Научная статья на тему 'САРОВСКАЯ ПУСТЫНЬ'

САРОВСКАЯ ПУСТЫНЬ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
39
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЯ / КРАЕВЕДЕНИЕ / САРОВСКАЯ ПУСТЫНЬ / ТАМБОВСКАЯ ЕПАРХИЯ / МОНАСТЫРЬ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Рожков Геннадий Александрович, Санталов Дмитрий Геннадиевич

В статье предпринята попытка рассмотреть историю Саровской пустыни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SAROV DESERT

The article attempts to consider the history of the Sarov desert.

Текст научной работы на тему «САРОВСКАЯ ПУСТЫНЬ»

УДК 908

САРОВСКАЯ ПУСТЫНЬ

Геннадий Александрович Рожков

старший преподаватель gennadij .rojckov@yandex.ru Дмитрий Геннадиевич Санталов

студент dsantalov 1999@mail.ru Мичуринский государственный аграрный университет

г. Мичуринск, Россия

Аннотация. В статье предпринята попытка рассмотреть историю Саровской пустыни.

Ключевые слова: история, краеведение, саровская пустынь, Тамбовская епархия, монастырь.

Сатисо-Градо-Саровская местность разместилась в водоразделе между двумя реками Сатиса и Сарова, входящими под стенами монастырем в единый поток, впадающий в реку Мекшу пониже центра темниковского уездного центра местного епископата.

Название Саровская обитель получила от рек Сатиса и Соровы, на этом месте был татарский город Сараклычь, где они жили в нем во время взятия Казани. И «много лет жили тут три монаха и в 1699 году пришел туда жить из города Арзамас монах Исакий», вслед за ним, «после этого на это место переехали несколько людей» [1, с. 26-27].

В 1705 году по прошению и по грамоте блюстителя патриархии, местный земледержатель князь Д.И. Кугушев, выделил Сатисо-соровское междуречье для воздвижения нового центра монашества. (Отметим, что это время правления якобы царя-антихриста, хотя мы видим обратное - создается новая ячейка духовной святости). На начальном этапе пустынники выкопали пещерный храм, а затем приступили к воздвижению срубной церкви во имя Преображения Господня. И уже на следующий год Саровская местность получила освещение.

О позитивных тенденциях в жизни новой обители свидетельствует и то, что через шесть лет после основания центром обители становится новая церковь, но уже каменная. Однако воздвижение нового храма было связано и с все поглотившем в окрестных лесах пожаре, перекинувшемся и на обитель [1, с. 11]. Воздвигаются крепостные стены и наблюдательные башни, появляются крепкие ворота, разрастаются вспомогательно-хозяйственные сооружения для долговременной монастырской жизни и каменные больничные палаты, для «немощной братии». Однако только в 1770 году церковь была отделана изнутри, а с наружи получила ярко выделявшую ее преемственность - ее украсили Киево-Печерскими куполами, став одним из центров периферийной культуры [6, с. 183].

Вслед за саровским летописцем А.М. Щекатовым, будем констатировать, что в обитель получила три стены каменные, а четвертая стена все же,

деревянная. Примечательно, что колокольня была каменная, на ней 13 колоколов (число явно знаменательное, так как колокольный перелив должен отпугивать негативные силы); самый большой из них весил 350 пудов. Устроители позаботились и о страждущих: была сооружена деревянная гостиница на три сословных предела: для дворян, купечества и крестьян. Проживание в гостинице было бесплатным [7, с. 850-852].

Итак, с момента основания до 1819 года в истории обители можно выделить девять зодчих-настоятелей, которые каждодневно занимались улучшением архитектоники монастыря, придавая ему неповторимый завершенный вид.

Однако, несмотря на состояние постоянного качественного переустройства, особенно связанные с торжествами начала ХХ в., и, предстоящим, визитом самодержца, с расширением круга обязанностей монахов, вызванного чрезмерным наплывом богомольцев, обитель не утратила своего главного предназначения - нести бескорыстно духовное просвещение.

И, как без апологетики замечает участник действия В.П. Тигров, уже 4-е сутки, не переставая, идет народ к пустыни, чтобы приложиться к раке. Выполнив свою миссию, страждущие не стремятся обратно, домой. Все они жаждут встретить монастырского старца, а еще лучше где-нибудь, в лесной чащобе, уединенного отшельника или прозорливца. И тогда, получив духовные наставления, излив свою душу, цель паломничества для них достигнута.

Что же движет неиссякаемый поток страждущих? А все вполне объяснимо, - в бывших кугушевских угодьях, дарованных под монастырь, с 1778 года пятьдесят лет нес постриг преподобный Серафим, известный более как Саровский [5, с. 486].

К преподобному с ура и до поздней ночи тянулись бесконечным потоком и цензовые представители образованного класса, и простолюдины, и высокопоставленные лица, сверкающие мундирами, эполетами и орденами; одним тезисом - вся социальная палитра страны. Имущественная неоднородность страждущих порождала и разновекторность как треб, так

душевного состояния [4, с. 371]. Однако это не обременяло старца, так как он стремился, по свидетельствам современников, в зависимости от возраста всех подготовить к вступлению в царствие Божие. [3, с. 426].

И, старцу приходилось исповедовать, наставлять, лечить, как духовно, так и реально всех «Ваше Боголюбие» (так Саровский называл посетителей, тем самым резко определяя направленность действий для «пациента»).

В целом, в канун революционного мракобесия монастырь вышел в первый ранг духовных центров страны, но не смог противостоять духовно-идейному расколу общества, так негативно сказавшемуся и на церковных институтах православной страны [2, с. 41].

Список литературы:

1. Краткое историческое описание Саровской пустыни сначала заведения и до нынешнего 1819 года, выбранное из разных историй, указов и благословенной грамоты, хранящихся в оной пустыни, игуменом Маркеллином. М.: Тип-я Решетникова, 1819. 71 с.

2. Мастин М.С., Рожков Г.А. Духовенство Тамбовской епархии и революция 1905 - 1907 годов // Наука и Образование. 2019. Т. 2. № 4. С. 41.

3. Преподобный Серафим Саровский как подвижник // Тамбовские епархиальные ведомости. 1905. № 9. С. 425-432.

4. Сидорова И.В., Томонов Д.С. Сословная политика России в XIX -начала ХХ вв. // Наука и Образование. 2019. Т. 2. № 2. С. 371.

5. Тигров В.П. Воспоминания о Саровских торжествах // Тамбовские епархиальные ведомости. 1905. № 10. С. 486-493.

6. Трусова А.С., Толмачева Н.В. Исторический аспект патриотизма и его роль в возрождении периферийной культуры жизни общества // Актуальные проблемы образования и воспитания: интеграция практики. Материалы Национальной контент-платформы. Мичуринск: Изд-во Мичуринского ГАУ, 2019. С. 183-185.

7. Щекатов А.М. Саровская пустынь в описании современника Преподобного Серафима // Тамбовские епархиальные ведомости. 1903. № 28. С. 849-853.

UDC 908

SAROV DESERT

Gennady A. Rozhkov

senior lecturer gennadij .rojckov@yandex.ru Dmitry G. Santalov

student

dsantalov 1999@mail.ru Michurinsk State Agrarian University Michurinsk, Russia

Annotation. The article attempts to consider the history of the Sarov desert. Keywords: history, local history, Sarov desert, Tambov diocese, monastery.

Статья поступила в редакцию 29.04.2022; одобрена после рецензирования 30.05.2022; принята к публикации 13.06.2022.

The article was submitted 29.04.2022; approved after reviewing 30.05.2022; accepted for publication 13.06.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.