ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
УДК 343+614.84
DOI 10.51980/2542-1735_2021_2_9
Антон Геннадьевич АНТОНОВ,
профессор кафедры уголовного права Санкт-Петербургского университета МВД России, доктор юридических наук, доцент
Елена Андреевна ЗОРИНА,
начальник кафедры трудового права Санкт-Петербургского университета ГПС МЧС России, кандидат юридических наук, доцент
К ВОПРОСУ ОБ ОБЪЕКТЕ НАРУШЕНИЯ ТРЕБОВАНИЙ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПО УГОЛОВНОМУ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ РОССИИ
ON THE ISSUE OF THE OBJECT OF VIOLATION OF FIRE SAFETY REQUIREMENTS ACCORDING TO THE CRIMINAL LEGISLATION OF RUSSIA
В исследовании предпринята попытка оптимизации статьи 219 Уголовного кодекса Российской Федерации («Нарушение требований пожарной безопасности») посредством анализа объекта нарушения требований пожарной безопасности. В результате поставлен вопрос о необходимости криминализации нарушения правил пожарной безопасности, если лицо уже подвергнуто за это административному наказанию и его деяние повлекло возникновение пожара.
The study attempts to optimize Art. 219 of the Criminal Code of the Russian Federation ("Violation of fire safety requirements") by analyzing the object of violation of fire safety requirements. As a result, the question was raised about the need to criminalize violations of fire safety rules, if a person has already been subjected to administrative punishment for this and his act has resulted in a fire.
Ключевые слова: нарушение требований, пожарная безопасность, общественная опасность, объект, общественные отношения.
Keywords: violation of requirements, fire safety, public danger, object, public relation.
Сегодня в условиях постоянного развития научно-технического прогресса разнообразные вопросы обеспечения пожарной безопасности играют все более значимую роль как в России, так и во всем мире [подр.: 6, с. 99]. Те или иные аспекты ее
обеспечения, развития и совершенствования нормативно-правового регулирования в указанной сфере, эффективности деятельности соответствующих надзорных органов всегда привлекали внимание как отечественных, так и зарубежных ученых [1, с. 113; 9].
Вестник Сибирского юридического института МВД России
Очевидно, что пожары, будучи негативными деструктивными явлениями, влекут за собой огромный ущерб [2, с. 12]. Так, по оценкам Центра пожарной статистики в начале XXI века в мире ежегодно происходят порядка 10-12 миллионов пожаров, при которых погибают 100-120 тысяч человек [3, с. 74].
По результатам проведения внеплановых выездных проверок за 9 месяцев 2020 г. выявлены 155981 нарушение требований пожарной безопасности, за аналогичный период 2019 г. - 271038 нарушения (-42,5%). Для сравнения за 9 месяцев 2018 г. - 445585 нарушения1.
УК РФ устанавливает ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в ст. 219. Однако практика ее применения невелика. Об этом свидетельствует сравнительно небольшое количество осужденных за нарушения требований пожарной безопасности. Так, по данным Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации в 2015 г. за совершение преступлений, предусмотренных ст. 219 УК РФ, осуждены 10 человек, в 2016 г. - 15, в 2017 г. - 17, в 2018 г. - 17, в 2019 г. - 19, за 6 месяцев 2020 г. - 4 человека2. Тем не менее приведенная статистика не снижает уровень общественной опасности рассматриваемых преступлений.
В ч. 1 ст. 219 УК РФ закреплена уголовная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, совершенное лицом, на котором лежала обязанность по их соблюдению, если это повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека. Ответственность отягчается в соответствии с чч. 2 и 3 статьи, если указанное деяние повлекло по неосторожности смерть человека или смерть двух или более лиц соответственно.
Определяя объект преступления, направленность общественной опасности преступления, необходимо ответить на вопрос: «Какие общественные отношения нарушаются в результате совершения данного преступления?». Именно от ответа на этот вопрос зависит оценка общественной опасности конкретного преступления. В литературе бытует мнение, что объект преступления в рассматриваемом составе преступления - пожарная безопасность [7, с. 4]. Некоторые авторы считают подобный объект основным, а дополнительными объектами выделяют жизнь и здоровье людей, собственность отдельных лиц, государственных, коммерческих, общественных организаций и др. [4, с. 3]. Так ли это?
Предположим, что объект преступления, предусмотренного статьей 219 УК РФ, - это действительно, общественные отношения в сфере обеспечения пожарной безопасности общества. Они регулируются рядом федеральных законов и подзаконных нормативно-правовых актов. Так, Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ «О пожарной безопасности» в ст. 1 при закреплении основных понятий определяет в абз. 1 интересующую нас категорию. В частности, пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров. Согласно абз. 2 ст. 1 закона пожар - это неконтролируемое горение, причиняющее материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства.
Если данные общественные отношения нарушаются, то пожарная безопасность личности, общества и государства не обеспечивается, тем самым состояние защищенности от пожаров ставится под угрозу. Однако само по себе это не влечет за собой уголовной ответственности. В данном случае наступает административная ответственность согласно
1 Об утверждении Программы профилактики нарушений обязательных требований в области пожарной безопасности при осуществлении федерального государственного пожарного надзора на 2020 год : распоряжение МЧС России от 20.12.2019 N 755. URL: https://www.mchs.gov.ru/dokumenty/4009; Об утверждении Программы профилактики нарушений обязательных требований в области пожарной безопасности при осуществлении федерального государственного пожарного надзора на 2021 год : распоряжение МЧС России от 14.12.2020 N 948. https://www.mchs.gov.ru/uploads/document/2020-12-24/c68593336bc679cbc04632eccbaad12f.pdf.
2 URL: http://cdep.ru/index.php?id=79.
10
№ 2(43) •2021
ст. 20.4 КоАП РФ за нарушение требований пожарной безопасности. Поэтому можно утверждать, что пожарная безопасность, общественные отношения по ее обеспечению являются объектом не преступления, а административного правонарушения. Ведь в основном составе упомянутой нормы закреплено только деяние, выражающееся в нарушении указанных требований, и не отражены какие-либо общественно опасные последствия в отличие от ст. 219 УК РФ. То есть нарушение требований пожарной безопасности как таковое преступлением не является. Следовательно, общественные отношения в сфере обеспечения пожарной безопасности не могут быть объектом рассматриваемого преступления.
Преступлением нарушение требований пожарной безопасности становится только при наличии определенных ст. 219 УК РФ общественно опасных последствий в случаях причинения смерти по неосторожности или тяжкого вреда здоровью человека. Это заставляет взглянуть на объект рассматриваемого преступления под другим углом.
В связи с этим заслуживает внимания точка зрения авторов, предлагающих расположить исследуемый состав в главе «Преступления против жизни и здоровья» либо разделить его на две различные нормы: защищающие отношения (правила) пожарной безопасности (без последствий для жизни и здоровья) и защищающие жизнь и здоровье человека при пожаре, например, как квалифицированные составы преступлений, предусмотренных ст. 109 («Причинение смерти по неосторожности»), 118 («Причинение тяжкого вреда здоровью по неосторожности») УК РФ. За этим предложением следует пояснение, что, поскольку отечественный уголовный закон содержит 45 составов, в которых только причинение смерти по неосторожности (без учета причинения вреда здоровью) является квалифицирующим признаком различных как по форме вины, так и по характеру и степени общественных преступлений в самых разных сферах, последнее предложение возможно реализовать лишь в рамках полной его реконструкции [5, с. 29].
Теория и практика Яр правоохранительной деятельности
Объектом ст. 219 УК РФ, несмотря на название нормы и ее нахождение в главе УК РФ о преступлениях против общественной безопасности, являются общественные отношения в сфере реализации права человека на жизнь и здоровье. Последнее входит в объект не в полной мере, так как в исследуемой статье речь идет только о причинении тяжкого вреда здоровью как об одном из общественно опасных последствий соответствующего преступления. Таким образом, название ст. 219 УК РФ не соответствует ее содержанию. Однако это не значит, что данную норму нужно механически, как предлагается выше, переносить в главу УК РФ «Преступления против жизни и здоровья», так как вопрос обеспечения пожарной безопасности личности, общества и государства помимо административно-правовой требует и уголовно-правовой охраны и защиты, хотя бы потому, что посягательства в соответствующей сфере обусловливают нанесение значительного вреда соответствующим общественным отношениям или угрозу его причинения. Всем известны трагические факты ужасающих последствий в ТРК «Зимняя вишня» в г. Кемерове, клубе «Белая лошадь» в г. Перми и многие другие.
Другое из отмеченных предложений по закреплению рассматриваемых составов в соответствующих статьях УК РФ в главе «Преступления против жизни и здоровья» в качестве квалифицирующих признаков вызывает скепсис и у самих его авторов по обозначенным ими же причинам. Оно недостаточно обоснованно и по той причине, что сфера пожарной безопасности является наиважнейшим объектом уголовно-правовой охраны, несмотря на то, что сегодня существуют ощутимые пробелы в уголовно-правовом регулировании в этой сфере.
Подчеркнем: нарушив требования пожарной безопасности, лицо преступления не совершает. Насколько опасно такое деяние? Под требованиями пожарной безопасности в абз. 3 ст. 1 Федерального закона «О пожарной безопасности» понимаются специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности федеральными
Вестник Сибирского юридического института МВД России
законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными документами по пожарной безопасности.
Постановление Пленума Верховного Суда Российский Федерации от 5 июня 2002 г. N 14 «О судебной практике по делам о нарушении правил пожарной безопасности, уничтожении или повреждении имущества путем поджога либо в результате неосторожного обращения с огнем» использует иную категорию - «правила пожарной безопасности». Согласно п. 1 данного постановления под правилами пожарной безопасности следует понимать комплекс положений, устанавливающих обязательные требования пожарной безопасности, содержащиеся в Федеральном законе «О пожарной безопасности», в принимаемых в соответствии с ним федеральных законах и законах субъектов Российской Федерации, иных нормативных правовых актах, нормативных документах уполномоченных государственных органов, в частности стандартах, нормах и отраслевых правилах пожарной безопасности, инструкциях и других документах, направленных на предотвращение пожаров и обеспечение безопасности людей и объектов в случае возникновения пожара.
Нарушая данные требования (правила), виновный создает угрозу личности, обществу и государству. В том числе могут возникать и угрозы уничтожения или повреждения чужого имущества, жизни и здоровью человека, а также угроза наступления и иных тяжких последствий. Негативный потенциал нарушения требований пожарной безопасности широк. Общественная опасность данного деяния не заканчивается его совершением, так как возникает угроза и другим объектам уголовно-правовой охраны. Однако такая угроза может быть различной.
Так, нарушение требований пожарной безопасности может повлечь пожар. Однако данные правонарушения могут его и не вызвать. Общественная опасность этих типовых случаев неодинакова. В первом случае возрастает вероятность причинения вреда ряду общественных отношений, угроза его
наступления становится реальной. Во втором случае деяние не получает своего развития в причинении существенного вреда общественным отношениям, и угроза причинения им вреда остается абстрактной, не обусловливает неизбежности или высокой вероятности его наступления.
Описанные деяния являются административными правонарушениями в соответствии с современным отечественным законодательством. Однако они требуют более дифференцированной законодательной оценки специфики их общественной опасности, которая является различной. С этим успешно справился белорусский законодатель. Так, согласно ч. 1 ст. 304 УК этой страны («Нарушение правил пожарной безопасности») преступным является нарушение правил пожарной безопасности лицом, ответственным за их выполнение, повлекшее возникновение пожара, совершенное в течение года после наложения административного взыскания за нарушение правил пожарной безопасности.
Таким образом, и в уголовном законодательстве Белоруссии не криминализированы нарушения требований (правил) пожарной безопасности в чистом виде, но имеет место административная преюдиция: устанавливается уголовная ответственность за нарушение правил пожарной безопасности лицом, ответственным за их выполнение, повлекшее возникновение пожара, совершенное в течение года после наложения административного взыскания за нарушение правил пожарной безопасности.
Тем самым объекты преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 304 УК Республики Беларусь, - общественные отношения, обеспечивающие пожарную безопасность (основной объект), и общественные отношения, обеспечивающие реализацию права лица на жизнь и здоровье (дополнительные объекты).
Если российский законодатель воспримет этот положительный зарубежный законодательный опыт, то оценка объекта преступления, предусмотренного ст. 219 УК РФ, принципиально поменяется. Как представляется, законодательным изменениям должно предшествовать проведение соответствующего
~ 12 ~
№ 2 (43) • 2021
криминологического эксперимента, который «допустимо относить к одному из базовых средств и приемов повышения результативности правоохранительной деятельности, который обеспечивает снижение правотворческих и организационно-правовых ошибок, которые могут привести к существенным и
Теория и практика Яр правоохранительной деятельности
крайне нежелательным социально-экономическим и репутационным для уголовной политики последствиям» [8, с. 49].
Исходя из изложенного, можно констатировать необходимость продолжения проведения научных исследований объекта нарушений требований пожарной безопасности.
Библиографический список
1. Астафьев, С.А. Проблемы согласования ответственности за обеспечение пожарной безопасности зданий в условиях саморегулирования / С.А. Астафьев // Вестник МГСУ. - 2012. -N 1. - С. 113-118.
2. Беляков, Г.И. Пожарная безопасность : учебное пособие для вузов / Г.И. Беляков. - М.: Юрайт, 2017. - 143 с.
3. Брушлинский, Н.Н. Международная пожарная статистика международной ассоциации пожарно-спасательных служб / Н.Н. Брушлинский, С.В. Соколов // Современные проблемы гражданской защиты. - 2016. - N 1 (18). - С. 72-104.
4. Гармышев, Я.В. Уголовно-правовая характеристика нарушения правил пожарной безопасности : автореф. дис. ... канд. юрид. наук / Я.В. Гармышев. - Иркутск, 2009. - 19 с.
5. Заряева, Н.П. К вопросу об уголовной ответственности за нарушение правил пожарной безопасности / Н.П. Заряева, И.С. Малышева // Нарушение требований безопасности в ходе эксплуатации промышленных объектов и объектов социальной инфраструктуры: квалификация и расследование / под общ. ред. А.М. Багмета. - М.: Московская академия Следственного комитета Российской Федерации, 2018. - С. 28-30.
6. Зорина, Е.А. Некоторые аспекты уголовной ответственности за нарушение требований пожарной безопасности / Е.А. Зорина, Н.Ю. Борзунова // Вестник Санкт-Петербургского университета Государственной противопожарной службы МЧС России. - 2014. - N 1. - С. 99-106.
7. Никольская, С.А. Преступления, посягающие на пожарную безопасность : автореф. дис. ... канд. юрид. наук / С.А. Никольская. - Тамбов, 2005. - 32 с.
8. Тепляшин, П.В. Теоретические основы криминологического эксперимента / П.В. Тепля-шин, Д.В. Токманцев // Научный компонент. - 2019. - N 2 (2). - С. 48-53.