Научная статья на тему 'Социально-психологический климат в студенческом коллективе в различные периоды обучения'

Социально-психологический климат в студенческом коллективе в различные периоды обучения Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
2481
214
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Социально-психологический климат / структура / АНКЕТИРОВАНИЕ / social-psychologic climate / Structure / questioning

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Денисов Н. Л.

Методом тестирования исследован социально-психологический климат в студенческом коллективе высшего учебного заведения в различные периоды обучения. Показано, что с увеличением сроков обучения повышается уровень социально-психологического климата, увеличивается доля когнитивной и снижается доля эмоциональной составляющей. Высказано мнение, что анализ структуры социально-психологического климата позволяет более точно определить стадию формирования коллектива, благодаря чему становится возможным делать мобильным практику управления учебно-воспитательным процессом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SUMMARY Socio-psychologic climate in students community in different periods of study was investigated using testing method. It was shown that with increasing period of study the level of social-psychological climate is improved, part of cognitive constituent is enlarged and part of emotional constituent is reduced. It is suggested that structure analysis of social-psychologic climate allows to determine more precisely stage of the stuff forming and therefore it becomes possible to make management of teaching and educational process more flexible.

Текст научной работы на тему «Социально-психологический климат в студенческом коллективе в различные периоды обучения»

ОРГАНИЗАЦИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И ОБЩЕСТВЕННОЕ ЗДОРОВЬЕ

УДК 613.86-057.875:378:316.6 Н.Л. Денисов

E-mail: [email protected]

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ В СТУДЕНЧЕСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ В РАЗЛИЧНЫЕ ПЕРИОДЫ ОБУЧЕНИЯ

Томский военно-медицинский институт ВВЕДЕНИЕ

Жизнедеятельность человека протекает в условиях постоянного воздействия комплекса климатогеографических, химических, физических, биологических и социальных факторов [1]. При этом большинство их действуют на человека опосредованно, через так называемые социальные и психологические переменные. С другой стороны, люди располагают особой социальной системой материальной и духовной адаптации, в связи с чем их биологическая адаптация зависит от социальных условий жизни. С этих позиций исследование влияния факторов окружающей среды на организм человека необходимо осуществлять через призму комплекса социально-психологических особенностей, в том числе с учетом социально-психологического климата (СПК) коллектива [2].

Как известно, под социально-психологическим климатом подразумевается качественная сторона межличностных отношений, проявляющихся в виде совокупности психологических условий, способствующих или препятствующих продуктивной совместной деятельности и всестороннему развитию личности в группе [3]. В связи с этим в условиях воздействия на людей факторов СПК, вызывающих неспецифические изменения в эмоционально-личностной сфере, социально-психологический климат в коллективе следует рассматривать как важный показатель коллективного здоровья [4,5].

Несмотря на то, что изучению роли психологических факторов в сохранении здоровья людей в последние годы уделяется значительное внимание, в литературе сведений по данной проблеме недостаточно.

Целью данной работы явилось изучение социально-психологического климата в студенческом коллективе высшего учебного заведения в различные периоды обучения.

МАТЕРИАЛ И МЕТОДЫ

Исследование СПК проводилось среди студентов мужчин, обучающихся на первом (1-я группа, 54 человека), третьем (2-я группа, 61 человек) и пятом курсах (3-я группа, 48 человек) агроинженерного факультета Томского филиала ГОУ ВПО «Новосибирский государствен-

ный аграрный университет». В основу исследования была заложена методика анкетирования А.Ю. Шалыто [7], преимуществом которой является сравнительно небольшой объем работы (всего 9 вопросов) и затрачиваемого времени на исследование (до 10 мин), а также независимость результатов от уровня образования и характера деятельности испытуемых лиц. Методика позволяет выявить эмоциональный, поведенческий и когнитивный компоненты отношений в коллективе. В качестве существенного признака эмоционального компонента рассматривался критерий привлекательности на уровне понятий «нравится - не нравится», «приятный - не приятный». Вопросы, направленные на измерение поведенческого компонента, соответствовали критерию «желание - не желание работать, учиться вместе». Основным критерием когнитивного компонента являлась переменная «знание-незнание особенностей членов коллектива». При этом под особенностями членов коллектива подразумевались как качества, формирующиеся непосредственно в процессе обучения, так и личностные свойства, раскрывающиеся при неформальном общении. Ответ на каждый из вопросов принимал одну из трех возможных форм: +1; -1; 0.

Обработка результатов тестирования проводилась с помощью раздельного анализа эмоционального, поведенческого и когнитивного компонентов отношений в коллективе, а также суммирования показателей всех составляющих. В связи с этим для каждого компонента (К) вычисляли коэффициент по формуле:

К,

!(+)-!(-)

n

где «+» - количество положительных ответов; «-» - количество отрицательных ответов; п - число обследованных лиц. Средние значения, расположенные в интервале {-1,00; -0,33}, свидетельствовали об отрицательной оценке исследуемого компонента; в интервале {-0,34; 0,33} - противоречивой; в интервале {0,34; 1,00} - положительной.

Оценка статистической значимости различий при сравнении средних величин проведена с использованием ^критерия Стьюдента.

РЕЗУЛЬТАТЫ

Результаты проведенного исследования позволили говорить о неравнозначности качественной стороны социально-психологического климата в коллективах студентов, обучающихся на разных курсах в высшем учебном заведении (табл.). Так, наибольшая оценка СПК по уровню его суммарного коэффициента была зарегистрирована в коллективе студентов 3-го курса (2я группа), наименьшая - на 1-м курсе (практически в 2 раза меньше относительно показателей во 2-й группе). Примечательно, что на 5-м (выпускном) курсе общий уровень СПК оказался в среднем на 18,1% ниже соответствующего значения среди студентов 3-го курса. Измене-

Н.Л. Денисов

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ

Таблица

Показатели социально-психологического климата в студенческом коллективе в различные периоды обучения, АХ±ш

Исследуемая группа Коэффициент СПК, усл. ед.

Сум- марный Эмоцио- нальная состав- ляющая Поведен- ческая состав- ляющая Когни- тивная состав- ляющая

1-й курс (n=54) 0,75±0,16 0,63+0,17 -0,14+0,03 0,27+0,06

3-й курс (n=61) 1,38±0,23 р1<0,001 р2>0,05 0,35+0,09 р1<0,01 р12>0,05 0,48+0,11 р1<0,001 р12>0,05 0,51+0,11 р1<0,01 р12>0,05

5-й курс (n=48) 1,13±0,20 р1<0,01 р2>0,05 0,24+0,08 р1<0,001 р12>0,05 0,21+0,07 р1<0,001 р21<0,001 0,68+0,13 р1<0,001 р12>0,05

получением достаточно большого количества информации по новым изучаемым предметам. С формированием коллектива в процессе обучения происходит изменение структуры социально-психологического климата в пользу поведенческой, и особенно когнитивной составляющих. Вполне вероятно, что данные изменения связаны с опытом совместной работы, учитывающим знания индивидуальных особенностей каждого члена коллектива, и приобретением навыков по осваиваемой специальности.

В целом анализ структуры социально-психологического климата позволяет более точно определить стадию формирования коллектива, благодаря чему становится возможным делать мобильной практику управления учебно-воспитательным процессом.

ЛИТЕРАТУРА

Примечание: АХ - среднее значение, т - стандартная ошибка среднего значения; СПК - социально-психологический климат; р1/р2 - достигнутый уровень значимости различий по сравнению с соответствующими значениями на первом/третьем курсах.

ние общего уровня СПК в различные сроки обучения студентов происходило на фоне изменения уровня его структурных составляющих: эмоциональной, поведенческой и когнитивной. При этом наибольшие значения эмоциональной составляющей (положительная оценка) были зафиксированы в 1-й группе, минимальные (противоречивая оценка) - во 2-й группе; максимальная (положительная) оценка поведенческого компонента была зарегистрирована во 2-й группе, минимальная (противоречивая) - в 1-й; наибольшие значения коэффициента когнитивной составляющей (положительная оценка) были характерны для 2-й и 3-й групп на фоне противоречивой оценки в 1-й группе.

ОБСУЖДЕНИЕ

Известно, что социально-психологический климат коллектива формируется под влиянием двух основных групп факторов, которые можно характеризовать как внешние (материальные, идеологические, культурные и другие существующие в стране условия) и внутренние (условия жизни, труда и быта людей) [6]. Вполне понятно, что выявленная разница в показателях социально-психологического климата между коллективами различных категорий студентов обусловлена влиянием вышеперечисленных факторов, воздействие которых в различные сроки формирования коллектива может различаться как по силе своего выражения, так и по характеру взаимодействия с другими факторами. Так, в начальный период обучения (1-й курс) основу формирования социальнопсихологического климата коллектива составляет в основном эмоциональный компонент, что может быть обусловлено отсутствием взаимной осведомленности о характере, интересах и увлечениях, образе жизни его членов, сменой условий обучения и быта, а также

1. Temoskok L. Biopsychosocial studies ou cutaneous malignant melanoma // Soc. Sci. Med., 1985; Vol. 20; 833-840.

2. Социальная гигиена (медицина) и организация здравоохранения / Под ред. Ю.П. Лисицына. Казань,

1999; 698 с.

3. Шапарь В.Б. Словарь практического психолога. М.: АСТ; Харьков: Торсинг, 2005; 734 с.

4. Барсукова Н.К., Лоранский Д.Н., Водогреева П.В., Ледов-ских Н.В. Медико-социальные аспекты формирования здоровья в современных условиях // Здравоохранение РФ, 1996; №1; 30-33.

5. Колесин И.Д. Модель общественного здоровья // Гигиена и санитария, 1997; № 4; 44-46.

6. Галыгин В.Ф., Колтун В.З. Изучение влияния социальнопсихологических условий трудовой деятельности на здоровье рабочих промышленных предприятий. М., 1984; 42 с.

7. Шалыто А.Ю. Изучение социально-психологического климата в трудовом коллективе с помощью «экспресс-методики» // Социально-психологические проблемы в производственном коллективе / Под. ред. А.Ю. Шалыто, О.С. Михалюк. М.: Наука, 1983; 187-197.

SOCIO-PSYCHOLOGICAL CLIMATE IN STUDENTS’ COMMUNITY IN DIFFERENT PERIODS OF STUDY

N.L. Denissov

SUMMARY

Socio-psychologic climate in students’ community in different periods of study was investigated using testing method. It was shown that with increasing period of study the level of social-psychological climate is improved, part of cognitive constituent is enlarged and part of emotional constituent is reduced. It is suggested that structure analysis of social-psychologic climate allows to determine more precisely stage of the stuff forming and therefore it becomes possible to make management of teaching and educational process more flexible.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.