Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ ОБ ИЗМЕНЕНИИ ФОРМЫ ЭКЗАМЕНОВ ПО ГИГИЕНИЧЕСКИМ ДИСЦИПЛИНАМ'

К ВОПРОСУ ОБ ИЗМЕНЕНИИ ФОРМЫ ЭКЗАМЕНОВ ПО ГИГИЕНИЧЕСКИМ ДИСЦИПЛИНАМ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
7
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ф.А. Даулбаев, Г.Н. Шумаева

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ ОБ ИЗМЕНЕНИИ ФОРМЫ ЭКЗАМЕНОВ ПО ГИГИЕНИЧЕСКИМ ДИСЦИПЛИНАМ»

Дискуссии и отклики читателей

УДК 613/.614:378.661

Проф. Ф. А. Даулбаев, Г. Н. Шумаева

К ВОПРОСУ ОБ ИЗМЕНЕНИИ ФОРМЫ ЭКЗАМЕНОВ ПО ГИГИЕНИЧЕСКИМ ДИСЦИПЛИНАМ 1

Алма-Атинский институт усовершенствования врачей Минздрава СССР

Как известно, традиционной формой контроля знаний студентов на экзаменах в медицинских институтах является устный опрос по билету. В последние годы убедительно показано, что при таком контроле проверяется лишь память и не выявляется умение применить эти знания на практике (М. В. Муравьев, и др.) В связи с этим предложение В. Д. Черненко, М. П. Воронцова, М. В. Кри-воносова об изменении формы госэкзаменов по гигиеническим дисциплинам представляется нам обоснованным. Бесспорным кажется мнение авторов и о том, что «при существующей системе госэкзаменов выяснить уровень врачебного мышления выпускников крайне сложно».

Исследованиями М. В. Муравьева, Л. Б. Наумова и соавт., Д. Е. Миллер и Т. Фюлёпа совершенно четко показано, что от формы итоговой проверки знаний, умений и навыков зависит эффективность усвоения материала и, следовательно, уровень врачебного мышления.

Неудовлетворенность проверкой знаний по обычной методике привела и нас к внедрению рубежного контроля с помощью ситуационных задач, требующих не только решения, но и умения применять санитарные нормы и правила. Итоговый контроль проводим в форме устной защиты написанных при экзаменационной комиссии экспертных заключений по практическим заданиям (ПЗ). В качестве ПЗ мы используем материалы СЭС, которые проходят научную экспертизу или консультируются на кафедре. В отдельных случаях такие материалы мы адаптируем для учебных целей, т. е. делаем доступными для данного этапа обучения. Таким образом, мы имеем основания поддержать мнение авторов о необходимости и целесообразности использования интегрированных ситуационных задач для контроля умений и навыков. Дело осложняется тем, что почти нет ни готовых тестов, ни ситуационных задач гигиенического профиля, опубликованных в пе-

1 Отклик на статью В. Д. Черненко, М. П. Воронцова, М. В. Кривоносова. Гигиена и санитария, 1980, № 3, с. 38.

ЛИТЕРАТУРА. Муравьев М. В. — В кн.: Научные основы усовершенствования врачей. М., 1978, с. 122. Распознавание болезней ¡сердечно-сосудистой системы.

Диагностические и тактические алгоритмы./ Наумов

чати, и приходится их «изобретать», что, как известно, является трудоемким и достаточно сложным процессом.

Но мы не согласны с тем, что авторам кажется достаточным обучать методам, решения ситуационных задач. Думается, что специфика будущей деятельности санитарного врача требует, чтобы в вузе было сформировано гигиеническое мышление (пока больше формируется клиническое мышление) и да-, ны унифицированные приемы деятельности при анализе разнообразных гигиенических ситуаций. Для этого нам кажутся важными не только методы решения ситуационных задач, но и глубокие гигиенические разборы конфликтных, сложных ситуаций из практики СЭС. Это повышает интерес студентов и врачей-курсантов к своей специальности, стимулирует активную познавательную деятельность.

В методике преподавания непременно уделяем внимание выработке умения видеть, выявлять «симптомы» — нарушения санитарных норм, ГОСТов в различных ситуациях для постановки обоснованного «гигиенического диагноза».

Нам представляется не бесспорным также мнение авторов о том, что достаточно трех различных экзаменационных вопросов в одном билете по коммунальной гигиене, гигиене питания и гигиене труда, чтобы оценить уровень общеврачебной гигиенической подготовки. Для проверки знаний все большее распространение как в СССР, так и за рубежом получает тестовый контроль. Приходится только сожалеть о том, что тесты в гигиенических дисциплинах применяются недостаточно.

Выводы 1. Изменение формы экзаменов, и в том числе государственных, будет способствовать улучшению качества подготовки врачей санитарно-гигиенического профиля.

2. Изменение форм контроля потребует изменений в учебно-методической работе кафедр.

3. Использование тестов и ситуационных задач, практических заданий способствует установлению единых объективных критериев оценки знаний.

Л. Б., Гаевский Ю. Г., Бессонов А. М. и др. Ташкент,

1979, с. 5, с. 25, с. 31. Миллер Д. £., Фюлёп Т. — В кн.: Принципы подготовки

кадров здравоохранения. М., 1976, с. 121 —126.

Поступила 14.08.80

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.