосостояния ее граждан;

- организация рационального и комплексного использования минерально-сырьевых ресурсов в интересах нынешних и будущих поколений граждан России;

- защита геополитических интересов России, в том числе на мировом рынке минерального сырья;

- решение социально-экономических задач, обеспечивающих экологически ориентированный рост экономики, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов для удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, реализации права каждого человека на благоприятную окружающую среду, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.

Вместе с тем, несмотря на столь широкий охват аспектов управления в сфере недропользования, в действующем законодательстве не нашли четкого оформления вопросы управления отношениями собственности. В соответствии со статьей 1.2. Закона «О недрах» недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью. Вопросы владения, пользования и распоряжения недрами находятся в совместном ведении РФ и субъектов РФ. А в статье 2 Закона установлено, что владение, пользование и распоряжение государственным фондом недр в пределах территории РФ в интересах народов, проживающих на соответствующих территориях, и всех народов РФ осуществляются совместно РФ и субъектами РФ.

Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ в пределах своих полномочий утверждают государственные программы

^ научно-технический журнал

1(56) 2014 Георесурсы ШЭЯ

R.N. Salieva State Management in Subsoil Use in the Russian Federation

геологического изучения недр, воспроизводства минерально-сырьевой базы и рационального использования недр, по представлению федерального органа управления государственным фондом недр и под контролем органов представительной власти решают вопросы недропользования, охраны недр и охраны окружающей среды. При этом не определены механизмы осуществления совместного владения, пользования и распоряжения недрами и ресурсами недр как объектами собственности.Управление собственностью определяется как управление объектами федеральной, субфедеральной, муниципальной, частной собственности и отношениями по поводу принадлежности и использования объектов собственности с учетом права собственности и разделяется на управление распределением и перераспределением объектов собственности (приватизация, национализация, аренда) и управление функционированием, использованием объектов (Райзберг и др., 2006).

В действующем законодательстве не определены вопросы управления недрами и ресурсами недр как объектами государственной собственности при передаче в пользование участков недр субъектам предпринимательской деятельности, в том числе участникам простого товарищества, иностранным гражданам, юридическим лицам (ст. 9 Закона РФ «О недрах»). В ч.2 ст.36 Закона «О недрах» лишь установлено, что Федеральный орган управления государственным фондом недр и его территориальные органы не могут выполнять функции управления хозяйственной деятельностью предприятий, осуществляющих разведку и разработку месторождений полезных ископаемых либо строительство и эксплуатацию подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, и заниматься коммерческой деятельностью. При этом остаются открытыми вопросы, связанные с управлением недрами и ресурсами недр как государственной собственностью, поскольку государство как собственник недр передает субъектам предпринимательской деятельности часть государственной собственности - участки недр, которые учитываются недропользователями в качестве активов.

Решению задач создания эффективной системы управления в сфере недропользования может способствовать опыт других стран. Как пример эффективного государственного управления, в частности, нефтегазовыми ресурсами можно привести законодательство Норвегии. Нефтяной сектор Норвегии обеспечивает пятую часть ВВП страны и внешнеторговый профицит в 14% за счет экспорта углеводородов. Основу современной структуры управления нефтегазовой отраслью Норвегии составляют ряд министерств, директоратов и агентств. Министерства формируют государственную стратегию и осуществляют законодательное регулирование в данной сфере. Общая ответственность за разработку норвежского континентального шельфа возложена на министерство нефти и энергетики. Его главная задача - обеспечение деятельности отрасли в соответствии с руководящими принципами, принятыми Стортингом (Парламентом) (СтайнарНьё, 2006). В статье 3 Закона Норвегии «О нефтяной деятельности» определено, что право на залежи углеводородов принадлежит государству. Залежи углеводородов должны управляться в интересах норвежского общества в целом. Управление должно способствовать развитию норвежской промышленности и должно осуществляться с должным вни-

манием к другим видам деятельности, к местной политике и к защите природы и окружающей среды (Закон Норвегии «О нефтяной деятельности»).

В юридической литературе отмечается, что в сфере недропользования в странах Западной Европы и Америки важными целями государственного управления становятся защита национальной горнодобывающей промышленности от колебания цен на минеральное сырье на мировых рынках, поддержание внутренних цен, стимулирование недропользования во вновь осваиваемых районах и пр. В приоритетных стратегических горнодобывающих отраслях осуществляются крупные проекты развития недропользования при активной государственной поддержке. Приоритет развития горнодобывающих отраслей привел к тому, что проведение в жизнь горных законов концентрируется в значительной мере в руках федерального правительства и специализированных горных министерств и ведомств (Клюкин, 2000).

В Модельном кодексе о недрах и недропользовании для государств-участников СНГ содержится раздел II. «Государственное управление и регулирование в области использования и охраны недр», в котором определены цель и задачи государственного управления и регулирования в области использования и охраны недр, основные начала государственного управления и регулирования в области использования и охраны недр, а также основные принципы государственного управления и регулирования в области использования и охраны недр. В частности, приведены такие принципы, как обеспечение экологической безопасности и безопасности населения; деятельность по использованию и охране недр как объект государственного управления и регулирования; государственные программы в области изучения, использования и охраны недр; государственный мониторинг недр; государственный учет запасов полезных ископаемых и иных ресурсов недр; государственная экспертиза в области изучения, использования и охраны недр; государственный кадастр месторождений и проявлений полезных ископаемых; государственный кадастр техногенных месторождений; государственный баланс запасов полезных ископаемых; государственное нормирование в области использования и охраны недр; государственный учет и государственная регистрация работ по геологическому изучению недр; антимонопольное регулирование в области использования недр и другие. Содержание каждого принципа раскрыто в соответствующей статье Модельного кодекса. Так, например, по вопросам государственного управления недрами и ресурсами недр как объектами собственности определено следующее: «В соответствии с Конституцией государства недра являются носителем природных ресурсов, которые используются и охраняются как основа жизни и деятельности населения. Государство осуществляет управление государственной собственностью на недра и государственное регулирование деятельности по использованию и охране недр (ст.32 Модельного кодекса о недрах и недропользовании для государств-участников СНГ).

Исходя из значения энергоресурсов для экономики страны важно обеспечить комплексную и системную правовую основу, способствующую эффективному правовому регулированию отношений в сферах, связанных с использованием энергоресурсов. На основе приведенно-

I ^^journal of science

Ueoresources 1(56) 2014

Р.Н. Салиева Государственное управление в сфере недропользования в Российской Федерации

го опыта управления в сфере недропользования и в целях повышения эффективности управления желательно усилить Закон РФ «О недрах» положениями об управлении отношениями собственности в рассматриваемой сфере и определить цель и задачи такого управления. Было бы правильным также закрепить принципы государственного управления и регулирования в сфере недропользования, как это предложено в Модельном кодексе. В целях совершенствования системы управления государственным фондом недр целесообразно четко определить полномочия федеральных органов исполнительной власти и органов управления субъектов Российской Федерации. Следует согласиться с тем, что в случае принятия предложенных Минприроды РФ дополнений в закон «О недрах» для оказания государственных услуг по экспертизе проектов разработки потребуется создание специализированного федерального бюджетного учреждения для осуществления соответствующих полномочий. Порядок создания нового государственного учреждения определен в Постановлении Правительства РФ от 26.07.2010г. №539. Создание такого органа управления целесообразно и отвечает государственным интересам в сфере осуществления управления отношениями недропользования. Для того, чтобы решить проблемы участия субъектов предпринимательской деятельности в сфере использования ресурсов недр, видимо, целесообразно идти по пути формирования организаций с преобладающим участием государства в уставном капитале организаций-недропользователей.

Литература

Муслимов Р.Х. О стандарте инновационного проектирования разработки месторождений углеводородов с целью увеличения извлекаемых запасов (в порядке обсуждения). Нефтяное хозяйство. 2010. № 1. С. 12-16.

Волков Ю.А. Об организации инновационного проектирования разработки нефтяных и нефтегазовых месторождений. Нефтъ.Газ.Новации. 2009. № 7. С. 22-26.

Волков Ю.А., Михайлов В.Н. Актуальные задачи совершенствования научных основ проектирования разработки нефтяных месторождений. Георесурсы. 2012. Т. 46. № 4. С. 12-16.

Закон РФ от 21 февраля 1992 г. N 2395-1 «О недрах». Ведомости Съезда народныых депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 16 апреля 1992 г. N 16, ст. 834.

Закон Норвегии от 22 марта 1985г. № 11 «О нефтяной деятельности». Законодателъство Норвегии по нефти и газу. Эпицентр. Москва. 1999. С.97.

Клюкин Б.Д. Горные отношения в странах Западной Европы и Америки. М.: Городец-издат. 2000. С.45.

Модельный кодекс о недрах и недропользовании для государств-участников СНГ (Санкт-Петербург. 07.12.2002. Постановление 208). Ннф. бюл. XX плен. заседание Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ. 2003. N 30 (Ч 2). С. 5-218.

Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года (утв. Президентом РФ 30.04.2012). СПС Консультант Плюс.

Постановление Правительства Российской Федерации от 26 июля 2010 г. № 539 «Об утверждении Порядка создания, реорганизации, изменения типа и ликвидации федеральных государственных учреждений, а также утверждения уставов федеральных государственных учреждений и внесения в них изменений». Собрание законодательства РФ. 2010. № 31. Ст. 4238.

Приказ Минприроды РФ от 16.07.2008 N 151 «Об утверждении Долгосрочной государственной программы изучения недр и воспроизводства минерально-сырьевой базы России на основе баланса потребления и воспроизводства минерального сырья». СПС Консультант Плюс.

Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. «Современный экономический словарь. ИНФРА-М. 2006.

Распоряжение Правительства РФ от 21.06.2010 N 1039-р «Об утверждении Стратегии развития геологической отрасли Российской Федерации до 2030 года». Собрание законодательства РФ. 28.06.2010. N 26. Ст. 3399.

Распоряжение Правительства РФ от 13.11.2009 N 1715-р «Об Энергетической стратегии России на период до 2030 года». Собрание законодательства РФ. 30.11.2009. N 48. Ст. 5836.

Распоряжение Правительства РФ от 21.04.2003 N 494-р «Об утверждении Основ государственной политики в области использования минерального сырья и недропользования. Собрание законодательства РФ. 28.04.2003. N 17. Ст. 1637.

Распоряжение Правительства РФ от 26.03.2013 N 436-р «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Воспроизводство и использование природных ресурсов». Собрание законодательства РФ. 01.04.2013. N 13. Ст. 1601.

Салиева Р.Н. Проблемы правового регулирования в сфере осуществления инновационного проектирования разработки нефтяных месторождений. Нефть, газ, новации. 2013. №1. С.69-74.

Стайнар Ньё. Управление нефтегазовыми ресурсами Норвегии. Недропользование - XXI век. 2006. №1. С.78-84.

Указ Президента РФ от 15.07.2011 N 957 (ред. от 02.11.2013) «Об открытом акционерном обществе «Росгеология». Собрание законодательства РФ. 18.07.2011. N 29. Ст. 4423.

Сведения об авторах

Роза Наильевна Салиева - доктор юр. наук, профессор, зав. лабораторией правовых проблем недропользования и экологии Института проблем экологии и недропользования Академии наук Республики Татарстан.

420087, Казань, ул.Даурская, д.28. Тел.: (917) 893-30-57.

State Management in Subsoil Use in the Russian Federation

R.N. Salieva

Institute for problems of ecology and subsoil use of Tatarstan Academy of Sciences, sargus6@yandex.ru

Abstract. The elements of management in relation to the field of subsoil use are considered: management subjects, management objects, management objective and desired results; legal basis for state management of subsoil use relations is stated; directions of state management legislative support in the field of subsoil use and protection are determined.

Keywords: state management, subsoil use relations, principles of state management in the field of subsoil use, engineering of oil fields development.

References

Muslimov R.Kh. On the standard of an oil fields development innovative design with the purpose of increase recoverable reserves. Neftyanoe khozyaystvo [Oil industry]. 2010. N 1. Pp.12-16.

Volkov Yu.A. Ob organizatsii innovatsionnogo proektirovaniya razrabotki neftyanykh i neftegazovykh mestorozhdeniy [Organization of innovative design of oil and gas fields]. Neft’.Gaz.Novatsii [Oil. Gas. Novation]. 2009. № 7. Pp.22-26.

Volkov Yu.A., Mikhailov V.N. Critical tasks of the improvement of oil fields development design scientific basis. Georesursy [Georesources]. 2012. N 3. Pp.17-23. (In russian)

Zakon RF ot 21 fevralya 1992 g. N 2395-1 «O Nedrakh» [Law of the Russian Federation «About Entrails»].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

^ научно-технический журнал

1(56) 2014 Георесурсы ШШк

R.N. Salieva State Management in Subsoil Use in the Russian Federation

Окончание статьи PH. Салиевой «Государственное управление в сфере недропользования в Российской Федерации»

Zakon Norvegii ot 22 marta 1985 g. N 11 «O neftyanoy deyatel’nosti» [Law of the Norway «About Oil activity»]. Zakonodatel’stvo Norvegii po nefti i gazu [Norwegian legislation on oil and gas]. Epitsentr. Moscow. 1999. 97p.

Klyukin B.D. Gornye otnosheniya v stranakh Zapadnoy Evropy i Ameriki [Mining relations in Western Europe and America]. Moscow: “Gorodets-izdat” Publ. 2000. 45p.

Model’nyy kodeks o nedrakh i nedropol’zovanii dlya gosudarstv-uchastnikov SNG (Sankt-Peterburg. 07.12.2002. Postanovlenie 20-8) [Model lawbook of Subsoil for the CIS Member States]. Informatsionnyy byulleten’. XX zasedanie Mezhparlamentskoy Assamblei gosudarstv-uchastnikov SNG [Inf. Bull. XX session of the Interparliamentary Assembly of the CIS Member States]. 2003. N 30 (P.2). Pp.5-218.

Osnovy gosudarstvennoy politiki v oblasti ekologicheskogo razvitiya Rossiyskoy Federatsii na period do 2030 goda» (utv. Prezidentom RF 30.04.2012) [Principles of state policy in the field of environmental development of the Russian Federation for the period until 2030. Appr. by the President of the Russian Federation]. SPS Konsul’tant Plyus [Service network ConsultantPlus].

Prikaz Minprirody RF ot 16.07.2008 N 151 «Ob utverzhdenii Dolgosrochnoy gosudarstvennoy programmy izucheniya nedr i vosproizvodstva mineral’no-syr’evoy bazy Rossii na osnove balansa potrebleniya i vosproizvodstva mineral’nogo syr’ya» [Order of the Ministry of Natural Resources and Environment of the Russian Federation]. SPS Konsul’tant Plyus [Service network ConsultantPlus].

Rayzberg B.A., Lozovskiy L.Sh., Starodubtseva E.B. Sovremennyy ekonomicheskiy slovar’ [Modern Dictionary of Economics]. “INFRA-M” Publ. 2006.

Sobranie zakonodatel’stva RF [Collection of Laws of the Russian Federation]. 2010. № 31. Art. 4238.

Sobranie zakonodatel’stva RF [Collection of Laws of the Russian Federation]. 2010. N 26. Art. 3399.

Sobranie zakonodatel’stva RF [Collection of Laws of the Russian Federation]. 2009. N 48. Art. 5836.

Sobranie zakonodatel’stva RF [Collection of Laws of the Russian Federation]. 2003. N 17. Art. 1637.

Sobranie zakonodatel’stva RF [Collection of Laws of the Russian Federation]. 2013. N 13. Art. 1601.

Salieva R.N. Legal Issues in the Implementation of the Innovative Design of Oil Field Development. Neft’.Gaz.Novatsii [Oil. Gas. Novation]. 2013. N1. Pp.69-74. (In russian)

Staynar N’e. Upravlenie neftegazovymi resursami Norvegii [Management of oil and gas resources in Norway]. Nedropol’zovanie-XXI vek [Utilization of Mineral Resources-XXI]. 2006. N1. Pp.78-84.

Ukaz Prezidenta RF ot 15.07.2011 N 957 (red. ot 02.11.2013) «Ob otkrytom aktsionernom obschestve «Rosgeologiya». Sobranie zakonodatel’stva RF, 18.07.2011, N 29, st. 4423.

Information about authors

Roza N. Salieva - Dr. Sci. (Jur.), Professor, Head of the laboratory for problems of legislation regulating relations in the sphere of subsoil use and ecology, Institute for problems of ecology and subsoil use of Tatarstan Academy of Sciences.

420087, Kazan, Russia, Daurskaya str., 28.

Tel: +7(917) 893-30-57.

pe% ^^journal of science

Ж Ueoresources 1(56) 2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.