УДК 930:271.2(470.341)
В.П. ЯНИНА
САРОВСКАЯ ПУСТЫНЬ В ДОРЕВОЛЮЦИОННОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИОГРАФИИ
Ключевые слова: Саровская пустынь, дореволюционная отечественная историография, монастыри Русской православной церкви, общероссийские труды, справочно-энциклопедические издания, литература конца XIX- начала XX вв.
Проанализирована дореволюционная отечественная историография по Саровской пустыни. Рассмотрена литература преимущественно конца XIX- начала XX вв. Именно на этот период приходится расцвет Саровского монастыря и как духовного центра страны, и как крупнейшей и богатейшей хозяйственной единицы.
W.P. YANINA
SAROV HERMITAGE IN PRE-REVOLUTIONARY HOME HISTORIOGRAPHY
Key words: Sarov hermitage, pre-revolutionary home historiography, cloisters of Russian Orthodox Church, All-Russian works, encyclopedic editions, literature of the end of 19th - the beginning of 20th centuries.
The article analyses pre-revolutionary historiography on Sarov hermitage. The author considers literature mainly of the end of 19th - the beginning of 20th centuries. This period is characterized by the flourishing of Sarov cloister as a spiritual centre of the country and as the greatest and richest industrial unit.
Вопрос о роли и месте монастырей в русской жизни был и остается актуальным и часто обсуждаемым в русском обществе. В данной статье нами проанализирована лишь небольшая часть общероссийской дореволюционной литературы, в которой содержится определенная информация по Саровской пустыни. Существует огромный пласт дореволюционной литературы конкретно по Саровскому монастырю [1, 2, 3, 6, 7, 10, 14], но в этой статье мы ее не рассматривали.
Историографию Саровского монастыря можно разделить, с некоторой долей условности, на три периода: дореволюционный (до 1917 г.), литература советского периода (с 1917 - до начала 1990-х годов), работы современных авторов (с начала 1990-х годов).
Дореволюционный период характеризовался значительным преобладанием работ, в которых православным монастырям давалась исключительно позитивная оценка, а многие отрицательные стороны их жизни замалчивались вообще. Это было, во-первых, связано с тем, что православие, а соответственно и все его институты, являлись важнейшей идеологической опорой государственной власти. Именно поэтому царское правительство при помощи строгой цензурной политики всячески препятствовало публикации работ авторов, критически относившихся к Русской Православной Церкви в целом и к ее монастырям в частности. Во-вторых, большая часть исследовательских работ этого периода, посвященных истории православных обителей, написана церковными авторами (монахами, а также представителями белого духовенства), которые сознательно умалчивали о негативных фактах в жизни монастырей.
Историография советского периода (с 1917 г. - до начала 1990-х годов) по изучаемой проблеме не отличается обилием публикаций. Это связано с тем, что в данный период в нашей стране безраздельно господствовала атеистиче-ски-материалистическая идеология. Практически все монастыри в это время были закрыты.
Советская власть не приветствовала проведение объективных исследований по истории Русской Православной Церкви. Те работы, которые публиковались, носили в большинстве своем пропагандистский антицерковный характер. Оценка монастырей и их деятельности во всех этих трудах была чисто негативной.
Современный период российской историографии (с начала 1990-х годов) характеризуется отсутствием различных идеологических запретов и цензурных ограничений в отношении объективных научных исследований по истории Русской Православной Церкви. Это привело к значительному увеличению количества и качества новых работ, посвященных истории православных монастырей как в общероссийском, так и в региональном масштабе. К тому же в настоящее время многие дореволюционные книги переиздаются заново [9]. Самое главное, что сейчас происходит активное возрождение обителей, которые нуждаются в объективных исследованиях своей истории.
Итак, рассмотрим дореволюционный период отечественной историографии по Саровской пустыни.
Особенностью дореволюционного периода является доминирование эмпирических работ, целью которых были актуализация и введение в научный оборот фактического материала по истории монастырей и монашества. Вот почему они представляют для нас не только историографический, но и источниковедческий интерес. Однако некоторые щепетильные вопросы (сословный и образовательный состав монашества, финансово-экономическая и исправительная деятельность обителей) в данных исследованиях не затрагивались вообще.
Все исследовательские работы дореволюционного периода, по интересующей нас проблематике, можно разделить на несколько больших групп. К первой группе относятся общероссийские труды, имеющие характер справочной литературы, в которых в краткой форме описываются все монастыри Русской Православной Церкви. Из них для нас наибольший интерес представляют работы Александра Ратшина «Полное собрание исторических сведений о всех бывших в древности и ныне существующих монастырях и примечательных церквах в России» [9], Леонида Ивановича Денисова «Православные монастыри Российской империи» [4], а также издание «Православные русские обители», вышедшее в виде бесплатного приложения к журналу «Русский паломник» [11].
Первая работа представляет собой справочно-энциклопедическое издание, вышедшее небольшим тиражом в Москве в 1852 г. Книга была реставрирована и переиздана в 2000 г. в издательстве «Книжная палата». В ней автором приводится краткая справочная информация об основателях монастырей и церквей всех областей и губерний России конца XIX в., их местоположении, особенностях архитектуры, классификации (по полу и штату), времени основания, самых важных событиях в их истории, выдающихся деятелях Православной Церкви, главных святынях монастырей (иконах и мощах святых) и образовательных учреждениях при них. Работа содержит информацию и по Саровской пустыни. «Саровская пуст. муж., в 30 верстах от уезднаго города Темникова, между речек Сатиса и Сарова; находится под управлением Игумена» [9, с.461]. Дальше идет краткое описание истории зарождения монастыря. «... Иоанн испросил от владельца, Кн. Кугушева, потребное число земли, выкопал пещеры...а в 1699 году построил небольшия кельи и начал сооружать храмы Божии, из коих первый есть во имя Живоноснаго Источника. Прочное основание обители положено по утверждению Общежительнаго Устава Блюстителем Патриаршего Престола, Преосвященным Стефаном Яворским, в 1711 году. С 1705 года, начаты Строителем Иоанном и каменныя церкви.» [9, с. 451]. Автор перечисляет по названиям восемь церквей пустыни, две из которых находятся вне монастыря. Есть информация о гостеприимстве пустыни: «Саровская пустынь славится безвозмездным гостеприимством стекающихся отвсюду богомольцев, которых иногда бывает здесь до 4000 в одно время, и все не только насыщаются от трапезы монастырской, но даже, по желанию их, снаб-
жаются хлебом и на возвратный путь» [9, с. 452]. В конце автор перечисляет выдающихся людей пустыни: «Иеромонах сей пустыни Мелентий известен путешествием своим к св. местам, в Палестину; а память Иеромонаха Серафима, пустынника и затворника здешняго, уважается за благочестивую его жизнь» [9, с. 452]. Недостатком работы является отсутствие какой либо библиографии, кроме того, нет ни введения, ни заключения к работе.
В работе Л.И. Денисова более подробно излагается вышеперечисленная информация, а также приводятся сведения об уставах, храмах, скитах, крестных ходах, земельных владениях, штатных суммах, настоятелях, количестве насельников и благотворительных учреждениях обителей. Сам автор в предисловии так определил цель своей работы: «Целью написания моего труда было составление справочной книги о всех ныне существующих монастырях (мужских и женских) с необходимыми топографическими, историческими и археологическими сведениями и указанием печатной литературы» [4, с. 4]. Материал по Саровскому монастырю также представлен в этой работе. «Темнико-вая Саровская Успенская общежительная мужская пустынь, в 37 вер. от у. г. Темникова, на границе Нижегородской и Тамбовской губерний, в 60 в. от станции Ромодановской ветки Московско-Казанской жел. дороги Арзамас, в 25 в. от у. г. Ардатова (Нижегор. губ.), в 170 вер. от Нижняго - Новгорода, в 120 вер. от гор. Мурома (Владимирской губ.), в 90 в. от пристани Ватажка на р. Оке, на возвышенной горе, между двумя речками Сатисом и Саровкою, на месте древ-няго города Сараклыча» [4, с. 804]. В названии пустыни сделана ошибка - Темниковая вместо Темниковская. Далее даны даты основания пустыни: «Основана в 1692 г. иеромонахом Исаакием, в схиме Иоанном, .в 1706 г. земля, где находится пустынь, была уступлена ей во владение кадомским помещиком кн. Даниилом Кугушевым, а 16 июня 1706 г. был освящен Успенский деревянный храм, выстроенный по благословенной грамоте митрополита Стефана Яворскаго; в 1711 г. м-рь сгорел весь кроме храма, но вскоре возстанов-лен схимонахом Иоанном; им же был дан устав общежития в пустыни, утвержденный в 1711 г. митроп. Стефаном Яворским; с 1818 г. мон-рь стал управляться игуменами» [4, с. 805]. Автор отмечает наличие девяти храмов, дает даты их основания, перестроек, расширений, а также указывает на особенности внутреннего убранства. Денисов указывает на достопримечательности монастыря - мощи Преподобного Серафима Саровского, пещеры первых отшельников, драгоценные сосуды, облачения, плащаницы и многое другое. В работе упоминаются «больница братская на 15 кроватей, приемный покой для богомольцев на 10 кроватей; 2 простонародн. гостинницы, 2 гостинницы для купцов и дворян. В м-ре имеются разныя мастерския и хозяйственные корпуса. Всей земли, принадлежащей пустыни, 26000 десят., из них лесу более 20000 дес., где ведется правильное лесное хозяйство, и более 2000 дес. неудобной земли; кроме этого, пустыни принадлежат: 5 мельниц: из них 2 на р. Сатисе, 2 на рч. Умовке и 1 на рч. Сарме» [4, с. 807]. Далее перечислены настоятели монастыря, указаны даты их настоятельства. В работе показано количество монахов - 70 и послушников - 250. Денисов дает обстоятельный библиографический список по каждому монастырю. По Саровской пустыни ссылается на 27 работ. В конце книги автор дает алфавитный указатель изданий, названия которых приведены в сокращении, помещена также карта православных монастырей европейской России.
В справочнике «Православные русские обители» даются практически те же самые сведения, что и в книге Л.И. Денисова, только повествование дано более живым и ярким языком. «Обитель окружена вековым сосновым лесом.
При подъезде к обители дорога идет в гору, затем делает поворот, - и пред зрителем открывается великолепный вид на Саровский монастырь. Прямо пред наблюдателем тихо катит свои воды Сатис, омывающий подножие горы обители с северной стороны» [11, с. 419]. Начало монастырской жизни в Саро-ве описано так: «При содействии землевладельца князя Кугушева и крестьян села Кременок Исаакий построил церковь во имя Пресвятой Богородицы и этим положил начало Саровской обители (1706 г.)» [11, с. 419]. В работе дается описание девяти храмов, эти же храмы описаны в работе Денисова. Далее в работе подробно описываются достопримечательные места, связанные с подвижничеством Преподобного Серафима Саровского и молчальника Марка. Интересное замечание по поводу богомольцев: «Среди богомольцев немало мордвы, иногда совсем не говорящей по-русски, тем не менее мордвичи - самые усердные почитатели памяти о. Серафима. Каждый богомолец стремится принести из Сарова святой воды, кусочек травки и песок с дороги, по которой ходил святой подвижник» [11, с. 421]. Далее авторы указывают на наличие в обители приемного покоя для богомольцев, братской больницы, двух гостиниц для простых богомольцев, двух - для дворян и купцов, особых помещений для почетных гостей, владык и высочайших особ.
Следует отметить, что рассмотренные работы содержат определенное количество фактических ошибок, обусловленных тем, что их авторы практически не использовали при составлении своих справочников первичных источников, а опирались либо на вторичные источники, либо на ранее вышедшие работы. Что касается научного анализа приводимых здесь фактов, он отсутствует вообще.
Ко второй группе дореволюционных работ по монастырям и монашеству относятся общероссийские труды, авторы которых занимались изучением отдельных сторон монастырской жизни. К сожалению, таких работ мало.
В 1876 г. вышла работа Д.И. Ростиславова «Опыт исследования об иму-ществах и доходах наших монастырей» [12]. Пожалуй, она стала практически единственным объективным дореволюционным исследованием, опиравшимся на достоверную источниковую базу и характеризовавшим как положительные, так и отрицательные стороны экономической жизни обителей этого времени. Автор подробно анализирует приводимый им фактический материал по различным статьям доходов обителей 20 епархий Российской империи. В этой монографии есть сведения и об экономической деятельность Саровского монастыря, количестве и качестве монастырской земли, рассматриваются многочисленные доходы, получаемые монастырем из самых различных источников, как-то: от богомольцев, угодий, часовен, сборных книжек, молебнов, гостиниц, лавок, постоялых дворов и других «промысловых» заведений и т.д. Анализируются и монастырские денежные капиталы. Однако Ростиславов уточняет, что Саровскую пустынь он не посещал и все данные по Саровскому монастырю им получены из официальных источников или от частных лиц. Автор считает, что Саровская пустынь в конце XIX в. являлась одной из богатейших обителей России. По земельным владениям пустынь уступала только Соловецкому монастырю (640 кв. верст) и имела 256 кв. верст земли [12, с. 345]. Автор делает интересные сравнения: поземельная собственность Саровской пустыни почти в 20 раз превышает территорию Княжества Монако (данные на 1875 г.) [12, с. 346]. Саровская пустынь по своим земельным владениям превосходит семь европейских, конечно, мелких государств. Ежегодный доход Саровского монастыря (43879 руб.) [12, с. 259] больше годичного дохода Княжества Лихтенштейн (26000 руб.). Исследование Ростиславова по праву можно считать настольной книгой для изучения экономического положения монастырей России конца XIX в.
Работа Н.А. Любинецкого «Землевладение церквей и монастырей Российской Империи» [5] представляет собой свод статистических данных о землевладение церквей и монастырей Российской империи, сделанный на основании данных Святейшего Синода и Центрального статистического комитета. В предисловии автор указывает, что эта работа есть «статистическое приложение к подготовляемому к печати сочинению «Землевладение церквей и монастырей Российской Империи» [5, с. 2]. Работа состоит из 4 частей: 1) Статистические итоги по землевладению церквей и монастырей; 2) Землевладение церквей (по-уездные данные); 3) Землевладение монастырей (поуездные данные); 4) Список монастырей, имеющих поземельную собственность. Для нас наибольший интерес представляет часть 4 данной работы. Именно здесь содержится конкретная информация по Саровскому монастырю. Сведения о монастырях помещены в таблицу. Наименование и место нахождения монастыря - Темниковская Саровская пустынь. В 37 в. от г. Темникова. Мужской или женский - мужской. Какое число монашествующих и послушников положено по штату - 61. Какое число монашествующих находится в действительности - 82. Какое число послушников находится в действительности - 63. Размер угодий (в десятинах): всей - 26 339; пахатной - 1 697; луговой - 1 910; лесной - 20 356. Число десятин неудобной земли - 2 376 [5, с. 29]. Рассматриваемая работа содержит огромное количество статистических данных, необходимых исследователю, занимающемуся историей и экономикой монастырей России.
В 1877 г. увидел свет многолетний труд П.М. Строева «Списки иерархов и настоятелей монастырей российской церкви» [13]. В этой работе автор в числе многих других приводит список настоятелей Саровской пустыни. Автор в работе указывает даты начала игуменства, перемещения в другие монастыри, даты смерти. Вот такие данные Строев собрал по настоятелям Саровской пустыни:
«Столбец 900.
Саровская пустынь, в Темниковском уезде, основана в начале XVIII в.
Строители:
Исаакий (в схиме Иоанн) основатель, с 1700, точнее с 1705; схимник с 13 марта 1716. В 1731 взят в Тайную канцелярию; 12 июня 1734 лишен монашества; | 4 июля 1737, в С-Петербурге и там же погребен.
Дорофей Замятнин (в схиме Димитрий) с 1731; | 4 окт. 1746.
Столбец 901.
Филарет, 1747-49, после архимандрит Шартомский.
Маркел, в 1749-51 (два года), переведен в Салалейскую пустынь.
Исаакий определен 1751, а 1758 переведен в Краснослободский Спасский.
Ефрем Кэроткай определен 1758; 29 марта 1777 отказался, | 30 мая 1778.
Пахомий Леонов определен 1777; | 6 ноября 1794.
Исаия Зубков определен 24 дек. 1794; | 4 дек. 1807.
Нифонт, определен 1807, а 12 марта 1818 произведен в игумена; | 8 марта 1842.
Исаия, с 1842; 15 авг. 1846 произведен в игумена, | 16 апр. 1858.
Серафим, в 1858-68» [13].
Даже при анализе лишь небольшой части общероссийской дореволюционной литературы Саровская пустынь предстает пред нами как одна из славнейших и достойнейших обителей России. Нами рассмотрена литература преимущественно конца XIX - начала XX вв. Именно на этот период приходится расцвет Саровского монастыря и как духовного центра страны, и как крупнейшей и богатейшей хозяйственной единицы. Экономическое могущество монастыря сложилось не единовременно. Это был длительный процесс, в котором
участвовали самые разные слои российского общества. Это и князь Кугушев, который пожертвовал монахам первоначальный надел земли, это и графиня А.А. Орлова, на основании завещания которой после ее смерти в 1848 г. все монастыри Российской империи получили по 5 тыс. руб. Огромная заслуга в становлении и собирании монастырских богатств, несомненно, принадлежит и самим монашествующим, которые смогли сохранить и преумножить монастырское состояние. Но при всем при этом не стоит забывать простой народ. Именно из их гривен, пятаков, грошей и копеек складывались огромные монастырские богатства. Все эти явления нашли свое отражение в литературе того периода. Проанализированная литература носит историографический характер, а также является источником по исследуемой проблематике.
Литература и источники
1. Авель, иеромонах. Описание Сатисо-Градо Саровской пустыни, выбранное из разных записей и указов, в оной пустыни хранящихся / Авель. М., 1856.
2. Авель, иеромонах. Общежительная Саровская пустынь и достопамятные иноки, в ней подвизавшиеся / Авель. М., 1884.
3. Голодолинский П. Книжка для едущих в Саровскую пустынь / П. Голодолинский. М., 1903.
4. Денисов Л.И. Православные монастыри Российской империи / Л.И. Денисов. М.: Изд-во А.Д. Ступина, 1908. 962 с.
5. Любинецкий Н.А. Землевладение церквей и монастырей Российской Империи: в 4 ч. Ч. 4. Список монастырей, имеющих поземельную собственность / Н.А. Любинецкий. СПб.: Синодальная Типография, 1900.
6. Макаревский М. Житие преподобного Серафима и описание Саровской пустыни / М. Макаревский. СПб., 1903.
7. Макаревский М. Саровская пустынь, краткое описание исторического прошлого и современного состояния обители / М. Макаревский. СПб, 1903.
8. Муравьев А. Саровская пустынь / А. Муравьев. СПб., 1849.
9. Полное собрание исторических сведений о всех бывших в древности и ныне существующих монастырях и примечательных церквах в России. Составлено из достоверных источников Александром Ратшиным. М.: Книжная палата, 2000. 592 с.
10. Порфирий, иеромонах. Житие и подвиги иеросхимона Иоанна, основателя и первоначальника Саровской пустыни / Порфирий. Муром, 1892.
11. Православные русские обители. Полное иллюстрированное описание всех Православных русских монастырей в Российской империи и на Афоне. Бесплатное приложение к журналу «Русский паломник» за 1909 г. СПб.: Книгоиздательство П.П. Сойкина, 1909.
12. Ростиславов Д.И. Опыт исследования об имуществах и доходах наших монастырей / Д.И. Ростиславов. СПб.: Типография Морского министерства, 1876. 398 с.
13. Строев П.М. Списки иерархов и настоятелей монастырей российской церкви / П.М. Строев. СПб.: Типография В.С. Балашева, 1877.
14. Царевский А. Саровская пустынь / А. Царевский. Казань, 1903.
ЯНИНА ВАЛЕНТИНА ПАВЛОВНА - кандидат исторических наук, докторант кафедры экономической истории и информационных технологий, Историко-социологический институт, Мордовский государственный университет, Россия, Саранск ([email protected]).
YANINA wAleNtINA PAVLOVNA - candidate of historical sciences, doctoral candidate, Mordovian State University, Russia, Saransk.