И.Н. Богатырева
К ВОПРОСУ ОБ ИСТОРИИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ИНСТИТУТА РОССИЙСКОГО НОТАРИАТА
Формирование и развитие института нотариата восходит к временам глубокой древности, к истории Древнего Востока, Древнего Рима. Это связано, прежде всего, с появлением частной собственности и с развитием товарно-денежных отношений, то есть должность нотариуса появилась тогда, когда возникла необходимость обеспечить защиту гражданских прав.
Цицерон, говоря о деятельности римских юристов, характеризовал ее следующими терминами: «respondere», «cavere», «agree», а также «scribere». Термином «respondere» обозначается консультативная работа римских юристов: граждане обращались к юристам за советом по возбуждавшим сомнение вопросам; «cavere» - ограждение интересов данного гражданина при совершении сделок: юрист мог посоветовать не включать какое-либо невыгодное условие, для этой цели составлял формуляр договора, писал другие деловые документы (эта форма деятельности обозначалась и термином «scribere» - писать); наконец, «agree» - руководить процессуальными действиями сторон (но не вести дело в качестве адвоката) [1, с. 23].
Необходимо отметить, что слово «нотариус» происходит от латинского слова «notae», которое обозначало особые стенографические знаки, используемые в письме под диктовку. Функции нотариуса в Древнем Риме выполняли писцы и табеллионы. Именно они составили основу будущего института нотариата. Писцы занимались письменным изложением правовых документов, табеллионы в виде свободного промысла составляли юридические акты и судебные бумаги под контролем государства за определенное вознаграждение.
Падение Западной Римской империи ускорило приход варварских племен, что привело к столкновению различных культур и появлению на развалинах империи новых государств. В свою очередь, это предопределило социально-экономические и политические изменения, и, как следствие, с XII века слово «табеллион» исчезает и появляется слово «нотариус».
В Средние века в Европе развитие института нотариата было тесно связано с духовенством. Например, в Италии право назначать на должность нотариуса имели император и глава Римской католической церкви - папа. В XIII-XIV веках некоторые независимые итальянские города получили право (кроме императора и папы) самим назначать нотариусов. В XV веке это право переходит к нотариальным корпорациям.
В Германии нотариальные функции принадлежали исключительно духовенству. С развитием монополии духовенства в нотариальном деле появляется и так называемое «право печати». Однако все это мешало дальнейшему развитию нотариата в целом. Нотариусы тогда были собственно писцами. Только после введения Гражданского уложения положение стало несколько меняться.
Во Франции нотариат также находился в руках духовенства. Нотариальные действия выполняли духовные писцы. Во Франции также как и в Германии с развитием монополии духовенства в нотариальном деле появляется право свободной печати, которое сохранилось вплоть до второй половины XV века. Документы, удостоверенные такой печатью, имели абсолютную доказательственную силу.
Л.А. Стешенко и Т.М. Шамба отмечают, что «развитие нотариата в странах Европы связано с распространением римского права, с его рецепцией, и возрождением на новой исторической основе некоторых римских публично-правовых институтов, в том числе адвокатуры, нотариата» [2, с. 14].
Прототипом современного нотариата явился французский нотариат, который образуется в эпоху консульства Законом от 25 вантоза XI года (16 марта 1803 г.) [3, с. 7]. А.М. Азнаев выделяет следующие его черты:
- нотариусы назначались президентом республики из лиц, занимавшихся в конторе нотариуса не менее шести лет;
- нотариусы составляют описи имущества, выдают различного рода свидетельства, совершают публичные продажи;
- нотариусы несменяемы, число их и размещение определяется правительством;
- местожительство нотариусу указывает правительство, за самовольную перемену местожительства нотариус увольняется со службы;
- нотариусы не могут быть судьями, но им разрешается заниматься адвокатурой [4, с. 10-13].
Это определило направление развития современного российского нотариата.
Первые упоминания лиц, выполняющих функции нотариуса, относятся к X-XI векам. Это связано с введением христианства на Руси, поэтому и развитие нотариата напрямую связано с христианской церковью, так как на Руси ее ведению подлежали практически все семейные дела: дела, связанные с
наследованием, раздел наследного имущества и др. Некоторые документы, например, Уставы Владимира, Ярослава и других князей говорят, что для производства этих дел находятся особые лица -владычные тысяцкие и наместники.
Кроме того, о хранении договоров и иных документов в православных храмах говорят памятники русского права - Новгородская и Псковская судные грамоты [5, с. 294, 433]. На Руси знали три способа заключения договоров: устный договор, «запись» и «доска». Для заключения устного договора привлекались свидетели. «Доска» - письменный документ, который составляли без особых формальностей и не сдавали в архив собора. «Запись» имела наибольшую доказательственную силу.
Как отмечают некоторые исследователи, по Псковской судной грамоте «ищущий торгового долга по доскам» должен также был представлять «рядницу» (долговая запись) [6, с. 17].
Вопросы формирования нотариальных органов, а также порядок их деятельности решались указами царя. Рядница писалась при церкви св. Троицы, а ее копия должна была храниться в ларе св. Троицы. Кроме того, «если кредитор будет требовать с поручителя долг, а должник представит рядницу в уплате долга, и если эта рядница будет "слово противу слова" с копией ее, хранившейся в ларе св. Троицы, то должник и поручитель освобождались от платежа по иску; в противном случае они обязаны были уплатить по требованию кредитора» [2, с. 17]. Нотариальную форму покупки можно также встретить в Судебнике 1550 года.
Все вышесказанное свидетельствует о том, что в русском праве происходило формирование нотариального права.
Важным этапом в развитии нотариата в России послужило Соборное уложение 1649 года. По Соборному уложению стороны были обязаны совершать сделки только через площадных подъячих и с составлением оправки к последующей регистрации в поместном приказе. Соборное уложение разрешало писать «на дому» только акты о займе денег и хлеба, сговорные свадебные записи, духовные завещания. Все остальные крепости, составленные площадными подъячими, записывались в книги соответствующего приказа, за это с них взималась пошлина.
Как видно из сказанного, значение крепостей домашних и совершенных у площадных подъячих было различным.
В XVIII веке отмечается рост имущественного оборота, поэтому возникает потребность в органах публичной деятельности. Екатерина II право совершения актов о переходе права собственности на недвижимое имущество в городах отдала частным маклерам. Но Александр II отменил это нововведение.
XIX век принес существенные изменения в развитие института нотариата в России. Это связано с реформами, проводимыми Александром II и затронувшими все сферы жизнедеятельности общества и государства. Формирование института нотариата связано с судебной реформой 1864 года. В апреле 1866 года было принято Временное положение о нотариальной части, которое знаменовало новый этап в истории развития российского нотариата. Появляются младшие и старшие нотариусы или заменяющие их должностные лица. Кроме того, необходимо отметить, что старший нотариус имел высшее юридическое образование и был на особом положении в обществе.
«Согласно Положению 1866 г. деятельность нотариуса делилась на две части - собственно нотариальная, содержание которой составляло совершение различных актов и свидетельствование документов, и так называемая крепостная часть, сводившаяся к утверждению и регистрации различных актов об отчуждении и ограничении вещных прав на недвижимость» [8, с. 11].
По данному Положению нотариусы находились на государственной службе и им присваивался VIII чин по должности. Перед зачислением на данную должность претенденты должны были внести денежный залог, который обеспечивал имущественную ответственность нотариуса за его ошибки в нотариальной деятельности. При благополучном окончании карьеры нотариус мог воспользоваться залогом. В случае его смерти залогом могли воспользоваться наследники или правопреемники. Нотариусы числились на государственной службе, но жалованья и пенсии не получали.
В обязанности нотариуса того времени входили: совершение различных актов, кроме состояния, служебных и межевых, а также свидетельствование документов.
В конце XIX века было несколько органов и должностных лиц, наделенных правом совершать нотариальные действия: публичные (городовые) нотариусы; биржевые маклеры и нотариусы; корабельные маклеры; узкоспециализированные маклеры.
Революция в России 1917 года явилась новым этапом в развитии российского нотариата. Декрет № 1 от 24 ноября 1917 г. «О суде» упразднил все ранее действовавшие судебные установления [9]. Нотариат как составная часть этой системы в 1918 году был упразднен. Нотариальные действия совершали нотариальные отделы местных советов, которые возглавляли народные нотариусы, а также совершали нотариальные действия различные нотариальные органы.
Затем в декабре 1919 г. был принят Декрет о суде № 2, по которому нотариальные действия стали совершаться нотариусами, в их отсутствие это делали заменяющие их лица. В 1919 году появляются
нотариальные столы вместо нотариальных отделов местных Советов. 4 октября 1922 г. вышло Положение о государственном нотариате, которое знаменовало создание советского нотариата как самостоятельного государственного учреждения. После 1922 г. был принят ряд положений и нотариальных актов, которые касались нотариальной деятельности в СССР и РСФСР.
А.Я. Кодинцев, характеризуя советский нотариат перед началом Великой отечественной войны, пишет: «В отличие от суда и адвокатуры руководство нотариатом административные органы юстиции СССР осуществляли напрямую. Несмотря на это, нотариат оставался одним из самых проблемных органов юстиции. В этой системе совершались многочисленные правонарушения, почти не было лиц с высшим юридическим образованием, мало кто работал свыше одного года. Можно выделить следующие причины такого положения. Во-первых, нотариусы получали самую низкую заработную плату среди сотрудников правоохранительных органов. Во-вторых, НКЮ так и не смог наладить повседневный контроль над нотариусами. В-третьих, вопросы нотариата мало волновали руководство СССР. В то время как правовое регулирование деятельности судов и адвокатуры в целом завершилось, общесоюзные акты по деятельности нотариата так и не были приняты» [10, с. 45-47].
В годы войны качество работы советского нотариата еще более ухудшилось. Увеличилось количество нарушений правил нотариального делопроизводства. Согласно п. 2 постановления ЦИК и СНК СССР от 14 мая 1926 г. нотариальные конторы состояли в ведении судов. Лишь в 1947 году было принято Положение о нотариате СССР. После войны руководство осуществляло Министерство юстиции, с середины 1960-х гг. нотариальные конторы снова оказались в ведении судов. В начале 1970-х годов руководство снова стали осуществлять органы юстиции. В 1960-1980-е годы судебные органы и органы юстиции проводили проверки нотариальных контор.
19 июля 1973 г. был принят Закон о государственном нотариате в СССР [11, с. 393]. Данный Закон содержал нормы о задачах и организации государственного нотариата, принципах его деятельности, компетенции, общих правилах совершения нотариальных действий и применении законодательства о нотариате к иностранцам и лицам без гражданства. В соответствии с ним был принят и действовал вплоть до 1993 г. Закон РСФСР от 2 августа 1974 г. «О государственном нотариате» [12].
Как пишет Р.И. Вергасова: «В советский период существования государственного нотариата всегда было запрещено совершать нотариусами какие-либо нотариальные действия в отношении себя лично, на имя и от имени своих родственников, а также сотрудников нотариальных контор и архива. В разные периоды круг родственников определялся в законодательных актах неодинаково:
- "по прямой линии, братьев и сестер" (п. 9 Положения от 4 октября 1922 г.);
- "на имя или от имени своей жены, своих и ее родственников по прямой линии, своих и ее братьев и сестер" (п. 5 Положения 1923 г.)» [8, с. 29-30].
Следует отметить, что советский нотариат оставался государственным вплоть до 1993 г., когда были приняты Основы законодательства Российской Федерации о нотариате. Это было связано с переходом к рыночной экономике и как следствие с появлением новых общественных отношений.
Современный отечественный нотариат представляет собой систему органов и должностных лиц, которые от имени государства выполняют функцию защиты прав и законных интересов граждан и юридических лиц, так как нотариат обеспечивает закрепление гражданских прав и предупреждение их от возможного нарушения. Институт нотариата, обеспечивая механизм конституционного регулирования общественных отношений, является частью правоохранительной системы.
Итак, историко-правовой анализ возникновения института российского нотариата позволяет сделать вывод о том, что в настоящее время существуют определенные позитивные тенденции в его развитии. Это, прежде всего, появление частного, свободного нотариата. В то же время, говорить о завершении формирования института российского нотариата сегодня не приходится. Прежде всего, необходимо завершить оформление статуса российского нотариуса, в связи с чем, возникает потребность в принятии нового закона о нотариате.
Литература
1. Новицкий И.Б. Римское право. Изд. 4-е, стереотипное. М., 1993.
2. Стешенко Л.А. Нотариат в Российской Федерации: Учебник для вузов. М.: Изд-во НОРМА, 2001.
3. Настольная книга нотариуса. В 2-х т.: Учебно-методическое пособие. 2-е изд., испр. и доп. М.: Волтерс Клувер, 2004. Т. 1.
4. Азнаев А.М. Из истории нотариата // Нотариус. 2007. № 5.
5. Беляев И.Д. История русского законодательства. СПб., 1999.
6. История государства и права России: Учебник / Под ред. Ю.П. Титова. М.: Проспект, 1999.
7. Правовые основы нотариальной деятельности: Учебное пособие / Под ред. В.Н. Аргунова. М.: Изд-во БЕК, 1994.
8. Вергасова Р.И. Нотариат в России: Учебное пособие. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 2006.
9. Декрет № 1 «О суде» // СУ РСФСР. 1917. № 4. Ст. 50.
10. Кодинцев А.Я. Управление системой советского нотариата накануне Великой отечественной войны // Нотариус. 2007. № 2.
11. Закон о государственном нотариате в СССР от 19 июля 1973 г. // Ведомости ВС СССР. 1973. №
30.
12. Андреева Ю.А. История становления российского нотариата // Нотариус. 2007. № 6.