УДК 93; 94 ББК 63.3(2)5
носитель духа саробского старчества преподобный антоний радонежский—устроитель духовной жизни гефсиманского скита
Смулов Алексей Михайлович,
доктор экономических наук, профессор, профессор кафедры Миссиологии, Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, ул. Иловайская, д. 9 корп. 2, г. Москва, Россия, 109651,
e-mail: jeger@bk.ru
Богачев Евгений Николаевич,
соискатель кафедры Миссиологии, Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, ул. Иловайская, д. 9 корп. 2, г. Москва, Россия, 109651,
e-mail: evgeny-b11@rambler.ru
Аннотация
В статье проводится исследование роли преподобного Антония Радонежского в процессе перенесения саровских традиций в Гефсиманский скит. Ключевые слова
Преподобный Антоний Радонежский, Гефсиманский скит, Саровская пустынь, духовная жизнь, старчество, монашество.
62
Преподобный Антоний (в миру Андрей Гаврилович Медведев) родился 6 (17) октября 1792 г. в с. Лысково Макарьевского уезда Нижегородской губернии. С юных лет Божий Промысел направлял его к иноческой жизни. Будучи наслы-шанным о Саровской пустыни, святости некоторых из её старцев, высоте их духовной жизни и подвигах благочестия, Андрей Медведев решает посетить пустынь1.
Первое посещение Саровской пустыни состоялось осенью 1817 г., во время которого он встречает великого саровского старца схимонаха Марка (Аксёнова, +1817), который благословил Андрея Гавриловича, наставил в добродетели
1 Преподобный Антоний Радонежский. Житие. Монастырские письма / Сост. — архим. Георгий (Тертышников), архим. Антоний (Медведев). Сергиев Посад, 2005. С. 3-6.
и, отпуская его с миром, пророчески сказал: «не убо прииде ещё час. Господь управит путь твой в место сие»2.
Пробыв немного времени в миру и получив указание от явившегося во сне преподобного Андрея Критского (+712/726), 27 июля (с.с.) 1818 г. мирянин А. Г. Медведев вновь направляется в Саровскую пустынь уже с твёрдым намерением подвизаться в оной. При поступлении в монастырь Андрей Гаврилович с вниманием был принят настоятелем обители старцем Нифонтом (Черницыным, +1842). С самого начала иноческого пути Андрей Медведев имел возможность окормляться у великих саровских старцев, которые заложили в сердце послушника иноческие
2 Цит. по: Архимандрит Антоний, наместник Свято-
Троицкой Сергиевой Лавры. Сергиев Посад, 1902. С. 11.
Преподобный Антоний Радонежский
заветы, бережно хранимые им все годы своей земной жизни3.
Пробыв в Саровской пустыни полтора года, послушник переходит в Арзамасскую Высокогорскую пустынь, где в 1822 г. принимает иноческое пострижение с наречением имени Антоний —в честь преподобного Антония Киево-Пе-черского, и в том же году рукополагается в иеродиакона, а через два дня в иеромонаха4. В 1826 г. о. Антоний назначен строителем Высокогорской пустыни. Несмотря на смену обители, Саровская пустынь с её старцами навсегда осталась особенно близка прп. Антонию.
Из Арзамаса о. Антоний нередко посещал Саровскую пустынь, да и сам, пользуясь любовью саровских старцев, навещался ими. Особенно часто он встречался с великим святым старцем Серафимом Саровским ^1833). Во время духовных бесед о. строитель Высокогорской пустыни искал советов, наставлений и помощи великого старца, именно тогда возникла прочная духовная связь святых, в будущем, людей.
3 Субботин Н. И. Митрополит Филарет и архимандрит Антоний как чтители заветов и памяти преподобного Серафима. М., 1904. С. 14.
4 Казанский П. Очерк жизни архимандрита Антония, наместника Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. М., 1878. С. 11.
Прп. Серафим Саровский предсказал назначение о. Антония на должность наместника Лавры, что и исполнилось в 1831 г. 5 Неукоснительно всю свою жизнь, соблюдал о. наместник Свято-Троицкой Сергиевой Лавры завет старца: «Милостиво принимай из Сарова братию, кто придёт в лавру, или кого я пришлю. Не оставляй сирот моих, когда дойдёт до тебя время»6.
Духовное общение прп. Серафима Саровского и его духовного сына не прекратилось и после назначения о. Антония наместником Лавры, хотя личных встреч уже не было. Строилось их общение на взаимной любви.
Живые рассказы о. Антония о житии прп. Серафима Саровского, напоминания о его наставлениях и изречениях зародили в сердце митрополита Московского Филарета (Дроздова, ^867) любовь и почитание святого старца7.
Любовь и почитание к прп. Серафиму проявились в непосредственной поддержке свт. Филаретом и наместником Лавры напечатания первого жития святого, которое вышло в свет в 1841 г. В то же время трудами подвижников было издано жизнеописание ещё одного саровского подвижника—схимонаха Марка.
Общение о. Антония с великими саровскими и другими, современными ему, старцами оставило неизгладимый след в душе архимандрита. В нём, под влиянием старцев, зародилась и уже до конца дней не оставляла его необходимость в созерцательной и аскетической жизни. И о. Наместник решил устроить при Лавре скит, в котором было бы удобно подвизаться любителям безмолвия и где, хотя бы иногда, он и сам мог в молитвенном безмолвии отрешиться от забот наместничества.
Таким скитом стал основанный по благословению митрополита Филарета в 1843-1844 гг. Гефсиманский скит Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, который прославился его насельниками-старцами далеко за пределами России.
Большую роль в становлении духовной жизни скита и формировании в нём старческого окормления иноков сыграл сам основатель ски- 63 та — архимандрит Антоний. Будучи лично знаком с саровскими старцами о. Антоний приложил немало усилий для возбуждения и поддержания
5 РГАДА. Ф. 1204. Оп. 1. Ед. хр. 4425.
6 Субботин Н. И. Митрополит Филарет и архимандрит Антоний как чтители заветов и памяти преподобного Серафима. С. 16.
7 Там же. С. 24.
64
истинного монашества во вновь созданном ските. Помня данную ему прп Серафимом Саровским заповедь: «Будь не отцом, а матерью братии»8, отец наместник с любовью и вниманием руководил иноками, главной его заботой была духовная сторона их жизни, краеугольным камнем которой и стало старчество.
Скитский Устав составлялся по образу Уставов афонских и молдавских монастырей, а частью заимствован был у Саровской пустыни. Введение в скиту саровских правил проходило при непосредственном участии саровского игумена Исаии (Путилова, +1858)9.
Как и в самой Саровской пустыни духовная жизнь Гефсиманского скита была сосредоточена на Богослужении, молитве, послушании и старческом окормлении.
Выходцы из одного монастыря часто группировались в одном месте, основывая своеобразные «духовные землячества». Подобные сообщества встречались и в других явлениях церковной жизни. Это касалось выпускников духовных школ, уроженцев одной местности и т.п.10 Данное положение можно применить и к выходцам из Саровской пустыни, которые, перейдя в Свято-Троицкую Сергиеву Лавру и подчинённые ей обители, не прерывали общения между собой, не прерывали они связи и с пустынью, что и будет показано ниже.
«Духовное землячество» Саровской пустыни бережно сохраняло традиции старчества, иноческий дух обители, прививая их на новом месте монашеского подвига и предавая его своим духовным чадам. Неизмеримая высота саровского иноческого духа была привнесена в Геф-симанский скит. Так, спустя несколько лет после основания скита, «ещё были живы на памяти сношения с Саровским Чудотворцем. Целый сонм истинных иноков светил миру из глубины лесов...»11 Духовный опыт Саровской пустыни
8 Цит. по: Преподобный Антоний Радонежский. Житие. Монастырские письма С. 23.
9 Яковлев А. И. Традиции русского старчества: святитель Филарет Московский и старец Варнава Гефсиман-ский // Филаретовский альманах. 2012. Вып. № 8. С. 150.
10 Запальский Г. М. Оптина пустынь и её воспитанники (1825-1917 гг.). Дисс. на соиск. уч. степени канд. исторических наук. М.: МГУ 2007. С. 120.
11 Флоренский П., свящ. Соль земли, то есть Сказание о жизни Старца Гефсиманского Скита иеромонаха Аввы Исидора, собранное и по порядку изложенное недостойным сыном его духовным Павлом Флоренским. Сергиев Посад, 1909. С. 114
передавался как общими для всех правилами и Уставом иноческой жизни, так и лично от носителей саровских традиций своим духовным чадам.
По ходатайству о. Антония митрополит Московский Филарет охотно благословлял перевод в Лавру и Гефсиманский скит наиболее достойных саровских иноков.
Так, насельниками Лавры и подчинённого ей Спасо-Вифанского монастыря, стали в период с 1831 г. по 1860 г. минимум семнадцать иноков, иноческий путь которых какое-то время проходил в Саровской пустыни, некоторые из которых имели к тому времени священный сан. Вместе с бывшим отцом строителем в новую обитель перешло не менее трёх насельников Арзамасской Высокогорской пустыни. Учитывая, что Высокогорская пустынь длительное время была приписана к Саровской пустыни и управлялась саровскими отцами строителями, имела саровский Устав, а также то, что Арзамасское духовенство и миряне окормлялись у прп. Серафима Саровского12, можно утверждать, что эти иноки также были носителями духа саровских старцев.
Далее приведём доступные на сегодня сведения об иноках—носителях духа саровских старцев, перешедших в Свято-Троицкую Сергиеву Лавру и подчинённые ей обители за время наместничества о. Антония. Первым в 1831 г. состоялось принятие в число братии иеродиакона Савватия из Арзамасской Высокогорской пусты-ни13. О. Савватий, 1793 г. рождения, выходец из дворовых крестьян сопровождал прп. Антония в поездке в Москву для назначения на должность наместника Лавры.
При принятии в число братии о. Савватия Учреждённым Собором Лавры было учтено мнение прп. Антония об иеродиаконе: «.известен со стороны хорошего и честного поведения, и со стороны скромной монашеской жизни, и со стороны способности и пользы ... для Лавры»14.
На следующий год (1832) в Лавру поступили монах Арзамаской Высокогорской пустыни Варлаам15 и послушник той же пустыни Александр Ильин16, послушники Саровской пустыни
12 Щегольков Н. М. Исторические сведения о городе Арзамасе, собранные Николаем Щегольковым. С видами и портретами. Арзамас, 1911. С. 86, 91, 184.
13 РГАДА. Ф. 1204. Оп. 1. Ед. хр. 04430.
14 РГАДА. Ф. 1204. Оп. 1. Ед. хр. 04430. Л. 5 об.
15 РГАДА. Ф. 1204. Оп. 1. Ед. хр. 04560.
16 РГАДА. Ф. 1204. Оп. 1. Ед. хр. 04553.
Платон Степанович Молчанов17 и Фёдор Семёнович Маслов18.
В 1834 г. в Свято-Троицкую Сергиеву Лавру поступают послушники из Саровской пустыни Александр Васильевич Пасхин19, Никита Никитович Кузнецов20 и Николай Васильев21.
Из Саровской пустыни в этот же год иноки переходят и в Спасо-Вифанский монастырь, где настоятелем является наместник Лавры архимандрит Антоний (Медведев). Одним из первых изъявил желание поступить в братство Лавры иеродиакон Сергий. Будучи отставным губернским секретарём двадцати трёх лет о. Сергий поступил в Саровскую пустынь в 1818 г., где принял постриг в монашество в 1827 г., а в 1830 г. рукоположен в иеродиакона. Иеродиакон Сергий назначается казначеем Спасо-Вифанского монастыря в 1834 г. и в этом же году рукополагается в иеромонахи22. Достойно проявив себя в трудах на занимаемой должности, в 1839 г. иеромонах Сергий назначается на должность казначея уже самой Лавры23. Воспитанный великими саровскими старцами Серафимом и Марком, он благоговейно хранил память о них. Имея предрасположенность к литературным трудам, будучи ещё в Саровской пустыни, о. Сергий начал собирать сведения о своих наставниках-старцах, а позднее, находясь в Лавре, явился первым составителем житий прп. Серафима Саровского и старца Марка. В 1852 г., уже будучи в сане архимандрита, о. Сергий был назначен настоятелем Серпуховского Высоцкого монастыря и, пробыв там девять лет, возвратился на покой в Лавру в 1861 г., где в ноябре того же года мирно скончался24.
Вслед за о. Сергием в Спасо-Вифанский монастырь из Саровской пустыни поступает рясофорный послушник Платон Матвеев. Родился послушник Платон в 1805 г., в пустынь принят в 1830 г. «из приказнослужителей нижних чинов Вологодской духовной консистории»25.
В 1834 г. в Спасо-Вифанский монастырь поступает из Саровской пустыни послушник Иван Степанович Быков, уроженец Оренбургской гу-
17 РГАДА. Ф. 1204. Оп. 1. Ед. хр. 04551.
18 РГАДА. Ф. 1204. Оп. 1. Ед. хр. 04552.
19 РГАДА. Ф. 1204. Оп. 1. Ед. хр. 04754. Лл. 1; 3; 3 об.; 4.
20 РГАДА. Ф. 1204. Оп. 1. Ед. хр. 04755. Лл. 1; 7; 9.
21 РГАДА. Ф. 1204. Оп. 1. Ед. хр. 04756. Лл. 8; 8 об.
22 РГАДА. Ф. 1204. Оп. 1. Ед. хр. 04763. Лл. 2; 2 об., 7 об.,
8, 19.
23 РГАДА. Ф. 1204. Оп. 1. Ед. хр. 05269. Л. 1 .
24 Там же. Лл. 8-9.
25 РГАДА. Ф. 1204. Оп. 1. Ед. хр. 04765. Л. 4.
бернии, Мензелинского уезда26. И той же пустыни рясофорный послушник Андрей Матвеевич Жарков (по ошибке в наименовании дела о принятии в братство Лавры значится как Жуков— прим. авторов) 1805 (1806?) г. рождения, выходец из Нижегородских мещан, в пустынь определён в 1830 г. 27
Так же в Спасо-Вифанский монастырь в 1835 г. желает перейти иеродиакон Темников-ской Саровской пустыни Варлааам. О. Варлаам поступает в пустынь в 1815 г. из студентов богословия, 22 января 1822 г. (с.с.) пострижен в монашество, а 7 июля 1823 г. (с.с.) рукоположен в иеродиаконы, но не может исполнять священ-нослужение «по случаю одержания параличною болезнию». По случаю той болезни, о. Варлаам был определён в число братии лаврской боль-
ницы28.
В последующие годы количество монахов и послушников, преходящих из Сарова в Лавру и подчинённых ей обителей, сокращается. Так, в 1837 г. в Спасо-Вифанский монастырь поступает всего один послушник — Михаил Трофимович Маслеников, выходец из Муромских мещан, 1811 (1812?) г. рождения. Отец будущего послушника Трофим Гаврилович умер, когда Михаилу не было ещё и трёх лет. В 1832 г. Михаил поступил в Саровскую пустынь, а перейдя в Спасо-Вифанский монастырь, в 1838 г. постри-
29
жен в монашество29.
В 1838 г. в Спасо-Вифанский монастырь переводят иеродиакона Саровской пустыни Моисея. Родился о. Моисей в 1801 г. в семье священника, обучался в Тамбовском уездном училище начальным наукам. В 1822 г. поступил в Шацкий Никольский Чернеевский монастырь, где в 1823 г. становится рясофорным послушником, а 15 августа 1829 г. (с.с.) пострижен в монашество, 13 октября (с.с.) того же года рукоположен в иеродиакона. Далее находился в Тамбовской архиерейском доме и Лебедянском Троицком монастыре, пока в 1834 г. не переведён в Темников-скую Саровскую пустынь. При переходе его в монастырь, подчинённый Лавре, её Учреждённый Собор отмечал в докладе митрополиту Московскому, что иеродиакон Моисей казначею Спасо-Вифанского монастыря и братии, ранее жившей
26 РГАДА. Ф. 1204. Оп. 1. Ед. хр. 04766. Л. 11.
27 РГАДА. Ф. 1204. Оп. 1. Ед. хр. 04767. Лл. 5; 5 об.
28 РГАДА. Ф. 1204. Оп. 1. Ед. хр. 04843. Лл. 1; 6 об.; 7.
29 РГАДА. Ф. 1204. Оп. 1. Ед. хр. 05039. Лл. 1; 9; 15; 20.
65
66
в Саровской пустыни «известен по добронравию и способностям к Церковному служению»30.
В том же году поступает в Лавру рясофорный послушник из Сарова Андрей Ванюков31. Жизнь этого человека, связанная как с Лаврой, так и с Саровской пустынью, вызывает большой интерес при исследовании монашества. Мещанин г. Кунгура Пермской губернии Андрей родился в 1812 г. 32 Будучи совсем юным, приходит в Саровскую пустынь в 1829 г.33, где в числе указанных послушников с 1834 г., а «покрыт рясофором» в 1835 г. 34 С любовью принял наместник Лавры воспитанника саровских старцев в 1838 г., а после пострига в монашество с наречением имени Авель в 1840 г. даёт ему послушание гробового монаха при святых мощах прп. Сергия Радонежского, которое нёс он десять лет35. В 1852 г. о. Авеля рукополагают сначала в иеродиакона, а затем и в иеромонаха. Подвизаясь в Лавре, монах не мог забыть дорогую его сердцу Саровскую пустынь и её старцев; неоднократно он посещал Саров с благословения архимандрита Антония, собирал сведения по истории пустыни и её насельников. Собранный материал лёг в основу написанной им книги «Общежительная Саровская пустынь и её достопамятные иноки», первый выход в свет которой был в 1853 г. и далее книга претерпела ещё несколько изданий36. В 1855 г. о. Авель переводится в Саровскую обитель, но вновь возвращается в Лавру в 1856 г. 37, проводит оставшуюся часть жизни, здесь же скончался и был похоронен на братском кладбище близ Смоленской церкви38.
В 1856 г. в Лавру поступает рясофорный послушник Саровской пустыни Дмитрий Егорович Беляев, 1824 г. рождения, выходец из духовного звания. После окончания курса Костромской семинарии поступил в пустынь в 1851 г., с 1852 г. рясофорный послушник39.
30 РГАДА. Ф. 1204. Оп. 1. Ед. хр. 05129. Лл. 4; 4 об.; 6 об.
31 РГАДА. Ф. 1204. Оп. 1. Ед. хр. 05125. Л. 1.
32 РГАДА. Ф. 1204. Оп. 1. Ед. хр. 08008. Л. 7 об.
33 Субботин Н. И. Митрополит Филарет и архимандрит Антоний как чтители заветов и памяти преподобного Серафима. С. 9.
34 РГАДА. Ф. 1204. Оп. 1. Ед. хр. 08008. Лл. 7 об.; 8.
35 РГАДА. Ф. 1204. Оп. 1. Ед. хр. 08008. Л. 8.
36 Авель, иером. Общежительная Саровская пустынь и её достопамятные иноки. М., 1884.
37 РГАДА. Ф. 1204. Оп. 1. Ед. хр. 08008. Л. 1.
38 Субботин Н. И. Митрополит Филарет и архимандрит Антоний как чтители заветов и памяти преподобного Серафима. С. 12.
39 РГАДА. Ф. 1204. Оп. 1. Ед. хр. 08021. Лл. 2; 7.
В 1859 г. в Гефсиманский скит из той же пустыни поступает послушник Виктор Черников40.
В 1860 г. в Свято-Троицкую Сергиеву Лавру из Саровской пустыни поступает два послушника. Один из них Филипп Никитович Слабо-женов41. Вторым был Николай Семёнович Белкин —рясофорный послушник, 1832 г. рождения из мещан г. Спаска. В Саровскую пустынь поступил в 1852 г., с 1856 г. в числе указанных послушников, а с 1857 г. рясофорный послушник42.
Как видим, к моменту создания Гефсиман-ского скита в Лавре было собрано довольно много иноков из Саровской пустыни, объединял которых дух саровского старчества, несмотря на индивидуальность, разность социального происхождения, образования и т.п. Они принесли с собой традиции пустыни, которые наиболее плодотворно проявили себя во вновь созданном скиту. Древний монашеский уклад жизни Сарова непосредственно повлиял на формирование духовной жизни Гефсиманских насельников, строгость подвига которых привлекла к себе тысячи людей шедших изо дня в день за наставлением и советом. Множество людей искало этого строгого духовного руководства, как наиболее короткого пути к Спасению, Пути в Царствие Небесное. Скит во второй половине XIX—начале XX вв. становится центром московского старчества. В этом есть большая заслуга прп. Антония (Медведева) Радонежского и свт. Филарета (Дроздова) Московского.
Подводя итог, сделаем следующие выводы:
1. Прп. Антоний (Медведев), будучи воспитанником саровского старчества, прививал близким ему людям любовь и глубокое почитание к старцам Темниковской Саровской пустыни. При непосредственном участии прп. Антония Радонежского и свт. Филарета Московского издаются жития саровских старцев как пример и ориентир в духовной жизни иноков.
2. В создаваемый Гефсиманский скит переносилась атмосфера старчества саровской пустыни. Исследование источников позволило установить, что при назначении наместником Лавры архимандрита Антония из Саровской пустыни и духовно связанной с ней Арзамасской Высокогорской пустыни в Лавру перешла большая группа монахов. Наибольшее количество иноков
40 РГАДА. Ф. 1204. Оп. 1. Ед. хр. 08708.
41 РГАДА. Ф. 1204. Оп. 1. Ед. хр. 08946.
42 РГАДА. Ф. 1204. Оп. 1. Ед. хр. 08928.
поступило в первые годы по назначении наместником о. Антония, количество переводов постепенно снижалось в последующие годы.
3. Исследования источников личного характера позволяют утверждать о создании в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре, при участии прп.
Антония, своеобразного ядра людей, следовавших саровской традиции, поддерживающих связь с пустынью, некоторые из которых, занимаясь научной и литературной деятельностью, посвятили свои труды истории Саровской пустыни и её насельникам.
Список литературы
1. Авель, иером. Общежительная Саровская пустынь и её достопамятные иноки. М., 1884.
2. Архимандрит Антоний, наместник Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Сергиев Посад, 1902.
3. Запальский Г. М. Оптина пустынь и её воспитанники (1825-1917 гг.). Дисс. на соиск. уч. степени канд. исторических наук. М.: МГУ, 2007. С. 120.
4. Казанский П. Очерк жизни архимандрита Антония, наместника Свято-Троицкой Сергие-вой Лавры. М., 1878.
5. Преподобный Антоний Радонежский. Житие. Монастырские письма / Сост.—архим. Георгий (Тертышников), архим. Антоний (Медведев). Сергиев Посад, 2005.
6. РГАДА. Ф. 1204. Оп. 1.
7. Субботин Н. И. Митрополит Филарет и архимандрит Антоний как чтители заветов и памяти преподобного Серафима. М., 1904.
8. Флоренский П. Соль земли, то есть Сказание о жизни Старца Гефсиманского Скита иеромонаха аввы Исидора, собранное и по порядку изложенное недостойным сыном его духовным Павлом Флоренским. Сергиев Посад, 1909. С. 114.
9. Щегольков Н. М. Исторические сведения о городе Арзамасе, собранные Николаем Щеголь-ковым. С видами и портретами. Арзамас, 1911. С. 86, 91, 184.
10. Яковлев А. И. Традиции русского старчества: святитель Филарет Московский и старец Варнава Гефсиманский // Филаретовский альманах. 2012. Вып. № 8. С. 150.
BEARER OF THE SPIRIT OF SAROV ELDERS REVEREND ANTHONY OF RADONEZH — ORGANIZER SPIRITuAL LIFE
GETHSEMANE SKETE
Smulov Aleksei Mikhailovich,
DSc in Economics, Professor, Orthodox St. Tikhonovsky Humanitarian University, Ilovaiskaia Str. 9, korp. 2, 109651 Moscow, Russia,
e-mail: jeger@bk.ru Bogachyov Evgenii Nikolaevich, external doctorate candidate, Orthodox St. Tikhonovsky Humanitarian University, Ilovaiskaia Str. 9, korp. 2, 109651 Moscow, Russia, e-mail: evgeny-b11@rambler.ru
Abstract
The article presents a study on the role of reverend Anthony of Radonezh in the process of transferring Sarov traditions in the Gethsemane skete. Keywords
Reverend Anthony of Radonezh, Gethsemane skete, Sarov Hermitage, spiritual life, spiritual eldership, monasticism.
67