Научная статья на тему 'К вопросу о развитии нотариата в России'

К вопросу о развитии нотариата в России Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
671
202
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАЗВИТИЕ НОТАРИАТА В РОССИИ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу о развитии нотариата в России»

Пробелы в российском законодательстве

2'2008

10.2. К ВОПРОСУ О РАЗВИТИИ НОТАРИАТА В РОССИИ

Кармишев С.М., аспирант Пензенского государственного университета

Перейти на Главное МЕНЮ

Вернуться к СОДЕРЖАНИЮ

История развития российского нотариата тесно связана с историей нашего государства. За пять веков существования нотариат прошел долгий и сложный профессиональный путь.

В истории появления и развития в России нотариальных учреждений в условиях частного гражданского права можно выделить три основных периода.

В первый период, в XVI веке, появляется сословие площадных подьячих, специализировавшихся в совершении за плату гражданских сделок в интересах обращавшихся к ним лиц. Для этого периода характерно свободное развитие института площадных подьячих, под номинальным контролем государственной власти.

Второй период, с 1649 года по 1866 год, определяется бессистемным формированием различных нотариальных учреждений, создаваемых для регулирования различных групп правоотношений, и осуществляющих свою деятельность под фактическим контролем государства.

Третий период обозначен появлением и функционированием единого, универсального института нотариата, как формы публичной деятельности независимых нотариусов, уполномоченных государством на совершение нотариальных действий, предупреждающих нарушение права путем закономерного, исключающего споры, укрепления подлинных волеизъявлений сторон. Этот период начинается 14 апреля 1866 года, утверждением Положения о нотариальной части и заканчивается 29 октября 1917 года принятием «Декрета о земле», положившим начало ликвидации частного гражданского права.

Источники не сохранили до нас точную дату появления площадных подьячих, но первые упоминания о них относятся к XVI веку. Первоначально контроль за их деятельностью был номинальным и заключался в назначении «на площадь» Указом царя. Претендент подавал челобитную с просьбой о назначении «на площадь», выборные старосты давали ему деловую и нравственную характеристику, вся корпорация несла круговую поруку в возмещении ущерба от его деятельности. Предполагалось, что при таких условиях ходатайствовать могли только за профессионально пригодного человека. Количество членов сословия было ограничено, плата с клиентов бралась по соглашению. «Дело» это было прибыльным и отставка «от площади» рассматривалась как тяжкое наказание. Постепенно номинальный контроль государства начинает сменяться более жестким. Выборные старосты уполномочиваются осуществлять контроль за подьячими, «чтобы воровски не писали подставных, заочных крепостей, чтобы в том пошлина не пропадала». В 1597 году Указом царя Федора Иоановича вводится обязательная справка отдельных видов купчих крепостей в холопьем приказе.

Таким образом, государство от номинального контроля перешло к контролю фактическому.

В 1699 году крепостные дела, традиционно бывшие в ведении площадных подьячих в палатке крепостных дел на Ивановской площади, передаются в ведение Московской Ратуши. Однако чиновники Ратуши проявили не компетентность и мздоимство, после чего Петр Великий повелел возвратить крепостные дела обратно в ведение площадных подьячих, которые становятся чиновниками, крепостными писцами. С 1775 года крепостные дела передаются палатам гражданских судов и уездным судам, при которых крепостные отделения сосуществовали до реформы нотариата1.

Нотариальная часть, которую представляли различные маклеры и нотариусы имеет в России более короткую историю. Она возникла в преобразовательную эпоху Петра Великого, как стремление подражать европейским обычаям. Учреждения, создававшиеся по случаю для регулирования обособленных групп правоотношений, постепенно достигают такого разнообразия и хаоса, что реальной становится угроза утраты фактического контроля государства за их деятельностью.

Несостоятельность нотариальных учреждений в период судебной реформы вызвало к жизни идею коренного преобразования нотариальной части.

Эта идея была реализована «Положением о нотариальной части, утвержденным 14 апреля 1866 года», актом, который увенчал великое и величественное здание Судебных уставов 20 ноября 1864 года2

Для более полного осознания значения введения единого института отечественного нотариата необходимо обратится к состоянию дел в нотариальной сфере, существовавшему непосредственно перед утверждением Положения о нотариальной части.

Исторически нотариальные учреждения в России распались на две обособленные части: крепостную и собственно нотариальную.

Особое отношение и забота государственной власти о крепостной части определялась признанием «особой важности актов о поземельной собственности, определяющих отношения не только частных лиц между собой, но и их отношения к государству». Неурядица в совершении этих актов могла повлечь значительные бедствия не только для частных лиц, но и для общества в целом. Крепостная часть была поставлена под контроль уполномоченных государством органов, палат гражданских судов и уездных судов.

В крепостных отделениях (экспедициях) палат гражданских судов акты совершались без каких-либо ограничений, сделки, совершающиеся в уездных судах, ограничивались суммой в 300 рублей. Обязательному совершению крепостным порядком подлежали сделки, связанные с уступкой или ограничением права собственности на недвижимое имущество, отчуждением крепостных людей, освобождение от крепостной зависимости, уступки рекрутских квитанций. Явке у крепостных дел подлежали крепостные, духовные завещания и крепостные заемные письма. Сделка, совершенная крепостным порядком, признавалась бесспорной, при соблюдении правил о вводе во владение бесповоротной, ее принудительное исполнение осуществлялось через административные органы.

Штаты крепостных отделений состояли из писцов, надсмотрщиков крепостных дел и секретаря. Количество работников определялось объемом совершаемых

1 Из истории Российского нотариата // Нотариус. 1997. № 1(3). С. 80

2 Из истории Российского нотариата // Нотариус. - 1997. - № 1(3). - С. 84

Кармишев С.М.

РАЗВИТИЕ НОТАРИАТА В РОССИИ

сделок - так, в Москве крепостная экспедиция имела 18 писцов, 3 надсмотрщиков и секретаря. Стороны не были связаны местом нахождения имущества, и по своему усмотрению выбирали место совершения

3

сделки .

Несмотря на относительную упорядоченность и подконтрольность суду крепостная часть обладала массой недостатков. Министр юстиции Д.Н.Замятнин так сформулировал основную причину несовершенства этого порядка: «Смешение власти судебной и нотариальной во время совершения акта составляет одну из главных причин несостоятельности существующего порядка совершения актов и является источником постоянных жалоб и недоумений»4.

H.П.Перозно дал следующую характеристику недостатков крепостной части: «В крепостных определениях гражданских и коммерческих судов незаконно собираются огромные деньги, якобы для устранения препятствий для совершения сделки, которые по большей части изобретаются для увеличения поборов»5.

Нотариальная часть формировалась в России на протяжении XVIII и первой половины XIX века.

Среди органов исполнявших нотариальные функции, можно выделить четыре группы:

I. Публичные (городовые) нотариусы;

2. Биржевые маклеры, гоф-маклеры, биржевые нотариусы, корабельные маклеры;

3. Узкоспециализированные маклеры: судоходных расправ, государственного-коммерческого банка, частные, слуг и рабочих людей, цеховые, ремесленных управ, Кронштадтского общества вольных матросов;

4. При отсутствии нотариуса или маклера их функции исполнялись магистратами, ратушами, думами, таможенными чиновниками, становыми приставами, торговыми словесными судами.

Относительно звания и должности закон не делал различия между маклером и нотариусом.

Нотариусы и маклеры считались в государственной службе, но права на производство в чины не имели, жалованье не получали, дисциплинарной ответственности подлежали наравне со служащими чиновниками 6.

Все их действия признавались публичными, санкционированными государством. В эпоху судебной реформы 1864 года и вплоть до 30-ых годов XX столетия нотариат представлял собой правозащитный и правоохранительный институт, тесно связанный с судебной системой. При советской власти, руководство нотариатом перешло от судебных органов к органам юстиции.

В настоящее время экономические реформы и развитие гражданско - правовых отношений поставили перед нотариатом более сложные задачи. И российский законодатель принял историческое решение: реформировать нотариат, взяв за образец отечественную историю и европейский опыт, не отвергая и не отменяя старый нотариат, он ввел новый, основанный на принципах латинского нотариата.

3 Репин В.С. Настольная книга нотариуса. М., 1994. С.10.

4 Из истории Российского нотариата // Нотариус. 1997. № 1 (3). С. 88

5 Аргунов В.Н. Правовые основы нотариальной деятельности. Учебное пособие. М., 1996. С. 25.

6 Ляпидевский П. История нотариата. - М., 1975. - с. 48

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.