Научная статья на тему 'К вопросу об использовании инновационных технологий в начальных классах'

К вопросу об использовании инновационных технологий в начальных классах Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
114
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЧАЛЬНЫЕ КЛАССЫ / ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ / НАВЫКИ / УМЕНИЯ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / PRIMARY CLASSES / INNOVATIVE TECHNOLOGIES / INTERACTIVE METHODS / SKILLS / ABILITIES / EFFICIENCY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кучкарова Мадина Абдухакимовна, Алибоева Азиза Абдураззок Кизи

В настоящее время учителю начальных классов предоставляется возможность использования разнообразных технических и программных средств, которые способствуют наиболее качественному преподаванию учебных предметов. Использование инновационных технологий на уроках в начальной школе способствует развитию навыков самостоятельной деятельности, контроля и самоконтроля, умения сотрудничать и работать в группе, а также повышает познавательную активность учащихся и интерес к предмету. У педагога появляются безграничные возможности для индивидуального и дифференцированного подхода к обучению, направленные на развитие мышления, воображения и других познавательных процессов, что способствует повышению эффективности процесса обучения.Сurrently, primary school teachers are given the opportunity to use a variety of hardware and software tools that contribute to the highest quality teaching of subjects. The use of innovative technologies in the lessons in elementary school contributes to the development of skills of independent activity, control and self-control, the ability to collaborate and work in a group, and also increases the cognitive activity of students and interest in the subject. The teacher has unlimited possibilities for an individual and differentiated approach to learning, aimed at the development of thinking, imagination and other cognitive processes, which helps to increase the effectiveness of the learning process.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу об использовании инновационных технологий в начальных классах»

ПОЛИТИЧЕСКИЕ НАУКИ

К ВОПРОСУ ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ Кучкарова М.А.1, Алибоева А.А.2 Email: Kuchkarova688@scientifictext.ru

1Кучкарова Мадина Абдухакимовна - учитель начальных классов; 2Алибоева Азиза Абдураззок кизи - учитель начальных классов, Школа № 22,

Хавастский район, Сырдарьинская область, Республика Узбекистан

Аннотация: в настоящее время учителю начальных классов предоставляется возможность использования разнообразных технических и программных средств, которые способствуют наиболее качественному преподаванию учебных предметов. Использование инновационных технологий на уроках в начальной школе способствует развитию навыков самостоятельной деятельности, контроля и самоконтроля, умения сотрудничать и работать в группе, а также повышает познавательную активность учащихся и интерес к предмету. У педагога появляются безграничные возможности для индивидуального и дифференцированного подхода к обучению, направленные на развитие мышления, воображения и других познавательных процессов, что способствует повышению эффективности процесса обучения.

Ключевые слова: начальные классы, инновационные технологии, интерактивные методы, навыки, умения, эффективность.

TO THE QUESTION OF THE USE OF INNOVATIVE

TECHNOLOGIES IN INITIAL CLASSES

12 Kuchkarova M.A. , Aliboeva A.A.

1Kuchkarova Madina Abdukhakimovna - primary school Teacher; 2Aliboeva Aziza Abdurazzok kizi - primary school Teacher, SCHOOL № 22,

HAVASTDISTRICT, SYRDARYA REGION, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: (:urrently, primary school teachers are given the opportunity to use a variety of hardware and software tools that contribute to the highest quality teaching of subjects. The use of innovative technologies in the lessons in elementary school contributes to the development of skills of independent activity, control and self-control, the ability to collaborate and work in a group, and also increases the cognitive activity of students and interest in the subject. The teacher has unlimited possibilities for an individual and differentiated approach to learning, aimed at the development of thinking, imagination and other cognitive processes, which helps to increase the effectiveness of the learning process. Keywords: primary classes, innovative technologies, interactive methods, skills, abilities, efficiency.

УДК 378

Как известно, образование есть совместная деятельность учителя и учеников. В этом процессе осуществляется также и развитие личности ребенка, и его образование и воспитание. На уроках учитель посредством занятий передает свои знания, умения и навыки учащимся, учащиеся же в результате их усвоения будут способны их применять. В процессе изучения учащиеся используют различные виды усвоения, то есть принимают, отрабатывают материал, применяют знания на практике. В процессе обучения решаются

такие вопросы образования и воспитания, как совместная деятельность во время урока, самостоятельная работа учащихся, внеклассная работа и др.

Цель образования формируется в соответствии с потребностями общества. В научной литературе целью образования считают приобретение умений и навыков правильного, уместного, определенного использования возможностей, развитие логически-творческого мышления, повышение коммуникативной грамотности, внедрение национальной идеи в сознание, формирование восточного воспитания, духовное обогащение личности. В процессе изучения языка (родного и иностранного) появляется возможность приобщения к культурно-нравственным ценностям народа. Один из великих мудрецов сказал: "Если живёшь с заботами о будущем, дай знания своим детям, обучи их".

В нашей стране реформы, осуществляемые в системе образования и воспитания, являются не краткосрочными, не ставят своей целью добиться успеха за 2-3 года. Но то, чего мы добились в сфере образования и воспитания за последние 20 лет действительно стали изменениями, стоящими нескольких сотен лет. Это итог мудрой политики, проводимой нашим Президентом и правительством в целях воспитания сильного, знающего, гармонично развитого и счастливого поколения. Не случайно Президент Ш.Мирзиёев в своём Послании Олий Мажлису подчеркнул: "Мы должны дать достойное образование нашему молодому поколению, стимулировать его интерес к науке и знаниям. Необходимо развивать систему дошкольного образования, укреплять материально-техническую базу учреждений среднего и высшего образования, кардинально повысить качество научного и учебного процессов» [1].

Как известно, внедрение в образование инновационных технологий не только повышает эффективность учебных занятий, но и имеет важное значение в воспитании всесторонне развитой, самостоятельно и логически мыслящей личности через применение на практике достижений науки. В настоящее время с каждым днем повышается интерес к применению в учебном процессе интерактивных методов и информационных технологий. Если до этого времени в традиционном обучении учащихся учили овладевать готовыми знаниями, преподнесенными им учителем на уроках и приведенными в учебниках, то теперь применяя современные технологии они сами могут добывать знания, самостоятельно изучить их, анализировать и даже сделать выводы и заключения. Учитель в этом процессе создает условия для развития, получения знаний и воспитания личности и вместе с этим выполняет функцию управления, ориентации, помощи. В начальных классах школ Узбекистана используются такие интерактивные методы обучения, как "Мозговой штурм", "Сети", "Синквейн", "Пятый лишний", "6х6х6", "Дебат", "Ролевая игра", "Снежный ком", "Зигзаг", "Кластер" и другие. Применение игровых заданий эффективно особенно на уроках по повторению и закреплению материала. Инновационные технологии выбираются исходя из подготовленности класса к их выполнению, из вида и темы урока, из уровня успеваемости учащихся, возможностей самостоятельно творчески работать, возможности быстрого закрепления в памяти и т.д. Учитель обращает внимание на то, как учащиеся осознают мнение других, насколько грамотно умеют выразить свою мысль, насколько хорошо развита культура речи.

В начальных классах мы используем нижеследующие методы. В учебнике родного языка (узбекский) для 1 классов школ с узбекским языком обучения темы "Наша кухня", "Птицы", "Домашние животные и домашние птицы" изучаются с применением интерактивного метода "Пятый (четвертый и т.п.) лишний". Задаются 4 слова по теме и 1 лишнее слово не по теме. Учащиеся должны определить его. Например: домашние животные - корова, коза, собака, лошадь, черепаха. После того, как найдут лишнее слово, дается задание составить с этими словами предложения. Можно использовать интерактивную доску.

В целях использования цифровых технологий, для формирования навыков и умений работы с информационно-коммуникационными технологиями применяем

метод «Видеозагадка». При этом методе осуществляются следующие действия: для учащихся демонстрируется несколько безголосных видео, на которых показываются кадры, освещающие сущность изучаемой темы. Учащиеся комментируют то, что видят на этих видеокадрах. Затем записывают увиденное в тетради. Отвечают на вопросы учителя. Это могут быть видеокадры по темам «Времена года», «Электроприборы» и др. Для отработки произношения гласных и согласных звуков используем текст и видеофильм «Навруз». Учащиеся записывают слова из текста, начинающиеся на заданный звук, тем самым укрепляют свою память и повышают словарный запас (у - урюк, р - роза).

По данным сайта статистики 18% учителей 1-4 классов негативно относятся к применению компьютерных технологий на уроках, не проявляют интереса к компьютеру, избегают обучения на курсах повышения компьютерной грамотности, предпочитая прибегать к помощи своих «продвинутых» коллег. Педагогический стаж этой группы учителей превышает 20 лет. Более половины учителей начальных классов (54%) положительно относятся к компьютеру, проявляют интерес к новым ИКТ, используют их в своей практике, среди них как молодые учителя (стаж работы до 5 лет), так и опытные педагоги. Около трети учителей начальных классов (28%) положительно относятся к ИТ, интересуются ими, но не используют на своих уроках. В данную группу также вошли педагоги с разным стажем. А среди учителей начальных классов, владеющих компьютерными технологиями 18% не применяют их на уроках, 27% используют, но редко, 36% используют 2-3 раза в неделю, а 19% постоянно, практически на каждом уроке [3, с. 92].

При обучении чтению и письму, кроме учебников и учебных пособий, используются различные обучающие и познавательные программы. Компьютерные программы представляют собой интерактивный курс для изучения русского или английского языка. Особенностями программ являются возможность читать текст и его перевод, прослушивать фразу, интервью, записать свое произношение, проверить свое правописание, прослушивать разговорную речь носителей языка, выполнять упражнения и читать тексты различного уровня сложности. Компьютерные программы позволяют сделать учебный процесс познавательным (последние данные и информация из Интернета), увлекательным (оригинальность заданий), занимательным (игры, шарады, кроссворды). гибким (в программе может быть несколько блоков, которые можно заменять), многообразным (в зависимости от целей и задач), творческим [2, с. 60].

Использование ИКТ в учебном процессе позволяет: усилить образовательные эффекты; повысить качество усвоения материала; построить индивидуальные образовательные траектории учащихся; осуществить дифференцированный подход к учащимся с разным уровнем готовности к обучению; организовать одновременно детей, обладающих различными способностями и возможностями.

Список литературы /References

1. Послание Президента Республики Узбекистан Шавката Мирзиёева Олий Мажлису. 28.12.2018 г. // [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://president.uz/ru/lists/view/2228/ (дата обращения 24.05.2020 г.)

2. Алиева А.Э. Особенности использования информационных технологий на уроках чтения и письма. // International scientific review, 2015, №3(4). С.59-61. // [Электронный ресурс]. Режим доступа https://scienceproblems.ru/ images/PDF/International%20scientific%20review.pdf/ (дата обращения 24.05.2020 г.)

3. Иргалиева Г.А. Использование ИКТ на уроках в начальных классах / Наука и образование сегодня, 2017. № 12 (23). С. 91-94.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.