Научная статья на тему 'К вопросу об исследовании уставных письменных памятников и свидетельств, относящихся к Саровскому монастырю. Атрибуция, гипотезы, общие идейно-содержательные особенности и выводы о монастырском издании 1896 г. «Советы и правила для новоначальных в Саровской пустыни»'

К вопросу об исследовании уставных письменных памятников и свидетельств, относящихся к Саровскому монастырю. Атрибуция, гипотезы, общие идейно-содержательные особенности и выводы о монастырском издании 1896 г. «Советы и правила для новоначальных в Саровской пустыни» Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
27
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
советы и правила / новоначальный / игумен Рафаил (Трухин) / устав Саровского монастыря / общежительный устав / преподобный Серафим Саровский / игумен Назарий / духовник иеромонах Илларион / игумен Нифонт (Черницын) / старцы Саровской пустыни / Иисусова молитва / Оптина пустынь / архимандрит Моисей (Путилов) / иеромонах Исаия (Путилов) / иеромонах Авель (Ванюков). / counsels and rules / novice / hegumen Raphael (Trukhin) / statute of the Sarov Monastery / communal rule / St. Seraphim of Sarov / hegumen Nazarius / hieromonk Illarion / hegumen Niphont (Chernitsyn) / elders of the Sarov Desert / Jesus Prayer / Optina Monastery / archimandrite Moses (Putilov) / hieromonk Isaiah (Putilov) / hieromonk Abel (Vanyukov).

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Дудоров Павел Николаевич

Исследуемая рукопись, известная лишь в виде уже напечатанной в конце XIX в. небольшой брошюры под названием «Советы и правила для новоначальных в Саровской пустыни», представляет собой авторитетный и уникальный уставной источник общежительной Саровской пустыни, сохранившийся до настоящего времени. Данный исторический документ еще не был атрибутирован, и он не изучен по своему содержанию. Целью исследования является предоставление достоверной информации об истории текста рукописи и изучение ее текста по идейному содержанию. В статье также раскрываются общие идейно-содержательные особенности рукописи. Поставленная цель достигается путем проведения сравнительно-смыслового анализа текста изученных архивных документов и изданий. В статье подняты вопросы о времени написания и авторстве рукописи, об основании для ее написания, возможном влиянии Оптиной пустыни. В связи с этим приведены гипотезы о внутримонастырских преобразованиях, направленных на улучшение организации духовного окормления братии обители. Важность изучения данного документа состоит в том, что в нем более подробно раскрывается и дополняется уставное киновийное бытование братии в обители. В «Советах и правилах» достоверно отражается подвижнический опыт саровских старцев, в разное время осуществлявших на практике следование монастырскому общежительному уставу. Этим обусловлена церковно-историческая значимость представленного документа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the Issue of Researching Statutory Written Monuments and Testimonies Relating to the Sarov Monastery. Attribution, Hypotheses, General Ideological and Content Characteristics, and Conclusions on the Monastery Edition of “Counsels and Rules for Novices in the Sarov Desert”, 1896

The manuscript under study is known only in the form of a small brochure printed at the end of the 19th century under the title “Counsels and Rules for Novices in the Sarov Desert” that survived to the present day. It represents an authoritative and unique statutory source of the Sarov Monastery. This historical document has not yet been attributed, nor has its content been studied yet. The aim of the research is to provide reliable information about the history of the manuscript and to study its content in terms of its ideas. Also revealed are some general ideological and content features of the manuscript. The goal is achieved through a comparative-semantic analysis of the texts of the archival documents and publications. The article raises questions about the time of writing and authorship of the manuscript, the basis for its writing, and the possible influence of the Optina Monastery. In this regard, hypotheses are presented concerning intra-monastic transformations aimed at improving organization of spiritual care for the monastery brethren. This document is important to study because it reveals and complements the monastic communal life of the brethren in the Sarov Monastery in a more comprehensive way. “Counsels and Rules” authentically reflects the ascetic experience of the Sarov elders who followed in practiced the monastic communal rule at different times. This accounts for the church-historical significance of the presented document.

Текст научной работы на тему «К вопросу об исследовании уставных письменных памятников и свидетельств, относящихся к Саровскому монастырю. Атрибуция, гипотезы, общие идейно-содержательные особенности и выводы о монастырском издании 1896 г. «Советы и правила для новоначальных в Саровской пустыни»»

ХРИСТИАНСКОЕ ЧТЕНИЕ

Научный журнал Санкт-Петербургской Духовной Академии Русской Православной Церкви

№ 4 2023

Иеромонах Павел (Дудоров)

К вопросу об исследовании уставных письменных

памятников и свидетельств, относящихся к Саровскому монастырю. Атрибуция, гипотезы, общие идейно-содержательные особенности и выводы о монастырском издании 1896 г. «Советы и правила для новоначальных в Саровской пустыни»

УДК 271.2-788-055.1-9:930 DOI 10.47132/1814-5574_2023_4_305 EDN DRTSRP

Аннотация: Исследуемая рукопись, известная лишь в виде уже напечатанной в конце XIX в. небольшой брошюры под названием «Советы и правила для новоначальных в Саровской пустыни», представляет собой авторитетный и уникальный уставной источник общежительной Саровской пустыни, сохранившийся до настоящего времени. Данный исторический документ еще не был атрибутирован, и он не изучен по своему содержанию. Целью исследования является предоставление достоверной информации об истории текста рукописи и изучение ее текста по идейному содержанию. В статье также раскрываются общие идейно-содержательные особенности рукописи. Поставленная цель достигается путем проведения сравнительно-смыслового анализа текста изученных архивных документов и изданий. В статье подняты вопросы о времени написания и авторстве рукописи, об основании для ее написания, возможном влиянии Оптиной пустыни. В связи с этим приведены гипотезы о внутримонастырских преобразованиях, направленных на улучшение организации духовного окормления братии обители. Важность изучения данного документа состоит в том, что в нем более подробно раскрывается и дополняется уставное киновийное бытование братии в обители. В «Советах и правилах» достоверно отражается подвижнический опыт саровских старцев, в разное время осуществлявших на практике следование монастырскому общежительному уставу. Этим обусловлена церковно-историческая значимость представленного документа.

Ключевые слова: советы и правила, новоначальный, игумен Рафаил (Трухин), устав Саровского монастыря, общежительный устав, преподобный Серафим Саровский, игумен Назарий, духовник иеромонах Илларион, игумен Нифонт (Черницын), старцы Саровской пустыни, Иисусова молитва, Оптина пустынь, архимандрит Моисей (Путилов), иеромонах Исаия (Путилов), иеромонах Авель (Ванюков).

Об авторе: Иеромонах Павел (Дудоров Павел Николаевич)

Соискатель на степень кандидата богословия, аспирант кафедры церковной истории Московской духовной академии, насельник мужского монастыря святых первоверховных апостолов Петра и Павла г. Светлограда Ставропольского края.

E-mail: pavelD1500@yandex.ru OCRID: https://orcid.org/0009-0006-0046-8000

Для цитирования: Павел (Дудоров), иером. К вопросу об исследовании уставных письменных памятников и свидетельств, относящихся к Саровскому монастырю. Атрибуция, гипотезы, общие идейно-содержательные особенности и выводы о монастырском издании 1896 г. «Советы и правила для новоначальных в Саровской пустыни» // Христианское чтение. 2023. № 4. С. 305-315. Статья поступила в редакцию 28.12.2022; одобрена после рецензирования 10.02.2023; принята к публикации 21.03.2023.

KHRISTIANSKOYE CHTENIYE [Christian Reading]

Scientific Journal Saint Petersburg Theological Academy Russian Orthodox Church

No. 4 2023

Hieromonk Pavel (Dudorov)

On the Issue of Researching Statutory Written Monuments and Testimonies Relating to the Sarov Monastery. Attribution, Hypotheses, General Ideological and Content Characteristics, and Conclusions on the Monastery Edition of "Counsels and Rules for Novices in the Sarov Desert", 1896

UDK 271.2-788-055.1-9:930 DOI 10.47132/1814-5574_2023_4_305 EDN DRTSRP

Abstract: The manuscript under study is known only in the form of a small brochure printed at the end of the 19th century under the title "Counsels and Rules for Novices in the Sarov Desert" that survived to the present day. It represents an authoritative and unique statutory source of the Sarov Monastery. This historical document has not yet been attributed, nor has its content been studied yet. The aim of the research is to provide reliable information about the history of the manuscript and to study its content in terms of its ideas. Also revealed are some general ideological and content features of the manuscript. The goal is achieved through a comparative-semantic analysis of the texts of the archival documents and publications. The article raises questions about the time of writing and authorship of the manuscript, the basis for its writing, and the possible influence of the Optina Monastery. In this regard, hypotheses are presented concerning intra-monastic transformations aimed at improving organization of spiritual care for the monastery brethren. This document is important to study because it reveals and complements the monastic communal life of the brethren in the Sarov Monastery in a more comprehensive way. "Counsels and Rules" authentically reflects the ascetic experience of the Sarov elders who followed in practiced the monastic communal rule at different times. This accounts for the church-historical significance of the presented document.

Keywords: counsels and rules, novice, hegumen Raphael (Trukhin), statute of the Sarov Monastery, communal rule, St. Seraphim of Sarov, hegumen Nazarius, hieromonk Illarion, hegumen Niphont (Chernitsyn), elders of the Sarov Desert, Jesus Prayer, Optina Monastery, archimandrite Moses (Putilov), hieromonk Isaiah (Putilov), hieromonk Abel (Vanyukov).

About the author: Hieromonk Pavel (Dudorov Pavel Nikolaevich)

Postgraduate Student at the Department of Church History of Moscow Theological Academy, Resident of the Male Monastery of the Holy First-Called Apostles Peter and Paul in Svetlograd, Stavropol Krai. E-mail: pavelD1500@yandex.ru OCRID: https://orcid.org/0009-0006-0046-8000

For citation: Pavel (Dudorov), hierom. On the Issue of Researching Statutory Written Monuments and Testimonies Relating to the Sarov Monastery. Attribution, Hypotheses, General Ideological and Content Characteristics, and Conclusions on the Monastery Edition of "Counsels and Rules for Novices in the Sarov Desert", 1896. Khristianskoye Chteniye, 2023, no. 4, pp. 305-315.

The article was submitted 28.12.2022; approved after reviewing 10.02.2023; accepted for publication 21.03.2023.

Общая информация об уставе и уставных текстах Саровского монастыря

Известная сейчас и в историческом прошлом знаменитая Свято-Успенская Саров-ская пустынь была основана в 1706 г. Письменный общежительный устав был положен в основу первой монашеской общины и сохранил свое непосредственное влияние на всем протяжении существования киновийной обители. Монастырский Типик сохранился до настоящего времени как в рукописях (см.: [Павел Дудоров, 2023]), так и в печатном издании 1897 г. (Устав общежительныя Сатисо-Градо-Саровския пустыни, 1897)1. Устав в печатном варианте состоит из двух частей: 1. Правила иноческого общежития; 2. О церковном богослужении и о молитвенных правилах. Устав представляет собой дисциплинарно-богослужебный текст с систематизированными принципами и положениями, характерными в общих чертах для монастырского Типика. При этом само практическое бытование и организация монашествующей братии в Саровской пустыни были основаны на киновийном образе жизни, заимствованном из сокровищницы монастырского святоотеческого церковного Предания.

В Саровской обители основным было именно общежительное бытование братии. Среди малого количества монашествующих отшельничество являлось весьма редким. Анахоретское жительство в Саровском лесу не наблюдалось столь распространенно, как, например, в Валаамской обители. Скитское же жительство проявлялось в саровских лесных и других хозяйственных т.н. «пустынках», которые были своего рода подобием скитов-хозяйств, где трудились братия вместе с послушниками и наемными рабочими: «Большинство монастырских пустынок представляли собой как бы небольшие поселки с комплексом необходимых жилых и хозяйственных строений с ведущим к ним дорогами, участками обработанной земли и с постоянным населением (монашествующие, постоянные и временные рабочие)» [Подурец]2.

До настоящего времени в архивах сохранились конкретные уставные тексты (см.: [Павел Дудоров, 2022а]), которые непосредственно дополняют и раскрывают характерные особенности общежительного бытования братии в Саровской обители. По сегодняшний день они остаются неизученными3. Одним из таких уставных памятников можно назвать «Советы и правила для новоначальных в Саровской пустыни». В связи с этим возникает вопрос об атрибуции данной рукописи в ее печатном издании с целью ее дальнейшего изучения и выявления идейно-содержательных особенностей текста, которые и будут показаны ниже.

Свидетельство о рукописном исходном тексте для издания «Советов и правил для новоначальных»

Согласно архивным данным, печатное издание «Советы и правила для новоначальных в Саровской пустыни» было сделано с рукописи, которая была представлена к печати (ЦГАРМ. Ф. 1. Оп. 1. Д. 1209. Л. 1 об.) игум. Рафаилом (Трухиным; 1890-1894). Саровский игумен Рафаил так свидетельствует о рукописном тексте в своем рапорте Иерониму, епископу Тамбовскому и Шацкому (ЦГАРМ. Ф. 1. Оп. 1. Д. 1209. Л. 3-3 об.): «Осмеливаемся приложить и еще небольшую книжицу, содержащую краткия наставления прежних старцев Саровской пустыни вновь поступающим в братство оной и, если

1 Исследование об атрибуции Саровского устава см. в: [Павел Дудоров, 2022б, 37].

2 Там, где были монашествующие, там также совершалась молитва и уставное правило, согласно уставу Саровского монастыря. Ввиду этого «пустынки» вполне могли выполнять также и богослужебную функцию, связанную с ежедневным отправлением обязательной молитвы и молитвенного правила.

3 Одним из первых, кто в конце XIX в. начал заниматься общим описанием Саровского устава, был иером. Порфирий (Порфирий, 1892). В современные годы сделано лишь несколько первоначальных попыток исследования текста Саровского устава: [Романенко, 2004; Суздаль-цева, 2001].

Ваше Преосвященство признает оною полезною и целесообразною, почтительнейше просим Вашего Архипастырскаго благословения и разрешения напечатать и оную для выдачи новоначальным братиям обители» (ЦГАРМ. Ф. 1. Оп. 1. Д. 1209. Л. 3 об.)4. «Советы и правила для новоначальных в Саровской пустыни» были изданы5 в Москве в частной типографии Варвары Гацук, известной в то время (кон. XIX — нач. XX вв.) своими изданиями книг и журналов6. Следует заметить, что оригинальный рукописный текст «Советов и правил для новоначальных» пока еще не обнаружен в архивах.

Атрибуция рукописи, представленной в печатном издании

Относительно времени написания данной рукописи можно предложить следующие обоснованные рассуждения. Примечательно, что в «Советах и правилах» присутствует такое упоминание о прп. Серафиме Саровском: «блаженной памяти отец Серафим» (Советы и правила, 1896, 30). То есть иером. Серафим упоминается как уже почивший. Особенное внимание представляет собой также наставление старца о разумной суточной потребности во сне для монашествующих7. Данное поучение повторяет то, которое находится в «Житии старца Серафима» 1863 г. издания (Житие старца Серафима, 2002, 22).

Кроме этого, косвенным подтверждением искомой даты составления рукописи служит тот факт, что упоминаемый в «Советах и правилах для новоначальных» обычай употребления чая был введен в обители в 20-х гг. XIX в. (Саровская общежительная пустынь, 1908, 116). Таким образом, исследуемые нами «Советы и правила» могли быть написаны (или представлены в окончательной редакции), по крайней мере, не ранее 1833 г. (т. е. даты блаженной кончины Саровского старца. — иером. П.) и не позднее 1863 г. В связи с этим можно сделать гипотетический вывод о том, что данная рукопись имеет как terminus post quem сер. XIX в. Само же составление данного документа может относиться ко времени управления Саровской пустынью игум. Исаией II (Путиловым; 1842-1858)8.

Примечательно, что в в процессе определения даты написания или составления «Советов и правил» было найдено архивное упоминание о некоем рукописном труде под названием «Патерик или отечник, достопамятных мужей в Саровской пустыне подвизавшихся». Он был составлен библиотекарем иером. Иаковом (Невельским) не ранее 1850-х гг.9 И даже если предположить, что рукопись кратких поучений саровских старцев могла быть составлена из этого источника, это лишний раз может косвенно подтвердить, что предложенная нами ранее дата (не ранее сер. XIX в.) соответствует действительности.

Как уже было показано выше, сами «Советы и правила» представляют собой «краткие наставления прежних старцев (настоятелей, подвижников благочестия. — иером. П.)

4 Характерно также, что в Саровской обители «новоначальными» именуются именно послушники (Житие старца Серафима, 2002, 29).

5 Тираж данной брошюры составил всего лишь 2000 экземпляров (ЦГАРМ. Ф. 1. Оп. 1. Д. 1209. Л. 22).

6 См. подр.: [Типография Варвары Гатцук]. Примечательно, что Московским духовно-цензурным комитетом от «января 15 дня 1896 г.» была поставлена следующая резолюция: «печатать дозволяется» (Советы и правила, 1896, 2).

7 Первое издание поучений старца Серафима вышло в 1839 г. (Краткое начертание, 1839).

8 Далее будет представлен еще один возможный вариант даты составления «Советов и правил для новоначальных», связанный как со временем настоятельства игум. Нифонта (Черницина), так и с личностью духовника Саровского монастыря иером. Иллариона.

9 «Иеромонах Дорофей и другие, имена коих значатся в особо составленном нами томе книгою под названием: Патерик или отечник, достопамятных мужей в Саровской пустыне подвизавшихся» (ЦГАРМ. Ф. 1. Оп. 1. Д. 851. Л. 125). Данная рукопись до сих пор не найдена. Вполне возможно, что именно из этого «Патерика» и были заимствованы жизнеописания и поучения саровских старцев, представленные в книге иером. Авеля в 1860 г. (Авель Ванюков, 1860).

Саровской пустыни» (ЦГАРМ. Ф. 1. Оп. 1. Д. 1209. Л. 3 об.). Принимая во внимание это свидетельство, действительно логичным было бы утверждение, что местом написания исследуемого нами памятника необходимо считать Саровскую Успенскую общежительную пустынь.

Теперь необходимо раскрыть предположительно прямое или косвенное авторство данного историографического памятника. Возможно, что это был труд не только конкретного человека10, но и всей братии, собиравшей и хранившей поучения своих «достоблаженных старцев».

При определении святоотеческого влияния в исследуемом памятнике следует обратить внимание на то, что в «Советах и правилах» нет конкретных ссылок на святых отцов, есть только общие фразы: «отцы сказали» или «учения святых отцов и опыт доказывают» (Советы и правила, 1896, 5, 16). При исследовании данного памятника было найдено всего лишь одно указание на «Лествицу» прп. Иоанна (Советы и правила, 1896, 16, 19). Это примечательная деталь. И сама композиция текста скорее представляет собой компиляционную работу коллективного характера. Есть основания полагать, что данный напечатанный рукописный памятник написан, по крайней мере, в два этапа: 1. собирание непосредственных наставлений старцев; 2. составление комментариев на основные правила, взятые из письменного Устава Саровской обители. Интересно, что сами «Правила и советы» содержат указания, согласно которым можно говорить о том, что они были составлены под возможным влиянием строителя иером. Ефрема (Короткого)11. Кроме этого, при сравнении поучений старцев Саровской пустыни, представленных в книге иером. Авеля «Общежительная Саровская пустынь и достопамятные иноки в ней подвизавшиеся» (Авель Ванюков, 1860) с «Советами и правилами для новоначальных» нами были выявлены те старцы обители, наставления которых могли войти в краткие поучения «Советов и правил», а именно: строитель иеросхим. Димитрий (иером. Дорофей. — иером. П.) (Авель Ванюков: Учение об Иисусовой молитве, 1860, 28), строитель иером. Пахомий (Авель Ванюков, 1860, 79-80), строитель иером. Исаия (Авель Ванюков: Учение о молчании и немногословии, Учение о памяти смертной, 1860, 102-103). Особенное внимание следует обратить на наставления прп. Назария Саровского и духовника обители иером. Иллариона [Назарий Кондратьев, 1853, 182]. В «Наставлениях новоначальным» иером. Иллариона есть много точных совпадений по тексту со «Старческим наставлением отца Назария» (о ежедневном очищении совести, о молитве, о самоукорении и др.). Обоснованием для подобного явления может быть, на наш взгляд, тот факт, что иером. Илларион был учеником преподобного, что естественно объединяло их поучения по схожим темам, и поэтому составители рукописи, вполне возможно, посчитали разумным объединить наставления о. Иллариона и игум. Назария без конкретных ссылок на авторов этих наставлений. Интересно, что свои поучения о. Назарий называет «чиноположением» [Назарий Кондратьев, 1853, 65] правил. Таким образом, мы можем предположить, что те наставления, которые писали прежние саровские старцы, считались такими же важными и необходимыми для исполнения, как и сам монастырский устав. А сами старцы путем духовного делания выработали в себе «дух чиноположения», берущий свое начало от Саровского Типика.

Такие наставления игум. Назария, как «О пребывании в келлии и исхождении», «О немногословии при встрече с монастырскими братиями», очень близко соответствуют следующему поучению в «Советах и правилах»: «аще будут они к тебе что говорити, или тебя останавливати, то ты паки поклонись им, говоря: простите, иду за делом, имею нужду поспешить исполнением послушания». В «Советах

10 Здесь имеется в виду возможное влияние упомянутого выше иером. Иакова (Невельского) и его труда «Патерик или отечник, достопамятных мужей в Саровской пустыне подвизавшихся» (ЦГАРМ. Ф. 1. Оп. 1. Д. 851. Л. 125).

11 Об этом свидетельствует чин о поклонах, представленный в «кратких наставлениях». См.: (Советы и правила, 1896, 11-12). Подобный чин был составлен иером. Ефремом (ЦГАРМ. Ф. 1. Оп. 1. Д. 1145. Л. 58 об.).

и правилах» и в поучениях игум. Назария присутствуют одинаковые мысли о необходимости приходить «к началу богослужения церковного», читать в уме Иисусову молитву, если нет понимания (то есть из-за невозможности расслышать) чтения и пения церковного. Краткое правило об откровении помыслов, указанное в «Советах и правилах», взято из поучения преподобного о ежедневном очищении совести и откровении помыслов перед духовным отцом [Назарий Кондратьев, 1853, 57, 60-61].

Наставления общего духовника Саровской братии иером. Иллариона также содержат много смысловых и даже текстовых совпадений (в выражениях и словосочетаниях) с «Советами и правилами для новоначальных» (Авель Ванюков, 1860, 197-203). Весьма примечательно, что в книге иером. Авеля (Ванюкова) «Общежительная Саровская пустынь» 1860 г. поучения «чернеца Иллариона» называются «Наставления новоначальным» (Авель Ванюков, 1860, 192), что может свидетельствовать в пользу возможного утверждения, что именно эти поучения и послужили базовым источником (хотя и не основным) для составления «Советов и правил для новоначальных». Следует принять во внимание и тот факт, что иером. Илларион скончался 12 ноября 1841 г. В связи с этим, возвращаясь к вопросу о времени написания этой рукописи, можно гипотетически предположить, что «Советы и правила для новоначальных» могли быть составлены либо после 1833 г. при настоятеле пустыни игум. Нифонте (Черницыне; "^1842), либо при настоятеле Саровской пустыни игум. Исаии II12.

Внутримонастырские преобразования

как гипотетическое основание для написания

«Советов и правил для новоначальных в Саровской пустыни»

Весьма примечательно, что возможным основанием для написания данной рукописи, на наш взгляд, могло послужить тесное общение двух братьев Путиловых — настоятелей общежительных пустыней: Саровской и Оптиной. Было найдено одно из писем настоятеля Козельской Оптиной пустыни архим. Моисея (Путилова)13, который пишет в Саровскую пустынь к своему брату иером. Исаие II 3 сентября 1842 г. (ЦГАРМ. Ф. 1. Оп. 1. Д. 367. Л. 113-114 об.). Из контекста письма видно, что иером. Исаия написал первоначальное письмо о том, чтобы его брат помог ему в его «служении строительства столь большой Обители Саровской молитвами и наставлениями» (ЦГАРМ. Ф.1. Оп.1. Д.367. Л.113об.). В ответном письме14 архим.Моисей делится своими мыслями о том, что в Саровской обители необходимо назначить из «опытнейших братий» «помощников к духовному окормлению» насельников обители, особенно новоначальных» (ЦГАРМ. Ф.1. Оп.1. Д.367. Л.114об.). А в самом тексте «Советов и правил для новоначальных» как раз и присутствуют соответствующие понятия о духовных руководителях15: «назначенный старец», «старец по послушанию», «старец (духовный отец)», «опытный старец, указанный настоятелем», «старец или духовный отец» (Советы и правила, 1896, 6, 19, 26-30). В связи с этим есть основания утверждать, что гипотетически рукопись «Советы и правила для новоначальных

12 Иеромонах Исаия II был утвержден в должности настоятеля 11 апреля 1842 г. (см.: [Степаш-кин, 2009, 254]).

13 «В должности строителя о. Моисей утвержден 12 сентября 1826 г.» [Ераст Вытропский, 2005, 75].

14 Следует заметить, что писем архим. Моисея к своему брату игум. Исаие сохранилось в монастырской библиотеке на 1908 г. весьма много: «В библиотеке хранится объемистый том его писем к о. Исаш, из которых подробно явствует все, что с ним происходило за время с 1808 по 1852 год» (Саровская общежительная пустынь, 1908, 138).

15 Весьма конкретно сделано указание в «Советах и правилах» на тех, кто духовно окормляет новоначальных: «старайся подражать старцам и братиям, внимательно по Боге живущим», «испрашивай благословения настоятеля или духовнаго отца твоего, или данного тебе в руководители старца» (Советы и правила, 1896, 34).

в Саровской пустыни» как идея могла появиться под влиянием настоятеля Оптиной пустыни архим. Моисея (Путилова).

Кроме этого, исследуемая нами рукопись «Советы и правила для новоначальных в Саровской обители» могла явиться конкретным и своевременным плодом возможного внутримонастырского духовного преобразования в этой пустыни. В данном случае под внутримонастырскими переменами нужно скорее понимать качественное улучшение духовного окормления монастырской братии при существенном ее увеличении (о чем и говорится в письме архим. Моисея). Действительно, на практике при большом увеличении желающих принять пострижение делание наставничества могло нуждаться в дополнительных формах и способах духовного окормления непосредственно для новоначальных.

Следует также напомнить о том, что внутримонастырские духовные преобразования могли начаться еще и при строителе Саровской обители иером. Исаие I назначением т.н. «старейшей братии» (ЦГАРМ. Ф. 1. Оп. 1. Д. 358. Л. 2). Эти изменения могли быть продолжены назначенным из Афонского Пантелеимонова монастыря уже упомянутым игум. Рафаилом, который содействовал изданию рукописи «Советы и правила для новоначальных». Между тем улучшение монашеского окормления братии продолжилось и далее. Сохранилось также свидетельство в докладе от 7 сентября 1913 г. «Тамбовскому Епархиальному монастырскому съезду настоятеля Саровской пустыни игум. Иерофея о состоянии Саровской пустыни по благоустроению и оживлению жизни» о том, что «братия распределена по духовникам, которые имеют бдительный надзор за поведением вверенных им братии и руководительство в подвигах иноческой жизни» (ЦГАРМ. Ф. 1. Оп. 1. Д. 1274. Л. 94). Таким образом, монастырское старчество и руководство уже в нач. XX в. как духовная структура осуществляло свою деятельность на достаточно высоком духовном уровне именно под влиянием преобразований, начавшихся в Саровской обители еще ранее.

К сожалению, ввиду отсутствия подробных архивных данных мало известно достоверно и мало изучено, как именно проходили эти преобразования в Саров-ской пустыни. Вопрос о возможных внутримонастырских исправлениях остается открытым для исследования. Между тем, если эти перемены действительно имели место в жизни обители (что косвенно подтверждает сам текст «Советов и правил» и другие архивные данные), то устав Саровской обители способствовал их скорейшему осуществлению, поскольку уже содержал в своей основе принципы окормления, старческого наставничества и духовного руководства16. Таким образом, сама рукопись «Советов и правил для новоначальных в Саровской пустыни» представляет собой уже не просто поучения и советы, но систематическое и подробное руководство для новоприходящих, способствующее внешней и внутренней организации духовно-аскетической монастырской дисциплины.

Основные идейно-содержательные особенности текста

«Советов и правил для новоначальных в Саровской пустыни»

«Советы и правила для новоначальных» содержат достаточно подробный свод правил и советов для тех, кто хотел поступить в Саровскую общежительную пустынь. Перед новопоступившими ставилась задача «свято исполнять требования общежи-тельнаго устава монашеского» (Советы и правила, 1896, 3). При этом главное внимание в тексте «Советов и правил» обращается на то, как правильно настроить себя во внутреннем восприятии, с каким отношением и с каких правильных мыслей необходимо начинать послушнику при поступлении в обитель. О чем правильно думать, кому повиноваться, чтобы избежать первоначальных и последующих ошибок. Для тех же, кого не принимали в обитель, «Советы и правила» предлагают вразумление, что им

16 Здесь мы говорим о старчестве монастырском (внутреннем), а не внешнем (как в Оптиной пустыни).

«Промыслом Божиим» для «служения Господу» назначена «иная обитель» (Советы и правила, 1896, 9).

В «Советах и правилах для новоначальных» перечисляются «главнейшия правила устава» (Советы и правила, 1896, 11) обители, представляющие частичную интерпретацию основных положений письменного Саровского устава, составленного первона-чальником иеросхим. Иоанном (Поповым).

Следует сказать, что уставные главы монастырского Типика17: 1-5, 7-10, 17, 18, в точности соответствуют «главнейшим правилам», представленным в «Советах и правилах». Такие же главы, как: 19. «О благочинии при общих и частных послушаниях»; 20. «О том, кого и как принимать в монастырь, каким образом наставлять и когда постригать в монашество»; 21. «О невозвращении обратно имущества, отданного в монастырь», также содержатся в «Советах и правилах» без конкретного их выделения в тексте. Между тем следующие главы: 22. «Об увольнении из монастыря преступающих свое обещание»; 23. «О принятии раскаявшихся обратно в монастырь»; 24. «О точном и ненарушимом хранении сего устава всей братии, особенно же настоятеля» отсутствуют в «Советах и правилах». Это отсутствие объясняется тем, что глл. 22-24 не соответствуют содержанию и смыслу брошюры, обращенной к новоначальным, поскольку последняя выполняет интерпретирующую и поэтому дополняющую роль18 (особенно в новых условиях XIX в.) по отношению к исходному полному письменному памятнику устава Саровского общежительного монастыря.

В «Советах и правилах» объясняется, что такое четки и необходимость внутреннего трезвения и молитвы. Далее, в тексте даются советы, что сказать настоятелю при поступлении в число послушников и как относиться к «назначенному старцу» (Советы и правила, 1896, 19). Как вести себя на послушании, в собственной келлии и какой порядок там должен быть. О том, как относиться к тем, кто приходит в обитель, что читать из книг (Св. Писания и творений святых отцов), согласно внутреннему устроению того или иного новоначального. В тексте говорится о том, как проводить время за рукоделием, об откровении помыслов и о том, чем заниматься послушнику в свободное время. Обращается внимание на употребление чая в келье по немощи (Советы и правила, 1896, 29-30), сообщается о том, сколько времени необходимо спать, а также приводятся поучения о воздержании в пище и питии. Даются советы, как вести себя в храме, какие молитвы читать при входе и выходе из келии и из храма, и прочее. Основное внимание в «Советах и правилах» уделяется тому, чтобы избегать «предаваться праздности — матери всех пороков» (Советы и правила, 1896, 24), «бояться празднословия и свободы в обращении» (Советы и правила, 1896, 23) и «непрестанно творить молитву Иисусову» (Советы и правила, 1896, 23, 26), и главное — «хранить ум и сердце от всего, что грешно и чуждо Бога» (Советы и правила, 1896, 20). Самым же главным условием пребывания в обители является «живая вера в Господа нашего Иисуса Христа», которая и составляет «первый краеугольный камень всего здания богоугодной жизни» (Советы и правила, 1896, 4).

В заключительных строках в печатной рукописи особенно указывается на важность личного практического подражания преуспевающим в духовной жизни насельникам общежительной пустыни: «во всем же прочем старайся подражать старцам и братиям, внимательно по Боге живущим» (Советы и правила, 1896, 34).

Таким образом, «Советы и правила для новоначальных» представляют собой хорошо продуманную инструкцию для новопоступивших в обитель, как в отношении

17 При сравнении Саровского устава с положениями правил для новоначальных в данном случае нами использовано печатное издание устава 1897 г. См.: (Устав общежительныя Сатисо-Градо-Саровския пустыни, 1897). Примечательно, что в самом тексте «Советов и правил» есть конкретные указания на эти главы. См.: (Советы и правила, 1896, 10-15).

18 Эти «правила» выделяются в тексте как «крайне необходимые на первое время» (Советы и правила, 1896, 15). Это еще раз подтверждает мысль, что «Советы и правила» лишь дополняют ранее выработанный полный устав Сатисо-градо-Саровской пустыни.

внешних дел, так и в отношении внутреннего, душевного и духовного делания, связанного с молитвой и помыслами.

Общие выводы

Исходя из вышеизложенного, а также из непосредственного исследования текста «Советов и правил для новоначальных», можно сделать следующие общие выводы:

1. Основной формой подвижничества при бытовании братии в Саровской обители было именно общежительство. Монастырь изначально назывался как общежительный, напрямую связанный с общежительным монастырским уставом. При этом анахоретство или отшельничество не получило в нем широкого распространения. Такая же форма монашеского жительства, как скитничество, на наш взгляд, имела в своей организации своеобразный хозяйственный уклон и проявилась в т.н. «пу-стынках», связанных с экономическо-хозяйственной деятельностью монастыря.

2. Устав Саровского монастыря явился исходным основанием для построения монашеского бытования в этой обители. Со временем при применении данного Устава на практике монастырский Типик дополнялся уточнениями из подвижнического опыта саровских старцев. Данный опыт и был представлен в исследуемой рукописи. «Советы и правила для новоначальных» — это практическое краткое отображение применения теоретических положений устава к реальной монастырской жизни и ее бытованию19. Таким образом, данный документ есть не что иное, как разъяснение устава Саровской обители для практического осуществления уставных правил в новых условиях XIX-XX вв.

3. Время написания данного памятника датируется не ранее 1833 г. и не позднее 1863 г. Хронологические рамки относятся ко времени настоятельства трех игуменов Саровской пустыни, а именно: игум. Нифонта, игум. Исаии II и игум. Серафима. Авторство данного памятника представляет собой коллективное — или общебрат-ственное — творчество, начиная с настоятелей обители и заканчивая монастырскими духовниками и старцами пустыни, и согласованное с православным святоотеческо-монашеским Преданием. Местом написания необходимо считать Саровскую Успенскую общежительную пустынь.

4. Возможным основанием для написания «Советов и правил для новоначальных в Саровской пустыни» могло стать влияние старчества Оптиной пустыни в лице архим. Моисея (Путилова). Гипотетически также можно предположить, что сам факт составления «Советов и правил» мог быть связан с конкретными внутримонастыр-скими преобразованиями в Саровской общежительной пустыни, направленными на качественное улучшение духовного окормления монастырской братии при настоятеле обители игум. Исаие II (Путилове).

5. «Советы и правила для новоначальных» представляют собой «краткие наставления прежних старцев и настоятелей пустыни» начиная со времен первоначальника иеросхим. Иоанна и заканчивая наставлениями прп. Серафима Саровского и других подвижников благочестия Саровской пустыни.

6. «Советы и правила для новоначальных» предназначались для внутреннего пользования среди насельников обители. Несмотря на это, согласно благословению правящего епископа, они вполне могли быть употреблены в других монастырях Тамбовской епархии.

7. Данный историографический памятник содержит в себе своеобразную квинтэссенцию духовно-подвижнической уставной монастырской жизни Саровской пустыни. При этом «Советы и правила» раскрываются перед нами как подробное

19 В этом отношении можно провести параллель с современными «Обязанностями монахов святой и достопочтенной Лавры преподобного и богоносного отца нашего Саввы Освященного». В «Обязанностях монахов» содержится 40 правил, написанных на греческом языке.

руководство для новоприходящих, способствующее внешней и внутренней организации духовно-аскетической монастырской дисциплины.

8. В напечатанной рукописи присутствует мотив поучения, как из творений святых отцов, так и из личного опыта духовной жизни монастырских старцев, которые из своего личного практического опыта рассказывали поступающим в Саровский монастырь мирянам-послушникам о монастырской жизни, объясняя все первоначальные особенности иноческого жительства в обители.

9. В «Советах и правилах» присутствуют духовные постулаты монашеского делания в Саровской обители. Они представляют краткое систематическое, если можно так выразиться, вербальное выражение основ живой православной духовной монашеской традиции Сатисо-градо-Саровской мужской общежительной пустыни.

10. На основании данного памятника мы можем достоверно свидетельствовать об общей направленности к соблюдению устава в Саровской обители. Он являет собой пример ревностного отношения старцев обители к соблюдению традиции монашеского делания согласно Саровскому уставу, сохранившему важность и значение на долгие годы.

11. Представленная рукопись, вне всякого сомнения, представляет собой (после рукописных рукописей общежительного монастырского Типика) авторитетный и уникальный20 уставной источник Саровской пустыни.

Источники и литература

Источники

1. Авель Ванюков (1860) — Авель (Ванюков), иером. Общежительная Саровская пустынь и достопамятные иноки, в ней подвизавшиеся. М.: Тип. Августа Семена, 1860. 331 с.

2. Авель Ванюков: Учение о молчании и немногословии, Учение о памяти смертной (1860) — Авель (Ванюков), иером. Общежительная Саровская пустынь и достопамятные иноки, в ней подвизавшиеся. М.: Тип. Августа Семена, 1860. С. 102-103.

3. Авель Ванюков: Учение об Иисусовой молитве (1860) — Авель (Ванюков), иером. Общежительная Саровская пустынь и достопамятные иноки, в ней подвизавшиеся. М.: Тип. Августа Семена, 1860. С. 28.

4. Житие старца Серафима (2002) — Житие старца Серафима, Саровской пустыни иеромонаха, пустынножителя и затворника. М.: ФОРУМ, 2002. [Репринт 1863 г.]. 320 с.

5. Краткое начертание (1839) — Краткое начертание жизни старца Саровской пустыни, схимонаха и пустынника Марка. М.: Университетская тип., 1839. 73 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Назарий Кондратьев (1853) — Назарий [Кондратьев], игум. Старческое наставление отца Назария, игумена Валаамскаго с кратким сказанием о его жизни и подвигах. М.: Университетская тип., 1853. 73 с.

7. Порфирий (1892) — Порфирий, иером. Житие и подвиги иеросхимонаха Иоанна, основателя и первоначальника Саровской пустыни. Муром: Типо-лит. Н. В. Зворыкина, 1892. 160 с.

8. Советы и правила (1896) — Советы и правила для новоначальных в Саровской пустыни. М.: Тип. В. А. Гатцук, 1896. 34 с.

9. Устав общежительныя Сатисо-Градо-Саровския пустыни (1897) — Устав общежитель-ныя Сатисо-Градо-Саровския пустыни, преданный основателем и первоначальником оной иеромонахом Исаакием, в схиме Иоанном. М., 1897. 150 с.

20 По своему значению «Советы и правила» могут быть поставлены на один уровень с «По-следованием старческим новоначальным инокам, како подобает житии у старца в послушании» прп. Иосифа Волоцкого, хранящемся в библиотеке Саровской пустыни. См.: [Преподобный Серафим Саровский, 2004, 240].

10. ЦГАРМ — Центральный государственный архив Республики Мордовия. Ф. 1. Оп. 1. Д. 1209. Л. 1 об.; Д. 851. Л. 125; Д. 367. Л. 113-114 об.; Д. 1145. Л. 58 об.

Литература

11. Концевич (2008) — Концевич Е.Ю. Преподобный Серафим Саровский чудотворец. М.: Паломник, 2008. 318 с.

12. Преподобный Серафим Саровский (2004) — Преподобный Серафим Саровский: агиография, почитание, иконография / [Сост. и отв ред. Н. Н. Чугреева]. М.: Индрик, 2004. 477 с.

13. Романенко (2004) — Романенко Е.В. Устав Саровского монастыря // Преподобный Серафим Саровский: агиография, почитание, иконография / [Сост. и отв ред. Н. Н. Чугреева]. М.: Индрик, 2004.

14. Степашкин (2002) — Степашкин В. А. Преподобный Серафим Саровский: Предания и факты. Саров, 2002. 148 с.

15. Степашкин (2009) — Степашкин В.А. Преподобный Серафим Саровский: Предания и факты. 3-е изд., испр. и доп. Саров: ЗАО «ИНФО», 2009. 264 с.

16. Ераст Вытропский (2005) — Ераст (Вытропский), иером. Историческое описание Козельской Оптиной пустыни и Предтечева скита. Козельск: Изд-во Свято-Введен. Оптиной пустыни, 2005. 302 с.

17. Павел Дудоров (2022а) — Павел (Дудоров), иером. Архивные Уставные тексты, дополняющие Устав Саровской общежительной пустыни // Сретенское слово: научный журнал / Сретенская духовная академия. М.: Изд-во Сретенской духовной академии, 2022. №4. C. 182-198.

18. Павел Дудоров (2022) — Павел (Дудоров), иером. Основатель и первоначальник Сатисо-градо-Саровской общежительной пустыни иеросхимонах Иоанн (Попов) как автор монастырского общежительного Устава. Атрибуция памятника // Церковь и время. Научно-богословский и церковно-общественный журнал. М.: Изд-во ОВЦС. 2022. № 101. С. 37-58.

19. Павел Дудоров (2023) — Павел (Дудоров), иером. К вопросу об оригинальном списке Саровского Устава и его печатном издании конца XIX века // Богословский вестник. 2023. № 1 (48). С. 295-311. DOI: https://doi.Org/10.31802/GB.2023.48.1.014.

20. Подурец — Подурец А.М. Бывшие кордоны Саровской пустыни на реке Сатис //Саровский краевед. URL: https://sarpust.ru/2013/11/by-vshie-kordony-sarovskoj-pusty-ni-na-reke-satis/ (дата обращения: 09.09.2023).

21. Типография Варвары Гатцук — Университетская библиотека online. Издательство: Типография Варвары Гатцук. URL: https://bibHodub.ru/mdex.php?page=pubHsher_red&pub_ id=1631&type=j_(дата обращения: 09.09.2023).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.