РО! 10.34216/1998-0817-2019-25-2-210-213 УДК 347.961
Мельников Иван Николаевич
кандидат юридических наук Костромской государственный университет [email protected]
Смирнова Ольга Анатольевна
Помощник нотариуса Нотариального округа г. Костромы и Костромского района Костромской области [email protected]
ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ НОТАРИАТА НА КОСТРОМСКОЙ ЗЕМЛЕ
Статья посвящена исследованию процесса становления института нотариата на Костромской земле. В работе определены основные этапы развития института нотариата в условиях развития государства и источников правового регулирования данного направления правоохранительной деятельности. В процессе проведенного исто-рико-правового анализа выявлены особенности практической деятельности нотариусов, которые нашли отражение в документах, хранящихся в Фондах Государственного архива Костромской области. Особое внимание уделено реализации судебной реформы 1864 года и ее роли в вопросе формирования российского нотариата. Основной целью работы стала оценка влияния исторического опыта на современное состояние института нотариата, а также выявление утраченных традиций в этой сфере юриспруденции. Результаты данного исследования могут представлять интерес для специалистов в области истории права и краеведения.
Ключевые слова: нотариат, нотариус, институт нотариата, Костромская область, история становления, право собственности.
В России, включая земли ныне входящие в состав Костромской области, институты, подобные нотариату, стали формироваться с ХУ-ХУ1 вв. Упоминания о них содержатся в таких исторических документах правового характера, как Псковская судная грамота 1467 года, Судебник 1550 года, Соборное уложение 1649 года.
Необходимость в наличии на Руси органов публичной власти, обладающих полномочиями в сфере регулирования отдельных частноправовых институтов, окончательно была оформлена в XV веке. В это время отдельные виды действий, которые по своему характеру можно отнести к нотариальным, осуществлялись княжескими писцами, в XVI в. - судебными органами, в XVII в. указанные полномочия были переданы «площадным» подьячим, которые в начале XVIII века были переименованы в «подьячих крепостных дел». Одной из важнейших задач органов нотариального сообщества были функции по обеспечению наследственных и имущественных прав граждан. Примером реализации подобных полномочий были действия по нотариальному заверению завещаний, которые в то время именовались «изустными» или «духовными паметями», нередко эти действия выполнялись также представителями православного духовенства. При этом конкуренции между указанными формами удостоверения завещаний с точки зрения их правовых последствий не возникало. Для простых горожан и сельских жителей данную процедуру выполняли приходские священники. Например, в фондах Государственного архива Костромской области хранится один из древнейших подобных документов - «Изустная память Терентия Филипьева сына Подолново прозвищем Шу-мило», датированный 1594 годом [1, с. 1].
В конце XVIII века с развитием общественных отношений значительно повысилась потребность в осуществлении нотариальных действий. В рамках общей реформы государственного управления функции по нотариальному свидетельствованию были вновь переданы судебным органам: палатам гражданского суда и уездным судам. Данный порядок действовал до 27 апреля 1866 года, когда по повелению императора Александра II было введено в действие «Положение о нотариальной части», которым впервые в истории России нотариат был выделен в отдельный правовой институт [2, т. 41, с. 346-362].
Согласно «Положению о нотариальной части», заведывание ею осуществлялось нотариусами и старшими нотариусами, действовавшими при нотариальных архивах. Контроль над деятельностью нотариусов осуществляли судебные органы («судебные места»). В тех городах и иных населенных пунктах, где нотариусов не было, их функции (в части «засвидетельствования явки актов») осуществляли мировые судьи.
В круг обязанностей нотариуса в соответствии с «Положением о нотариальной части» входили:
1) совершение для желающих всякого рода актов, кроме изъятых из его ведения законом;
2) выдача «выписей» из актовых книг и копий актов;
3) засвидетельствование актов, протестов, а также времени и места их совершения;
4) принятие на хранение документов от частных лиц.
Особое внимание, с точки зрения регулирования, уделялось актам, касающимся перехода прав собственности на недвижимое имущество от одного лица к другому (так называемые «крепостные акты»), помимо заверения нотариусом, указанные акты требовали также утверждения старшим нота-
Вестник КГУ ^ № 2. 2019
© Мельников И.Н., Смирнова О.А., 2019
210
риусом. В фондах Государственного архива Костромской области имеется «Отношение галичского нотариуса Костромского окружного суда И.К. Бо-някевича старшему нотариусу Костромского окружного суда о направлении выписи из актовой книги о продаже недвижимого имения Торгового дома «Надежда» в Чухломском уезде Костромской губернии от 22 июня 1913 года [3, с. 2].
Помимо общей реформы нотариата большое внимание в «Положении о нотариальной части» было уделено вопросам организации деятельности нотариуса и делопроизводству. Была разработана номенклатура дел, которые был обязан вести нотариус. К ним в частности относились:
1) реестр совершаемых нотариальных действий;
2) две актовые книги для внесения в них нотариальных актов, одна из них - для актов по недвижимому имуществу, другая - для всех остальных;
3) книга для записи взимаемых сборов;
4) общий алфавитный указатель всех совершаемых нотариальных действий.
Книги приобретались самим нотариусом, а затем прошивались и заверялись секретарем и членом окружного суда. В фондах Государственного архива Костромской области имеется «Книга для актов, не относящихся к недвижимому имуществу, костромского нотариуса Н.Н. Бестужева», датированная 1915 годом [4, с. 1, с. 5].
Нотариусу предписывалось иметь собственную печать с изображением герба губернии и надписью «печать нотариуса такого-то (имя и фамилия) там-то (наименование города или уезда)». Образец печати и подписи нотариуса хранился в нотариальном архиве. Это в значительной степени ассоциировало нотариальную деятельность с государственной и вводило систему персонификации нотариусов, а также их ответственности перед заинтересованными лицами, участвующими в гражданском обороте.
В фондах Государственного архива Костромской области имеется «Выпись из актовой книги костромского нотариуса И.А. Добровольского о продаже отставным рядовым К.А. Полевым по доверенности жены коллежского секретаря А.П. Подозерской деревянного флигеля в г. Костроме на Солдатской улице костромскому мещанину И.Е. Козлову» от октября 1872 года. Документ заверен печатью и подписью костромского нотариуса и утвержден подписью старшего нотариуса [5, с. 4].
Необходимо отметить и тот факт, что нотариальная деятельность представлялась доступным видом юридической помощи при осуществлении прав, и для этих целей создавалось достаточное количество нотариальных контор, а информация об их местонахождении и режимах работы публиковалась. Так о том, где в XIX - начале XX века располагались в Костроме нотариальные конторы, свидетельствует издание «Костромской календарь на 1895 год» [6, с. 43-44].
Нотариус считался государственным служащим, при назначении ему присваивался чин VIII класса по «Табели о рангах» (чин коллежского асессора), однако права на государственное жалование, повышение в чине и пенсию он не имел. Свое содержание он получал из средств, взимаемых за совершение нотариальных действий (либо в виде фиксированного оклада, либо «по соглашению», в зависимости от решения руководства окружного суда). Любой нотариус перед вступлением в должность вносил определенную сумму в качестве залога, который затем пополнялся за счет отчислений из жалованья. Данный залог мог использоваться для покрытия убытков, возникших в результате действий нотариуса. В системе современного нотариата этот институт был заменен институтом обязательного страхования ответственности нотариуса. Важно отметить и тот факт, что бремя содержания сотрудников нотариальной конторы также возлагалось на самого нотариуса.
Нотариусами могли быть только русские подданные, совершеннолетние, достигшие 21 года, «неопороченные судом или общественным приговором» и не занимающие никакой иной должности в государственных или общественных учреждениях. Также нотариусам было запрещено исполнять обязанности адвоката («присяжного поверенного»). О каком-либо специальном образовании в «Положении о нотариальной части» сказано не было, но вступлению в должность предшествовал своеобразный экзамен («испытание»), а также принесение присяги на ближайшем публичном заседании окружного суда.
В фондах Государственного архива Костромской области имеется Свидетельство, говоря современным языком, характеристика, выданное нотариусом Костромского окружного суда П.П. Михайловским коллежскому регистратору П.А. Тихановскому о службе в его нотариальной конторе [7, с. 30]. Данное свидетельство было выдано, по всей видимости, для предъявления его в связи с желанием занять должность нотариуса.
В целях систематизации и единообразного учета документов, которые образовывались в деятельности нотариусов «Положением о нотариальной части» вводилась обязанность ведения нотариального архива. Руководство нотариальным архивом осуществлял старший нотариус, который, в отличие от нотариуса, был полноценным государственным служащим, приравненным «относительно содержания, служебных прав и преимуществ и в порядке определения и увольнения» к членам окружного суда.
Подробная регламентация организации нотариальной деятельности стала определённым этапом в развитии «нотариального процесса». В современной системе законодательства о нотариате невозможно разделить нормы, регулирующие основы нотариальной деятельности и процесс ее осущест-
Вестник КГУ ^ № 2. 2019
211
вления. При этом необходимо отметить тот факт, что многие положения нотариального процесса были впервые закреплены в «Положении о нотариальной части» 1866 года.
Не обошлась без участия нотариусов и реализация столыпинской аграрной реформы. В фондах Го -сударственного архива Костромской области имеется «Выкопировка из плана на отрубные земельные участки селения Климентино Коткишевской волости Кологривского уезда Костромской губернии, принадлежащие на праве единоличной собственности наследникам крестьянина Владимира Постникова» от 5 марта 1915 года. На указанном документе содержится запись лица, замещающего старшего нотариуса Костромского окружного суда о том, что данное владение отмечено в реестре крепостных дел Костромского нотариального архива и на нем не лежит запрещение по каким-либо долгам [8, с. 3].
После Октябрьской революции Декретом о суде № 1 от 24 ноября 1917 года были упразднены все существовавшие до этого на Костромских землях и всей России судебные органы, в связи с чем нотариусы также прекратили свою деятельность, несмотря на то, что в Декрете об этом речь не шла. Общим основанием для упразднения института нотариата принято считать попытку отказа от права частной собственности, а поскольку нотариат рассматривался как институт, обеспечивающий право собственности, то и его необходимость в обществе ставилась под вопрос. Однако уже в начале 1918 года был издан Декрет Всероссийского центрального исполнительного комитета Советов рабочих, солдатских, крестьянских и казачьих депутатов «О суде» (Декрет №2). Ст. 11 вышеупомянутого Декрета описывала функции нотариусов «Надписи о понудительном исполнении по векселям, закладным и нотариальным заемным письмам, на основании правил о понудительном исполнении, делаются нотариусами, а в местностях, где таковых нет, лицами их замещающими, причем эти лица, а равно нотариусы, взимают пошлину и прочие сборы в установленном размере» [9].
Принятие Декрета № 2 ознаменовало начало формирования нового института нотариата, первым шагом после принятия Декрета которого стало принятие в 1922 г. Декрета Совета народных комиссаров «Положение о государственном нотариате». Согласно данному Положению, исполкомы местных органов власти открывали государственные нотариальные конторы во всех городах республики. Исполкомам можно было учреждать конторы также и в сельской местности, на узловых станциях, пристанях, временно на ярмарках и т.п. Общее количество государственных нотариальных контор утверждалось Народным комиссариатом юстиции [10].
В фондах Государственного архива Костромской области имеется «Циркуляр Народного комиссариата юстиции №140 об организации при
губернских судах государственных нотариальных отделений и нотариальных архивов» от 20 апреля 1923 года [11, с. 4].
Одним из важнейших направлений деятельности нотариусов в 1920-е годы стало нотариальное оформление договоров об отчуждении немуни-ципализированных строений и праве застройки в городах, что открывало перед гражданами возможность приобретать жилье в собственность и вести индивидуальное жилищное строительство. 13 июня 1923 года в Костромскую губернию был направлен Циркуляр № 125 Народного комиссариата юстиции «О порядке совершения нотариальными контрами актов об отчуждении строений и права застройки в городах» [12, с. 18].
В фондах Государственного архива Костромской области имеется договор на право застройки земельного участка в г. Макарьеве между Управлением лесного хозяйства Макарьевского исполкома и застройщиками Мушниковыми, заключенный в Макарьевской государственной нотариальной конторе 10 мая 1926 года. Земельный участок по данному договору предоставлялся на 40 лет - до 10 мая 1966 года [13, с. 17-18].
В 1947 году в связи с преобразованием Народного комиссариата юстиции в Министерство юстиции РСФСР, потребовалось провести смену печатей судов и нотариусов. Судя по документам, оформляющим уничтожение печатей в Костромской области, в указанный период действовало 16 государственных нотариальных контор [14, с. 36-37].
В 1974 году был принят Закон СССР «О государственном нотариате». Согласно ст. 1 данного закона: «Задачами государственного нотариата являются охрана социалистической собственности, прав и законных интересов граждан, государственных учреждений, предприятий и организаций, колхозов, иных кооперативных и других общественных организаций, укрепление социалистической законности и правопорядка, предупреждение правонарушений путем правильного и своевременного удостоверения договоров и других сделок, оформления наследственных прав, совершения исполнительных надписей и иных нотариальных действий» [15].
В советское время нотариусы принимали активное участие в сохранении культурного достояния Костромской области, в частности, библиотечного фонда. Об этом свидетельствует «Справка по обобщению нотариальной практики выдачи исполнительных надписей по требованиям государственных, кооперативных и общественных библиотек за невозвращенные книги за 1985 год в Первой костромской государственной нотариальной конторе» [16, с. 8].
1993 год стал определяющим для современного нотариата. 11 февраля 1993 г. были приняты «Основы законодательства Российской Федерации о нотариате» [17]. Основной идеей, заложенной
212
Вестник КГУ ^ № 2. 2019
в Основы, было формирование российского нотариата согласно Латинской модели, в которой нотариусу отводится ключевое место в защите прав путем совершения нотариальных действий. В целях координации и контроля за деятельностью нотариусов создаются нотариальные палаты субъектов Российской Федерации и Федеральная нотариальная палата Российской Федерации.
На данный момент Федеральная нотариальная палата объединяет 84 нотариальные палаты субъектов Российской Федерации. В Костромской области 18.11.1993 года была создана Костромская областная нотариальная палата. Все нотариусы, осуществляющие нотариальную деятельность на территории региона, являются членами данной общественной организации. Государственных нотариусов в Костромской области по состоянию на 01.01.2019 г. нет.
Институт нотариата Костромской области прошёл длительный процесс формирования и становления до того уровня развития, на котором мы можем наблюдать его сейчас. Сегодня институт нотариата представляет собой институт внесудебной защиты прав и свобод человека, соответствующий международным демократическим и правовым стандартам. Современные отношения все чаще требуют наличия элементов превентивного правосудия к которым относится нотариат. Кроме того, строительство гражданского общества в России предопределяет особое внимание к вопросу обеспечения прав и свобод, в связи с чем процесс совершенствования института нотариата в России видится непрерывным.
Библиографический список
1. Государственный архив Костромской области (ГАКО). - Ф. 362. - Оп. 1. - Д. 466. - Л. 1-1 об.
2. Полное собрание законов Российской Империи. Собрание второе. Т. 41. Отделение первое. СПб. 1866. № 43186. - С. 346-362.
3. ГАКО. - Ф. 738. - Оп. 1. - Д. 1. - Л. 2.
4. ГАКО. - Ф. 738. - Оп. 1. - Д. 1450. - Л. 1, 5.
5. ГАКО. - Ф. 738. - Оп. 1. - Д. 11. - Л. 4-4 об.
6. Костромской календарь на 1895 год. - Кострома: Губернская типография, 1895. - С. 43-44.
7. ГАКО. - Ф. 738. - Оп. 1. - Д. 3. - Л. 30.
8. ГАКО. - Ф. 738. - Оп. 1. - Д. 1501. - Л. 3.
9. Декрет Всероссийского центрального исполнительного комитета Советов рабочих, солдатских, крестьянских и казачьих депутатов «О суде» (Декрет № 2) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.libussr.ru/doc_ussr/ussr_254.htm (дата обращения: 30.01.2019).
10. Декрет СНК РСФСР от 04.10.1922 «Положение о государственном нотариате» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www. consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=ES и&п=18174#028931606636077656 (дата обращения: 30.01.2019).
11. ГАКО. - Р-1149. - Оп. 1. - Д. 4. - Л. 4-4 об.
12. ГАКО. - Р-1149. - Оп. 1. - Д. 4. - Л. 18.
13. ГАКО. - Р-531. - Оп. 1. - Д. 17. - Л. 17, 18 об.
14. ГАКО. - Р-2281. - Оп. 1. - Д. 28. - Л. 36-37 об.
15. Закон РСФСР от 02.08.1974 «О государственном нотариате» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi7r eq=doc&base=ESU&n=2746#030718737692292364 (дата обращения: 30.01.2019).
16. ГАКО. - Р-2281. - Оп. 4. - Д. 152 а. - Л. 8.
17. Основы законодательства Российской Федерации о нотариате (утв. ВС РФ 11.02.1993 N 4462-1): (ред. от 27.12.2018) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_1581/ (дата обращения: 30.01.2019).
References
1. Gosudarstvennyj arhiv Kostromskoj oblasti (GAKO). - F. 362. - Op. 1. - D. 466. - L. 1-1 ob.
2. Polnoe sobranie zakonov Rossijskoj Imperii. Sobranie vtoroe. T.41. Otdelenie pervoe. SPb. 1866. № 43186. - S. 346-362.
3. GAKO. - F. 738. - Op. 1. - D. 1. - L. 2.
4. GAKO. - F. 738. - Op. 1. - D. 1450. - L. 1, 5.
5. GAKO. - F. 738. - Op. 1. - D. 11. - L. 4-4 ob.
6. Kostromskoj kalendar' na 1895 god. - Kostroma: Gubernskaya tipografiya, 1895. - S. 43-44.
7. GAKO. - F. 738. - Op. 1. - D. 3. - L. 30.
8. GAKO. - F. 738. - Op. 1. - D. 1501. - L. 3.
9. Dekret Vserossijskogo central'nogo ispolnitel'nogo komiteta Sovetov rabochih, soldatskih, krest'yanskih i kazach'ih deputatov «O sude» (Dekret № 2). [Elektronnyj resurs] - Rezhim dostupa: http://www.libussr.ru/doc_ussr/ussr_254.htm (data obrashcheniya: 30.01.2019).
10. Dekret SNK RSFSR ot 04.10.1922 «Polozhenie o gosudarstvennom notariate» [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http:// www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc& base=ESU&n= 18174#028931606636077656 (data obrashcheniya: 30.01.2019).
11. GAKO. - R-1149. - Op. 1. - D. 4. - L. 4-4 ob.
12. GAKO. - R-1149. - Op. 1. - D. 4. - L. 18.
13. GAKO. - R-531. - Op. 1. - D. 17. - L. 17, 18 ob.
14. GAKO. - R-2281. - Op. 1. - D. 28. - L. 36-37 ob.
15.ZakonRSFSRot02.08.1974«O gosudarstvennom notariate» [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=do c&base=ESU&n=2746#030718737692292364 (data obrashcheniya: 30.01.2019).
16. GAKO. - R-2281. - Op. 4. - D. 152 a. - L. 8.
17. Osnovy zakonodatel'stva Rossijskoj Federacii o notariate (utv. VS RF 11.02.1993 N 4462-1): (red. ot 27.12.2018) [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_1581/ (data obrashcheniya: 30.01.2019).
Вестник КГУ _J № 2. 2019
213