Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ЛОГОРИТМИЧЕСКИХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ В РАЗВИТИИ ЗВУКОВОЙ КУЛЛЬТУРЫ РЕЧИ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА'

К ВОПРОСУ ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ЛОГОРИТМИЧЕСКИХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ В РАЗВИТИИ ЗВУКОВОЙ КУЛЛЬТУРЫ РЕЧИ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
43
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛОГОРИТМИКА / ЛОГОРИТМИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ / ЗВУКОВАЯ КУЛЬТУРА РЕЧИ / LOGORHYTHMICS / LOGORHYTHMIC GAMES AND EXERCISES / SOUND CULTURE OF SPEECH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Таныгина И.В.

В работе рассматриваются такие понятия, как логортмика, логортмические игры и упражнения, звуковая культура речи, проблемы развития звуковой культуры речи с использованием логоритмики, основные методы и приемы при работе с логоритмикой, даются практические предложения по использованию логоритмических игр и упражнений для развития звуковой культуры речи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Таныгина И.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE QUESTION ABOUT USING LOGARITHMICALLY GAMES AND EXERCISES IN THE DEVELOPMENT OF SOUND CULTURE THE SPEECH OF CHILDREN OF PRE-SCHOOL AGE

The paper discusses concepts such as logaritmica, logisticheskie games and exercises, a sound culture of speech, problems of development of sound of speech culture using logarithmic, the basic methods and techniques when working with logarithmical, practical suggestions for using logarithmically games and exercises for the development of sound of speech culture.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ЛОГОРИТМИЧЕСКИХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ В РАЗВИТИИ ЗВУКОВОЙ КУЛЛЬТУРЫ РЕЧИ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

3. Нерсесянц В.С. Право - математика свободы. Опыт прошлого и перспективы, М.: Юрист. 1996 - 160 с.

4. Ницше Ф. Так говорил Заратустра, М: Азбука, 2010 - 352 с.

5. Фромм Э. Бегство от свободы, М: АСТ Neoclassic, 2014. - 288 с.

6. Фромм Э. Иметь или быть, - М: АСТ, 2007 - 320 с.

7. Хёйзинга Й. Осень Средневековья, М: Изд-во Ивана Лимбаха, 2000 - 768 с.

8. Хораськина, Н.С. Социально-философская сущность качества жизни / Н.С. Хораськина, В.А. Федотов; Мар. ун-т. - Йошкар-Ола, 2009. - 87 с. (5,12 п.л. /4,5 п.л.)

9. Шопенгауэр А. Свобода воли и нравственность, М.: Республика, 1992, -448 с.

УДК 159.99

Таныгина И.В. студент бакалавр 5 курса направление подготовки 44.03.02. Психолого-педагогическое образование научный руководитель: Петухова О.А., к.пед.н.

доцент

Марийский государственный университет

Россия, г. Йошкар-Ола К ВОПРОСУ ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ЛОГОРИТМИЧЕСКИХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ В РАЗВИТИИ ЗВУКОВОЙ КУЛЛЬТУРЫ РЕЧИ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Аннотация:

В работе рассматриваются такие понятия, как логортмика, логортмические игры и упражнения, звуковая культура речи, проблемы развития звуковой культуры речи с использованием логоритмики, основные методы и приемы при работе с логоритмикой, даются практические предложения по использованию логоритмических игр и упражнений для развития звуковой культуры речи.

Ключевые слова: логоритмика, логоритмические игры и упражнения, звуковая культура речи.

Tanygina I. V. the MBA student 5 course direction of training 44.03.02. Psychological and pedagogical education

Mari state University Russia, Yoshkar-Ola Supervisor: Petukhova O. A. kand. PED. Sciences, associate Professor

Mari state University

Russia, Yoshkar-Ola TO THE QUESTION ABOUT USING LOGARITHMICALLY GAMES AND EXERCISES IN THE DEVELOPMENT OF SOUND CULTURE THE SPEECH OF CHILDREN OF PRE-SCHOOL AGE

Annotation:

The paper discusses concepts such as logaritmica, logisticheskie games and exercises, a sound culture of speech, problems of development of sound of speech culture using logarithmic, the basic methods and techniques when working with logarithmical, practical suggestions for using logarithmically games and exercises for the development of sound of speech culture.

Key words: logorhythmics, logorhythmic games and exercises, sound culture of speech.

Мир, в котором развивается современный ребенок, коренным образом отличается от мира, в котором выросли его родители. Это предъявляет качественно новое требование к дошкольному воспитанию как первому звену непрерывного образования - необходимость использования нетрадиционных психолога - педагогических методов направленной на коррекцию речевых нарушений. Организация речевого развития и звуковой культуры речи детей в дошкольном образовательном учреждении в современных условиях предусматривает поиск эффективных технологий развития детской речи. Выбирая педагогические технологии для развития речи детей дошкольного возраста, важно, чтобы технология была не только адекватна возрастным возможностям детей, но и обеспечивала гарантированный результат развития речи в разных формах работы [2].

По мнению, В.А. Сухомлинского речь ребёнка является одной из важных сторон развития ребенка. Взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь развивалась правильно и своевременно. Полноценное развитие личности ребенка невозможно без воспитания у него правильной речи.

Связь движения с речью была отмечена еще в 1928 году В. М. Бехтеревым, который отмечал стимулирующее влияние движений руки на развитие речи. На основе специально проведенных исследований М. М. Кольцовой (1973 г.) было высказано предположение, что движения пальцев рук стимулируют созревание центральной нервной системы и ускоряют развитие. Первое понимание логопедической ритмики основано на сочетании слова, музыки и движения. Взаимоотношения указанных компонентов могут быть разнообразными, с преобладанием одного из них или связи между ними. Второе понимание логопедической ритмики обусловливает включение ее в любую реабилитационную методику воспитания, обучения и лечения людей с различными нарушениями речи.

В настоящее время в логопедии разработан целый ряд авторских методик по логопедической ритмике, которые используются практиками в системе коррекционной работы с детьми, имеющими различные нарушения

речи. Все они направляются на преодоление речевого нарушения путем развития двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой. Авторами отмечается необходимость определенной последовательности применения логоритмических занятий с учетом принципа постепенного усложнения неречевых и речевых задач.

Логопедическая ритмика - это коррекционная методика обучения и воспитания лиц с различными аномалиями развития, в том числе и с речевой, средствами движения, музыки и речи. Логопедическая ритмика является частью лечебной ритмики, базируется на использовании связи слова, музыки и движения. [4, с.3] речи ребенка.

Логопедическая ритмика стоит на трех китах,- это движение, музыка и речь. Она способствует преодолению самых разнообразных речевых расстройств: от фонетико-фонематического нарушения речи, до тяжелых речевых дефектов, таких как общее недоразвитие речи, заикание, алалия [3, с.3].

Особенность логоритмики заключается также в том, что методика проведения работы и ее содержание будут зависеть от возраста занимающихся, от речевого нарушения, состояния их двигательной и речедвигательной функции. В этой связи предлагается схема построения каждого занятия, сочетающая развитие и коррекцию неречевой (слуховое внимание и память, зрительное внимание и память, оптико-пространственные представления, общая моторика и др.) и речевой сфер (темп и ритм дыхания и речи, фонематический слух, оральный праксис, интонационная выразительность др.) [1,с.35].

Организация звуковой культуры речи детей среднего дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении в современных условиях предусматривает поиск эффективных технологий развития детской речи. Выбирая педагогические технологии для развития речи детей дошкольного возраста, важно, чтобы технология была не только адекватна возрастным возможностям детей, но и обеспечивала гарантированный результат в развитии звуковой культуры речи в разных формах работы [3].

Поэтому, наряду с традиционными занятиями по развитию речи детей, многие педагоги используют такой эффективный метод, как логопедическая ритмика. Это форма активной терапии, целью которой является преодоление речевых нарушений путем развития двигательной сферы ребенка в сочетании со словом и музыкой. Она является доступной и универсальной формой направленной коррекции речевой и психомоторной функции детей.

К особенностям логоритмики относится то, что все виды логопедических игр и упражнений предлагаются детям в сочетании с какой - либо ритмической основой: под музыку, под счет или словесное, чаще стихотворное сопровождение. Музыка имеет решающее значение для выработки спокойной и плавной речи. Этот метод помогает растормозить перенапряженный мышечный тонус детей. Логоритмичекие занятия - это

интересный и доступный метод, использование которого позволит эффективно влиять на развитие звуковой культуры реи детей среднего дошкольного возраста, так как он использует многообразные средства, позволяющие создать на занятиях положительный эмоциональный настрой к восприятию речи, мотивацию к выполнению логопедических упражнений.

Таким образом, использование в процессе логоритмических занятий пения, речевых упражнений, подвижных и сюжетно-ролевых игр способствует развитию речевого дыхания, подвижности и активности речевой моторики, координации деятельности всех отделов

периферического речевого аппарата, а все вместе способствует плавности речевого высказывания.

Использованные источники:

1. Алексеева М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников/ М.М.Алексеева, В.И. Яшина. - М.: Издательский центр «Академия», 2000.- 400с.

2. Завозова Т.П. Закон РФ об образовании [электронный ресурс].- Режим доступа:http://ds 18severouralsk.caduk.ru/DswMedia/informacionno-metodicheskiyvestnikdekabr-2016.pdf (дата обращения: 1.04.2017).

3. Новиковская О.А. Логоритмика для дошкольников в играх и упражнениях: Практическое пособие для педагогов и родителей/ О.Л. Новиковская.- СПб.:КОРОНА принт, 2005.-272с.

4. Шашкина Г.Р. Логопедическая ритмика для дошкольников с нарушениями речи/ Г.Р. Шашкина. - М.: Академия, 2009.- 192с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.