УДК 347.961 Кулаковская Александра Александровна
аспирант юридического факультета Петрозаводского государственного университета [email protected]
ИСТОРИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СТАНОВЛЕНИЯ КОНТРОЛЯ И НАДЗОРА В СФЕРЕ НОТАРИАТА
Аннотация:
В статье предложено исследование исторического опыта правовой системы России прошлого в сфере нотариата. Особенность данной статьи заключается в возможности проследить наиболее важные и социально значимые изменения в развитии нотариата, организации контроля и надзора за ним. Автор делает вывод о том, что сегодня нотариат выступает неотъемлемой частью гражданского общества и правового государства.
Ключевые слова:
нотариат, контроль и надзор, историческое развитие.
Kulakovskaya Aleksandra Aleksandrovna
PhD student of the Law Department, Petrozavodsk State University [email protected]
HISTORICAL DESCRIPTION OF CONTROL AND SUPERVISION FORMATION IN THE NOTARIAL SYSTEM
Summary:
The article researches history of Russia’s notarial system, retracing the most important and socially significant stages in its development, organization of supervision and control over this legal sphere. The author concludes that today the notarial system is an integral part of the civil society and constitutional state.
Keywords:
notariate, control and supervision, historical development.
Вопрос о возникновении нотариата в России и законодательное регулирование нотариальной деятельности, осуществление контроля и надзора в данной сфере, является логическим звеном исследования вопросов нотариата, поскольку, не изучая и не анализируя историю, невозможно выстраивать позитивные перспективы развития рассматриваемого института на будущее.
Зарождению нотариата предшествует в первую очередь возникновение необходимости легализации различных юридически значимых действий. Многие ученые связывают появление нотариата с развитием торгово-рыночных отношений, возникновением частной собственности, необходимости содействия субъектам гражданского оборота в реализации их прав и обязанностей. Нотариус представляется связующим звеном между гражданами в части их отношения к определенным правам и обязанностям.
В Киевской Руси необходимость в лицах, осуществляющих нотариальные функции, появляется относительно рано. Так, договор князя Олега с греками о торговле 911 г., по замечанию Н.М. Карамзина, «есть первый из сохранившихся документов, который представляет россиян людьми знающими святость чести и народных государственных устоев, имеющими свои законы, утверждающие безопасность личности, собственность, право наследия, силу завещания» [1, с. 79].
По мере развития российского законодательства развивался и институт нотариата. Так, «по утверждению Абеля Тасмана, Соборное уложение 1649 г. создало целую эпоху в развитии у нас нотариального института, который упорядочил и систематизировал действовавшие до его появления отдельные отрывочные указы» [2, с. 23].
Что касается органов нотариата, то часть функций, которые выполняют современные нотариусы, были обозначены в Указе «О записи купчих и поступных на вотчинных и поместных крестьян» от 30 марта 1688 г. [3].
В то же время каких-либо серьезных изменений института нотариата не наблюдалось вплоть до реформ Петра I, который ввел новые формы составления актов «крепостным порядком» для всех видов сделок, сформировал специализированные правительственные органы для совершения актов и ввел в 1699 г. гербовую бумагу, на которой должны были совершаться все сделки, подлежащие нотариальному удостоверению.
Причиной проведения данной реформы явилось, главным образом, отсутствие надзора государства за деятельностью площадных подьячих. Петр I, обратив внимание на существовавший беспорядок в изложении и совершении актов и сделок, поставил цель искоренить многочисленные подлоги при составлении крепостей площадными подьячими.
По данной реформе дела по написанию крепостей были переданы в различные государственные приказы. Однако проводимая Петром I реформа не увенчалась успехом. В результате чего, совершение актов было отделено от приказов и сосредоточено в одном месте.
- 3B5 -
В 1775 г. при императрице Екатерине II нотариальные функции в России были возложены на суды, а именно совершение крепостных актов перешло в уездные суды и палаты гражданских судов. Надзор за деятельностью соответствующих судов осуществляли члены присутствий.
Крепостной порядок, установленный Петром I и претерпевший изменения, особенно при правлении Екатерины Великой, сохранился вплоть до судебной реформы Александра II.
В период реформ второй половины XIX столетия, затронувших все сферы жизнедеятельности российского государства, нотариальное дело было преобразовано, в соответствии с требованиями современной жизни и торгового оборота.
В 1866 г. было принято Положение о нотариальной части, согласно которому учреждались должности нотариусов [4]. Положение о нотариальной части 1866 г. впервые в законодательной форме сформулировало и четко закрепило основные начала существования и деятельности российского нотариата [5]. Нотариусов, в таком виде, как они были созданы нотариальным Положением 1866 г., ранее не существовало. Приходилось чужеземные образцы приспосабливать к требованиям русской жизни и ее условиям. Положение закрепило, что «нотариусы состояли при окружных судах и назначались на должность старшим председателем Судебной палаты» [6].
27 июня 1867 г. были утверждены Правила о порядке введения в действие Положения о нотариальной части и Временная такса для вознаграждения нотариусов и лиц, их заменяющих [7, т. 2].
Нотариусы по ст. 420 Учреждений судебных установлений стали считаться наравне с присяжными поверенными и судебными приставами должностными лицами, состоящими при суде [8, т. 4, с. 435]. Однако судебные органы считали нотариальную деятельность скорее коммерческим, нежели, государственным делом. «Судье-ревизору в редких проверках нотариальных контор, проводимых в порядке ст. 58 Положения о нотариальной части, не хватало времени вникнуть в просматриваемые им у нотариуса акты и засвидетельствования, оценить их на соответствие законам и найти недостатки и упущения. Проводить же часто проверки судьи-ревизоры не могли из-за чрезмерной загруженности окружных судов работой и недостатка материальных средств на разъезды судей но делам службы» [9, с. 19].
Постепенно взамен единства нотариусов и нотариальных архивов приходит отделение нотариальных архивов от нотариусов, которые были переведены в ведение окружного суда.
В связи с накопившимися проблемами 19 мая 1899 г. был составлен проект новой редакции Положения о нотариальной части вместе с проектом новой таксы. После того, как проекты были опубликованы, они стали предметом обсуждения со стороны общественности. Значительным упущением данных актов явилось отсутствие разрешения проблемы заработка нотариусов, «что, безусловно, не позволяло в перспективе привлечь в нотариат квалифицированных юристов с солидной теоретической и практической подготовкой» [10, с. 14]. Вопрос контроля и надзора за осуществлением нотариальной деятельности со стороны окружных судов также не был решен.
Произошедшая в 1917 г. февральская демократическая революция не изменила систему нотариата, сложившуюся к началу XX столетия. Законодательство о нотариате сохранило свой первоначальный вид и после прихода к власти большевиков. И лишь последовавшая затем октябрьская революция 1917 года изменила историческую традицию преемственности в деятельности российского нотариата.
В результате отмены частной собственности существенно изменился правовой статус нотариата, поскольку в отношении большинства объектов гражданско-правовые сделки гражданами не заключались, его роль в жизни советского общества значительно снизилась. Изданный 22 ноября 1917 г. Декрет о суде № 1 упразднил многие государственные и судебные органы, систему судебных следователей и прокурорского надзора [11]. В то же время нормы Декрета не вносили каких-либо изменений в систему нотариата, тем не менее нотариальные конторы прекратили свою деятельность, а со временем и вовсе были ликвидированы. Часть нотариальных действий стали осуществлять отделы Советов.
После Октябрьской революции и упразднения Декретом о суде от 22 ноября 1917 г. судебных органов нотариусы России практически прекратили свою деятельность, хотя в Декрете ничего не говорилось об упразднении нотариальных контор. Через год в Декрете стало предусматриваться, что нотариальные действия совершаются нотариусами. И только через четыре года, а именно 4 октября 1922 г. Советом Народных Комиссаров РСФСР был принят нормативный акт, определивший порядок совершения нотариальных действий - Положение о государственном нотариате РСФСР [12]. Новый нотариат стал институтом, призванным функционировать в условиях перехода от капитализма к социализму, господства общественной собственности.
Контроль и надзор за нотариальными конторами в этот период стал осуществлять Наркомюст РСФСР. Президиумы Советов народных судей производили периодические проверки их деятельности, принимали и проверяли отчеты, сводки [13, с. 54-55].
В советской России нотариат был учрежден как государственный орган и в разные периоды своего существования входил в систему либо судов, либо органов юстиции. Положение о государственном нотариате возложило обязанность открывать и упразднять нотариальные конторы на исполкомы местных органов власти. Народный комиссариат юстиции утверждал общее число государственных нотариальных контор.
Конец 50-х гг. XX столетия ознаменовался усилением контроля над нотариальной деятельностью со стороны органов прокуратуры, целью которого стало упорядочение нотариального дела.
В начале 60-х гг. активно проводится работа по систематизации и кодификации законодательства. В этот период были приняты такие основополагающие нормативно-правовые акты, как Основы гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик и Основы гражданского судопроизводства Союза ССР и союзных республик [14], а также ряд других законов, которые обусловили необходимость разработки и принятия в 1973 г. Закона СССР «О государственном нотариате» [15]. Данный акт заложил основы для дальнейшего развития законодательства в сфере осуществления нотариальной деятельности. В период становления законодательной базы, отвечающей потребностям расширяющихся международных торговоэкономических, научных и культурных связей, нотариат стал оказывать все большее влияние в жизнедеятельности общества и государства. Нотариат становится институтом, способствующим защите прав и законных интересов граждан, предприятий и организаций. 2 августа 1974 г. принимается Закон о государственном нотариате РСФСР [16].
Важно отметить, что в период 1970-80 гг. деятельность нотариальных контор, прежде всего, была направлена на обеспечение реальности гражданских прав и закреплении их в установленной юридической форме. Государственные конторы в этот период утверждаются Минюстом союзной республики по поручению Совета Министров.
Утверждение и постепенное развитие института частной собственности, повышение значимости института прав и законных интересов граждан и организаций, появление приватизации, создание различных коммерческих структур, развитие предпринимательства повлекли необходимость создания нового гражданского законодательства. В результате чего, возникает потребность и в новом виде нотариата, основанном на принципиально новом законодательстве и отвечающем современным потребностям общества и государства.
Результатом проводимых реформ в государстве становится принятие в 1993 г. «Основ законодательства Российской Федерации о нотариате» [17, ст. 357]. При этом немаловажным является тот факт, что издание данного нормативно-правового акта предшествовало принятию Конституции и нового гражданского законодательства.
Исторический анализ становления и развития нотариата в России делает очевидной тенденцию к усилению роли нотариуса в современной жизни общества. Несмотря на сложные преобразования, которые претерпел данный институт в процессе своего становления в России, сегодня нотариус понимается как лицо, осуществляющее функции, возложенные на него государством, и во многом не только повторяет национально-исторический опыт, но и воспроизводит опыт нотариата латинского типа.
Проведенный в рамках данной статьи историко-правовой и сравнительный анализ свидетельствует о том, что сегодня нотариат в России является такой же неотъемлемой частью российской государственности, как и само государство и право. Проведенное исследование показывает, что необходимость в органе, способном придать совершаемым им актам публичный характер, проявлялась в общественном сознании с самого начала юридической жизни.
Исторически возникновение нотариата связано с развитием гражданского оборота, необходимостью содействия его субъектам в осуществлении их прав, охраной прав участников гражданского оборота и предупреждением их возможного нарушения в дальнейшем. В связи с чем правильная организация системы контроля и надзора за деятельностью современных нотариусов послужит важным шагом на пути укрепления статуса данного института в российском обществе и на международной арене.
Ссылки:
1. Карамзин Н.М. Предания веков. М., 1988.
2. Берова Д.М., Москаленко И.В. Формирование российского нотариата в дореволюционный период и его роль в гражданском обороте // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2006. № 2.
3. Российское законодательство Х-ХХ веков в 9 т. Т. 4. Законодательство периода становления абсолютизма: учебное пособие / под ред. О.И. Чистякова. М., 1986.
4. Мир нотариата: независимый, инициативный проект Равиля Алеева, посвященный нотариату и его культурологическим основам / сост. и ред. Р.Х. Алеева. М., 2003. URL: http://mirnot.narod.ru/ruk1B6B/ruk1B6B.html (дата обращения: 13.09.2010).
5. Ахмедов Ч.Н. Положение о нотариальной части 1866 г. как нормативное основание функционирования нотариата во второй половине XIX — начале XX в. // История государства и права. 2007. № 8.
6. Мир нотариата...
7. Российское законодательство X-XX веков в 9 т.
B. Там же.
9. Карнаушенко Л.В. Нотариус Российской империи: нормативно-правовые и организационные основания деятельности // Нотариус. 2007. № 1.
10. Андреева Ю.А. История становления российского нотариата // Нотариус. 2007. № 6.
11. Исторический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова / сост. и ред. Л.И. Бородкин, Т.Я. Валетов, А.Ю. Володин, А.Н. Полевая. М., 1997. URL: http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/DEKRET/o_sude1.htm (дата обращения: 29.09.2010).
12. Актуальные материалы о праве: ежедневное информационно-аналитическое издание о праве и законодательстве РФ / сост. и ред. А. Панини, М. Горячев, В. Разуваев. СПб., 2005. URL: http://www.lawmix.ru/sssr/177B9/ (дата обращения: 10.10.2010).
13. Цит. по: Долгов М.А. институт нотариата в Российском государстве: историко-правовое исследование: дис. ... канд. юр. наук. М., 2005.
14. Электронный фонд нормативных документов Кодекс // docs.kodeks.ru: сервер ЗАО «Кодекс». 2004. URL: http://docs.kodeks.ru/document/9007340 (дата обращения: 12.11.2010).
15. Законы и право // zaki.ru: правовой сервер. 2005. URL: http://www.zaki.ru/pagesnew.php?id=1B70 (дата обращения:
13.11.2010).
16. Левоневский Валерий Станиславович // Персональная страница Левоневского В.С. / законодательство Республики Беларусь и России. Гродно, 2006. URL: http://pravo.levonevsky.org/baza/soviet/sssr44BB.htm (дата обращения:
13.11.2010).
17. Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. № 10. Ст. 357.
References (transliterated):
1. Karamzin N.M. Predaniya vekov. M., 19BB.
2. Berova D.M., Moskalenko I.V. Formirovanie rossiyskogo notariata v dorevolyutsionniy period i ego rol' v grazhdanskom oborote // Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta MVD Rossii. 2006. № 2.
3. Rossiyskoe zakonodatel'stvo X-XX vekov v 9 t. Vol. 4. Zakonodatel'stvo perioda stanovleniya absolyutizma: manual / ed. by O.I. Chistyakov. M., 19B6.
4. Mir notariata: nezavisimiy, initsiativniy proekt Ravilya Aleeva, posvyashchenniy notariatu i ego kul'turologicheskim osno-vam / comp. and ed. by R.K. Aleev. M., 2003. URL: http://mirnot.narod.ru/ruk1B6B/ruk1B6B.html (date of access:
13.09.2010).
5. Akhmedov C.N. Polozhenie o notarial'noy chasti 1866 g. kak normativnoe osnovanie funktsionirovaniya notariata vo vtoroy polovine XIX - nachale XX v. // Istoriya gosudarstva i prava. 2007. № 8.
6. Mir notariata.
7. Rossiyskoe zakonodatel'stvo X-XX vekov v 9 t.
B. Ibid.
9. Karnaushenko L.V. Notarius Rossiyskoy imperii: normativno-pravovye i organizatsionnye osnovaniya deyatel'nosti // Nota-rius. 2007. № 1.
10. Andreeva Y.A. Istoriya stanovleniya rossiyskogo notariata // Notarius. 2007. № 6.
11. Istoricheskiy fakul'tet MGU im. M.V. Lomonosova / comp. and ed. by L.I. Borodkin, T.Y. Valetov, A.Y. Volodin, A.N. Polevaya. M., 1997. URL: http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/DEKRET/o_sude1.htm (date of access: 29.09.2010).
12. Aktual'nye materialy o prave: ezhednevnoe informatsionno-analiticheskoe izdanie o prave i zakonodatel'stve RF / comp. and ed. by A. Panini, M. Goryachev, V. Razuvaev. SPb., 2005. URL: http://www.lawmix.ru/sssr/177B9/ (date of access:
10.10.2010).
13. Cit. by: Dolgov M.A. institut notariata v Rossiyskom gosudarstve: istoriko-pravovoe issledovanie: dis. ... kand. yur. nauk. M., 2005.
14. Elektronniy fond normativnykh dokumentov Kodeks // docs.kodeks.ru: server ZAO «Kodeks». 2004. URL: http://docs.kodeks.ru/document/9007340 (date of access: 12.11.2010).
15. Zakony i pravo // zaki.ru: pravovoy server. 2005. URL: http://www.zaki.ru/pagesnew.php?id=1B70 (date of access: 13.11.2010).
16. Levonevskiy Valeriy Stanislavovich // Personal'naya stranitsa Levonevskogo V.S. / zakonodatel'stvo Respubliki Belarus' i Rossii. Grodno, 2006. URL: http://pravo.levonevsky.org/baza/soviet/sssr44BB.htm (date of access: 13.11.2010).
17. Vedomosti SND i VS RF. 1993. № 10. St. 357.
- 3BB -