УДК 334,021 ББК 65,290 Т-81
К ВОПРОСУ ОБ ИССЛЕДОВАНИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ИНСТИТУТОВ БИЗНЕС-СТРУКТУР И ГОСУДАРСТВА В РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ
СИСТЕМЕ
Тухсанбоева Хуршеда Махмудовна,
соискатель кафедры экономики и предпринимательства ИЭТ ТГУК (Худжанд, Таджикистан)
ОИД БА ТАЩИЦИ Х,АМКОРИИ НЩОДХОИБИЗНЕС-СОХТОРХ,О ВА ДАВЛАТ ДАР НИЗОМИИЦТИСОДИИ
МИНТАЦА
TO THE ISSUES CONCERNED WITH THE STUDY OF INTERACTION BETWEEN THE INSTITUTES OF BUSINESS STRUCTURES AND STATE IN THE REGIONAL ECONOMIC SYSTEM
Тухсанбоева Хуршеда Махмудовна,
унвонцуи кафедраи щтисодиёт ва соуибкории ДИС ДДТТ (Тоцикистон, Хуцанд)
Tukhsanboeva Khursheda Mahmudovna, applicant of the department of Economics and Entrepreneurship under the IET TSUC (Tajikistan, Khujand)
Ключевые слова: институциональная среда, институциональная плотность, малый и средний бизнес, инфраструктура, бизнес-структуры, государственно-частное партнерство, бизнес-инкубаторы, внешние институты
Исследуется формирование и развитие институциональной бизнес-среды в Республике Таджикистан. Дана оценка современного состояния институциональной бизнес-среды. С рассмотрением сущности институциональной среды с позиции видных ученых-экономистов выявлены её особенности. Изложено мнение, что в ходе проведения рыночных реформ были упущены некоторые моменты, касающиеся создания более благоприятной бизнес-среды. Предлагается совершенствование институциональной среды малого и среднего бизнеса на региональном уровне, которое непосредственно связано с эффективной организацией производственно-хозяйственных отношений и с развитием экономического потенциала регионов и в целом национальной экономики. Предполагается, что оптимальное решение указанной задачи заключается в партнерстве государства и бизнес-структур при создании и реализации необходимых институтов. Выделены меры, реализация которых может в дальнейшем повлиять на совершенствование институциональной бизнес-среды в Таджикистане.
Калидвожа^о: мууити институтсионалй, зичии институтсионалй, бизнеси хурд ва миёна, инфрасохтори сохторуои со^ибкорй, уамкории давлат ва бахши хусуси, бизнес-инкубаторуо, муассисауои беруна
Ташаккул ва рушди мууити институтсионалии со^ибкорй дар Чумуурии Тоцикис-тонро мавриди тащиц царор гирифтааст. Х,олати кунуниимууити институтсионалии
соуибкори дар цумуури арзёби шудааст. Моуияти мууити институтсионалиро аз нуцтаи назари олимони намоёни ицтисоддон барраси намуда, хусусиятуои он дар Чумуурии Тоцикистон ошкор карда шудааст. Зикр гардидааст, ки дар цараёни ислоуо-ти бозори баъзе нуктауои марбут ба фароуам овардани фазои мусоиди барои бизнес дар цумуури аз мадди назар берун мондаанд. Такмили мууити институтсионалии соуибко-рии хурду миёна дар сатуи минтацави, ки мустациман ба ташкили самарабахши муносибатуои истеусоливу хоцагидори ва рушди ицтидори ицтисодии минтацауо ва умуман ицтисодиёти кишвар вобастагии бевосита дорад, пешниуод гардидааст. Роуи беутарини вазифаи мазкур шарикии давлат ва сохторуои соуибкори дар самти таъсис ва татбици институтуои зарури маусуб шудааст. Тадбируое пешниуод гардидаанд, ки татбици онуо ба такмили минбаъдаи мууити институтсионалии бахши соуибкори дар Чумуурии Тоцикистон мусоид карда метавонад.
Key words: institutional environment, institutional density, small and medium-sized businesses,
infrastructure, business structures, state-private partnerships, business incubators, external
institutions
The article dwells on the formation and development of the institutional business environment in Tajikistan Republic. The author of the article adduces an assessment of the current state of the institutional business environment. In the course of consideration of the essence of the institutional environment from the position ofprominent scientists-economists she reveals its peculiarities. In conformity with the author's opinion one can assert that while conducting market reforms certain points were missed regarding a creation of a more favorable business environment. It is proposed to improve the institutional environment of both small and medium-sized businesses at the regional level which is directly related to an effective organization of industrial-economic relations and development of economic potential of the regions and national economy, upon the whole. It is assumed that optimal solution in regard to the relevant problem lies in the partnership of the state and business structures in reference to creation and implementation of the necessary institutions. In her article the author identifies those measures whose implementation may subsequently affect an improvement of the institutional business environment in Tajikistan.
В экономической литературе дискуссионной проблемой, обсуждаемой учеными-экономистами, остается проблема определения соотношения уровней управления экономическими системами. Сторонники различных экономических школ (неоклассический, институциональной, неоинституциональной, эволюционной и др.) предлагают свой взгляд на решение проблем, что затрудняет формулирование однозначного вывода о наиболее эффективном соотношении уровней управления экономическими системами.
Сегодня в Республике Таджикистан принимаются все необходимые меры для развития сферы бизнеса и повышения её экономического и финансового потенциала. Принятие законов «О моратории на проверки деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства в сфере производства» и «О других обязательных платежах в бюджет», внесение изменений в Таможенный и Налоговый кодексы в целях обеспечения благоприятных условий развития производственного бизнеса являются примерами подобных мер. В своем очередном Послании Президент Республики Таджикистан отметил
необходимость совершенствования институциональной среды малого бизнеса в стране, при этом важный акцент делается на знания и опыт субъектов бизнеса. В Послании отмечается: «С целью повышения правовых, финансовых и экономических знаний предпринимателей, оказания помощи в разработке бизнес-проектов и поиска путей их реализации, в особенности для новообразованных субъектов предпринимательства, а также привлечения молодежи к предпринимательской деятельности, Правительству Таджикистана необходимо принять конкретные меры для организации в городах и районах центров обслуживания предпринимателей, которые одновременно могут выполнять задачи бизнес-инкубаторов» [1, с. 6-47].
Совершенствование институциональной среды начинается с формулирования научных позиций, которые предполагают анализ научных идей. В частности, среди комплекса идей, предлагаемых неоклассической теорией, важная роль отводится идее о доминировании маржиналистского подхода к анализу экономической деятельности. Она основана на ограниченности экономических ресурсов, определяющей взаимоотношения между человеком и окружающей средой. По данной идее, развитие экономической системы достигается на основе её равновесного состояния, которое характеризуется ростом макроэкономических показателей. Однако использование количественных показателей не отражает влияния качественных изменений [2, с. 3-4].
Переход к рыночной экономике, наряду с расширением сферы самостоятельности хозяйствующих субъектов, требует решения вопросов, касающихся современного экономического механизма их хозяйствования. В решении этих вопросов важную роль может сыграть применение институциональной концепции в контексте частно-государственного партнёрства в различных сферах бизнеса.
Обеспечение развития экономики Таджикистана в современных условиях во многом зависит не только от эффективности использования всех факторов производства, укрепления материально-технической базы, инновационной и инвестиционной деятельности, но и от учёта влияния экономических институтов. Создание институтов является важнейшей задачей государства. Именно это и является важной формой взаимодействия государства и бизнеса в хозяйственном развитии. Исходя из этого мы полагаем, что важнейшая форма партнёрства государства и бизнеса в региональной экономике возникает в направлении формирования и развития различных институтов бизнеса.
Исследование процесса становления рыночных отношений в Республике Таджикистан показывает, что появление негативных явлений, ошибок и в ряде случаев - правил, в значительной мере вызвано отсутствием экономической теории, адекватной переходному периоду. Анализ хода реформ указывает на принятие к руководству к действию афоризма Адама Смита о «невидимой руке» рынка.
Необходимо отметить, что в ходе проведённых реформ не было учтено значение общественных установок, культуры, вообще социума в формировании индивидуума, его интересов, склонностей, способа ведения активной хозяйственной деятельности в странах с развитой рыночной экономикой. Важное место отводилось построению рыночных институтов, смысл существования которых заключался в организации взаимоотношений между людьми и обществом. При этом особое негативное влияние на ход экономических реформ в республике оказывает отсутствие четко сформулированных целей и задач.
Основоположник институционализма Т. Веблен в книге «Теория праздного класса» с
одной стороны рассматривал институты как «привычный образ мысли, руководствуясь которым живут люди», а с другой стороны - как «привычные способы реагирования на стимулы, которые создаются изменяющимися обстоятельствами» [8, с. 194].
Следовательно, сущность институтов можно рассматривать как формы экономической, социальной и политической организации, законодательной системы и даже религии, которые определяют основу совокупности социальных норм и стандартов поведения, установок и схем мировосприятия, усвоенных широкими слоями населения. Другими словами, экономические институты, которые включает в себя также ценности и взгляды людей, определяют взаимодействие населения, ресурсов и технологий в экономике.
Согласно этому определению, экономические институты высокого уровня (национальная экономика), такие как социальная структура общества, политический режим, идеологические убеждения, так и низкого уровня (компании, профессиональные союзы, система образования и даже структура семьи) оказывают воздействие на функционирование экономики. В настоящее время отсутствует системный подход к отражению в полном объёме влияния различных институтов на функционирование экономики. Такое положение требует определения круга институтов, относящихся к изучаемому вопросу, чтобы, проанализировав, рассматривать их взаимодействие с другими институтами.
Экономические реалии современной экономики Таджикистана не позволяют говорить о создании традиционных рыночных институтов, присущих странам с опытом рыночной экономики в организации и регулировании рыночных отношений. Однако, на наш взгляд, рынок в Таджикистане будет полностью сформирован и начнёт успешно функционировать только тогда, когда цели экономических организаций будут способствовать формированию достаточной мотивации для этого у хозяйственных субъектов.
Соответственно, необходимость своевременного создания рыночных институтов являются основой обеспечения эффективного функционирования сферы бизнеса в республике. Именно эти институты, организуя встречи продавцов и покупателей, будут способствовать установлению относительно равновесных потребностей и предложений, создадут реальные возможности для решения проблемы обеспечения субъектов хозяйствования необходимыми ресурсами и формирования конкурентной среды для участников рынка труда.
Решение этих задач требует разработки и осуществления нескольких экономических мер и инструментов, к которым можно отнести следующие.
Во-первых, формирование гибкой экономической политики государства с целью обеспечения эффективного воспроизводственного процесса субъектами малого и среднего бизнеса во всех отраслях национальной экономики. Во-вторых, создание эффективных финансовых инструментов, способствующих притоку инвестиционных ресурсов в развитие региональных экономик. В-третьих, осуществление государственного регулирования экономического развития с помощью эффективных экономических, а не административных мер.
Совокупность основных политических, социальных и юридических правил, которые образуют базис для производства, обмена и распределения, определяется в институциональной теории как институциональная среда общества. При этом институты стали определять ход развития ситуаций и процессов в экономике: именно в этом и отражается их роль в экономическом механизме. Здесь целесообразным становится рассмотрение
сущности «институтов» как экономической категории.
Среди экономистов-теоретиков пока нет единого мнения о включении в систему институтов экономических институтов (фирм, предприятий). Если исходить из позиции Д. Норта, который определяет институты как «нормы и правила» [3,а 6], то можно полагать, что в научном смысле институты обеспечивают взаимодействие хозяйствующих субъектов.
Отсюда следует, что институты возникают в рамках экономической системы, которая представляет собой совокупность элементов, которые образуют определенную целостность, единство, обладают новыми качественными характеристиками, не содержащимися в образующих их элементах. Эти элементы находятся в связях друг с другом, выступая в роли субъектов и объектов экономической деятельности. Связи могут быть социально-экономическими, организационно-экономическими и технико-экономическими. Входом для социально-экономических связей являются определенные производственные отношения людей в обществе, т. е. институты, а выходом -воспроизведенная система производственных отношений, которые имеют определенное соотношение экономических традиций, навыков и нововведений.
Включение экономических организаций в институциональную систему является правомерным с точки зрения осуществления экономической деятельности субъектов в рамках объектов, где они путем коллективных действий выбирают правила игры в обществе. Следовательно, экономические организации своим названием определяют правила поведения коллектива или группы. При этом название экономической организации является выразителем их интересов, стимулов, т.е. отношения к внешним изменениям. Это достаточно стойкие формы организации и регулирования совместной деятельности людей.
На наш взгляд, такой подход важен также при определении сущности институциональной системы, которая образуется как совокупность экономических институтов. Экономические институты представляют собой набор экономических правил, определяющих отношения собственности [5, с. 205]. Отношения собственности в свою очередь определяются отношением экономических агентов к праву владения, пользования и распоряжения объектами собственности.
Институциональная среда общества является более емкой и определяет институциональную структуру общества. Она состоит из определенного набора институтов, которые создают модель экономического поведения, определяют ограничения для хозяйствующих субъектов и обеспечивают им эффективное взаимодействие в рамках экономической системы.
Понятие «институциональная среда» объединяет совокупность социально-экономических институтов. Они в свою очередь определяют основу для институционального строительства и состоят из отдельных подсистем, т.е. разноуровневых институтов. Институциональная среда является своего рода основой для развития институциональных изменений. Важно отметить, что уровень развития институциональной среды общества зависит от двух основных факторов: плотности и иерархической структуры институциональной среды. Именно эти факторы не только устанавливают степень регулирования отношений хозяйствующих субъектов в обществе, но и, формируя их, отбирают наиболее эффективные экономические и социальные институты. Следовательно, институциональная
среда образует особого рода матрицу развития общества, которая обеспечивает высокий уровень взаимодействия и контактов между институтами.
Институциональная плотность определяется показателем наиболее существенного восприятия индивидами или социальными группами достаточной степени регулирования их отношений в тех сферах, где они осуществляют свою деятельность. Основными факторами, которые определяют институциональную плотность в обществе, являются:
- многоуровневая система экономических и социальных институтов, которая необходима для уменьшения их негативного влияния на экономику. К ним относятся различные формальные и неформальные институты;
- наличие различных соглашений и контрактов, которые определяют степень взаимодействия и взаимосвязи институтов на основе общих правил и норм поведения;
- согласованность институтов при адаптировании к быстро меняющимся условиям хозяйствования, происходящим в экономической системе.
Недостаточная плотность институциональной среды отрицательно влияет на взаимодействия субъектов рыночных отношений при осуществлении экономической деятельности. Следует сказать, что недостаточная насыщенность отмечается так в сфере формальных, так и неформальных институтов.
В неформальной институциональной среде её ненасыщенность характеризуется неполнотой контрактных отношений, неформальной договоренностью, что приводит к увеличению выгоды между партнерами.
Характерными чертами недостаточного развития формальных институтов выступает ослабление позиции государства в построении иерархической системы регулирования экономической деятельности хозяйствующих субъектов. Например, государство, формируя правовую базу функционирования малого бизнеса в стране, не обращает достаточного внимания на механизм реализации законов и иных юридических норм.
Однако избыточность институциональной среды может негативно повлиять на эффективное функционирование экономической системы. Особенно такая ситуация возникает при установлении формальных норм и правил хозяйствования. Для Таджикистана, где происходит смена общественного устройства, принятые законы и экономические кодексы не всегда стимулируют активизацию экономической деятельности малого бизнеса. В частности, Налоговый кодекс Республики Таджикистан, несмотря на внесение различных изменений и дополнений в его старую редакцию и принятие Налогового кодекса в новой редакции в январе 2013 г., сохранил фискальный характер.
Таким образом, основная проблема при формировании развитой рыночной экономики заключается в достижении плотности и иерархической структуры институциональной среды. Эти факторы в совокупности могут способствовать осуществлению экономических и социальных действий на основе установленных правил поведения, санкционированных законом или обычаем.
Только оптимальная плотность и иерархическая структура являются основой для создания стабильных и предсказуемых условий для экономической деятельности хозяйствующих субъектов.
На наш взгляд, для становления и развития рыночной экономической системы в Республике Таджикистан, является достижимой институциональная плотность на основе учета ряда закономерностей, к которым относятся:
- целесообразность формирования базовых институтов институциональной среды и обеспечение условий их эффективного взаимодействия, сохранение социальной преемственности и общественной эволюции при формировании плотности институциональной среды, т.е. соблюдение инертности эволюционных изменений в неформальных институтах;
- содействие успешному взаимодействию индивидов и социальных групп для закрепления достаточного уровня легитимного социального взаимодействия. По нашему мнению, учет указанных выше закономерностей будут способствовать оптимизации плотности институциональной среды в республике.
Важно отметить, что формирование институциональной среды сопряжено с необходимостью скорейшего решения проблемы становления ее институциональной структуры.
Проблема должна быть решена с позиции структурных и функциональных аспектов формирования институциональной структуры. Структурный аспект включает определение его элементов и их закономерных связей в удовлетворении основных потребностей общества, а функциональный - установление внутреннего механизма взаимодействия элементов для поддержки их совместной деятельности на основе устойчивых образцов поведения, идей и стимулов. Как отмечает М. М. Скорев, «институциональная структура -это определенный упорядоченный набор институтов, создающих матрицу экономического поведения, определяющих ограничения для хозяйствующих субъектов, которые формируются в рамках той или иной системы координации хозяйственной деятельности» [6, а 191]. Таким образом, институциональная структура является основой институциональной среды и ее формирование необходимо для успешного функционирования хозяйствующих субъектов рыночной экономики.
Исследование институциональной среды в переходной экономике показывает, что значимым вопросом является определение ее иерархической структуры. Иерархия институтов способствует установлению значимости отдельных из них в решении социально-экономических задач общества, хотя, как указывают многие исследователи, проведение четких границ между ними очень затруднительно.
Иерархичность институтов устанавливается с учетом различных признаков, в некоторой степени позволяющих установить их границы. Так, правила более высокого уровня объединяют значимые и крупные институты, а правила низкого уровня - составные части крупных институтов.
Институты высокого уровня называют также базовыми институтами, так как они обладают системообразующим свойством. К ним относятся институты собственности, государство и рынок. Именно базисные институты являются носителями государственной экономической и социальной политики. При этом нельзя исключать, что существуют также неформальные институты, которые не всегда могут строить взаимодействие на основе норм и правил, установленных государством. Отсюда следует, что иерархичность институциональной структуры строится также по признаку отнесения институтов к формальным и неформальным. Кроме того, иерархическая институциональная структура устанавливается по признаку пространственного или функционального строения институтов. По пространственному признаку взаимодействия выделяют макроин-ституциональную, мезоинституциональную, микроинституциональную и инновационную институциональную среду. На наш взгляд, использование данного признака вполне
отражает институциональную среду общества. Властные структуры, образуя макроинсти-туциональную и мезоинституциональную среду, регулируют взаимодействие институтов на уровне национальной и региональной экономики.
Особое место в институциональной среде занимают микроинституты, определяющие взаимодействие членов общества в коллективе (рис.1).
Рис. 1 Институциональная бизнес-среда в региональной экономике
Внутренняя институциональная среда экономических организаций, испытывая влияние внешних институтов, в свою очередь оказывает активное воздействие на формирование институциональной структуры. Одним из основных институтов внутренней среды является институт контрактов, который определяет не только взаимоотношения субъектов друг с другом, но и их приспособление к внешним институтам. Практически каждая организация обладает собственными специфическими культурными и функциональными «микроинститутами», комплекс которых можно идентифицировать с помощью наименования данной организации. Следовательно, внутренние институты экономических организаций определяют нормы и правила их взаимодействия с обществом, основу которого составляет корпоративное поведение.
Рисунок 2. Институты внешней институциональной среды экономических организаций
В нынешних условиях внутренняя и внешняя бизнес-среда в Республике Таджикистан находятся на стадии формирования и развития. По мнению российского ученого Г.Б. Клейнера, институциональная среда должна формироваться во всех сферах жизни общества на основе общественно-политических, социально-экономических, правовых, социокультурных, административно-управленческих и хозяйственных связей их членов [4, с. 240]. Поэтому в дальнейшем развитие институциональной среды должно иметь более широкий характер, его нацеленность - обеспечение стабильного и ускоренного развития сферы бизнеса в республике.
Исследуя институциональную среду малого и среднего бизнеса в Республике Таджикистан, отечественные исследователи Б. Нозимов и Р.С. Шокиров приходят к выводу, что сегодня на пути развития бизнес-среды в стране имеет место ряд преград. По их мнению, возникает необходимость в построении гибкой системы социальных гарантий для населения, включая социальную защиту субъектов малого и среднего предпринимательства. Такая система позволит не только нормализовать социальную напряженность в обществе, но и создаст большие возможности для модернизации предпринимательской деятельности в республике [7, с. 77-84]. Наряду с этим нужно подчеркнуть, что важным направлением развития бизнес-среды в стране является совершенствование механизма финансового рынка, особенно рынка ценных бумаг. Сегодня в республике вторичный рынок ценных бумаг почти не функционирует. Активное функционирование данного рынка во многом повлияло бы на развитие институциональной бизнес-среды в стране.
Таким образом, становление и развитие бизнес-структур в регионах выступает очагом повышения национального экономического потенциала. В последние годы в научных кругах ведутся активные дискуссии вокруг данного вопроса. Предполагается, что
дальнейшие развитие бизнес-структур тесно связано с развитием кооперационных отношений и с кластеризацией региональной экономики. Исходя из этого в дальнейшем возникает необходимость решения ряда первоочередных задач, к которым относятся следующие:
- создание более благоприятных условий взаимодействия субъектов малого и среднего бизнеса в рамках кооперационных связей в целях совершенствования институциональной среды, в механизме которой непосредственно участвует государство;
- повышение значения отраслевых кластеров, позволяющих сформировать бизнес-структуру в регионах;
- установление норм и правил, обеспечивающих принципы рыночной свободы субъектов малого и среднего бизнеса;
- изучение и внедрение опыта развитых стран, адекватного условиям Республики Таджикистан, в создании институциональной бизнес-среды.
Список использованной литературы:
1. Послание Президента Республики Таджикистан Эмомали Рахмона Маджлиси Олии Республики Таджикистан от 26.12.2018. - С.6-47. (Дата обращения: 10.09.2019).
2. Нестеренко А. Н. О чем не сказал Уильям Б.; вклад XX столетия в философию экономической деятельности //Вопросы экономики. 2001. №7. - С.3-4.
3. Норт Д. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики. -М.: Фонд экономической книги «Начало», 1997. - 180 с.
4. Клейнер Г.Б. Эволюция институциональных систем. -М.: Наука, 2004. - 240 с.
5. СажинаМ. А., Чибриков Г. Г. Экономическая теория: учебник для вузов. -М.: Норма, 2001. -205 с.
6. Скорев М.М. Модернизация институциональной структуры российской системы образования. - Ростов-н-Д.: Изд-во Рост. ун-та, 2004. - С.191.
7. Нозимов Б., Шокиров Р.С. Современное состояние развития институциональной среды малого предпринимательства в Республике Таджикистан // Вестник ТГУПБП.- Худжанд, 2015. - №4 (65) - С.77-84.
8. Веблен В. Теория праздного класса. - М.: Прогресс, 1984. - 183 с.
Reference Literature:
1. The Message of Tajikistan Republic President Emomali Rakhmon to the Parliament of the Country (Majlisi Oli)dated 12/26/2018. - pp. 6-47. (Date of request: 09/10/2019).
2. Nesterenko A.N. What William B. Did not Say; the XX-th Century Contribution into the Philosophy of Economic Activity //Issues of Economics. 2001. No. 7. - pp. 3 - 4.
3. Nort D. Institutes, Institutional Changes and Functioning of Economy. - M.: Fund of the book on economics "Beginning", 1997. - 180pp.
4. Kleiner G.B. Evolution of Institutional Systems. - M.: Science, 2004. - 240pp.
5. Sazhina M. A., Chibrikov G.G. Economics Theory: manual for higher schools. - M.: Norm, 2001.-205pp.
6. Skorev M.M. Modernization of the Institutional Structure of the Russian Education System. -Rostov-on-the Don: Publishing-house of Rostov University, 2004. - P. 191.
7. Nozimov B., Shokirov R.S. The Current State of the Development of the Institutional Environment of Small Business in Tajikistan Republic // Bulletin of the TSULBP.-Khujand, 2015. - No. 4 (65) -pp. 77-84.
8. Veblen V. Theory of Idle Class. - M.: Progress, 1984. - 183 pp.