Научная статья на тему 'Возможности технологии BYOD в начальной школе'

Возможности технологии BYOD в начальной школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
302
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES / ТЕХНОЛОГИЯ BYOD / ИЗУЧЕНИЕ ПРЕДМЕТА "ОКРУЖАЮЩИЙ МИР" / BYOD TECHNOLOGY / THE STUDY OF THE SUBJECT "THE WORLD AROUND US"

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Смирнова Марина Сергеевна

в данной статье рассматриваются возможности организации познавательной деятельности младшего школьника в информационно-образовательной среде с использованием личных гаджетов учащихся в контексте технологии BYOD.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Смирнова Марина Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

the article describes the possibilities of organizing the cognitive activity of a junior schoolchild in an informational and educational environment with use of personal gadgets of students in the context of BYOD technology.

Текст научной работы на тему «Возможности технологии BYOD в начальной школе»

Pedagogy

УДК 378

DOI 10.21661/r-130265 М.С. Смирнова

Возможности технологии BYOD в начальной школе

Аннотация

В данной статье рассматриваются возможности организации познавательной деятельности младшего школьника в информационно-образовательной среде с использованием личных гаджетов учащихся в контексте технологии BYOD.

I Ключевые слова: технология BYOD, информационно-коммуникативные технологии, изучение предмета «Окружающий мир».

M.S. Smirnova

The possibilities of BYOD technology in primary school

Abstract

The article describes the possibilities of organizing the cognitive activity of a junior schoolchild in an informational and educational environment with use of personal gadgets of students in the context of BYOD technology.

| Keywords: BYOD technology, information and communication technologies, the study of the subject «The world around us».

ФГОС НОО ориентирован на становление личностных характеристик выпускника начальной школы. В материалах ФГОС НОО «нарисован» портрет выпускника: это школьник, который отличается любознательностью, активно и заинтересованно познающий мир, владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности. Кроме того, выпускник начальной школы владеет и коммуникативными умениями: умеет слышать и слушать собеседника, обосновывать свою собственную точку зрения. ФГОС НОО нацелен на формирование универсальных учебных действий, которые осуществляются в открытой информационно-образовательной среде (ИОС).

Как показали наши исследования, учителя начальной школы активно используют ИКТ, хотя и при этом возможности ИОС реализуются не в полной мере. В основном учителя прибегают к использованию материалов мультимедийных презентаций в контексте объяснительно-иллюстративного метода. Контент информационно-образовательной среды используется в основном на репродуктивном уровне. В меньшей степени учителя нацелены на формирование информационной грамотности младшего школьника.

Нам было важно установить взгляды выпускников педвуза на использование возможностей ИОС в процессе

изучения предмета «Окружающий мир». Анкетирование студентов Института педагогики и психологии ГАОУ ВО МГПУ (студенты очно-заочной формы обучения, 20142016 гг.) показало, что выпускники ИППО понимают недостатки и проблемы в использовании ИКТ и в своей работе в большей степени нацелены на формирование информационной грамотности младших школьников (самостоятельная работа по подготовке сообщения, доклада, создание презентации, коллажа, плаката, выполнение заданий, требующих умений сбора и переработки различной информации). Большинство из опрошенных студентов не только используют готовые электронные ресурсы, но и сами составляют электронные приложения к уроку или к отдельным темам, тестовые задания, используют ИКТ для оформления исследовательских работ. Так же немаловажное значение респонденты отдавали работе с аудиовизуальной информацией и электронной техникой, активному использованию различных источников информации (диски, энциклопедии, интернет-ресурсы, заслуживающие доверия). Однако вне поля зрения респондентов осталась проектная деятельность младших школьников, которая, однако, синтезирует, «вбирает в себя», отражает умения и навыки работы с ИКТ. Мы полагаем, что именно в процессе создания проекта формируется информацион-

Interactive science | 5 (15) • 2017 61

Педагогика

*

ная грамотность младшего школьника и познавательные учебные действия [1].

Однако развивающий потенциал ИОС более значителен, потому что его можно реализовывать с помощью различных гаджетов, доступных современному школьнику, ведь пользуется он ими достаточно умело, в т.ч. и в образовательных целях. Запрет на использование гаджетов на уроках не всегда правомерен. Рациональный подход к их применению, напротив, повысит мотивацию к работе, будет способствовать развитию познавательного интереса к учебе. Поэтому мы полагаем, что необходимо шире использовать новые подходы к работе школьников в ИОС. При этом также следует стремиться к тому, чтобы в процессе этой деятельности формировались не только предметные учебные действия, но и коммуникативные, чтобы реализовывались интерактивные возможности информационно-образовательной среды.

Одной из таких форм может быть технология BYOD. Она получает все более широкое распространение в средней и старшей школе, однако пока не получает внедрения на начальной ступени обучения. В то же время ученик любого возраста хорошо знает возможности своего личного гаджета, ему легко и удобно работать с ним. Использование BYOD эффективно в том случае, если технологические возможности школьного оборудования не всегда позволяют решать определенные задачи. Нам представляется, что технология BYOD может органично вписаться и в процесс групповой работы, и в индивидуальную работу школьника, ведь возможности смартфонов для организации познавательной деятельности весьма широки [2; 3].

Рассмотрим некоторые примеры. При выполнении практической работы «Мой путь из школы домой» можно предложить школьникам найти свой дом на карте и проложить маршрут до школы.

При изучении погоды младшие школьники могут определить ее элементы с помощью традиционных приборов (термометр, флюгер) и описать ее (облачность, особые атмосферные явления), отметив в календаре погоды, а затем найти ее описание в интернете. Расшифровку символов погоды можно рассматривать как перевод одного вида информации (знаково-символической) в иную, что тоже является важным вкладом в развитие младшего школьника.

При проведении прогулок или экскурсий в природу учащиеся проводят наблюдения за сезонными явлениями в неживой и живой природе, деятельностью человека

в разные времена года. Школьникам можно предложить сделать «цифровые зарисовки» - фотографии тех явлений, объектов или процессов, которые будут им доступны на прогулке. Например, можно сфотографировать небо, облака, деревья и кустарники, цветы и пр. Возможности смартфона позволяют сделать аудиозапись (например, звуков окружающей среды) и видеозапись. Результаты самостоятельной работы школьников послужат основой для создания проекта, отчета и пр. Иными словами, идеи для завершения такой исследовательской работы - дело учителя.

При изучении природных зон России в процессе освоения предмета «Окружающий мир» можно организовать поиск информации согласно типовому плану изучения природной зоны. Например, один их учащихся показывает положение природной зоны на карте России, другой кратко рассказывает об особенностях климата, другие школьники изучают растения и животный мир природной зоны. Роль учителя будет заключаться в систематизации и обобщении представленных материалов, организации коммуникации между обучающимися.

Формирование экологической культуры - важное звено в обучении предмету «Окружающий мир». Использование современной техники позволит школьникам фиксировать положительные и отрицательные воздействия человека на природу, окружающую его среду, делиться этой информацией, в т.ч. в социальных сетях. Сетевое взаимодействие - еще один «ключ» к формированию коммуникативных умений учащихся. Изучение реальных экологических проблем территории, знакомой для учащихся, возможно посредством анализа конкретных ситуаций (case-study) с использованием технологии BYOD [4].

Представленные примеры в большей степени показывают индивидуальную работу школьника, но обобщение ее результатов в группе (виртуальной или иной) позволит постепенно развивать все виды универсальных учебных действий.

Такие приемы работы показывают младшим школьникам значение ИКТ в жизни, в реальных ситуациях, в т.ч. образовательных, помогая им овладеть ключевыми навыками и компетенциями. Проблема заключается в том, чтобы более широко применять новые технологии обучения, не боясь использовать гаджеты в образовательных целях. Полагаем, что активное их использование будет способствовать достижению планируемых результатов обучения в начальной школе.

Литература

1. Добротин Д.Ю. Учебный проект как средство комплексной оценки образовательных достижений учащихся / Д.Ю. Добротин, И.Н. Добротина // Успехи современной науки и образования. - 2016. - №11. - Т. 1. -С. 102-105.

2. Смирнова М.С. Традиции и инновации в современном образовательном процессе // Ознакомление с окружающими миром в современном образовательном процессе: Сборник материалов научно-практической конференции. - М.: Перо, 2016. - С. 81-84.

3. Смирнова М.С. Как изучать «Окружающий мир» в начальной школе: Учебное пособие / М.С. Смирнова. -М.: Перо, 2016. - 66 с.

4. Смирнова М.С. Кейс-технологии в образовательном процессе: от школы до магистратуры // Интерактивная наука. - 2016. - №2. - С. 63-65.

62

Интерактивная наука | 5 (15) • 2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.