Научная статья на тему '«Из первых в европе» лесная дача Саровской пустыни во второй половине XIX века'

«Из первых в европе» лесная дача Саровской пустыни во второй половине XIX века Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
84
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САРОВСКАЯ ПУСТЫНЬ / ЛЕСНАЯ ДАЧА / ОБИТЕЛЬ / МОРДОВИЯ / МОНАСТЫРЬ / ЗЕМЛЕДЕЛЬЧЕСКОЕ ХОЗЯЙСТВО / ЦЕРКОВЬ / SAROV HERMITAGE / TIMBER COTTAGE / DWELLING / MORDOVIA / MONASTERY / AGRICULTURAL ECONOMY / THE CHURCH

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Янина Валентина Павловна

При анализе устройства лесной дачи Саровской пустыни были даны основные характеристики лесного массива, принадлежащего Саровской пустыни; выявлен качественный и количественный состав леса; рассмотрены природно-климатические условия произрастания саровского леса; показана краткая история формирования земельных владений пустыни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The analysis of the arrangement of the forest estate gave the basic characteristics of the Sarov forest tract; revealed quality and quantity composition of the forest; examined natural climatic conditions of the Sarov forest growing; showed the short history of hermitage development.

Текст научной работы на тему ««Из первых в европе» лесная дача Саровской пустыни во второй половине XIX века»

УДК 94(470.345) ББК Т3(2)

В. П. янина

«из первых в европе» лесная дача саровской ПУстыни во второй половине XIX века

Ключевые слова: Саровская пустынь, лесная дача, обитель, Мордовия, монастырь, земледельческое хозяйство, церковь.

V. P. Yanina

“THE FIRST IN EUROPE” WOOD COTTAGE OF SAROV HERMITAGE IN THE SECOND HALF OF XIX century

Key words: Sarovhermitage, timber cottage, dwelling, Mordovia, monastery, agricultural economy, the church.

Территория, на которой расположен Са-ров, особенна по геологическому и тектоническому строению. Здесь с северо-востока врезается в Пачелмский прогиб древнего кристаллического фундамента Алатырский вал, который образует «пуп», с которого во все стороны стекают большие и маленькие реки и речки. «Пуп» Алатырского вала похож на другое подобное место на северо-западе Русской равнины - знаменитые Оковские былинные леса, откуда берут начало и текут в разном направлении Днепр, Двина, Волга. Правда, алатырский «пуп» напоминает «пуп» Оковского леса только в миниатюре [5]. С него растекаются сравнительно небольшие речки. Надежной защитой для населения этих мест от степных кочевников являлись дремучие леса. Такими лесными массивами были Брянский, Мещерский и Мордовский. Эти леса, хотя и сильно вырубленные, сохранились до сих пор.

Мордовский лесной массив разделял две культурно-исторические области, в которых сформировались две большие группы населения. Одна из них - рязанская - занимала среднее Поочье и нижнее Примокшанье, а вторая - верховья р. Суры и Мокши и Окско-Сурское междуречье [5, с. 60]. Природа пограничных территорий всегда остается в большей сохранности, чем освоенные земли: плотность населения здесь значительно меньше по сравнению с глубинными райо-

нами. Таким Мордовский лесной массив оставался почти до XIX в. В северной части Мордовского леса находилось поселение, на месте которого в конце XVII - начале XVIII в. в трудах и молитвах зародилась Саровская пустынь.

Саровский монастырь (официальное название - Саровская общежительная пустынь) ведет летоисчисление с 1706 г., когда он был официально признан церковью. Монастырь возник на стыке Темниковского и Арзамасского уездов, в 40 верстах от Темникова, близ древнего оживленного тракта, соединявшего юг России с Нижним Новгородом.

По преданиям, на месте, где происходит слияние Сатиса и Саровки, существовало татарское укрепление Сараклыч, построенное татарским военачальником князем Бахметом еще в 1298 г. Именно монахи первыми указали название этого города - Сараклыч, что в переводе с тюркского языка означает «Золотая сабля». На саблю похож мыс, образованный слиянием двух рек, на золото похож желтый доломит, из которого сложен мыс. В 1389 г. последний его правитель князь Бехан покинул город. Место пришло в запустение, позднее его прозвали Старым Городищем. Сараклыч упоминают в своих работах С. Б. Бахмустов, В. Б. Смирнова, А. А. Агапов, А. М. Подурец, В. А. Степашкин и ряд других авторов [1; 3; 6-7; 9]. Однако достоверных данных, доказывающих существова-

ние города, пока не найдено, кроме того, что его упоминают в своих записках саровские монахи.

Археологические исследования Старого Городища открыли новую страницу в его изучении. Сделанные на городище находки позволяют отнести его культурный слой к XII - первой половине XIII в. Археологи утверждают, что Саровское городище являлось крупным центром средневековой мордвы.

Место, где построили монастырь, было удобно тем, что оно представляло собой своего рода недоступную крепость: с севера -речка Сатис, с юга - Саровка, сливающиеся у западной стороны, а с востока - земляной вал с глубоким рвом. Кроме того, здесь были очень тихие места, большое количество источников, бьющих из-под земли, а знаменитые в ту пору темниковские и муромские леса представляли собой далеко зашедшую в лесостепь южную оконечность тайги европейской части России. Лес стал главным богатством Саровской пустыни: из принадлежавших ей 26 000 десятин земли 92 % составлял лес.

Но прежде чем Саровский монастырь превратился в одну из крупнейших обителей не только Мордовии, но и России, его основателю и его преемникам пришлось долго и упорно собирать по частицам все это богатство. Они понимали, что монастырь сможет существовать и быть независимым только в случае экономической самостоятельности обители. А земля и в то время, и сейчас считается главным богатством.

Густые леса и отсутствие людей привлекали в эти места пустынножителей и отшельников. Изначально эту территорию осваивали неизвестные нам пустынники. К сожалению, они не оставили нам о себе практически никаких сведений. Да они и не стремились к этому. У них были другие цели: в уединении и безмолвии они предавались размышлениям и молитвам. Основным источником по истории образования Саровской пустыни является сочинение ее основателя первоначальника иеросхимонаха Иоанна

(иеромонаха Исаакия) «Сказание о первом жительстве монахов и о построении церкви Пресвятой Богородицы, Живоносного Ее Источника, в пустыне, на Старом Городище, где ныне стоит общежительная Саровская пустынь». Исследователи датируют время написания сочинения между 1710 и 1712 гг. [3, с. 7]. По свидетельству саровского первоначальника иеросхимонаха Иоанна, первым монахом-отшельником, поселившимся на Старом Городище, был Феодосий, пришедший на это место из Пензы. Здесь он прожил вместе с другими монахами около пяти лет, а затем вернулся в Пензу. Еще одним монахом, облюбовавшим эти места, стал монах Краснослободского Спасо-Преображенского монастыря Герасим. Какое-то время Герасим и Феодосий проживали на Старом Городище вместе. Именно Герасим после Феодосия возглавил монашескую общину на Старом Городище. По одним данным, Герасим Крас-нослободский прожил здесь около 10 лет в одиночестве, по другим - 5-6 лет совместно с другими монахами. После этого Герасим, так же как и Феодосий Пензенский, покинул эти места, возвратился в Спасо-Преображенский монастырь. Первоначальник Иоанн указывает дату ухода Герасима - 1678 г., однако в источнике нет сведений о том, когда заселился на Старом Городище Феодосий, о количестве лет, прожитых на этом месте Герасимом, сколько лет они жили вместе. Исследователи считают, что 1664 г. можно считать наиболее ранним из возможных сроков начала Саровской пустыни [3, с. 22].

Итак, первые попытки монахов обосноваться на Старом Городище не привели к образованию монастыря. И лишь поселившийся в этих местах в 1691 г. монах Введенского монастыря города Арзамаса Исаа-кий (в миру Иван Федорович Попов) ценой неимоверных усилий смог заложить основы будущей обители. Одно дело, когда на этих малозаселенных сокрытых вековыми лесами землях жили монахи-отшельники, не претендовавшие на право владения этими землями, их присутствие, часто временное, не затрагивало ни чьих владельческих интересов. Эти

люди, ушедшие в леса «в поисках безмолвия», не стремились официально оформить свое положение. И совсем другое дело ноша, которую взял на себя Исаакий, - официально основать на месте Старого Городища новый монастырь. Для этого необходимо было сделать два неотложных дела: получить у церковных властей «благословенную грамоту» на строительство храма и, главное, оформить участок земли Старого Городища в собственность монастыря. Разрешение на строительство храма было получено от местоблюстителя патриаршего престола Стефана Яворского, и 28 апреля 1706 г. началось строительство первой саровской церкви. Церковь строилась деревянная, строили очень быстро. И уже 16 июня 1706 г. церковь во имя Пресвятой Богородицы Живоносного Ея Источника была освящена. Именно эта дата считается днем официального основания Саровской пустыни.

Что же касается земельного вопроса, то монахов здесь ожидали трудности. Дело в том, что на тот момент никто не знал конкретного владельца участка, на который претендовали монахи. Даже у уездных властей не было достоверных документов по этим землям, да и сами владельцы этих мест не могли точно определить границы своих владений. Из этой путаницы монахи постарались извлечь максимальную выгоду. Помочь саровским монахам взялся крещеный стольник князь Даниил Иванович Кугушев. Князь Ку-гушев подал челобитную в приказ Казанского Дворца с просьбой отдать Саровскую дачу ему во владение. Не найдя законных владельцев Саровской дачи, власти удовлетворили прошение князя Кугушева и пожаловали «20 четей в поле» поросшей лесом земли и 7 десятин «на животинный выпуск и на усадьбу» [7, с. 79]. Именно эта земля, полученная монастырем по вкладу от крещеного стольника князя Даниила Ивановича Кугушева, и составила основу монастырских владений, и равнялась она 37 десятинам [7, с. 79]. Итак, начальный этап формирования земельных владений Саровской пустыни оказался успешным. И в дальнейшем мона-

шествующие всеми силами продолжили расширять монастырские владения.

Иеромонах Исаакий оказался талантливым организатором и тонким политиком. Будучи осведомленным о политике правительства по отношению к монастырям, он понимал, что пустынь выживет лишь в том случае, если она будет экономически самостоятельна и независима от государственного содержания. Настоятель предпринял решительные шаги для упрочения материального положения пустыни. Основные земельные владения Саровская пустынь приобрела под управлением первоначальника Исаакия (Иоанна). С момента основания до 1712 г. пустынь существовала на том небольшом участке, который передал Д. И. Кугушев. С 1712 по 1729 г. монастырь приобрел по 68 купчим и вкладным землю у 104 владельцев, заплатив за нее 648 руб. [7, с. 81]. Монастырская земельная собственность на этом этапе формировалась в основном за счет вотчинных и поместных земель служилых татар и мордвы. Отличительной чертой землевладения Саровской пустыни являлось отсутствие земель с крепостными крестьянами. Монастырь в основном приобретал участки, поросшие лесом. Местонахождение покупаемых участков определялось приблизительно (ориентирами служили реки, дороги, овраги, болота и т. д.). В документах нет точных указаний размеров этих участков, что затрудняет учет роста земельных владений пустыни в первые десятилетия ее существования.

Эти неточности стали причиной большого числа межевых споров и судебных тяжб, продолжавшихся до начала XIX в. Монастырь судился много, умело и почти всегда успешно.

Перед монастырем стояла еще одна серьезная проблема: необходимо было избавиться от разбросанных по нескольким уездам земельных участков и сформировать единый массив земли. Этот массив был сформирован к концу 1720-х гг.

Задачей следующего этапа формирования Саровской дачи стало получение «высочайшего утверждения» владений, что су-

щественно упрочило бы положение нового монастыря. Государственная политика по отношению к монастырскому землевладению не изменилась, однако в первые годы правления императрица Анна Иоанновна сделала несколько исключений из правила, выдав жалованные грамоты пяти монастырям.

25 октября 1730 г. императрица Анна Иоанновна подписала жалованную несудимую грамоту, закреплявшую за Саровской пустынью приобретенные земли «вечно, другим не в образец» [7, с. 81]. Следует уточнить, что в жалованной грамоте не были указаны размеры Саровской дачи. В ознаменование этого события ежегодно 25 октября в монастыре проходили торжественные богослужения с всенощным бдением и благодарственным молебном Пресвятой Богородице, Живоносному Ее Источнику. Монахи этот день называли «лесным праздником» в честь закрепления за пустынью ее лесов.

В середине 1730-х гг., во времена бироновщины, пустынь попала под удар Тайной канцелярии. В 1734 г. Иоанн вместе с группой саровских монахов был арестован по обвинению в участии в политическом заговоре. Саровские монахи обвинялись в неприятии и критике церковных реформ, проводимых Петром I, в основе которых лежало подчинение церковных властей светским. Иоанн, подвергнутый аресту и следствию, погиб в заточении; многие бывшие благотворители в испуге отшатнулись от обители, и перед чернецами встала проблема выживания.

Многие считали, что монастырь в такой ситуации погибнет. В действительности же все обстояло иначе: благодаря ориентации на аскетизм и духовный оптимизм, привитый первоначальником Исаакием-Иоанном, монахи выстояли, не позволили соседям и властям разорить обитель. Правда, до середины 1740-х гг. земельные владения пустыни не увеличивались [1, с. 631].

Для укрепления владельческих прав в 1749 г. пустынь провела «своекоштное» (за свой счет) межевание. В «даче единственного владения» насчитывалось «земли, лесов и всякого угодья 39 965 четвертей», что со-

ставляет 19 682 десятины [10]. Граница дачи тянулась с запада на северо-восток и восток от устья речки Черной вверх по течению Сатиса, совпадая в этой части с границей Темниковского и Арзамасского уездов. Затем она шла вдоль притока Сатиса Арги на юго-восток до водораздела бассейнов Суры и Мокши («алатырские вершины»), оттуда граница резко поворачивала на запад по течению речек Большая и Малая Пушта и Черная, получалось замкнутое пространство трапециевидной формы. Внутри дачи чужим оставался небольшой участок леса (80 десятин) помещика В. Н. Наумова, но и этот участок вскоре перешел к пустыни. Межевание 1749 г. утвердило за монастырем его земельные владения и положило начало освоению Саровской дачи.

Вторая половина XVIII в. явилась новым этапом в развитии хозяйственной деятельности Саровской пустыни. В 1764 г. в Российской империи была проведена крупная реформа монастырей. Секуляризация церковно-монастырских земель не затронула владений пустыни. Хотя она и не вошла в число штатных монастырей, пустынь была приравнена по штатам к монастырям I класса и включена в число «знатных пустыней» (вместе с Ниловой, Софрониевой и Флори-щевой) [4]. Пустынь продолжала увеличивать свои угодья, используя уже испытанные методы обменов, скрытых вкладов, полюбовных соглашений и многочисленных тяжб.

Во время Генерального межевания, проходившего в Темниковском уезде с 1782 по 1787 г., еще раз были уточнены размеры и границы владений Саровской пустыни. Саровская пустынь претендовала на 60 000 десятин. Без споров была отмежевана «дача единственного владения» размером 23 225 десятин. Принадлежность пустыни еще около 36 000 десятин земли в Мокшанском, Вальзинском и Пуштинском лесах была спорной. По решению Государственного Совета в 1811 г. за Саровской пустынью были утверждены лишь бесспорно отмежеванные земли - 23 225 десятин. (Сохранилась подлинная карта Саровской дачи Генерального

межевания 1784 г., находится в экспозиции музея «Саровская пустынь».) К этим землям за 1811-1818 гг. были добавлены по разным основаниям еще ряд участков. Землеустройство монастырских владений было фактически завершено. К 1818 г. земельная собственность Саровской пустыни составляла

26 443 десятины. Практически в таком виде Саровская дача оставалась до начала XX в.

Как видно из таблицы, главное богатство монастыря - лес, что и обусловило преимущественное развитие в хозяйстве монастыря лесных промыслов. Поэтому неудивительно, что в источниках очень мало сведений о ведении земледелия. Сельскохозяйственные орудия упоминаются обычные: сошники, бороны, косы, серпы, грабли и т. д. Из основных культур сеяли рожь, овес, горох, гречиху, мак, горчицу. В огородах росли капуста, репа, огурцы, лук, свекла, с 1789 г. упоминается картофель. Земледельческое хозяйство особой роли в формировании монастырского бюджета не играло. Производимой сельскохозяйственной продукции не хватало даже для пропитания монашеской братии, а ведь по саровской традиции монастырь кормил бесплатно три дня еще и богомольцев, во множестве посещавших известный монастырь. Суммы на закупки продовольствия являлись основной расходной статьей монастырского бюджета.

С конца XVIII - начала XIX в. в Саровской пустыни началась активная разработка лесных богатств. Этому способствовали указ 1782 г., разрешающий владельцам свободно использовать свои лесные угодья, ранее считавшиеся заповедными, и Генеральное

межевание, укрепившее владельческие права пустыни.

В исследуемый период лесная дача Саровской пустыни находилась в северной части Темниковского уезда Тамбовской губернии. Она располагалась по течению Са-тиса и впадающих в него Саровки, Глинки и Черной. Речка Сатис на большем протяжении служила северо-западной границей дачи, отделяя вместе с тем Тамбовскую губернию от Нижегородской, а речка Черная служила южной границей дачи, отделяя казенные и частные леса того же уезда. С юга на север в западной части дачи проходила большая почтовая дорога из г. Темникова в г. Арзамас, на которой внутри дачи в расстоянии 31-й версты от Темникова находилась почтовая станция Озерки.

С севера Саровская дача граничила с лесными дачами Нижегородской губернии Ар-датовского уезда, принадлежащими Обществу Шиповских заводов, купцу Николаеву и деревне Лихачевой; с юга - с Пуштинской дачей 1-го Темниковского лесничества и дачей, принадлежавшей господину Татищеву; с востока - с дачей Татищева, с запада - лесными дачами и угодьями с. Нарышкина, Алама-сова, Сарминский Майдан.

Дача имела удлиненный вид с запада на восток на протяжении 28 верст и в ширину с севера на юг - от 3 до 14 верст. От соседних дач отделялась просеками на протяжении 36 верст и живыми урочищами - речками Са-тисом, Аргою и Черной на 51 версту 263 сажени. На основании указа Св. Синода от 3 января 1890 г. за № 4 были прорублены пограничные просеки шириной в 10 саженей, а

состав земельных угодий монастыря в конце первой четверти XIX в.

Наименование угодий Десятин Кв. саженей %

Лес 2 4461 950 92,50

Сенные покосы 414 767 1,60

Пашня 177 2 010 0,67

Усадьба 10 612 0,03

Неудобная земля 1 379 960 5,20

Итого 26 441 5 299 100

также вдоль живых урочищ были вырублены полосы такой же ширины. Во время лесоустроительных работ 1890-1895 гг. были еще заметны межевые признаки - ямы на поворотах линий, некоторые сгнившие столбы с гербами заменены на новые без гербов. Спорных меж не было, внутри дачи чужих владений не имелось.

Месторасположение дачи было ровное, местами холмистое, с незначительными склонами к ручьям и речкам, которые текли преимущественно по оврагам. Вдоль речек Саровки и Сатиса находились крутые склоны к лугам.

Болотами изобиловали юго-западная и южная части дачи. Кроме того, по всей даче были разбросаны мелкие котловины с сырыми местами, на которых лес плохо рос.

Почвы преимущественно дерновоподзолистые, подзолистые, серые лесные. По качеству почвы дача делилась на две части:

1) места возвышенные с песчаной почвой, боровой, с тонким слоем назема и с покровом, состоящим в основном из зеленого мха и местами только травянистого. На такой почве произрастает преимущественно сосна с небольшой примесью ели и лиственных пород;

2) места низменные с почвой супесчаной, с толстым слоем назема и с густым травянистым покровом; на таких почвах преимущественно произрастают береза, осина, липа с единичными сосновыми деревьями [11, л. 3].

Глубина почвы была везде достаточной, что доказывалось длинным стержневым корнем сосны и продолжительностью жизни всех пород деревьев. В 1895 г. попадались совершенно здоровые 200-летние сосны, «а недавно были и 300-летние» [11, л. 3 об.]. Липа и осина росли до 90 лет, хотя встречались деревья этих пород и 130-летние, но уже зараженные гнилью. Глубиной почвы обусловливалось и то обстоятельство, что в даче было очень мало поваленных ветрами деревьев. Такие деревья встречались только на сплошных вырубках и рединах при сильных юго-западных ветрах.

Местный климат не оказывал никакого особого влияния на рост леса. Не было заме-

чено, чтобы летняя жара была причиной засыхания молодых всходов, а тем более взрослых деревьев. Морозы также не приносили вреда Саровскому лесу. Замечено только, что поздние весенние морозы, которые бывают около 20 мая, повреждали иногда молодые побеги дуба и ели, но так как это второстепенные породы, то такие повреждения не имели особого значения.

Сосна господствовала на площади 7 315,05 десятины, образуя чистые насаждения или смешанные с березой, елью, осиной и липой [11, л. 4]. Подрост в таких насаждениях состоял из ели и березы, а подлесок -из липы. После вырубки сосновых насаждений, где были примесь или подлесок липы, почва в первые же годы зарастала липовым молодняком. В тех же местах, где липового подлеска не было или если площадь вырубалась после пожара, то почва обсеменялась в течение 10 лет и зарастала березой, между которой позднее появлялись сосновые всходы. Затем сосна постепенно вытесняла березу и образовывала насаждения, в которых береза в возрасте 50 лет начинала заглушаться, а вместо нее появлялся еловый подрост. Проследить же рост насаждения, возобновляющегося липой, оказалось невозможным, так как ранее сосновые сплошные вырубки производились на местах, где прошел пожар.

До 1890 г. в Саровской лесной даче находились насаждения с господством ели на площади около 4 тыс. десятин, причем ель не росла чистыми насаждениями, а находилась в смеси с липой, березой, осиной. В означенном и следующем годах ель была повреждена короедом и засохла. После ее вырубки образовались насаждения с господством лиственных пород. Насаждений с господством ели осталось только 133,20 десятины. Ввиду этого ель в даче следует считать породой второстепенной, не имеющей влияния на систему хозяйства [11, л. 4 об].

Береза, ольха и осина формировали насаждения чистые и смешанные на площади 7 307,75 десятины. Березовые насаждения образовывались в местах более низменных, на сплошных сосновых вырубках, после

крупных пожаров 1850 и следующих годов, а также на участках, где не оставалось сосновых семенников для обсеменения. В местах низменных в березовых насаждениях находилась примесь осины а в сырых - ольхи. Чем место более возвышенно, тем больше в березовых насаждениях присутствовали примеси сосны и местами доходили по плотности насаждения до 0,4 [11, л. 5]. Такие насаждения впоследствии переходили в сосновые, что для лесного хозяйства пустыни было весьма желательным, так как береза имела незначительный спрос и меньшую стоимость. Чистых осиновых насаждений в даче почти не было, осина встречалась только в примеси березы и липы, иногда - в сосне. Черная ольха росла в южной и юго-западной частях дачи по болотистым местам, на которых и образовывала чистые насаждения, а на местах более возвышенных росла с примесью березы и липы.

Липа формировала чистые и смешанные насаждения на площади 4 537,85 десятины, кроме того, встречалась в насаждениях с господством других пород: в примеси и в виде подлеска. Большинство липовых насаждений образовалось из еловых, после вырубки участков поврежденной сухой ели. Их полнота составляла от 0,4 до 0,6 [11, л. 5 об.]. В них находился хороший подрост, состоящий преимущественно из липы.

Кроме вышеперечисленных пород, в даче встречались единично дуб, вяз, ольха (черная и белая), рябина, ива и др. Эти породы деревьев играли второстепенную роль, так как не имели особой хозяйственной ценности.

Животный мир саровских лесов был обычен для средней полосы России. Здесь обитали лоси, волки, лисицы, бурые медведи, рыси, барсуки, ежи, кроты, бобры, кабаны, зайцы, выхухоли, черные еноты, белки, куницы и т. д.; из птиц - глухари, тетерева, беркуты, сапсаны, многочисленные виды водоплавающих и др.

Интересен отрывок из выступления И. И. Дубасова на заседании Тамбовской ученой архивной комиссии (ТУАК) 13 августа 1889 г., опубликованный в «Извести-

ях ТУАК»: «В историческом музее я познакомился с рукописной книгой 1821 г.. принадлежавшей бывшему нашему генерал-губернатору А. Д. Балашову (...) Судя по указанной мною книге, наши лесные богатства, особенно замечательные по Хопру и Вороне (Теллерманский лес (правильно Теллер-мановский) = 14 000 дес.), по Ваду и Выше (Виндреевский лес = 131 191 дес.) и вокруг Сарова, уже и тогда заметно оскудевали. Причина лесного оскудения заключалась в частых и опустошительных лесных пожарах, в повсеместном лапотничестве, губившем молодые поросли, и лесном хищничестве. Однако. (в те времена). в них водились горностаи, рыси, куницы, белки, лисицы, дикие свиньи, лоси, серны.» [2].

Приведенное ниже письмо настоятеля Ие-рофея Тамбовскому епископу Кириллу показывает, что в Сарове беспокоились о сохранности не только лесов, но и их обитателей: «Вверенная мне пустынь своими обительскими силами охраняет свою лесную дачу, охраняя дачу от похищения леса, вместе с этим охраняет и от самовольных охот, а в особенности непременный и обязательный долг обители охранять дачу от самовольных охот на медведей, это последнее охранение есть завет святого Преподобного Серафима Саровского Чудотворца. Преподобный при жизни своей в пустынных лесных келиях из своих рук кормил хлебом медведей и преподавал их

- медведей - не убивать в Саровской лесной даче, этот завет Св. Преподобного Серафима обитель сохраняла и сохраняет более ста лет, не допуская в своей лесной даче охоты на медведей, последние действительно никого и никогда не обижали и не делали вреда.

За последнее время в Саровской лесной даче производство самовольных охот на медведей повторяется не однократно. Что же касается привлечения виновных к законной ответственности, то Саровская пустынь не удовлетворяется по ее уставным заветам и не ограждается от самовольных охот на будущее время: во-первых, что штраф за самовольную охоту незначительный, да и существо дела не в вознаграждении каком-

либо, а в сохранении завета Преподобного Серафима (...).

Обитель зиждется на исполнении Св. Отцов учений, наставлений и сохранении заветов первоначальника ее, Св. Преподобного Серафима и старцев, всякий завет Св. Преподобного Серафима для обители есть слава и попечение. При осаждении же самовольными охотами на медведей, лосей, белок, уток и др. справится обительскими силами по существующим правам лесной дачи является весьма затруднительным, поэтому завет Св. Преп. Серафима без помощи высшей власти и начальства сохранить и выполнить как в настоящее время, так равно и в будущее время - явилось бы не малым затруднением и препятствием» [12].

Интересная характеристика Саровской лесной дачи содержится в письме специалиста-лесоустроителя из Новгородской губернии А. Л. Петина. Он пишет: «Саровскую дачу я отчасти знаю. Теперь давно ее не видел. Когда же я ее видел -она была действительно из первых в Европе» [12].

В начале XX в. Хозяйственное управление при Св. Синоде собирало сведения о «лесовладении» монастырей и церквей по определенной форме.

Саровская пустынь выдала требуемую информацию. По 1-му пункту: «Саровская пустынь в Темниковском уезде Тамбовской губернии» [12, л. 240 об.].

1 2 3 4 5 6

Наименование и месторасположение монастыря Наименование лесных дач, размер их в десятинах и местонахождение Каким путем перешла лесная дача во владение, на основании каких документов и с какого времени Введено ли в даче правильное хозяйство Имеется ли для охраны дачи лесная стража и в каком количестве Производилась ли в даче рубка леса на продажу, в каком году, с чьего разрешения, какая сумма выручена за проданный лес, на какой предмет обращались вырученные деньги и какой ежегодный доход приносит дача

Во 2-м пункте указаны две лесные дачи: «Саровская лесная дача общей площадью, согласно плана генерального межевания, 23 225 десятин, из коих, неудобной - 1 149 дес., согласно лесоустроительного плана под парком 382 дес., сенокосу 910 дес., пашни 451 дес., остается лесной площади 20 333 дес. Дача при монастыре. Ближайшая железнодорожная станция Арзамас в 60 верстах». И здесь же: «Сарменская лесная дача площадью 99 дес., из них не покрыто лесом 32 дес. Дача находится в Темниковском уезде, в 25 верстах от монастыря» [12].

По 3-му пункту информация идентична для Саровской и Сарменской лесных дач: «Высочайше дарована и утверждена Императрицею Анною Иоанновною в 1730 г., копия с дела о справке и отказе за Саровскую пустынь земель, лесов и проч. угодий, выданная из Арзамасской Провинциальной Канцелярии 1730-1731 гг., Указ Государственного

Совета 17 февраля 1811 г. за № 30, план и межевая книга 1783 г. 26 августа» [12].

В 4-м пункте для Саровской дачи указано: «В саровской даче правильное хозяйство введено с 1896 г., планы хозяйства утверждены резолюциями Тамбовского Лесоохранительного комитета: на 1-е десятилетие 11го июня 1869 г. и на 2-е десятилетие 10го сентября 1908 г. за № 875». Для Сарменской дачи: «В Сарменской даче правильное хозяйство введено с 1902 г. по плану, утвержд. резолюцией Тамбовского Лесоохранительного комитета от 12 мая 1903 г. за № 238» [12, л. 241].

В 5-м пункте для Саровской дачи указано: «Для охраны имеются 24 лесника». Для Сарменской дачи: «Имеется один лесник» [12].

В пункте 6 для Саровской дачи указано: «Рубка леса (всех пород) для продажи про-

изводится ежегодно в размере норм, указанных планом лесного хозяйства, утвержденного Св. Прав. Синодом - указ 19 мая 1909 г. № 9634. Ежегодный валовой доход от продажи лесных материалов - 80 000-85 000 руб., из коих 35 000-36 000 руб. расходуются на разработку лесных материалов, лесокультурные и прочия работы и содержание стражи, а 45 000-49 000 руб. чистого дохода, обращаемого всецело на содержание общежительной Саровской пустыни. Исчисление показано из последнего десятилетия». Для Сарменской дачи: «Рубка леса для продажи производилась ежегодно в размере нормы, указанной планом хозяйства. Ежегодный средний валовой доход от продажи лесных материалов 400 руб., употребляемые на содержание обители» [12].

Важную роль в истории Сарова сыграло его географическое положение. После таяния последнего ледника на Русской равнине, где и расположен Саров, начала формироваться современная природная зона смешанных лесов. В зависимости от рельефа местности здесь встречаются чистые сосновые боры, сосново-еловые и лиственные леса. Под Са-ровом на глубине нескольких десятков метров залегают естественные запасы питьевой воды, вода залегает в доломитовых и известковых отложениях древних морей.

Современные исследователи выделяют особый, монастырский, тип природопользования. К характерным чертам монастырского типа природопользования авторы относят:

- единство духовно-хозяйственной организации при приоритете духовности;

- многоотраслевая направленность с раз-

витием как необходимых для материального жизнеобеспечения отраслей хозяйства, так и чисто церковных отраслей;

- развитие разнообразных отраслей на достаточно ограниченных территориях, в то же время характерна и хозяйственная деятельность за пределами территорий монастырей;

- активное использование в хозяйстве традиционных для региона отраслей;

- бережное отношение к используемым природным богатствам, что определяется самой спецификой христианской жизни [8, с. 42]. Изучение отношения саровской братии к окружающей их природе, особое отношение к лесу и к лесным жителям позволяют отнести деятельность монашествующих пустыни к монастырскому типу природопользования.

Сумев обустроить лесные владения на самых выгодных для себя условиях, монастырь не стал, по примеру других частных лесов-ладельцев, простым эксплуататором лесного богатства. Саровская пустынь, ведя образцовое лесное хозяйство, смогла сохранить богатство и активно его использовать вплоть до революции.

Саровская пустынь к концу XIX в. владела одной «из первых в Европе» лесных дач. Саровская лесная дача была устроена по последнему слову лесоустроительной науки того времени. Многие передовые технологии по устройству лесов нашли применение в Саровской лесной даче. Использование монашествующими лесных богатств находилось под пристальным вниманием местных и центральных властей - как церковных, так и светских, которые не раз вмешивались в «лесные» дела пустыни.

Библиографический список

1. Бахмустов С. Б. Монастыри Мордовии / С. Б. Бахмустов. - Саранск : Мордов. кн. изд-во, 2000. -976 с.

2. Известия Тамбовской ученой архивной комиссии. Избранное. - Тамбов, 2009. - Т. 2. - С. 38.

3. Подурец А. М. Саров : памятник истории, культуры, православия / А. М. Подурец. - Саров : ИНФО ; Саранск, 2006. - 400 с.

4. Полное собрание законов Российской Империи. - СПб., 1830. - Т. 16, № 12121. - С. 697-699.

5. Рыжиков А. И. История землеустройства, земельных отношений и заповедности на территории Мордовского государственного заповедника им. П. Г Смидовича / А. И. Рыжиков. - Саранск : Изд-во Мордов. ун-та, 2005. - С. 57.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Саров : прошлое, настоящее : альбом / авт.-сост. А. А. Агапов. - 3-е изд. - Н. Новгород ; Саров ; Саранск : Тип. «Крас. Окт.», 2002.

7. Смирнова В. Б. Возникновение и развитие землевладения Саровского монастыря в XVIII - пер-

вой четверти XIX в. / В. Б. Смирнова // Вопросы аграрной истории Среднего Поволжья. - Саранск, 1979. - С. 76-90.

8. Соколов В. В. Истории государственных структур природопользования и охраны природы Рос-

сии с древности до настоящего времени / В. В. Соколов. - СПб., 2007.

9. Степашкин В. А. Преподобный Серафим Саровский : предания и факты / В. А. Степашкин. -

Саров : ИНФО, 2008. - 264 с.

10. Центральный государственный архив Республики Мордовия (ЦГА РМ). - Ф. 1. - Оп. 1. -Д. 172. - План 1749 г

11. ЦГА РМ. - Ф. 1. - Оп. 1. - Д. 1228.

12. ЦГА РМ. - Ф. 1. - Оп. 1. - Д. 1318. - Л. 124 - 124 об.

Поступила в редакцию 08.12.2011.

сведения об авторе

янина Валенитина Павловна - кандидат исторических наук, доцент кафедры экономической истории и информационных технологий ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва». Область научных интересов: проблемы развития рыночных отношений в России в XIX в., монастыри России XIX - начала XX в. Автор более 40 научных

публикаций, в том числе 1 монографий и 1 учебника (в соавторстве). тел.: (8342) 24-81-76 е-mail: Yatina73@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.