Научная статья на тему 'К вопросу об истории формирования объектов культурного туризма с ремесленно-креативной функцией (на примере зарубежного опыта)'

К вопросу об истории формирования объектов культурного туризма с ремесленно-креативной функцией (на примере зарубежного опыта) Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
257
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЪЕКТЫ КУЛЬТУРНОГО ТУРИЗМА С РЕМЕСЛЕННО-КРЕАТИВНОЙ ФУНКЦИЕЙ / НЕМАТЕРИАЛЬНОЕ КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ / РЕМЕСЛА / РЕМЕСЛЕННО-КРЕАТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КУЛЬТУРНЫЙ ТУРИЗМ / МУЗЕЙ / CULTURAL TOURISM OBJECTS WITH A CRAFT-CREATIVE FUNCTION / INTANGIBLE CULTURAL HERITAGE / CRAFTS / CRAFT-CREATIVE ACTIVITIES / CULTURAL TOURISM / MUSEUM

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Степанчук Алена Валентиновна, Васильева Юлия Владимировна

Постановка задачи. Цель исследования выявить организационные типы объектов культурного туризма с ремесленно-креативной функцией, входящие в инфраструктуру креативного, ремесленного, экокультурного подвидов культурного туризма. Результаты. Анализ зарубежного опыта организации, функционирования, проектирования объектов культурного туризма на предмет вовлечения туристов в ремесленно-креативную деятельность позволил вывить исторические этапы эволюции архитектурного формирования объектов культурного туризма с ремесленно-креативной функцией. Исторические этапы определены на основе классификации преобладающих способов представления ремесленной деятельности, формирование которых происходило под воздействием естественно-природных и социокультурных процессов. Выводы. Значимость полученных результатов для архитектуры состоит в выявлении исторических этапов и особенностей архитектурной организации объектов культурного туризма, включающих ремесленно-креативную функцию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим социальным наукам , автор научной работы — Степанчук Алена Валентиновна, Васильева Юлия Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

To the question of the history of the formation cultural tourism objects with a craft-creative function (on the example of foreign experience)

Problem statement. The purpose of the study is to identify the organizational types of cultural tourism objects with a craft-creative function that are part of the infrastructure of creative, craft, eco-cultural subspecies of cultural tourism. Results. The analysis of foreign experience in organizing, functioning, designing cultural tourism facilities with a view to involving tourists in craft and creative activities allowed us to identify the historical stages of the evolution of the architectural formation of cultural tourism facilities with a craft and creative function. Historical stages are determined on the basis of the classification of the prevailing methods of presenting craft activities, the formation of which took place under the influence of natural and socio-cultural processes. Conclusions. The significance of the results obtained for the architecture consists in identifying the historical stages and features of the architectural organization of cultural tourism objects, including a craft-creative function.

Текст научной работы на тему «К вопросу об истории формирования объектов культурного туризма с ремесленно-креативной функцией (на примере зарубежного опыта)»

УДК 719:72

Степанчук Алена Валентиновна

старший преподаватель

E-mail: alena.stepanchuk@bk.ru

Казанский государственный архитектурно-строительный университет

Адрес организации: 420043, Россия, г. Казань, ул. Зелёная, д. 1

Васильева Юлия Владимировна

Главный архитектор

E-mail: gaj avata@yandex.ru

ООО «Центр независимой экспертизы»

Адрес организации: 420071, Россия, г. Казань, ул. Солидарности, д. 6, оф. 15

К вопросу об истории формирования объектов культурного туризма с ремесленно-креативной функцией (на примере зарубежного опыта)

Аннотация

Постановка задачи. Цель исследования - выявить организационные типы объектов культурного туризма с ремесленно-креативной функцией, входящие в инфраструктуру креативного, ремесленного, экокультурного подвидов культурного туризма.

Результаты. Анализ зарубежного опыта организации, функционирования, проектирования объектов культурного туризма на предмет вовлечения туристов в ремесленно-креативную деятельность позволил вывить исторические этапы эволюции архитектурного формирования объектов культурного туризма с ремесленно-креативной функцией. Исторические этапы определены на основе классификации преобладающих способов представления ремесленной деятельности, формирование которых происходило под воздействием естественно-природных и социокультурных процессов.

Выводы. Значимость полученных результатов для архитектуры состоит в выявлении исторических этапов и особенностей архитектурной организации объектов культурного туризма, включающих ремесленно-креативную функцию.

Ключевые слова: объекты культурного туризма с ремесленно-креативной функцией, нематериальное культурное наследие, ремесла, ремесленно-креативная деятельность, культурный туризм, ремесла, музей.

Введение

По данным Всемирной Туристской Организации (ВТО), в последние десятилетия культурный туризм активно развивается. Он ориентирован на представление туристам культурного наследия территорий. Согласно Конвенции ЮНЕСКО Об охране нематериального культурного наследия (2003 г.), в культурном наследии выделяют материальную и нематериальную составляющие. К нематериальному культурному наследию относятся, в том числе и знания, умения и навыки, связанные с традиционными ремеслами.

В последние годы в мире все больше исследований посвящено связи туризма и культуры, как возможностям, так и угрозам такого взаимодействия.

Культурный туризм принято подразделять на подвиды. Более всего на представление ремесел, как части нематериального культурного наследия, ориентированы следующие подвиды культурного туризма: ремесленный туризм, основная цель которого - представление туристам местных ремесел; креативный туризм, ориентированный на представление всего спектра видов креативной деятельности, в том числе и ремесел; и экокультурный туризм, знакомящий туристов комплексно как с культурными, так и с бытовыми традициями.

Знакомство туристов с нематериальным культурным наследием местности осуществляется погружением в среду с сохранившимся или воссозданным историческим образом жизни, а также погружением в современную социокультурную среду для знакомства с трансформацией традиций. Увеличение спроса туристов на приобщение к нематериальному культурному наследию местности, на собственное творческое самовыражение посредством участия в ремесленных мастер-классах свидетельствует о необходимости архитектурной организации объектов культурного туризма, реализующих ремесленно-креативную функцию.

Анализ взаимосвязи туризма и нематериального культурного наследия в аспекте ремесленной деятельности

Базовым ресурсом для культурного туризма является культурное наследие. И если в отношении материального культурного наследия как положительное, так и отрицательное влияние туризма очевидно [1], то угрозы со стороны туризма для нематериального культурного наследия не всегда видны и могут, как негативно повлиять на качественные характеристики нематериального наследия, так и привести к его полной утрате.

Ряд исследований и нормативно-правовых документов в области культурного туризма и культурного наследия ЮНЕСКО, ИКОМОС, ВТО указывают на взаимосвязь культурного туризма и культурного наследия, в том числе ремесел:

- значение нематериальных аспектов культуры для целостного восприятия территории указано в Квебекской декларации «О сохранении духа места» (ИКОМОС, 2008 г.) [2];

- на развитие туризма на основе уважения культуры местного населения и поддержки традиционных видов ремесленной и хозяйственной деятельности, а также необходимость сохранять «культурные традиции, традиционные технологии, дух места и все, что способствует идентичности места» [3, с. 7, 9] указывают «Принципы Валлетты по сохранению и управлению историческими городами и урбанизированными территориями» (ИКОМОС, 2011 г.);

- «сохранение традиционных сельскохозяйственных и ремесленных видов деятельности для сохранения профессиональных навыков и опыта, и создания рабочих мест для местных сообществ» [4] указано в Парижской декларации «О наследии как движущей силе развития» (ИКОМОС, 2011 г.);

- Рекомендации «Об исторических городских ландшафтах» (ЮНЕСКО, 2011 г.) подчеркивают значимость единства материальных и нематериальных составляющих наследия городских ландшафтов, которое «способствует экономическому развитию и социальной сплоченности в меняющейся глобальной обстановке» [5];

- повышенный интерес туристов к нематериальной составляющей культурного наследия дестинации отмечен в исследовании «Туризм и нематериальное культурное наследие» (ВТО, 2012 г.).

Исторические этапы развития архитектуры зарубежных объектов культурного туризма с ремесленно-креативной функцией (Х1Х-ХХ1 вв.)

В силу своей специфики нематериальное культурное наследие уязвимо и подвержено воздействию социокультурных и естественных природных процессов. Так, с одной стороны - неосязаемая природа ремесленных традиций, т.е. знаний, умений и навыков, неразрывно связана с мастерами - носителями этих традиций, старение мастеров и прекращение процессов передачи этих традиций грозит утратой не только отдельных художественно-стилевых особенностей, но и некоторых ремесленных производств в целом; прекращение использования ремесленных изделий в быту приводит к выведению ремесленных изделий из активной повседневной социокультурной жизни. С другой стороны - активные процессы индустриализации и глобализации являются угрозой не только традиционному укладу жизни, но и сохранившимся историческим зданиям, в которых традиционно размещались виды ремесленной деятельности. Вышеописанное обусловило особенности эволюционного развития и способов представления ремесленной деятельности, как части нематериального культурного наследия, и архитектурного формирования объектов культурного туризма, в которых эта деятельность реализуется.

Исследование зарубежного опыта архитектурного проектирования, организации и функционирования объектов культурного туризма, отражающих ремесленные традиции, как часть нематериального культурного наследия, охватывает 49 объектов. Предыстория формирования объектов культурного туризма, в которых представляется нематериальное культурное наследие, в том числе ремесла, началась в 1867 г. с экспозиции «Улица народов» на Всемирной выставке в Париже, где были созданы макеты традиционных жилых домов с манекенами жителей. В 1883 г. представленные на Международной выставке в Амстердаме макеты индонезийской деревни были дополнены интерактивными элементами - музыкой и демонстрацией пахотных работ [6].

В результате анализа зарубежного опыта были выявлены три исторических этапа

развития архитектуры рассматриваемых объектов на основе преобладающего способа представления ремесленной деятельности:

1 этап - экспозиция ремесленных инструментов и оборудования (с конца XIX в. до середины ХХ в.);

2 этап - демонстрация отдельных производственных операций и всего производственного цикла ремесленного процесса (со второй половины ХХ в. до конца ХХ в.);

3 этап - текущий - вовлечение туристов в ремесленно-производственный процесс (с конца ХХ в.).

Экспозиция ремесленных инструментов и оборудования (с конца XIX в. до середины ХХ в.)

Формирование первого этого этапа развития объектов культурного туризма за рубежом произошло под воздействием набиравших силу процессов исчезновения традиционной материальной и нематериальной культуры. Ремесла, а точнее - продукты ремесленной деятельности, инструменты и оборудование, сохранялись в виде артефактов в музеях и были представлены в экспозиции. Мастерские ремесел в таких музеях размещаются в исторических зданиях. К концу первого этапа экспозиции ремесел были дополнены эпизодической демонстрацией выборочных ремесленных операций, проводимой приглашенными мастерами на открытом воздухе во время праздников.

В конце XIX в. в Европе начался активный процесс создания первых объектов культурного туризма - музеев под открытым небом (open-air museum). Эти музеи были ориентированы на сохранение в экспозициях материальной и нематериальной культуры. Традиционные виды ремесел были представлены экспозициями инструментов, оборудования и образцами ремесленных изделий. Градостроительной особенностью таких музеев, согласно Севан О.Г., является расположение в горных местностях с минимальными транспортными потоками [7].

С конца XIX в. до середины ХХ в. музеи под открытым небом были организованы в Швеции, Норвегии, Германии, Финляндии, Великобритании, Дании, Голландии, Северной Ирландии Чехии, Бельгии и других странах (всего более 300 музеев). Большинство музеев были созданы из перевезенных на новое место памятников. Музеи, созданные без изменения месторасположения исторических объектов, принято называть «in situ».

Рис. 1. Схема парка-музея «Скансен» (Швеция) (источник: URL: http ://www. skansen. se/en/)

Парк-музей Скансен (Skansen) (рис. 1) на острове Юргорден в центре Стокгольма (Швеция) - один из наиболее характерных примеров объектов культурного туризма, представляющий экспозицию ремесленных инструментов и оборудования. Он был основан в 1891 г. Артуром Хазелиусом. Это первый в мире музей под открытым небом, давший название направлению в музеологии, посвященному изучению музеев подобного типа - «скансенология». На территории парка-музея Скансен около 160 зданий XVIII-XX вв., свезенных сюда со всей Швеции. В городском квартале, помимо жилых домов, расположены: столярная фабрика, типография, лавка пряностей, пекарня, аптека, мастерские жестянщика и драпировщика, граверная, стеклодувная, шорная, кожевенная, ювелирная гончарная, мастерские и другие небольшие мастерские. Все ремесленные мастерские расположены в небольших одно-двухэтажных деревянных зданиях. В наши дни сотрудники музея и приглашенные мастера, переодетые в исторические костюмы, работают в качестве живых экспонатов. Проживание на территории музея не организовано, есть сувенирные лавки и современные объекты питания.

В Осло (Норвегия) в 1894 г. Хансом Алом был основан Норвежский народный музей (Norsk Folkemuseum), объединивший на своей территории, перевезенные городские и деревенские исторические здания. Позднее статичные экспозиции дополнены интерактивной демонстрацией ремесленного процесса и вовлечением в него туристов. Так, в исторических деревянных одноэтажных зданиях сегодня расположены магазины и действующие гончарные, ткацкие, ювелирные и другие ремесленные мастерские, есть аптекарский огород и небольшая ферма. Проживание, как мастеров, так и туристов не предусмотрено.

В 1937 г. в Турку (Финляндия) был основан Музей ремесел Луостаринмяки (Luostarinmaki Handicrafts Museum), расположенный «in situ». Музей состоит из одноэтажных деревянных зданий конца XVIII в., которые были отреставрированы на период начала XIX века. В музее расположены ремесленные мастерские -художественная, гончарная, ювелирная, сапожная, портняжная, шорная, табачная, часовая, мастерские по обработке шерсти и меха, корзиноплетения, металлообработки, музыкальных инструментов, мастерские трубочиста, перчаточника, мастера по изготовлению гребней и другие; есть пекарня, почта, типография, магазины.

Демонстрация отдельных производственных операций и всего производственного цикла ремесленного процесса (вторая половина ХХ в.-конец ХХ в.)

Второй этап развития объектов культурного туризма за рубежом характеризуется процессом дифференциации культурного наследия и выделения категорий материального и нематериального культурного наследия [8]. В музеях под открытым небом экспозиции материальной культуры начали дополняться соответствующими запахами, звуками, формирующими целостную картину «духа места». Особенности нематериального культурного наследия - его неосязаемый характер и передача от человека человеку в процессе живого общения - предопределили активное развитие тенденции «оживления» экспозиции посредством демонстрации, как способа представления отдельных операций и всего процесса ремесленной деятельности. В некоторых музеях налаживали работу действующих ремесленных мастерских. Демонстрация, как в экспозиции, так и в действующих мастерских выполнялась сотрудниками музеев или мастерами -носителями традиции, переодетыми в костюмы соответствующей эпохи. Изменения в способе представления ремесел обусловили изменения в архитектурной организации объектов культурного туризма с ремесленно-креативной функцией.

Так, в Ольстерском музее под открытым небом (Северная Ирландия), созданном в 1958 г. [6], для демонстрации ремесел были воссозданы ткацкая мастерская и кузница, а также налажено действующее в них производство. Экспозиция ремесленных инструментов и оборудования, дополненная звуками и запахами производства, способствуют погружению посетителей в атмосферу воссозданной эпохи.

В Архитектурно-этнографическом комплексе «Этыра» (Болгария), основанном в 1964 г., за период 1967-1973 гг. были воссозданы 16 жилых домов ремесленников. Их архитектурные решения были аналогичны утраченным: на первом этаже располагается мастерская с зоной продажи изделий, а остальная часть дома - жилая. Всего в мастерских

было возрождено около 26 видов ремесел, ранее процветавших здесь.

В 1970 г. был создан музей под открытым небом в г. Бимиш (Северная Англия), в городском секторе которого восстановлены и функционируют типография и гончарная мастерская, а в сельском секторе на ферме возрождено разведение редких традиционных пород скота.

Развитие тенденций демонстрации производственных, бытовых процессов и «имитация жизни» в музеях обусловили появление музеев с жилыми зданиями. К ним относится, например, Музей под открытым небом «Старый Линшопинг» в Швеции (Оаш1а Ьткорт§), созданный в 1949 г. из памятников архитектуры ХУ11-Х1Х вв., состоит из следующих частей: городской квартал, лес-заповедник и поместье (рис. 2). В городском квартале расположены как здания-музеи с экспозициями, так и жилые здания, в которых продолжают жить потомки прежних владельцев. В некоторых из них жилье совмещено с действующими ремесленными мастерскими и с торговыми лавками. Также на территории музея в городском квартале функционируют школа, почта и банк.

Рис. 2. Схема музея под открытым небом «Старый Линшопинг» (Швеция)

(источник: URL: http://www.gamlalinkoping.info/images/PDF/karta_gamlalinkoping.pdf)

Идеи сохранения и демонстрации ремесленных и бытовых традиций в условиях живого поселения легли в основу концепции экомузеев (1968 г.), идеологом которой был Ж. Ривьер. Кимеев В.М. [9] в своем исследовании указывает, что особенностями экомузеев является представление местного населения в его этнокультурном и естественном природном окружении, при этом объекты наследия восстанавливаются и включаются в музей на первоначальном месте их нахождения. В исследовании Глушковой П.В. [10] отмечено, что в экомузеях, в отличие от других музеев под открытым небом, возможна актуализация и ревитализация нематериального культурного наследия, т. е. включение ремесел, как части этого наследия, в современную культуру социума, восстановление их способности к функционированию и самовоспроизведению.

Экомузеи в ряде случаев организованы в существующих деревнях и не имеют четких границ, как, например, музей под открытым небом «Старая деревня» в Хорватии (Old Village) [11, с. 47] и объект Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО (год включения - 1987 г.) деревня Холлоко в Венгрии (Old Village of Holloko and its Surroundings), коренные жители которой сохраняют традиции гончарного ремесла, вышивки, ткачества, бисероплетения, резьбы по дереву и других видов ремесел.

Вовлечение туристов в ремесленно-производственный процесс (с конца ХХ в.)

Третий этап развития объектов культурного туризма за рубежом имеет несколько

следующих характерных особенностей:

- формирование и закрепление в документах ЮНЕСКО, ИКОМОС, ВТО концепций комплексного подхода к сохранению материальных и нематериальных аспектов культурного наследия и бережного вовлечения наследия в культурный туризм [1-3, 12, 13];

- позиционирование нематериального культурного наследия, в том числе ремесел, как бренда, конкурентного фактора в привлечении туристов [11, 14, 15];

- увеличение спроса туристов на приобщение к нематериальному культурному наследию местного населения территорий отдыха (дестинации), в том числе посредством приобретения практических навыков ремесленной деятельности.

Интерес туристов к участию в мастер-классах по обучению основам ремесленной деятельности предопределил организацию учебно-производственных пространств и помещений в объектах культурного туризма с ремесленно-креативной функцией.

В ответ на спрос туристов на обучение творческой деятельности на территориях отдыха, с учетом невозможности сохранения и осуществления демонстрации ремесел без живого участия мастеров, а также для помощи ремесленникам в решении их экономических проблем в 1992 г. Симаром М.С. (M. Cyril Simard) была предложена концепции экономузеев - учреждений, объединяющих на основе экономического сотрудничества действующие ремесленные мастерские и музей. Процесс создания экономузеев начался в Канаде в первое десятилетие XXI века. В экономузеях есть зоны экспозиции, где выставлены образцы исторических и современных ремесленных изделий и инструментов, демонстрирующие преемственность традиций. В экономузеях реализуются следующие функциональные процессы: демонстрация работы мастера, обучение ремеслу и приобретение понравившихся изделий. На сегодняшний день в Европе насчитывается около 70 экономузеев. Например, Экономузеи обувной фабрики и ковроткачества в Норвегии; Экономузеи фарфора, сыроделия и шоколада в Канаде и др.

В проектах реконструкции музейных и промышленных зданий последних десятилетий архитекторами также учитывается необходимость создания помещений для вовлечения посетителей в ремесленно-производственный процесс. Например, архитекторы бюро «AF6 Arquitectos» при выполнении реконструкции квартала зданий керамической фабрики в Севилье с перепрофилированием в Музей керамики (Ceramics Museum, Испания) предусмотрели на 1 этаже помещение керамической мастерской с возможностью организации мастер-классов.

В музеях Хорватии, Словении действует проект «CRAFTATTRACT», цель которого - представление в музеях традиционных ремесел. Между музеями и местными ремесленниками налажено постоянное сотрудничество, предполагающее демонстрацию отдельных этапов процесса их работы [11, с. 46, 52], а также организацию обучающих мастер-классов для детей и взрослых, как на территории музеев, так и в личных мастерских ремесленников. В ряде мастерских функционируют небольшие частные музеи [11, с. 55].

Рис. 3. Колледж изобразительных искусств. Студия керамики (Великобритания)

(иллюстрация авторов)

В ряде учебных заведений, например, в Студии керамики при Колледже изобразительных искусств в Бристоле (College of Visual Arts. Ceramics Studio, Великобритания), также организуются обучающие мастер-классы для туристов по овладению навыками ремесел (рис. 3).

Культурологи и исследователи культурного туризма отмечают появление значительного количества популяризованных объектов культурного туризма, функционирующих в «пограничном пространстве между музеем и жизнью» [6, 16] и использующих «пространственный принцип демонстрации сооружений» [6] и направлены на демонстрацию ремесленной деятельности, обрядов, праздников, обычаев в культурно-развлекательной форме. Входящие в состав таких объектов здания как исторические, так и стилизованные под выбранную временную эпоху. В подобных объектах аутентичные элементы рассматриваются не как объекты, ценные с исторической точки зрения, а как средство для формирования убедительной атмосферы. Подобные объекты исследователи и туризма, и музейного дела относят к «постмузейной» [16] практике и разделяют их на две группы:

- объекты, функционирующие по принципу «жизнь, как музей» и ориентированные на показ туристам бытовых традиций населения дестинации. К этой группе постмузейных объектов относятся частные семейные гостиницы, индивидуальные жилые дома, небольшие семейные фермы. Подобные объекты находятся, как правило, в сельской местности и пользуются спросом у туристов, интересующихся сельским (rural tourism), или агротуризмом. В связи с отнесением к другому виду туризма, подобные постмузейные объекты не рассмотрены в данном исследовании.

- объекты, реализующие принцип «музей, как жизнь» - так называемые исторические деревни (historical village), «этнографические деревни» (ethno village), деревни наследия (heritage village), «этнопарки», «центры наследия», «хижины», «приюты» и т. д. Эти объекты имеют пространственную структуру расположения малоэтажных зданий, входящих в их состав. Ремесленно-креативная функция расположена на первых этажах, событийная организация мастер-классов по ремеслам осуществляется на прилегающих территориях на открытом воздухе. К этой группе постмузейных объектов относятся следующие объекты культурного туризма: Народная деревня в Корее (1974 г.); Деревня наследия в Нью-Браунфелсе в США (1984 г.); Деревня ремесел «Донегал» в Ирландии (1985 г.); Музей старинных народных промыслов и технологий «Дудутки» в Беларусь (1994 г.); Деревня наследия «Memory Lane» в Канаде (1995 г.); Ботанический ремесленный центр «Ботаникус» в Чехии (2000 г.); Этнодеревня «Станишики» в Боснии и Герцеговине (2003 г.) и многие другие объекты.

В XXI в. в результате тенденций «возрождения городов через культуру» [17], ревитализации территорий бывших промышленных предприятий и увеличения культурного потенциала территории, как средства привлечения и туристов, и местных жителей [18], развитие концепций, так называемых «креативных индустрию», и включения в них ремесел в инфраструктуре культурного туризма, появилось значительное количество объектов, расположенных в культурных и/или креативных кварталах (cultural/creative quarter, creative clusters, creative districts). Согласно исследованиям Эванса (G. Evans) [19], они могут объединять предприятия одной направленности (монопрофильные) или разных сфер креативной деятельности (многопрофильные). Культурно-креативные кварталы различаются также по преобладающему виду деятельности - потребление (consumption) или производство (production). Наличие ремесленно-креативной функции обуславливает соответствующую архитектурную организацию помещений и/или пространств для мастер-классов, магазинов, выставочных залов и т. д. К культурно-креативным кварталам следует отнести ревитализированные промышленные кварталы в Шеффилде, Манчестере, Ливерпуле (Великобритания), квартал «Фабрика искусств» в Вене, квартал Ювелиров в Бирмингеме (Великобритания), в состав которого входит более 200 зданий с предприятиями креативных индустрий: ювелирные, архитектурные, дизайнерские мастерские, кафе и рестораны, университеты и колледжи, культурно-познавательные и культурно-развлекательные объекты.

Заключение

В результате проведенного исторического анализа зарубежного опыта развития объектов культурного туризма с ремесленно-креативной функцией выявлены три исторических этапа формирования их архитектуры и функционально-пространственных решений. Сегодня существует многообразие форм объектов культурного туризма, в которых осуществляется знакомство туристов с ремеслами, как с нематериальным культурным наследием местности - частные дома ремесленников с мастерскими, мастерские при учреждениях культуры, экономузеи, мастерские при учебных заведениях, мастерские при музеях, культурно-креативные пространства - деревни, улицы, кварталы ремесленников), объекты «постмузейности» - исторические, этнографические деревни, деревни наследия, этнопарки и другие объекты, отражающие традиции ремесла и быта.

Таким образом, установлено, что наибольшее количество объектов культурного туризма с ремесленно-креативной функцией появилось на текущем третьем этапе - этапе вовлечения туристов в ремесленно-креативную деятельность (с конца ХХ века по настоящее время).

Список библиографических ссылок

1. Agisheva S. UNESCO Line Do Not Cross // STUDIO. Architecture and Urbanism magazine. Milan, Italy. 2018. Vol. 14. P. 122-132.

2. Квебекская декларация о сохранении духа места // ICOMOS.ORG : официальный сайт (ИКОМОС) Международного совета по сохранению памятников и достопримечательных мест. 2008. URL: http : //www. international.icomos.org/ quebec2008/quebec_declaration/pdf/GA 16_Quebec_Declaration_Final_EN.pdf (дата обращения: 01.05.2018).

3. Принципы Валлетты по сохранению и управлению историческими городами и урбанизированными территориями // ICOMOS.ORG : официальный сайт (ИКОМОС) Международного совета по сохранению памятников и достопримечательных мест. 2011. URL: http://www.icomos.org/charters/RUSS_ Valletta_ principles.pdf (дата обращения: 01.05.2018).

4. Парижская декларация о наследии как движущей силе развития // ECOVAST.RU : официальный сайт Европейского Совета по селам и малым городам: Российский Комитет по селам и малым городам. 2011. URL: http://www.ecovast.ru/images% 5C2012%5CDeclaration.pdf (дата обращения: 01.05.2018).

5. Рекомендации об исторических городских ландшафтах // WHC.UNESCO.ORG : официальный сайт Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО). 2011. URL: http://whc.unesco.org/ document/117662 (дата обращения: 01.05.2018).

6. Каулен М. Е. Музеефикация историко-культурного наследия России. М. : Этерна, 2012. 432 с.

7. Севан О. Г. Музеи под открытым небом Европы // ECOVAST.RU : официальный сайт Европейского Совета по селам и малым городам: Российский Комитет по селам и малым городам. URL: http://www.ecovast.ru/images/europmuseum.pdf (дата обращения: 01.05.2018).

8. Курьянова Т. С. Нематериальное культурное наследие: этапы становления термина и явление // Вестник Томского государственного университета. 2012. № 362. С. 87-90.

9. Кимеев В. М. Этнокультурные функции экомузея // Вестник СПбГУ. Серия 2. История. 2008. Вып. 4. Ч. 1. С. 222-234.

10. Глушкова П. В. Классификация музеев под открытым небом в аспекте актуализации нематериального культурного наследия // Вестник Кемеровского государственного университета. № 1 (61). Том 1. 2015. С. 59-63.

11. Horjan G. Traditional Crafts as a New Attraction for Cultural Tourism // International Journal of Intangible Heritage. 2011. № 6. Р. 46-56.

12. Конвенция об охране и поощрении разнообразных форм культурного

самовыражения // UN.ORG : официальный сайт Организации Объединенных Наций. 2005. URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/pdf/cult_ diversity.pdf (дата обращения: 01.05.2018).

13. UNWTO Study on tourism and intangible cultural heritage: Summary // ETHICS.UNWTO.ORG : the official website of the World Tourism Organization (UNWTO). URL: http://ethics.unwto.org/publication/study-tourism-and-intangible-cultural-heritage (дата обращения: 01.05.2018).

14. Du Cros H. UNWTO Study on Tourism and Intangible Cultural Heritage: Examples of Best Practices from Australia, Indonesia, Thailand and Vanuatu // ETHICS.UNWTO.ORG : the official website of the World Tourism Organization (UNWTO). URL: http://ethics.unwto.org/sites/all/files/docpdf/ducrospresentation-baliseminar2011baliseminar_0.pdf (дата обращения: 01.05.2018).

15. Richards G. Developing and Marketing Crafts Tourism: The EUROTEX Project. Arnhem : ATLAS, 1998. 124 p.

16. Малявин В. В. Постмузейная эпоха // Русский журнал. 2004. URL: www.russ.ru/ columns/poison/20040812.html (дата обращения: 01.05.2018).

17. Лэндри Ч., Грин Л., Матарассо Ф., Бьянчини Ф. Возрождение городов через культуру. М.-СПб. : Нотабене, 1999. 88 с.

18. Быстрова Т. Ю. Парк Эмшер: принципы и приемы реабилитации промышленных территорий // Академический Вестник УралНИИПроект РААСН. 2014. № 2. С. 9-14.

19. Evans G. L. From cultural quarters to creative clusters - creative spaces in the new city economy // The sustainability and development of cultural quarters: international perspectives. Stockholm : Institute of Urban History, 2009. C. 32-59.

Stepanchuk Alena Valentinovna

senior lecturer

E-mail: alena.stepanchuk@bk.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Kazan State University of Architecture and Engineering

The organization address: 420043, Russia, Kazan, Zelenaya st., 1

Vasilyeva Julia Vladimirovna

chief architect

E-mail: gaj avata@yandex.ru

LLC «Center for Independent Expertise»

The organization address: 420071, Russia, Kazan, Solidarnosty str., 6, off. 15

To the question of the history of the formation cultural tourism objects with a craft-creative function (on the example of foreign experience)

Abstract

Problem statement. The purpose of the study is to identify the organizational types of cultural tourism objects with a craft-creative function that are part of the infrastructure of creative, craft, eco-cultural subspecies of cultural tourism.

Results. The analysis of foreign experience in organizing, functioning, designing cultural tourism facilities with a view to involving tourists in craft and creative activities allowed us to identify the historical stages of the evolution of the architectural formation of cultural tourism facilities with a craft and creative function. Historical stages are determined on the basis of the classification of the prevailing methods of presenting craft activities, the formation of which took place under the influence of natural and socio-cultural processes.

Conclusions. The significance of the results obtained for the architecture consists in identifying the historical stages and features of the architectural organization of cultural tourism objects, including a craft-creative function.

Keywords: cultural tourism objects with a craft-creative function, intangible cultural heritage, crafts, craft-creative activities, cultural tourism, crafts, museum.

References

1. Agisheva S. UNESCO Line Do Not Cross // STUDIO. Architecture and Urbanism magazine. Milan, Italy. 2018. № 14. P. 122-132.

2. Québec declaration on the preservation of the spirit of place // ICOMOS.ORG : the official website of International Council of Monuments and Sites (ICOMOS). 2008. URL: http://www.international.icomos.org/quebec2008/quebec_declaration/pdf/GA16_ Quebec_Declaration_Final_EN.pdf (reference date: 01.05.2018).

3. The Valletta principles for the safeguarding and management of historic cities, towns and urban areas // ICOMOS.ORG: the official website of The International Council of Monuments and Sites (ICOMOS). 2011. URL: http://www.icomos.org/charters/ RUSS_Valletta_principles.pdf (reference date: 01.05.2018).

4. Paris declaration On heritage as a driver of development // ECOVAST.RU: the official website of The Russian committee of European Council for the Village and Small town. 2011. URL: http://www.ecovast.ru/images%5C2012% 5CDeclaration.pdf (reference date: 01.05.2018).

5. Recommendations on historic urban landscapes // WHC.UNESCO.ORG : an official website United Nations Educational, Scientific and Cultural Organization(UNESCO). 2011. URL: http://whc.unesco.org/document/117662 (reference date: 01.05.2018).

6. Kaulen М. Е. Museification of the historical and cultural heritage of Russia. М. : Eterna, 2012.432 р.

7. Sevan O. G. European open-air museums // ECOVAST.RU : the official website of European Council on Villages and Small Towns: Russian Committee on Villages and Small Towns. URL: http : //www.ecovast.ru/images/europmuseum .pdf (reference date: 01.05.2018).

8. Kuryanova T. S. Intangible Cultural Heritage: Stages of Terminology and Phenomenon // Vestnik of Tomsk State University. 2012. № 362. P. 87-90.

9. Kimeev V. М. Ethnocultural features of the eco-museum // Vestnik SPbSU. Series 2. History. 2008. № 4. Vol. 1. P. 222-234.

10. Glushkova P. V. Classification of open-air museums in the aspect of actualization of intangible cultural heritage // Vestnik of Kemerovo State University. № 1 (61). Vol. 1. 2015. P.59-63.

11. Horjan G. Traditional Crafts as a New Attraction for Cultural Tourism // International Journal of Intangible Heritage. 2011. № 6. Р. 46-56.

12. Convention on the Protection and Promotion of the Diversity of Cultural Expressions // UN.ORG : the official website of The United Nations Organization. 2005. URL: http : //www .un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/pdf/cult_diversity .pdf (reference date: 01.05.2018).

13. UNWTO Study on tourism and intangible cultural heritage: Summary // ETHICS.UNWTO.ORG : the official website of the World Tourism Organization (UNWTO). URL: http://ethics.unwto.org/publication/study-tourism-and-intangible-cultural-heritage (reference date: 01.05.2018).

14. Du Cros H. UNWTO Study on Tourism and Intangible Cultural Heritage: Examples of Best Practices from Australia, Indonesia, Thailand and Vanuatu // ETHICS.UNWTO. ORG : the official website of the World Tourism Organization (UNWTO). URL: http:// ethics.unwto.org/sites/all/files/docpdf/ducrospresentation-baliseminar2011baliseminar_0. pdf (reference date: 01.05.2018).

15. Richards G. Developing and Marketing Crafts Tourism: The EUROTEX Project. Arnhem : ATLAS, 1998. 124 p.

16. Malyavin V. V. Post Museum era // Russian Journal. 2004. URL: www.russ.ru/columns/ poison/20040812.html (reference date: 01.05.2018).

17. Landry C., Green L., Matarasso F., Bianchini F. Renaissance of cities through culture / trans. from English Badchen. M.-SPb. : Notabene, 1999. 88 p.

18. Bystrova T. Yu. Park Emsher: principles and techniques for the rehabilitation of industrial areas // Academichesky Vestnik UralNIIProekt RAASN. 2014. № 2. Р. 9-14.

19. Evans G. L. From cultural quarters to creative clusters - creative spaces in the new city economy // The sustainability and development of cultural quarters: international perspectives. Stockholm : Institute of Urban History, 2009. P. 32-59.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.