Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ ОБ ИЗМЕНЕНИИ ВЕКТОРА ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ'

К ВОПРОСУ ОБ ИЗМЕНЕНИИ ВЕКТОРА ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
48
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / ИНДЕКС ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ / ИНДЕКС ОРИЕНТИРОВАННОСТИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Беляева В.С.

Текущий этап мирового развития, который отличается противоречивыми процессами интернационализации в целом в глобальной экономике, характеризуется сменой направления международного взаимодействия с Запада на Восток. Цель статьи состоит в уточнении вектора интернационализации в сфере высшего образования, включая Россию. В статье с помощью авторских индекса интернационализации высшего образования и индекса ориентированности потока образовательных услуг выявлены новые характеристики современного этапа интернационализации высшего образования, в т.ч. появление и развитие виртуальной мобильности студентов и преподавателей, новых международных программ повышения конкурентоспособности, усиление взаимодействия университетов в рамках сетевых программ, а также реструктуризация международного рынка образовательных услуг по страховому признаку.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE CHANGING VECTOR OF INTERNATIONALIZATION OF HIGHER EDUCATION

The current stage of world development, which is characterized by contradictory processes of internationalization in the global economy as a whole, is described by a change in the direction of international interaction from West to East. The aim of the article is to clarify the vector of internationalization in higher education, including Russia. The article uses the author's index of internationalization of higher education and flow orientation index of educational services to determine new characteristics of the current stage of internationalization of higher education, including the emergence and development of virtual mobility of students and faculty, new international competitiveness programs, increased interaction of universities within network programs, and restructuring of international educational services market on the insurance basis.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ ОБ ИЗМЕНЕНИИ ВЕКТОРА ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ»

_МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА / GLOBAL ECONOMICS_

DOI: https://doi.org/10.23670/IRJ.2022.126.73

К ВОПРОСУ ОБ ИЗМЕНЕНИИ ВЕКТОРА ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Научная статья

Беляева В.С.1' *

1 ORCID : 0000-0001-6118-4286; 1 Уральский федеральный университет имени первого Президента Российской Федерации Б.Н. Ельцина, Екатеринбург,

Российская Федерация

* Корреспондирующий автор (victoria.beliaeva[at]gmail.com)

Аннотация

Текущий этап мирового развития, который отличается противоречивыми процессами интернационализации в целом в глобальной экономике, характеризуется сменой направления международного взаимодействия с Запада на Восток. Цель статьи состоит в уточнении вектора интернационализации в сфере высшего образования, включая Россию. В статье с помощью авторских индекса интернационализации высшего образования и индекса ориентированности потока образовательных услуг выявлены новые характеристики современного этапа интернационализации высшего образования, в т.ч. появление и развитие виртуальной мобильности студентов и преподавателей, новых международных программ повышения конкурентоспособности, усиление взаимодействия университетов в рамках сетевых программ, а также реструктуризация международного рынка образовательных услуг по страховому признаку.

Ключевые слова: интернационализация высшего образования, индекс интернационализации образования, индекс ориентированности.

ON THE CHANGING VECTOR OF INTERNATIONALIZATION OF HIGHER EDUCATION

Research article

Beliaeva V.S.1' *

1 ORCID : 0000-0001-6118-4286;

1 Ural Federal University named after the first President of Russia B.N.Yeltsin, Ekaterinburg, Russian Federation

* Corresponding author (victoria.beliaeva[at]gmail.com)

Abstract

The current stage of world development, which is characterized by contradictory processes of internationalization in the global economy as a whole, is described by a change in the direction of international interaction from West to East. The aim of the article is to clarify the vector of internationalization in higher education, including Russia. The article uses the author's index of internationalization of higher education and flow orientation index of educational services to determine new characteristics of the current stage of internationalization of higher education, including the emergence and development of virtual mobility of students and faculty, new international competitiveness programs, increased interaction of universities within network programs, and restructuring of international educational services market on the insurance basis.

Keywords: internationalization of higher education, internationalization index of education, orientation index.

Введение

Для каждой национальной экономики проблема укрепления позиций в мире при одновременном повышении уровня и качества образования населения является актуальной на любом этапе ее интеграции в мировую экономику. Интернационализация высшего образования прошла в своем развитии несколько этапов, на каждом из которых были выработаны и адекватные эпохе новые ее виды и формы, и контуры глобального образовательного пространства, а также определены тенденции и позиции стран на мировом рынке образовательных услуг. На современном этапе мирохозяйственного развития, когда происходит существенное ускорение производства знаний, сфера высшего образования приобретает особую важность. Но при этом остается актуальной задача развития системы образования страны в соответствии с международными стандартами, открытостью к глобальной среде, требованиями глобального образовательного процесса. Рынок образовательных услуг продолжает оставаться одним из самых востребованных в мире, но пандемия, санкции, геополитическая ситуация внесли существенные изменения в экспортные и импортные потоки в мире, в повороте вектора международного взаимодействия с Запада на Восток [1]. Но какие изменения произошли непосредственно в сфере высшего образования? Данная статья как раз и посвящена поиску этих изменений.

Теория

В научной литературе, несмотря на постоянные дискуссии [2], [3], уже сложилось понимание сущности интернационализации в целом и в сфере высшего образования. В нашем понимании интернационализация - это сложный, многофакторный процесс интеграции национальной экономической деятельности в международные (отраслевые) бизнес-процессы на основе многочисленных форм внешнеэкономической деятельности в соответствии с международными правилами. В сфере высшего образования интернационализация это концепция включения страны в мировой процесс подготовки высококвалифицированных специалистов для глобального и национальных рынков труда

путем встраивания национальных (и использования зарубежных) научно-образовательных ресурсов во все уровни образовательного процесса в институциональных рамках национального университета посредством осуществления им международной деятельности в соответствии с мировыми стандартами [4].

Методология

Большинство исследований тенденций и особенностей развития мирового рынка образовательных услуг базируется на анализе числа обучающихся в стране (вузе) иностранных студентов [5], [6]. Но многоаспектность этого процесса на концептуальном уровне требует формирования и расчетов на основе комплексного индекса. Кроме того, необходимо учитывать, что в соответствии с классическим индексом интернационализации ЮНКТАД ключевыми компонентами являются стоимостные показатели, причем их комплекс. Опираясь на него, мы предлагаем авторский индекс, адаптированный нами к сфере высшего образования (формула 1). Как видно из формулы, он содержит данные об объемах экспорта и импорта образовательных услуг, а численность студентов представлена в разрезе входящей и исходящей мобильности.

= + ^ + ^ + f ) /4 (1)

1к - индекс интернационализации страны;

Ес - объем экспорта образовательных услуг страны;

Е - общий объем экспорта страны;

1с - объем импорта образовательных услуг страны;

I - общий объем импорта страны;

Si - количество студентов, участвующих во входящей мобильности;

S - Общее количество студентов;

So - количество студентов, участвующих в исходящей мобильности;

S - Общее количество студентов.

В связи с актуальностью вопроса о страновом направлении интернационализации, мы предлагаем рассчитывать коэффициент ориентированности образовательных потоков (формула 2). Опираясь, как и в первом случае, на классический индекс ориентированности, мы в качестве его компонентов для сферы высшего образования используем те. которые отражают современную сущность образовательного процесса, например, и число студентов, и количество

филиалов университетов в стране, и число сетевых образовательных программ.

+ & + ^+ (2)

Sc- количество обучающихся из страны;

Sg- общее количество иностранных студентов, обучающихся в стране;

Сс— количество филиалов университетов в стране;

Св- общее количество филиалов университетов за рубежом;

Мс - количество культурных представительств определенной страны;

М^— общее количество культурных представительств;

Ес - количество сетевых программ с определенной страной;

Ев- общее количество сетевых программ.

Базы данных

Исследование базируется на обработке статистических материалов России, международных баз данных, в том числе ВТО, ЮНЕСКО, ОЭСР.

Основные результаты: основные характеристики текущего этапа интернационализации высшего образования

В науке уже сложилась периодизация интернационализации высшего образования в мире Ханса де Вита, Дж. Найт и др., [7], [9], [10], [11], которая включает пять этапов. Для каждого из них сформированы устойчивые характеристики (табл. 1). Они существенно отличаются от этапа к этапу. И если, например, на втором этапе интернационализации высшего образования (18 век - 50е годы 20 века) происходит наращивание взаимодействия между мировыми университетами, которое проявляется как в академической мобильности студентов и преподавателей, так и в создании совместных учебных программ, последовательное нарастание экспорта образовательных услуг, то к четвертому этапу (1980 - 2000) нарастает реализации научных грантов, формируются инициативы превосходства или программы повышения конкурентоспособности, с помощью которых государства стремятся повысить уровень своих ведущих университетов и реализовать повышение мест в международных рейтингах, возникают предпосылки роста импорта образовательных услуг.

Таблица 1 - Характеристика текущего этапа интернационализации высшего образования в мире DOI: https://doi.Org/10.23670/IRJ.2022.126.73.1

Временной период Xарактеристика Основные изменения в образовании

1 этап средние века - XVIII в. - Становление европейских и американских университетов - Доступность образования - Развитие академической мобильности студентов и преподавателей; формирование единого языка обучения: латыни

2 этап XVIII в. - 50-ые гг. XX в. - Увеличение экспорта образовательных услуг развитыми странами - Международная кооперация на основании двусторонних соглашений, студенты из стран с низким доходом участвуют в программах академической мобильности на основании международных программ

3 этап 60-80 гг. XX в. - Открытие образовательных границ: рост объемов международного образования - Усиление связей между европейскими и американскими вузами, новые возможности признания дипломов обучения, поощрение свободы передвижения студентов, преподавателей и ученых, развитие систем продвижения университетов

4 этап 80-00 гг. XX в. - Транснационализация экономического процесса экспорта образования - Открытие филиалов, совместных образовательных предприятий, снятие финансовых, административных препятствий для поступления в вузы иностранцев, профинансированы и реализованы около 400 межуниверситетских проектов с участием более 500 вузов, разработаны совместные учебные курсы, программы, пособия; появление азиатских программ повышения конкурентоспособности, предпосылки к усилению импорта образовательных услуг

5 этап 00-е гг. XX в. - текущее время Взаимодействие и взаимовлияние национальных систем высшего образования Взаимодействие и взаимовлияние национальных систем высшего образования на основе общих целей и приоритетов; усиление процессов академической мобильности, рост влияния количественных показателей, рейтингов и инициатив превосходства, имитация азиатскими университетами пути развития европейских и американских вузов

Примечание: обобщено автором по исследованиям авторов Ханса де Вита, В. М. Филиппова, Лиз Райзберг, Филиппа Альтбаха, В. П. Колесова, Дж.Найт

Кроме того на текущем пятом этапе (2000 - настоящее время) на первый план выходят такие характеристики как рост экспортно-импортных операций, появление и развитие виртуальной мобильности студентов и преподавателей, развитие новых международных программ повышения конкурентоспособности, сетевых программ, происходит реструктуризация международного рынка образовательных услуг по страновому признаку.

Что касается текущего пятого этапа, то проведенные нами исследования позволяют разбить его на подэтапы и выделить текущий этап интернационализации высшего образования отдельно в России (таблица 2).

Таблица 2 - Характеристика текущего этапа интернационализации высшего образования в России

DOI: https://doi.Org/10.23670/IRJ.2022.126.73.2

Этап Наименование этапа Характеристика

2000 - 2010 Открытие границ Повышение открытости российского образование, вступление в Болонский процесс, вовлечение в программы Европейского Союза

2010 - 2016 Университет - как транснациональная корпорация Появление и рост программ повышения конкуренто способно сти

2016 - 2021 Рост импорта образовательных услуг Рост сетевых программ, эффективности деятельности университетов из развивающихся стран, цифровизации и онлайн обучение, усиление, в том числе из-за пандемии Covid 19

2021 - настоящее время Переломный этап: раскол глобального образовательного пространства Усиление сетевых университетов по политическому и экономическим признакам

Безусловно, рост цифровизации, развитие дистанционного обучения и онлайн курсов, в том числе через участие в сетевых университетах, провоцируют развитие конкуренции в сфере импорта образовательных услуг. Но, с другой стороны, тренд на усиление ассоциаций и сетей университетов, ведет к сотрудничеству внутри организаций и конкуренции за ее пределами.

В таблицах мы обобщили характеристики, предложенные учеными, которые выполнены ими на основе простых индексов интернационализации. Считать их самодостаточными нельзя ввиду сложности самого процесса интернационализации.

Результаты расчетов, выполненные на основе авторского расширенного индекса интернационализации по формуле 1, представлены в табл 3.

Таблица 3 - Расчет индекса интернационализации высшего образования страны DOI: https://doi.Org/10.23670/IRJ.2022.126.73.3

Страны Индекс интернационализации по годам Изменения

2015 2020

Россия 9,4 5,8 - 3,6

Китай 4,7 3,2 -1,5

Германия 6,3 5,6 -0,7

Франция 15,4 14,5 -0,9

Армения 5,1 3,9 -1,2

Казахстан 1,5 1,4 -0,1

Киргизия 1,3 5,1 +3,8

Япония 6,7 6,1 -0,6

США 13,6 11,6 -2

Из данных таблицы видно, что, практически для всех стран произошло снижение уровня интернационализации высшего образования. Например, в России индекс был 9,4, а стал 5,8, т.е. произошло снижение уровня

интернационализации высшего образования. Наименьшее снижение характерно для Казахстана, А в Киргизии зафиксирован его рост 1,3 до 5,1. Кроме того из данных таблицы следует вывод о начале тенденция к смещению экспортных и импортных образовательных центров по совокупности показателей, а именно, изменению количества иностранных обучающихся и финансирования их обучения в мире, объема инвестиций в мировой рынок образовательных услуг и т.д.

При этом, учитывая долгую историю европейских и американских университетов, большие инвестиции в интернационализацию, западные вузы поддерживают высокие позиции на международном образовательном рынке [12], однако важно констатировать, что происходит передел рынка, в том числе последовательный рост инвестиций в область образования в Китае и России дали рост их университетов в международных рейтингах.

Расчет индекса ориентированности потока образовательных услуг (формула 2) для России выполнен нами на примере Свердловской области (таблица 4).

Таблица 4 - Индекс ориентированности образовательных услуг Свердловской области DOI: https://doi.Org/10.23670/IRJ.2022.126.73.4

Страна Индекс 2010, % Индекс 2020, %

Германия 21,2 10,3

Казахстан 65,2 77,5

Киргизия 43,6 49,6

Китай 73,5 97

Италия 12,3 8,5

По данным таблицы видно, что, например, индекс ориентированности высшего образования Свердловской области на Германию к 2019 году упал в 2 раза, в то время как индекс ориентированности на Китай вырос в 1,3 раза. Другими словами, в целом по итогам расчета выявлен значительный поворот ориентированности на китайский рынок.

Заключение

Уточнены характеристики современного этапа интернационализации ВО, в том числе смещение экспортных и импортных образовательных центров. Как и в целом в мировой экономики, в сфере высшего образования намечается поворот ориентированности образовательных потоков с Запада на Восток, что подтверждают расчеты по авторскому индексу, зафиксирован старт переломного этапа в периодизации интернационализации высшего образования.

Конфликт интересов

Не указан.

Рецензия

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Все статьи проходят рецензирование. Но рецензент или автор статьи предпочли не публиковать рецензию к этой статье в открытом доступе. Рецензия может быть предоставлена компетентным органам по запросу.

Conflict of Interest

None declared.

Review

All articles are peer-reviewed. But the reviewer or the author of the article chose not to publish a review of this article in the public domain. The review can be provided to the competent authorities upon request.

Список литературы / References

1. Мир. За пределами привычного : Международная научная конференция XIV Конвент Российской ассоциации международных исследований. — Москва, 2022. — URL: https://iisa.ru (дата обращения: 16.10.2022)

2. Альтбах Ф.Г. Глобальные перспективы высшего образования / Ф.Г. Альтбах — М.: Издательский Дом ВШЭ, 2018. — 552 с.

3. Пономаренко Е.В. Зарубежный опыт использования инициатив университетского превосходства (idex) для роста конкурентоспособности университетов. / Е.В. Пономаренко, А.А. Оганесян, В. Оддо // Государственная служба. — 2018. — № 20(5(115)). — с. 76-83.

4. Фролова Е.Д. Современные концепции интернационализации и отраслевые особенности ее новых форм / Е.Д. Фролова, В.С. Беляева // Социально-экономические проблемы развития регионов в условиях глобальной нестабильности / гл. ред. Родионова И.А. — Москва : Российский университет дружбы народов, 2021. — с. 26-46

5. Асмятуллин Р.Р. Российские университеты на мировом рынке образовательных услуг: тактика и стратегия. / Р.Р. Асмятуллин // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Экономика. — 2016. — № 2. — с. 99-107.

6. Филиппов В.М. Интернационализация высшего образования: основные тенденции, проблемы и перспектив / В.М. Филиппов // Вестник РУДН. Серия: Международные отношения. — 2015. — Т. 15. — № 3. — с. 203-211.

7. Wende M.C. How do globalization forces affect higher education systems? [Electronic source] / M.C. Wende // University World News. — 2017. — №465. — URL: http://www.universityworldnews.com/article.php? story=20170620114312877. (accessed: 04.11.22)

8. Альтбах Ф.Г. Тенденции в глобальном высшем образовании : отслеживание направлений академической революции. / Ф.Г. Альтбах, Л.Е. Райзберг, Л.Е. Рамбли — М.: РУДН, 2018. — 340 c.

9. Де Вит Х. Эволюция мировых концепций, тенденций и вызовов в интернационализации высшего образования. / Х. Де Вит // Вопросы образования. — 2019. — №2. — c. 8-34.

10. Knight J. Internationalization Remodelled: Definition, Approaches, and Rationales. / J. Knight // Journal of Studies in International Education. — 2004. — №8(1). — p. 5-31.

11. Колесов В.П. Перемены в мировой экономике, меняющие ее ландшафт . / В.П. Колесов // сб. материалов круглого стола кафедры мировой экономики, посвящ. 75-летию экономического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова; — М.: МГУ, 2017. — с. 27-38.

12. Беляков С.А. Оценка вклада системы образования в социально-экономическое развитие региона: международные тенденции и российский опыт. / С.А. Беляков, Г.А. Краснова // Университетское управление: практика и анализ. — 2016. — №103(3). — с. 8-14.

Список литературы на английском языке / References in English

1. Mir. Za predelami privychnogo [World. Beyond convention]: the 14th Russian International Studies Association (RISA) Convention. — Moscow, 2022. — URL: https://risa.ru (accessed: 16.10.2022) [in Russian]

2. Al'tbax F.G. Global'ny'e perspektivy' vy'sshego obrazovaniya [Global Perspectives on Higher Education] / F.G. Al'tbax — M.: Izdatel'skij Dom VShE', 2018. — 552 p. [in Russian]

3. Ponomarenko E.V. Zarubezhny'j opy't ispol'zovaniya iniciativ universitetskogo prevosxodstva (idex) dlya rosta konkurentosposobnosti universitetov [International Experience in the Use of University Excellence Initiatives (idex) to Increase the Competitiveness of Universities]. / E.V. Ponomarenko, A.A. Oganesyan, V. Oddo // Gosudarstvennaya sluzhba [State Service]. — 2018. — № 20(5(115)). — p. 76-83. [in Russian]

4. Frolova E.D.Sovremennye koncepcii internacionalizacii i otraslevye osobennosti ee novyh form [Modern Concepts of Internationalization and Sectoral Features of its New Forms] / E.D. Frolova, V.S. Beliaeva // Social'no-ekonomicheskie problemy razvitiya regionov v usloviyah global'noj nestabil'nosti [Socio-Economic Problems of Regional Development under Conditions of Global Instability] / Ed. by Rodionova I. A. — Moscow : Peoples' Friendship University of Russia, 2021. — p. 26-46 [in Russian]

5. Asmyatullin R.R. Rossijskie universitety' na mirovom ry'nke obrazovatel'ny'x uslug: taktika i strategiya [Russian Universities in the Global Market of Educational Services: Tactics and Strategy]. / R.R. Asmyatullin // Vestnik Rossijskogo universiteta druzhby' narodov. Seriya: E'konomika [Bulletin of the Peoples' Friendship University of Russia. Series: Economics]. — 2016. — № 2. — p. 99-107. [in Russian]

6. Filippov V.M. Internatsionalizatsiya visshego obrazovaniya: osnovnie tendentsii, problemi i perspektiv [Internationalization Of Higher Education: Main Trends, Problems And Prospects] / V.M. Filippov // Vestnik RUDN. Seriya: Mezhdunarodnie otnosheniya [Bulletin of RUDN University. Series: International Relations]. — 2015. — Vol. 15. — № 3. — p. 203-211. [in Russian]

7. Wende M.C. How do globalization forces affect higher education systems? [Electronic source] / M.C. Wende // University World News. — 2017. — №465. — URL: http://www.universityworldnews.com/article.php? story=20170620114312877. (accessed: 04.11.22)

8. Al'tbax F.G. Tendencii v global'nom vy'sshem obrazovanii : otslezhivanie napravlenij akademicheskoj revolyucii. [Trends in global higher education: tracking academic revolution] / F.G. Al'tbax, L.E. Rajzberg, L.E. Rambli — M.: RUDN, 2018. — 340 p. [in Russian]

9. De Vit X. E'volyuciya mirovy'x koncepcij, tendencij i vy'zovov v internacionalizacii vy'sshego obrazovaniya [Evolving Concepts, Trends, and Challenges in the Internationalization of Higher Education in the World]. / X. De Vit // Voprosy' obrazovaniya [Educational studies]. — 2019. — №2. — p. 8-34. [in Russian]

10. Knight J. Internationalization Remodelled: Definition, Approaches, and Rationales. / J. Knight // Journal of Studies in International Education. — 2004. — №8(1). — p. 5-31.

11. Kolesov V.P. Peremeny' v mirovoj e'konomike, menyayushhie ee landshaft [Changes in the global economy, changing its landscape]. / V.P. Kolesov // Sat. materials of the round table of the Department of World Economy, dedicated. 75th anniversary of the Faculty of Economics of Moscow State University M. V. Lomonosov; — M.: MGU, 2017. — p. 27-38. [in Russian]

12. Belyakov S.A. Ocenka vklada sistemy' obrazovaniya v social'no-e'konomicheskoe razvitie regiona: mezhdunarodny'e tendencii i rossijskij opy't [Evaluating the contribution of education to socio-economic development of the region: international trends and the Russian experience]. / S.A. Belyakov, G.A. Krasnova // Universitetskoe upravlenie: praktika i analiz [University Management: Practice and Analysis]. — 2016. — №103(3). — p. 8-14. [in Russian]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.