УДК 24 (510) © А.К. Хабдаева
К ВОПРОСУ ОБ ИЗУЧЕНИИ ТРАДИЦИИ КИТАЙСКОГО БУДДИЗМА В ТРУДАХ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ КНР
Статья анализирует основные направления развития буддологии в КНР. Автор отмечает важные тенденции, прослеживаемые в историографии китайского буддизма на раннем этапе истории КНР, в годы «культурной революции», в период возобновления научного исследования буддизма, а также на современном этапе. По мнению автора, традиция изучения китайского буддизм в КНР в настоящее время характеризуется значительными успехами китайских исследователей.
Ключевые слова: религия, культура, буддизм, КНР, историография.
A.K. Khabdaeva
TO THE ISSUE OF STUDY THE CHINESE BUDDHISM TRADITION IN THE WORKS OF CHINESE RESEARCHERS
The article analyzes basic development trends of Buddhism study in China. The author notices the important trends, which are traced in historiography of Chinese Buddhism at the early stage of Chinese history, in the years of "cultural revolution", in the period of scientific research recommencement in Buddhism and at the present stage. In the author's opinion, the tradition of Buddhism study in China now is characterized by significant successes of Chinese researchers.
Keywords: religion, culture, Buddhism, China, historiography.
Процесс научного изучения центрально-азиатского и, в частности, китайского буддизма имеет давнюю и сложившуюся историю. За это время вышло значительное количество работ, посвященных различным аспектам и направлениям буддизма, сформировались собственные исследовательские центры. Большое значение в процессе изучения китайской традиции буддизма имеют результаты научной работы исследователей КНР.
Российскому читателю китайские буддологи известны в основном по немногочисленным переводным изданиям «Краткая история китайской философии» Фэн Юланя [1], «Жизнеописания достойных монахов. Гао Сэн Чжуань» Хуэй Цзяо [2] и др., ставшим классикой отечественной синологии.
В самом Китае процесс изучения буддизма был достаточно сложным. История китайской буддологии имеет некоторые сходные черты с историей российской (советской) буддологии и. Изучение религии в Китае происходило под определенным давлением идеологической системы общества, и в зависимости от политических установок государства. По словам Фан Литяня, «исследование буддизма в материковом Китае, в Гонконге, Макао и на Тайване имеет каждое свои особенности» [3]. Таким образом, в русле китайской буддологии следует различать два самостоятельных направления - материкового, т.е. КНР, и нематерикового Китая, представленного в первую очередь ученым миром Тайваня.
В КНР интенсивное изучение буддизма началось во второй половине XX в., в особенности в 60-80-е гг. В научной деятельности буддологов того времени отчетливо сказывается политическая подоплека, господство марксистко-ленинского подхода. Большинство ученых рассматривало буддизм критически, как явление реакционное, относящееся к идеалистическому направлению философии («Краткий курс всеобщей истории Китая», «Общая история китайской идеологии») [4]. К буддологам этого поколения можно отнести Фан Вэньланя (ЙЙЩ, Хоу Вайлу , Жэнь Цзиюя (ШЩ, начиная с
1980-х гг. при рассмотрении вопросов религиозного плана также превалирует марксистская концепция, но уже отмечаются тенденции к более объективной трактовке - учитываются новые точки зрения, привлекается опыт зарубежных исследователей буддизма.
По замечанию Фань Литяня, процесс изучения буддизма в Китае в XX в. можно разделить на периоды [3]: I) первая половина XX в.; 2) 1960-1980-е гг.; 3) последние два десятилетия XX в.
На указанном первом этапе развития китайской историографии буддизма в материковом Китае появилась плеяда ученых, превративших изучение китайской культуры и истории в университетские гуманитарные дисциплины. В связи с возвращением из Японии ранее считавшихся утерянными буддийских сочинений школы Фасян-Вэйши пробудился интерес к исследованию и систематизации буддийских канонов. В
этот период появились имена китайских буддо-логов добившихся больших успехов в вопросах исследования буддизма - Лян Цичао ,
Тан Юнтун (ЩЩ), Чэнь Тань (|Щ), Чэнь Инькэ ($Ш9, Ху Ши , др. Так, работа Тан Юнту-на «История буддизма в период Хань Вэй эпохи Северных и Южных династий» [5], работа Чэнь Таня «Очерки истории китайского буддизма» [6] и др. стали прорывом в китайской науке и заложили основу систематичному исследованию буддизма в Китае того времени.
Яркими представителями новой волны китайских буддологов стали Ян Вэньхуэй (Щй^), Оуян Цзинъу Тай Сюй (ЗЙ), Инь
Шунь (ЕПЩ), Люй Чэн (|§£Ц). Будучи практическими последователями буддизма, они попытались объединить научный и религиозный подходы в рассмотрении вопросов истории китайского буддизма. Оуян Цзинъу (1871-1943 гг.) был учеником известного буддийского деятеля, мыслителя, издателя и реформатора Ян Вэньху-эя (1871-1943 гг.). Большой вклад был внесен Оуян Цзинъу в дело издательства буддийской литературы, организации университета и исследования буддийской философии. В его системе мировоззрения значительные позиции занимало учение о сознании, он изучал и анализировал проблему только-сознания Вэйши в трактовке Иогачары. В 1918 г. Оуян Цзинъу на основе организованного Ян Вэньхуэем известного буддийского издательства Цзиньлин (^Ш^Ш^) создал Китайский буддийский университет внутренних наук (5Й[А.Н?Рл;).
Значительный вклад в процесс развития китайской буддологии внес исследователь Люй Чэн (1896-1989 гг.). Он составил ряд работ по буддизму общего характера («Краткое изложение происхождения буддийского учения в Китае», «Краткое изложение происхождения буддийского учения в Индии», «Рассуждения о буддизме Тибета»), а также занимался изучением проблем Абхидхармы, логики, только-сознания, методологии буддийского исследования, («Вводный теоретический толкователь индийской логики», «Методология буддологиче-ских исследований») и т.д. [7].
На втором этапе, после 50-х гг. XX в., вслед за общественными изменениями, наметились новые тенденции и в китайской историографии буддизма. Согласно подсчетам профессора Ван Лэйцюаня за 17 лет, начиная с 1949 по
1966 гг., в КНР было выпущено всего 1003 статьи о буддизме, т.е. в год примерно по 59 статей [3]. Особое место в работах китайских буддоло-гов этого периода занимает школа только-сознания Вэйши. Исследованиями в этой облас-
ти занимались Ван Эньян (В1у%, Го Пэн ($|Щ, Ю Ся (М^ и др.
Исследования Го Нэпа (1920-2004 гг.) затрагивают вопросы истории, культуры, философии китайского буддизма. В его работе «Суйтан фоцзяо» (Буддизм периода Суй и Тан), посвященной истории китайского буддизма эпох Суй и Тан, большое внимание уделяется школе толь-ко-сознания Фасян [8]. В означенное время школа Сюань Цзана во многом определяла развитие китайского буддизма [8].
Исследовательские работы Оуян Цзинъу, Люй Чэна, Го Пэна, др. не потеряли актуальности и сегодня и признаются авторитетными для современной буддологии.
1967-1973 гг. стали годами культурного и научного затишья. В силу сложившихся в стране политических условий в этот период в Китае не было опубликовано ни одной статьи, посвященной религиозной тематике. С 1977 г. после исторического перелома в китайском обществе постепенно начинают появляться работы, объектом исследования которых являются вопросы религии. В 1950-1960-е гг. буддологические исследования в Китае стали возглавлять преподаватели философских факультетов университетов. Они вывели китайскую буддологию на новый путь, правда, зачастую рассматривая буддизм в трактовке идеалистической философии. Большим прорывом в этом направлении стало создание в 1955 г. редакционного комитета, занявшегося подготовкой «Энциклопедии китайского буддизма» (Чжунго фоцзяо байкэ цюань-шу, В состав этого комитета
вошли ведущие буддологи страны. Работа над «Энциклопедией» заняла не один год. итогом стала публикация в 1980-х гг. ее четырех томов, в которых было собрано более 400 статей по различным аспектам буддизма: вопросам истории, учения, школ и направлений, канонических текстов, персоналиям, т.д. Энциклопедия стала фундаментальной работой, вобравшей в себя результаты исследований китайских буддологов того времени, большим достижением в истории китайской гуманитарной науки Китая.
В третий период новая политика КНР - политика реформ и открытости внешнему миру -внесла значительные изменения в историю развития китайской буддологии. Многие традиционные положения были пересмотрены, получили новую критическую оценку. По замечанию Фан Литяня, в свете свежих настроений происходит отход от традиционного положения «буддизм - это суеверие» к положению «буддизм -это культура» [3]. Возобновление интереса к традиционным идеологическим системам -
конфуцианству и даосизму - привлекает дополнительное внимание исследователей к вопросам буддизма. Буддология становится заметным явлением китайской гуманитарной науки. По общим подсчетам, в 1990-х гг. количество опубликованных работ в этой области превышает аналогичные показатели до культурной революции. К работам этого периода, ставшим заметным явлением китайской буддологии, можно отнести «Гармоничность буддийской концепции на современном этапе» (Фофа гуаньнянь, дэ цзиньдай дяоши, ШШШШЩ Хэ Цзяньмина (ШЩ [13], «Китайский буддизм в XX в.» (Эрши шиц-зи чжунго фоцзяо, Pl^s) в соавторстве Чэнь Бина и Дэн Цзымэй [10] и др.
Знаменательным явлением китайской буддо-логии стали многочисленные научные конференции, организуемые начиная с 80-х гг. XX в., и позволяющие ученым обсуждать актуальные научные вопросы, обмениваться опытом, знакомиться с идеями зарубежных синологов. Сегодня в таких конференциях активно принимают участие исследователи из Европы, Америки, Тайваня, Японии, Кореи и других стран. Знаковым явлением, характеризующим выход китайской буддологии на новый уровень, стало, в частности, создание в июле 1992 г. в Китае Исследовательского центра Сюань Цзана Организация подобного центра не только позволяет систематизировать и тщательно исследовать наследие Сюань Цзана, но и объединить усилия буддологов и буддистов всего мира, признающих значение личности выдающегося китайского паломника, привлечь внимание к не изученным ранее проблемам.
В настоящее время развитие китайской буд-дологии происходит достаточно интенсивно. Е.А. Торчинов отмечает, что совсем недавно 80% всех буддологических работ, издающихся в КНР, были посвящены школе чань, «при этом даже работы, посвященные индийскому буддизму, как правило, написаны на основе китайских переводов без учета как санскритских оригиналов, так и тибетских переводов» [11]. Далее же он пишет: «Однако в настоящее время ситуация постепенно начинает меняться, в чем, несомненно, велика заслуга таких ученых старшего поколения, как Хуан Синьчуань (ведущий китайский санскритолог, и У Байхуэй» [11].
Китайские ученые успешно восполняют пробел, вынужденно сделанный ими под прессом политических условий. Наибольший вклад в дело развития современной китайской буддологии внесли Ю Ся (М^), сфера интересов которого чрезвычайно разнообразна и тесно связана с изучением шастры «Чэнвэйши лунь», историей
школы китайского буддизма Чэнши, т.д. [12], а также Лун Лянь (Ц), Тянь Гуанле (Щ^.1), Го Юаньсин (ШЗД Жэньцзе , Лю Фэн (ЭД, др. Признанным авторитетом китайской буддологии считается Фан Литянь (Л-ù^). По словам Л.Е. Янгутова, он «сегодня является одним из самых плодотворных исследователей буддизма в Китае» [13].
Значительные успехи сделаны китайскими исследователями в области изучения взаимоотношений буддизма с традиционными китайскими идеологическими системами - конфуцианством и даосизмом. Так, в работе Цуй Ляньчжуна (ШЗЙ) и У Вэня (SS) «Культура Древней Индии и Китай» (Гудай индьу вэньмин юй чжунго) [14] проводится сравнительный анализ учений Будды и Конфуция, а также рассматривается их влияние на культуру Китая. В другой работе -«Буддизм и конфуцианство» (Шт'*з\тЩ Лай Юнхая (ffgcê) 115] - исследуются различные аспекты взаимного влияния и исторической эволюции буддизма и конфуцианства, анализируются проблемы идеологической модели, особенностей искусства, теории, т.д. Авторы считают, что влияние буддизма на конфуцианство в основном проявилось в мировоззренческой модели теории сущности, влияние же конфуцианства на буддизм проявилось в теории человеческой природы и теории природы сознания. Чэнь Бин в работе «Буддийское учение чань и
восточная цивилизация» [16] подробно объясняет теорию концепции чань и основные способы практики чань, а также отношения с конфуцианским учением о поддержании здоровья, цигун, ушу, современной медициной, психологией. Сюй Сяоюэ (fêJJ Ш) в работе «Чань и Чжуанцзы» 1992) [17] исследовал общие и особенные черты учения чань и даосизма с точки зрения теории сущности, идеологических методов, эстетического восприятия, т.д. Хун Сюйпин , У Юнхэ (^^Ц) в своей работе «Чань и Сюаньсюэ» [18] подробно описали истоки, особенности, отличительные и общие черты учения чань и учения сюаньсюэ.
Современный этап развития китайской буд-дологии характеризуется заметным подъемом интереса исследователей к философской аналитике буддизма [19]. Так, в 1990-х гг. в КНР вышли статьи «Исследование рупа-дхарм» [20]. «Учение о причинности в первоначальном буддизме» [21], «Описание учения о логике» [22], «Рассуждения о грех мерах учения о логике» [23], «Человеческая философия буддизма» [24], «Познание и критика человеческой философии буддизма» [25], «Сознание человека, сознание Будды и освобождение» [26], «Жизнь и смерть:
буддийское учение о сансаре» [27], «Диалектика и махаянское учение мадхьямиков» [28|. «Буддийское учение о Нирване» [29], «Основные идеи и положения этики китайского буддизма» [30].
В числе философских буддологических исследований особое положение занимает изучение проблемы сознания. В китайском буддизме большую роль играет концепция Татха-ты, поэтому и высоко значение концепции о природе сознания Проблему природы
сознания в индо-буддийской традиции рассматривал Фан Литянь (^ш^) в работе «Обозрение концепции природы сознания в индийском буддизме» [31]. Лай Юнхай Хун Сюпин (ШЯ3), Син Дунфэн (ИВД), другие китайские исследователи также в своих работах зачастую анализируют вопрос теории сознания китайского буддизма. В двухтомной работе Ян Вэйчжуна «Общая история китайской школы только-сознания Вэйши» (Чжунго вэйши цзун тунши) [32] автор подробно описывает процесс распространения Виджнянавады в Китае, деятельность Сюань Цзана, теоретические положения Вэйши, др. По оценке самого Ян Вэйчжуна, «научное значение данной книги состоит в системном и по возможности подробном изложении процесса исторического эволюционирования китайской школы Фасян-Вэйши от [уровня] «идеологического направления» (^Л^ до [уровня] «школы» (^Л), и далее до [понятия] «учения о Вэйши» [32].
Изучением теории только-сознания занимался Вэй Дэдун (ЩЦ^). В своей работе «Становление и развитие концепции Алая-виджняны» (й^^ЯШЙШ!) [33] автор рассмотрел процесс появления и эволюции концепции Алая-виджняны. Так, он выделил период йоги, канонический период, период распада, а также описал особенности всех этих периодов. Хэ Цзяньмин (^ЙР/) в работе «Структурно-гносеологический анализ субъекта буддийской концепции о только-сознании» ({ЯЖШад^АРЗШЛ) [34] считает, что буддийская концепция только-сознания содержит в своей структуре 3 уровня: 1) учение о восьми сознаниях (АЦЩ; 2) учение о четырех частях (ИЯ^); 3) сознание-рождение Под первым имеется в виду
психология познания, под вторым - функции познания, под третьим - возникновение познания. Он полагает, что учение о четырех
частях отрицает логические и практические доказательства. Помимо этого, имеются работы «Теория Сознания-Алаи» (ШЙ^ЖШЙ Бэнь Юаня [35], «Идея только-сознания
в учении о только-сознании» (Щ-Я^ШШ-Я^) Цзи Цюня [36], «Идеи только-сознания в трактате «Вимшатика виджняпти матрата сиддхи» Чэнь Минхуэя
[37]. «Анализ теории о трех природах и трех не-природах» Чунь И
(Щт) [38] и т.д.
Китайскими учеными за последние годы внесен значительный вклад в исследование буддизма во всех его направлениях: философии, истории, культуры, социологии, взаимоотношений с индийским буддизмом, эволюции буддийского учения на Дальнем Востоке в Корее, Японии, др. Анализируя процесс развития буддологических исследований в КНР за последние десять лет, китайский ученый Люй Юсян отмечает, что буддизм по-
влиял на развитие традиционной культуры общества Китая, а буддология стала важной частью науки Китая [19]. Сложно не согласиться с его словами. Период «культурной революции» приостановил развитие китайской науки. В конце 1970-х гг. вслед за политикой реформ и открытости последовало возрождение интереса к гуманитарной проблематике. За последние десять лет экономическое развитие, культурное процветание, расширение связей с внешним миром дало новый толчок изучению буддизма. Китайская буддология вышла на новый уровень своего развития, о чем свидетельствуют результаты исследований китайских ученых последних лет.
Литература
1. Фэнь Юлань. Краткая история китайской философии / под ред. К.А. Торчинова. - СПб.: Евразия, 1998. -376 с.
2. Хуэй Цзяо. Жизнеописания достойных монахов. Гао Сэн Чжуань. - М., 1991. - 250 с.
3. Фан Литянь. Чжунго далу фоцзяо яньцзю дэ хуэйгу юй фачжань (Исследование буддизма в материковом Китае: история и перспективы) // Ши цзе цзунцзяо яньцзю (Религиоведческие исследования мира). - 2001. - №4. -С.129-137.
4. Фань Вэньлань. Чжунго тунши цзянь бянь (Краткий курс всеобщей истории Китая): в 4 т. - Пекин: Народное изд-во, 1949. - 1280 с.: Хоу Вайлу. Чжунго сысян тунши (Общая история китайской идеологии). - Пекин: Народное изд-во, 1957. - Т. 1. - 663 с.
5. Тан Юнтун, Ханьвэй лянцзинь наньбэйчао фоцзяо-ши (История буддизма в период Хань Вэй эпохи Северных и Южных династий): в 2 т. - Пекин, 1963.
6. Чэнь Тань. Чжунго фоцзяо ши цзи гай лунь (Очерки истории китайского буддизма). - Пекин: Чжунхуа, 1962. -161 с.
7. Люй Чэн. Чжунго фосюэ юань лю люэ цзян (Краткое изложение происхождения буддийского учения в Китае). - Пекин: Китайское книжное издательство, 2002. -396 с.; Люй Чэн. Иньду фосюэ юань лю люэ цзян (Краткое изложение происхождения буддийского учения в Индии). -Шанхай: Шанхайское народное изд-во, 2004. - 315 с.; Люй Чэн. Сицзан фосюэ юань лунь (Рассуждения о буддизме Тибета). - Шанхай: Изд-во Шанву, 1933. - 136 с.; Люй Чэн. Иньмин жу чжэн лилунь цзян цзе (Вводный теоретический толкователь индийской логики). - Пекин: Чжунхуа, 1983. -84 с.: Люй Чэн. Фоцзяо яньцзю фа (Методология буддоло-гических исследований). Хуан Чаньхуа. Фосюэ гайлунь (Введение в буддологию). - Янчжоу: Гуанлин, 2009. -122 с.
8. Го Пэн. Суйтан фоцзяо (Буддизм периода Суй-Тан).
- Цзинань: Изд-во Ци и Лу. 1980. - 642 с.
9. Хэ Цзяньмин. Фофа гуаньнянь дэ цзиньдай дяоши (Гармоничность буддийской концепции на современном этапе). - Гуанчжоу: Гуандунское народное изд-во. 1998. -474 с.
10. Чэнь Бин, Дэн Цзымэй. Эрши шицзи чжунго фоцзяо (Китайский буддизм в XX в.). - Пекин: Миньцзу, 2000. -608 с.
11. Торчинов Е.А. Введение в буддологию. - СПб.: Санкт-Петербургское философское общ-во, 2000. - С.226.
12. Чжунго фоцзяо (Китайский буддизм). - Шанхай, 1996. - Т.1. - С.245.
13. Янгутов Л.Г. Единство, тождество и гармония в философии китайского буддизма. - Новосибирск: Наука, 1995. - 224 с.
14. Цуй Ляньчжун, У Вэнь. Гудай индьу вэньмин юй чжунго (Культура Древней Индии и Китая). - Чанша: Юэлу, 2007. - 324 с.
15. Лай Юнхай. Фосюэ юй жусюэ (Буддизм и конфуцианство). - Ханчжоу: Чжэцзянское народное изд-во, 1992. -231 с.
16. Чэнь Бин. Фоцзяо чаньсюэ юй дунфан вэньмин (Буддийское учение чань и восточная цивилизация). -Шанхай: Шанхайское народное изд-во, 1992. - 654 с.
17. Сюй Сяоюэ. Чань юй лаочжуан (Чань и Чжуанцзы).
- Ханчжоу: Чжэцзянское народное изд-во, 1992. - 279 с.
18. Хун Сюйпин, Уюнхэ. Чаньсюэ юй саньсюэ (Чань и Сюаньсюэ). - Ханчжоу: Чжэцзянское народное изд-во,
1992. - 239 с.
19. Люй Юсян. Ши нянь лай чжунго яньцзю шу люэ (Очерк буддодогических исследований в Китае за 10 лег (1987-1996) // Цзунцзяо сюэ яньцзю (Религиоведные исследования). 1997. - №4. - С.8-96.
20. Гу Цзинюань. Сэфа яньцзю (Исследования рупа-дхарм) // Фосюэ яньцзю (Буддологические исследования). -
1993. - №2.
21. Цай Хуэймин. Юань ши фоцзяо дэ юань ци гуань (Концепция причинности в первоначальном буддизме) // Фа инь. - 1990. - №5.
22. Ло Чжао. Иньмин гайшу (Краткий очерк буддийской логики) // Фоцзяо юй чжунго вэньхуа (Буддизм и культура Китая). - Пекин: Чжунхуа, 1989.
23. Чжэн Вэйхун. Иньмин Сань чжун би лян тань тао (Рассуждения о трех мерах учения о логике) // Чжэсюэ яньцзю (Философские исследования). - 1988. - №3.
24. Фан Литянь. Фоцзяо жэнь шэн чжэсюэ (Философия жизни в буддизме) // Чжунго чжэсюэ ши (История китайской философии). - 1989. - №1.
25. Лай Дажэнь. Фоцзяо жэнь шэн чжэсюэ дэ жэньши юй пинцзя (Понимание и критика философии жизни в буддизме) // Шэхуэй кэсюэ чжаньсянь (Обтествснно-научный фронт). - 1989. - №3.
26. Хун Сюпин. Жэнь синь фо синь юй цзето (Сознание человека, сознание Будды и освобождение) // Нань цзин дасюэ сюэ бао (Вестник Нанкинского универсигега). -1989. - №1.
27. Чэнь Бин. Шэн юй сы: фоцзяо лунь хуэй шо (Жизнь и смерть: буддийское учение о Сансаре). - Народное изд-во Внутренней Монголии, 1994.
28. Ли Сюэтао. Бянь чжэн фа юй дачэн чжун гуань сы-сян (Диалектика и учение мадхьямиков) // Нань я яньцзю (Исследования Южной Азии). - 1991. - №3.
29. Го Лянцзюнь. Фоцзяо непань лунь (Буддийское учение о Нирване) // Нань я яньцзю (Исследования Южной Азии). - 1994. - №4.
30. Фан Литянь. Чжунго фоцзяо лунь ли сысян лунь ган (Основные идеи и положения этики китайского буддизма // Академия общественных наук Китая. - 1996. - №2.
31. Фан Литянь. Иньду фоцзяо дэ синь син сысян шу пин (Обозрение концепции природы сознания в индийском буддизме) // Чжэсюэ цзачжи (Философский журнал). -1984. - №14. - С.40-74.
32. Ян Вэйчжун. Чжунго вэйши цзун тунши (Общая история китайской школы только-сознания Вэйши): в 2 т. -Нанкин: Фэнхуан. - 2008.
33. Вэй Дэдун. Лунь а лай е ши дэ цюэ ли хэ фачжань (О становлении и развитии концепции Алая-виджняны) / Чжунхуа вэньхуа лунтьань (Вопросы культуры Китая). -1994. - №4.
34. Хэ Цзяньмин. Фоцзяо вэйши лунь дэ чжути жэньши цзе гоу фэньси (Структурно-гносеологический анализ субъекта буддийской концепции о только-сознании) / Ху-ачжун шифань дасюэ сюэбао (Вестник Китайского педагогического университета). - 1993. - №4.
35. Бэнь Юань. Ши лунь а лай е ши (Теория созпапия-Алаи) // Фаинь. - 1988. - №2,3.
36. Цзи Цюнь. Вэйши сюэ шан дэ вэйши и (Идея толь-ко-сознания в учении о только-сознании) // Фаинь. - 1990. - №10.
37. Чэнь Минхуэй. Вэйши эр ши лунь дэ вэйши сысян (Идеи только-сознания в трактате «Вимшатика виджняпти матрата сиддхи) // Фаинь. - 1991. - №9.
38. Чунь И. Сань син сань у син цзе си (Анализ теории о трех природах и трех не-природах) // Фаинь. - 1991. -№7.
Хабдаева Аюна Константиновна, кандидат исторических наук, старший преподаватель кафедры восточных языков Бурятского государственного университета, г. Улан-Удэ, e-mail: [email protected] Khabdaeva Ayuna Konstantinovna, candidate of historical sciences, senior lecturer, department of oriental languages, Buryat State University, Ulan-Ude, e-mail: [email protected]