Научная статья на тему 'Саровская пустынь в дореволюционной отечественной историографии'

Саровская пустынь в дореволюционной отечественной историографии Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
250
112
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САРОВСКАЯ ПУСТЫНЬ / ДОРЕВОЛЮЦИОННАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИОГРАФИЯ / МОНАСТЫРИ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ / ОБЩЕРОССИЙСКИЕ ТРУДЫ / СПРАВОЧНО-ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЕ ИЗДАНИЯ / ЛИТЕРАТУРА КОНЦА XIX НАЧАЛА XX ВВ / SAROV HERMITAGE / PRE-REVOLUTIONARY HOME HISTORIOGRAPHY / CLOISTERS OF RUSSIAN ORTHODOX CHURCH / ALLRUSSIAN WORKS / ENCYCLOPEDIC EDITIONS / LITERATURE OF THE END OF 19TH THE BEGINNING OF 20TH CENTURIES

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Янина Валентина Павловна

Проанализирована дореволюционная отечественная историография по Саровской пустыни. Рассмотрена литература преимущественно конца XIX начала XX вв. Именно на этот период приходится расцвет Саровского монастыря и как духовного центра страны, и как крупнейшей и богатейшей хозяйственной единицы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SAROV HERMITAGE IN PRE-REVOLUTIONARY HOME HISTORIOGRAPHY

The article analyses pre-revolutionary historiography on Sarov hermitage. The author considers literature mainly of the end of 19th the beginning of 20th centuries. This period is characterized by the flourishing of Sarov cloister as a spiritual centre of the country and as the greatest and richest industrial unit.

Текст научной работы на тему «Саровская пустынь в дореволюционной отечественной историографии»

УДК 930:271.2(470.341)

В.П. ЯНИНА

САРОВСКАЯ ПУСТЫНЬ В ДОРЕВОЛЮЦИОННОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИОГРАФИИ

Ключевые слова: Саровская пустынь, дореволюционная отечественная историография, монастыри Русской православной церкви, общероссийские труды, справочно-энциклопедические издания, литература конца XIX- начала XX вв.

Проанализирована дореволюционная отечественная историография по Саровской пустыни. Рассмотрена литература преимущественно конца XIX- начала XX вв. Именно на этот период приходится расцвет Саровского монастыря и как духовного центра страны, и как крупнейшей и богатейшей хозяйственной единицы.

W.P. YANINA

SAROV HERMITAGE IN PRE-REVOLUTIONARY HOME HISTORIOGRAPHY

Key words: Sarov hermitage, pre-revolutionary home historiography, cloisters of Russian Orthodox Church, All-Russian works, encyclopedic editions, literature of the end of 19th - the beginning of 20th centuries.

The article analyses pre-revolutionary historiography on Sarov hermitage. The author considers literature mainly of the end of 19th - the beginning of 20th centuries. This period is characterized by the flourishing of Sarov cloister as a spiritual centre of the country and as the greatest and richest industrial unit.

Вопрос о роли и месте монастырей в русской жизни был и остается актуальным и часто обсуждаемым в русском обществе. В данной статье нами проанализирована лишь небольшая часть общероссийской дореволюционной литературы, в которой содержится определенная информация по Саровской пустыни. Существует огромный пласт дореволюционной литературы конкретно по Саровскому монастырю [1, 2, 3, 6, 7, 10, 14], но в этой статье мы ее не рассматривали.

Историографию Саровского монастыря можно разделить, с некоторой долей условности, на три периода: дореволюционный (до 1917 г.), литература советского периода (с 1917 - до начала 1990-х годов), работы современных авторов (с начала 1990-х годов).

Дореволюционный период характеризовался значительным преобладанием работ, в которых православным монастырям давалась исключительно позитивная оценка, а многие отрицательные стороны их жизни замалчивались вообще. Это было, во-первых, связано с тем, что православие, а соответственно и все его институты, являлись важнейшей идеологической опорой государственной власти. Именно поэтому царское правительство при помощи строгой цензурной политики всячески препятствовало публикации работ авторов, критически относившихся к Русской Православной Церкви в целом и к ее монастырям в частности. Во-вторых, большая часть исследовательских работ этого периода, посвященных истории православных обителей, написана церковными авторами (монахами, а также представителями белого духовенства), которые сознательно умалчивали о негативных фактах в жизни монастырей.

Историография советского периода (с 1917 г. - до начала 1990-х годов) по изучаемой проблеме не отличается обилием публикаций. Это связано с тем, что в данный период в нашей стране безраздельно господствовала атеистиче-ски-материалистическая идеология. Практически все монастыри в это время были закрыты.

Советская власть не приветствовала проведение объективных исследований по истории Русской Православной Церкви. Те работы, которые публиковались, носили в большинстве своем пропагандистский антицерковный характер. Оценка монастырей и их деятельности во всех этих трудах была чисто негативной.

Современный период российской историографии (с начала 1990-х годов) характеризуется отсутствием различных идеологических запретов и цензурных ограничений в отношении объективных научных исследований по истории Русской Православной Церкви. Это привело к значительному увеличению количества и качества новых работ, посвященных истории православных монастырей как в общероссийском, так и в региональном масштабе. К тому же в настоящее время многие дореволюционные книги переиздаются заново [9]. Самое главное, что сейчас происходит активное возрождение обителей, которые нуждаются в объективных исследованиях своей истории.

Итак, рассмотрим дореволюционный период отечественной историографии по Саровской пустыни.

Особенностью дореволюционного периода является доминирование эмпирических работ, целью которых были актуализация и введение в научный оборот фактического материала по истории монастырей и монашества. Вот почему они представляют для нас не только историографический, но и источниковедческий интерес. Однако некоторые щепетильные вопросы (сословный и образовательный состав монашества, финансово-экономическая и исправительная деятельность обителей) в данных исследованиях не затрагивались вообще.

Все исследовательские работы дореволюционного периода, по интересующей нас проблематике, можно разделить на несколько больших групп. К первой группе относятся общероссийские труды, имеющие характер справочной литературы, в которых в краткой форме описываются все монастыри Русской Православной Церкви. Из них для нас наибольший интерес представляют работы Александра Ратшина «Полное собрание исторических сведений о всех бывших в древности и ныне существующих монастырях и примечательных церквах в России» [9], Леонида Ивановича Денисова «Православные монастыри Российской империи» [4], а также издание «Православные русские обители», вышедшее в виде бесплатного приложения к журналу «Русский паломник» [11].

Первая работа представляет собой справочно-энциклопедическое издание, вышедшее небольшим тиражом в Москве в 1852 г. Книга была реставрирована и переиздана в 2000 г. в издательстве «Книжная палата». В ней автором приводится краткая справочная информация об основателях монастырей и церквей всех областей и губерний России конца XIX в., их местоположении, особенностях архитектуры, классификации (по полу и штату), времени основания, самых важных событиях в их истории, выдающихся деятелях Православной Церкви, главных святынях монастырей (иконах и мощах святых) и образовательных учреждениях при них. Работа содержит информацию и по Саровской пустыни. «Саровская пуст. муж., в 30 верстах от уезднаго города Темникова, между речек Сатиса и Сарова; находится под управлением Игумена» [9, с.461]. Дальше идет краткое описание истории зарождения монастыря. «... Иоанн испросил от владельца, Кн. Кугушева, потребное число земли, выкопал пещеры...а в 1699 году построил небольшия кельи и начал сооружать храмы Божии, из коих первый есть во имя Живоноснаго Источника. Прочное основание обители положено по утверждению Общежительнаго Устава Блюстителем Патриаршего Престола, Преосвященным Стефаном Яворским, в 1711 году. С 1705 года, начаты Строителем Иоанном и каменныя церкви.» [9, с. 451]. Автор перечисляет по названиям восемь церквей пустыни, две из которых находятся вне монастыря. Есть информация о гостеприимстве пустыни: «Саровская пустынь славится безвозмездным гостеприимством стекающихся отвсюду богомольцев, которых иногда бывает здесь до 4000 в одно время, и все не только насыщаются от трапезы монастырской, но даже, по желанию их, снаб-

жаются хлебом и на возвратный путь» [9, с. 452]. В конце автор перечисляет выдающихся людей пустыни: «Иеромонах сей пустыни Мелентий известен путешествием своим к св. местам, в Палестину; а память Иеромонаха Серафима, пустынника и затворника здешняго, уважается за благочестивую его жизнь» [9, с. 452]. Недостатком работы является отсутствие какой либо библиографии, кроме того, нет ни введения, ни заключения к работе.

В работе Л.И. Денисова более подробно излагается вышеперечисленная информация, а также приводятся сведения об уставах, храмах, скитах, крестных ходах, земельных владениях, штатных суммах, настоятелях, количестве насельников и благотворительных учреждениях обителей. Сам автор в предисловии так определил цель своей работы: «Целью написания моего труда было составление справочной книги о всех ныне существующих монастырях (мужских и женских) с необходимыми топографическими, историческими и археологическими сведениями и указанием печатной литературы» [4, с. 4]. Материал по Саровскому монастырю также представлен в этой работе. «Темнико-вая Саровская Успенская общежительная мужская пустынь, в 37 вер. от у. г. Темникова, на границе Нижегородской и Тамбовской губерний, в 60 в. от станции Ромодановской ветки Московско-Казанской жел. дороги Арзамас, в 25 в. от у. г. Ардатова (Нижегор. губ.), в 170 вер. от Нижняго - Новгорода, в 120 вер. от гор. Мурома (Владимирской губ.), в 90 в. от пристани Ватажка на р. Оке, на возвышенной горе, между двумя речками Сатисом и Саровкою, на месте древ-няго города Сараклыча» [4, с. 804]. В названии пустыни сделана ошибка - Темниковая вместо Темниковская. Далее даны даты основания пустыни: «Основана в 1692 г. иеромонахом Исаакием, в схиме Иоанном, .в 1706 г. земля, где находится пустынь, была уступлена ей во владение кадомским помещиком кн. Даниилом Кугушевым, а 16 июня 1706 г. был освящен Успенский деревянный храм, выстроенный по благословенной грамоте митрополита Стефана Яворскаго; в 1711 г. м-рь сгорел весь кроме храма, но вскоре возстанов-лен схимонахом Иоанном; им же был дан устав общежития в пустыни, утвержденный в 1711 г. митроп. Стефаном Яворским; с 1818 г. мон-рь стал управляться игуменами» [4, с. 805]. Автор отмечает наличие девяти храмов, дает даты их основания, перестроек, расширений, а также указывает на особенности внутреннего убранства. Денисов указывает на достопримечательности монастыря - мощи Преподобного Серафима Саровского, пещеры первых отшельников, драгоценные сосуды, облачения, плащаницы и многое другое. В работе упоминаются «больница братская на 15 кроватей, приемный покой для богомольцев на 10 кроватей; 2 простонародн. гостинницы, 2 гостинницы для купцов и дворян. В м-ре имеются разныя мастерския и хозяйственные корпуса. Всей земли, принадлежащей пустыни, 26000 десят., из них лесу более 20000 дес., где ведется правильное лесное хозяйство, и более 2000 дес. неудобной земли; кроме этого, пустыни принадлежат: 5 мельниц: из них 2 на р. Сатисе, 2 на рч. Умовке и 1 на рч. Сарме» [4, с. 807]. Далее перечислены настоятели монастыря, указаны даты их настоятельства. В работе показано количество монахов - 70 и послушников - 250. Денисов дает обстоятельный библиографический список по каждому монастырю. По Саровской пустыни ссылается на 27 работ. В конце книги автор дает алфавитный указатель изданий, названия которых приведены в сокращении, помещена также карта православных монастырей европейской России.

В справочнике «Православные русские обители» даются практически те же самые сведения, что и в книге Л.И. Денисова, только повествование дано более живым и ярким языком. «Обитель окружена вековым сосновым лесом.

При подъезде к обители дорога идет в гору, затем делает поворот, - и пред зрителем открывается великолепный вид на Саровский монастырь. Прямо пред наблюдателем тихо катит свои воды Сатис, омывающий подножие горы обители с северной стороны» [11, с. 419]. Начало монастырской жизни в Саро-ве описано так: «При содействии землевладельца князя Кугушева и крестьян села Кременок Исаакий построил церковь во имя Пресвятой Богородицы и этим положил начало Саровской обители (1706 г.)» [11, с. 419]. В работе дается описание девяти храмов, эти же храмы описаны в работе Денисова. Далее в работе подробно описываются достопримечательные места, связанные с подвижничеством Преподобного Серафима Саровского и молчальника Марка. Интересное замечание по поводу богомольцев: «Среди богомольцев немало мордвы, иногда совсем не говорящей по-русски, тем не менее мордвичи - самые усердные почитатели памяти о. Серафима. Каждый богомолец стремится принести из Сарова святой воды, кусочек травки и песок с дороги, по которой ходил святой подвижник» [11, с. 421]. Далее авторы указывают на наличие в обители приемного покоя для богомольцев, братской больницы, двух гостиниц для простых богомольцев, двух - для дворян и купцов, особых помещений для почетных гостей, владык и высочайших особ.

Следует отметить, что рассмотренные работы содержат определенное количество фактических ошибок, обусловленных тем, что их авторы практически не использовали при составлении своих справочников первичных источников, а опирались либо на вторичные источники, либо на ранее вышедшие работы. Что касается научного анализа приводимых здесь фактов, он отсутствует вообще.

Ко второй группе дореволюционных работ по монастырям и монашеству относятся общероссийские труды, авторы которых занимались изучением отдельных сторон монастырской жизни. К сожалению, таких работ мало.

В 1876 г. вышла работа Д.И. Ростиславова «Опыт исследования об иму-ществах и доходах наших монастырей» [12]. Пожалуй, она стала практически единственным объективным дореволюционным исследованием, опиравшимся на достоверную источниковую базу и характеризовавшим как положительные, так и отрицательные стороны экономической жизни обителей этого времени. Автор подробно анализирует приводимый им фактический материал по различным статьям доходов обителей 20 епархий Российской империи. В этой монографии есть сведения и об экономической деятельность Саровского монастыря, количестве и качестве монастырской земли, рассматриваются многочисленные доходы, получаемые монастырем из самых различных источников, как-то: от богомольцев, угодий, часовен, сборных книжек, молебнов, гостиниц, лавок, постоялых дворов и других «промысловых» заведений и т.д. Анализируются и монастырские денежные капиталы. Однако Ростиславов уточняет, что Саровскую пустынь он не посещал и все данные по Саровскому монастырю им получены из официальных источников или от частных лиц. Автор считает, что Саровская пустынь в конце XIX в. являлась одной из богатейших обителей России. По земельным владениям пустынь уступала только Соловецкому монастырю (640 кв. верст) и имела 256 кв. верст земли [12, с. 345]. Автор делает интересные сравнения: поземельная собственность Саровской пустыни почти в 20 раз превышает территорию Княжества Монако (данные на 1875 г.) [12, с. 346]. Саровская пустынь по своим земельным владениям превосходит семь европейских, конечно, мелких государств. Ежегодный доход Саровского монастыря (43879 руб.) [12, с. 259] больше годичного дохода Княжества Лихтенштейн (26000 руб.). Исследование Ростиславова по праву можно считать настольной книгой для изучения экономического положения монастырей России конца XIX в.

Работа Н.А. Любинецкого «Землевладение церквей и монастырей Российской Империи» [5] представляет собой свод статистических данных о землевладение церквей и монастырей Российской империи, сделанный на основании данных Святейшего Синода и Центрального статистического комитета. В предисловии автор указывает, что эта работа есть «статистическое приложение к подготовляемому к печати сочинению «Землевладение церквей и монастырей Российской Империи» [5, с. 2]. Работа состоит из 4 частей: 1) Статистические итоги по землевладению церквей и монастырей; 2) Землевладение церквей (по-уездные данные); 3) Землевладение монастырей (поуездные данные); 4) Список монастырей, имеющих поземельную собственность. Для нас наибольший интерес представляет часть 4 данной работы. Именно здесь содержится конкретная информация по Саровскому монастырю. Сведения о монастырях помещены в таблицу. Наименование и место нахождения монастыря - Темниковская Саровская пустынь. В 37 в. от г. Темникова. Мужской или женский - мужской. Какое число монашествующих и послушников положено по штату - 61. Какое число монашествующих находится в действительности - 82. Какое число послушников находится в действительности - 63. Размер угодий (в десятинах): всей - 26 339; пахатной - 1 697; луговой - 1 910; лесной - 20 356. Число десятин неудобной земли - 2 376 [5, с. 29]. Рассматриваемая работа содержит огромное количество статистических данных, необходимых исследователю, занимающемуся историей и экономикой монастырей России.

В 1877 г. увидел свет многолетний труд П.М. Строева «Списки иерархов и настоятелей монастырей российской церкви» [13]. В этой работе автор в числе многих других приводит список настоятелей Саровской пустыни. Автор в работе указывает даты начала игуменства, перемещения в другие монастыри, даты смерти. Вот такие данные Строев собрал по настоятелям Саровской пустыни:

«Столбец 900.

Саровская пустынь, в Темниковском уезде, основана в начале XVIII в.

Строители:

Исаакий (в схиме Иоанн) основатель, с 1700, точнее с 1705; схимник с 13 марта 1716. В 1731 взят в Тайную канцелярию; 12 июня 1734 лишен монашества; | 4 июля 1737, в С-Петербурге и там же погребен.

Дорофей Замятнин (в схиме Димитрий) с 1731; | 4 окт. 1746.

Столбец 901.

Филарет, 1747-49, после архимандрит Шартомский.

Маркел, в 1749-51 (два года), переведен в Салалейскую пустынь.

Исаакий определен 1751, а 1758 переведен в Краснослободский Спасский.

Ефрем Кэроткай определен 1758; 29 марта 1777 отказался, | 30 мая 1778.

Пахомий Леонов определен 1777; | 6 ноября 1794.

Исаия Зубков определен 24 дек. 1794; | 4 дек. 1807.

Нифонт, определен 1807, а 12 марта 1818 произведен в игумена; | 8 марта 1842.

Исаия, с 1842; 15 авг. 1846 произведен в игумена, | 16 апр. 1858.

Серафим, в 1858-68» [13].

Даже при анализе лишь небольшой части общероссийской дореволюционной литературы Саровская пустынь предстает пред нами как одна из славнейших и достойнейших обителей России. Нами рассмотрена литература преимущественно конца XIX - начала XX вв. Именно на этот период приходится расцвет Саровского монастыря и как духовного центра страны, и как крупнейшей и богатейшей хозяйственной единицы. Экономическое могущество монастыря сложилось не единовременно. Это был длительный процесс, в котором

участвовали самые разные слои российского общества. Это и князь Кугушев, который пожертвовал монахам первоначальный надел земли, это и графиня А.А. Орлова, на основании завещания которой после ее смерти в 1848 г. все монастыри Российской империи получили по 5 тыс. руб. Огромная заслуга в становлении и собирании монастырских богатств, несомненно, принадлежит и самим монашествующим, которые смогли сохранить и преумножить монастырское состояние. Но при всем при этом не стоит забывать простой народ. Именно из их гривен, пятаков, грошей и копеек складывались огромные монастырские богатства. Все эти явления нашли свое отражение в литературе того периода. Проанализированная литература носит историографический характер, а также является источником по исследуемой проблематике.

Литература и источники

1. Авель, иеромонах. Описание Сатисо-Градо Саровской пустыни, выбранное из разных записей и указов, в оной пустыни хранящихся / Авель. М., 1856.

2. Авель, иеромонах. Общежительная Саровская пустынь и достопамятные иноки, в ней подвизавшиеся / Авель. М., 1884.

3. Голодолинский П. Книжка для едущих в Саровскую пустынь / П. Голодолинский. М., 1903.

4. Денисов Л.И. Православные монастыри Российской империи / Л.И. Денисов. М.: Изд-во А.Д. Ступина, 1908. 962 с.

5. Любинецкий Н.А. Землевладение церквей и монастырей Российской Империи: в 4 ч. Ч. 4. Список монастырей, имеющих поземельную собственность / Н.А. Любинецкий. СПб.: Синодальная Типография, 1900.

6. Макаревский М. Житие преподобного Серафима и описание Саровской пустыни / М. Макаревский. СПб., 1903.

7. Макаревский М. Саровская пустынь, краткое описание исторического прошлого и современного состояния обители / М. Макаревский. СПб, 1903.

8. Муравьев А. Саровская пустынь / А. Муравьев. СПб., 1849.

9. Полное собрание исторических сведений о всех бывших в древности и ныне существующих монастырях и примечательных церквах в России. Составлено из достоверных источников Александром Ратшиным. М.: Книжная палата, 2000. 592 с.

10. Порфирий, иеромонах. Житие и подвиги иеросхимона Иоанна, основателя и первоначальника Саровской пустыни / Порфирий. Муром, 1892.

11. Православные русские обители. Полное иллюстрированное описание всех Православных русских монастырей в Российской империи и на Афоне. Бесплатное приложение к журналу «Русский паломник» за 1909 г. СПб.: Книгоиздательство П.П. Сойкина, 1909.

12. Ростиславов Д.И. Опыт исследования об имуществах и доходах наших монастырей / Д.И. Ростиславов. СПб.: Типография Морского министерства, 1876. 398 с.

13. Строев П.М. Списки иерархов и настоятелей монастырей российской церкви / П.М. Строев. СПб.: Типография В.С. Балашева, 1877.

14. Царевский А. Саровская пустынь / А. Царевский. Казань, 1903.

ЯНИНА ВАЛЕНТИНА ПАВЛОВНА - кандидат исторических наук, докторант кафедры экономической истории и информационных технологий, Историко-социологический институт, Мордовский государственный университет, Россия, Саранск (yatina73@mail.ru).

YANINA wAleNtINA PAVLOVNA - candidate of historical sciences, doctoral candidate, Mordovian State University, Russia, Saransk.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.