Научная статья на тему 'Организационная культура и ее влияние на социально-психологический климат в компании'

Организационная культура и ее влияние на социально-психологический климат в компании Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
1799
194
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ / ИССЛЕДОВАНИЕ / ТРЕНИНГ / СОПРОВОЖДЕНИЕ ПЕРСОНАЛА

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Лебедева Татьяна Евгеньевна, Голубева Ольга Владиславовна

В статье рассматриваются теоретические и практические авспекты организационной культуры и ее влияния на социально-психологический климат в организации, представлены результаты влияния организационной культуры на психологические факторы формирования климата в организации. Полученные результаты позволят сформулировать рекомендации для компаний и организаций и показать значимость социально-психологического климата в организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Организационная культура и ее влияние на социально-психологический климат в компании»

УДК 331

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ В КОМПАНИИ Лебедева Татьяна Евгеньевна, к.п.н., доцент

(e-mail: tatyana.lebedeva@bk.ru) Голубева Ольга Владиславовна, к.п.н., доцент Нижегородский государственный педагогический университет им. К.Минина, г.Нижний Новгород, Россия (e-mail: gololga@yandex.ru)

В статье рассматриваются теоретические и практические авспекты организационной культуры и ее влияния на социально-психологический климат в организации, представлены результаты влияния организационной культуры на психологические факторы формирования климата в организации. Полученные результаты позволят сформулировать рекомендации для компаний и организаций и показать значимость социально-психологического климата в организации.

Ключевые слова: организационная культура, психологический климат, исследование, тренинг, сопровождение персонала.

Организационная культура, является составляющей организации, оказывает сильное влияние, как на внутреннюю жизнь организации, так и на ее положение во внешней среде [1,2]. Организационная культура складывается из устойчивых норм, представлений, принципов и верований относительно того, как данная организация должна и может реагировать на внешние воздействия [18-20].

Концепция организационной культуры создавалась и получила своё развитие в трудах американских ученых Э.Шэйна, Ч. Акоффа, Р. Рюттингера, и др [12,14]. В отечественной науке организационная культура исследовалась в работах А. Н. Занковского, Д.А Леонтьева, М. В. Удальцовой, Л. Л.Шпака и др [9,10,13].

В настоящее время при наличии разнообразных типов организационной культуры немаловажным является и то, как данный тип сказывается на социально - психологический климате в коллективе [3,4,6]. Культура организации непосредственно влияет на установленный порядок работы, как в сфере принятия решений, так и на общие ожидания, сформированные у работников организации [5,7,16]. Кроме того, организационная культура задаёт определённую стратегию действий по разрешению конфликтных ситуаций, поощряя одни формы поведения и осуждая другие, выходящие за рамки общепринятых [8,11,15].

Цель исследования: изучение влияния организационной культуры на социально - психологический климат в коллективе.

Гипотеза исследования: Мы предполагаем, что такой тип организационной культуры, базовыми ценностями которой являются доверие, взаимо-

помощь, понимание, коллективизм, влияет на установление положительных межличностных отношений сотрудников организации, а специально организованные мероприятия, направленные на укрепление социально психологического климата, приводят к повышению таких показателей как, сплоченность инициативность, ответственность, организованность.

Задачи исследования:

1. Изучить материалы по проблеме исследования.

2. Провести диагностическое обследование в группе испытуемых.

3. Проанализировать влияние организационной культуры на социально -психологический климат в коллективе компании.

4. Разработать рекомендации прикладного характера.

Основу исследования составили:

1. Опросник Базарова Т.Ю., Малиновского П.В. на определение склонности к типу организационной культуры.

2. Методика «Определение силы корпоративной культуры» разработанная Р. Паскалем.

3. Методика «СПСК» — социально-психологическая самооценка коллектива (Р.С. Немов)

4. «Экспресс-методика» по изучению социально-психологического климата в коллективе (О. С. Михалюк и А.Ю. Шалыто).

В исследовании принимали участие 30 сотрудников компании.

Исследование социально - психологического коллектива компании может включать в себя ряд этапов: 1) диагностический; 2) организационный; 3) психокоррекционный; 4) заключительный.

Каждый из перечисленных этапов направлен на решение различных задач и состоит из специализированных методов.

1 этап: определение типа, силы и уровня устойчивости организационной культуры компании [17]. Первичная диагностика сотрудников с помощью комплекса методик: диагностика системы отношений в малой группе по методике Р.С. Немова; диагностика существующего психологического климата в коллективе по методике О. С. Михалюк и А.Ю. Шалыто.

2 этап: анализ результатов психодиагностического исследования; формирование желания участвовать в тренинговой программе. Разработка тренингового мероприятия для улучшения социально - психологического климата в коллективе.

3 этап: проведение тренингового мероприятия с сотрудниками компании; снятие внутреннего напряжения; обучение умению распределению роли в коллективе; формирование навыков вербального и невербального общения.

4 этап: этап оценки эффективности психокоррекционных мероприятий, разработка рекомендаций прикладного характера.

На основании теоретического анализа и результатов психодиагностического обследования, нами разработан проект тренинговых мероприятий

для укрепления социально - психологического климата в коллективе компании.

Повторная диагностика показала, что произошли изменения в уровне эмоционального состоянии, в стилях поведения, в отношении к ценностям в группе испытуемых.

Количественный анализ результатов социально-психологической самооценки коллектива по методике Р.С. Немова показывает, что уровень всех ценностей вырос, тем самым стал представлять для сотрудников организации более высокую значимость.

Результаты исследования представлены на рисунке 1.

Основной Основной Основной Основной Основной Основной Основной Основной Основной

.О^ ХГ ¿У

^ ^

/ ,/ с/ / * / /

хО Лс

до

после

Рисунок 1 - Распределение ценностей отношений в группе испытуемых

Из рисунка 2 видно, что среднее значение, полученное по эмоциональному, поведенческому и когнитивному компонентам «Экспресс - методики» О. С. Михалюк и А. Ю. Шалыто, выросло. Результаты исследования представлены на рисунке 2.

Основной Основной Основной Основной Основной Основной

до

после

Рисунок 2 - «Экспресс - методика» О. С. Михалюк и А. Ю. Шалыто

Сопоставление данных до и после проведения тренинговой программы свидетельствуют о росте уровня эмоциональной привязанности, оптимизации стилей поведения в команде, изменению психоэмоциональных состояний.

Следовательно, мы можем отметить, что реализация тренингового мероприятия, направленного на укрепление социально психологического климата, привело к повышению показателей сплоченности, ответственности, открытости, эмоциональной привязанности, что тем самым подтверждает гипотезу нашего исследования.

Таким образом, опираясь на полученные в исследовании данные, были разработаны некоторые практические рекомендации, которые помогут поддержать благоприятный психологический климат в коллективе.

Они включают в себя следующие мероприятия:

•оптимальный подбор, расстановка, обучение и периодические аттестации руководящих кадров;

• управление процессом формирования содержательных психологических компонентов климата (норм, ожиданий, ценностей, установок, группового мнения и настроения);

•предупреждение и разрешение межличностных конфликтов.

Список литературы

1. Андрющенко О.В. Современные технологии воздействия на организационную культуру//В сборнике: Наука XXI века: молодежное измерение 2013. С. 30-32.

2. Бочаров С.А. Подходы к управлению организационной культурой/Экономические науки. 2007. № 26. С. 87-89.

3. Голубева О.В., Лебедева Т.Е. Психологическое сопровождение процесса корпоративного обучения персонала организации//Проблемы современного образования. 2017. № 2. С. 35-44.

4. Егоров Е.Е., Лебедева Т.Е. Технологии адаптации персонала современной компа-нии//Конкурентоспособность в глобальном мире: экономика, наука, технологии. 2017. № 12 (59). С. 1568-1572.

5. Егоров Е.Е., Павлов С.А. Управление инновациями в кадровом менеджменте компании В сборнике: Социальные и технические сервисы: проблемы и пути развития сборник статей по материалам IV Всероссийской научно-практической конференции. Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина. 2018. С. 224-226.

6. Ермолаева О. В. Организационная культура как креативная основа корпоративной культуры //В сборнике: Корпоративная культура и управление Материалы 5-ой межвузовской научно-практической конференции. Ответственный редактор Л.С. Меламедова. 2008. С. 10-16.

7. Ермолов Ю.А. Предметно-содержательные взаимосвязи дефиниций "организационная культура" и "корпоративная культура"//Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2012. № 9 (113). С. 78-85.

8. Ивикеева Ю.А., Резанович Е.А. Влияние стиля руководства на организационную культуру компании//В сборнике: Научная дискуссия: актуальные научные проблемы XXI века Юбилейный сборник научных трудов молодых ученых и студентов Международного факультета ЮУрГУ, посвященный 20-летию факультета. Челябинск, 2016. С. 89-95.

9. Кочеткова А.И. Организационная культура и культура организации в современной России //Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2009. № 4 (30). С. 206-210.

10. Кочеткова Р.М., Кухницкая М.В. Факторы, влияющие на организационную культуру//В сборнике: Роль государственного регулирования: вызовы современной экономики Всероссийская заочная научно-практическая конференция. Под ред. О. С. Штурминой. 2017. С. 93-97.

11. Кравченко Е.Ю. Влияния ценностных ориентаций руководителя на организационную культуру//В сборнике: Социокультурные процессы в условиях глобализации: вызовы современности Материалы международной научно-практической конференции, посвященной 85-летию Г.А. Котельникова. Белгородский государственный технологический университет им. В.Г. Шухова. 2016. С. 40-44.

12. Лачкова А.Х. О Различиях в подходах к определению понятий "корпоративная культура" и "организационная культура" //В сборнике: Непрерывное профессиональное образование: теория и практика Сборник статей по материалам VII Международной научно-практической конференции преподавателей, аспирантов, магистрантов и студентов. 2016. С. 97-101.

13. Макарова А.В. Воздействие организационного развития на организационную культуру организации//Человеческий фактор: проблемы психологии и эргономики. 2008. № 3 (45). С. 53-59.

14. Маршуба О.А. Культура и организационная культура: сущность и взаимозависимость феноменов//Научно-методический электронный журнал Концепт. 2016. № S13. С. 38-43.

15. Прокошенков С. С. Исследование влияния трудовой удовлетворенности сотрудников российских предприятий в период мирового финансового кризиса на культуру организационного поведения//Экономические науки. 2010. № 63. С. 197-200.

16. Ревина М. А. Формирование корпоративных ценностей как инструмент воздействия на организационную культуру//Вестник МГТУ Станкин. 2012. № 2 (21). С. 53-55.

17. Суровушкина А.В., Ермолина Л.В. Эффективные методы воздействия на организационную культуру промышленных предприятий на примере российской нефтяной компании//В сборнике: Актуальные проблемы и тенденции развития современной экономики Международная научно-практическая конференция, электронное издание. Самарский государственный технический университет; Ответственный редактор: И.В. Косякова. 2015. С. 591-596.

18. Суслова О.В. Организационная культура - корпоративная культура: взаимосвязь языка и мышления//Вестник ИНЖЭКОНа. Серия: Гуманитарные науки. 2011. № 4. С. 77-82.

19. Шарыпова А.И., Черникова В.Е. Корпоративные ценности как один из основных инструментов воздействия на организационную культуру// сборнике: Инновационная экономика как фактор преобразования современного общества. Роль науки в современном обществе Материалы международной научно-практической конференции. 2017. С. 136-140.

20. Шкунова А.А., Колода С.А. Уровни отношений в корпоративной культуре управления//Вестник Мининского университета. 2014. № 4 (8). С. 24.

Lebedeva Tatyana Evgenievna, Cand.Pedag.Sci., associate professor

(tatyana.lebedeva@bk.ru )

Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University, Nizhny Novgorod, Russia

Golubeva Olga Vladislavovna, Cand.Pedag.Sci., associate professor

(gololga@yandex.ru)

Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University, Nizhny Novgorod, Russia ORGANIZATIONAL CULTURE AND ITS IMPACT ON THE SOCIO-PSYCHOLOGICAL CLIMATE IN THE COMPANY

Abstract. The article discusses the theoretical and practical aspects of organizational culture and its impact on the socio-psychological climate in an organization, presents the results of the influence of organizational culture on the psychological factors of climate formation in an organization. The results will allow to formulate recommendations for companies and organizations and show the significance of the socio-psychological climate in the organization.

Keywords organizational culture, psychological climate, research, training, personnel support.

УДК 339

РЫНОК ШИН: ВЗГЛЯД ПОТРЕБИТЕЛЯ Лебедева Татьяна Евгеньевна, к.п.н., доцент (e-mail: tatyana.lebedeva@bk.ru) Казначеева Светлана Николаевна, к.п.н., доцент Нижегородский государственный педагогический университет им. К.Минина, г.Нижний Новгород, Россия (e-mail: cnkaznacheeva@gmail.com)

В данной статье раскрываются результаты маркетингового исследования рынка шин торгового дома "Белшина". Данное исследование было проведено среди потребителей данного продукта. В статье представлены обоснованные результаты факторов выбора шин на рынке Приволжского Федерального округа. Авторами рассмотрены результаты исследования почти всех линейки продукции торгового дома, представленные на рынке. На основании проведенного маркетингового исследования, сформулированы рекомендации, которые позволят наиболее эффективно решить вопросы сбыта и продвижения продукции "Белшина".

Ключевые слова: рынок шин, маркетинговое исследование, опрос, потребители, ассортиментная группа товаров на рынке шин.

Под маркетинговыми исследованиями понимается систематичный сбор, описание и анализ данных по разным аспектам маркетинговой деятельности [9].

Маркетинговые исследования представляют собой функцию, связывающую посредством информации маркетологов с рынками, потребителями, конкурентами, со многими элементами внешней среды маркетинга [10]. Маркетинговые исследования связаны с принятием решений по всем аспектам маркетинговой деятельности. Маркетинговые исследования снижают уровень неопределенности и затрагивают все элементов комплекса маркетинга и его внешней среды по ее элементам, оказывающим влияние на маркетинг установленного продукта на определенном рынке [13,14].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.