Научная статья на тему 'Готовность педагогов к инновационным изменениям и социально-психологический климат в педагогическом коллективе среднего специального учреждения'

Готовность педагогов к инновационным изменениям и социально-психологический климат в педагогическом коллективе среднего специального учреждения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
562
196
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕКТИВ / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Виноградова Галина Александровна, Авакян Инна Борисовна

: статья содержит результаты научного исследования по актуальной проблеме готовности педагогов к изменениям в системе образования и социально-психологического климата в педагогических коллективах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Виноградова Галина Александровна, Авакян Инна Борисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Готовность педагогов к инновационным изменениям и социально-психологический климат в педагогическом коллективе среднего специального учреждения»

УДК 377:159.9

Виноградова Галина Александровна

Доктор психологических наук, профессор кафедры теоретической и прикладной психологии То-льяттинского государственного университета, [email protected], Тольятти

Авакян Инна Борисовна

Аспирант Тольяттинского государственного университета, [email protected], Тольятти

ГОТОВНОСТЬ ПЕДАГОГОВ К ИННОВАЦИОННЫМ ИЗМЕНЕНИЯМ И СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ СРЕДНЕГО СПЕЦИАЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

Аннотация. Статья содержит результаты научного исследования по актуальной проблеме готовности педагогов к изменениям в системе образования и социально-психологического климата в педагогических коллективах.

Ключевые слова: педагогический коллектив, инновационная деятельность, социально-психологический климат.

Vinogradova Galina Aleksandrovna

Doctor of Psychology, Professor of Theoretical and Applied Psychology of Togliatti state university, [email protected], Togliatti

Avakjian Inna Borisovna

Graduate student of Togliatti state university, [email protected], Togliatti

TEACHERS’ READINESS FOR INNOVATIVE CHANGES AND SOCIAL- PSYCHOLOGICAL CLIMATE IN THE TEACHING STAFF OF THE SPECIALIZED SECONDARY SCHOOL

Abstract. the article contains the results of the scientific research on topical issue of teachers’ readiness for innovative changes and social-psychological climate in the teaching staffs.

Keywords: teaching staff, innovative activity, social-psychological climate.

В настоящее время российская система образования развивается с учетом новых ценностных ориентиров общества, направленных на субъектную позицию, диалогическую культуру, внутреннюю и внешнюю интеграцию взаимодействия, а также мобильность, конкурентоспособность, компетентность его субъектов. Радикальные изменения, происходящие в современном обществе, его высокий динамизм развития, внедрение принципиально новых технологий поставили общее и профессиональное образование перед необходимостью воспитания творческой личности, способной самостоятельно воспринимать и оценивать новую информацию, принимать решения, генерировать новые профессиональные идеи. Только такая личность может вывести наше общество на новые рубежи развития.

В связи с происходящими социально-экономическими преобразованиями в российском обществе предъявляются наиболее высокие требования не только к целостности организации педагогического процесса, использованию и внедрению передовых инновационных технологий, но и выявляются эффективные пути коррекции личности самого педагога. Учитель должен обладать инновационным стилем мышления, быть гибким, способным к творческой и профессиональной деятельности, самоопределению и саморазвитию.

От уровня коммуникативной культуры, психологической грамотности, системы отношений педагогов зависит уровень социально-психологического климата в педагогическом коллективе. Формирование благоприятного социально-психологического

климата педагогического коллектива является одним из важнейших условий успешного внедрения инновационных систем обучения, повышения готовности педагогов к активной реализации их педагогической практики.

К сожалению, в настоящее время приходится констатировать противоречие между потребностью педагогической практики в интенсивной инновационной деятельности педагогов и недостаточной грамотностью многих руководителей средних специальных учреждений в руководстве инновационными изменениями, в создании благоприятного социально-психологического климата; противоречие между необходимостью мыслить и действовать по- новому и недостаточной сформированностью у педагогов определенных качеств.

Таким образом, важность проведенного нами исследования по данной проблеме определяется запросами практики. Полученные результаты могут быть использованы педагогическими коллективами современных образовательных учреждений для успешной реализации программы внедрения инновационных преобразований, включающей создание благоприятного социально-психологического климата и повышение уровня готовности педагогов к инновационным изменениям.

Объект нашего исследования - социально-психологический климат в педагогических коллективах средних специальных образовательных учреждений.

Предмет исследования - взаимосвязь социально-психологического климата в педагогическом коллективе и готовности педагогов к изменениям в системе образования.

Цель исследования: выявление готовности педагогов к изменениям в системе образования в условиях оптимизации социальнопсихологического климата в педагогических коллективах средних образовательных учреждений (техникумов, колледжей).

Задачи исследования: выявить закономерности проявления социально-психологического климата педагогических коллективов средних специальных учреждений (колледжи, техникумы) и его влияние на готовность педагогических кадров к инновациям.

В исследовании был использован комплекс методов, адекватных предмету и задачам исследования.

Базой данного исследования явились колледжи и техникумы Самарской области.

Социально-психологический климат, на наш взгляд, связан с групповым сознанием и отражает взаимоотношения внутри социальной группы в условиях целенаправленной деятельности. Климат - это продукт всей системы социальных отношений общества и специфики той или иной профессиональной системы (в данном случае - педагогической). Связь климата с сознанием носит не непосредственный характер, а многократно опосредованный [2, с. 34]. Влияние общества на личность может прямо проникать через климат коллектива без изменений, может усиливаться, ослабляться, искажаться. Социально-психологический климат в отдельном коллективе может быть относительно независимым от общественного опыта, поскольку эмпирические знания и отношения в конкретном коллективе могут не совпадать с нормами, утвердившимися в обществе. Мы считаем, что сознание представляет собой установочный уровень, климат коллектива - процессуальный, субъективное благополучие личности - результирующий. Социально-психологический климат оказывает влияние на субъективное благополучие личности через совершенно определенные связующие компоненты: отношение к труду, отношение к другим людям, отношение к жизни [1, с. 51-58]. Критериями же самого социально-психологического климата, по нашему мнению, являются удовлетворенность трудом, степень сплоченности, дисциплинированность, единство членов коллектива как целого, взаимная ответственность [там же, с. 34-38].

Социально-психологический климат в педагогическом коллективе является одним из условий профессионального и личностного роста педагога.

Под готовностью к инновационной деятельности мы понимаем совокупность качеств педагога, определяющих его направленность на совершенствование собственной педагогической деятельности и деятельности всего коллектива колледжа, а также его способность выявлять актуальные проблемы образования, находить и реализовать эффективные способы их решения [3, с. 53-57].

К вариативной составляющей готовности педагога к осуществлению инноваци-

онной деятельности в системе образования можно отнести:

- высокий уровень мотивации преобразования профессиональной педагогической деятельности;

- адаптированность к изменениям в профессиональной педагогической среде (перестройка своей деятельности в связи с появлением новых программ, учебников, с появлением новых способов контроля знаний с переходом к деятельности в новом ученическом коллективе и т.п.);

- способность выйти на надситуатив-ный уровень в решении педагогических ситуаций; к постановке вариативных и комплексных целей профессионально-педагогической деятельности (развивающие, обучающие, воспитательные, образовательные) и поиску способов их решения посредством планирования педагогических задач (стратегических, тактических, оперативных);

- способность осваивать новые педагогические технологии, обновлять формы и методы педагогической деятельности;

- умение извлекать новые педагогические знания из исследования собственной профессионально-педагогической деятельности и перестраивать ее на основе освоения новой учебной и научной информации;

- решение профессиональных педагогических задач не по стереотипному образцу, а на основе рефлексивного анализа ситуации.

Построение формирующей и диагностической моделей готовности педагога к ведению инновационной деятельности связана с необходимостью определения критериев, отражающих это явление.

К критериям профессионально-интеллектуальной готовности педагога к ведению инновационной деятельности нами отнесены:

- способность к рефлексии профессиональной педагогической деятельности;

- надситуативный уровень решения профессиональных педагогических ситуаций;

- способность к проектировочно-прогностической деятельности.

К критериям личностно-коммуникативной готовности педагога к ведению инновационной деятельности нами отнесены: [4, с. 236-241]

- высокая мотивация к саморазвитию и ведению инновационной деятельности;

- заинтересованность педагогов друг в друге в профессиональном плане (потребность в профессионально-ориентированном общении);

- личностно-ориентированный подход к учащимся и коллегам по педагогической работе (эмпатия, партнерские отношения).

Готовность к инновационной деятельности в современных условиях - важнейшее качество профессионального педагога, без наличия которого невозможно достичь и высокого уровня педагогического мастерства.

Подводя итог вышесказанному, можно отметить, что социально-психологический климат в педагогическом коллективе тесно взаимосвязан с инновационной готовностью, так как развитие психологической готовности к инновационной педагогической деятельности проходит эффективнее при создании развивающей среды, в которой реализуется субъект - субъектный подход к организации педагогического взаимодействия, диалогическое общение, создана атмосфера доброжелательности и доверительности, учитывается неповторимость и уникальность жизненного опыта каждого педагога, организуется, направляется и стимулируется процесс самопознания своей творческой индивидуальности и используются эффективные педагогические технологии.

Для изучения взаимосвязи социальнопсихологического климата в педагогических коллективах и готовности педагогов к изменениям в системе образования было проведено исследование на базе 7 средних специальных образовательных учреждений Самарской области. Выборка составила 165 педагогов. Исследование проводилось в 2009-2012гг. Для достижения цели были использованы следующие методики:

1. Методика «Оценка социально-психологического климата в коллективе» (по А. Ю. Шалыто - О. С. Михалюк)

2. «Мотивационная готовность педагогического коллектива к освоению новшеств».

3. «Уровень новаторства учителей в педагогическом коллективе».

В результате применения методики «Изучение социально- психологического климата в педагогических коллективах» (по методике А. Ю. Шалыто - О. С. Михалюк) низкий уровень социально-психологического климата выявился в 42 % педагогических

□ Эмоциональный

□ Поведенческий

□ Когнитивный

Рис. 1. Оценка социально-психологического климата в педагогических коллективах (по методике А.Ю. Шалыто- О.С.Михалюк)

коллективов; средний уровень - в 29 % педагогических коллективов; высокий уровень -в 29 %. Данные представлены на рис 1.

Как видим, большая часть педагогических коллективов нуждается в серьезной оптимизации социально-психологического климата.

На рисунке 1 мы видим, что эмоциональный, поведенческий и когнитивный компоненты в педагогических коллективах (Политехнического колледжа, Октябрьского строительного техникума) с высоким уровнем социально- психологического климата находятся в интервале от 0,3 до 1 (весьма благоприятный), в педагогических коллективах со средним уровнем - от -0,2 до 1 (противоречивый и неопределенный), в коллективах с низким уровнем психологического климата - от -1 до 0,63 (неблагоприятный или отрицательный). На рис.1 видно, что в педагогических коллективах (Строительного и Технологического колледжа) с низким уровнем один из компонентов имеет ярко выраженное отрицательное значение (от -0,72 до - 1). В педагогических коллективах

(Механико-технологического техникума, Технологического колледжа) со средним уровнем незначительно выражен поведенческий компонент в зоне отрицательного значения (от -0,2 до 0).

Как видим, наиболее ярко когнитивный компонент социально-психологического климата на низком уровне выражается в педагогическом коллективе Строительного колледжа, в котором определяется также низкий уровень готовности педагогов к инновационным изменениям.

Сопоставляя показатели уровней социально-психологического климата в педагогических коллективах и показатели уровня мотивационной готовности к инновациям, мы видим явную закономерность (рис. 2).

Показатели мотивационной готовности к инновациям во всех педагогических коллективах распределены в диапазоне от 0,70 до 0,85. Наиболее выраженными мотивами, побуждающими педагогов к новаторству, являются: потребность в новизне, обновлении, смене обстановки, преодоление рутины, потребность в контактах с интересными твор-

Уровень выраженности мотивационной готовности к инновациям

Низкий

Высокий

Уровень психологического климата в педагогическом коллективе

Рис. 2. Соотнесение показателей уровня выраженности мотивационной готовности к инновациям и уровней социально-психологического климата

ческими людьми, материальные причины: повышение заработной платы, возможность пройти аттестацию, потребность в самовыражении, самосовершенствовании, потребность в новизне. Все названные мотивы связаны с возможностью самореализации личности педагога и показывают высокий

уровень инновационного потенциала коллектива. Чем сильнее у педагога преобладают мотивы, связанные с возможностью самореализации личности, тем выше уровень инновационного потенциала педагогического коллектива. Так, например, низкий уровень выраженности мотивационной готовности к инновациям преобладает в педагогическом коллективе Строительного колледжа, в котором также на низком уровне определяется и социально-психологический климат. Высокий уровень социально-психологического климата, выявленный в педагогическом коллективе Политехнического колледжа, способствует повышению уровня выраженности мотивационной готовности к инновациям. На основе вышесказанного, мы доказываем корреляционную взаимозависимость и взаимовлияние показателей уровня выраженности мотивационной готовности к инновациям и уровней социально-психологического климата.

Уровень новаторства представлен в диапазоне от 0,7 до 0,9, наиболее высокий уровень новаторства выражен в педагогическом коллективе с благоприятным социально- психологическим климатом (рис. 3). Педагоги наибольшее предпочтение отдают вариантам ответов групп А (очень высокий уровень новаторства), В (высокий уровень новаторства), С (средний уровень новатор-

Уровень новаторства учителей в педагогическом коллективе

Рис. 3. Соотнесение показателей уровня новаторства в педагогическом коллективе и уровней социально- психологического климата

ства), что характеризуют выборочную совокупность как интересующуюся, готовую к внедрению.

Например, высокий уровень социальнопсихологического климата, выявленный в педагогическом коллективе Октябрьского строительного техникума, характеризуется преобладанием высокого уровня новаторства учителей. Это доказывает гипотезу о том, что повышение уровня новаторства (готовности педагогов к инновациям) наблюдается в педагогических коллективах с весьма благоприятным социально-психологическим климатом, тогда, как в условиях неблагоприятного социально-психологического климата в педагогических коллективах определяется низкий уровень новаторства педагогов. Итак, мы видим прямую взаимосвязь социально-психологического климата в педагогических коллективах и готовности педагогов к инновациям.

Таким образом, по результатам исследования взаимосвязи социально-психологического климата в педагогических коллективах средних специальных образовательных учреждений и готовности педагогов к изменениям в системе образования были сделаны следующие выводы:

а) наблюдается корреляционная взаимосвязь климата и восприимчивости педагогов к новому. Чем выше уровень восприимчивости к новому, тем благоприятнее социальнопсихологический климат.

б) существует корреляционная взаимозависимость климата и мотивационной готовности педагогов к освоению новшеств.

в) выявлена взаимосвязь климата и уровня выраженности антиинновационных барьеров, так благоприятный социально-психологический климат стимулирует стремление педагогов к новаторским преобразованиям и наоборот.

Выполненное исследование не исчерпывает всех аспектов проблемы, но существенно дополняет разделы изучения психологии педагогической деятельности и открывает перспективы для дальнейших исследований данной проблемы в педагогической психологии.

Библиографический список

1. Виноградова Г. А. Климат в педагогическом коллективе и субъективное благополучие личности педагога: монография. - Тольятти: ТГУ, 2010. - С. 34-58.

2. Виноградова Г А. Нравственно-психологический климат и мастерство учителя: монография. - Ижевск: Издательство Удмуртского Университета, 1998. - С. 34.

3. Инновационная деятельность учителя как фактор его саморазвития // Материалы научно-практической конференции. - Чита: Изд-во ЧГПИ, 1995. - С. 53-57.

4. Растянников А. В., Степанов С. Ю., Ушаков Д. В. Рефлексивное развитие компетентности в совместном творчестве. - М.: ПЕРСЭ, 2002. -С. 236-241.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.