АККУЗИН Юрий Аркадьевич,
старший преподаватель кафедры тактико-специальной подготовки Волгодонского филиала Ростовского юридического института МВД России, подполковник полиции,
e-mail: [email protected]
АСЛАНОВ Марат Амурович,
преподаватель кафедры организации правоохранительной деятельности Северо-Кавказского института повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД России,
майор полиции, e-mail: [email protected]
К ВОПРОСУ ОБ ИСТОКАХ РАЗВИТИЯ И СТАНОВЛЕНИЯ УГОЛОВНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В ОБЛАСТИ БОРЬБЫ С ПРЕСТУПЛЕНИЯМИ ТЕРРОРИСТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Аннотация. Вопросы обеспечения безопасности во все времена были приоритетными для любого государства, а на современном этапе, как никогда актуальны.
Человечество во всем мире каждодневно сталкивается с различными проявлениями жестокости экстремизма и терроризма.
История наглядно демонстрирует и подтверждает, что проявления жестокости в данной сфере встречались и ранее, но на тот период не имели соответствующей правовой оценки, и квалифицировались как посягательство на государство и его порядок.
И, если изначально, на этапе своего развития терроризм носил сугубо персональный характер, иначе говоря был акцентирован на конкретную личность, то на данном этапе, подобные явления беспрецедентны по своей жестокости.
Террористы стараются совершить свои преступления там, где скопление людей имеет наиболее максимальные параметры и масштабы, в том числе на объектах промышленной, городской, экологической инфраструктуры и других общественных местах.
Автор в своей работе проводит анализ вышеуказанных обстоятельств с целью того, чтобы объективно разобраться в сущности преступлений экстремистской и террористической направленности, исследует сами понятия экстремизма и терроризма, проводит достаточно глубокий анализ данных терминов, непосредственно преступлений с ними связанных, даны общие характеристики преступлений.
Важными и на современном этапе остаются методы противодействия и профилактики данных преступлений.
Выше обозначенные проблемы и по сей день остаются достаточно актуальными, в связи с тем, что во всем мире происходит эскалация военного и политического конфликта, сопряженная с открытой агитацией западных и американских публичных лиц к уничтожению российских граждан, в особенности военнослужащих.
Ключевые слова: терроризм, преступление, политика, государство, террористический акт, история зарождения терроризма, власть, руководство.
AKKUZIN Yuri Arkadyevich,
Senior Lecturer of the Department of Tactical and Special Training Volgodonsk branch of the Rostov Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia Police Lieutenant Colonel
ASLANOV Marat Amurovich,
Lecturer at the Department of Law Enforcement Organization activities of the North Caucasus Institute for Advanced Studies qualifications (branch) of Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, police Major
ON THE ISSUE OF THE ORIGINS OF THE DEVELOPMENT AND FORMATION OF CRIMINAL LEGISLATION IN THE FIELD OF COMBATING TERRORIST CRIMES IN THE RUSSIAN FEDERATION
Annotation. Security issues have always been a priority for any state, and at the present stage, they are more relevant than ever.
Humanity all over the world faces various manifestations of the cruelty of extremism and terrorism every day.
History clearly demonstrates and confirms that manifestations of cruelty in this area have occurred before, but at that time they did not have an appropriate legal assessment, and were qualified as an encroachment on the state and its order.
And, if initially, at the stage of its development, terrorism was of a purely personal nature, in other words, it was focused on a specific person, then at this stage, such phenomena are unprecedented in their cruelty.
Terrorists try to commit their crimes where the accumulation of people has the most maximum parameters and scale, including at industrial, urban, environmental infrastructure facilities and other public places.
The author in his work analyzes the above circumstances in order to objectively understand the essence of crimes of extremist and terrorist orientation, examines the concepts of extremism and terrorism themselves, conducts a fairly deep analysis of these terms, crimes directly related to them, and provides general characteristics of the crimes.
Methods of counteracting and preventing these crimes remain important at the present stage.
The above problems remain quite relevant to this day, due to the fact that there is an escalation of military and political conflict throughout the world, associated with open agitation by Western and American public figures to destroy Russian citizens, especially military personnel.
Key words; terrorism, crime, politics, state, terrorist act, history of the origin of terrorism, power, leadership.
Одним из видов внешней политики носящей враждебный характер против другого государства можно без сомнения выделить государственный терроризм.
Политика противодействия терроризму, одобренная главой государства обусловлена различными причинами террористической деятельности, различного рода конфликтами возникающими в различных областях, таких как: политика, экономика, религия и других сферах, как на международном уровне, так и внутри государства.
Из многолетней истории видно, что терроризм представляется как явление, которое возникло не само по себе внезапно, а постепенно развивавшееся явление на протяжении достаточного долгого периода времени.
Более того, в некоторых государствах служило основным средством и способом установления и последующего поддержания своей власти, при этом применялся не только в целях устрашения других стран, но и зачастую использовался как необходимый инструмент в устрашении граждан своего же государства, практиковавшего подобные методы властвования.
Таким образом Соединенные штаты Америки, в 80-е годы 20 века активно поддерживали афганских моджахедов и талибов в их борьбе с советским государством и их строем, а также
Усамы бен Ладена, присоединившегося к Аль-Ка-иде, по истечении 20 лет реализовало самое масштабное преступление террористического характера в истории, а именно теракт 11 сентября 2001года.
Наглядно видно, что та сформировавшаяся мощь, на протяжении нескольких десятков лет за счет поддержки США, в итоге была использована против них же самих.
Можно отметить, что данный факт, является исключением, поскольку в большей его массе преступления террористического характера, были направлены на антигосударственную политику, государство,
Одним из первых в истории проявлений «террористических» актов, по мнению многих ученых можно выделить убийство князей Бориса и Глеба, приемным сыном князя Владимира, отраженное в летописных источниках.
На тот период времени, данное преступление никакой правовой оценке подвергнуто не было, но было очевидно, что оно было направлено против существовавшей на тот момент законной власти.
Но в скором времени, а именно в 16 веке за аналогичное преступление, в Судебнике 1550 года была выделена отдельная уголовная статья, которая предусматривала высшую меру наказания, как смертная казнь.
И в этот же период, впервые началось употребление понятие умысла, как одной из частей состава преступления. Несмотря на отсутствие в законодательстве того времени четкого понятия терроризма, схожие преступления были утверждены положениями уголовного права.
Причинение смерти представителю руководящей династии является по большей части политическим преступлением, к террористическим их можно отнести с большой натяжкой, но признаки преступления террористического характера, они все же могли обладать, поскольку прослеживалось посягательство на государственную власть, однако в современном смысле понимания, данной категории преступления как террористические не рассматриваются.
Убийствам по политическим мотивам посвящена ст. 277 УК РФ.
Однако ярким примером террористического акта в Российской Империи является покушение на царя Александра II в 1879 году, когда были взорваны железнодорожные пути и поезд, на котором ехали представители императорской семьи сошел с рельсов.
Отметим, что Александр II неоднократно подвергался террористическим атакам, 5 февраля 1880 года прогремел взрыв в Зимнем дворце, осуществленный С. Н. Халтуриным. Это был беспрецедентный по тем временам поступок, и хоть царь оказался жив, погибло 60 человек из числа охраны и обслуги дворца.
В результате последней попытки, в 1881 году царь погиб, при 2-х взрывах пострадали прохожие, охранники, около 70- ти человек.
Согласно «статистическим» данным того времени, за период с октября 1905 по октябрь 1906 гг. было ранено и убито 3611 государственных чиновников. К концу 1907 года их число превысило 4500 человек. К сожалению, вместе с государственными людьми страдали и гибли случайные прохожие (2530 раненых и 2180 убитых). С января 1908 по май 1910 года зарегистрировано 1 9957 терактов, в результате которых погибли 732 должностных лица и 3051 гражданин, а ранено 1022 чиновника и 2828 частных лиц. В общей сложности за период с 1901 по 1911 гг., жертвами террористических актов стали около 17 тыс. человек [1].
До начала 20 века в борьбе с террористическими преступлениями применялось Уложение о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г.
С 1878 года началась разработка законодательных положений, связанных с террористическими проявлениями. Отметим, что все преступления подобного характера с этого времени рассматривались военными судами и квалифицировались по ст. 279 Устава воинского о наказа-
ниях (1868 г.), согласно данному документу виновный лишался всего имущества и прав и подлежал смертной казни [2]. Законом от 14 августа 1881 г. вводилось в действие «Положение о мерах к охранению государственного порядка и общественного спокойствия», которое предоставляло широкие полномочия генерал-губернаторам на подведомственных им территориях. Положение позволяло без излишних процессуальных процедур принимать экстренные и радикальные меры воздействия к определенным лицам, в виде ссылок.
Антиправительственные выступления 19051907 гг. послужили поводом к принятию гл. III Уложения «О бунте против Верховной Власти и о преступлениях против Священной особы Императора и членов Императорского двора». Согласно данному документу за покушение на жизнь царя и членов его семьи полагалась смертная казнь.
Уже с 1918 года в советском законодательстве появляется ряд статей, посвященных террористической деятельности:
- Постановление ВЦИК от 05 января 1918 года «О признании контрреволюционным действием всех попыток присвоить себе функции государственной власти»,
- Постановление СНК РСФСР от 05 сентября 1918 года «О красном терроре». Осуществление террористической деятельности, а также пособничество терроризму в советской России квалифицировались как тяжкие и особо тяжкие преступления. Наказанием были лишение свободы с конфискацией имущества либо смертная казнь [3]. Уголовному преследованию подвергались также те, кто умалчивал о готовящихся терактах.
Перед началом ВОВ к числу преступлений террористической направленности были приравнены посягательства на жизнь учителей-народников и корреспондентов, представителей государственной власти, деятелей культуры. Сегодня их перечень подвергся серьезным изменениям, соответствующим требованиям существующей действительности.
Накануне войны, советские спецслужбы активно противостояли диверсионной деятельности Японии и Германии. Однако, как ни парадоксально, но наибольшую террористическую угрозу представляли территории западной Украины, где развернули свою деятельность подпольные националистические организации [4].
Непосредственно во время войны велась деятельность по противодействию террористической деятельности немецких разведывательных подразделений, которые покушались на стратегические объекты советской армии.
По окончании войны, наибольшая террористическая активность наблюдалась на территориях Прибалтики и Западной Украины [5].
Официально террористическая деятельность приравнивалась к преступлениям против государства в связи с принятием закона СССР «Об уголовной ответственности за государственные преступления» от 25.12.1958 года.
Согласно ч. 1 ст. 66 УК РСФСР, террористическим актом считалось покушение на представителя государственной власти или общественных деятелей. С 1960 года терактом признавалось умышленное причинение вреда здоровью должностному лицу, находящемуся при исполнении, по мотивам ослабления Советской власти [6].
Показательным является уголовное дело 1977 года в отношении А.В. Степаняна, С.С. Затикяна и З.М. Багдасаряна, признанных террористами, за совершение серии взрывов в Москве, в результате которых погибли люди, за что были приговорены к расстрелу [7].
В 1994 году был принят Федеральный закон от 01.07.1994 № 10-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс РСФСР и Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР», который дополнял действовавшие положения в отношении террористической деятельности.
В 1998 году был принят Федеральный закон «О борьбе с терроризмом», в 2006 году Федеральный закон «О противодействии терроризму», что ознаменовало новый этап борьбы с терроризмом и восприятие его как масштабной угрозы для всего государства.
28 декабря 2018 года В. Путиным был утвержден «Комплексный план противодействия идеологии терроризма В Российской Федерации на 2019 - 2023 годы», основными направлениями которого стала профилактическая работа с лицами, подверженными влиянию идей терроризма, меры по формированию у граждан РФ антитеррористического сознания, совершенствование мер по защите информационного пространства от воздействия террористов и пр.
Отметим, что 28 апреля 2023 года президентом РФ был подписан закон об усилении уголовной ответственности за террористическую, диверсионную деятельность и государственную измену. Данный документ также предусматривает ответственность за оказание содействия в исполнении решений иностранных государственных органов и международных организаций об уголовном преследовании должностных лиц органов публичной власти РФ, российских военнослужащих и участников добровольческих формирований.
Подводя итоги истории становления законодательства по вопросам террористической
деятельности многие учёные делают привязку с далёкими историческими событиями, как к примеру - убийство князей Бориса и Глеба.
Данное преступление расценивалось, как преступление, направленное против устоев на тот момент легитимной власти, хотя за аналогичное преступление уголовная ответственность была введена лишь только в XVI веке Судебником в 1550 года данный вопрос был достаточно детально изучени проработан.
Также можно выделить еще один яркий пример террористического акта как покушение на императора Александра II, в результате которых взрывали железнодорожные пути, Зимний дворец, императорскую карету, в результате которых страдало от 60 до 70 человек его окружения и случайных прохожих.
До 1845 года применялось «Уложение о наказаниях уголовных и исправительных». С 1878 года подобные деяния подпадали под действие «Устава воинского о наказаниях» 1868 года, по которому виновного казнили и лишали всего имущества. С 1881 года введено «Положение о мерах по охранению государственного порядка и общественного спокойствия», позволяющее в кратчайшие сроки ссылать террористов. В начале XX века стало действовать «Уложение о бунте...», которое было направлено на защиту жизни и здоровья императора и членов его двора.
Следующие законодательные документы, посвящённые террористической деятельности, были приняты уже при Советской власти в 1918 году и в основном касались контрреволюционных выступлений. В 40-е гг. XX века деятельность по противодействию терроризму в основном касалась пресечения и предупреждения диверсий, направленных на стратегический объекты СССР со стороны Японии Германии Прибалтики. Однако наибольшую опасность наблюдалась на территории Западной Украины, как до войны, так и после.
С 1958 года террористические преступления стали приравнивается к преступлениям против государственной власти, сюда включались, например, покушения на представителей власти, общественных деятелей, умышленное причинение вреда их здоровью по мотивам ослабления Советской власти.
В 1998 году был принят Федеральный закон «О борьбе с терроризмом», в 2006 году - «О противодействии терроризму», что ознаменовало новый этап в борьбе с данным явлением, поскольку оно стало позиционироваться как масштабная угроза для всего государства.
В 2018 году был принят «Комплексный план по противодействию идеологии терроризма в Российской Федерации на 2019-2023 годы»,
основным направлением которого стала профилактическая работа и совершенствование мер по защите информационного пространства.
28 апреля 2023 года подписан закон об усилении ответственности за теоретическую деятельность «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации».
Сегодня вопросами противодействия экстремизму и терроризму помимо МВД, ФСБ, Следственного комитета РФ и др.
Помимо государственных органов, в обязанность которых входит обеспечение безопасности и целостности нашей страны, ее независимости, и прав граждан, противодействием экстремизму должны заниматься в первую очередь образовательные учреждения.
На современном этапе в целях противодействия экстремизму власти предпринимают различные методы.
В нашей стране принята Стратегия противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года.
В соответствии с вышеуказанным документом, экстремизм проявляется в актах терроризма, публичном его оправдании, и иной деятельности террористического характера.
Список литературы:
[1] Хронология террористических актов. Россия 1866 - 1911 гг. — Политика (Who Is) - URL: https://№ewsla№d.com/post/1847620-khro№ologiia-terroristicheskikh-aktov-rossiia-1866-1911-gg (дата обращения 25.06.2023).
[2] Гогин А.А. Правовые основы борьбы с терроризмом в дореволюционной России // Символ науки. 2016. - №12-3. - с. 67-74.
[3] Постановление ВЦИК от 01.06.1922 «О введении в действие Уголовного Кодекса
Р.С.Ф.С.Р". (вместе с «Уголовным Кодексом Р.С.Ф.С.Р".) // СПС «Консультант Плюс».
[4] Мозохин О.Б. Борьба советских органов государственной безопасности с терроризмом.
— М.: Кучково поле, 2016. — С 72.
[5] Асхабов М. А. Развитие уголовного законодательства России в сфере терроризма// Молодой ученый. — 2019. — № 45 (283). — С. 61-64.
[6] Уголовный кодекс РСФСР (утв. ВС РСФСР 27.10.1960) (ред. от 30.07.1996) // СПС «Консультант Плюс».
[7] Борьба с терроризмом. Нормативные и международно-правовые акты с комментариями.
— Под ред. В. П. Емельянова. — М.: Мир, 2018.
— 520 с.
Spisok literatury:
[1] Chronology of terrorist acts. Russia 18661911 - Politics (Who Is)
[2] Gogin A.A. Legal foundations of the fight against terrorism in pre-revolutionary Russia/Symbol of science. 2016. - №12-3. - p. 67-74.
[3] Decree of the All-Russian Central Executive Committee of 01.06.1922 "On the Enactment of the Criminal Code of R.S.F.S.R." (together with the "Criminal Code of R.S.F.S.R." )//SPS "Consultant Plus."
[4] Mozokhin O.B. The fight of the Soviet state security agencies against terrorism. - M.: Kuchkovo field, 2016. - FROM 72.
[5] Askhabov M.A. Development of the criminal legislation of Russia in the field of terrorism//Young scientist. — 2019. — № 45 (283). - S. 61-64.
[6] The Criminal Code of the RSFSR (approved by Armed Forces of the RSFSR 27.10.1960) (as amended by 30.07.1996) //SPS "Consultant Plus."
[7] Counterterrorism. Normative and international legal acts with comments. - Ed. V.P. Emely-anova. - M.: World, 2018. - 520 s.