the history of the origin and development of the concept of social security in the UK. The main part of the article describes the features of the social insurance system and its components: pension insurance, sickness insurance, accident insurance, unemployment insurance, disability insurance. Of particular interest is the model of pension provision of the countries in question, since this model formed the basis of the pension reform of Russia. The policy of the countries in the labor market is considered and the role of the state in regulation of labor relations is analyzed. The original model of implementation of family policy of the considered States is presented. The history and evolution of social work in the British Isles is described. Based on the study of national versions of the social policy, the author makes a conclusion about the existence of a single model of social protection of the British Isles.
Key words: social policy, social security, social work, great Britain, Ireland.
УДК 316.334.22
К ВОПРОСУ ОБ ИЗУЧЕНИИ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА НА ПРЕДПРИЯТИИ Шендель Татьяна Владимировна, к. пед. н., доцент (e-mail: [email protected]) Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева Петрова Татьяна Валерьевна, студент (e-mail: [email protected]) Красноярский институт железнодорожного транспорта г. Красноярск, Красноярский край
В статье представлено содержание понятия «социально-психологический климат». Определены основные характеристики неблагоприятного организационного климата. Используя методику О.С. Михалюка и А.Ю. Шалыто, изучен социально-психологический климат на предприятии Красноярского края. Полученные результаты подтверждают значимость управления социально-психологическим климатом на предприятии, состоящую в повышении работоспособности персонала, привлечении высококвалифицированных специалистов и т.д.
Ключевые слова: предприятие, социально-психологический климат, изучение, методы изучения, персонал.
Эффективное управление предприятием заключается не только в организации и контроле профессиональной деятельности персонала, но и в создании благоприятной обстановки в коллективе. То, как чувствует себя работник и какие эмоции получает от своей профессиональной деятельности, влияет на его развитие, а, значит, и на развитие предприятия. В этой связи значимость и актуальности приобретает управление социально-психологическим климатом на предприятии. Остановимся на содержании данного понятия подробнее.
По мнению В.М. Шепеля, социально-психологический климат - это «эмоциональная окраска психологических связей членов коллектива, воз-
никающая на основе их симпатии, совпадения характеров» [7; С. 212]. В качестве ключевых составляющих исследуемого понятия определены психологическая связь коллектива, симпатия и совпадение характеров у рабочих. Следовательно, ученый анализирует понятие через стиль отношений сотрудников, находящихся в непосредственном контакте друг с другом.
Согласно точке зрения К.К. Платонова, социально-психологический климат - это «отражение в сознании персонала комплекса явлений, связанных с их взаимоотношениями, условиями труда, методами его стимулирования» [4; С. 256]. Ученый акцентирует внимание на том, что человеческая психика подвержена влиянию окружающей среды и стрессы сказываются не только на работоспособности, но и на внутреннем состоянии работника. Поэтому при тяжелой или монотонной работе, целесообразно организовывать время на отдых и зоны отдыха.
Обращаясь к зарубежному опыту, отметим точку зрения К. Камерона, в соответствии с которой социально-психологический климат - это «комплекс ценностных отношений, присущих среде, в которых предприятие функционирует» [3]. В свою очередь К. Агирис считает, что это «официальная политика предприятия, потребности сотрудников, ценности и индивидуальности, которые действуют в условиях самосохраняющейся сложной, живой и постоянно развивающейся системы» [2].
Анализ представленных определений социально-психологического климата, позволяет утверждать, что ученые акцентируют внимание на обстановке, присущей коллективу, и факторах, влияющих на нее. В этой связи отметим мнение С.Г Букачева, который выделяет благоприятный и неблагоприятный социально-психологический климат. Акцентируя внимание на характеристиках неблагоприятного социально-психологического климата, отметим пессимизм, недоверие и неуважение, холодность и скрытность в отношениях, сдерживание личностного потенциала, раздражительность, напряженность и конфликтность» [5], которые подтверждают значимость его изучения на предприятиях.
Итак, объектом для изучения социально-психологического климата явилось предприятие Красноярского края, основной вид деятельности которого - предоставление услуг по восстановлению и оснащению (завершению) железнодорожных локомотивов, трамвайных моторных вагонов и прочего подвижного состава. Респондентами явились 139 сотрудников предприятия.
Метод изучения - методика О. С. Михалюка и А.Ю. Шалыто «Изучение социально-психологического климата в коллективе». Выбор метода изучения обусловлен тем, что данная методика позволяет выявить эмоциональный, поведенческий и когнитивный компоненты отношений в коллективе.
Далее в таблице 1 представлены результаты изучения социально-психологического климата на предприятии Красноярского края. При этом отметим, что дополнительно для каждого компонента (эмоционального,
поведенческого, когнитивного) определена средняя оценка по выборке. Например, для эмоционального компонента (1):
М = (Е(+)- Е(-))/п, где М - сумма оценок (коэффициент),
Е (+) - количество положительных ответов, содержащихся в столбце, Е (-) - количество отрицательных ответов,
п - число членов коллектива, принявших участие в исследовании.
Таблица 1 - Результаты изучения социально-психологического климата на предприятии Красноярского края по методике О. С. Михалюка и А.Ю. Шалыто
Компонент и его оценка Количество ответов Оценка Коэффициент
Эмоциональный компонент
Полностью положительная 48 1 0,1
Полностью отрицательная 34
Неопределенная 57
Поведенческий компонент
Полностью положительная 20 1 -0,27
Полностью отрицательная 58
Неопределенная 61
Когнитивный компонент
Полностью положительная 77 1 0,25
Полностью отрицательная 35
Неопределенная 27 0
Акцентируем внимание на поведенческом компоненте социально-психологического климата предприятия (58 респондентов из 139 охарактеризовали его отрицательно). Следовательно, для коллектива не свойственна совместная деятельность или командная работа, присутствует неприязнь. При этом, руководствуясь результатами по когнитивному компоненту социально-психологического климата предприятия (77 респондентов из 139 охарактеризовали его положительно), отметим, что, с одной стороны, сотрудники предприятия неплохо знают друг друга. Однако, с другой стороны испытывают друг к другу неприязнь. Это подтверждается результатами по эмоциональному компоненту (57 респондентов из 139 охарактеризовали его неоднозначно).
Таким образом, изучив социально-психологический климат на предприятии Красноярского края по методике О.С. Михалюка и А.Ю. Шалыто, можно сделать вывод о неблагоприятном климате на предприятии. Это требует особого внимания со стороны его руководства. Проблемы, возникающие на предприятиях, являются не только ресурсными, но и межличностными. Эти проблемы, как и иные, препятствуют развитию предприятия. Эффективное управление социально-психологическим климатом
способствует не только повышению работоспособности персонала, но и привлечению высококвалифицированных специалистов. Кому не привлекательно работать на предприятии, где его ценят, уважают и поддерживают?
Список литературы
1. Балахтар, В.В. Особенности формирования социально-психологического климата в учреждении социальной службы [Электронный ресурс] // Studia Humanitatis. 2017. №1. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-formirovaniya-sotsialno-psihologicheskogo-klimata-v-uchrezhdenii-sotsialnoy-sluzhby
2. Казначевская Г.Б. Менеджмент: учебное пособие для студентов среднего профессионального образования. Москва Издательство: Феникс, 2016. 765 с.
3. Мацумото Д. Психология и культура. Санкт-Петербург Издательство: ПраймЕв-рознак, 2014. С. 416
4. Платонов, К.К. Структура и развитие личности. М. : Наука, 1986. -256 с.
5. Социально-психологические аспекты повышения эффективности деятельности организации : монография / Т. В. Арямова [и др.] ; под общ.ред. Т. В. Бюндюговой. Таганрог : Издатель Ступин А.Н., 2014. 197 с.
6. Управление персоналом : учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Менеджмент организации» и «Управление персоналом» / П. Э. Шлендер [и др.] ; под ред. П. Э. Шлендера. М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2015. 320 с.
7. Шепель, В.М. Социальное управление производственным коллективом (опыт социологического исследования). М. : Мысль. 1976. - 216 с.
Shendel Tatyana Vladimirovna, candidate of pedagogical Sciences, associate Professor Si Petrova Tatyana Valerevna, student Krasnoyarsk Institute of railway transport THE QUESTION ON STUDY OF SOCIO-PSYCHOLOGICAL CLIMATE AT THE ENTERPRISE
Annotation. The article presents the content of the concept of "socio-psychological climate". The main characteristics of the unfavorable organizational climate are determined. Using the method of O. S. Mikhalyuk and A. Yu. Shalyto, the socio-psychological climate at the enterprise of the Krasnoyarsk territory was studied.
Key words: enterprise, socio-psychological climate, study, methods of study, staff.