Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ ОБ ОБЪЕКТАХ ПРАВА НЕДРОПОЛЬЗОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

К ВОПРОСУ ОБ ОБЪЕКТАХ ПРАВА НЕДРОПОЛЬЗОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
113
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧАСТОК НЕДР / НЕИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ЧАСТИ НЕДР / ЗАКОН О НЕДРАХ / LOT OF SUBSOIL / LAW OF SUBSOIL

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Галькевич И.В.

Статья посвящена выявлению и обоснованию объектов права недропользования в действующем Федеральном законе «О недрах», разработке их определений и систематизации в целях развития законодательства о недрах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE QUESTION OF THE OBJECTS OF LAW OF SUBSOIL USE IN RUSSIAN FEDERATION

The article is dedicated to the revelation and expectation of subsoil use objects of law in the current Federal Law «About subsoil», to the development of their definitions and systematization in the purposes of the progress of the subsoil's legislation.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ ОБ ОБЪЕКТАХ ПРАВА НЕДРОПОЛЬЗОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

К ВОПРОСУ ОБ ОБЪЕКТАХ ПРАВА НЕДРОПОЛЬЗОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ

Гальксвич И.В.. соискатель ФГКУ и Всероссийский научно-исследовательский институт МВД России».

Статья посвящена выявлению и обоснованию объектов права недропользования в действующем Федеральном законе «О недрах». разработке их определений и систематизации в целях развития законодательства о недрах.

Ключевые слова: участок недр, неиспользуемые части недр, недропользование, Закон о недрах.

ТО THE QUESTION OF THE OBJECTS OF LAW OF SUBSOIL USE IN RUSSIAN

FEDERATION

Galkcvitch I., applicant of Federal Stale government establishment «All-Russian research institute of Russian Ministry «/ Home Affairs»

The article is dedicated to the revelation and expectation of subsoil use objects of law in the current Federal Law «About subsoil», to the development of their definitions and systemutization in the purposes oj the progress of the subsoil's legislation.

Keywords: lot of subsoil, unused parts of subsoil, subsoil use. Law of subsoil.

Право пользования недрами, го есть право недропользования. > Российской Федерации (далее - РФ| представляет собой установ-тенную законом систему правовых норм, призванных регулировать «отношения, возникающие в связи с геологическим изучением, вспользованисм и охраной недр территории РФ, ее континентальную шельфа, а также в связи с использованием отходов горнодо-"ызающего и связанных с ним перерабатывающих производств, турфа, сапропелей и иных специфических минеральных ресурсов, юючая подземные воды, рапу лиманов и озер» (II, сг. 1.2].

Среди российских и зарубежных юристов такое понимание оОъсктов права недропользования нашло определенное признание » части того, что «недра являются объектом правовых отношений лропользования» [К. с. 13]. Данное утверждение М.Е. Певзнера Г-^аеляет М.А. Кубраков: «Недра являются в одних случаях объек-- м прав государственной собственности, в других - объектом права недропользования» [4]. Аналогичную позицию заняли авторы Мо-.зельнот кодекса о недрах и недропользовании для государств-уча-ггъиков СНГ: «11едра являются носителем природных ресурсов и »^»ступают объектом отношений недропользования, регулируемых г:юном о недрах и недропользовании» |6, ст. 1 ]. Что касается выделения в качестве самостоятельного объекта отношений недро-а тыования «отходов ... торфа и т.д.», то это не получило какой-либо значимой поддержки в юридической литературе.

Выделение недр как «природных объектов, выявленных в ре-iv тьтэте геологического изучения недр» в качестве объекта право-

отношений недропользования поддержали А.II. 'Зорин, C.B. Пыамарь, П.П. Глухова. Однако они не ограничились этим и в качестве еще одних объектов права недропользования указали на •объекты лицензирования, выделяемые органами управления фон->. v недр при формировании программ лицензирования...» [2].

Иную позицию, весьма отличающуюся от отмеченной выше. Янялн авторы проекта Кодекса РФ о недрах, широко обсуждаемо-I-. s начале 2000-х годов, но так и не ставшего нормативным ираво-вш документом. Объектами отношений недропользования, по их ■юснию. должны являться «государственный фонд недр, участки к if и права пользования ими. а также добытые из недр полезные «к ь. лаемые и минеральное сырье». Такое, можно сказать, «разно-«-.рстиое» представление об объектах права недропользования не ■случило поддержки среди юристов, да и не могло получить, так ш порождало неправильное представление о них. lia что, в част-PDcru. указал П.М. Ходырев в своей диссертации о нраве собственности на полезные ископаемые: «добытые из пелр полезные иско-в»еыые являются вешами и, следовательно, способны выступать объектом вещных правовых отношений (регулируемых гражданским иконодательством И.Г.). не сводимых к отношениям, суще-

ствующим по поводу недр» [10].

Другую позицию заняла Д.В. Василевская, которая в своем диссертационном анализе административного-правового регулирования недропользования в РФ. говоря о «правовом режиме месторождений углеводородного сырья», «правовом режиме месторождении драгоценных металлов и камней» и других полезных ископаемых. фак1 нчееки признает в качестве объектов права недропользования такие месторождения [!| Между тем, по нашим данным, месторождения полезных ископаемых не имеют никакого правового статуса но действующему в РФ -законодательству1. Согласно ст. 30 Закона о недрах ведется только общероссийский кадастр месторождений и проявлений полезных ископаемых. Но зто документ информационного характера систематизированный и официально составленный свод о ресурсах недр страны, как н государственный баланс запасов полезных ископаемых, имеющий экономическую, но не правовую значимость и действие, а потому он не может характеризовать месторождения в качестве объектов прав недропользования и приписывать им некий правовой режим-'.

К тому же геологи наряду с месторождениями выделяют и другие геологические объекты более крупного масштаба - бассейны (например, угольные бассейны), провинции (золотоносные провинции). которые никто не рассматривает в качестве объекта права недропользования.

Более взвешенную позицию но данному вопросу высказала Н.В. Кузнецова, увидевшая в качестве объектов права недропользования «обособленные в установленном законом порядке участки недр, предоставляемые субъектам в пользование», выступающие в виде горных отводов или геологических отводов [5]. Данную точку трения разделяют многие юристы, в частности из фирмы «Правовая инициатива», выделившие «участки недр, предоставленные для промышленной разработки полезных ископаемых и других целей» в качестве объектов права недропользования, имея в виду под ними «горные и геологические отводы» [12].

11а первый взгляд, с таким определением трудно не согласиться, так как «участки недр» действительно являются ключевым понятием в Законе о недрах: они часто упоминаются по тексту, и им посвящена специальная статья №7 «Участки недр, предоставляемые в пользование». Участки недр, а не какой-либо иной пространственный объект недр, согласно ст. 28 закона, подлежит государственной регистрации путем внесения его в государственный реес тр. Кроме Закона о недрах, участки недр фигурируют и в других нормативных правовых актах в качестве объекта прав недропользования. Так. в п. 3.5 Положения «О порядке лицензирования пользования недрами» говорится: «При определении границ горного отвода учитываются не только размеры участка недр, определяющие обьект пользования...», то есть участок недр

На основе Федерального закона от 30.12.95 № 255-ФЗ «О соглашениях о разделе продукции» в настоящее время разрабатываются Хлрьягинское нефтяное месторождение, Сахалин-1, Сахалнн-2. Однако данные или иные месторождения в этом Федеральном иконе не у- мяяаются, так как они не являются объектами соответствующих международных соглашений РФ. Объектом соглашений может быть жюываемая там продукция - нефть - на предмет ее раздела между недропользователями и собственником недр РФ.

Месторождения полезных ископаемых признаются и в качестве геологических объектов, в состав которых входят также песчаные «арьеры. карстовые проявления, валуны и т.д., которые могут иметь правовой статус, если это предусмотрено нормой закона или другого •ермлтивного правового акта.

указывается как объект пользования недрами. В пользу участков недр как объекта прав недропользования свидетельствуют положения недавно изданного постановления Правительства РФ «Об утверждении Положения об установлении н изменении границ участков недр, предоставленных в пользование» [7).

Вместе с тем, П.В. Кузнецова представляет участки недр то в виде горного отвода, то в виде геологического отвода, что может подтолкнуть к мысли о выделении последних в качестве объектов недропользования. Цитируя ст. 7 Закона о недрах, она пишет: «В соответствии с лицензией на пользование недрами для добычи полезных ископаемых, строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, образования особо охраняемых геологических объектов, а также в соответствии с соглашением о разделе продукции при разведке и добыче минерального сырья участок недр предоставляется пользователю в виде горного отвода». И далее: «Участку недр, предоставляемому в соответствии с лицензией для геологического изучения без существенного нарушения целостности недр (без проходки тяжелых горных выработок п бурения скважин для добычи полезных ископаемых или строительства подземных сооружений для целей, не связанных с добычей полезных ископаемых), по решению федерального органа управления государственным фондом недр или его территориального органа придается статус геологического отвода»

[5].

Между тем, упомянутые в ст. 7 закона термины «горный отвод» и «геологический отвод» есть не что иное, как статус участка недр, то есть его состояние, положение на момент или этап определенного вида работ на недрах. Такими этапами последовательно (или непоследовательно, если требуется доработка пройденного папа) выступают: геологическое изучение недр, разведка и оценка выявленных полезных ископаемых, их добыча или строительство и эксплуатация подземных сооружении, не связанных с добычей полезных ископаемых, или образование особо охраняемых геологических объектов. Геологический и горный отводы недр это не объекты права, а специфические совокупности недроустроитсль-ных работ по установлению границ участка недр в натуре (в пространстве недр). Можно, наверное, соглаагться с С.И. Сыриком в том, что «на сегодняшний день эти понятия (геологический отвод и горный отвод - И.Г.) уже исчерпали необходимость в их применении и требуют отмены, с одновременным уточнением понятия блок недр, который предоставляется в пользование для определенных производственных целей» [9].

Закон о недрах наделяет участки недр правомочием пользования. но отказывасг ему как объекту права в оборотоспособнос гн. Именно участки недр, а не какая-либо иная часть недр, согласно ст. 130 Гражданского кодекса РФ. признаны объектом недвижимого имущества и. соответственно ст. 128 того же кодекса, объектом гражданских прав, хозяйственный оборот которого по Закону о недрах не допускается. То есть участки недр как объект природы, регулируемый нормами законодательства о недрах, признан этим законодательством в качестве своего объекта прав; а те же самые участки недр, понимаемые как объект недвижимости, регулируемый нормами гражданского законодательства, признан ¡тим законодательством в качестве своего объекта права.

Возникает еще одни вопрос, не урегулированный Законом о недрах: как определить участок недр, то есть что конкретно понимать под этим объектом? Данное в законе определение «геметрн-зированный блок недр» - вряд ли можно применять при рассмотрении участка недр в качестве объекта недропользования или в качестве объекта недвижимости, так как речь идет о какой-то объемной фигуре недр, названной блоком, получившей некое геометрическое ( картографическое и иное техническое) оформление, но экономически не оцененное п юридически не оформленное. В такой форме участок недр не может быть объектом прав ввиду своей недостаточной определенности с экономической и юридической точек зрения.

В юридической литературе данная проблема не нашла широкого обсуждения. Мы можем привести только одно определение, совсем недавно данное А.П. Зориным и C.B. Паламарем, а именно: «это некий объем геологического пространства, выделенный органом управления фондом недр, для решения определенных задач недропользования (виды пользования недр) и находящийся в ведении органа управления фондом недр (государства) или определенного недропользователя» [3].

Такое определение нам представляется слишком неопределен-

ным и перегруженным, так как:

1. Во-первых, в такой форме участок недр выступает уже не как часть недр, а как часть геологического пространства. Но может ли быть часть такого пространства, о котором сами теоретики геологической науки имеют смутное представление, объектом права недропользования, например охраны, или гражданского права как объект недвижимости, например купли - продажи?

2. Во-вгорых, в Положении о Федеральном агентстве по недропользованию среди его функций не значится «выделение объемов геологического пространства» (там говорится, например, о «принятии решений о предоставлении права пользования участками недр в установленном законодательством РФ порядке»),

3. В-третьнх. что делать с общераспространенными полезными ископаемыми, перечни участков которых формируются субъектами РФ не в каком-то геологическом пространстве, на земной поверхности и т.д.?

На наш взгляд, при определении такого понятия, как «участеж недр», нельзя забывать о том. что это часть недр, а не чего-либо иного. Кроме того, это понятие следует привя зать к собственнику которым может быть и не государство (принцип универсальности понятия), и зафиксировать его со всех необходимых сторон - геологической (границы, структура, состав), экономической (стоимость) и правовой (государственная регистрация как объекта при» недропользования н объекта прав недвижимости). В этой связи более понято следующее определение участков недр - это части недр территории страны и ее континентального шельфа (если таковой у страны имеется, так как это определение не только для РФ», дозволенные государством (или иным собственником) и оформленные в установленном порядке к немедленному или перспективному пользованию.

Признавая участки недр в качестве объекта права, мы не исключаем существования н других объектов прав недропользования, например частей участков недр или самих недр. Что касается частей участков, то в законодательстве о недрах н недропользовании они в качестве объекта прав нн разу не указаны, как это имеет место быть, например, с частями земельных участков в Земельном кодексе РФ'. Следовательно, части (часть) участков недр объектом прав недропользования, а также гражданских прав не является.

Вместе с тем. было бы неправильно уклоняться от приведенного выше утверждения М.Е Певэнера о том, что «недра являются объектом правовых отношений недропользования», и тем более отрицать их принадлежность к объектам каких-либо прав. Установленная Законом о недрах государственная собственность на недра уже свидетельствует о том. что недра являются объектом прав, выделенным в совместное ведение РФ и субъектов РФ. Участки недр выделяются в целях летального геологического изучения выявленных месторождений или проявлений полезных ископаемых, их ра)-ведки, всесторонней оценки и последующей разработки, то есть добычи содержащихся в них ископаемых минерального нлн органического происхождения. Участки недр выделяются не только дл« добычи полезных ископаемых, но и для строительства и экспл>э-тации подземных сооружений, для захоронения отходов и других целей. Однако участки недр в своей совокупности, для каких бы целей они не выделялись, никак не могут охватить все недра страны н соотносятся с ними как часть и целое. Следовательно, существует другая часть или части этого целого, которые также могут выступать в качестве объектов прав недропользования или других прав.

В ст. 2 Закона о недрах говорится о Государственном фонде недр, включающем ■используемые участки недр», в совокупности образующие особую (но не единственную) часть недр, и «неиспользуемые части недр»'. Неиспользуемые части недр - это те недра, которые не подлежат пользованию установленными в Законе о недрах видами пользования. Такие части недр состоят отнюдь не из «бесполезных ископаемых» и каждая из них может быть вовлечен» в правовые отношений недропользования.

На самом деле так оно и есть. Согласно ст. 8 Закона о недрах, «пользование недрами на территориях населенных пунктов, пригородных зон. объектов промышленности, транспорта и связи может быть частично или полностью запрещено в случаях, если по пользование может создать угрозу жизни и здоровью людей, нанести ущерб хозяйственным объектам или окружающей среде. Пользование недрами на особо охраняемых территориях производится > соответствии со статусом этих территорий». Согласно ст. 2 Федерального закона от 14.03.1995 №33-Ф3 «Об особо охраняемых прн-

родных территориях», такими «статусными территориями» являются:

а) государственные природные заповедники;

б) национальные парки:

в) природные парки:

г) государственные природные заказники;

д) памятники природы:

с) дендрологические парки и ботанические сады;

ж) лечебно-оздоровительные местности и курорты.

При этом «Правительство РФ, соответствующие органы исполнительной власти субъектов РФ. органы местного самоуправления могут устанавливать и иные категории особо охраняемых природных территорий (территории, на которых находятся памятники садово-паркового искусства, охраняемые береговые линии, охраняемые речные системы, охраняемые природные ландшафты, биоло-гические станции, микрозаповедннки и другие), пользование недрами на которых также может быть ограничено или запрещено.

В городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге полномочия органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований по установлению категорий особо охраняемых природных территорий определяются законами субъектов РФ - городов федерального значения».

Суммируя вышесказанное, можно утверждать, что неиспользуемые части недр в пределах территорий, указанных в ст. X Закона о недрах, а также в ст. 2 Закона об особо охраняемых территориях, «вляются объектом прав недропользования со специальным правовым режимом. Пространственные границы таких неиспользуемых частей недр пока не изучены. Более того, отсутствуют принципы и методика их определения, что является предметом последующих научных исследований.

Таким образом, объектами прав недропользования по действующему законодательству РФ являются участки недр, дозволенные государством и оформленные в установленном порядке к немедленному или перспективному использованию, а также неиспользуемые участки недр, правовой режим которых пока не определен. При «том участками недр могут быть как естественные природные объекты, состоящие из твердых пород, а также пород, находящихся з жидком или газообразном состоянии (горных пород в широком понимании), а также искусственные объекты недр - выработки горных пород, пространства под подземные сооружения (трубопроводы, хранилища, метрополитены и другое).

Говоря об объектах прав недропользования, мы все время употребляли это понятие во множественном лице «участки недр», имея в виду их различное нелевое назначение, определенное действующим Законом о недрах:

участки недр федерального значения: участки недр местного значения.

участки недр, подлежащие разработке на основании Соглашений о разделе продукции5.

Участки недр данного рода образуют первый план всех участок недр, возможных к выделению согласно Закону о недрах. Это участки самостоятельных категорий, образуемые по принципу целевого значения.

В составе участков недр каждой категории можно обозначить участки, различающиеся своим разрешенным (дозволенным Законом о недрах) использованием. 11апример, в составе участков недр федерального значения выделяются участки:

подлежащие использованию и уже используемые без каких-либо законодательных ограничений:

обремененные ограничениями к использованию: не разрешенные к использованию в настоящее время и об-рлуюшне федеральный резервный фонд (резервные участки).

Более гого. в составе участков недр определенной категории, выделенных по принципу дозволенности пользования ст. 6 Закона о недрах, определяются виды такого пользования, а именно:

участки для регионального геологического изучения, как в составе разрешенного использования, так и в составе резервируемых;

участки для геологического изучения, включающего поис-

ки и оценку месторождении полезных ископаемых, а также геологического изучения и оценки пригодности участков недр .тля строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых и другие (см. ст. 6 Закона о недрах).

Получается три своеобразных пирамиды категорий участков, выделяемых по целевому, разрешенному и видовому признакам. При этом возможны различные комбинации пользования тем или иным участком, прописанные в лицензии. Например, участок местного значения, разрешенный для геологического изучения, или участок местного значения, разрешенный для геологического исследования. разведки и добычи полезных ископаемых.

Указанные в Законе о недрах виды пользования недрами могут рассматриваться и как этапы формирования участков недр. Участок недр для производства геологических работ предшествует участку недр для разведки и оценки: в свою очередь, последний предшествует участку недр, подлежащему разработке и добыче полезных ископаемых. Понятно, что на каждом этапе пользования участком недр происходит выделение из него меньшего по размерам участка недр для прои зводства последующего этапа работ. По сути, на каждом этапе отрабатываемый участок разделяется на лве части

- одна трансформируется в новый участок недр, другая в неиспользуемую часть недр (следует иметь в виду, что предыдущий участок недр прекращает свое существование в результате разделения). Обра зуемые таким способом участки пополняют неиспользуемые части недр, которые должны выделяться под статусными природными территориями, о чем говорилось выше. Следовательно. образуются три группы неиспользуемых частей недр, каждая из которых имеет свой правовой режим.

Таким образом:

1. Объектами прав недропользования являются:

а) участки недр как систематизированные части недр территории страны или ее континентального шельфа дозволенные государством и оформленные в установленном порядке к немедленному или перспективному пользованию:

б) неиспользованные части недр, выделяемые на особо охраняемых природных территориях (статусных территориях), землях населенных пунктов, объектов промышленности, транспорта и связи из-за деления участков недр по окончании производимых на них видов работ пользования. Еще одна неиспользу емая часть ( части ) недр образуется за вычетом двух первых групп частей недр

2. В развитие Закона о недрах можно выделить три категории участков недр, исходя из их целевого назначения федеральные, местные и резервные. Участок каждой категории имеет определенную дозволенность и вид пользования, установленный законом. Произведенная таким образом систематизация участков недр позволяет:

упорядочить недропользование;

придать каждому из них узаконенную делимость, отталкиваясь от поэтапного проведения на нем определенных видов работ: после каждого вида произведенных работ на участке недр из него выделять одну часть как новый участок недр и другую часть

- как неиспользуемую часть недр;

присвоить законодательством о недропользовании правовой режим каждому выделяемому участку недр:

разделять права на участок недр той или иной категории в зависимости ог разрешенного вида пользованием, что с учетом перспективы вовлечения их в гражданский оборот повышает эффективность хозяйственного использования недр.

Литература:

1. Василевская Д.В. Административно-правовой режим недропользования в Российской Федерации: проблемы теории и практики. Автореф. дне. на соиек. уч. степ, д.ю.и. Москва. 2008.

2. Зорин А.П., Паламарь C.B., Глухова И.П. Вопросы формирования. учета и лицензирования объектов при недропользовании [Электронный ресурс] / URL: http://www.gisa.ru.

3. Зорин А.П.. Паламарь C.B. Участки недр: вопросы систематизации и учета [Электронный ресурс] / URL: http://www.gisa.ru

4. Кубраков М.А. Некоторые проблемы права недропользования // Вестник КАСУ. 2006. № 3.

Части земельных участков являются объектами прав земельного права, по не гражданского права, так как в качестве объектов недвижимого имущества в Гражданском кодексе РФ они не указаны и. следовательно, не подлежат хозяйственному обороту. ' Именно части, а не оставшаяся часть, хотя никак не поясняется .что это могут быть за части.

5 Данная категория участков требует специального исследования, так как возможно, что их следует включать в состав участков федерального значения.

5. Кузнецова 11.В. Экологическое право: Учебное пособие. М.: Юриспруденция, 2000.

6. Модельный кодекс о недрах и недропользовании для государств-участников СНГ. Принят постановлением Межпарламентской Ассоциации государств-участников СНГ 17.12.2002 № 20-8.

7. Об утверждении положения об установлении и изменении границ участков недр, предоставляемых в пользование. Постановление правительства РФ от 03.05.2012 X? 429.

8. Певзнер M.F.. Горное право: учебник .тля ВУЗов. М.: МГТУ 2006.

9. Сырик С.И. Блоки недропользования при лицензионном освоении недр//Нефтегазовая технология. Теория и практика. 2011.T. 6.№ 1

10. Ходырев П.М. Право собственности на полезные ископаемые. Автореф. дис. на соиск. уч. степ. кло н. Ижевск, 2008.

11. Федеральный закон «О недрах» от 21.02.1992 № 2395-1.

12. URL: www.allpravo.ru.

РАЗРАБОТКА МЕХАНИЗМА АНТИКРИЗИСНОГО УПРАВЛЕНИЯ РИСКАМИ НА ПРЕДПРИЯТИИ ГОСТИНИЧНОГО БИЗНЕСА

Цветаев С.М.. соискатель Института исследования товародвижения и конъюнктуры оптового рынка.

В статье автор рассматривает механизм управления рисками на предприятии гостиничного бизнеса в кризисной ситуации, а таг-же анализирует последовательность реализации и содержание каждого типа предлагаемого механи зма.

Ключевые слова: антикризисное управление; предприятие гостиничного бизнеса; риски; экономический механизм.

DEVELOPMENT OF THE MECHANISM OF CRISIS MANAGEMENT OF RISKS ON

THE ENTERPRISE OF HOTEL BUSINESS

Tsvetaev S.. applicant of the Institute of Research of Physical distribution and conjuncture of wholesale market

In the article the author discerns the mechanism of crisis management of risks on the enterprise of hotel business, and also analyses the I sequence of the realization and the content of each stage of the offered mechanism.

Keywords: crisis management; the enterprise of hotel business; risks; economic mechanism.

В последнее время появилось множество работ, посвященных разработке механизма антикризисного управления1. В частности, в работе З.Х. Бацежевой [2] был предложен механизм антикризисного управления предприятием, в основе которого лежит антикризисная реструктуризация функционального поля промышленного предприятия. Д.С. Шабановым [6] был разработан механизм антикризисного управления современного малого предприятия, базирующийся на комплексном анализе его экономического состояния и разработке комплекса антикризисных мероприятий с применением широкого спектра современных управленческих методик. A.A. Виноградов [4| в своей работе сформировал методологическую основу экономического механизма антикризисного управления на предприятии, структурировал этот механизм, определил принципы его создания, ключевым из которых можно назвать принцип опережающего управления антикризисным процессом, а также предложил функциональный и уровневый подходы к структурированию функций экономического механизма антикризисного управления на предприятии. A.M. Букреевым [3] предложил организационно-экономический механизм антикризисного управления предприятия. основанный на объединении элементов экономического, организационного, социального и функционального содержания процесса антикризисного управления, а также учитывающий качественно-структурные и целефункциональные закономерности; отличительной характеристикой данного механизма является обес-

Рис. I. Антикризисное управление рисками

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

печение поэтапной реализации совокупности работ антикризисного управления. В В. Свистуновым [5] был разработан механизм антикризисного управления, включающий процедуру диагностик» кризисного состояния на промышленных предприятиях и т.д.

При этом антикризисному управлению рисками на предпри»-тиях гостиничного бизнеса, на взгляд автора, внимание практически не уделялось.

Под механизмом антикризисного управления рисками будем понимать совокупность взаимосвязанных рычагов оказания действенного управленческого влияния на факторы, сдерживающие развитие предприятия гостиничного бизнеса.

Различные тенденции существования предприятия гостиничного бизнеса, формируемые как результат влияния факторов кризиса. - функционирование или развитие - определяют разницу i цели воздействия механизма антикризисного управления. Так. • случае функционирования цель будет заключаться в сохранен» качества оказываемых гостиницей услуг и средств, используема для их оказания, на уровне, необходимом для поддержания жн (неспособности данного предприятия. В случае развития цель б\л<г состоять в приобретении нового качества оказываемых услуг ■ средств, используемых для их оказания, обеспечивающего ра житие гостиничного предприятия.

В основе разработки механизма антикризисного управления рисками должно лежать положение о необходимости своевременно предвидеть, распознавать, оценивать тенденции разви тия предприятии как социально-экономических систем с учетом возможны» рисков, учитывать их влияние на содержание проблем и предопределять пути их решения. Базироваться механизм антикризисного' управления рисками должен на системном подходе, который требует максимально возможного рассмотрения всех аспектов проблемы в их взаимосвязи и целостности, выделения главного и существенного. определения характера связи между элементами системы. а также противоречий и конфликтов внутри системы и с внешней средой.

Антикризисное управление рисками представляет собой составляющую часть управленческой деятельности; по содержанию - >тс< информационное взаимодействие, в основе которого лежит прием переработка, сохранение, передача информации о рисках; состоит также из управляющей и управляемой подсистем, между которыми существует обратная связь; результатом управления являете« сохранение оптимального функционирования системы (см. рис. 1 i

Механизм антикризисного управления рисками гостиничного предприятия, на взгляд автора, должен включать такие этапы, о»:

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.