Научная статья на тему 'УГОЛОВНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ЕГО СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ В СФЕРЕ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЯМ ТЕРРОРИСТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ'

УГОЛОВНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ЕГО СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ В СФЕРЕ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЯМ ТЕРРОРИСТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
профилактические мероприятия / преступление / экстремизм / терроризм / уголовное законодательство / закон / противодействие преступности / борьба / стратегия.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы —

Автор в своем исследовании проводит анализ современного состояния и тенденции развития ответственности за преступления экстремистской и террористической направленности можно охарактеризовать как, идущее по пути ужесточения. Несмотря на то, что в законодательстве делаются попытки декриминализации некоторых статей, преступлений экстремистского и террористического характера меньше не становится. Попытки выработки универсального и всеохватного определения экстремизма и терроризма предпринимались различными учёными, а также международными организациями, такими как Лига наций, Генеральная Ассамблея ООН и др. Однако, несмотря на близкие по смыслу дефиниции, единого понятия не выработано до сих пор. Каждая страна использует свою определение, которое логично встраивается в концепцию её законодательства. В связи с этим, необходимо проводить всеобъемлющие профилактические мероприятия, разъяснительные беседы, встречи, информирование всех слоев населения об опасности попасть под влияние преступников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «УГОЛОВНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ЕГО СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ В СФЕРЕ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЯМ ТЕРРОРИСТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ»

= УГОЛОВНОЕ ПРАВО И ПРОЦЕСС =

КУРШЕВ Альберт Хасанович,

старший преподаватель кафедры огневой подготовки Северо-Кавказского института повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД России,

подполковник полиции, e-mail: Albert.Kurshev.@mail.ru

УГОЛОВНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ЕГО СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ В СФЕРЕ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЯМ ТЕРРОРИСТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

Аннотация. Автор в своем исследовании проводит анализ современного состояния и тенденции развития ответственности за преступления экстремистской и террористической направленности можно охарактеризовать как, идущее по пути ужесточения.

Несмотря на то, что в законодательстве делаются попытки декриминализации некоторых статей, преступлений экстремистского и террористического характера меньше не становится.

Попытки выработки универсального и всеохватного определения экстремизма и терроризма предпринимались различными учёными, а также международными организациями, такими как Лига наций, Генеральная Ассамблея ООН и др. Однако, несмотря на близкие по смыслу дефиниции, единого понятия не выработано до сих пор. Каждая страна использует свою определение, которое логично встраивается в концепцию её законодательства.

В связи с этим, необходимо проводить всеобъемлющие профилактические мероприятия, разъяснительные беседы, встречи, информирование всех слоев населения об опасности попасть под влияние преступников.

Ключевые слова: профилактические мероприятия, преступление, экстремизм, терроризм, уголовное законодательство, закон, противодействие преступности, борьба, стратегия.

KURSHEV Albert Khasanovich,

Senior Lecturer,

Department of Fire Training North Caucasian Institute for Advanced Studies (branch) of the Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Police Lieutenant Colonel

CRIMINAL LEGISLATION OF THE RUSSIAN FEDERATION: ITS FORMATION AND DEVELOPMENT IN THE FIELD OF COMBATING

TERRORIST CRIME

Annotation. The author in his study analyzes the current state and development trends of responsibility for crimes of extremist and terrorist nature can be characterized as going along the path of tightening.

Despite the fact that attempts are being made in the legislation to decriminalize some articles, the number of crimes of an extremist and terrorist nature is not decreasing.

Attempts to develop a universal and comprehensive definition of extremism and terrorism have been undertaken by various scientists, as well as international organizations such as the League of Nations, the UN General Assembly, etc. However, despite the definitions being close in meaning, a single concept has not yet been developed. Each country uses its own definition, which logically fits into the concept of its legislation.

In this regard, it is necessary to conduct comprehensive preventive measures, explanatory talks, meetings, informing all segments of the population about the danger of falling under the influence of criminals.

Key words: preventive measures, crime, extremism, terrorism, criminal legislation, law, combating crime, fight, strategy.

Стратегия противодействия терроризму, утвержденная Президентом РФ причинами террористической деятельности, называет различного рода конфликты возникающие в сфере политики, экономики, религии и др. плоскостях как на международном уровне, так и внутри страны [1].

Как показывает история, явление терроризма, это явление, которое не возникло внезапно, оно развивалось на протяжении достаточно длительного времени. И в некоторых государствах, было одной из форм поддержания своей власти (так называемый государственный терроризм, выражен потребностью в устрашении собственных граждан).

Государственный терроризм также представляет внешнюю политику агрессивного характера, направленную против другой страны. Так, США, в 80-е годы 20 века активно поддерживали афганских моджахедов и талибов в их борьбе с советским строем, а также Усамы бен Ладена, примкнувшего к Аль-Каиде, которая спустя 20 лет совершила самое масштабное террористическое преступление в истории (теракт 11 сентября 2001 года). Показательным является то, что та сила, которая на протяжении десятилетий поддерживалась США, в конечном итоге обернулась против них.

Конечно же данный пример является исключением, поскольку в основной своей массе преступления террористической направленности ориентированы на антигосударственную деятельность.

Одним из первых «террористических» актов, по мнению некоторых ученых является убийство князей Бориса и Глеба, приемным сыном князя Владимира, отраженное в летописных источниках [2]. В те времена данное преступление никакой правовой оценки не получило, однако было понятно, что оно было направлено против существующей законной власти. Однако, уже в 16 веке за подобное преступление, в Судебнике 1550 года была утверждена отдельная уголовная статья, предусматривающая смертную казнь. Здесь же впервые было употреблено понятие умысла, как одной из частей состава преступления. Несмотря на отсутствие в законодательстве того времени понятия терроризма, подобные преступления были учтены положениями уголовного права [3].

Убийство представителя правящей династии являются по большей части политическими преступлениями, к террористическим их можно отнести с большой натяжкой, однако признаками теракта они все-таки обладали (покушение на государственную власть), однако в сегодняшнем

смысле понимания данной категории такие преступления как террористические не рассматриваются. Убийствам по политическим мотивам посвящена ст. 277 УК РФ.

Однако ярким примером террористического акта в Российской Империи является покушение на царя Александра II в 1879 году, когда были взорваны железнодорожные пути и поезд, на котором ехали представители императорской семьи сошел с рельсов.

Отметим, что Александр II неоднократно подвергался террористическим атакам, 5 февраля 1 880 года прогремел взрыв в Зимнем дворце, осуществленный С. Н. Халтуриным. Это был беспрецедентный по тем временам поступок, и хоть царь оказался жив, погибло 60 человек из числа охраны и обслуги дворца.

В результате последней попытки, в 1 881 году царь погиб, при 2-х взрывах пострадали прохожие, охранники, около 70- ти человек.

Согласно «статистическим» данным того времени, за период с октября 1 905 по октябрь 1906 гг. было ранено и убито 3611 государственных чиновников. К концу 1907 года их число превысило 4500 человек. К сожалению, вместе с государственными людьми страдали и гибли случайные прохожие (2530 раненых и 2180 убитых). С января 1 908 по май 1 91 0 года зарегистрировано 1 9957 терактов, в результате которых погибли 732 должностных лица и 3051 гражданин, а ранено 1022 чиновника и 2828 частных лиц. В общей сложности за период с 1901 по 1911 гг., жертвами террористических актов стали около 17 тыс. человек [4].

До начала 20 века в борьбе с террористическими преступлениями применялось Уложение о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г.

С 1878 года началась разработка законодательных положений, связанных с террористическими проявлениями. Отметим, что все преступления подобного характера с этого времени рассматривались военными судами и квалифицировались по ст. 279 Устава воинского о наказаниях (1868 г.), согласно данному документу виновный лишался всего имущества и прав и подлежал смертной казни [5]. Законом от 14 августа 1881 г. вводилось в действие «Положение о мерах к охранению государственного порядка и общественного спокойствия», которое предоставляло широкие полномочия генерал-губернаторам на подведомственных им территориях. Положение позволяло без излишних процессуальных процедур принимать экстренные и радикальные меры воздействия к определенным лицам, в виде ссылок.

Антиправительственные выступления 19051907 гг. послужили поводом к принятию гл. III Уложения «О бунте против Верховной Власти и о преступлениях против Священной особы Императора и членов Императорского двора». Согласно данному документу за покушение на жизнь царя и членов его семьи полагалась смертная казнь.

Уже с 1918 года в советском законодательстве появляется ряд статей, посвященных террористической деятельности:

- Постановление ВЦИК от 05 января 1918 года «О признании контрреволюционным действием всех попыток присвоить себе функции государственной власти»,

- Постановление СНК РСФСР от 05 сентября 1918 года «О красном терроре». Осуществление террористической деятельности, а также пособничество терроризму в советской России квалифицировались как тяжкие и особо тяжкие преступления. Наказанием были лишение свободы с конфискацией имущества либо смертная казнь [6]. Уголовному преследованию подвергались также те, кто умалчивал о готовящихся терактах.

Перед началом ВОВ к числу преступлений террористической направленности были приравнены посягательства на жизнь учителей-народников и корреспондентов, представителей государственной власти, деятелей культуры. Сегодня их перечень подвергся серьезным изменениям, соответствующим требованиям существующей действительности.

Накануне войны, советские спецслужбы активно противостояли диверсионной деятельности Японии и Германии. Однако, как ни парадоксально, но наибольшую террористическую угрозу представляли территории западной Украины, где развернули свою деятельность подпольные националистические организации [7].

Непосредственно во время войны велась деятельность по противодействию террористической деятельности немецких разведывательных подразделений, которые покушались на стратегические объекты советской армии.

По окончании войны, наибольшая террористическая активность наблюдалась на территориях Прибалтики и Западной Украины [8].

Официально террористическая деятельность приравнивалась к преступлениям против государства в связи с принятием закона СССР «Об уголовной ответственности за государственные преступления» от 25.12.1958 года.

Согласно ч. 1 ст. 66 УК РСФСР, террористическим актом считалось покушение на представителя государственной власти или обществен-

ных деятелей. С 1960 года терактом признавалось умышленное причинение вреда здоровью должностному лицу, находящемуся при исполнении, по мотивам ослабления Советской власти [9].

Показательным является уголовное дело 1977 года в отношении А.В. Степаняна, С.С. Затикяна и З.М. Багдасаряна, признанных террористами, за совершение серии взрывов в Москве, в результате которых погибли люди, за что были приговорены к расстрелу [10].

В 1994 году был принят Федеральный закон от 01.07.1994 № 10-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс РСФСР и Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР», который дополнял действовавшие положения в отношении террористической деятельности.

В 1998 году был принят Федеральный закон «О борьбе с терроризмом», в 2006 году Федеральный закон «О противодействии терроризму», что ознаменовало новый этап борьбы с терроризмом и восприятие его как масштабной угрозы для всего государства.

28 декабря 2018 года В. Путиным был утвержден «Комплексный план противодействия идеологии терроризма В Российской Федерации на 2019 - 2023 годы», основными направлениями которого стала профилактическая работа с лицами, подверженными влиянию идей терроризма, меры по формированию у граждан РФ антитеррористического сознания, совершенствование мер по защите информационного пространства от воздействия террористов и пр.

Отметим, что 28 апреля 2023 года президентом РФ был подписан закон об усилении уголовной ответственности за террористическую, диверсионную деятельность и государственную измену. Данный документ также предусматривает ответственность за оказание содействия в исполнении решений иностранных государственных органов и международных организаций об уголовном преследовании должностных лиц органов публичной власти РФ, российских военнослужащих и участников добровольческих формирований [11].

Исходя из вышеуказанного, целесообразно сделать вывод, что историю зарождения и становления законодательства по вопросам террористической деятельности многие учёные связывают с далёким историческим событием, а именно убийством князей Бориса и Глеба.

Считалось, что это преступление было направлено против устоев законной власти, и хотя за подобное деяние ответственность была введена лишь в XVI веке Судебником в 1550 года данный вопрос был достаточно проработан. Дру-

гим ярким примером террористического акта являются покушения на императора Александра II, в результате которых взрывали железнодорожные пути, Зимний дворец, императорскую карету, в результате которых страдало от 60 до 70 человек его окружения и случайных прохожих.

До 1845 года применялось «Уложение о наказаниях уголовных и исправительных». С 1878 года подобные деяния подпадали под действие «Устава воинского о наказаниях» 1868 года, по которому виновного казнили и лишали всего имущества. С 1881 года введено «Положение о мерах по охранению государственного порядка и общественного спокойствия», позволяющее в кратчайшие сроки ссылать террористов. В начале XX века стало действовать «Уложение о бунте...», которое было направлено на защиту жизни и здоровья императора и членов его двора.

Следующие законодательные документы, посвящённые террористической деятельности, были приняты уже при Советской власти в 1918 году и в основном касались контрреволюционных выступлений. В 40-е гг. XX века деятельность по противодействию терроризму в основном касалась пресечения и предупреждения диверсий, направленных на стратегический объекты СССР со стороны Японии Германии Прибалтики. Однако наибольшую опасность наблюдалась на территории Западной Украины, как до войны, так и после.

С 1 958 года террористические преступления стали приравнивается к преступлениям против государственной власти, сюда включались, например, покушения на представителей власти, общественных деятелей, умышленное причинение вреда их здоровью по мотивам ослабления Советской власти.

В 1998 году был принят Федеральный закон «О борьбе с терроризмом», в 2006 году - «О противодействии терроризму», что ознаменовало новый этап в борьбе с данным явлением, поскольку оно стало позиционироваться как масштабная угроза для всего государства.

В 2018 году был принят «Комплексный план по противодействию идеологии терроризма в Российской Федерации на 201 9-2023 годы», основным направлением которого стала профилактическая работа и совершенствование мер по защите информационного пространства.

Список литературы:

[1] Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации (утв. Президентом РФ 05.10.2009) // «Российская газета», № 198. -20.10.2009.

[2] Кошель П. А. История российского терроризма. - М.: Голос, 1995. - С. 18; Гриб, Н. Н. Криминологические аспекты противодействия терроризму в современной России: дис. ... канд. юрид. наук. - СПб, 2005. - С. 14.

[3] Петрищев В.Е. Что такое терроризм, или Введение в террорологию. — М.: КРАСАНД, 2013.

— 464 с.

[4] Хронология террористических актов. Россия 1866 - 1911 гг. — Политика (Who Is) -№ewsLa№d URL: https://№ewsla№d.com/ post/1847620-khro№ologiia-terroristicheskikh-aktov-rossiia-1866-1911-gg (дата обращения 25.06.2023).

[5] Гогин А.А. Правовые основы борьбы с терроризмом в дореволюционной России // Символ науки. 2016. - №12-3. - с. 67-74.

[6] Постановление ВЦИК от 01.06.1922 «О введении в действие Уголовного Кодекса Р.С.Ф.С.Р". (вместе с «Уголовным Кодексом Р.С.Ф.С.Р".) // СПС «Консультант Плюс».

[7] Мозохин О.Б. Борьба советских органов государственной безопасности с терроризмом.

— М.: Кучково поле, 2016. — С 72.

[8] Асхабов М. А. Развитие уголовного законодательства России в сфере терроризма / Молодой ученый. — 2019. — № 45 (283). — С. 61-64.

[9] Уголовный кодекс РСФСР (утв. ВС РСФСР 27.10.1960) (ред. от 30.07.1996) / СПС «Консультант Плюс».

[10] Борьба с терроризмом. Нормативные и международно-правовые акты с комментариями.

— Под ред. В. П. Емельянова. — М.: Мир, 2018.

— 520 с.

[11] Федеральный закон от 28.04.2023 г. № 157-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» СПС «Консультант Плюс».

Spisok literatury:

[1] The concept of countering terrorism in the Russian Federation (approved by President of the Russian Federation 05.10.2009) //Rossiyskaya Gazeta, No. 198. - 20.10.2009.

[2] Koshel P.A. History of Russian terrorism. -M.: Voice, 1995. - S. 18; Mushroom, N. N. Crimino-logical aspects of countering terrorism in modern Russia: dis.... cand. jurid. sciences. - St. Petersburg, 2005. - S. 14.

[3] Petrishchev V.E. What is terrorism, or Introduction to terrorology. - M.: KRASAND, 2013. -464 s.

[4] Chronology of terrorist acts. Russia 18661911 - Politics (Who Is) - No. ewsLa No. d URL: https ://No. Ewsla No. d.com/post/1847620-khro

No. Ologiia-terroristicheskikh-aktov-rossiia-1866 -1911-gg (date of appeal 25.06.2023).

[5] Gogin A.A. Legal foundations of the fight against terrorism in pre-revolutionary Russia//Sym-bol of science. 2016. - №12-3. - p. 67-74.

[6] Decree of the All-Russian Central Executive Committee of 01.06.1922 "On the Enactment of the Criminal Code of R.S.F.S.R." (together with the "Criminal Code of R.S.F.S.R." )//SPS "Consultant Plus."

[7] Mozokhin O.B. The fight of the Soviet state security agencies against terrorism. - M.: Kuchkovo field, 2016. - FROM 72.

[8] Askhabov M.A. Development of the criminal legislation of Russia in the field of terrorism/Young scientist. — 2019. — № 45 (283). - S. 61-64.

[9] The Criminal Code of the RSFSR (approved by Armed Forces of the RSFSR 27.10.1960) (as amended by 30.07.1996) /SPS "Consultant Plus."

[10] The fight against terrorism. Normative and international legal acts with comments. - Ed. V.P. Emelyanova. - M.: World, 2018. - 520 s.

[11] Federal Law No. 28.04.2023 of 157-FZ "On Amendments to the Criminal Code of the Russian Federation and Article 151 of the Criminal Procedure Code of the Russian Federation" SPS "Consultant Plus."

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.