ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ НОТАРИАТА В РОССИИ
М.И. НИКИТИН А.Л. ОСИПОВ
старший специалист по защите бизнеса ООО «Хоум кредит энд Финанс банк» Научная специальность: 12.00.02 — Конституционное право; муниципальное право 12.00.03 — Гражданское право; предпринимательское право; семейное право; международное частное право
E-mail: [email protected]
Аннотация. На основе анализа нормативных правовых актов различных периодов рассматривается история развития нотариата в России.
Ключевые слова: история нотариата, эволюция нотариата, развитие нотариата, законодательство о нотариате, источники нотариата.
HISTORY OF DEVELOPMENT OF A NOTARIATE IN RUSSIA
M.I. NIKITIN A.L. OSIPOV
senior specialist in protection of business ofJSC Home Credit and Finance Bank
Annotation. On the basis of the analysis of regulations of various periods the history of development of a notariate in Russia is considered.
Key words: notariate history, notariate evolution, notariate development, legislation on a notariate, notariate sources.
Зачатки нотариата в России уходят своими корнями во времена крещения Руси. Уже тогда оформились первые признаки нотариата в отношении граждан. Ученые-юристы не приходят к единому мнению о приблизительной, не говоря уже о конкретной, дате становления нотариата в России. Существует ряд признаков, которые позволяют с уверенно определить более узкий период времени появления нотариата. Следует обратить внимание на то, что, как и многие страны Европы, Россия провела частичную рецепцию римского права в части нотариальной деятельности в рамках сохранения политических, экономических, социальных, правовых, культурных и иных исторически определенных ценностей. Рецепция права была обусловлена развитием товарно-денежных и товарно-обменных отношений среди населения. Не стоит забывать о том, что на формирование правовой системы России значительное влияние оказывала церковь. Из доводов, изложенных выше можно сделать вывод,
что оформление системы нотариата в России началось в период принятия христианства на Руси, а именно. X—XI вв.
Источниками права, регулирующими отношения нотариальной деятельности того периода, являлись:
ф Новгородская и Псковская судные грамоты, ф Судебник 1497 г., ■ф Судебник 1550 г.
Формирование института нотариата ученые связывают с приходом к власти Романовых. Уже к XVI в. такие работники как писцы, площадные подьячие образуют особое профессиональное сословие, которое осуществляет подтверждение совершения сделок за вознаграждение.
При царе Алексее Михайловиче роль нотариусов перешла к стрельцам, которые за свою работу не получали жалования от государства. Плату они брали с тех лиц, которые обращались к ним за услу-
гой. Такая плата называлась «писчее», «пошлина» или «могарыч»1.
Площадные подъячие были объеденены в артели с взаимной круговой порукой. В зависимости от количества человек, населяющих тот или иной город, состав артели варьировался от 15 до 24 человек. Договорные грамоты, составленные ими, подлежали обязательной регистрации в Оружейной палате. Надзор за их деятельностью осуществлял Приказ крепостных дел.
Согласно Соборному уложению 1649 г. на стороны сделки, называвшейся в то время «крепостью», была возложена обязанность совершать сделки только через площадных подьячих. Обязательным было составление справки к последующей регистрации в Поместном приказе. Как указывало Соборное уложение, всякая крепость должна была закачиваться подписью лица, ее дающего. Акты, составленные площадными подьячими необходимо было регистрировать в книгах в приказах и только после этого они поступали в Печатный приказ, где они скреплялись государственной печатью.
Следующий этап развития нотариата принято связывать с периодом правления императора Петра I. В данный период становление института нотариата шло по пути формирования государственных органов, которым было передано право совершения всех сделок. Данные сделки необходимо было совершать на гербовой бумаге, за что и взималась плата — пошлина. В это же время Петром I был полностью упразднен институт площадных подьячих.
Невзирая на те реформы, которые провел Петр I, нотариальной системы, представляющей единый орган для совершения актов, сформировано так и не было. Все это привело к тому, что в 1701 г. совершение крепостных дел вновь возвращается в ведение площадных подьячих.
С течением времени организация и деятельность российского нотариата развивалась и совершенствовалась. Законодательно были закреплены жесткие требования к лицам, желающим претендовать на должность нотариуса. К таким требованиям относились: гражданство, возраст, не превышающий возраста общей дееспособности, стаж профессиональной деятельности, а также нравственные качества претендента.
Определение «нотариус» находит первое отражение в 1729 г. в Вексельном уставе. В данном документе находится упоминание о публичных нотариусах, которые отражали протесты в неплатеже векселей и отсрочки в платеже. Следующим этапом развития нотариата является появление нотариусов исключительно для торговых сделок (в 1781 г.) и биржевых нотариусов (в 1831 г.).
Одновременно с развитием самой системы нотариата развивались и расширялись профессиональные обязанности нотариусов. В это время вводится обязанность нотариуса по внесению залога в обеспечение своих должностных действий. Такой залог обеспечивал право обратившегося к нотариусу лица на возмещение вреда, причиненного нотариальным действием, а также обязанность проживать в месте, назначенном ему правительством.
Нововведение в законодательство о нотариате появилось в Своде законов Российской империи при Николае I. В данном законодательном акте был определен порядок составления письменных актов об отчуждении недвижимых имуществ и крепостных людей. Для этого были созданы при палатах гражданского суда, а в уездах — при уездных судах особые крепостные отделения, состоящие из крепостных писцов и надсмотрщиков. Составленный крепостными писцами и надсмотрщиками письменный акт поступал на рассмотрение присутствия суда. После удостоверения в личности лиц, совершавших сделку, в праве продавца на отчуждение имущества, в отсутствие в условиях сделки противоречий законодательству, суд производил на письменном акте отметку «совершить по закону» и возвращал этот акт надсмотрщику, который дословно вносил акт в крепостную книгу.
Период правления Александра II тесно связан с правовыми реформами, в том числе и реформами в сфере нотариальной деятельности. В частности, в 1864 г. была проведена судебная реформа. Статьей 11 Закона от 20 ноября 1864 г. «Учреждение судебных установлений» было определено местонахождение нотариусов совместно с канцелярией, судебными приставами, присяжными поверенными, кандидатами на должности по судебному ведомству при судебных местах. Законодательно закрепилось место нотариусов в столицах, губернских и уездных городах, уездах. Они заведовали
совершением актов и иными нотариальными действиями на основании особого Положения о них. Данные действия осуществлялись под наблюдением судебных мест2.
Принятое 14 апреля 1866 г. Положение о нотариальной части стало первым всеобъемлющим актом, регулирующим нотариат на территории Российской империи. С момента принятия данного Положения нотариус был признан лицом, которое специально наделялось властью совершать и свидетельствовать нотариальные акты в России. Даже после принятия Положения о нотариальной части в некоторых губерниях и областях России функции нотариуса были возложены на должностных лиц полиции. К таким регионам можно отнести, например, губернии и области Сибири.
Принятие Положения о нотариальной части привело к значительному сокращению чиновничьего аппарата. В частности, были ликвидированы учреждения крепостных дел, должности чиновников крепостных дел (крепостных надсмотрщиков, секретарей и писцов) и должности публичных нотариусов. Среди нотариусов существовала градация, которая определяла и их должностные обязанности. Старшие и младшие нотариусы выполняли обязанности по совершению и засвидетельствованию актов. В случае, если в населенном пункте отсутствовали нотариусы, его обязанности возлагались на представителей судебной власти. Обязанности нотариуса могли быть исполнены мировыми судьями или городскими судьями, а в уездных городах, включенных в состав земских участков, — уездными членами окружного суда.
Положение регулировало не только порядок назначения на должность нотариуса, его компетенцию, полномочия и ответственность, но и определяло сам порядок совершения отдельных нотариальных действий. Определением количественного состава нотариата в силу Положения о нотариате занимался Минюст России, согласовывая свои действия с Министерствами финансов и внутренних дел.
Положение о нотариальной части было действующим и регулировало деятельность нотариусов вплоть до 1917 г.
Октябрьская революция 1917 г. коренным образом изменила ход развития нотариата в России.
ВЦИК и СНК РСФСР принятым Декретом о суде от 24 ноября 1917 г. упраздняет действующие до этого момента государственные органы власти, в число которых попадают суды и иные институты судебной системы (судебные следователи, прокурорский надзор, присяжную и частную адвокатуру). Входящий в систему судебных органов нотариат был упразднен в 1918 г. Все городские нотариальные конторы были закрыты, а функции нотариусов распределены между другими органами власти соответственно их компетенции: отделами социального обеспечения, записи актов гражданского состояния, юридическими отделами, народными судьями и т.д.
Однако, существовать без системы нотариата не представлялось возможным. В связи с этим уже с февраля 1919 г. государством учреждены нотариальные столы. Образуются они при органах судебной власти в городах и уездах. Однако, компетенция нотариусов в этот период была весьма узка и сводилась в основном к удостоверению различного рода обстоятельств, свидетельствованию верности копий с документов и подлинности подписей.
Период НЭПа потребовал введения института нотариального заверения сделок, которые совершались между сторонами экономического оборота, в частности между частными лицами и государственными организациями. При этом, сделки, не заверенные нотариально, признавались недействительными.
Изменения в экономике страны привели к необходимости принятия Положения о государственном нотариате РСФСР и 4 октября 1992 г. СНК РСФС принял такое положение. Оно заложило основы советского нотариата. Данное Положение определило советский нотариат как самостоятельное государственное учреждение, входящее в систему органов юстиции.
Данное положение определило следующие функции нотариата:
£
засвидетельствование договоров, заключаемых между различными лицами гражданско-правового оборота;
совершение протеста векселей; засвидетельствование доверенностей, копий документов, выписок из торговых книг и подлин-ностей подписей;
V- удостоверение бесспорных обстоятельств; принятие на хранение документов.
Оплата работы нотариусов осуществлялась за счет государства.
Первым нормативным правовым актом, регламентирующим деятельность нотариата, стало постановление «Об основных принципах организации государственного нотариата»3, принятое ЦИК и СНК СССР 4 мая 1926 г. Согласно положениям данного постановления, нотариальные функции были возложены на государственные нотариальные конторы.
Положение Постановления «Об основных принципах организации государственного нотариата» наделяло отдельные союзные республики правом на совершение отдельных нотариальных функций органами судебной власти либо исполнительными комитетами.
Следующим шагом в развитии нотариата стало принятие 19 июля 1973 г. Верховным Советом СССР Закона СССР. «О государственном нотариате», а также Закона РСФСР «О государственном нотариате» от 2 августа 1974 г.4. Принятые нормативно-правовые акты регулировали деятельность нотариальных контор, определяли компетенцию иных органов, совершающих нотариальные действия, а также определяли порядок совершения каждого нотариального действия5.
Согласно нововведениям в законодательстве сведения о совершенных нотариальных действиях стали более закрытыми. Нотариат действовал в рамках одной организационной системы и являлся государственным, а государственный нотариус признавался должностным лицом.
Экономические реформы, начавшиеся в начале 90-х годов ХХ в., приватизация и изменение форм собственности в России приводят к восстановлению системы нотариата. Данные изменения потребовали адекватных правовых способов защиты участников гражданского оборота, в том числе и путем развития системы нотариата.
Реформирование всех систем власти государства в данный период обусловило выделение нотариального права в отдельную, самостоятельную отрасль права. Данная отрасль объединила в себе нормы, регулирующие порядок совершения нотариальных действий, а также взаимоотношения сторон
в нотариате (нотариусов и физических и юридических лиц).
Формирование нотариата в начале 90-х годов ХХ в. приблизило данный институт к нотариату латинского типа.
Нотариат латинского типа полезен и экономичен для общества, так как сочетает в себе такие функции, как правоохранительные, обеспечивая соблюдение законности и правомерности волеизъявления участников гражданских правоотношений; при этом нотариат латинского типа является самоокупаемым и не зависит от государства и его бюджета.
Период развития нотариата в современной России начинается с принятием в 1993 г. Основ законодательства Российской Федерации о нотариате6. Именно в данный период появляются нотариусы частной практики. Новую систему нотариата признают не только в стране, но и за ее пределами. В 1995 г. российский нотариат стал полноправным членом Международного Союза латинского нотариата. Принятием Основ законодательства Российской Федерации о нотариате преобразования российского нотариата не ограничились. Вступивший в силу новый Гражданский кодекс РФ и следующие за ним федеральные законы признали нотариат профессиональной деятельностью, не преследующей своей целью извлечение прибыли, чем и вернули нотариусам их историческую функцию7.
Преобразования в системе нотариата значительно сузили его полномочия по сравнению с нотариатом советского периода, хотя данный период времени характеризовался отсутствием рыночных отношений и частной собственности.
1 См.: Нотариат и нотариально право России: учебное пособие / И.Г. Черемных; под ред. Г.Г. Черемных. М.: Эксмо, 2007. 272 с.
2 См.: Нотариат в России. Схемы и комментарии: Учебное пособие / Под ред. М.К. Треушникова. М.: ОАО «Издательский дом «Городец»», 2004. 144 с.
3 СЗ СССР. 1926. № 35. Ст. 252.
4 Свод законов РСФСР Т. 8. 1988. Ст. 67.
5 См.: Москаленко И.В. Место и роль нотариата в реализации норм гражданского (частного) права // Современное право. 2005. № 6.
6 Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. № 10. Ст. 357.
7 См. об этом: Соколова Е.И. Нотариальная палата субъекта Российской Федерации в механизме реализации конституционного права граждан на квалифицированную юридическую помощь // Конституционное и муниципальное право. 2013. № 6. С. 57—61.